реализация государственной политики в сфере местного самоуправления на современном этапе
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 21.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 6
1.1. Правовые основы местного самоуправления 6
1.2. Экономические основы местного самоуправления 11
1.3. Задачи и принципы государственной политики в развитии местного самоуправления 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 21
2.1. Местное самоуправление в России: достижения и проблемы 21
2.2. Механизмы реализации государственной политики в области развития местного самоуправления 31
2.3. Практика развития местного самоуправления (на примере Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района) 37
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ 49
3.1. Направления укрепления финансовой базы муниципалитетов 49
3.2. Повышение эффективности участия населения в осуществлении местного самоуправления 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
.. Скажу больше, это относится ко всем государственным решениям. Во всяком случае, должно относиться ко всем государственным решениям...» [42]. Несмотря на это, повышение уровня гражданской активности, является проблемой, требующей незамедлительного решения. Сам по себе развитый институт гражданского участия − сложнейший институт, являющийся показателем демократического принципа организации власти, одновременно требующий более тщательного анализа типа отношений процесса взаимодействия власти и общества и их целей.На уровне муниципального образования, гражданское участие включает в себя взаимодействие институтов гражданского общества и органов местной власти. Это взаимодействие благоприятно влияет на понимание общественностью процессов подготовки и принятия решений, информирования ее о разработке политических приоритетов, учета мнений всех заинтересованных сторон о предпочтениях в использовании ресурсов и возможностей сложившейся модели политического управления, а также на формирование гражданского общества, основанного на системе ценностей, предполагающих высокую значимость гражданина в государстве. Осуществление этих возможностей создает множество конкретных ситуаций и информационных мотивов, которые равным образом формируют необходимость действий и получения для этого дополнительной информации, то есть стимулируют общественность в принятии последующих властных решений. В том числе существуют опасения, что полная свобода принятия решений может повлечь за собой еще большее увеличение социальных и политических рисков и «игру в перетягивание одеяла», а именно речь идет о коррупционной составляющей, которая может обеспечить принятие решений, выгодных различным организациям или отдельным людям. Для того, чтобы активизировать гражданское участие в процессе местного самоуправления РФ необходимо:преобладание прозрачности и доступности информации: население должно иметь доступ к информации и быть информировано о процессах принятия решений, их исполнении, стадиях создания проектов (мероприятий) и возможностях участия; проведение постоянного мониторинга мнения населения: проводить высокоактивный сбор мнений, оценивать отношение к проектам (мероприятиям), их предпочтения в отношении любых альтернатив, касающихся проектов (мероприятий); обеспечение прозрачности принятия решений на местном уровне через участие населения в процедуре общественного контроля. Возможность повышения прозрачности могут обеспечивать современные информационные технологии, позволяющие следить за процессом принятия решений в режиме онлайн. Обеспечение онлайн-трансляций ведения советов и размещение видеозаписей в открытом доступе в сети «Интернет» могло бы увеличить масштаб и скорость распространения информации о принятии решений по итогам проведенных советов; повышение уровня вовлеченности населения в «школы гражданской активности» и в программы массового обучения, что в свою очередь позволит населению знать больше о своих возможностях участия в принятии решений местного значения и законных правах; разработка новых форм стимулирования населения за «гражданскую активность», таких как получение символических почетных званий: «за патриотизм», «активный гражданин», «самый активный житель города», «гордость города» и т. д., формирующих идеологию патриотизма. Нельзя не принимать во внимание, например то, что по мере того, как Россия становится развитым обществом, проблема массовости участия перестает быть актуальной, уступая место проблеме эффективности [41, с. 50]. Примером необходимости повышения гражданского участия в местном самоуправлении является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район.У Администрации муниципального района есть сайт, на котором можно посмотреть официальную информацию о деятельности и результатах деятельности Администрации муниципального района, однако на нем отсутствует обратная связь, благодаря которой Администрация может увидеть и проанализировать что именно необходимо населению данного района, как мероприятия, которые уже были произведены отразились на жизни населения. Таким образом необходимо выкладывать на сайт более детальную информацию о деятельности Администрации, а также оперативно обновлять ее актуальность. Благодаря обратной связи через сайт Администрации можно будет проводить мониторинг удовлетворенности населения различными проектами (мероприятиями) Администрации. Для этого должна быть отдельная вкладка на странице сайта, где граждане смогут оценить и предложить рекомендации, высказать пожелания по каким-либо решениям. Однако такая работа должна проводиться не только посредством сайта, но и с помощью личного опроса в случае, если у граждан нет доступа к сети Интернет. Таким образом будет собрано комплексное мнение о деятельности Администрации и желаниях граждан, а следовательно, будут приняты более эффективные управленческие решения.Процедура общественного контроля недоступна для жителей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, поскольку онлайн-работа ведется недостаточно эффективно. Необходимо внедрять систему общественного контроля, чтобы каждый житель района смог наглядно увидеть деятельность органов власти района. Такая процедура обеспечит большую прозрачность деятельности Администрации района.«Школа гражданской активности» не реализуется на территории района, а следовательно многие граждане не знают о своих возможностях и правах в управлении районом, государством.Подобные школы должны вводиться не только для молодого поколения, но и для старшего, однако занятия в такой школе должен проводиться для разных возрастных групп отдельно. К примеру, для молодого населения уроки могут быть проведены онлайн, а затем уже при личных занятиях могут быть заданы какие-то вопросы. Однако для старшего поколения такой формат не подходит, поскольку обычные занятия намного удобнее и привлекательнее для их восприятия. Молодое поколение, наоборот, привлечет, скорее, онлайн-формат занятий.Следовательно, Администрации района необходимо проработать подобную школу для развития гражданской сознательности граждан.Форма стимулирования населения за «гражданскую активность», такая как получение символического почетного звания существует на территории района. Почетное звание выдается на празднике «День города» или «День села», в зависимости от территориальной единицы. Таким образом, работа в таком направлении ведется, однако это скорее дань памяти СССР. Молодое поколение на такое звание не претендует и не хочет его получить. Следовательно, необходимо «омолодить» такую награду, сделать ее более желанной для молодого поколения. Это возможно сделать с помощью дополнительных призов или же повышения имиджа такого звания и привилегий, которое оно дает.Также способ повышения гражданской ответственности заключается в контроле за деятельностью управляющих компаний, создание Территориальных общественных самоуправлений, благоустройство придомовых территорий становится обычным делом для все большего числа российских граждан. Совершенно очевидно, что основная активность граждан проявляется непосредственно по месту жительства, в сфере управления многоквартирными домами. Законодательство открывает возможности для жителей каждого многоквартирного дома избрать членов и председателя совета дома, проводить общее собрание (или заочное голосование) для решения важнейших вопросов управления. Безусловно, там, где эта система стала более чем условностью, она приобрела характер конструктивной беседы и обратилась на пользу местным жителям.В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе подобная практика нашла свое отражение, но не в нужной степени.Возможно, это связано с тем, что люди, в силу отсутствия, например, «Школы гражданской активности» просто не просвещены в их правах.Следовательно, для повышения такой формы взаимодействия граждан с органами государственной власти необходимо просвещать жителей района в такой возможности, возможно, с использованием одного из курсов «Школы гражданской активности».Наиболее частым стало объединение людей в некоммерческие объединения, построение социальных общественных институтов помощи нуждающимся, участие через некоммерческие организации в принятии и разработке различных проектов, касающихся непосредственно жителей региона или страны. На низком уровне остается гражданское участие в разработке и принятии законопроектов, политическое участие населения в принятии решений, что является показателем слабой развитости институтов гражданского общества и отчуждения между властью и обществом. Это обстоятельство противоречит самой идеологии существования местного самоуправления, как форме осуществления народом своей власти. Система местного самоуправления по дизайну и характеру существования становится похожей больше на систему государственных органов власти, теряя идеологию существования, что приводит к отчуждению между местной властью и обществом[32, с. 47]. Такой процесс напрямую связан с пассивным гражданским контролем деятельности органов местного самоуправления, что в конечном итоге приводит к увеличению контроля со стороны государства. Этот процесс стимулирует систему местного самоуправления бюрократизироваться и влечет местное самоуправление в сторону государства, увеличивая зависимость первого. Зависимость органов местного самоуправления от государства в свою очередь приводит к слабой позиции местной власти в политической системе России и мешает в полной мере отстаивать муниципальные интересы. Нельзя упускать из внимания тот фактор, что повышение уровня гражданского участия носит и политические цели, а именно вовлеченность населения в процессы принятия решений, определения политики и т. д. повышает доверие к власти, открывает мирные и законные пути для высказывания и формирования гражданской позиции, что является показателем демократического характера взаимодействия народа и власти. Высокий уровень гражданского участия – один из важнейших индикаторов демократизма, показатель осознанного патриотизма. Таким образом, демократический характер организации власти по принципу местного самоуправления предполагает формирование зрелого муниципального социума, построение прозрачной системы местного самоуправления и передачу гражданам полномочий в принятии решений, которые их затронут. Прозрачность системы позволяет формировать принцип «взаимного доверия» между государством, местной власть и обществом, что приводит к развитию социума, способного принимать эффективные решения, играющие значимую роль в экономическом, социальном, культурном и политическом развитии регионов и РФ в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕГосударственная политика в сфере местного самоуправления является важной и неотъемлемой частью функционирования государственных органов власти.Местное самоуправление существует в неразрывной связи с государственной политикой в сфере местного самоуправления. Она нацелена на то, чтобы осуществлять преемственность работы федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и определенных должностных лиц в процессе реформирования местной власти на принципах самоуправления.Граждане с активной жизненной и социальной позицией активно участвуют в принятии управленческих решений и способствуют совершенствованию системы государственного управления, поскольку органы государственной власти могут моментально получить обратную связь от населения и направить свою деятельность на улучшение жизнедеятельности людей.Главной задачей осуществления государственной политики в сфере развития местного самоуправления в России является предоставление будущего становления местного самоуправления и увеличения эффективности его работы как главных условий создания экономически и социально сформированного демократического государства. Правовая основа местного самоуправления в нашей стране в целом сформирована, дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере связано с повышением качества правового регулирования, устранения имеющихся пробелов и противоречий.Экономическая основа местного самоуправления является одной из основополагающих частей местного самоуправления, без которой ставится под сомнение деятельность и существование муниципальных образований. В связи с этим муниципалитетам должно оказываться должное внимание со стороны государства, направленное на развитие и улучшение их деятельности.Рассмотренный пример организации и развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района показал какие успехи были достигнуты в развитии местного самоуправлении, а также какие «подводные камни» и преграды встречаются в развитии муниципалитета.В РФ, как, в частности, и в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе существует ряд проблем, связанных с местных самоуправлением. Одной из проблем является недостаток самостоятельности муниципального образования. Такая проблема возникла из-за низкой доходности бюджета муниципалитета, а также высокого уровня дотаций и субсидий. Проблема существует также из-за того, что система распределения денежных средств между уровнями бюджетов бюджетной системы РФ не совершенная и требует реформирования. Также Администрация района не может сократить расходную часть бюджета района, поскольку отчисления идут на важные для жизнедеятельности граждан сферы. Также независимость и самостоятельность бюджета невозможно повысить за счет сокращения уровня дотаций и субсидий. Однако за счёт увеличения налоговых поступлений бюджет может повысить свою финансовую устойчивость.В целях повышения собираемости имущественных налогов систематически должна проводиться работа по контролю над своевременностью уплаты имущественных налогов с физических лиц путем направления налоговых уведомлений и требований на уплату налогов непосредственно в адрес работодателей – бюджетных учреждений, финансируемых из муниципалитета. Также для повышения финансовой самостоятельности местного бюджета путем мобилизации неналоговых доходов в бюджет необходима ежемесячная актуализация сведений о налогооблагаемой базе и правообладателях недвижимого имущества, бесхозном имуществе, а также сверка информации по земельным участкам, содержащейся в базах данных ФБУ «Кадастровая палата», Управления Росреестра по муниципальному образованию, Управления ФНС России по муниципальному образованию и Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами по муниципальному образованию.Кроме того, с целью повышения доходной части бюджета муниципального образования целесообразен постоянный учет и контроль над своевременной оплатой договоров по размещению нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в некапитальных строениях, сооружениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования.Также одной из глобальных проблем местного самоуправления и в РФ, и в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе является низкая гражданская активность населения в осуществлении местного самоуправления.Для того, чтобы повысить активность населения в данной сфере необходимо:повышение прозрачности и доступности информации для населения, проведение постоянного мониторинга мнения населения, обеспечение прозрачности принятия решений на местном уровне через участие населения в процедуре общественного контроля,повышение уровня вовлеченности населения в «Школы гражданской активности» и в программы массового обучения, а также разработка новых форм стимулирования населения за «гражданскую активность», таких как получение символических почетных званий, а также контроль за деятельностью управляющих компаний, создание Территориальных общественных самоуправлений.Все эти мероприятия позволят комплексно воздействовать на развитие местного самоуправления и вовлечь граждан в процесс принятия активного участия в местном самоуправлении. Все это в разы повысит уровень и качество жизни населения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЕвропейская хартия местного самоуправления[от 15.10.1985] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/Конституция Российской Федерации[от 12.12.1993(ред. от 21.07.2014)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&dst=0&rnd=3EC17CD776F9F597ED1F10E45B2CCC4B#03567573471085652Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.04.2020)]// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=349167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4135916537702431#033661254555856845Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)]// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=340325&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5353342373342509#07502437795892243Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от [05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=334736&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6573709557506586#08823336978400276Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»[от 21.07.1994 № 1-ФКЗ(ред. от (ред. от 29.07.2018)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=303524&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8268713534617886#08390626975777451Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=342037&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4924469459294183#007910053646387016Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=342034&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4202778092704109#0024785530454277227Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» [от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=217894&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8172137265611592#07004939640081527Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» [от 11.04.1998 N 55-ФЗ] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18399/Указ Президента РФ «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» [от 15.10.1999 N 1370] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24661/Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» [от 10.12.2002 N 879 (ред. от 15.11.2019)]// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=338101&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.528582079910999#07429061317786043Постановление Правительства РФ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.01.2020)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=343519&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.48582075180080775#0057764432111997444Решение Собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «О принятии Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Сибирскому Федеральному округу 30.12.2005 N RU845010002005001) из информационного банка «Красноярский край» [от 22.12.2005 N 02-0063] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW123&n=159119#017129664338231176Закон Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» [от 21.12.2010 N 11-5582 (ред. от 21.03.2019)] // Гарант [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:https://base.garant.ru/18610781/ Закон Красноярского края «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» [от 21.12.2010 N 11-5580 (ред. от 05.07.2018)] // Гарант [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/18610780/Закон Красноярского края «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» [от 21.12.2010 N 11-5540 (ред. от 05.07.2018)]// Гарант [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/18610831/ Закон Красноярского края «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» [от 18.12.2008 N 7-2660 (ред. от 05.07.2018)] // Техэксперт [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/985014971Постановление Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края «Об утверждении муниципальной Программы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» [от 25.10.2013 N 771] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW123&n=161940&dst=#011894431854261867Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» [от 30.09.2013 № 514-п] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW123&n=102085&dst=100001#09656809593828701Правила внутреннего трудового распорядка Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Приложение к Распоряжению Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [от 30.01.2006 №24-Р] // Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.taimyr24.ru/Documents/normative/administration/Подсумкова, А.А., Чаннов, С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). [Электронный ресурс] / А.А. Подсумкова, С.Е. Чаннов // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420388415Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. – М.: ДиС, 2014. – 352 c.Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 238 c.Данилова, Е.Ю., Замышляева, Е.Л. Финансы России 2019 / Е.Ю. Данилова, Е.Л. Замышляева Финансы России. 2019: Стат.сб./ Росстат. - М., 2019. - 439 c.Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 383 c.Иванов, В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 718 c.Постовой, Н.В., Таболин, В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 670 с.Тюхтенев, А.С. Экономическая (материальная) основа местного самоуправления в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект: монография. / А.С. Тюхтенев - М., 2016. - 176 c.Аминов, И.Р., Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации / И.Р. Аминов // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2016. - № 19-2. - С. 239-242.Васильев, Ю.А. Заглянем в ближайшее налоговое будущее / Ю.А. Васильев // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2017. - № 12. - С. 5–14.Великая, Н.М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении / Н.М. Великая // Социологические исследования. - 2015. - №. 8. - С. 45−49.Гамидов, C.C. Современные проблемы гражданского участия в осуществлении местного самоуправления в России / С.С. Гамидов //Управление. - 2019. - № 2. - С. 5–10.Гафурова, Д.Р., Аминов, И.Р. Проблема дефицита бюджетов муниципальных / Д.Р. Гафурова, И.Р. Аминов // Научный форум. - 2018. - №1. - С. 74-79.Гриценко, С.Е. Налоговые доходы как источник формирования доходной базы бюджета городского округа[Электронный ресурс] / С.Е. Гриценко // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. -2016. - Т. 7. - № 1. - Режим доступа: brj-bguep.ruДзагоева, М.Р., Дзабиев, Т.С. Формирование доходов регионального бюджета / М.Р. Дзагоева, Т.С. Дзабиев // Молодежь и наука: актуальные проблемы социально-экономического развития регионов России: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 105–110.Климанова, А.Ю. Проблемы определения правового содержания понятия «экономическая основа местного самоуправления» / А.Ю. Климанова // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 1. - С. 51-58.Котельникова, М.В. Планирование налоговых доходов местных бюджетов: тенденции, проблемы и перспективы / М.В. Котельникова // Известия УрГЭУ. - 2016. - № 6 (68). - С. 57–74.Лыскова, Н.А. Финансовая самостоятельность муниципалитетов и роль местных налогов в ее обеспечении / Н.А. Лыскова // Экономический вестник РГУ. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 302–305.Павлов, Н.В. К вопросу об административно-правовой природе производства по осуществлению муниципального контроля / Н.В. Павлов // Административное право и процесс. - 2016. - № 11. - С. 59–63.Петухов, В.В. Гражданское участие в контексте политической модернизации России / В.В. Петухов // Социологические исследования. - 2016. - № 1. - C. 48–60.Путин, В.В. Приветственное слово 1 съезду родителей [Электронный ресурс] / В.В. Путин // Российская газета. – 2013. - №6004. - Режим доступа: https://rg.ru/gazeta/rg/2013/02/11.htmlСкалабан, И.А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий / И.А. Скалабан // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2011. - № 1 (13). - С. 130−139.Трофимова, И.Н. Гражданский активизм в современном российском обществе: особенности локализации / И.Н. Трофимова // Социологические исследования. - 2015. - №. 4. - С. 72–77.Шулипа, Ю.Ю. Конституционная юстиция в субъектах федерации. (Краткий обзор) [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Шулипа // Мир политики и социологии. – 2015. - №9. - Режим доступа: http://www.rusarticles.com/nauchnye-issledovaniya-statya/konstitucionnaya-yusticiya-v-subektax-federacii-kratkij-obzor-252841.htmlИнформационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации // Министерство юстиций Российской Федерации официальный сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:https://minjust.ru/razvitie-federativnyh-otnosheniy-i-mestnogo-samoupravleniya/informacionno-analiticheskie-materialy-oОтчеты о социально-экономическом развитии муниципального района // Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:http://taimyr24.ru/left_menu/finance_and_economics/otchety-o-ser/Результаты мониторинга местных бюджетов // Министерство финансов Российской Федерации официальный сайт [Электронный ресурс].– Электрон. Дан. – Режим доступа:https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/Социально-экономическое развитие // Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа:https://www.taimyr24.ru/about/Econom_T/Структура и контакты // Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.taimyr24.ru/local_bodies/Administration/Struktur_Kontakts/
1. Европейская хартия местного самоуправления [от 15.10.1985] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/
2. Конституция Российской Федерации [от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&dst=0&rnd=3EC17CD776F9F597ED1F10E45B2CCC4B#03567573471085652
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.04.2020)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=349167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4135916537702431#033661254555856845
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=340325&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5353342373342509#07502437795892243
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от [05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=334736&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6573709557506586#08823336978400276
6. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» [от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от (ред. от 29.07.2018)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=303524&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8268713534617886#08390626975777451
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=342037&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4924469459294183#007910053646387016
8. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=342034&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4202778092704109#0024785530454277227
9. Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» [от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=217894&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8172137265611592#07004939640081527
10. Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» [от 11.04.1998 N 55-ФЗ] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18399/
11. Указ Президента РФ «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» [от 15.10.1999 N 1370] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24661/
12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» [от 10.12.2002 N 879 (ред. от 15.11.2019)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=338101&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.528582079910999#07429061317786043
13. Постановление Правительства РФ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.01.2020)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=343519&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.48582075180080775#0057764432111997444
14. Решение Собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «О принятии Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Сибирскому Федеральному округу 30.12.2005 N RU845010002005001) из информационного банка «Красноярский край» [от 22.12.2005 N 02-0063] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW123&n=159119#017129664338231176
15. Закон Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» [от 21.12.2010 N 11-5582 (ред. от 21.03.2019)] // Гарант [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/18610781/
16. Закон Красноярского края «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» [от 21.12.2010 N 11-5580 (ред. от 05.07.2018)] // Гарант [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/18610780/
17. Закон Красноярского края «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» [от 21.12.2010 N 11-5540 (ред. от 05.07.2018)] // Гарант [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/18610831/
18. Закон Красноярского края «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» [от 18.12.2008 N 7-2660 (ред. от 05.07.2018)] // Техэксперт [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/985014971
19. Постановление Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края «Об утверждении муниципальной Программы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» [от 25.10.2013 N 771] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW123&n=161940&dst=#011894431854261867
20. Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» [от 30.09.2013 № 514-п] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW123&n=102085&dst=100001#09656809593828701
21. Правила внутреннего трудового распорядка Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Приложение к Распоряжению Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [от 30.01.2006 №24-Р] // Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.taimyr24.ru/Documents/normative/administration/
22. Подсумкова, А.А., Чаннов, С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). [Электронный ресурс] / А.А. Подсумкова, С.Е. Чаннов // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420388415
23. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. – М.: ДиС, 2014. – 352 c.
24. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 238 c.
25. Данилова, Е.Ю., Замышляева, Е.Л. Финансы России 2019 / Е.Ю. Данилова, Е.Л. Замышляева Финансы России. 2019: Стат.сб./ Росстат. - М., 2019. - 439 c.
26. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 383 c.
27. Иванов, В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 718 c.
28. Постовой, Н.В., Таболин, В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 670 с.
29. Тюхтенев, А.С. Экономическая (материальная) основа местного самоуправления в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект: монография. / А.С. Тюхтенев - М., 2016. - 176 c.
30. Аминов, И.Р., Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации / И.Р. Аминов // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2016. - № 19-2. - С. 239-242.
31. Васильев, Ю.А. Заглянем в ближайшее налоговое будущее / Ю.А. Васильев // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2017. - № 12. - С. 5–14.
32. Великая, Н.М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении / Н.М. Великая // Социологические исследования. - 2015. - №. 8. - С. 45−49.
33. Гамидов, C.C. Современные проблемы гражданского участия в осуществлении местного самоуправления в России / С.С. Гамидов //Управление. - 2019. - № 2. - С. 5–10.
34. Гафурова, Д.Р., Аминов, И.Р. Проблема дефицита бюджетов муниципальных / Д.Р. Гафурова, И.Р. Аминов // Научный форум. - 2018. - №1. - С. 74-79.
35. Гриценко, С.Е. Налоговые доходы как источник формирования доходной базы бюджета городского округа [Электронный ресурс] / С.Е. Гриценко // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. -2016. - Т. 7. - № 1. - Режим доступа: brj-bguep.ru
36. Дзагоева, М.Р., Дзабиев, Т.С. Формирование доходов регионального бюджета / М.Р. Дзагоева, Т.С. Дзабиев // Молодежь и наука: актуальные проблемы социально-экономического развития регионов России: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 105–110.
37. Климанова, А.Ю. Проблемы определения правового содержания понятия «экономическая основа местного самоуправления» / А.Ю. Климанова // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 1. - С. 51-58.
38. Котельникова, М.В. Планирование налоговых доходов местных бюджетов: тенденции, проблемы и перспективы / М.В. Котельникова // Известия УрГЭУ. - 2016. - № 6 (68). - С. 57–74.
39. Лыскова, Н.А. Финансовая самостоятельность муниципалитетов и роль местных налогов в ее обеспечении / Н.А. Лыскова // Экономический вестник РГУ. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 302–305.
40. Павлов, Н.В. К вопросу об административно-правовой природе производства по осуществлению муниципального контроля / Н.В. Павлов // Административное право и процесс. - 2016. - № 11. - С. 59–63.
41. Петухов, В.В. Гражданское участие в контексте политической модернизации России / В.В. Петухов // Социологические исследования. - 2016. - № 1. - C. 48–60.
42. Путин, В.В. Приветственное слово 1 съезду родителей [Электронный ресурс] / В.В. Путин // Российская газета. – 2013. - №6004. - Режим доступа: https://rg.ru/gazeta/rg/2013/02/11.html
43. Скалабан, И.А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий / И.А. Скалабан // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2011. - № 1 (13). - С. 130−139.
44. Трофимова, И.Н. Гражданский активизм в современном российском обществе: особенности локализации / И.Н. Трофимова // Социологические исследования. - 2015. - №. 4. - С. 72–77.
45. Шулипа, Ю.Ю. Конституционная юстиция в субъектах федерации. (Краткий обзор) [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Шулипа // Мир политики и социологии. – 2015. - №9. - Режим доступа: http://www.rusarticles.com/nauchnye-issledovaniya-statya/konstitucionnaya-yusticiya-v-subektax-federacii-kratkij-obzor-252841.html
46. Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации // Министерство юстиций Российской Федерации официальный сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://minjust.ru/razvitie-federativnyh-otnosheniy-i-mestnogo-samoupravleniya/informacionno-analiticheskie-materialy-o
47. Отчеты о социально-экономическом развитии муниципального района // Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://taimyr24.ru/left_menu/finance_and_economics/otchety-o-ser/
48. Результаты мониторинга местных бюджетов // Министерство финансов Российской Федерации официальный сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/
49. Социально-экономическое развитие // Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.taimyr24.ru/about/Econom_T/
50. Структура и контакты // Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.taimyr24.ru/local_bodies/Administration/Struktur_Kontakts/