Коррекция социальной дезадаптации первокурсников средствами социально-психологического тренинга
Заказать уникальную дипломную работу- 87 87 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 17.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации первокурсников
1.1.Проблема социальной дезадаптации в современной психологии
1.2.Адаптация в условиях обучения в ВУЗе
1.3.Коррекция дезадаптации
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование особенности адаптации студентов к условиям учебных заведений
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования состояния адаптации первокурсников
2.3. Социально - психологический тренинг коррекции социальной дезадаптации первокурсников
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Или это будет легкий дом на сваях, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены.
Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие аккуратные, очень теплые окошки со ставнями?
Какой вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй представить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважением перед таким входом. Или это будут невысокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка?
Будут ли замки в дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор?
Сколько этажей в этом доме?
Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли на нем голубятня или чердак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.
Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь многие часы, время своей жизни.
Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате?
Что стоит в твоей комнате, мягкая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату?
Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислушайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли люди в твоем доме? Если ты выйдешь из этой комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родителей? Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить?
А вокруг твоего дома - посмотри… Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море? Трава, цветы. Растения высажены тобой или это нетронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что ты видишь? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Или в нем что-то не достроено?
После проведенного формирующего эксперимента, направленного на повышение адаптации первокурсников к условиям учебного заведения, студенты экспериментальной группы (12 человек) были вновь обследованы по методике констатирующего эксперимента.
По методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда были получены следующие результаты.
На основании полученных данных социально-психологической адаптации в нашей экспериментальной группе можно дать ей следующую характеристику: по интегральному показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель самопринятия, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с её нарушениями можно сделать вывод, что данная группа достаточно устоявшаяся, сплоченная.
При сравнении полученных результатов в нашем исследовании и статистических норм выявлены показатели, как превышающие норму (адаптивность – 137,7 и 119,0; принятие себя – 47,3 и 37,0; внутренний контроль – 51,8 и 45,5), так и имеющие значения ниже нормы (дезадаптивность – 85,5 и 119,0; непринятие себя – 14,2 и 24,5; непринятие других – 16,4 и 24,5; эмоциональный дискомфорт – 17,2 и 24,5; внешний контроль – 20,8 и 36,0). При интерпретации полученных данных нужно учитывать и возраст респондентов. По сравнению с ребенком юноша уже способен более объективно оценивать свой опыт и рассматривать открывающиеся перед ним возможности. Он постепенно осознает точки зрения других людей и начинает более реалистично судить о мотивах их действий.
Интегральный показатель «Адаптация» имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами, как: «Принятие других» (0,745; p<0,01), «Эмоциональный комфорт» (0,469; p<0,01), «Интернальность» (0,845; p<0,01), «Доминирование» (0,783; p<0,01) и «Лживость» (0,516; p<0,01). Т.е., с повышением адаптации респондента повышаются его показатели принятия себя, эмоционального комфорта, интернальности, способности к доминированию и лживости. И, наоборот, с понижением адаптации (т.е. повышением дезадаптации) вышеперечисленные показатели снижаются.
Интегральный показатель «Лживость» связан статистически значимой прямой (положительной) корреляцией со следующими интегральными показателями: адаптация (0,516; p<0,01), интернальность (0,509; p<0,01) и доминирование (0,732; p<0,01). Таким образом, при высокой лживости наблюдается высокие показатели адаптации, интернальности (или внутреннего контроля) и доминирования, и, наоборот, при низкой лживости вышеперечисленные показатели снижаются. Наблюдается интересная зависимость – более адаптивные, имеющие высокий внутренний контроль и способности к доминированию более склонны к неправдоподобным ответам.
По новой методике исследования социально-психологической адаптации первокурсников Б.Г. Мещерякова и Г.И. Соболева были получены следующие результаты. Тревожность студентов несколько снизилась. В пятерке наиболее важных проблем по прежнему остались такие проблемы, как большой объем домашних заданий (48,4; p<0,01), нехватка времени на сон (47,5; p<0,01), затруднения использования библиотечной системы (39,2 ; p<0,01), не успеет записывать за преподавателем (46,2; p<0,01) и тревога, что преподаватели будут спрашивать больше, чем рассказали (34,8; p<0,01).
Результаты исследования по шкале одиночества показали следующее. Из 12 обследуемых всего студентов 2 показали высокий уровень одиночества. Все остальные студенты показали уровень одиночества в норме (8 человек) и выше нормы (2 человека). Данные изменения свидетельствуют о повышении уровня адаптации и улучшении взаимодействия внутри группы.
Результаты исследования по методике САН показали, что у большинства студентов состояние в норме по всем трем составляющим – самочувствие, активность и настроение. При этом у половины студентов (6 человек) самочувствие все еще ниже нормы, у остальных 6 человек самочувствие в норме. Активность у 8 человек в норме, у 4 человек выше нормы. Настроение все 12 респондентов показали в норме. Таким образом, проведенная работа оказала положительное влияние на состояние студентов.
Результаты исследования по методике Спилбергера-Ханина показали, что уровень тревожности студентов значительно снизился. В среднем они показали 41 балл по ситуативной тревожности (p<0,01) и 43 балла по личностной тревожности (p<0,01), что соответствует норме.
Таким образом, поведенное исследование показало, что у тренинги, направленные на повышение адаптации студентов первого курса оказались эффективными.
Выводы по второй главе
Для подтверждения поставленной гипотезы было проведено экспериментальное исследование особенностей адаптации студентов первого курса к условиям вуза. Цель исследования – изучить влияние специального тренинга на состояние адаптации к условиям учебного заведения первокурсников.
Исследование проходило на базе Уральского Государственного Педагогического Университета в г. Екатеринбурге. В исследовании принимало участие 60 студентов первого курса УрГПУ, из них 15 юношей и 45 девушек в возрасте от 17 до 22 лет.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе экспериментальной работы (констатирующий эксперимент) 60 студентов первого курса были протестированы по пяти методикам, направленным на выявление состояния адаптации студентов к условиям учебного заведения.
На втором этапе экспериментальной работы (формирующий эксперимент) было отобрано 12 человек, у которых уровень адаптации к условиям вуза был наиболее низким. С этой группой студентов были проведены специальные тренинги, направленные на повышение адаптации к условиям учебного заведения.
На третьем этапе экспериментальной работы (контрольный эксперимент) данная группа из 12 студентов была повторно исследована по методикам констатирующего эксперимента. Результаты контрольного и констатирующего этапов экспериментальной работы были сравнены и проанализированы для оценки эффективности проведенной работы по адаптации студентов с использованием тренингов.
Для констатирующего и контрольного этапов эксперимента были выбраны следующие методики исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников Б.Г. Мещеряков, Г.И. Соболев, опросник «Шкала одиночества», опросник САН, тест Спилбергера-Ханина.
Проведенное исследование показало, что уровень адаптации у студентов первого курса низкий, они показали высокий уровень тревожности, одиночества, низкий уровень самочувствия и настроения.
Адаптационный курс проводитлся в течение 5 недель обучения до или после учебных занятий. Программа курса рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 1,5-2,5 часа. Количество участников группы – 12 человек.
Программа включала дискуссионные методики, анкетирования, встречи с администрацией факультетов, профессорско-преподавательским составом, студенческим активом факультетов; игровые методики на знакомство, командообразование, взаимодействие, диагностику отношений в группе. С помощью данных методик студенты знакомятся друг с другом, с факультетом, университетом; получают информацию об особенностях учебного процесса и внеучебной жизни студенчества, традициях Вуза, мотивацию на получение профессии; имеют возможность лучше познать себя и окружающих, приобрести навыки успешного общения, взаимодействия со сверстниками и преподавателями.
После проведения тренинговых занятий студенты вновь были обследованы по методикам констатирующего эксперимента. Результаты исследования показали, что уровень тревожности снизился, самочувствие и настроение повысилось, ушло чувство одиночества. Следовательно, проведенная работа была эффективной.
Заключение
Итак, в данной работе дан теоретический анализ проблемы адаптации, рассмотрено понятие социально-психологической адаптации, изучены общие теоретические и методологические подходы к изучению адаптационного процесса, проанализировано влияние социально-психологической адаптации на успешность обучения. Во второй главе нашего исследования рассмотрены особенности адаптации учащихся к условиям учебных заведений. Так же нами был организовано и проведено исследование на базе Уральского Государственного Педагогического Университета в г. Екатеринбурге, в котором приняли участие студенты-первокурсники.
После проведения специальных тренингов студенты были вновь исследованы по методике констатирующего эксперимента. На основании полученных данных экспериментальную группу можно характеризовать как имеющую повышенные адаптивные способности. Уровень тревожности в данной группе соответствуют статистической норме.
Таким образом, профилактическая работа по повышению уровня социально-психологической адаптации студентов-первокурсников должна включать три уровня психопрофилактической работы. Первичная профилактика предусматривает работу с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств и осуществляет заботу о сохранении психического здоровья и психических ресурсов всех учащихся.
Вторичная профилактика направлена на так называемую «группу риска» и предполагает раннее выявление трудностей в учебе и поведении, проведение индивидуальных консультаций с целью преодолеть эти трудности на начальном этапе.
Третичная профилактика включает в себя работу с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, проведение коррекционных мероприятий с целью преодоления серьезных психологических трудностей. Говоря о профилактике состояний дезадаптации и повышении эффективности адаптационного процесса в учебном заведении, нам представляется целесообразным использовать для обозначения всего комплекса таких мероприятий более общий термин – «оптимизация», который применим по отношению ко всем студентам.
Оптимизация адаптационного процесса в учебном заведении должна включать в себя комплекс мер, направленных как на оптимизацию действия этиологических факторов, определяющих успешность адаптации и коррекцию отдельных нарушений, являющихся звеньями патогенеза состояний дезадаптации, так и на повышение показателей продуктивности, снижение психологической и психофизиологической стоимости при действии основных психологических механизмов адаптации. Воздействие на внутренние детерминанты адаптационного процесса направлено на повышение уровня адаптивности, т.е. способности к достижению адекватных результатов учебной деятельности.
Очевидно, что перечисленные направления оптимизации адаптационного процесса в учебном заведении включают в себя как собственно психологические, так и социальные, организационные и педагогические аспекты. Так как показатели адаптации на этих уровнях тесно связаны между собой, для наибольшей эффективности психической адаптации необходимо сотрудничество и координация действий соответствующих вузовских служб и подразделений.
Список литературы
Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Просвещение, 2002
Бандура А. Теория социального научения. Пер. с англ. / Под. ред. Н.Н. Чубарь.– СПб.: Евразия, 2000.– 320 с.
Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. - 1999. - №6. - С. 116-120.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П., 2004. - 270 с.
Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 382 с; Тренинг развития жизненных целей: программа содействия социальной адаптации / Под ред. Трошихиной Е.Г. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.
Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Минеева С.И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление. – 2001. – № 4(19). – С. 65-69.
Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. - 1999. - Т. 15, №3. - С. 131-135.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб, 1998.
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2000.
Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №5. - С. 14-17.
Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. - 1999. - №4. - С. 21.
Заваржин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. … - Ростов н/Дону, 2002.
Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2001. - С. 220.
Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. М., 2000.
Китаев - Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум. - М., 2001.
Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999.
Колесов Д.В. Эволюция и природа наркотизма. – М.: Педагогика, 1991
Кон И.С. Социологическая психология. -- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.
Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000.
Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга // М. - 1999. - №3. - С. 53-57.
Лукьяненко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А., 2001.
Мельникова Н.Н. Проблема социально-психологической адаптации. Некоторые подходы к изучению//Социальная психология: Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000. Т.2. с.266-270.
Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза / Е.В. Осипчукова // Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2009.
Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. - М., 2000.
Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969. – 424с.
Практическая психология \ Под ред. Кондратьевой С.В. - Гродно, 2002.
Саенко А.Г. Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника Дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001.
Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2003.
Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. М., 1994.
Якунин В.А. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.-512 с.
Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с.
Приложения
Приложение 1
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6»:
«0» – это ко мне совершенно не относится;
«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» – не решаюсь отнести это к себе;
«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Опросник ДПА.
Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
Нет желания раскрываться перед другими.
Во всем любит состязание, соревнование, борьбу,
Предъявляет к себе высокие требования.
Часто ругает себя за сделанное.
Часто чувствует себя униженным.
Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
Свои обещания выполняет всегда.
Теплые, добрые отношения с окружающими.
Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
В своих неудачах винит себя.
Человек ответственный; на него можно положиться.
Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
На многое смотрит глазами сверстников.
Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
Собственных убеждений и правил не хватает.
Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
Люди, как правило, ему нравятся.
Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
С окружающими обычно ладит.
Всего труднее бороться с самим собой.
Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
В душе – оптимист, верит в лучшее.
Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
Человек с привлекательной внешностью.
Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
Приняв решение, следует ему.
Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
Всем доволен.
Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
Уравновешен, спокоен.
Разозлившись, нередко выходит из себя.
Часто чувствует себя обиженным.
Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
Бывает, что сплетничает.
Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
Довольно трудно быть самим собой.
На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом – не от мира сего.
Человек, терпимый к людям, и принимает каждого таким, каков он есть.
Старается не думать о своих проблемах.
Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
Человек стеснительный, легко тушуется.
Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
В душе чувствует превосходство над другими.
Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
Боится того, что подумают о нем другие.
Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
Себя просто недостаточно ценит.
По натуре вожак и умеет влиять на других.
Относится к себе в целом хорошо.
Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
Доволен собой.
Невезучий.
Человек приятный, располагающий к себе.
Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
Когда нужно что-то сделать, охватывает страх; а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
Умеет упорно работать.
Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
Всегда говорит только правду.
Встревожен, обеспокоен, напряжен.
Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
Чувствует неуверенность в себе.
Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
Человек толковый, любит размышлять.
Иной раз любит прихвастнуть.
Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
Никогда не опаздывает.
Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
Выделяется среди других.
Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
В себе все ясно, себя хорошо понимает.
Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
Все свои привычки считает хорошими.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
Показатели и ключи интерпретации.
Интегральные показатели
№ Показатели Номера высказываний Нормы 1 а Адаптивность 4,5,9,12,15,19,22,23,26,27, 29,33,35,37,41,44,47,51,53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88,91,94,96,97,98 (68-170)
68-136 b Дезадаптивность 2,6,7,13,16,18,25,28,32,36, 38,40,42,43,49,50,54,56,59, 60,62,64,69,71,73,76,77,83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 (68-170)
68-136 2 а Лживость – 34,45,48,81,89 (18-45)
18-36 b + 8,82,92,101 3 а Приятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96 (22-52)
22-42 b Неприятие себя 7,59,62,65,90,95,99 (14-35)
14-28 4 а Приятие других 9,14,22,26,53,97 (12-30)
12-24 b Неприятие других 2,10,21,28,40,60,76 (14-35)
14-28 5
а Эмоциональный комфорт 23,29,30,41,44,47,78 (14-35)
14-28 b Эмоциональный дискомфорт 6,42,43,49,50,83,85 (14-35)
14-28 6
а Внутренний контроль 4,5,11,12,19,27,37,51,63,68, 79i91l98J3 (26-65)
26-52 b Внешний контроль 25,36,52,57,70,71,73,77 (18-45)
18-36 7 а Доминирование 58,61,66 (6-15)
6-12 b Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 (12-30)
12-24 8 Эскапизм (уход от проблем) 17,18,54,64,86 (10-25)
10-20 Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.
Приложение 2
Уважаемый первокурсник!
Цель данного опросника — выявить типичные трудности, с которыми сталкиваются студенты первого курса нашего университета. Скорее всего, в конце первого семестра мы обратимся к Вам с просьбой заполнить этот опросник еще раз, чтобы узнать, насколько успешно Вы преодолели эти трудности. По этой причине опросник не является анонимным, но организаторы исследования гарантируют Вам полную конфиденциальность, то есть, индивидуальная информация, полученная в исследовании, не будет разглашаться, а все данные будут представлены в анонимном обобщенном виде.
Опросник состоит из двух частей, первая часть выявляет, как часто те или иные затруднения появляются в Вашей жизни. Вторая — оценивает силу Ваших переживаний связанных с этими трудностями.
Заполнение опросника займет у Вас около 20 минут
Часть .К1. Инструкция:
«Оцените интенсивность переживаний по поводу разных фактов из вашей университетской жизни при помощи пяти вариантов ответов: «крайне беспокоит», «сильно беспокоит», «заметно беспокоит», «слабо беспокоит», «не беспокоит». Чтобы указать, насколько сильно вас беспокоит ф акт, указанный в каждом нижеследующем пункте, обведите кружком соответствующий балл для этого пункта в бланке для ответов».
1. Оцените степень Вашего возможного беспокойства по поводу неоптимального климатического режима в аудитории.
2. Оцените степень Вашего возможного беспокойства в связи с проблемой нахождения расписания для своей группы.
З. Оцените степень Вашего беспокойства относительно факта нехватки учебных раздаточных материалов.
4. Оцените степень Вашего беспокойства в случае, если Вам трудно проследить общую нить рассуждения преподавателя во время лекции.
5. Насколько Вас беспокоят затруднения с восприятием лекционной информации в случае, если Вам не удалось сесть на один из первых рядов?
6. Оцените степень Вашего беспокойства относительно того, что Вы можете перепутать четную и нечетную недели в расписании.
7. Оцените степень Вашего беспокойства в связи с трудностями выполнения требований учебной нагрузки.
8. Насколько Вас беспокоит проблема с тем, как различать, где в расписании речь идет о лекции, а где о семинаре?
9. Насколько Вас беспокоят трудности с поисками какого-либо университетского корпуса (учебного, медицинского, спортивного)?
10. Насколько Вас беспокоит то, что Вы можете остаться без книг, если сокурсники разберут до Вас всю нужную Вам литературу?
11. Оцените степень Вашего беспокойства относительно того, что вследствие дороговизны в столовой Вы можете остаться без обеда.
12. Оцените степень Вашего беспокойства относительно того, что преподаватель может быть к Вам излишне придирчив.
13. Насколько Вас беспокоят трудности ориентировки в здании университета (находить расписание, библиотеку, учебную часть, аудиторию и т.п.)?
14. Насколько Вас беспокоит то, что учебные раздаточные материалы могут оказаться ненадлежащего качества?
15. Насколько Вас беспокоит то, что вследствие большого объема заданий на дом Вы можете не справиться с полным их выполнением?
16. Насколько Вас беспокоит то, что в силу нехватки времени на сон Ваш отдых может оказаться неполноценным?
17. Оцените степень Вашего беспокойства относительно того, что Вы с трудом можете найти себе занятие во время «окна».
18. Насколько Вас беспокоил бы факт нехватки компьютера для осуществления учебной деятельности?
19. Оцените степень Вашего беспокойства относительно того, что вследствие большой продолжительности пары Вы можете сильно устать.
20. Оцените степень Вашего беспокойства относительно того, что Вы можете столкнуться с проблемой неоптимальной температуры в аудиториях.
21. Насколько Вас беспокоит проблема отсутствия (в том числе потери) университетского пропуска?
22. Оцените степень Вашего беспокойства относительно того, что, преподаватели могут спрашивать больше, чем они объясняли.
23. Оцените степень Вашего беспокойства относительно того, что Вам может не хватить кнкг в библиотеке.
24. Насколько бы Вы беспокоились, если бы Вам пришлось работать на устаревшем компьютере, который не отвечает современным требованиям?
25. Оцените степень Вашего беспокойства, относительно того, что Вы не успеваете записывать за преподавателем.
26. Оцените степень Вашего беспокойства относительно нехватки времени для нахождения нужной аудитории.
27. Оцените степень Вашего беспокойства в случае, если Вам не удается сесть на один из первых рядов на лекции.
28. Насколько Вас беспокоит проблема отсутствия (в том числе потери) студенческого билета?
29. Насколько Вас беспокоит то, что еда в столовой может быть неразнообразной?
30. Оцените степень Вашего возможного беспокойства в случае затруднений при пользовании библиотечной системой поиска литературы.
31. Насколько Вы беспокоитесь по поводу нехватки времени большой перемены на то, чтобы поесть?
32. Оцените степень Вашего беспокойства, когда Вы стоите в длинной очереди в столовой.
33. Оцените степень Вашего возможного беспокойства относительно факта плохих вкусовых характеристик еды в столовой.
Часть 2. Инструкция:
«Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое. Оцените частоту их проявления в вашей университетской жизни при помощи пяти вариантов ответов: «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Чтобы указать, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом пункте, обведите кружком балл для этого пункта в бланке для ответов».
1. В аудиториях климатический режим не оптимален.
2. Я испытываю проблему с нахождением расписания для своей группы.
3. Существует проблема нехватки учебных раздаточных материалов (напр., задания по языку).
4. Мне трудно проследить общую нить рассуждения преподавателя во время лекции.
5. Если я не успеваю сесть на один из первых рядов, то потом у меня возникают затруднения с восприятием информации (не слышно преподавателя, не видно то, что написано на доске).
6. Бывает, что я путаю четную и нечетную недели в расписании.
7. Я испытываю затруднения в связи с учебной нагрузкой в университете.
8. у меня существует проблема с тем, как различать, где в расписании речь идет о лекции, а где о семинаре.
9. Я не знаю, где находится какой-либо университетский корпус (учебный, медицинский, спортивный).
10. Из-за того, что другие ребята разбирают книги раньше меня, я остаюсь без нужной для занятий литературы.
11. я сталкиваюсь с проблемой дороговизны в университетской столовой.
12. Преподаватели очень придирчиво ко мне относятся.
13. Мне трудно ориентироваться в университете (находить расписание, библиотеку, учебную часть, аудиторию и т.п.).
14. Меня не устраивает качество учебных раздаточных материалов.
15. Вследствие того, что домашние задания очень большие, я испытываю проблемы с их полным выполнением.
16. Мне не хватает времени на сон, чтобы полноценно отдохнуть.
17. я испытываю проблему с нахождением себе занятия во время «окна».
18. я сталкиваюсь с проблемой нехватки компьютеров для осуществления нормальной учебной деятельности.
19. Из-за того, что пары очень длинные, я сильно устаю.
20. В аудиториях температура не оптимальна.
21. я испытываю затруднения из-за отсутствия у меня (и при себе) университетского пропуска.
22. Преподаватели спрашивают больше, чем они объясняют (на лекциях или семинарах).
23. Библиотечный фонд не располагает достаточным для всех студентов объемом учебной литературы.
24. я сталкиваюсь с проблемой, что компьютеры слишком старые и не отвечают современным требованиям.
25. я не успеваю записывать за преподавателями.
26. я испытываю проблему с нахождением за время перемены нужной мне аудитории.
27. я стараюсь садиться на первые ряды в аудитории.
28. я испытываю затруднения из-за отсутствия у меня (и при себе) студенческого билета.
29. Еда в столовой неразнообразна.
30. Я испытываю затруднения при пользовании библиотечной системой поиска литературы.
31. За время большой перемены я не успеваю поесть.
32. В столовой приходится стоять в длинной очереди.
33. Меня не устраивают вкусовые характеристики еды в столовой.
Приложение 3
Опросник «Шкала одиночества»
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный ответ отметьте знаком «+».
Текст опросника
Утверждения: часто иногда редко никогда
1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2.Мне не с кем поговорить
3.Для меня невыносимо быть таким одиноким
4.Мне не хватает общения
5.Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня
6.Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
7.Нет никого, к кому я мог бы обратиться
8.Я сейчас больше ни с кем не близок
9.Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи
10.Я чувствую себя покинутым
11.Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
12.Я чувствую себя совершенно одиноким
13.Мои социальные связи и отношения поверхностны
14.Я умираю по компании
15.В действительности никто как следует не знает меня
16.Я чувствую себя изолированным от других
17.Я несчастен, будучи таким отверженным
18.Мне трудно заводить друзей
19.Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
20.Люди вокруг меня, но не со мной
Обработка результатов и интерпретация:
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.
Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на ноль.
Полученные результаты складываются.
Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов,
от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества,
от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.
Приложение 4
Опросник САН.
Это бланковая методика, разработанная в Первом Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова, предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3210123) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 — за 2; индекс 1 — за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое — как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А вот по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы_________________Пол______Возраст__________________
Дата_________________Время_________________
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое 2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым 3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный 4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный 5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный 6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение 7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый 8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный 9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый 10 Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный 11 Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный 12 Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный 13 Напряженный. 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный 14 Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной 15 Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный 16 Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный 17 Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый 18 Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный 19 Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый 20 Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный 21 Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный 22 Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать 23 Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный 24 Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный 25 Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый 26 Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый 27 Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко 28 Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный 29 Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный 30 Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный Код опросника
Вопросы на самочувствие — 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Приложение 5
Тест Спилбергера-Ханина
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я внутренне скован 1 2 3 4 5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 6 Я расстроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4
Шкала личностной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
При интерпретации, результат можно оценивать так:
до 30 - низкая тревожность;
31-45 - умеренная тревожность;
46 и более - высокая тревожность.
76
1.Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Просвещение, 2002
2.Бандура А. Теория социального научения. Пер. с англ. / Под. ред. Н.Н. Чубарь.– СПб.: Евразия, 2000.– 320 с.
3.Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. - 1999. - №6. - С. 116-120.
4.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П., 2004. - 270 с.
5.Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 382 с; Тренинг развития жизненных целей: программа содействия социальной адаптации / Под ред. Трошихиной Е.Г. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.
6.Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Минеева С.И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление. – 2001. – № 4(19). – С. 65-69.
7.Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. - 1999. - Т. 15, №3. - С. 131-135.
8.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб, 1998.
9.Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2000.
10.Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №5. - С. 14-17.
11.Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. - 1999. - №4. - С. 21.
12.Заваржин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. … - Ростов н/Дону, 2002.
13.Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2001. - С. 220.
14.Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. М., 2000.
15.Китаев - Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум. - М., 2001.
16.Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999.
17.Колесов Д.В. Эволюция и природа наркотизма. – М.: Педагогика, 1991
18.Кон И.С. Социологическая психология. -- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.
19.Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
20.Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000.
21.Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга // М. - 1999. - №3. - С. 53-57.
22.Лукьяненко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А., 2001.
23.Мельникова Н.Н. Проблема социально-психологической адаптации. Некоторые подходы к изучению//Социальная психология: Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000. Т.2. с.266-270.
24.Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза / Е.В. Осипчукова // Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2009.
25.Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. - М., 2000.
26.Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969. – 424с.
27.Практическая психология \ Под ред. Кондратьевой С.В. - Гродно, 2002.
28.Саенко А.Г. Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника Дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005.
29.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001.
30.Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2003.
31.Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. М., 1994.
32.Якунин В.А. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.-512 с.
33.Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы могут возникать у первокурсников в процессе адаптации?
У первокурсников могут возникать различные проблемы в процессе адаптации, такие как социальная дезадаптация, стресс, отсутствие уверенности в своих силах, чувство неуверенности в новых социальных ситуациях и т. д.
В чем заключается проблема социальной дезадаптации у первокурсников?
Проблема социальной дезадаптации у первокурсников заключается в трудностях, которые они испытывают во взаимодействии со сверстниками, преподавателями и другими людьми в учебном заведении. Это может проявляться в низкой социальной активности, плохом умении устанавливать контакты, трудностях в коммуникации и т. д.
Какие методы используются для коррекции социальной дезадаптации первокурсников?
Для коррекции социальной дезадаптации первокурсников используются различные методы, включая социально-психологический тренинг. Этот тренинг направлен на развитие социальных навыков, коммуникативных способностей, самоуверенности и психологической готовности к взаимодействию с другими людьми.
Как проводится исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям учебных заведений?
Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям учебных заведений проводится путем анализа их состояния, опроса, наблюдения и других методов психологического исследования. Чаще всего используются стандартизированные опросники и тесты, позволяющие оценить уровень адаптации студентов и выявить их проблемные области.
Какие выводы можно сделать по исследованию состояния адаптации первокурсников?
По исследованию состояния адаптации первокурсников можно сделать выводы о том, что адаптация в условиях учебных заведений может быть сложным процессом, связанным с различными трудностями. Коррекция социальной дезадаптации с помощью социально-психологического тренинга может быть эффективным средством для помощи первокурсникам в преодолении этих трудностей и успешной адаптации.
Какая проблема рассматривается в статье?
В статье рассматривается проблема социальной дезадаптации первокурсников в условиях учебных заведений.
Что такое социальная дезадаптация?
Социальная дезадаптация - это процесс несоответствия человека требованиям и ожиданиям социальной среды, что может приводить к проблемам адаптации и психологическому дискомфорту.
Какие факторы могут влиять на адаптацию первокурсников в учебных заведениях?
Адаптацию первокурсников в учебных заведениях могут влиять различные факторы, такие как новая социальная среда, непривычные условия обучения, стресс и тревожность, отсутствие поддержки со стороны близких и друзей, низкая самооценка и неуверенность в своих силах и т.д.
Какими методами можно корректировать социальную дезадаптацию первокурсников?
Для коррекции социальной дезадаптации первокурсников могут использоваться различные методы, в том числе социально-психологический тренинг, который помогает развить социальные навыки, повысить самооценку, установить контакты с окружающими и справиться с эмоциональным дискомфортом.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что проблема социальной дезадаптации первокурсников в условиях учебных заведений является актуальной и требует внимания. Также было отмечено, что для коррекции дезадаптации можно использовать социально-психологический тренинг.
Что такое социальная дезадаптация и почему она актуальна?
Социальная дезадаптация – это состояние, когда человек испытывает трудности в адаптации к социальной среде. Она актуальна, потому что может приводить к негативным последствиям для личности и общества.