"Недостатки словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития)"
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 15.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты недостатка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 6
1.1 Понятие словообразование и его развитие в онтогенезе 6
1.2 Характеристика общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста 9
1.3 Особенности формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 16
1.4 Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению недостатка словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Изучение недостатка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 22
2.1 Организация и результаты исследования 22
2.2 Педагогическая работа по преодолению недостатка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 24
Выводы по 2 главе 27
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 33
Глава 2. Изучение недостатка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня2.1 Организация и результаты исследованияДиагностикасловообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня проводилась в средней группе … г. … (указать учреждение и город). До начала диагностики и развивающей работы с родителями дошкольников было проведено родительское собрание по теме «Речь современного ребенка» (см. Приложение 1), на котором сообщались цели проведения исследования, важность своевременной диагностики особенностей речи и принятие соответствующих мер по ее развитию, а также получено согласие от родителей на дальнейшую работу с дошкольниками.Всего в исследовании приняли участие 2 ребенка средней группы в возрасте от 4 до 5,5 лет, имеющих общее нарушение речи 3 уровня и занимающихся у логопеда.В рамках диагностики было решено проводить следующие задания на изучение словообразования.Изучение умений:образовывать однокоренные слова;умение образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом.Содержание заданий. Ленты: теплая шапка, теплый ветер, теплое лето, теплые варежки;Критерии оценивания:высокому уровню развития грамматического строя речи соответствовало правильное выполнение задания без помощи педагога;среднему уровню развития грамматического строя речи соответствовало допущение ребенком 1-2 ошибок, обращение за уточняющей помощью педагога;низкому уровню развития грамматического строя речи соответствовало невыполнение задания (отказ от выполнения), ошибочное выполнение задания, даже при условии помощи педагога.Результаты диагностики по словообразованию дошкольников представлены в табл. 1.Таблица 1Результаты выполнения заданий по словообразованию№ п/пИмя ребенкаУмение образовывать однокоренные словаУмение образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксомУровень развития1Захар Ж.--низкий2Артем К.--низкийСогласно полученным данным, и Захар, и Артем не справились с заданиями, для них характерен низкий уровень грамматического строя речи.Практически не было неправильных ответов.Трудности у дошкольников наблюдались:в 1 части задания – в процессе формирования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами от неодушевленных предметов;во 2 части задания – в процессе формирования прилагательных от слов: вода, солнце, квадрат,темнота.В соответствии с полученными в ходе диагностики результатами был разработан комплекс педагогических мероприятий для дошкольников, составленный в соответствии с возрастными особенностями детей и образовательной программой ДОУ.2.2 Педагогическая работа по преодолению недостатка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровняИсходя из того, что ведущим видом деятельности в среднем дошкольном возрасте является игра, решено было использовать ее как один из основных приёмов для преодоления недостатка словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня. Необходимые грамматические категории отрабатывались посредством следующих видов игр:настольно-печатные;словесные дидактические.Игровые упражнения направлены на формирование умений словообразования, а именно: использование суффиксов и приставок,ознакомление дошкольников с разными способами словообразования в русском языке; формирование умения у дошкольников образовывать существительные с суффиксами, а также глаголы с приставками по образцу.Предложенныенастольно-печатные, словесно-дидактические, а также подвижные игры, представлены в Приложении 2. Данные игры способствуют формированию у дошкольников с ОНР 3 уровня различных грамматических категорий (см. табл. 2).Таблица 2Комплекс игр по развитию словообразования№ п/пНазвание и игрыЦельФорма работы1«Что без чего?» (настольно-печатная игра)формирование навыков образования существительных в родительном падежеИндивидуальная2«Назови ласково» (настольно-печатная игра)формирование навыка образования существительных в уменьшительно-ласкательной формеИндивидуальнаяОстальные игры представлены в Приложении 2.Важно отметить, что практически любую настольно-печатную игру можно применять, как словесно-дидактическую.Еще одним методом по формированию грамматического строя речи дошкольников, в частности – по обучению словообразованию, предложено использование подвижных игр (см. Приложение 2). Таким образам, применение игровых приёмов, во многом способствует более осознанному и глубокому усвоению дошкольниками грамматической стороны речи. В процессе игр дети более осмысленно подходят к выполнению заданий, а также с большим интересом относятся к игровым действиям и легче выявляют языковые закономерности, вводят их в собственную речь.При построении комплекса мероприятий по формированию грамматического строя речи средних дошкольников были учтены их возрастные особенности, согласно которым, в данный период ребенку сложно удерживать длительное время внимание, дети часто отвлекаются, им необходимо довольно частое чередование видов деятельности, длительные неподвижные задания неприменимы, они должны разбавляться подвижными играми, должна присутствовать максимальная наглядность.Выводы по 2 главеТаким образом, в рамках практической части исследования проведено исследование словообразования двух дошкольников с ОНР 3 уровня с предварительным согласием их родителей на участие в исследовании.Было выявлено, что оба ребенка не справились с заданиями, для них характерен низкий уровень грамматического строя речи.В связи с полученными данными разработан комплекс игровых упражнений, способный развивать умение словообразования ребенка. Предложенные развивающие игры способствуютусвоению дошкольниками грамматической стороны речи в легкой и интересной для них форме.ЗаключениеЦелью исследования было изучение недостатков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития). Для достижения цели исследования решены задачи исследования.Определено понятие словообразования и его описать развитие в онтогенезе.Под словообразованием понимают термин, обозначающий образование новых производных слов в языке от однокоренных слов.Охарактеризовано общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. Выявлено, что общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развитие речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Описаны особенности формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, к ним относятся:замены слов при словообразовании, основанные на ассоциации по сходству, делят на замены по сложности; замены, основанные на ассоциации по сложности, замены на ассоциации по контрасту;у детей с ОНР наблюдается своеобразие становления отдельных операций программирования речевого высказывания;связное речевое высказывание детей 3-его уровня речевого развития отличается отсутствием чёткости, последовательности в изложении, нарушением логико-временных связей и причинно-следственных отношений.Обосновано использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению недостатка словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня.Изучено словообразование у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.Выявлено, что дети, принимавшие участие в исследовании, не справились с заданиями, для них характерен низкий уровень грамматического строя речи.Предложены педагогические условия для развития словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня с использованием дидактических игр.В связи с полученными в ходе диагностики данными разработан комплекс игровых упражнений, способный развивать умение словообразования ребенка. Предложенные развивающие игры способствуют усвоению дошкольниками грамматической стороны речи в легкой и интересной для них форме, другими словами, способствуют преодолению недостатка словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня.Список литературыАлексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113-117.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.Воробьева В.К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности / В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. - С. 106 – 118.Гаубих Ю.Г., Липкина Ю.С. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов / [Авт.-сост. Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.]; Под ред. В.И. Селиверстова. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1979. - 192 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Сирин, 2009. – 308 с.Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. // Логопед в детском саду. - М., 2005.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.Демьянов Ю. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум: МиМ, Респекс, 1999. – 294 с.Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., 1990.Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб, 2003.Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М., 2003.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002.Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. - СПб., 2006.Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1983.Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. - М., ГНОМ И Д., 2003.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология № 4. - М., 2001.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 41–46. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с.Приложение
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113-117.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
5. Воробьева В.К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности / В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. - С. 106 – 118.
6. Гаубих Ю.Г., Липкина Ю.С. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов / [Авт.-сост. Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.]; Под ред. В.И. Селиверстова. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1979. - 192 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Сирин, 2009. – 308 с.
8. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. // Логопед в детском саду. - М., 2005.
9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
10. Демьянов Ю. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум: МиМ, Респекс, 1999. – 294 с.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., 1990.
12. Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.
13. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб, 2003.
14. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968.
15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.
16. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.
17. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М., 2003.
18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002.
19. Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
20. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
21. Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. - СПб., 2006.
22. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1983.
23. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. - М., ГНОМ И Д., 2003.
24. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология № 4. - М., 2001.
25. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
26. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
27. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 41–46.
28. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня?
У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня наблюдаются особенности в формировании словообразовательных навыков. В связи с задержкой развития речи, такие дети могут испытывать трудности в образовании новых слов и использовании различных словообразующих приставок и суффиксов. Они часто ограничиваются использованием базовых слов, имеют ограниченный словарный запас и не умеют образовывать новые слова по аналогии.
Что такое словообразование и как оно развивается в онтогенезе?
Словообразование - это процесс создания новых слов путем добавления приставок и суффиксов к базовым словам. В онтогенезе развитие словообразования происходит постепенно. У детей дошкольного возраста оно начинается с формирования первых связей между основами и словообразующими элементами. В дальнейшем, с ростом словарного запаса и развитием речи, дети усваивают более сложные способы образования новых слов.
Какие недостатки словообразования наблюдаются у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня наблюдаются различные недостатки в словообразовании. Они часто не умеют образовывать слова по аналогии, не знают различных словообразующих приставок и суффиксов, ограничены в использовании сложных словообразующих конструкций. Кроме того, у них может быть ограниченный словарный запас и затруднения в образовании новых слов.
Какова характеристика общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня?
Ощущение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня проявляется в нарушении связной речи, ограниченном словарном запасе, трудностях в формировании предложений и артикуляции звуков. Они могут испытывать трудности в понимании и использовании сложных грамматических конструкций.
Какой уровень речевого развития имеют дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеется 3 уровень речевого развития.
Что означает понятие словообразование и как оно развивается в онтогенезе?
Словообразование - это процесс образования новых слов на основе уже существующих. В онтогенезе это развивается с помощью активного использования словообразовательных механизмов, таких как приставка, суффикс, корень и окончание.
Какие особенности имеет формирование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня есть особенности в формировании словообразовательных навыков, такие как нарушения в использовании приставок, суффиксов и корней, затруднения в образовании новых слов и сложностей в понимании значений слов.
Что может быть причиной общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста?
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может быть вызвано различными причинами, включая генетические факторы, раннюю негативную эмоциональную и социальную среду, недостаток коммуникации и неправильное обучение.