НАТО в системе международных отношений 1990-1999
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 30.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Проблема расширения НАТО на Восток в рамках международных отношений 5
2. Участие НАТО в Югославском кризисе 29
Заключение 44
Список используемых источников и литературы 46
Приложение 49
Тысячи людей немедля бросилисьоставлять свои дома.20 марта Контрольная миссия ОБСЕ в Косово столкнулась с препятствием со стороны сил Сербии, во время вывода из региона. Дальнейшее выполнение первоначальной задачи стало невозможным. Затем посол США Холбрук вылетел в Белград с целью последнийраззаставить президента Милошевича остановитьнаступление на косовских албанцев или столкнуться с неминуемыми воздушными ударами НАТО.Милошевич не пошёл на его условия, и 23 марта было приказано начать воздушные удары (операция союзных сил).10 июня 1999 года, после семидесятисемидневной воздушной кампании, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана сообщил, что он дал указание генералу Уэсли Кларку, Верховному Главнокомандующему НАТО в Европе, приостановить на некоторое время воздушные операции НАТО против Югославии. Это решение было согласовано после консультативных обсуждений с Североатлантическим советом и утверждением генералом Кларком того, что начался полный вывод югославских сил из Косово.Вывод войск осуществлялся вечером 9 июня в рамках военно-технического соглашения, заключенного между НАТО и Союзной Республикой Югославией. Соглашение подписали генерал-лейтенант сэр Майкл Джексонсо стороны НАТО, а также генерал-полковник югославской армии Светозар Марьянович и генерал-лейтенант Министерства внутренних дел Обрад Стеванович от имени правительств Союзной Республики Югославии и Республики Сербии. Этот вывод также соответствовал достигнутому 3 июня соглашению между Союзной Республикой Югославией и Европейским Союзом и российскими специальными посланниками президентом Финляндии Ахтисаари и бывшим премьер-министром России Виктором Черномырдиным.Генсек НАТО доложил об данных мероприятиях в направленном послании генеральному секретарю Организации Соединенных Наций Кофи Аннану и председателю Совета Защищенности Организации Соединенных Наций. Генеральный секретарь НАТО призвал все стороны инцидента применить шанс для заслуги мира и призвал их исполнить собственные обещания по заключенным в реальное время договорам и всем подходящим резолюциям Совета Безопасности ООН.Признавая значение вклада, который внёс генерал Кларк в операцию «Союзные силы», а еще сплоченности и решимости всех сторонников, генеральный секретарь сказал, собственно что НАТО готово исполнить собственную свежую цель по возвращению людей в собственные жилища и построению крепкого и верного мира в Косово.Признавая ценность вклада, который внёс генерал Кларк в операцию «Союзные силы», а также сплоченности и решимости всех союзников, генеральный секретарь заявил, что НАТО готово выполнить свою новую миссию по возвращению людей в свои дома и построению прочного и справедливого мира в Косово.10 июня Совет Безопасности ООН принял резолюцию (СБ ООН 1244), в которой приветствовал принятие Союзной Республикой Югославией принципов политического урегулирования косовского кризиса, включая полное прекращение насилия и стремительный вывод военных, полицейских и военизированных формирований. В этой резолюции, принятой 14 голосами «за» и ни одним голосом «против» при одном воздержавшемся (Китай), было объявлено о решении Совета Безопасности сформировать в Косово под эгидой ООН международные гражданские силы и силы безопасности.Действуя в рамках Главы VII Устава ООН, Совет Безопасности также счёл нужным, что политическое урегулирование кризиса будет основываться на общих принципах, принятых 6 мая министрами иностранных дел Группы семи промышленно развитых стран и Российской Федерации - группы 8, а также на механизмах, содержащихся в документе, представленном в Белграде президентом Финляндии и специальным представителем Российской Федерации, который был принят Правительством Федеративной Республики 3 июня. Оба документа были приложены к резолюции.Эти принципы включали, в частности, немедленную остановку насилия и репрессий в Косово с дальнейшей проверкой за исполнением; вывод военнослужащего контингента, полицейских Федеративной Республики; воплощение действующих интернациональных пребываний и сил безопасности при существенном участии НАТО в пребывании сил и Соединенном командовании и контроле; создание временной администрации; возвращение всех беженцев; политический процесс, допускающий значительную автономию, а еще демилитаризацию освободительной армии Косово (ОАК) и всесторонний расклад к финансовому развитию кризисного ареала.Совет Безопасности дал полномочия государствам-членам и соответствующим международным организациям создать международное присутствие безопасности и постановил, что его обязанности будут включать сдерживание возобновления военных действий, демилитаризацию ОАК и создание безопасных условий для возвращения беженцев, в которых международное гражданское присутствие могло бы действовать. Совет Безопасности также уполномочил Генерального секретаря ООН учредить международное гражданское присутствие и просил его назначить специального представителя для контроля за его осуществлением.После принятия резолюции 1244 СБ ООН генерал Джексон, работая по указанию Североатлантического альянса, решительно приступил к планированию развертывания сил безопасности, санкционированного Советом Безопасности Организации Объединенных Наций.Первый контингент вошёл в Косово 12 июня. Как было согласовано в военно-техническом соглашении, развертывание сил безопасности (СДК) было синхронизировано с уходом сербских сил безопасности из Косово. К 20 июня вывод сербов был завершен, и СДК прочно обосновались в Косово.В полном составе СДК насчитывало около 50 000 человек личного состава. Это многонациональная армия под единым командованием и протекторатом с существенным участием НАТО. Достигнута договоренность о принципахчленства Российской Федерации. Более двенадцати других стран, не входящих в НАТО, тоже заявили о своем желаниитакже содействовать СДК.Кроме того, 20 июня, после подтверждения Верховным Главнокомандующим союзников в Европе (SACEUR) информации, что сербские силы безопасности покинули Косово, генсек НАТО декларировал, что в соответствии с военно-техническим соглашением он официально останавливает воздушную кампанию.5 апреля 1999 года британский вертолет Lynx доставил помощь в центр беженцев УВКБ в Бразде, который был построен при содействии сил НАТО в БЮРМЕ.2.2. Деятельность НАТО по ликвидации последствий кризиса в КосовоСилы НАТО находились на передовой по облегчению положения многих тысяч беженцев, вынужденных покинуть Косово в результате сербской чисткипо этническому принципу. В Бывшей Югославской Республике Македонии войска НАТО возвелипоселения для беженцев, пунктырегистрации беженцев и питания, а также перевезли сотни тонн гуманитарной помощи нуждающимся. В Албании НАТО развернуло значительные силы для оказания аналогичной помощи. НАТО также оказывает помощь УВКБ ООН в координации полетов гуманитарной помощи, а также дополняет эти полеты с помощью самолетов из стран-участниц. Евроатлантический Координационный Центр реагирования на стихийные бедствия (ЕАДРК), учреждённый при НАТО в 1998 года, также оказал важное содействие в координации операций УВКБ.Серьёзнуюобеспокоенность у стран НАТО и международного сообщества в целом с возрождения кризиса вызывает положение косовских албанцев, остающихся в Косово, чье тяжелое положение было описано беженцами, покидающими край. Все указывало на организованное преследование, включающее массовые казни; эксплуатацию в качестве живого щита; изнасилования; массовые высылки; сожжение и грабежи домов и деревень; истреблениескота и ликвидация посевов; подавление личности, происхождения и собственности путем конфискации документов; недоедания; и многие другие существенные отступленияот международных норм поправам человека.Североатлантический альянс полностью осознал огромные экономические, политические и финансовые проблемы, стоящие перед странами региона в результате конфликта в Косово. В первую очередь, предпринимаемые шаги Североатлантического Союза были сосредоточены на оказании немедленной практической помощи в преодолении кризиса беженцев путем перераспределения сил НАТО в регионе на выполнение гуманитарных целей.Ранним апрелем 1999 года командующему НАТО в Бывшей Югославской Республике Македонии были предоставлены все правана оказание помощи НАТО этой стране и созданию передового штаба в Албании координационно с властями Албании и УВКБ для оценки гуманитарной ситуации и оказания поддержки. Североатлантический альянс также поручил военным властям НАТО наметить последующий план с этой целью. Дальнейшаяподдержказаключалась в предоставление аварийного жилья и развёртывание лагерей беженцев, а также поддержка структур по осуществлению гуманитарной помощи посредством предоставления транспорта и других форм поддержки, включая распределение продовольствия. Страны НАТО оказывают материальную и иную помощь Албании и Бывшей Югославской Республике Македонии и заверялись в том, что будут реагировать на любые вызовы Югославии в сфере их безопасности, связанные с присутствием сил НАТО и их деятельностью на их территории.Главы государств и правительств стран НАТО в Вашингтоне дали пониманиеих видения достижения прочного мира, стабильности и будущего процветания на основе растущей интеграции в европейский мейнстрим, совместно сотрудничая с другими институтами для достижения этих целей. Они организовали процесс индивидуальных консультаций и дискуссий между девятнадцатью странами НАТО и странами региона на основе принципа «19+1» и обязались содействовать региональным кооперациям в рамках Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). Кроме того, онидали согласие на использование ресурсов партнерства во имя мира (ПРМ) для оказания более конкретной и целевой помощи в решении их проблем в области безопасности. Североатлантический альянс также приветствовал соответствующие меры, принимаемые на других форумах, включая предложение Европейского Союза о созыве конференции по Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы в конце мая 1999 года, а также признание роли группы стран "Большой семерки" и финансовых учреждений, таких как Международная финансовая организацияи Международный валютный фонд, в процессе возобновления, которое должно последовать за окончанием косовского кризиса.Таким образом, косовский кризис знаменуется переходом международной системы к серьёзнымизменениям во взаимоотношениях между США, как единственной оставшейся после эпохи холодной войны сверхдержавой, лидером НАТО, и остальным миром, причем – как дружественным Вашингтону, так и недружественным или нейтральным. Совершив нападение на Югославию и осуществив против нее воздушную войну, США сделали заявку:во-первых, на своё исключительное положение на международной арене, когда применение ими силы против других государствне может быть регламентировано международным правом, сдерживающейсилой других стран или даже моральными соображениями.США руководствуются собственными интересами и расчетами и более ничем;во-вторых, путём применения такого рода агрессии был нарушен принцип международных отношений, а именно – обязательство использовать только политические и дипломатические средства урегулирования конфликтов, выросшее из понимания опасности применения современных разрушительных вооружений;в-третьих, был нарушен принцип уважения территориальной целостности и национального суверенитета, и невмешательства во внутренние дела государств.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа протяжении длительного времени в развитии межгосударственных отношений с участием НАТО происходило множество изменений. На постсоветском этапе развития межгосударственных отношений появилось множество факторов, которые оказали негативное воздействие на них. К этим факторам первоначально следует отнести различные события, в которых отмечается противостояние интересов РФ и США. Особенно значимыми событиями при этом стали проблемы расширения НАТО на восток, а также позиции НАТО и России в югославском кризисе. Силы НАТО по завершении Холодной войны сосредоточились на вопросе расширения НАТО до стран Центральной и Восточной Европы. Российская дипломатия стремилась свести к минимуму практическое участие СБСЕ в миротворческой деятельности, подчеркивая, что соглашение между Россией и СБСЕ должно быть общим учебником, устанавливающим широкие правила, которые могут быть использованы в любой ситуации.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией был подписанв Париже 27 мая 1997 года. Однако успех Учредительного акта не должен заслонять силу продолжающейся российской оппозиции расширению НАТО, на что указывал президент Борис Ельцин в своей речи в Париже при подписании учредительного акта и что отражает близкий консенсус в российском политическом спектре. У российских и американских критиков силовой модели урегулирования конфликтов отсутствие моральной составляющей в так называемом миротворчестве в его современном виде (плохо завуалированное осуществление политики силы в интересах одного государства и его союзников), не содействующая поискам мира, что в значительной степени было продемонстрировано в Косовском конфликте.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИСТОЧНИКИ:Основополагающий акт «О взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора» от 27 мая 1997 г. //Официальный сайт Организации Североатлантического договора. – Режим доступа:URL:https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm(Дата обращения: 21.04.2020).Брагин Ю. Распад Югославии: Предпосылки трагедии //Международная жизнь. 1995. № 4-5. С. 74Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М.: РОССПЭН. 2008. – С. 191. Козырев А.В. Преображение. М.: Международные отношения, 1995. С. 120.Преступления НАТО в Югославии. Документальные свидетельства // Белград.1999.- С. 47Указ Президента Российской Федерации от 02.11.1993 № 1833. Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4747Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995 г. № 940 Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8307Partnership for Peace programme [Электронныйресурс]-URL: https://www.nato.int/cps/en/SID-0C6B5A67-DCEE298C/natolive/topics_50349.htmЛИТЕРАТУРА:Алексеева, Ю.В. Эволюция взаимоотношений Российской федерации и НАТО (1992 0 1999). Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2006. – С. 23Алиев, В.Р.О. Расширение НАТО на восток в контексте геополитической ситуации на постсоветском пространстве // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2009. № 5. С. 67-73.Ахмедова, Г. Историко-политические основы нового курса НАТО в 90-х гг. XX века // Архивариус. 2017. Т. 1. № 4 (19). С. 17-21.Байков А.А. и др., Основы экономической политологии // под ред. Завьяловой Е. Б. – М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 181-257 Бобров А.К. Сравнительный анализ внешнеполитических стратегий России и США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. Т. 49. № 9. С. 37-52.Гуськова Е.Ю. Агрессия НАТО 1999 года против Югославии и процесс мирного урегулирования. М.: Индрик, 2013. - С. 304.Душкова Н.А. Россия в контексте мировой истории: учебное пособие // Воронеж: ВГТУ, 2000 г. С. 58.Искендеров С.А. Влияние институтов президентства и личностей глав государств России и США на отношения двух стран / Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 10-15.Каштанова, А. Проблема продвижения НАТО на Восток Европы и расширения её состава во внешней политике России в 1991 – 1999. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2005. – С. 77 Мальков В.Л. Россия и США в XX веке. Новый концептуальный подход // Московский журнал международного права. 2018. № 3. С. 65-71.Покровский М.Н. Внешняя политика России в XX веке. Популярный очерк. М.: Мир. 2011. – С. 506.Пшизова С.Н. Политология: Лексикон // под ред. А. И. Соловьева. — М.: РОССПЭН. 2007. — С. 215-226.Разживин, Ю.А. Неофициальная дипломатия лидеров мировых держав как барометр состояния межгосударственных отношений и миропорядка // Дипломатическая служба. 2019. № 3. С. 61-70.Тарасова, Ю.А. и др. Вопрос о расширении НАТО на Восток в американо-российских отношениях в 90-е гг. XX века // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1 (27). С. 119-123.Шульгин, М.В. Первая волна расширения НАТО на Восток (1990 – 1991). Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону, 2009Штоль, В.В. Эволюция НАТО в реалиях глобализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук / Дипломатическая академия МИД Российской Федерации. Москва, 2004. – С. 17Benjamin S. Lambeth. NATO's Air War for Kosovo: Strategic and Operational Assessment, Issue 1365. — Rand Corporation. 2001. — Р. 276.Stephen T. Hosmer. The Conflict Over Kosovo. Why Milosevic Decided to Settle When He Did. — RAND Corporation. 2003. — Р. 188.ПРИЛОЖЕНИЕСоотношение сил НАТО и ЮгославииСухопутные войскаВоенно-воздушные силыВоенно-морские силы
2. Договоры СНВ-1 и СНВ-2. Справка.// РИА Новости. – 2008. – 17 декабря.
3. Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему / Борис Ельцин. – М. : РОССПЭН, 2008. – 191 с. - Источник:http://www.yeltsincenter.ru/en/node/65
4. Козырев А.В. Преображение. М.: Международные отношения, 1995. С. 120.
5. Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российскихотношений. // TheNewYorkTimes, 2001. – 12.02.
6. Основополагающий акт «О взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора». 27 мая 1997 г.Источник: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm
7. Преступления НАТО в Югославии. Документальные свидетельства. – Белград – 1999.
Литература
1. Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. Экономической политики и государственно-частного партнерства, ––М. : МГИМО-Университет, 2015. –– 412, [1] с. 181-257 –– (Учебники МГИМО
2. Бобров, А.К. Сравнительный анализ внешнеполитических стратегий России и США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. Т. 49. № 9. С. 37-52.
3. Гуськова Е.Ю,. Агрессия НАТО 1999 года против Югославии и процесс мирного урегулирования. — Москва: Индрик, 2013. — 304 с.
4. Душкова Н.А. Россия в контексте мировой истории: учебное пособие. Воронеж, изд-во ВГТУ, 2000
5. История отечественного государства и права. Часть вторая. Под редакцией д.ю.н., заслуженного профессора МГУ О.И. Чистякова. - издание третье, перераб. и дополнен. С. 155 // Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф. - Режим доступа: - http://www.consultant.ru
6. Исаев, И.А. История политических и правовых учений России: Учебник / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
7. Искендеров, С.А. Влияние институтов президентства и личностей глав государств России и США на отношения двух стран // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 10-15.
8. Мальков, В.Л. Россия и США в XX веке. Новый концептуальный подход // Московский журнал международного права. 2018. № 3. С. 65-71.
9. Покровский, М.Н. Внешняя политика России в XX веке. Популярный очерк / М.Н. Покровский. - Москва: Мир, 2011. - 506 c.
10. Пшизова, С. Н. Политология: Лексикон. Под ред. А.И.Соловьева / Под ред. А. И. Соловьев. — Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Москва, 2007. — С. 215–226.
11. Разживин, Ю.А. Неофициальная дипломатия лидеров мировых держав как барометр состояния межгосударственных отношений и миропорядка // Дипломатическая служба. 2019. № 3. С. 61-70.
12. Ратьковский, И.С. Новейшая история России. 1914-2011: Учебное пособие для бакалавров / И.С. Ратьковский. - М.: Юрайт, 2013. - 541 c.
13. Benjamin S. Lambeth. Nato's Air War for Kosovo: A Strategic and Operational Assessment, Issue 1365. — Rand Corporation, 2001. — 276 p
14. Lebow R.N. The Long Peace, the End of the Cold War, and the Failure of Realism// International Organazation.1994.No2. p. 253
15. Reynolds D. The Origins of the Cold War in Europe: International Perspectives. — Yale University Press, 1994.
16. Stephen T. Hosmer. The Conflict Over Kosovo. Why Milosevic Decided to Settle When He Did. — RAND Corporation, 2003. — 188 p
17. The Alliance's New Strategic Concept. Agreed by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Rome on Nov. 7-8, 1991 // NATO Review.- 1991. - Dec. - Vol. 39. - №6. http://bushlibrary.tamu.edu/research/public_papers.php?id=3600&year=1991&month=11
Вопрос-ответ:
Какая проблема возникла в системе международных отношений в 1990-1999 годах в связи с расширением НАТО на Восток?
Проблема заключалась в том, что расширение НАТО на Восток вызывало недовольство и опасения у России и других стран, которые рассматривали это как угрозу своей безопасности и суверенитету. Это приводило к напряженности в отношениях между НАТО и Россией, а также между НАТО и другими странами.
Какая роль играла НАТО в Югославском кризисе?
НАТО сыграло активную роль в Югославском кризисе. Оно проводило воздушные операции против Югославии с целью остановки насилия и нарушений прав человека на территории Косово. НАТО бомбила военные и инфраструктурные объекты в Югославии и таким образом пыталось заставить Сербию прекратить насилие и согласиться на решение конфликта.
Какие препятствия возникли у контрольной миссии ОБСЕ в Косово?
При выполнении задачи по выводу из региона сил Сербии, контрольная миссия ОБСЕ в Косово столкнулась с препятствиями со стороны сил Сербии. Это создавало трудности и опасности для миссии и мешало ее дальнейшему выполнению первоначальной задачи.
Кто вылетел в Белград и какая роль ему была поручена?
Посол США Ричард Холбрук вылетел в Белград. Ему была поручена роль выступать в качестве главного американского дипломата по Югославии и участвовать в международных переговорах по решению Югославского кризиса.
Какие последствия имело участие НАТО в Югославском кризисе?
Участие НАТО в Югославском кризисе имело различные последствия. С одной стороны, это помогло остановить насилие и нарушения прав человека на территории Косово. С другой стороны, это вызвало недовольство и протесты в России и других странах, которые считали вмешательство НАТО нарушением международного права. Кроме того, в результате конфликта развилась новая политическая ситуация на Балканах, включая провозглашение независимости Косово.
Какова проблема расширения НАТО на Восток в рамках международных отношений?
Проблема расширения НАТО на Восток в рамках международных отношений заключается в том, что это вызывает напряженность в отношениях с Россией. Россия считает, что расширение НАТО на свои границы угрожает ее национальной безопасности и является неприемлемым.
Каким образом НАТО участвовала в Югославском кризисе?
НАТО участвовала в Югославском кризисе путем проведения военной операции против Сербии. В 1999 году, в ответ на нарушение прав человека и насилие в Косово, НАТО начала бомбежки и ракетные атаки на военные и гражданские цели в Сербии. Операция продолжалась около три месяцев и привела к прекращению вооруженного конфликта.
Какие были преграды перед Контрольной миссией ОБСЕ в Косово?
Контрольная миссия ОБСЕ в Косово столкнулась с препятствием со стороны сил Сербии во время вывода из региона. Это привело к тому, что выполнение первоначальной задачи стало невозможным. Препятствия со стороны Сербии создали неприятные условия для работы миссии и вызвали напряженность в регионе.