Совесть как морально-психологический механизм самоконтроля личности
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 04.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Совесть как морально-психологический механизм самоконтроля личности 4
1.Понятие «совесть» 4
2 Совесть как механизм регуляции социального поведения личности 11
3 Совесть как морально-психологический механизм формирования самоконтроля личности 14
Заключение 21
Список литературы: 23
Святые отцы и церковные писатели указывают на глобальный характер совести. Совесть является нравственным опытом человека. В мистических воззрениях ее представляют в виде таинственной и невидимой силы. У И.А. Ильина такое сравнение более художественное: «В тот миг, когда совесть овладевает нашей душой, у нас нередко бывает ощущение, будто в нас что-то проснулось или восстало – какая-то особая сила, которая, по-видимому, долго дремала и вдруг очнулась и властно развернулась». Совесть имеет сложную иерархическую структуру, динамичность и многогранность проявлений. Совесть связана с аналитической функцией ума и этическим переживанием, не может осуществлять своих функций без содействия воли. «Основными функциями совести являются законодательная, судебная и исполнительная. В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода». Совесть указывает на требование нравственного закона, обличает или одобряет, карает или награждает. В судебной функции совести, проявляется ее достоинство и состоит в том, что голос совести правдив и неподкупен, научая, сохраняет. «Учитель истинный есть совесть, которой слушающийся пребывает непреткновен». Функционирование совести сложный динамический процесс и его качество зависит от степени приближения личности к самоконтролю. Совесть, как механизм самоконтроля, нуждается в хранении и развитии. В зависимости от того как человек обращается со своей совестью, она может быть «доброй» или «потерянной». Понятие совести широко употребляется у философов и известно с древних времен. К теме совести обращались русские философы. И.А. Ильин писал: «…А между тем, истинное исцеление, обещающее цельность души, нуждается всего-навсего в моем согласии: только оно может дать человеку внутреннее примирение, единение между инстинктом и духом, радость добровольности и предметного служения. Я исцелюсь в тот миг, когда предамся божественному зову совести». В современной философии, дается такое определение совести: «Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному, – как собственное несовершенство. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается как автономная – не ориентированная на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. В качестве нравственного регулятивасовесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями, ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований». А это понятие совести из советской энциклопедии недавнего атеистического прошлого: «Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков;…» [16]. Слова «самоконтроль», «самостоятельно» говорят о том, что понятие совести связано с процессом морально-психологического контроля.Без совести, совестливого поведения личности, невозможно держать себя в рамках установленных социальных и нравственных норм.Выяснив, что совесть имеет различные состояния, можно сделать вывод, что это изменчивая категория нравственного сознания и зависит от отношения к ней человека, поэтому нуждается в развитии до устойчивой формы, т.е. формировании. Таким образом на основании третьей части работы можно сделать вывод том, что совесть должна развиваться в рамках самоконтроля расти и развиваться.В формировании нуждаются не только отдельные категории, но и нравственное сознание. Находясь в состоянии выбора, человек нуждается в твердой нравственной позиции, которую дает сформированное нравственное сознание.ЗаключениеНа основе проделанной работы можно сформулировать ряд выводов:Понятие «совесть» и «совестливость» неразрывно связано с профессиональной и повседневной деятельностью сотрудников органов внутренних дел, потому что именно они постоянно сталкиваются с проблемами нравственности.Изучение совести как морально-психологического механизма самоконтроля личности особенно важно с точки зрения органов внутренних дел, так как совесть позволяет человеку держать себя в рамках «дозволенного» и определяет возможность наступление или предупреждения преступлений.Совесть рассматривается как внутренний регулятор поведения, который через чувство вины или невиновности дает индивиду знать, насколько он может принадлежать к той или иной группе, т. е. переживать свою идентичность, имеющую основанием социальные ценности, вписывая свой личностный смысл в более общий, доступный ему контекст.Под чувствительностью совести – минимальный показатель совести, при котором человек начинает признавать свои ошибки в получении выгоды за счет присвоения чужих заслуг. Иными словами – это порог реагирования на свое безнравственное поведение. Подведя итог можно дать толкование понятиям «совесть», «совестливость». Совесть – состояние психики личности, характеризующееся эмоциональным переживанием ответственности за своё поведение. Совестливость – эмоциональная реакция психики личности на свои поступки с позиций нравственности. В результате анализа классификаций совести были выделены три крупные группы:1. совесть как социального ориентира, 2. совесть как инструмент саморегуляции человека, 3. совесть как системы ценностей. Эти классы опосредованно свидетельствуют о сложной структуре совести как психического явления и проявления ее.Слова «самоконтроль», «самостоятельно» говорят о том, что понятие совести связано с процессом морально-психологического контроля.Без совести, совестливого поведения личности, невозможно держать себя в рамках установленных социальных и нравственных норм, что особенно интересно для изучения сотрудниками органов внутренних дел в своей повседневной и профессиональной деятельности.Выяснив, что совесть имеет различные состояния, можно сделать вывод, что это изменчивая категория нравственного сознания и зависит от отношения к ней человека, поэтому нуждается в развитии до устойчивой формы, т.е. формировании. Таким образом совесть должна развиваться в рамках самоконтроля расти и развиваться.Список литературы:1.Архимандрит Киприан Керн. Типы грешников. Как определить свой характер в духовной жизни. М.: изд. Новая книга, 2016. 2. Архиандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2014. 3. Дитрих фон Гильдебранд. Этика. СПб.: изд. Алетейя, 2015. 4. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Путь духовного обновления. СПб, изд. «Шпиль», 2014. 5. КлаудиаКунц. Совесть. - М.: изд. центр «Ладомир», 2017. 6. Кропоткин П. Этика. Том I. Происхождение и развитие нравственности, «Голос Труда», Пб.; М., 2012. 7. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: изд. Политической литературы, 2011. 8. Мамардашвили М.К. Философия и личность. // Выступление на Методологическом семинаре сектора философских проблем психологии Института психологии РАН/ журнал «ЧЕЛОВЕК», - М., 2014, № 5. С. 5-19. 9. Манёров В.Х. Структура, функции, устойчивость транскультурного инварианта представлений о совести (по данным мониторинговового исследования)/ Преемственность психологической науки в России: традиции инновации. Сборник материалов 2 межд. Конференции, посвященной 90-летию кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2015, - С. 140-148. 10. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. СПб.: изд. Алетейя, 2015. 11. Паскаль Б. Мысли. - М.: «REFL-book», 2014. 12. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 2015, 535 с. 13. Стевенсон Лесли. Десять теорий о природе человека. - М.: Слово/Slovo, 2004. 14. Столяров А.А. Феномен совести. Краткий обзор основных типов морального целеполагания в античности. - М.: 2015. 15. Терещенко М. Такой хрупкий покров человечности. Банальность зла. Банальность добра. М.: РОСПЭН, 2015. 16. Ухтомский А.А. Интуиция совести. – СПб.: изд. Петербургский писатель, 2015. 17. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: изд. Прогресс. 2016. 18. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: изд. «Республика», 2017. 19. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. - Киев, 2015, с . 62-79. 20. Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть. /Историческая психология и социология истории./ в. 1, том 3, 2010.
Список литературы:
1.Архимандрит Киприан Керн. Типы грешников. Как определить свой характер в духовной жизни. М.: изд. Новая книга, 2016.
2. Архиандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2014.
3. Дитрих фон Гильдебранд. Этика. СПб.: изд. Алетейя, 2015.
4. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Путь духовного обновления. СПб, изд. «Шпиль», 2014.
5. Клаудиа Кунц. Совесть. - М.: изд. центр «Ладомир», 2017.
6. Кропоткин П. Этика. Том I. Происхождение и развитие нравственности, «Голос Труда», Пб.; М., 2012.
7. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: изд. Политической литературы, 2011.
8. Мамардашвили М.К. Философия и личность. // Выступление на Методологическом семинаре сектора философских проблем психологии Института психологии РАН/ журнал «ЧЕЛОВЕК», - М., 2014, № 5. С. 5-19.
9. Манёров В.Х. Структура, функции, устойчивость транскультурного инварианта представлений о совести (по данным мониторинговового исследования)/ Преемственность психологической науки в России: традиции инновации. Сборник материалов 2 межд. Конференции, посвященной 90-летию кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2015, - С. 140-148.
10. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. СПб.: изд. Алетейя, 2015.
11. Паскаль Б. Мысли. - М.: «REFL-book», 2014.
12. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 2015, 535 с.
13. Стевенсон Лесли. Десять теорий о природе человека. - М.: Слово/Slovo, 2004.
14. Столяров А.А. Феномен совести. Краткий обзор основных типов морального целеполагания в античности. - М.: 2015.
15. Терещенко М. Такой хрупкий покров человечности. Банальность зла. Банальность добра. М.: РОСПЭН, 2015.
16. Ухтомский А.А. Интуиция совести. – СПб.: изд. Петербургский писатель, 2015.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: изд. Прогресс. 2016.
18. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: изд. «Республика», 2017.
19. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. - Киев, 2015, с . 62-79. 20. Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть. /Историческая психология и социология истории./ в. 1, том 3, 2010.
Вопрос-ответ:
Каково понятие совести?
Совесть - это морально-психологический механизм самоконтроля личности. Она является нравственным опытом человека и имеет глобальный характер, согласно святым отцам и церковным писателям.
В каких случаях совесть может работать как механизм самоконтроля личности?
Совесть работает как механизм самоконтроля личности в процессе регуляции социального поведения и формирования самоконтроля. Она помогает нам определить, что является морально допустимым или недопустимым, и влияет на нашу способность самостоятельно контролировать свои поступки.
Какую роль играют святые отцы и церковные писатели в понимании совести?
Святые отцы и церковные писатели подчеркивают глобальный характер совести и ее важность в моральной жизни человека. Они указывают на то, что совесть является нравственным опытом и представляет собой внутренний голос, который помогает нам различать добро и зло.
Что представляет собой концепция совести в мистических воззрениях?
В мистических воззрениях совесть представляет собой нравственный опыт и внутренний голос, который позволяет нам ощутить связь с Божественным и различить добро от зла. Она играет важную роль в формировании нашего духовного развития и помогает нам жить согласно Божьим заповедям.
Как совесть влияет на нашу способность самостоятельно контролировать поступки?
Совесть помогает нам определить границы морально допустимого и недопустимого. Она влияет на нашу способность самостоятельно контролировать свои поступки, помогая нам принимать морально ответственные решения и вести себя соответственно. В конечном итоге, совесть поддерживает наше самоконтроль и помогает нам стать лучшими версиями самих себя.
Какое предназначение имеет совесть?
Совесть является морально-психологическим механизмом самоконтроля личности. Она помогает нам отличать правильное от неправильного, оценивать наше социальное поведение и формировать самоконтроль.
Каким образом совесть регулирует социальное поведение?
Совесть является механизмом регуляции социального поведения личности. Она направляет наши действия в соответствии с моральными нормами и ценностями общества. С помощью совести мы осознаем последствия наших поступков и стараемся быть ответственными перед другими людьми.
Каким образом совесть формирует самоконтроль у личности?
Совесть выступает как морально-психологический механизм формирования самоконтроля личности. Она помогает нам осознать наши сильные и слабые стороны, а также регулировать наше поведение в соответствии с нашими внутренними принципами и нравственными установками. Благодаря совести мы можем контролировать себя и ставить перед собой высокие моральные стандарты.