Развитие пространственного мышления на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе.
Заказать уникальную дипломную работу- 41 41 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 28.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 6
Объемно–пространственное мышление как основа восприятия окружающего мира человеком 6
1.1 Условия развития объемно-пространственного мышления у детей среднего школьного возраста 10
1.2 Педагогические и психологические особенности формирования объемно-пространственного мышления у детей среднего школьного возраста 13
1.3 Методики формирования объемно-пространственного мышления в системе обучения изобразительному искусству в средней школе 19
Глава 2 23
Развитие объемно-пространственного мышления в системе обучения изобразительному искусству на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе 23
2.1 Исследование аспектов, влияющих на формирования объемно-пространственного мышления на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе 23
2.2 Методы и этапы формирования объемно-пространственного мышления на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе 28
2.3 Влияние объемно-пространственного мышления на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе, на развитие творческих способностей обучающихся 34
Заключение 37
Список использованных источников 38
Так как работа по памяти является важной составляющей развития воображения, а также она помогает составить представление детей об окружающей их среде. Пейзажная живопись позволяет лучше познакомить учащихся со своим родным краем, развивает эстетические качества, а при правильном подходе ещё и позволяет сформировать у ребенка любовь и бережное отношение к природе.Ещё один важный этап на уроках рисования по теме «Пейзаж» – изучение и совместный анализ произведений известных художников, на которых изображается природа. На примере таких произведений тоже можно рассмотреть принципы линейной и воздушной перспективы, проанализировать размеры объектов, которые расположены на удалении друг от друга. Также в качестве примеров можно использовать фотографии природы. Учитель может подготовить свои зарисовки и схемы, которые будут иллюстрировать законы перспективы и другие правила рисования пейзажа. Такие схемы должны быть простыми и понятными для каждого ребенка. Также не стоит пренебрегать цифровыми технологиями. Некоторые принципы построения пространства будет проще объяснить с использованием обучающего видео или при помощи специально подготовленной анимации.Многие методические разработки по изучению пейзажа, которые существуют сейчас, направлены скорее на формирование художественно-образного мышления. Несомненно, это тоже является важным аспектом обучения, но при таком подходе уделяется мало внимания формированию объемно-пространственных представлений у ребенка. Работа над пейзажем позволяет использовать разнообразные художественные средства, среди которых уменьшение предметов в зависимости от их удаленности, взаимное загораживание объектов, линейная перспектива. Также при рисовании пейзажа используется изменение цвета в пространстве, то есть рассматриваются принципы световоздушной перспективы. Чтобы использовать все эти средства не обязательно иметь специальную подготовку, дети в средней школе смогут справиться с поставленными задачами, если им будет понятно задание, а также будут понятны все этапы его выполнения. В данном случае важным является не только конечный результат, но и последовательное выполнение всех этапов работы. Если какие-то моменты в работе будут непонятны ребенку, то он не сможет добиться желаемого результата, что, в конечном счете, приведет к отсутствию мотивации для выполнения следующего задания.Далее будет приведен пример урока, целью которого является формирование у детей навыков изображения пейзажа с использованием принципов линейной и воздушной перспективы. Урок для учеников 5-го класса общеобразовательной школы. Тема урока: «Пейзаж. Правила перспективы».Цель урока: сформировать у детей навыки изображения пейзажа с использованием принципов линейной и воздушной перспективы. Задачи урока:-познакомить учеников с правилами перспективы;-развить воображение, объемное и пространственное представление, художественно-образное мышление;-познакомить ребенка с природой родного края;-развить у детей эстетические качества, любовь и правильное отношение к природе.Используемое оборудование для учителя:-репродукции картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина, С. Ф. Щедрина, В.Д. Поленова;-фотографии природы с разноплановыми объектами;-мультимедийное оборудование;-презентация с анимационным схематичным роликом.Оборудование для учащихся:-альбом для рисования;-краски, кисти, карандаши, ластик, линейка.Методы обучения:-словесный (объяснение);-наглядный (демонстрация репродукций, фотографии, презентации);-практическая работа.План урока:1)организационная часть;2)знакомство с темой урока;3)краткое повторение изученного ранее материала;4)изучение нового материала;5)закрепление полученных знаний;6)постановка художественной задачи;7)самостоятельная практическая работа;8)проверка выполненного этапа по самостоятельной работе;9)подведение итогов урока.1. Организационная часть.Для начала необходимо поприветствовать учеников и проверить готовность всех детей к началу урока.2. Знакомство с темой урока.Далее нужно назвать детям тему урока и дать краткие пояснения.3. Повторение изученного материала.Необходимо проверить насколько хорошо дети усвоили полученный на прошлом уроке материал. Также в качестве домашнего задания учащиеся должны были понаблюдать за окружающей природой. Нужно проверить какие наблюдения смогли сделать ученики.4. Изучение нового материалаИзучение материала происходит при помощи словесного и наглядного метода: демонстрация репродукций известных художников, фотографий, мультимедийной презентации. Необходимо объяснить значение слов линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, а также продемонстрировать подготовленные репродукции картин известных художников, фотографии и презентацию с анимационным роликом. Если есть возможность, то можно попросить всех учеников подойти к окнам и наглядно продемонстрировать некоторые правила перспективы. Нужно проиллюстрировать все термины таким образом, чтобы это было понятно каждому ученику. Важно обозначить основные положения по линейной и воздушной перспективе.5. Закрепление полученных знаний.Нужно задать ученикам заранее подготовленные вопросы, чтобы понять насколько хорошо они усвоили полученный материал.Среди вопросов могут быть следующие: «Назовите известные вам законы перспективы», «Покажите на данной фотографии линию горизонта», «Если два одинаковых по всем параметрам предмета будут располагаться на удалении друг от друга, то на фотографии они будут одного размера?» и т.д.6. Постановка художественной задачи.Учитель дает задание нарисовать пейзаж, на котором должны присутствовать определенные элементы. Рисовать нужно сначала карандашом. На следующем уроке дети будут дорисовывать этот пейзаж красками. Каждый ученик может нарисовать пейзаж на свою тему, но с применение полученных знаний о перспективе. Нужно объяснить детям, что если у них появятся вопросы или трудности, то они могут подходить к учителю со своими рисунками.7. Самостоятельная практическая работа.Если кто-то из детей долго не сможет выбрать, что именно рисовать, нужно помочь ему, предложить в качестве примера какие-то фотографии из подготовленных материалов. Во время выполнения самостоятельной работы нужно отвечать на вопросы детей, помогать им с карандашным рисунком, если у них что-то не получается. Если окажется, что у многих детей возникли одинаковые вопросы и трудности, можно ещё раз объяснить этот момент и нарисовать на доске схему организации пространства для пейзажа, повторно объяснить основные принципы линейной перспективы.Если кто-то из учеников справится с карандашным рисунком раньше остальных, то он сможет начать работу красками. Если основной эскиз выполнен в целом правильно, то можно предложить ученику добавить по желанию какие-то детали.Нужно хвалить учеников, если у них что-то получается хорошо, чтобы мотивировать на дальнейшую работу. Даже для тех, у кого в работе есть значительное количество недочетов, следует указать не только на недочеты, но и отметить положительные моменты, помочь им правильно выстроить работу.8. Проверка выполненного этапа по самостоятельной работе.К концу урока нужно посмотреть насколько хорошо учащиеся справились с поставленной задачей. 9. Подведение итогов урока.Если кто-то из учеников не успел завершить эскиз на уроке, то должен будет завершить его дома самостоятельно, чтобы на следующем уроке начать работать красками. Если многие ученики не смогли справиться с поставленной задачей по причине того, что не поняли материал, на следующем уроке стоит больше внимания уделить повторению материала.В качестве самостоятельной работы дети должны будут наблюдать за природой и окружающей действительностью, а на следующем уроке смогут рассказать о своих наблюдениях.При разработке урока учитывались физиологический и лингвистический аспекты формирования пространственных и объемных представлений у учащихся средней школы.2.3 Влияние объемно-пространственного мышления на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе, на развитие творческих способностей обучающихсяКак упоминалось ранее, ученики средней школы имеют свои возрастные особенности. А именно–отсутствие готовностиуглубляться в трудоемкие процессы отработки изобразительных техник и приемов для достижения конечного результата. Именно поэтому, преподаванию жанра «Пейзаж» на уроках изобразительного искусства в средней школе отводится особое место.Данный изобразительный жанр предлагает широкие возможности и простые пути реализации задачи по развитию объёмно-пространственных представлений у учеников.Теме «Пейзаж» в школьной программе, уделяется большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих педагогов по изобразительному искусству.Сам процесс обучения изобразительной деятельности в жанре пейзажа дает возможность наиболее полно овладеть основными техниками, умениями и навыками отображения объемной среды окружающего пространства на двухмерной изобразительной плоскости. А также обеспечивает оптимальные условия для овладения всеми возможностями конкретных изобразительных методов и приемов для достижения максимально реалистичного изображения. Не случайно, для пейзажных работ в общеобразовательной школе отводится много часов. Это дает возможность систематизировать и структурировать развитие, объемно-пространственных представлений.Не менее важная роль отводитсяразвитию эстетического восприятия.Жанр пейзажа очень свободен в изобразительных техниках, что дает широкие творческие возможности для учеников. В своих работах, ученикам предоставляется реальная возможность выразить свой личный взгляд на природу и свое отношение к ней, в полной мере, раскрыть свои творческие способности и умения.Понятие пейзажа, в современных реалиях, гораздо более сложное и глубокое. Ведь в первую очередь, это выражение личности художника, его творческой составляющей и особенностей мировоззрения. Изобразительной творчество, также испытывает влияние времени и среды и тесно связано с внутренним мироощущением ребенка. Ну удивительно, что каждое новое поколение учеников вносит в свои художественные работы черты, которые отражают эстетические идеалы своей эпохи.Выстраивая урок, педагог должен стараться приобщить учеников к тому, что образы природы нужно уметь воспринимать эмоционально. Ведь природу, в которой родились и росли, мы любим сдетства. Это позволит, выделить в работе главное, правильно скорректировать изменение цвета, форм и размеров, в зависимости от расстояния изображаемых предметов.Для реализации задачи по успешному развитию творческих способностей на уроках ИЗО по теме «Пейзаж» в средней школе, данная тема имеет потребность в углубленном изучениии систематизации, как студентами художественно-графическихобразовательных учреждений, так и преподавателями изобразительного искусства в средней школе. Ведь представитьгармоничное развитие творческой личности вне окружающей среды, которая оказывает перманентное незримое воздействие на становление его характера и обогащение внутреннего мира, просто невозможно. Не случайно пейзаж является одним из основных жанров изобразительного искусства, который представил миру целую плеяду выдающихся мастеров и изобразительных шедевров.ЗаключениеВ процессе работы были подробно рассмотрены условия развития объемного и пространственного мышления у учащихся средней школы, педагогические и психологические особенности формирования объемно-пространственного мышления у детей среднего школьного возраста. Были изучены существующие методики формирования объемно-пространственного мышления в системе обучения изобразительному искусству в средней школе. Далее были рассмотрены вопросы развития объемно-пространственного мышления в системе обучения изобразительному искусству на уроках рисования по теме «Пейзаж». В том числе, было проведено исследование аспектов, которые влияют на формированиеобъемно-пространственногомышления на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе. Были рассмотрены этапы и предложены методы формирования пространственного и объемного мышления на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе. Далее было описано влияние объемно-пространственного мышления на уроках рисования по теме «Пейзаж» в средней школе на развитие творческих способностей обучающихся.В качестве вывода можно сказать, что пейзажная живопись имеет важное значение для развития объемного и пространственного мышления учащихся. При работе над пейзажем дети формируют понимание пропорций, форм, размеров, а также учатся правильно изображать пространство. Кроме того, уроки по пейзажной живописи позволяют лучше познакомить учащихся со своим родным краем, развивают эстетические качества, а при правильном подходе ещё и позволяют сформировать у детей любовь и бережное отношение к природе.Все поставленные задачи выполнены. Цель достигнута в полном объеме.Список использованных источниковАнаньев, Б. Г. Пространственное различение / Ленингр. ордена Ленина Гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955Беляева, О. М. Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защита: 16.04.12 / Беляева, Ольга Михайловна; О.М. Беляева; науч. рук. И.Л. Голованова; ГОУ ВПО г. Москвы «Моск. гор.пед. ун-т», Каф. живописи и композиции. – М., 2012. – 20 сБуровкина, Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания, учащихся в художественной школе: монография / Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2008. – 124 сВолков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2014. – 368 сДаглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. вузов / К.Т. Даглдиян. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.Бесчастнов, Н.П. Живопись: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2013Дубровин, В.М. Воспитай в себе художника / В.М. Дубровин. – М.: ЗАО Редакция журнала «Юный художник», 2008. – 32 сДубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция: монография: Ч. 1: Вопросы теории и практики / В.М. Дубровин // ГБОУ ВПО МГПУ. – М.: МГПУ, 2015Жуликов А.В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений. – Ростов н/Д, 2016Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев; А.С. Зайцев. – М.: Искусство, 1986Игнатьев, Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования / Е.И. Игнатьев // – Известия АПН. – 1950 – № 25Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. – «Изобраз. Искусство» / С.Е. Игнатьев; Моск. пед. гос. ун-т, Моск. открыт. соц. ун-т // – М.: Фонд Мир: Академ. проект, 2007Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. – М.: Агар, 1998. – 336 сКурманаевская, Г. Л. Художественное образование: история и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 2019Лернер, Г.И. Психология восприятия объемных форм / Г.И. Лернер// – М.: Издательство МГУ, 1980Логвиненко, А.Д. Зрительное восприятие пространства / А.Д. Логвиненко // – М.: Издательство МГУ, 1981Ломов, С.П. Дидактика художественного образования / С.П. Ломов. – М., 2010. – 103 сЛомов, С.П. Живопись: учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / С.П. Ломов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 2008. – 232 сЛомов, С.П. Инновационные процессы в образовании. Живописные основы художественной грамоты. Закономерности композиционного построения художественного произведения: учебно-метод. комплексы дисциплин: ООП 050100 – «Пед. Образование», профиль «Изобраз. Искусство»: уровень подготовки: магистратура: курс 1-2, семестр 1-3, оч. форма обучения / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГБОУ ВПО МГПУ), Фак. изобраз. искусств, Каф. живописи и композиции; [авт.-сост. Л.А. Буровкина, В.М. Дубровин; отв. ред. В.В. Корешков]. – М: МГПУ, 2012. – 132 сМакарова, М.Н. Практическая перспектива: учеб. пособие / М.Н. Макарова; – М.: Акад. Проект, 2015Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие / Л.Ф. Обухова // – М.: Педагогическое общество России, 2000Панксенов, Г. И. Живопись: форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Панксенов. - 2-е изд., стер. (2008). – М.: Изд-во Академия, 2007, 2008. – 144 сПаранюшкин, Р.В. Композиция: учеб. пособие для студентов сред. и высш. спец. учеб. заведений и учащихся худ. шк. / Р.В. Паранюшкин. - 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 79 сРожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы / Е.Е. Рожкова – М.: Просвещение, 1976Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - 3-е изд / Н.Н. Ростовцев // – М.: Просвещение, Владос, 1995Русакова, Ю. Б. Развитие объемно-пространственных представлений детей среднего школьного возраста на занятиях живописью пейзажа / Ю. Б. Русакова, С. П. Рощин // Сборник: Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. – 2019Свиридова, О.В. Изобразительное искусство 7 класс: поурочные планы по программе Б.М Неменского 3-е изд. / автор-сост. Свиридова О.В. // – Волгоград: Учитель, 2006Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности. в 2-х т. / И.Д. Фельдштейн – М.: Воронеж, 2005Фролова, П.И. Психолого- педагогическое развитие личности человека в современных условиях. Учебное пособие / П.И. Фролова, А.В.Горина, М.Г. Дубынина // – Омск. СибАДИ, 2014Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: пособие для учителей / Е.В. Шорохов. - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1977. – 112 сШорохов, Е.В. Основы композиции: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е.В. Шорохов // – М.: Просвещение, 1979Шорохов, Е.В. Тематическое рисование в школе / Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1997Элам, К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция / К. Элам //– М.; СПб.: Н. Новгород и др.: Питер, 2014Якиманская, И.С., Зархин В.Г., КадаясХ-М.Х. Тест пространственного мышления, опыт разработки и применения // Вопросы психологии. –1991. – № 1
1. Ананьев, Б. Г. Пространственное различение / Ленингр. ордена Ленина Гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955
2. Беляева, О. М. Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защита: 16.04.12 / Беляева, Ольга Михайловна; О.М. Беляева; науч. рук. И.Л. Голованова; ГОУ ВПО г. Москвы «Моск. гор.пед. ун-т», Каф. живописи и композиции. – М., 2012. – 20 с
3. Буровкина, Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания, учащихся в художественной школе: монография / Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2008. – 124 с
4. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2014. – 368 с
5. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. вузов / К.Т. Даглдиян. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Бесчастнов, Н.П. Живопись: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2013
6. Дубровин, В.М. Воспитай в себе художника / В.М. Дубровин. – М.: ЗАО Редакция журнала «Юный художник», 2008. – 32 с
7. Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция: монография: Ч. 1: Вопросы теории и практики / В.М. Дубровин // ГБОУ ВПО МГПУ. – М.: МГПУ, 2015
8. Жуликов А.В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений. – Ростов н/Д, 2016
9. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев; А.С. Зайцев. – М.: Искусство, 1986
10. Игнатьев, Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования / Е.И. Игнатьев // – Известия АПН. – 1950 – № 25
11. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. – «Изобраз. Искусство» / С.Е. Игнатьев; Моск. пед. гос. ун-т, Моск. открыт. соц. ун-т // – М.: Фонд Мир: Академ. проект, 2007
12. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. – М.: Агар, 1998. – 336 с
13. Курманаевская, Г. Л. Художественное образование: история и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 2019
14. Лернер, Г.И. Психология восприятия объемных форм / Г.И. Лернер // – М.: Издательство МГУ, 1980
15. Логвиненко, А.Д. Зрительное восприятие пространства / А.Д. Логвиненко // – М.: Издательство МГУ, 1981
16. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования / С.П. Ломов. – М., 2010. – 103 с
17. Ломов, С.П. Живопись: учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / С.П. Ломов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 2008. – 232 с
18. Ломов, С.П. Инновационные процессы в образовании. Живописные основы художественной грамоты. Закономерности композиционного построения художественного произведения: учебно-метод. комплексы дисциплин: ООП 050100 – «Пед. Образование», профиль «Изобраз. Искусство»: уровень подготовки: магистратура: курс 1-2, семестр 1-3, оч. форма обучения / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГБОУ ВПО МГПУ), Фак. изобраз. искусств, Каф. живописи и композиции; [авт.-сост. Л.А. Буровкина, В.М. Дубровин; отв. ред. В.В. Корешков]. – М: МГПУ, 2012. – 132 с
19. Макарова, М.Н. Практическая перспектива: учеб. пособие / М.Н. Макарова; – М.: Акад. Проект, 2015
20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие / Л.Ф. Обухова // – М.: Педагогическое общество России, 2000
21. Панксенов, Г. И. Живопись: форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Панксенов. - 2-е изд., стер. (2008). – М.: Изд-во Академия, 2007, 2008. – 144 с
22. Паранюшкин, Р.В. Композиция: учеб. пособие для студентов сред. и высш. спец. учеб. заведений и учащихся худ. шк. / Р.В. Паранюшкин. - 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 79 с
23. Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы / Е.Е. Рожкова – М.: Просвещение, 1976
24. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - 3-е изд / Н.Н. Ростовцев // – М.: Просвещение, Владос, 1995
25. Русакова, Ю. Б. Развитие объемно-пространственных представлений детей среднего школьного возраста на занятиях живописью пейзажа / Ю. Б. Русакова, С. П. Рощин // Сборник: Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. – 2019
26. Свиридова, О.В. Изобразительное искусство 7 класс: поурочные планы по программе Б.М Неменского 3-е изд. / автор-сост. Свиридова О.В. // – Волгоград: Учитель, 2006
27. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности. в 2-х т. / И.Д. Фельдштейн – М.: Воронеж, 2005
28. Фролова, П.И. Психолого- педагогическое развитие личности человека в современных условиях. Учебное пособие / П.И. Фролова, А.В.Горина, М.Г. Дубынина // – Омск. СибАДИ, 2014
29. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: пособие для учителей / Е.В. Шорохов. - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с
30. Шорохов, Е.В. Основы композиции: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е.В. Шорохов // – М.: Просвещение, 1979
31. Шорохов, Е.В. Тематическое рисование в школе / Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1997
32. Элам, К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция / К. Элам //– М.; СПб.: Н. Новгород и др.: Питер, 2014
33. Якиманская, И.С., Зархин В.Г., Кадаяс Х-М.Х. Тест пространственного мышления, опыт разработки и применения // Вопросы психологии. –1991. – № 1
Вопрос-ответ:
Как можно развивать пространственное мышление у учеников?
Для развития пространственного мышления у учеников можно использовать различные методики и упражнения. Например, можно предлагать ученикам решать задачи на комплексное восприятие пространства, строить объемные модели, работать с геометрическими фигурами и т.д. Важно также стимулировать учеников к наблюдению за окружающим миром, анализу пространства и взаимодействию с объемными объектами.
Какие педагогические и психологические особенности формирования пространственного мышления у детей среднего школьного возраста?
У детей среднего школьного возраста формирование пространственного мышления происходит под влиянием их познавательных способностей, развития моторики, интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В этом возрасте важно учитывать их интерес к окружающему миру, мотивацию и внимание. Также необходимо учитывать развитие абстрактного и конкретного мышления, межпредметные связи и специфические особенности каждого ребенка.
Каковы условия развития пространственного мышления у детей среднего школьного возраста?
Для развития пространственного мышления у детей среднего школьного возраста необходимо создавать условия для активного взаимодействия с объемными объектами и геометрическими фигурами. Для этого можно использовать разнообразные игры, конструирование, моделирование и прочие упражнения, которые помогут ученикам развивать пространственное воображение и способности к трехмерной конструкции.
Какие методики можно использовать для формирования пространственного мышления в системе обучения?
В системе обучения можно использовать различные методики для формирования пространственного мышления. Например, геометрические упражнения, задачи на составление объемных моделей, работа с геометрическими фигурами и прочие задания, которые помогут развить у учеников навыки трехмерного восприятия и конструирования. Также можно применять игровые и творческие методы, которые будут стимулировать интерес учеников к познанию пространства.
Каким образом развивается пространственное мышление на уроках рисования по теме Пейзаж в средней школе?
Развитие пространственного мышления на уроках рисования по теме Пейзаж в средней школе происходит путем изучения основных принципов перспективы, использования различных техник создания объема и глубины, а также наблюдением и анализом природного и архитектурного окружения.
Какие условия способствуют развитию объемно-пространственного мышления у детей среднего школьного возраста?
Для развития объемно-пространственного мышления у детей среднего школьного возраста необходима организация уроков рисования с активным использованием трехмерных моделей и средств компьютерной графики, проведение практических упражнений на восприятие и передачу объема, а также создание благоприятной атмосферы для творческой самореализации.
Какие педагогические и психологические особенности нужно учитывать при формировании объемно-пространственного мышления у детей среднего школьного возраста?
При формировании объемно-пространственного мышления у детей среднего школьного возраста необходимо учитывать их индивидуальные особенности, такие как уровень развития моторики, внимания и памяти, а также способности к абстрактному и пространственному мышлению. Педагог должен подходить к каждому учащемуся индивидуально, помогая ему преодолеть трудности и развить свой потенциал.
Какие методики используются для формирования объемно-пространственного мышления в системе обучения и?
В системе обучения и используются различные методики для формирования объемно-пространственного мышления, такие как рисование по образу и подобию, проведение коллективных творческих проектов, разработка индивидуальных заданий на воспроизведение объема по памяти, использование компьютерных программ для моделирования трехмерных объектов и другие специальные упражнения и игры.