Народы России
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 15.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты изучения государства и государственного принуждения 5
1.1. Подходы к понятию государства 5
1.2. Пределы государственной власти и государственного принуждения 11
2. Особенности государственного принуждения 16
2.1. Реализация государственного принуждения 16
2.2. Применение полицией мер государственного принуждения 23
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Основная цель реализации мер государственного принуждения пресекательного характера сводитсяк нивелированию противоправности в жизнедеятельности общества; применение мер пресечения призванопредотвратить наступление негативных последствий от совершения правонарушений, а также обеспечитьвысокую степень общественной безопасности.3. Правовосстановительные меры (меры защиты).Применение мер государственного принуждения рассматриваемой группы по своей правовой сутиявляется способом защиты и восстановления нарушенного права. При этом, элемент принуждения в рамкахприменения правовосстановительных мер проявляется в обязанности субъекта придерживатьсяопределенной модели поведения, которая может не соответствовать его личным желаниям.4. Меры юридической ответственности.Применение мер юридической ответственности в рамках системы государственного принуждения посвоей правовой сути характеризует реакцию государственных органов на совершение субъектомпротивоправных действий либо противоправное бездействие с его стороны; указанная реакция проявляется в форме применения наказания к лицу, вина которого в совершении преступленияявляется доказанной. Применяемое наказание в любом случае характеризуется ограничением прав личноголибо материального характера.Вкачестве основания применения мер юридической ответственностинеобходимо рассматривать наличие доказанного состава правонарушения.5. Меры процессуального обеспечения.Выделение данной группы мер не является общепринятым в теории права и производится не всемиавторами. Меры данной группы призваны обеспечивать законность реализации прочих мергосударственного принуждения и нормальный ход юрисдикционных процессов.Ограничение прав и свобод в рамках реализации мер государственногопринуждения не направлено на ограничение права на жизнь. Ограничение прав и свобод человека игражданина, то есть определение пределов свободы личности в обществе и государстве представляет собойусловие оптимального сосуществования личности и государства. Жизнедеятельностьиндивидуума в рамках общества и государства невозможна без принятия определенных ограничений. Чащевсего в качестве таких ограничений выступают обязанности, которые должны нести все гражданегосударства.Наибольший интерес для исследования государственного принуждения представляетклассификационный критерий «характер воздействия»; согласно данному критерию, мерыгосударственного принуждения включают в свой состав:1) меры физического характера;2) меры материального (имущественного) характера;3) меры психического характера;4) меры морального характера.Рассмотрим содержание приведенных видов мер государственного принуждения.Меры физического характера направлены на ограничение свободы и личной неприкосновенности;применение данного рода мер предполагает соответствие правовых процедур нормам ч. 2 ст. 22 Конституции РФ. Так, такие меры, как арест, заключение под стражу и содержание под стражейприменяются только по соответствующему решению суда, до вынесения которого срок содержания подстражей не может превышать 48 часов. Кроме того, требование о судебном решениикасательно такой меры принуждения, как содержание под стражей, относится к ст. 56 и 57 Уголовногокодекса Российской Федерации (УК РФ), содержащим нормы о наказании в виде лишения свободы наопределенный срок и пожизненного лишения свободы.Рассматриваемая группа мер государственного принуждения имеет особое значение дляуголовно-процессуального права. Однако, например, понятие «арест» имеет отношение к различнымотраслям права. Нормами ст. 54 УК РФ арест предусмотрен как вид наказания за совершенноепреступление; нормами ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арест предусмотрен как мера административного наказания. Кроме того, понятия таких мерпринуждения, как «домашний арест» и «заключение под стражу», содержатся, соответственно, в ст. 107 и108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). Сущность ареста во всехперечисленных случаях заключается в обеспечении принудительной изоляции лица, нарушившего закон,от других членов общества посредством системы созданных для этой цели учреждений.В числе мер государственного принуждения физического характера воздействия следует такженазвать такую меру, как задержание (ст. 22 Конституции РФ). Задержание в данном контексте означаетзадержание подозреваемого в соответствии с порядком, установленным ст. 91 УПК РФ; кроме того, можетиметь место быть административное задержание, порядок применения которого установлен нормами ст.27.3 КоАП РФ.Меры государственного принуждения физического характера воздействия,ограничивая свободу и личную неприкосновенность лица, подозреваемого в совершении преступления,одновременно ограничивают и свободу его передвижения. Так, например, свобода передвиженияограничивается вследствие применения таких мер, как ограничение свободы в целом (ст. 53 УК РФ),домашний арест (ст. 107 УПК РФ), административное выдворение за пределы РФ (ст. 3.10 КоАП РФ).Таким образом, применение мер государственного принуждения рассмотренной группы в той илииной степени предусматривает физическое воздействие. Ввиду этого, важно в рамках их примененияруководствоваться нормами ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, согласно которым, недопустимо применениефизического вреда, за исключением отдельных случаев (например, причинение вреда при задержании лица,совершившего преступление (ст. 38 УК РФ).Смертная казнь, сохраняющаяся в российском уголовном законодательстве ирегулируемая нормами ст. 59 УК РФ, также относится к мерам государственного принуждения физическогохарактера воздействия.Правовая природа мер государственного принуждения материального (имущественного) характерахарактеризуется ограничением права собственности. Порядок применения данного рода мер первичнорегламентирован нормами ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой, никто не может быть лишенимущества, принадлежащего по праву собственности, иначе как по решению суда.Лишение имущества по решению суда может быть реализовано, например, в порядкегражданского либо арбитражного судопроизводства в качестве возмещения вреда в соответствии с нормамист. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Иным случаем лишения имуществаявляется его конфискация в соответствии с нормами ст. 243 ГК РФ. Конфискация имущества, являясь посвоей сути безвозмездным изъятием, выступает в качестве санкции за совершение правонарушения. Следует отметить наличие правового пробела, – нормой, содержащейся в п. 2 ст. 243 ГК РФ, предусмотренавозможность реализации конфискации в административном порядке, что прямо противоречит нормам ч. 3ст. 35 Конституции РФ.В числе мер государственного принуждения материального (имущественного) характера следуеттакже назвать штрафы, предусматриваемые к взысканию в различных областях действующего российскогоправа.Прочие меры государственного принуждения также могут носить материальный характер; в числетаких мер следует назвать обязательные работы (ст. 49 УК РФ), исправительные работы (ст. 50 УК РФ),конфискацию орудия совершения административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) и др.Материальный характер носят и некоторые меры пресечения, в частности, залог в уголовном процессе (ст.106 УПК РФ).Меры государственного принуждения психического характера могут быть реализованы в различныхформах. Так, данные меры могут проявляться в форме юридических мер ответственности; в качествепримера здесь возможно назвать предупреждение, а также лишение специального права. Еще одной формойпроявления рассматриваемой группы мер является административное воздействие на правонарушителя.Основанием применения мер принуждения психического характера воздействия в любом случаебудет выступать уклонение лица от исполнения обязанностей, возложенных на него в соответствии с тойили иной нормой права. Ввиду этого, форма психического характера принуждения в той или иной степениприсуща всем нормативным актам органов власти, устанавливающим запрет и налагающим определенныеобязанности; неисполнение возложенной обязанности влечет за собой наступление ответственности.Меры государственного принуждения морального характера предусматривают не ограничениекакого-либо права человека и гражданина, а моральное воздействие в целях коррекции его поведения вобществе. Среди мер рассматриваемой группы следует, прежде всего, назвать предупреждение как видадминистративного наказания (ст. 3.4 КоАП РФ), а также замечание как вид дисциплинарного взыскания врамках трудовых отношений (п. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).Применение мер рассматриваемой группы обуславливает необходимость руководствоватьсятребованиями, установленными нормами ст. 21 Конституции РФ, согласно которой, какие бы то ни былооснования умаления достоинства личности отсутствуют в российской правовой практике. Кроме того, можно отметить следующую особенность применения данного вида мер: меры принуждения моральногохарактера воздействия одновременно могут затрагивать и иные права человека и гражданина, в том числематериальные. Среди таких мер, носящих двойственный характер воздействия, следует назвать лишениеправа занимать определенные должности (ст. 47 УК РФ), лишение звания (ст. 48 УК РФ), лишениеспециального права как вид административного наказания (ст. 3.8 КоАП РФ).Таким образом, государственное принуждение представляет собой важнейший способ воздействияна общество в целях охраны и обеспечения стабильности его жизнедеятельности. При этом, представляетсявозможным утверждать, что государственное принуждение и применяемое право являются логическивзаимосвязанными понятиями, поскольку право представляет собой императив государственно-властногохарактера, реализация которого направлена на охрану ключевых сфер жизнедеятельности общества.ЗаключениеСущность государства – это совокупность наиболее важных и устойчивых его свойств, раскрывающих ответы на следующие вопросы: в чьих руках сосредоточена власть в государстве, чьим интересам оно служит, какие политические приоритеты имеет. Государство следует определить, как политико-территориальную суверенную организацию публичной власти, имеющую специальный аппарат управления и принуждения, и придающую праву общеобязательное значение. Проблемы пределов государственной власти и принуждения занимают ведущее место в общей теории права. Особый интерес для любого государства представляет вопрос установления пределов государственного принуждения. Пределы государственного принуждения – это нормативно установленные границы принудительного воздействия государства на субъекты, к которым применяются меры принуждения, путем закрепления целей, средств, оснований, условий и процедур, выступающие условиями реализации полномочий государства в сфере принуждения и гарантией защиты прав граждан. В юридической науке уделялось и уделяется пристальное внимание пределам деятельности государственной власти. Современный уровень развития общества требует высокого качества государственной власти, ее эффективности в условиях демократизации.Одним из способов повышения эффективности государственной власти, формирования устойчивого и более полного представления населения о своем государстве, его территориальном устройстве, господствующем типе политического режима является правильное и рациональное разрешение вопросов об установлении пределов государственной власти и государственного принуждения. Они выступают как специальные средства регулирования общественных отношений; обладают особыми свойствами, обусловленными спецификой права; помогают определить степень правомерности либо неправомерности поведения того или иного субъекта и привлечь правонарушителя к юридической ответственности. Любая государственная власть должна быть очерчена и осуществляться лишь в строго определенных пределах, так как это позволяет избежать своеволия и беззаконности.Применение мер принуждения должно представляться законным, справедливым, обоснованным не только представителям власти, но и лицам, в отношении которых данные меры применяются.Рост правонарушений диктует необходимость изучения практики применения мер государственного принуждения, разработки методических рекомендаций по применению мер государственного принуждения, а также требует совершенствования деятельности государственных органов и должностных лиц.Законодательная база Российской Федерации постоянно меняется. Эффективное выполнение задач по противодействию преступности зависит в том числе и от правильного понимания, применения правовых норм, что в конечном счете ведет к соблюдению законности.Государственное принуждение представляет собой важнейший способ воздействия на общество в целях охраны и обеспечения стабильности его жизнедеятельности. При этом, представляется возможным утверждать, что государственное принуждение и применяемое право являются логически взаимосвязанными понятиями, поскольку право представляет собой императив государственно-властного характера, реализация которого направлена на охрану ключевых сфер жизнедеятельности общества.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994, N 32, ст. 3301.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011, N 7, ст. 900.Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15.Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» http://dokipedia.ru/document/5200338Алиева Н.Н., Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Коммерческая деятельность организаций интернет-торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-3 (89). С. 582-585.Белин А. В., Ващекин А. Н. О проблеме дифференциации коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны // Российское правосудие. 2019. № 6. С. 32–41.Ващекина И. В. Деятельность банков в рамках национальных моделей концепции социальной ответственности // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. № 5 (83). С. 59–65.Ващекина И. В. Зарождение кредитной системы в России // Вестник РГТЭУ. 2016. № 1 (72). С. 32-41.Веблен Т. Теория праздного класса. М., 2019. С. 36.Иохин В. Я. Глобализация: миф или реальность // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 4. С. 190-196.Лошенкова Е.В. Ответственность как принуждение к исполнению обязанности, неисполненной добровольно // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1. С. 207-210.Парето В. Социалистические системы. М., 2019. С. 71.Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2017. №11. С. 134-140.Струков А.В. Правовые пределы принуждения в досудебных стадиях уголовного судопроизводства России: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009. С.43.Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М.В. Вульф, А.А. Спектор. М., 2016. С. 102.Хвостенко О.А., Жукова В.В. Система бюджетирования в девелоперских компаниях: монография. Санкт-Петербург, 2016. С. 52.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2005 г., N 6.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011, N 7, ст. 900.
8. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15.
9. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» http://dokipedia.ru/document/5200338
10. Алиева Н.Н., Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Коммерческая деятельность организаций интернет-торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-3 (89). С. 582-585.
11. Белин А. В., Ващекин А. Н. О проблеме дифференциации коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны // Российское правосудие. 2019. № 6. С. 32–41.
12. Ващекина И. В. Деятельность банков в рамках национальных моделей концепции социальной ответственности // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. № 5 (83). С. 59–65.
13. Ващекина И. В. Зарождение кредитной системы в России // Вестник РГТЭУ. 2016. № 1 (72). С. 32-41.
14. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 2019. С. 36.
15. Иохин В. Я. Глобализация: миф или реальность // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 4. С. 190-196.
16. Лошенкова Е.В. Ответственность как принуждение к исполнению обязанности, неисполненной добровольно // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1. С. 207-210.
17. Парето В. Социалистические системы. М., 2019. С. 71.
18. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2017. №11. С. 134-140.
19. Струков А.В. Правовые пределы принуждения в досудебных стадиях уголовного судопроизводства России: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009. С.43.
20. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М.В. Вульф, А.А. Спектор. М., 2016. С. 102.
21. Хвостенко О.А., Жукова В.В. Система бюджетирования в девелоперских компаниях: монография. Санкт-Петербург, 2016. С. 52.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2005 г., N 6.
Вопрос-ответ:
Что такое государственное принуждение?
Государственное принуждение - это система мер, применяемых государством для обеспечения выполнения правил и законов, а также поддержания порядка в обществе. В рамках государственного принуждения государство может использовать различные санкции и репрессии в отношении нарушителей правопорядка.
Какие подходы существуют к понятию государства?
Существуют несколько подходов к понятию государства. Один из них определяет государство как независимую политическую организацию, имеющую свою территорию, население и осуществляющую государственное управление. Другой подход видит государство как институт, выступающий в качестве высшего правопорядкового органа и обладающий монополией на применение принудительных мер в обществе.
Какие пределы у государственной власти и государственного принуждения?
Государственная власть и государственное принуждение имеют определенные пределы. В рамках правового государства эти пределы определяются законами и конституцией. Государство не может превышать своих полномочий и нарушать основные права и свободы граждан. Еще одним пределом государственной власти является необходимость соблюдения принципа пропорциональности - государственные действия должны быть обоснованы и не причинять излишнюю вред гражданам.
Какие особенности имеет государственное принуждение?
Государственное принуждение имеет несколько особенностей. Во-первых, оно осуществляется с использованием специальных органов, таких как полиция и судебная система. Во-вторых, оно должно быть оправдано и обосновано на основе конкретных правовых норм. В-третьих, государственное принуждение должно быть пропорциональным и не причинять излишний вред гражданам.
Какие цели преследует государственное принуждение?
Основная цель государственного принуждения пресекательного характера сводится к пресечению и нивелированию противоправности в жизни общества. Государство применяет меры принуждения для обеспечения соблюдения правил и законов, поддержания порядка и защиты прав и свобод граждан. Таким образом, государственное принуждение направлено на создание условий для жизни граждан в безопасном и правовом государстве.
Что такое государство?
Государство – это организация, обладающая политической властью и непосредственным государственным принуждением для обеспечения правопорядка и защиты интересов общества.
Какие пределы имеет государственная власть?
Государственная власть имеет свои пределы, определенные конституцией и законами, чтобы обезопасить права и свободы граждан. Она не может превышать своих полномочий и ограничивать основные гражданские права, такие как свобода совести, выражения мнений и др.
Как осуществляется государственное принуждение?
Государственное принуждение осуществляется путем использования правоохранительных органов, таких как полиция и судебная система. Эти органы обладают специальными полномочиями для соблюдения закона и поддержания общественного порядка. Они имеют право задерживать подозреваемых, применять силу для защиты общества и применять наказания в случае совершения преступлений.
Какая основная цель реализации мер государственного принуждения?
Основная цель реализации мер государственного принуждения пресекательного характера сводится к нивелированию противоправности в обществе и обеспечению безопасности граждан. Путем применения санкций и наказаний государство стремится уберечь общество от преступности и поддерживать правопорядок.