лига арабских государств как международный актор

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 43 43 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 19.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СТРУКТУРА ЛИГИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ 8
1.1.Предпосылки создания Лиги арабских гсударств 8
1.2.Структура Лиги арабских государств 11
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИГИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ 19
2.1. Лига арабских государств в урегулировании конфликтов 19
2.2. Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры 28
2.3.Противоречия и попытки реформирования Лиги арабских государств 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42


Фрагмент для ознакомления

Члены Лиги арабских государств заявляют о своей приверженности развитию всесторонних экономических, финансовых, культурных и социальных связей. Общее историческое прошлое, этническая, религиозная и языковая близость населения большинства стран-участниц ЛАГ создали хорошие предпосылки для успешного развития сотрудничества и интеграции.В то же время в состав лиги входят государства, существенно отличающиеся друг от друга по различным параметрам: 18 арабоязычных стран, Палестина и 3 мусульманские страны Восточной Африки, имеющие давние и глубокие связи с арабским миром. Членами Лиги арабских государств являются государства, для характеристики которых хорошо подходят слова академика РАН, научного директора Института востоковедения РАН Виталия Наумкина: "глубокие различия в политических системах, политической культуре, роли религии в обществе, правовых нормах и институтах."Созданная изначально как Союз почти исключительно монархических государств, Лига уже в 1950-е годы столкнулась с подъемом националистических сил в арабском мире, сторонников панарабизма, а также движений, заявивших о своей социалистической ориентации и построивших отношения с СССР. Противоречия между консервативными исламскими традиционалистами, панарабистами, иногда обращавшимися к риторике арабского социализма, и националистическими режимами останутся едва ли не главными линиями раскола внутри Лиги арабских государств вплоть до начала 1990-х годов. Скрытая борьба за лидерство в арабском мире между Египтом и Саудовской Аравией, третьим участником которой в период 1969-2011 годов регулярно была Ливия при Муаммаре Каддафи, станет фактором перманентной дестабилизации всей работы Лиги арабских государств.До конца 1970-х годов наличие общего врага в лице Израиля позволяло более или менее сгладить эти противоречия "даже между такими сильными противниками, как Египет и Саудовская Аравия."В то же время в" бурные 1970-е" формируется окончательная конфигурация арабского мира: новая" нефтяная держава", с одной стороны, увеличивает геополитический вес многих стран региона. С другой стороны, это усиливает их собственную зависимость от интересов покупателей на Западе. Кроме того, огромные запасы нефти внесли дополнительные противоречия в отношения между членами Лиги арабских государств. Они сделали своих непосредственных владельцев "более уязвимыми" к внешним угрозам. А" обездоленные "члены Лиги природных ресурсов были вынуждены проводить политику, направленную на недопущение абсолютного влияния "нефтяных денег" на процессы в арабском мире.Поражения в Арабо-Израильских войнах 1967 и 1973 годов постепенно ослабляют влияние Египта и его ближайших союзников в Лиге арабских государств. Беспокойство египтян по поводу подъема Саудовской Аравии на волне притока "нефтедолларов", становится одним из факторов, способствовавших началу сближения Каира с США и Израилем. И если сами консервативные режимы стремятся расширить связи с Америкой,то националисты переориентируются с Египта на Ливию. После заключения Кэмп-Дэвидского мирного соглашения с Тель-Авивом Каир оказался изолированным в Лиге арабских государств, и его членство было приостановлено.1980-е годы стали для лаг периодом нарастающих противоречий. Должность генерального секретаря Лиги арабских государств, которую традиционно всегда занимал представитель Египта, достается Тунису. В условиях новой эскалации холодной войны в начале 1980-х годов, дестабилизации Ливана и войны между Ираком и Ираном Лиге арабских государств становилось все труднее формулировать общую позицию. Часть членов Лиги арабских государств ориентирована в первую очередь на СССР, а другая часть - исключительно на США. Что же касается государств, которые старались держаться на равном расстоянии от Москвы и Вашингтона, то их влияние в Лиге арабских государств было недостаточно значительным.Только в мае 1989 года Лига вернула свое членство Египту, и штаб-квартира организации вернулась в Каир. Оценки экспертов роли Лиги арабских государств в кризисе, последовавшем за вторжением Ирака в Кувейт в августе 1990 года, противоречивы. Некоторые считают, что реакция лиги была "очень адекватной и быстрой."Другие, напротив, указывают на то, что разногласия внутри организации стали настолько острыми, что следующая сессия ЛАГ состоялась только в июне 1996 года.Однако в первой половине 1990-х годов Лига арабских государств смогла сыграть в целом "прагматичную и конструктивную" роль в содействии процессу мирного урегулирования между Палестиной и Израилем. Лига пытается, и не без успеха, сформулировать единую позицию государств-участников по ситуации вокруг Ирака. В то же время после 1991 года и до начала 2010-х годов Лига арабских государств находится в сильной зависимости от Соединенных Штатов. Даже накануне "Арабской весны" большинство государств арабского мира были вынуждены полагаться на американскую помощь и "понимание" во многих жизненно важных вопросах.Кроме того, с начала 2000-х годов эскалация вмешательства Вашингтона и ряда его западных союзников на Ближнем Востоке, а затем и в Северной Африке "выводит арабский мир из равновесия"."Эффективность ЛАГ по-прежнему существенно ограничена трудностью достижения консенсуса между государствами-членами. Географическое и политическое разнообразие усугубляется растущим неравенством в экономическом развитии и финансовой стабильности. Исторические противоречия между отдельными странами, которые ранее находились под влиянием борьбы великих держав, становятся все более очевидными. В результате члены Лиги" увязают " в разногласиях почти каждый раз, когда обстоятельства требуют единого подхода. Особенно в условиях политического цейтнота.С начала 2010-х годов к хронической дестабилизации обстановки в Ираке добавилась серия социально-политических волнений, спровоцированных как внешними, так и внутренними причинами, получившая название "Арабская весна". Среди них есть много членов Лиги арабских государств. В очередной раз обостряется столкновение геополитических интересов внешних держав, в том числе США, ведущих европейских стран, а также Турции и Китая. Между тем геополитический ландшафт Ближнего Востока становится все более полицентричным. Все больше государств региона демонстрируют свое намерение "активно отстаивать свои интересы". "Традиционное" противостояние суннитов и шиитов перерастает в открытую войну в Сирии и Йемене. В Ливии после агрессии и свержения Муаммара Каддафи коалицией западных стран начинается гражданская война. На поверхность выходят противоречия между государствами Персидского залива. В результате противостояние" общему врагу " в лице Ирана приводит ряд членов Лиги арабских государств к сближению с Израилем.На этом фоне вновь активизируются попытки создать реальную "силовую" составляющую внутри Лиги арабских государств. В марте 2015 года на саммите в Шарм-эш-Шейхе Лига арабских государств приняла решение о создании объединенных региональных вооруженных сил. Напомним, что еще в 1950 году страны Лиги арабских государств подписали соглашение о совместном оборонном и экономическом сотрудничестве. Чуть позже были созданы Генеральный Совет обороны и военное ведомство при Генеральном секретаре Лиги арабских государств. Формально эти структуры функционируют и сегодня, но их практическая деятельность носит преимущественно рекомендательный характер. Кроме того, США, заинтересованные в сохранении разделения стран на "своих" и "чужих" на Ближнем Востоке, продвигают собственную концепцию военной интеграции стран региона, известную как "арабское НАТО". Активно используя в качестве "рычага" зависимость многих стран Лиги арабских государств от поставок американского оружия. До сих пор эти усилия не увенчались успехом.Теоретически Лига арабских государств могла бы противостоять внешним попыткам дестабилизировать арабский мир, продвигая и развивая региональные проекты экономической интеграции. Исторически ЛАГ служила ведущим форумом для социально-экономических инициатив сообщества арабских государств. Лига арабских государств стояла у истоков создания арабского социально-экономического совета, который был образован в 1959 году. Совет Арабского экономического единства, 1964 год. В 1968 году был создан арабский фонд социального и экономического развития, который координирует всю "систему финансовой помощи в арабском мире". Наконец, в 1977 году был создан арабский валютный фонд. Наблюдатели иногда ставили под сомнение эффективность ряда таких организаций. Тем не менее российские исследователи Л. Н.Руденко и З. А. Соловьева считают, что уже в 1960-70-е годы Лиге арабских государств удалось создать целую систему"межарабских организаций в области экономического, финансового, научного и культурного сотрудничества, которая играла положительную роль вплоть до настоящего времени". В 1997 году под эгидой Лиги арабских государств была создана Арабская зона свободной торговли (Гафта), в которую сегодня входят 18 государств. Участники ЛАГ также обсуждают перспективы Таможенного союза и общего рынка арабских стран.Однако, по данным западных источников, интерес иностранных инвесторов к инвестированию в страны Лиги арабских государств, за исключением нефтяных монархий Персидского залива, "значительно снизился"за последние 10 лет. Степень унификации бизнес-правил в рамках ЛАГ все еще далека от желаемого уровня. Инвесторов отпугивает разветвленная бюрократия и зачастую "непредсказуемая" правовая система. Объем взаимной торговли между членами ЛАГ также оставляет желать лучшего. По данным The Economist и Всемирного экономического форума (ВЭФ), только около 16 процентов экспорта некоторых арабских стран идет в другие страны. В Азии этот показатель составляет 52 процента, а в ЕС-63 процента. По оценкам экспертов ВЭФ, снижение импортных тарифов между арабскими странами привлечет в их экономику не менее 130 миллиардов долларов.Нет никаких сомнений в том, что многочисленные внутригосударственные и региональные конфликты в арабском мире остаются существенным препятствием для углубления экономической интеграции в рамках Лиги арабских государств. Россия и ее партнеры по астанинскому процессу демонстрируют успешную модель объединения усилий всех заинтересованных стран региона и международного сообщества для запуска процесса политического урегулирования. Москва предлагает "сирийский формат" урегулирования в качестве базовой модели разрешения кризисов, дестабилизирующих ситуацию в арабском мире и на Ближнем Востоке в целом. Кроме того, предполагается, что основное внимание будет уделено механизмам дипломатии. И применение силы остается исключительным инструментом. Россия выступает за сближение усилий, направленных на противодействие общим угрозам.Представительство Лас в Москве было открыто в 1990 году. Арабские страны высоко оценивают политику России, направленную на установление стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В последние годы Россия значительно расширила свое присутствие на Ближнем Востоке. В то же время Москва выступает как сила равновесия, позволяющая рассчитывать на преодоление пагубных последствий недооценки международного измерения угроз, исходящих от ряда региональных конфликтов. Конструктивная позиция России также направлена на преодоление прежней контрпродуктивной политики создания искусственных "разделительных линий". В результате Россия рассматривается многими членами Лиги арабских государств как важная альтернатива эгоистичной региональной политике Соединенных Штатов. Еще в 2007 году тогдашний генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса во время своего визита в Москву охарактеризовал российско-Арабские отношения как "находящиеся в состоянии процветания". В апреле 2019 года в ходе министерской сессии форума Российско-арабского сотрудничества были подписаны "Декларация по политическим, социальным, экономическим и культурным вопросам" и "программа действий" до 2021 года.Арабский мир сталкивается с длительным и трудным процессом поиска решений многих внутренних проблем, которые зачастую носят сложный и запутанный характер. Преодоление последствий" многочисленных кризисов этого десятилетия " займет много лет. Сами арабские государства должны будут играть все большую роль в решении региональных проблем. За последние три четверти века именно Лига арабских государств стала" главным институтом " интеграции арабского мира. Организация сохраняет статус "самого влиятельного и представительного" форума арабского мира. Несмотря на относительную "скромность" практических результатов межарабского сотрудничества[v], именно Лига арабских государств накопила наиболее обширный опыт преодоления или сглаживания противоречий между арабскими странами.Но современный мир диктует в этом регионе свои законы. По мнению многих наблюдателей, модель относительно единого арабского мира, характерная для второй половины ХХ века, неуклонно уходит в прошлое. Противоречия между отдельными странами нарастают не только по линии формальных государственных границ, но и в масштабе исторически обособленных макрорегионов. Некоторые страны ЛАГ явно лучше адаптированы к новым региональным и глобальным тенденциям, чем другие. "Отстающие", в свою очередь, все еще полагаются на краткосрочные, тактические подходы к построению своей внутренней и внешней политики. Некоторым даже приходится бороться за сохранение государственности как таковой. В результате арабский мир, все еще формально Объединенный Лигой арабских государств, становится все более раздробленным. Она превращается в геополитическое пространство, где часто правят бал краткосрочные тактические интересы и ситуационные коалиции.ЗАКЛЮЧЕНИЕЛига арабских государств-это союз арабоязычных африканских и азиатских стран. Она была создана в Каире в 1945 году для содействия независимости, суверенитету, делам и интересам своих 22 стран-членов и четырех наблюдателей.Лига арабских государств – это региональная многонациональная организация арабоязычных стран на Африканском и азиатском континентах. Миссия Лиги арабских государств заключается в содействии торгово-экономическому росту, а также суверенитету и политической стабильности в регионе. По состоянию на 2018 год лига состояла из 22 стран-членов и 4 стран-наблюдателей.Страны Лиги арабских государств имеют очень разные уровни населения, богатства, ВВП и грамотности. Все они являются преимущественно мусульманскими, арабоязычными странами, но Египет и Саудовская Аравия считаются доминирующими игроками в Лиге. Через соглашения о совместной обороне, экономическом сотрудничестве и свободной торговле, в частности, лига помогает своим странам-членам координировать правительственные и культурные программы для содействия сотрудничеству и ограничения конфликтов.В 1945 году, когда лига была сформирована, главными вопросами были освобождение арабских стран, которые все еще находились под колониальным правлением, и предотвращение создания еврейского государства еврейской общиной в Палестине.Совет является высшим органом лиги и состоит из представителей государств-членов, как правило, министров иностранных дел, их представителей или постоянных делегатов. Каждое государство-член имеет один голос. Совет собирается два раза в год, в марте и сентябре. Два члена или более могут просить о проведении специальной сессии, если они того пожелают. Генеральный секретариат управляет ежедневными операциями лиги и возглавляется генеральным секретарем. Генеральный секретариат является административным органом Лиги, исполнительным органом Совета и специализированными министерскими советами.Эффективность Лиги арабских государств сдерживается разногласиями между государствами-членами. Во время Холодной войны некоторые члены организации поддерживали Советский Союз, в то время как другие поддерживали западные страны. Существует также соперничество за лидерство, например, между Египтом и Ираком. Военные действия между такими монархиями, как Саудовская Аравия, Иордания и Марокко, были разрушительными, как и поведение государств, претерпевших политические изменения, таких как Египет при Гамале Абдель Насере, Баасистская Сирия и Ирак и Ливия при Муаммаре Каддафи.Нападение Соединенных Штатов на Ирак Саддама Хусейна создало значительные разногласия между членами Лиги арабских государств, и поскольку решения, принимаемые лигой, распространяются только на те страны, которые проголосовали за них, эти разногласия нанесли ущерб влиянию Лиги.Восстания "Арабской весны" в начале 2011 года подтолкнули Лигу к активным действиям, и она поддержала действия ООН против ливийских сил Муаммара Каддафи. Члены совета также склонны соглашаться с такой политикой, как поддержка палестинцев, находящихся под израильской оккупацией. Однако действия лиги в основном ограничиваются выдачей деклараций. Одним из исключений был экономический бойкот Израиля в период с 1948 по 1993 год.Где Лига арабских государств была эффективна, так это в области образования, сохранения документов и рукописей и создания регионального союза электросвязи.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Ахмадуллин В.В. Участие Лиги арабских государств в вооружённом конфликте на территории сирийской арабской Республики // Армия и общество. 2014. №1 (38). 2.Богатуров А.Д., Аверков В.В. — История международных отношений. 1945–2017: учебное пособие для студентов вузов - Издательство «Аспект Пресс» – 20173.Борисов А.Ю., Клейменова Н.Е., Наринский М.М. — История международных отношений: В трех томах. Т. II: Межвоенный период и Вторая мировая война: учебник - Издательство «Аспект Пресс» - 20174.Власова Н.А. История международных отношений. Учебник и практикум для вузов-М.: Юрайт,2019 г., 316 с 5.Грабельников А.А., Дерхами Амин Освещение событий «Арабской весны» телеканалом «Аль-Джазира» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2015. №2. 6.Коутс-ульрихсен Кристиан Арабские решения арабских проблем? (изменение региональной роли стран Персидского залива) // Россия и мусульманский мир. 2013. №5 (251). 7.Малышев П. Страны Совета сотрудничества арабских государств персидского залива в сирийском конфликте: интересы и цели, роль, степень участия // Россия и мусульманский мир. 2014. №3 (261). 8.Международные отношения и мировая политика: учебник / П. А. Цыганков [и др.]; под редакцией П. А. Цыганкова. — Москва: Юрайт, 2019. — 290 с.9.Мелкумян Е.С. Арабские монархии: моделирование регионального пространства и «Арабская весна» // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2013. №1 (102). 10.Пономаренко Л. В., Чикризова О. С. История международных отношений. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.: Юрайт, 2019г., 229 с.11.Современные международные отношения: учебник и практикум / В. К. Белозёров [и др.]; под редакцией В. К. Белозёрова, М. М. Васильевой, А. И. Позднякова. Москва: Юрайт, 2019. — 318 с.12.Фененко А.В. Современная история международных отношений. 1991-2018. М.: Аспект Пресс, 2019. — 456 с.13.Ходынская-Голенищева М. Кризис в Сирии (межсирийский переговорный процесс и политическая сирийская оппозиция) // Россия и мусульманский мир. 2015. №10 (280). 14.Международные организации: Лига арабских государств [Электронный ресурс] Режим доступа: https://articlekz.com/article/1925315.Council on Foreign Relations (2014). The Arab League: Backgrounders. Available Online: http://www.cfr.org/middle-east-and-north-africa/arab-league/p2596716.Global Education Program (2014). Model League of Arab States. Delegates’ Handbook and Rules of Procedure. Youngstown State University. Available Online: http://www.ysu.edu/gep/hsPDF/arab04.pdf

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ахмадуллин В.В. Участие Лиги арабских государств в вооружённом конфликте на территории сирийской арабской Республики // Армия и общество. 2014. №1 (38).
2.Богатуров А.Д., Аверков В.В. — История международных отношений. 1945–2017: учебное пособие для студентов вузов - Издательство «Аспект Пресс» – 2017
3.Борисов А.Ю., Клейменова Н.Е., Наринский М.М. — История международных отношений: В трех томах. Т. II: Межвоенный период и Вторая мировая война: учебник - Издательство «Аспект Пресс» - 2017
4.Власова Н.А. История международных отношений. Учебник и практикум для вузов-М.: Юрайт,2019 г., 316 с
5.Грабельников А.А., Дерхами Амин Освещение событий «Арабской весны» телеканалом «Аль-Джазира» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2015. №2.
6.Коутс-ульрихсен Кристиан Арабские решения арабских проблем? (изменение региональной роли стран Персидского залива) // Россия и мусульманский мир. 2013. №5 (251).
7.Малышев П. Страны Совета сотрудничества арабских государств персидского залива в сирийском конфликте: интересы и цели, роль, степень участия // Россия и мусульманский мир. 2014. №3 (261).
8.Международные отношения и мировая политика: учебник / П. А. Цыганков [и др.]; под редакцией П. А. Цыганкова. — Москва: Юрайт, 2019. — 290 с.
9.Мелкумян Е.С. Арабские монархии: моделирование регионального пространства и «Арабская весна» // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2013. №1 (102).
10.Пономаренко Л. В., Чикризова О. С. История международных отношений. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.: Юрайт, 2019г., 229 с.
11.Современные международные отношения: учебник и практикум / В. К. Белозёров [и др.]; под редакцией В. К. Белозёрова, М. М. Васильевой, А. И. Позднякова. Москва: Юрайт, 2019. — 318 с.
12.Фененко А.В. Современная история международных отношений. 1991-2018. М.: Аспект Пресс, 2019. — 456 с.
13.Ходынская-Голенищева М. Кризис в Сирии (межсирийский переговорный процесс и политическая сирийская оппозиция) // Россия и мусульманский мир. 2015. №10 (280).
14.Международные организации: Лига арабских государств [Электронный ресурс] Режим доступа: https://articlekz.com/article/19253
15.Council on Foreign Relations (2014). The Arab League: Backgrounders. Available Online: http://www.cfr.org/middle-east-and-north-africa/arab-league/p25967
16.Global Education Program (2014). Model League of Arab States. Delegates’ Handbook and Rules of Procedure. Youngstown State University. Available Online: http://www.ysu.edu/gep/hsPDF/arab04.pdf