Государственное предпринимательство в рыночной экономике
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 01.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Теоретические основы государственного предпринимательства. . . . . . . .
Экономическая сущность государственного предпринимательства . . . . .1.1
Виды государственного предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1.2
Проблемы эффективности государственного предпринимательства 1.3
Глава 2 Анализ государственного предпринимательского сектора
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Характеристика государственного предпринимательского сектора в России . 2.1
Виды государственного предпринимательского сектора в России 2.2
Проблемы эффективности государственного предпринимательского сектора в России 2.3
Заключение
Список использованных источников
К обострившимся проблемам последних лет, связанных с новым витком экономического кризиса в России, относятся:– замедление темпов роста национальной экономики;– ускорение инфляционных процессов;– замедление инновационно-технологических процессов;– уменьшение предприятий малого и среднего бизнеса;– рост числа убыточных или малодоходных предприятий;– снижение количества рабочих мест и рост безработицы;– устойчивое падение реальных доходов населения;– обострение социально-демографических проблем;– снижение качественного уровня жизни населения.Помимо обострившихся социально-экономических проблем, реальный сектор экономики России характеризуется довольно низким уровнем конкурентоспособности и производительности труда, неспособностью обновления производственного капитала и недостаточностью высокотехнологичных производств.Также наблюдаются кризисные явления в государственном секторе экономике, а именно системе здравоохранения, науке и образовании, общественно-социальной сфере и экологии, а также не высока доходность многих государственных предприятий и не велика эффективность множества имущественных объектов.Проблемы современной России нельзя решить без симбиоза государственного и реального секторов экономики, а также без эффективного регулирования со стороны государства социально-экономических сфер и обеспечения общественных потребностей.Государственный сектор экономики является неотъемлемым элементом национального хозяйства любого государства или отдельно взятой территории. В России он выполняет функцию регулятора рыночной экономики, способствует инновационным процессам, призван удовлетворять общественные потребности и обеспечивать социальную защиту населения. При этом госсектор выполняет стимулирующую и контролирующую функции, а также создает предпосылки устойчивого экономического роста, как на государственном, так и на региональном уровне.В последние годы произошло и расширение функционала государственного сектора российской экономики в усилении обороноспособности страны, информационной и экологической безопасности, решение вопросов импортозамещения, и прежде всего, по продовольственным товарам. Важными для государства являются формирование человеческого капитала, инновационных процессов и научно-технических изменений в экономике.Наличие кризисных явлений в экономике, разнообразных социально-экономических и общественных проблем в стране, а также появление новых государственных стратегических задач, становятся основной предпосылкой для процесса трансформации российского государственного сектора экономики.Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор.В Прогнозе социально-экономического развития России на период до 2030 года предусмотрен комплекс мер экономической политики, реализация которых обеспечит ускорение темпов роста российской экономики за счет следующих факторов:– устойчивого увеличения трудовых ресурсов за счет роста продолжительности жизни, качества и здорового образа жизни и, соответственно, роста экономически активного населения;– модернизации основного капитала, и прежде всего в реальном секторе экономики, за счет роста производственных капитальных вложений и повышения эффективности инвестиций;– роста производительности труда за счет технологической модернизацией и инновационных технологий, цифровизации экономики и повышения эффективности бизнес-процессов;– модернизацией системы профессионального образования, связанной, в первую очередь, с повышением его качественного уровня, а также обеспечения рациональной системы подготовки рабочих кадров для более значимых направлений экономики.Увеличение совокупной факторной производительности, которая и будет способствовать созданию условий устойчивого роста в экономике, представляет собой синергетический эффект от практической реализации рассмотренных мероприятий на всех уровнях управления - государственном, региональном, местном. При этом темпы роста ВВП в России могут стабилизироваться на уровне около 3% при сохранении инфляции на целевом уровне.При этом довольно важным видится именно обоснованное и справедливое перераспределение национального дохода страны. И, неспроста, Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию в 2019 году, на первое место поставил именно проблемы человека, повышения его благосостояния и уровня качества жизни, а также образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и только потом, он обозначил приоритетные направления развития российской экономики.Выполнить задачи, поставленные Президентом РФ, по решению насущных социальных проблем и реализации главных направлений экономического развития страны, способен только развитый, ориентированный на устойчивый рост и эффективно функционирующий в России государственный сектор экономики. Государственный сектор выступает в роли гаранта сохранения национального богатства, являясь залогом устойчивого развития и стабильности, способствует экономическому росту.Поэтому расширение границ деятельности государственного сектора экономики и повышение его результативности должным стать главной концепцией процесса его трансформации, как в масштабе всей страны, так и на уровне отдельных регионов.Необходимость процесса трансформации государственного сектора экономики вызвана также наличием проблем, связанных с его функционированием в современных условиях развития.Проблемы объективного характера связаны со спецификой деятельности государственного сектора экономики, который в первую очередь, призван обеспечивать выполнение социально-общественных потребностей в стране. Понятно, что такие сферы государственной деятельности как образование, наука, медицина, экология, социальная защита населения, требуют значительных объемов финансирования из бюджетов всех уровней, но эти виды деятельности не приносят государству и регионам дохода.Поэтому, невысокая отдача деятельности государственного сектора экономики, связана, прежде всего, с низкой доходностью многих государственных предприятий, не связанных с сырьевой отраслью. Многие объекты, находящиеся в государственной, региональной или муниципальной собственности, являются или убыточными, или малорентабельными, вследствие субъективных причин - низкого уровня управления и проявления халатности.Трансформация государственного сектора предпринимательства в России должна вестись по двум основным направлениям:– во-первых, в увеличении результативности деятельности бюджетного сектора экономики, а именно, повышение качества предоставляемых услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также рационального решения демографических и экологических проблем, что приведет к росту качества жизни населения и общественного благосостояния;– во-вторых, расширение профессиональных компетенций руководящих кадров на всех уровнях управления в стране, модернизация государственных предприятий и создание высоко технологичных и инновационных производств, а также обеспечение реальных условий для повышения эффективности использования имущества, находящегося в собственности государства, регионов или муниципальных образований.Таким образом, трансформация государственного сектора в России будет содействовать устойчивому экономическому росту, созданию инновационной рыночной инфраструктуры, обеспечит переход к рациональным моделям производства и потребления, а также приведет к повышению общественного благосостояния, увеличению реальных доходов, росту качества жизни населения.ЗаключениеСущность государственного предпринимательства состоит в том, что государство само регулирует свою экономику посредством деятельности в важнейших отраслях, подотраслях и институтах, участвуя во всех социальных процессах общества. Существуют следующие формы этой деятельности:– прямое и непосредственное участие государства в управлении предприятиями (например, в оборонной промышленности);– частичное руководство и пристальный контроль созданных государством органов и структур над хозяйствующими субъектами;– формирование государством кадрового потенциала посредством вклада средств в науку и образование;– государственное управление денежными ресурсами и вложение их в сферу госзаказов и госзакупок, в том числе для реализации своих и социальных потребностей;– участие государства в поддержании среднего и малого предпринимательства в целях экономической стабильности;– социальная направленность государственного предпринимательства - ситуация, когда оно существует в наименее привлекательных для частного предпринимательства отраслях (образовании, здравоохранении и т. п.).Главным показателем, оценивающим количественные масштабы государственного предпринимательства в Российской Федерации, является число предприятий и организаций с распределением по формам собственности. Согласно статистике, доля предприятий и организаций государственной и муниципальной собственности на протяжении 2005–2019 годов росла Государство, сохраняя контроль над важными предприятиями, отдает предпочтение такой форме, как акционерное общество. Большинство государственных предприятий в форме акционерных обществ относятся к отраслям естественных монополий и обеспечивают получение высоких доходов. Однако за период 2010–2018 годы государство активно распродавало свои пакеты акций в государственных компаниях, что привело к сокращению числа акционерных обществ, где государство являлось единственным владельцем – с 1757 на начало 2010 года до 1256 на начало 2018 года. Динамика показателей характеризует существенный рост участия государства в объемах производства добывающих и обрабатывающих отраслей. Статистика говорит о том, что, несмотря на положительную динамику показателей участия государства в экономике, доля этого участия невелика и не является определяющей для экономического развития, за исключением такого вида деятельности, как грузовые и пассажирские перевозки. Трансформация государственного сектора предпринимательства в России должна вестись по двум основным направлениям:– во-первых, в увеличении результативности деятельности бюджетного сектора экономики, а именно, повышение качества предоставляемых услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также рационального решения демографических и экологических проблем, что приведет к росту качества жизни населения и общественного благосостояния;– во-вторых, расширение профессиональных компетенций руководящих кадров на всех уровнях управления в стране, модернизация государственных предприятий и создание высоко технологичных и инновационных производств, а также обеспечение реальных условий для повышения эффективности использования имущества, находящегося в собственности государства, регионов или муниципальных образований.Список используемойлитературыДолю государства в экономике оценили по-новому. URL: http://www.ng.ru/economics/2018-12-26/4_7474_gossektor.htmlКабалоев В.Р. Повышение экономической эффективности форм государственного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 758-761. Карпунина Е.К. Трансформация как способ развития экономической системы / Е.К. Карпунина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 4(96). - С. 27-35 Кесаонова В.Л. Государственное предпринимательство в России: состояние и проблемы развития // Гуманитарный акцент. 2019. № 3. С. 27-30. Клименко А.И. Государственное регулирование экономики как одно из условий обеспечения ее стабильности / А.И. Клименко // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. -2018. - № 24. - С. 279-283 Макаренко О.С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики / О.С. Макаренко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2020. - № 1(34). - С. 115-122 Нагалин В.Ю. Эволюция института государственного предпринимательства // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 3. С. 309-314. Плаксина А.М. Государственное предпринимательство: трансформация бюджетного сектора Российской Федерации // Государство и бизнес. экосистема цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 309-311.Пожидаев А.Е., Дудко Я.Е. Государственная собственность: понятие, виды и формы // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2018. – Т. 14. – № 2. – С. 95-100.Проект доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год Федеральной антимонопольной службы России. [электронный ресурс]. URL: http:plan.fas.gov.ru Рубин Ю. Б. Управление собственным бизнесом. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Университет «Синергия», 2016. 976 с.Савченко В. Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы / В. Е. Савченко. - М.: Зерцало, 2017. - 150 с.
2. Кабалоев В.Р. Повышение экономической эффективности форм государственного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 758-761.
3. Карпунина Е.К. Трансформация как способ развития экономической системы / Е.К. Карпунина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 4(96). - С. 27-35
4. Кесаонова В.Л. Государственное предпринимательство в России: состояние и проблемы развития // Гуманитарный акцент. 2019. № 3. С. 27-30.
5. Клименко А.И. Государственное регулирование экономики как одно из условий обеспечения ее стабильности / А.И. Клименко // Известия Пензенского государственно¬го педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. -2018. - № 24. - С. 279-283
6. Макаренко О.С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики / О.С. Макаренко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2020. - № 1(34). - С. 115-122
7. Нагалин В.Ю. Эволюция института государственного предпринимательства // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 3. С. 309-314.
8. Плаксина А.М. Государственное предпринимательство: трансформация бюджетного сектора Российской Федерации // Государство и бизнес. экосистема цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 309-311.
9. Пожидаев А.Е., Дудко Я.Е. Государственная собственность: понятие, виды и формы // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2018. – Т. 14. – № 2. – С. 95-100.
10. Проект доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год Федеральной антимонопольной службы России. [электронный ресурс]. URL: http:plan.fas.gov.ru
11. Рубин Ю. Б. Управление собственным бизнесом. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Университет «Синергия», 2016. 976 с.
12. Савченко В. Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы / В. Е. Савченко. - М.: Зерцало, 2017. - 150 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе государственного предпринимательства?
Государственное предпринимательство базируется на идеях сочетания государственного и частного секторов экономики. Оно обусловлено ролью государства в регулировании экономики и защите интересов населения. Теоретические основы государственного предпринимательства включают в себя концепции публичного предпринимательства и смешанной экономики.
Какие виды государственного предпринимательства существуют?
Существует несколько видов государственного предпринимательства: государственные предприятия, учреждения и корпорации, которые принадлежат государству и осуществляют предпринимательскую деятельность. Также можно выделить государственно-частные партнерства и другие формы сотрудничества между государством и частными предпринимателями.
Какие проблемы эффективности возникают в государственном предпринимательстве?
В государственном предпринимательстве возникают проблемы, связанные с отсутствием конкуренции, бюрократическими процедурами, неэффективным управлением и коррупцией. Также одной из основных проблем является отсутствие мотивации у государственных предприятий для получения прибыли, что может вести к неэффективному использованию ресурсов.
Каков анализ государственного предпринимательского сектора в России?
Анализ государственного предпринимательского сектора в России показывает его значительное развитие после перехода к рыночной экономике. В секторе преобладают государственные предприятия, учреждения и корпорации, существует также практика государственно-частных партнерств. Однако сектор страдает от низкой эффективности управления и проблем связанных с коррупцией.
Какая экономическая сущность у государственного предпринимательства?
Государственное предпринимательство имеет экономическую сущность сочетания государственного и частного предпринимательства. Государственные предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, но при этом функционируют подразделениями государства и выполняют задачи, связанные с обеспечением общественных потребностей и защитой интересов населения.
Что такое государственное предпринимательство?
Государственное предпринимательство – это деятельность, осуществляемая государством в сфере предпринимательства. Это означает, что государство выступает в роли предпринимателя, осуществляет бизнес-активности и принимает участие в рыночной экономике.
Какие виды государственного предпринимательства существуют?
Существует несколько видов государственного предпринимательства. Одним из них является государственная собственность, когда государство принадлежат предприятия и активы. Также государство может осуществлять предпринимательскую деятельность через госкорпорации, создавая специальные организации для управления определенными отраслями экономики. Еще одним видом государственного предпринимательства является государственно-частное партнерство, когда государство сотрудничает с частными компаниями для решения определенных задач.
Каковы проблемы эффективности государственного предпринимательства?
При государственном предпринимательстве возникает ряд проблем, связанных с его эффективностью. Одна из них - отсутствие конкуренции. Государственные предприятия не всегда стремятся к улучшению качества и снижению стоимости своей продукции, так как им не грозит риск потери клиентов из-за конкуренции. Еще одной проблемой является политическое вмешательство в деятельность государственных предприятий, что может приводить к неэффективному управлению и коррупции. Также государственные предприятия часто сталкиваются с бюрократическими препятствиями и ограничениями, что затрудняет их развитие и инновационную деятельность.
Какова экономическая сущность государственного предпринимательства?
Экономическая сущность государственного предпринимательства заключается в том, что государство само осуществляет предпринимательскую деятельность на рынке. В этом случае государство выступает в роли предпринимателя, выполняет коммерческие функции и участвует в конкуренции с частными предприятиями.
Какие виды государственного предпринимательства существуют?
Существует несколько видов государственного предпринимательства. Это государственные предприятия, которые полностью принадлежат государству и осуществляют предпринимательскую деятельность. Также существуют государственно-частные предприятия, где государство владеет контрольным пакетом акций. Еще одним видом являются государственные корпорации, которые объединяют ряд предприятий в определенной отрасли.
Какие проблемы эффективности существуют в государственном предпринимательстве?
В государственном предпринимательстве существуют ряд проблем эффективности. Одна из них - политическое вмешательство, когда государство использует предприятия для достижения своих политических целей, игнорируя коммерческую эффективность. Еще одной проблемой является непрофессиональное управление, когда руководители предприятий не имеют достаточного опыта и знаний в сфере предпринимательства. Также существует проблема конкуренции с частными предприятиями, когда государственные предприятия получают привилегии и льготы.