Уполномоченный по правам человека в РФ и ее субъектах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 50 50 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 20.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ 5
1.1. Понятие института Уполномоченного по правам человека 5
1.2. Зарубежный и российский опыт института Уполномоченного по правам человека 19
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ 27
2.1. Региональные особенности деятельности Уполномоченного по правам человека в России 27
2.2. Проблемы функционирования института Уполномоченного по правам человека 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47


Фрагмент для ознакомления

Но действует оно только в рамках нормоконтроля, поэтому ничемне отличается от жалобы, поданной обычным гражданином.Уточнение правового статуса уполномоченных должно быть связанос вовлечением их в деятельность комиссий по помилованию. Необходимо усилить их позицию в защите прав лиц, которые находятся вместах принудительного содержания, путем внесения в российское законодательство норм международного права, регулирующих национальныйпревентивный механизм, и наделение уполномоченных компетенцией покоординации участников национального превентивного механизма, обладающих правом посещения учреждений, исполняющих наказания.Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации довольно новых механизм, который нуждается в особом внимании и развитии, а реализация указанных выше предположений поможет укрепить гарантии прав и свобод человека и гражданина и повысить эффективностьработы данного института как одного из важнейших в формировании правового демократического государства.Защита прав и свобод человека является неоспоримым общим знаменателем современных государств. Россия в контексте известных ценностных установок отнесла такую защиту наряду с признанием и соблюдением к конституционным обязанностям государства. Осуществление данной обязанности требует соответствующих институциональных решений. Одно из таковых – учреждение и развитие института уполномоченного по правам человека, в том числе в региональном измерении. Поскольку уполномоченный по правам человека в субъекте – элемент института омбудсмена в Российской Федерации, он функционирует в общегосударственном фарватере, определенном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1996 г. № 1 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам чело-века в Российской Федерации». При этом общность правозащитных задач в силу п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции России не ограничивает субъекты Российской Федерации в выборе наиболее подходящих для этого моделей своего уполномоченного по правам человека. Одни субъекты оперативно откликнулись на введенную законом возможность учреждать такую правозащитную должность, другие медлили, видимо, выбирая для себя оптимальный вариант. Так, к 2000 г. законы о региональных уполномоченных по правам человека были приняты в 20 субъектах, к 2005 г. – 36, к 2010 – 68. В 2016 году окончательно завершился учредительный этап формирования института уполномоченных во всех субъектах Российской Федерации: приняты и действуют специальные законы, закрепляющие их статус, и назначены уполномоченные.Однако подобное развитие института, формирование разветвленной сети уполномоченных не только прирастили правозащитный потенциал региона, но и явили правовые несовершенства, связанные с компетенцией, организацией деятельности, разграничением полномочий между федеральным и региональным уполномоченными по правам человека. Это потребовало принятия Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека», чем было положено начало нового этапа развития исследуемого института в направлении обеспечения единообразного подхода к его формированию в нашей стране. Внесенные изменения, закрепив на федеральном уровне основы правового статуса региональных уполномоченных, повысили гарантии их независимости, эффективности работы и степень взаимодействия с органами публичной власти.Изменение федерального правового регулирования сказалось на необходимости приведения соответствующих законов субъектов к единым стандартам. В данном вопросе имеются определенные сложности относительно как понимания смысла и содержания новейших норм федерального законодательства, посвященного региональным уполномоченным, так и необходимости уточнения их отдельных положений. Вне правового регулирования остались также вопросы взаимодействия уполномоченных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Анализ регионального законодательства демонстрирует существенные различия в статусах уполномоченных, их правах, обязанностях, ответственности и организационных основах деятельности. Подходы к решению вопросов правового статуса и обеспечения деятельности омбудсменов в субъектах Российской Федерации разнятся. С одной стороны, такие различия не противоречат адресованным субъектам предметоведческим конституционным положениям, с другой – оборачиваются тем, что жители различных регионов, обращающиеся к региональным уполномоченным, оказываются в неравных условиях с точки зрения возможностей получения от них полноценной правозащитной помощи. Это, например, касается наличия права регионального омбудсмена ходатайствовать о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела, права законодательной инициативы, наличия собственных аппаратов, обеспечивающих деятельность уполномоченных по правам человека, наличия административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченного и т.д.Указанные недостатки законодательного регулирования в совокупности усложняют деятельность региональных уполномоченных. Эти обстоятельства эффективно и полноценно могут быть устранены только путем принятия законодательного акта федерального уровня, регулирующего основы правового статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.Пока такого комплексного законодательного акта нет. Наличие отдельных положений статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не решает вопроса унификации регионального законодательства, регулирующего деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.Необходимо произвести гармонизацию правовых основ института уполномоченного по правам человека путем разработки и принятия унифицированного федерального законодательного акта, касающегося деятельности региональных омбудсменов. Он мог бы регламентировать работу, порядок назначения, освобождения от должности, а главное – компетенцию региональных уполномоченных. Эта идея уже получала законопроектное воплощение. Проект Федерального закона № 573725-7 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации еще в конце 2018 г. Целью законопроекта, согласно пояснительной записке, является «установление единых принципов организации деятельности региональных уполномоченных и закрепление общих начал их взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества».Положений статей проекта федерального закона недостаточно для решения обозначенной проблемы. На этапе второго чтения необходимо внести в него ряд изменений. В первую очередь, необходимо скорректировать процедуру подачи жалоб. Проект Федерального закона не содержит каких-либо положений касательно изменения процедуры подачи жалоб. При этом статья 16 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» позволяет адресовать жалобу как федеральному, так и региональному уполномоченным по правам человека. Подобная процедура, конечно, поддерживает конституционную свободу реализации права на обращение (ст. 33), но в правозащитном смысле не безупречна в своей целесообразности. Необходимо закрепить возможность подачи жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации только после рассмотрения данной жалобы региональным уполномоченным в случае, если жалоба касается нарушения прав заявителя, произошедшего в субъекте его проживания. То есть обязательный порядок подачи жалобы региональному уполномоченному будет необходим при наличии двух условий: проживание на территории конкретного субъекта Российской Федерации и возникновение события, ставшего основанием жалобы, в том же регионе.Введение такого правила значительно уменьшит поток жалоб в адрес федерального омбудсмена, позволит найти решение проблем нарушения прав жителей конкретных субъектов «на месте» региональным уполномоченным. Подобное нововведение, полагаем, положительно скажется на эффективности деятельности института уполномоченного по правам человека.Второе изменение, которое необходимо внести в проект Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», касается возможности обращений, запросов региональных уполномоченных к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и, наоборот, в случае возникновения споров о дублировании обращений, необходимости оказания помощи по конкретным жалобам. Это позволит оперативно реагировать на факты нарушения прав и свобод и пресекать их. Кроме того, объединение усилий федерального и региональных уполномоченных будет способствовать формированию конституционного партнерства и укреплению системы гарантий прав граждан в субъектах Российской Федерации.Таким образом, принятие Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» является востребованным, однако с учетом обозначенных проблем и предложенных подходов к их решению.Уполномоченный по правам человека Российской Федерацииявляется конституционным правозащитным институтом. Назначениена должность Уполномоченного по правам человека РоссийскойФедерацией является исключительным полномочиемГосударственной Думы Российской Федерации, соответственноПрезидент Российской Федерации, Правительство РоссийскойФедерации, Совет Федерации Российской Федерации,Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный СудРоссийской Федерации и другие органы государственной власти и ихдолжностные лица не могут повлиять на решения ГосударственнойДумы Российской Федерации о назначении или освобождении отдолжности Уполномоченного по правам человека.Вкомпетенцию Уполномоченного по правам человека не входитрассмотрение жалоб на законы и постановления, принятыеФедеральным Собранием Российской Федерации. Обжалованиерешений федеральных органов законодательной (представительной)власти происходит в особом порядке, который установлен частью 2статьи 125 Конституции Российской Федерации.Назаконодательные (представительные) органымуниципальных образований данное ограничение нераспространяется. Следовательно, Уполномоченный по правамчеловека Российской Федерации имеет право рассматривать жалобына решения законодательных (представительных) органовмуниципальных образований.Статья 104 Конституции Российской Федерации определяетсубъектов, имеющих право законодательной инициативы. Следовало бы предоставить возможность и Уполномоченномупо правам человека Российской Федерации оказывать влияние направотворчество, то есть обладать законотворческой инициативой.Сложившаяся ситуация, при которой Уполномоченный поправам человека не обладает правом законодательной инициативы,заметно снижает эффективность осуществления Уполномоченным поправам человека своих полномочий в виду существованияпосредников – субъектов законодательной инициативы, к которымУполномоченный по правам человека вынужден обращаться сосвоими предложениями.В качестве примера Татьяна Николаевна Москалькова, Уполномоченный по правам человека РоссийскойФедерации, за 2017–2018 годы несколько раз обращалась впрофильные комитеты Государственной Думы с различнымипредложениями. Участвуя в реализации политики гуманизацииуголовного законодательства, Уполномоченный по правам человекаРоссийской Федерации предложила законопроект об обязательномосвобождении тяжелобольных осужденных от отбывания наказания.По мнению Уполномоченного по правам человека РоссийскойФедерации, иногда для защиты прав человека и гражданина требуетсявведение дополнительных мер юридической ответственности.Заслушав различные жалобы, Т.Н. Москалькова пришла к выводу, чтопроблема с невозможностью обеспечить право граждан на тишину в ночное время является общей для многих субъектов Российской Федерации. Всвязи с этим, считает Уполномоченный по правам человека вРоссийской Федерации, необходимо дополнить Кодекс обадминистративных правонарушениях Российской Федерации нормой,предусматривающей ответственность за соответствующиенарушения.Количество законодательных предложений Уполномоченного поправам человека Российской Федерации только за последний годсоставляет более десятка. Среди них особое место занимает работанад законопроектом «Об общих принципах организации идеятельности Уполномоченных по правам человека в субъектахРоссийской Федерации». Важной функцией Уполномоченного по правам человека должныстать не только исследование наиболее часто встречающихсянарушений прав и свобод человека и гражданина, но и возможностьна основе этих исследований вносить в Государственную ДумуРоссийской Федерации предложения о принятии, изменении илиотмене различных нормативных правовых актов.Таким образом, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, хотя ивзаимодействует с федеральными органами законодательной(представительной) власти, однако не является органомпарламентского контроля и, к сожалению, на сегодняшний день неимеет достаточно рычагов для возможности «быть услышанным»Федеральным Собранием Российской Федерации, в том числе об этомсвидетельствует отсутствие права законодательной инициативы.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современных условиях наиболее актуальными в системе организации и деятельности органов государственной власти становятся, исходя из принципа разделения властей, вопросы обеспечения сбалансированного функционирования всех ветвей власти. В этих целях большую роль призваны играть специальные органы, осуществляющие функции государственного контроля. Особую значимость приобретает реализация законодательными органами своей контрольной функции за деятельностью органов исполнительной власти. Это связано с тем, что в последнее время сложилась устойчивая тенденция усиления роли исполнительной власти в системе государственного управления на уровне федерации, особенно в субъектах Российской Федерации.В конституциях государств – бывших республик Советского Союза прослеживается атрибутивная роль парламента в назначении омбудсмена на должность. При этом наличествуют две модели его учреждения и определения параметров взаимодействия с парламентом: конституционно-законодательная и специально-законодательная. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ является важным механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина, однако для его более эффективного функционирования необходимо его дальнейшее совершенствование.В России институт Уполномоченного по правам человека был также учрежден конституционно-законодательным путем с тем уточнением, что первоначальное упоминание о нем было в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 22 ноября 1991 г. В Конституции России упоминание об Уполномоченном по правам человека осуществлено в контексте полномочий палаты парламента – Государственной Думы (п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции России) – в части назначения ею на должность омбудсмена.Важно подчеркнуть еще одну особенность института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — он является децентрализованным. Это означает, что между федеральным омбудсменом — Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и его региональными коллегами — уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации отсутствуют соподчиненность и субординация. Кроме того, отсутствует единая на всей территории Российской Федерации правозащитная политика уполномоченных по правам человека. Институт уполномоченного по правам человека интенсивно развивается. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится пакет законопроектов, которые должны комплексно урегулировать правовой статус региональных уполномоченных по правам человека. Очевидно, что с принятием данного законопроекта статус уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации получит более четкое закрепление в системе правовых отношений, что позволит региональным омбудсменам более эффективно осуществлять защиту прав граждан.Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации довольно новых механизм, который нуждается в особом внимании и развитии, а реализация указанных выше предположений поможет укрепить гарантии прав и свобод человека и гражданина и повысить эффективность работы данного института как одного из важнейших в формировании правового демократического государства.Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, хотя и взаимодействует с федеральными органами законодательной (представительной) власти, однако не является органом парламентского контроля и, к сожалению, на сегодняшний день не имеет достаточно рычагов для возможности «быть услышанным» Федеральным Собранием Российской Федерации, в том числе об этом свидетельствует отсутствие права законодательной инициативы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997, N 9, ст. 1011.Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О парламентском контроле" // Собрание законодательства РФ. 13.05.2013, N 19, ст. 2304.Закон Республики Коми от 02.11.2015 № 75-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми» // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Коми: http://upch.rkomi.ru/left/about/zakon/%20Закон Санкт-Петербурга от 30.12.1997 N 227-77 (ред. от 13.02.2019) "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. N 4, 16.04.1998.Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1996. № 52. Ст.1865.Закон Республики Туркменистан об омбудсмене № 329-330 от 1 декабря 2016 года // URL: http://euro-ombudsman.org/reference/laws_and_other_documents/Конституционный Закон Азербайджанской Республики «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмане) Азербайджанской Республики» // URL: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/Закон Грузии «О Народном Защитнике Грузии» // URL http://euro-ombudsman.org/Закон Киргизской Республики от 31 июля 2002 года № 136 «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Киргизской Республики» // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1093Закон Литовской Республики «О контролерах Сейма Литовской республики» // URL: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/Амирова Р.Р. Предпосылки возникновения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Ученые записки Казанского государственного университета. Казань: Издательство Казанского государственного университета. 2015. Т. 151. Кн. 4. С. 41-46.Барандова Т.Л. Уполномоченный по правам человека: концептуальные подходы и реалии // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 10. №4. С. 505.Бойцова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт. М.: БЕК, 2016. С. 50.Бойцова В.В. Служба защиты прав и свобод человека и гражданина. Мировой опыт. М.: Издательство «БЕК», 2016. С. 4.Волков Н.А. Возникновение и особенности функционирования института по правам человека (омбудсманов) в зарубежных странах // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 3. С. 93–99.Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. Ч. 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления / под ред. Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2016. С. 84.Дашкина И.И. Уполномоченный по правам человека в РФ: вопросы совершенствования правового статуса // В сборнике: Права человека в диалоге государственной власти и гражданского общества: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Право на устойчивое развитие», посвященной Дню прав человека. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2016. С. 92.Демидов М.В. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 27–29.Зайцев В.А., Минасян А.А. Уполномоченный по правам человека в контексте взаимодействия палат парламента: опыт России и зарубежных стран // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 10 (101). С. 62-68.Зубарев А. С. Взаимодействие Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации как форма парламентского контроля // Актуальные проблемы российского права. 2016 г. №8. С. 49-53.Конституционное право: Энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. авт. кол-ва С.А. Авакьян. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2015. С. 237.Коробанова А.В., Масуфранова Е.А. Конституционно-правовой статус личности в условиях современной России: актуальные проблемы и возможные пути их решения // Права человека: история, теория, практика: сборник научных статей пятой Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2016. С. 102-105.Коровин В.В., Головин Е.А. Проблемы соблюдения прав человека (из опыта деятельности уполномоченного по правам человека в Курской области) // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: Сборник научных статей. Вып. 1. Курск: ЮЗГУ, ЗАО «Университетская книга», 2016. С. 31-35.Костилова Е.А., Масуфранова Е.А., Шелухина Е.В. Конституционно-правовой аспект ограничения распространения информации в условиях противодействия экстремистской деятельности // Права человека: история, теория, практика: сборник научных статей пятой Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2016. С. 109-113.Кудрина М.В. Место института Уполномоченного по правам человека в механизме государственно-правового регулирования // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2017. № 12. С. 92-97.Кудрявцев М.А. Институт парламентского уполномоченного по правам человека в России: проблемы становления и развития // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. №12. С. 34-39.Кудрявцев М.А. Уполномоченный по правам человека в России: исторические предшественники // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: Материалы конференции: в 4 частях. М: Проспект, 2017. Ч. 1. С. 340-345.Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (постатейный) / под ред. Е.Г Маркеловой // СПС «КонсультантПлюс».Мархгейм М.В., Минасян А.А. Взаимодействие палат Федерального Собрания России: конституционно-правовые параметры и ресурсы оптимизации: монография. М.: Юрлитинформ, 2019. С. 44.Москалькова Т.Н. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 4-7.Мшецян Д.А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека в РФ // Молодой ученый. 2017. № 11. С. 265-268.Оленева Н.А., Рыбакова Е.В. Совершенствование правового статуса уполномоченных по правам человека в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2018. № 3. С. 146-148.Плотникова А.Э. Особенности взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с Европейским судом по правам человека // Советник юриста. 2015. № 7. С. 99-104.Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 573725-7 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».Проект Федерального закона № 573725-7 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс»Спирин В.А. Уполномоченный по правам молодежи при Уполномоченном по правам человека // Вестник научного студенческого общества, 2017. С. 233-235.Феоктистов Д.Е. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 68.Хаманева Н.Ю. Контроль омбудсмена за соблюдением прав и свобод граждан // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека: сборник РАН. Ин-т гос-ва и права; отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2017. С. 139–146.Демидов М.В. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/25495Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2016 год, раздел 6.2 «Взаимодействие с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации» // URL: http://ombudsmanrf.orgИстория Уполномоченного по правам человека РФ // http://ombudsmanrf.org/ombudsman/content/history

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
3. Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О парламентском контроле" // Собрание законодательства РФ. 13.05.2013, N 19, ст. 2304.
4. Закон Республики Коми от 02.11.2015 № 75-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми» // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Коми: http://upch.rkomi.ru/left/about/zakon/%20
5. Закон Санкт-Петербурга от 30.12.1997 N 227-77 (ред. от 13.02.2019) "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. N 4, 16.04.1998.
6. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1996. № 52. Ст.1865.
7. Закон Республики Туркменистан об омбудсмене № 329-330 от 1 декабря 2016 года // URL: http://euro-ombudsman.org/reference/laws_and_other_documents/
8. Конституционный Закон Азербайджанской Республики «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмане) Азербайджанской Республики» // URL: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/
9. Закон Грузии «О Народном Защитнике Грузии» // URL http://euro-ombudsman.org/
10. Закон Киргизской Республики от 31 июля 2002 года № 136 «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Киргизской Республики» // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1093
11. Закон Литовской Республики «О контролерах Сейма Литовской республики» // URL: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/
12. Амирова Р.Р. Предпосылки возникновения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Ученые записки Казанского государственного университета. Казань: Издательство Казанского государственного университета. 2015. Т. 151. Кн. 4. С. 41-46.
13. Барандова Т.Л. Уполномоченный по правам человека: концептуальные подходы и реалии // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 10. №4. С. 505.
14. Бойцова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт. М.: БЕК, 2016. С. 50.
15. Бойцова В.В. Служба защиты прав и свобод человека и гражданина. Мировой опыт. М.: Издательство «БЕК», 2016. С. 4.
16. Волков Н.А. Возникновение и особенности функционирования института по правам человека (омбудсманов) в зарубежных странах // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 3. С. 93–99.
17. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. Ч. 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления / под ред. Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2016. С. 84.
18. Дашкина И.И. Уполномоченный по правам человека в РФ: вопросы совершенствования правового статуса // В сборнике: Права человека в диалоге государственной власти и гражданского общества: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Право на устойчивое развитие», посвященной Дню прав человека. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2016. С. 92.
19. Демидов М.В. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 27–29.
20. Зайцев В.А., Минасян А.А. Уполномоченный по правам человека в контексте взаимодействия палат парламента: опыт России и зарубежных стран // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 10 (101). С. 62-68.
21. Зубарев А. С. Взаимодействие Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации как форма парламентского контроля // Актуальные проблемы российского права. 2016 г. №8. С. 49-53.
22. Конституционное право: Энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. авт. кол-ва С.А. Авакьян. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2015. С. 237.
23. Коробанова А.В., Масуфранова Е.А. Конституционно-правовой статус личности в условиях современной России: актуальные проблемы и возможные пути их решения // Права человека: история, теория, практика: сборник научных статей пятой Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2016. С. 102-105.
24. Коровин В.В., Головин Е.А. Проблемы соблюдения прав человека (из опыта деятельности уполномоченного по правам человека в Курской области) // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: Сборник научных статей. Вып. 1. Курск: ЮЗГУ, ЗАО «Университетская книга», 2016. С. 31-35.
25. Костилова Е.А., Масуфранова Е.А., Шелухина Е.В. Конституционно-правовой аспект ограничения распространения информации в условиях противодействия экстремистской деятельности // Права человека: история, теория, практика: сборник научных статей пятой Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2016. С. 109-113.
26. Кудрина М.В. Место института Уполномоченного по правам человека в механизме государственно-правового регулирования // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2017. № 12. С. 92-97.
27. Кудрявцев М.А. Институт парламентского уполномоченного по правам человека в России: проблемы становления и развития // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. №12. С. 34-39.
28. Кудрявцев М.А. Уполномоченный по правам человека в России: исторические предшественники // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: Материалы конференции: в 4 частях. М: Проспект, 2017. Ч. 1. С. 340-345.
29. Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (постатейный) / под ред. Е.Г Маркеловой // СПС «КонсультантПлюс».
30. Мархгейм М.В., Минасян А.А. Взаимодействие палат Федерального Собрания России: конституционно-правовые параметры и ресурсы оптимизации: монография. М.: Юрлитинформ, 2019. С. 44.
31. Москалькова Т.Н. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 4-7.
32. Мшецян Д.А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека в РФ // Молодой ученый. 2017. № 11. С. 265-268.
33. Оленева Н.А., Рыбакова Е.В. Совершенствование правового статуса уполномоченных по правам человека в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2018. № 3. С. 146-148.
34. Плотникова А.Э. Особенности взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с Европейским судом по правам человека // Советник юриста. 2015. № 7. С. 99-104.
35. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 573725-7 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
36. Проект Федерального закона № 573725-7 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс»
37. Спирин В.А. Уполномоченный по правам молодежи при Уполномоченном по правам человека // Вестник научного студенческого общества, 2017. С. 233-235.
38. Феоктистов Д.Е. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 68.
39. Хаманева Н.Ю. Контроль омбудсмена за соблюдением прав и свобод граждан // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека: сборник РАН. Ин-т гос-ва и права; отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2017. С. 139–146.
40. Демидов М.В. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/25495
41. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2016 год, раздел 6.2 «Взаимодействие с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации» // URL: http://ombudsmanrf.org
42. История Уполномоченного по правам человека РФ // http://ombudsmanrf.org/ombudsman/content/history

Вопрос-ответ:

Что такое Уполномоченный по правам человека в РФ и ее субъектах?

Уполномоченный по правам человека – это независимый орган, созданный для защиты прав и свобод человека. Он действует как омбудсмен, принимает на себя обязанность защищать права граждан, а также разбирать жалобы на нарушения прав человека со стороны государственных органов. В России у каждого субъекта федерации также есть свой Уполномоченный по правам человека, который осуществляет защиту прав граждан на региональном уровне.

Каковы особенности деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ и ее субъектах?

Деятельность Уполномоченных по правам человека в РФ и ее субъектах имеет свои особенности. На региональном уровне они разбирают жалобы граждан на нарушения их прав, проводят мониторинг и контроль за соблюдением прав человека в субъекте федерации. Они также могут выступать в качестве посредников между гражданами и государственными органами, помогая разрешить спорные вопросы и защитить права граждан.

Какие проблемы функционирования Уполномоченных по правам человека в РФ и ее субъектах?

Уполномоченные по правам человека в РФ и ее субъектах сталкиваются с рядом проблем в своей деятельности. Некоторые из них включают недостаток финансирования и ресурсов, ограничения в полномочиях, сложности в установлении контакта с гражданами и государственными органами. Кроме того, неполномочия и противодействие со стороны государственных органов могут затруднять эффективную защиту прав человека.

Какой опыт Уполномоченных по правам человека существует за рубежом?

Опыт Уполномоченных по правам человека за рубежом разнообразен. Различные страны имеют свои модели и подходы к защите прав человека. В некоторых странах Уполномоченный по правам человека может иметь больше полномочий и независимости, чем в других. Важно отметить, что каждая страна разрабатывает свою систему защиты прав человека, учитывая свои особенности и потребности.

Кто такой Уполномоченный по правам человека в РФ и ее субъектах?

Уполномоченный по правам человека в РФ и ее субъектах — высокопоставленный государственный должностное лицо, назначаемое на должность Президентом Российской Федерации. Его основной функцией является защита прав и свобод граждан России и их обеспечение.

Чем отличается российский опыт института Уполномоченного по правам человека от зарубежного?

В отличие от зарубежного опыта, российский Уполномоченный по правам человека не является независимым органом и имеет определенные ограничения в своей деятельности. Он подчиняется Президенту РФ и не в полной мере независим в своих решениях и действиях.

Какие особенности деятельности Уполномоченного по правам человека можно выделить в РФ и ее субъектах?

Одной из значительных особенностей деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ и ее субъектах является наличие регионального уровня. У каждого субъекта Российской Федерации есть свой Уполномоченный, который занимается защитой прав и свобод граждан в данном регионе.

Какие проблемы функционирования Уполномоченного по правам человека существуют в РФ и ее субъектах?

Проблемы функционирования Уполномоченного по правам человека в РФ и ее субъектах могут быть связаны с недостатком ресурсов и финансирования, ограничениями в своей деятельности, низкой степенью независимости, а также отсутствием реального влияния на процессы принятия решений и исполнения законов.

Какие региональные особенности деятельности Уполномоченного по правам человека существуют в России?

В каждом регионе России деятельность Уполномоченного по правам человека может различаться, так как каждый регион имеет свои особенности и проблемы в области прав и свобод граждан. Например, в некоторых регионах актуальными проблемами могут быть нарушения прав мигрантов, в других — проблемы в сфере экологии или социальной защиты.