Разработка решения в сфере бюджетной политики региона (по выбору слушателя)
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 21.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧКСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Понятие бюджета и бюджетной системы и его значение 5
1.2 Бюджетная политика Российской Федерации и направления её реформирования 9
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Анализ расходной части бюджета Липецкой области 17
2.2 Анализ доходной части бюджета Липецкой области 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Осуществляется контроль за соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ в части государственных заимствований, государственного долга и расходов на его обслуживание. В целях замещения рыночных обязательств области Липецкая область в 2017 году получила бюджетные кредиты из федерального бюджета на сумму 1,7 млрд. руб. с годовой процентной ставкой 0,1 %. В результате этого, а также экономии, сложившейся по итогам проведения электронных аукционов по привлечению кредитов от кредитных организаций, экономия по расходам на обслуживание государственного долга области составила более 5% к первоначальному плану, бюджетный эффект составил - 762 млн. руб. [1, с.218]. На начало 2018 г. в Липецкой области объем государственного долга составил 16,4 млрд. руб., т.е. снизился в сравнении с прошлым годом на 1,3 млрд. руб.Снизилось с 43,6% до 37,9 % отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (рис. 4). В Липецкой области за отчетный год сократилась с 27,7 % до 21,9 % (на 5,8 п.п.) доля рыночных заимствований в структуре государственного долга от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что является положительным аспектом. Рисунок 4 – Уровень долговой нагрузки на областной бюджет (данные управления финансов Липецкой области)В Липецкой области на решение направлена государственная программа «Управление государственными финансами и государственным долгом Липецкой области», ответственным исполнителем которой выступает управление финансов Липецкой области [2]. Государственная программа включает 3 подпрограммы по бюджетному планированию и совершенствованию бюджетного процесса, управлению государственным долгом, повышению финансовой устойчивости местных бюджетов, 1 индикатор и 10 показателей (с 2018 года – 12 показателей). Целью ГП является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами Липецкой области. Таким образом, обозначенная цель соответствует документам стратегического планирования и нормативным правовым актам Российской Федерации и Липецкой области: стратегической задаче 2 цели 4 Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года [3]. Для достижения поставленной цели в государственной программе предусмотрено решение следующих задач [2]: 1. Создание условий для повышения эффективности использования средств областного бюджета. 2. Эффективное управление государственным долгом Липецкой области. 3. Обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований Липецкой области и повышения качества управления муниципальными финансами. Финансирование программы в 2018 году запланировано в объеме 3 336 млн. руб. (2017 г. - 3 862 млн. руб.), в том числе на обслуживание государственного долга области – 32 % в общем объеме финансирования, на предоставление дотаций муниципальным образованиям – 63 %. Значения индикатора, характеризующего достижение цели государственной программы в 2017 году, оценка и динамика его выполнения в 2018 – 2020 гг. представлены на рис. 5.Рисунок 5 – Динамика значений индикаторов, характеризующего достижение цели государственной программы, % Стоит отметить, что в 2017 году осуществлена замена индикатора в целях объективной оценки рисков снижения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области: вместо показателя «Отношение предельного объема государственного долга Липецкой области к утвержденному общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, %» введен показатель «Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в отчетном финансовом году, %».В 2013-2016 гг. плановые значения индикатора госпрограммы достигнуты (менее 100%), а в 2017 г. отношение государственного долга к собственным доходам бюджета составило 37,9% при плане 46%, темп изменения 121%. Реализация мероприятий подпрограммы «Долгосрочное бюджетное планирование, совершенствование организации бюджетного процесса» решается задача по повышению эффективности использования средств областного бюджета, которая оценивается показателем госпрограммы и 4 показателями подпрограммы (рис. 6).Рисунок 6 – Динамика показателей подпрограммы По мнению автора, плановые значения указанных выше показателей являются формализованной (скопированы из нормативных актов и соглашений) линейной экстраполяцией, с незначительным темпом роста, обеспечивающим гарантированное выполнение. Кроме того, показатели, отражающие бюджетный процесс и характеризующие задачу 1 госпрограммы, являются процессными и не оценивают результативность ее исполнения. Эффективное управление государственным долгом оценивается показателем госпрограммы и показателем подпрограммы (рис. 7).Рисунок 7 – Динамика показателей подпрограммы Оценивая мероприятия подпрограммы, системность их проведения и сроки реализации можно сделать вывод, что они позволяют обеспечить эффективное управление государственным долгом Липецкой области. В целом бюджетную политику Липецкой области можно признать сбалансированной. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области составили 54,1 млрд. руб. с ростом к 2016 г. на 6,3 %, а большая часть расходов бюджета (38,1 млрд. руб. или 60,2 %) относится к социальной сфере. Профицит консолидированного бюджета за 2017 г. составил 1,7 млрд. руб. (2016 г. дефицит – 0,5 млрд. руб.) при плановом дефиците в 2017-2020 гг. не более 10% от собственных доходов. Реализация взвешенной долговой политики обеспечила снижение долговой нагрузки Липецкой области (отношение объема госдолга к налоговым и неналоговым доходам): сократилась на 5,7 п.п., до 37,9 % (на 01.01.2017 – 43,6 %). Объем государственного долга области в сравнении с 2016 годом сократился на 1,3 млрд. руб. и составил 16,4 млрд. руб., как следствие в 2017 г. доля расходов на обслуживание государственного долга составила 1,94% при плане не более 15%, темп изменения 773%. Просроченная кредиторская задолженность отсутствует. Однако в государственной программе Липецкой области, направленной на реализацию сбалансированной бюджетной политики, повышение эффективности управления государственными финансами и государственным долгом, по мнению автора, есть ряд недостатков. Оценка достижения стратегических целей, задач и прогноз планируемой эффективности государственных программ не характеризуются эффективным использованием средств областного бюджета. Кроме того, в государственной программе отсутствуют измеримые показатели, позволяющие объективно оценить создание и улучшение условий для повышения эффективности бюджетных расходов с учетом приоритетности и фактического достижения показателей целей и задач Стратегии Липецкой области. В тоже время по результатам оценки качества управления финансами, проведенной Министерством финансов России, Липецкая область вошла в группу регионов с высоким качеством управления региональными финансами.ЗАКЛЮЧЕНИЕПоскольку политическая власть имеет общественный характер, выражается в виде принуждения, нравственного влияния, опоры на чувства и традиции, постольку поиск модели ее организации выходит за пределы неоклассических теорий и предполагает использование институциональных подходов. Нельзя не учесть, что неоклассика постепенно теряет свои позиции в качестве главного направления экономической теории. Действительное устройство общества оказывается весьма сложным и не сводимым к экономическим постулатам «максимизации полезности», «невидимой руке рынка», «государство — ночной сторож» и т. п. В вопросе модификации экономической политики важным моментом выступает определение роли государственного участия в формировании полнокровных хозяйственных систем, включающих и производство общественных благ. Проблемами примирения «чисто рыночного» и общественного на более доказательном уровне занимается институциональная экономика, используя «теорию соглашений» и «философию сотрудничества». Многообразие экономических отношений может быть представлено в виде семи относительно самостоятельных и взаимосвязанных подсистем: товарного обмена, производственно-технологической, традиционного хозяйства, гражданского общества, творческой, общественного мнения и экологической. В череде данных подсистем универсальным нормам рыночного поведения отводится весьма существенная, но всего лишь частная функция. Проекция экономической политики государства на региональный уровень с использованием достижений в области теорий и методологий возможна, но с обязательной конкретизацией их общего смыла. Именно конкретизация создает проблемное поле деятельности региональных правительств и муниципалитетов. Понятия «координация», «интеграция», «соглашение», «сотрудничество», «институты развития» и другие, отражающие институциональные аспекты общественного прогресса, в экономической политике регионов излагаются в прогнозах, схемах и проектах как мероприятия с соответствующими атрибутами их реализации (цели, задачи, механизмы, исполнители, ресурсы). Но и конкретика должна быть освещена определенной конструктивной идеей. Ее суть мы формулируем так: и хозяйство, и хозяйственный механизм, и общественные отношения в целом, включая отношения по линиям «Центр — регион», «регион — предприятие», «регион — регион» и другим направлениям, составляют общий предмет индикативного планирования. Стратегию развития необходимо рассматривать не только по динамике производительных сил (что более или менее соблюдается), но и по трансформации общественных отношений (что почти отсутствует в государственных документах прогнозного характера).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИтоги деятельности администрации Липецкой области по социально-экономическому развитию региона в 2017 году и задачи на 2018 год// Под ред. Козодерова А.В. – Липецк, 2018. – 384 с. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Управление государственными финансами и государственным долгом Липецкой области» [Электронный ресурс]: утв. Постановлением администрации Липецкой области от 02.10.2013 № 445. Документ опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: ввод. Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ. Документ опубликован. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». Изутова О.В. Новые подходы к формированию госпрограмм / О.В. Изутова // Бюджет. – 2016. – № 8. – С. 15-19.Ильин В.А., Поварова А.И. Консолидированное налогообложение и его последствия для региональных бюджетов // Экономика региона. — 2019. — Т. 15. — Вып. 1. — С. 70–83. — DOI: 10.17059/2019-1-6Каратаева Г.Е. Фесик С.В. Государственные программы как инструмент реализации бюджетной политики / Г.Е. Каратаева // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 6 (24). – С. 64-70.Лаженцев В.Н. Конституционные основы территориального развития // Вопросы территориального развития. — 2019. — №1 (46). — С. 1–11. — DOI: 10.15838/tdi [Электронный ресурс]. URL: http://vtr.isert-ran.ru/ article/28063Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru.Портал бюджетной системы Липецкой области [Электронный ресурс]: http://ufin48.ru/Menu/Page/1. Решетникова Н. В Новосибирской области назвали главные задачи бюджетной политики // «Российская газета» от 10.09.2019. URL: https: // rg.ru(дата обращения: 23.04.2020).Стерхов А. Федеральный бюджет на 2020 год // «Юридическая газета» от 28.08.2019. URL: http: // yur - gazeta.ru / (дата обращения: 23.04.2020).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Итоги деятельности администрации Липецкой области по социально-экономическому развитию региона в 2017 году и задачи на 2018 год// Под ред. Козодерова А.В. – Липецк, 2018. – 384 с.
2. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Управление государственными финансами и государственным долгом Липецкой области» [Электронный ресурс]: утв. Постановлением администрации Липецкой области от 02.10.2013 № 445. Документ опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: ввод. Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ. Документ опубликован. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Изутова О.В. Новые подходы к формированию госпрограмм / О.В. Изутова // Бюджет. – 2016. – № 8. – С. 15-19.
5. Ильин В.А., Поварова А.И. Консолидированное налогообложение и его последствия для региональных бюджетов // Экономика региона. — 2019. — Т. 15. — Вып. 1. — С. 70–83. — DOI: 10.17059/2019-1-6
6. Каратаева Г.Е. Фесик С.В. Государственные программы как инструмент реализации бюджетной политики / Г.Е. Каратаева // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 6 (24). – С. 64-70.
7. Лаженцев В.Н. Конституционные основы территориального развития // Вопросы территориального развития. — 2019. — №1 (46). — С. 1–11. — DOI: 10.15838/tdi [Электронный ресурс]. URL: http://vtr.isert-ran.ru/ article/28063
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru.
9. Портал бюджетной системы Липецкой области [Электронный ресурс]: http://ufin48.ru/Menu/Page/1.
10. Решетникова Н. В Новосибирской области назвали главные задачи бюджетной политики // «Российская газета» от 10.09.2019. URL: https: // rg.ru(дата обращения: 23.04.2020).
11. Стерхов А. Федеральный бюджет на 2020 год // «Юридическая газета» от 28.08.2019. URL: http: // yur - gazeta.ru / (дата обращения: 23.04.2020).
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет понятие "бюджет и бюджетная система"?
Понятие "бюджет и бюджетная система" представляет собой основу финансовой системы государства. Бюджет является важным инструментом управления государственными доходами и расходами, а бюджетная система представляет собой совокупность институтов, органов и процедур, связанных с формированием, утверждением и исполнением бюджета.
Какие направления реформирования бюджетной политики Российской Федерации существуют?
В настоящее время государство активно работает над реформированием бюджетной политики. Основными направлениями реформы являются: повышение эффективности расходования бюджетных средств, укрепление фискальной дисциплины, оптимизация налоговых ставок, развитие инвестиций и поддержка малого и среднего бизнеса.
Какой анализ проводится для формирования и исполнения бюджета Липецкой области?
Для формирования и исполнения бюджета Липецкой области проводится анализ как расходной, так и доходной части. Анализ расходной части включает оценку эффективности расходования бюджетных средств и определение приоритетных направлений расходов. Анализ доходной части включает оценку уровня налоговых поступлений, а также исследование потенциала для увеличения доходов области.
Какой анализ проводится для расходной части бюджета Липецкой области?
Анализ расходной части бюджета Липецкой области включает оценку эффективности расходования бюджетных средств в различных секторах экономики, таких как образование, здравоохранение, социальная защита и др. Также проводится анализ пропорциональности расходов между различными категориями внутри каждого сектора.
Какой анализ проводится для доходной части бюджета Липецкой области?
Анализ доходной части бюджета Липецкой области включает оценку уровня налоговых поступлений, таких как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др. Также проводится исследование потенциала для увеличения доходов области, включая развитие инвестиций, привлечение новых предприятий и туристических проектов.
Что такое бюджет и бюджетная система?
Бюджет - это финансовый план, который определяет доходы и расходы государства на определенный период времени. Бюджетная система включает в себя процессы формирования, исполнения и контроля бюджета.
Какая бюджетная политика существует в Российской Федерации?
В Российской Федерации существует двусторонняя бюджетная политика, которая включает фискальную и монетарную составляющую. Основные направления реформирования бюджетной политики в стране включают улучшение эффективности государственных расходов, оптимизацию налогообложения и укрепление бюджетной дисциплины.
Какие анализы проводятся при формировании и исполнении бюджета Липецкой области?
При формировании и исполнении бюджета Липецкой области проводятся анализы расходной и доходной частей. Анализ расходной части включает оценку и планирование государственных расходов, а анализ доходной части - оценку и прогнозирование доходов бюджета.
Какие направления реформирования бюджетной политики предлагаются в статье?
В статье предлагается улучшение эффективности государственных расходов, оптимизация налогообложения и укрепление бюджетной дисциплины в Российской Федерации. Кроме того, статья анализирует формирование и исполнение бюджета Липецкой области с целью выявления проблем и возможностей для улучшения бюджетной политики в регионе.