Отечественные мыслители о религиозной свободе и свободе совести
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 21.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Отечественные мыслители XVIII века о свободе совести и религиозной свободе 5
2. Отечественные мыслители XIX века о свободе совести и религиозной свободе 8
3. Проблема понимания христианской свободы и свободы совести в богословской и философской литературе в начале XX в. 14
Заключение 18
Список литературы 20
Есть и может быть только свободная личность».
М.М. Тареев под христианской свободой понимает «свободу абсолютного религиозного духа от условности исторических форм и свободу природно-исторической жизни от внешних притязаний религиозной власти...». Принцип христианской свободы, по мнению М.М. Тареева, уходит корнями вглубь личной религии «не потому, что теория свободы и свободы плоти есть личная теория, хотя извлеченная из основоположительных начал христианства, однако совершенно чуждая современному сознанию, но потому, что осуществиться принцип этого может лишь в сфере личной религии, личной абсолютности». Необходимыми условиями духовной жизни и духовного развития выступают свобода творчества и свобода личности, представляющие собой свободу обладания истиной. В каждом христианине, так же, как и Иисусе Христе пребывает дух божий, представляющий собой дух богосыновней свободы или, другими словами, дух свободного творчества. Этой духовной свободой определяются отношения христиан к внешней форме жизни, являющиеся делом свободы, поскольку «абсолютность евангельского закона единственно адекватную сферу применения имеет в творческой личности, которая лишь из своей свободы устанавливает отношение к внешней форме», а «делом Христа было воспитать в людях богосыновнюю свободу, а не внешне отменять формы».
Заключение
В России философский дискурс о свободе совести стал по-настоящему возможен лишь во второй половине XVIII в. Три основных философских направления, сложившихся в это время, характеризовала общая внецерковная установка.
Проблема свободы в целом и в том числе христианской свободы, свободы совести понималась богословами и философами на рубеже XIX - XX веков так же примерно одинаково. И богословы, и философы под свободой понимали право человека на общение с богом, право иметь веру, право на свободное общение в любви. Свобода носила как юридический, политический характер, так и религиозный (христианская свобода). И представители церкви, и философы утверждали, что в государстве пока не может существовать полной свободы, она губительна для государства, поскольку отсутствие законов или каких-либо ограничений приведут общество и государство к хаосу. Поэтому такая свобода является лишь внешней, субъективной свободой. Отказ от законов и ограничений возможен только при существовании нравственно совершенной личности. Христианская свобода, равно как и свобода личности, представляет собой возможность свободно, без принуждения служить Христу, свободно воровать, следовать своим убеждениям, поступать согласно принципам, которые являются истинными и необходимыми для спасения. Христианская свобода реализуется в свободной Церкви, нахождение в которой также должно быть свободным и искренним желанием человека, поскольку насильственное, принудительное пребывание в церкви, принудительный приход к вере противоречат принципам христианской любви.
Рассмотрев воззрения на религиозную свободу и свободу совести, приходим к мнению, что в сущностном содержании этих понятий принципиальных различий нет. Можно отметить лишь одно: понятие религиозной свободы шире понятия свободы совести; понятие свободы совести, несмотря на относительную узость в сравнении с религиозной свободой, носит более глубокий характер.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
Бердяев Н. Философия свободы: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=114519&p=1 (Дата обращения 30.03.2020)
Буткевич Т. Верою разумеваем.- М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 704 с.
Зеньковский В. В. Христианская философия/Составитель и отв. редактор О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010 - 1072 с.
Ключевский В. Полный курс русской истории: в одной книге.- М.: АСТ, Астрель,2010.- 541 с.
Мамедзаде А. А. Религиозная свобода: сущность, правовое содержание и соотношение со свободой совести//Право и образование.-2013.-№11.-С. 41-48
Маркова Н. М. Проблема понимания христианской свободы и свободы совести в богословской и философской литературе в XIX - начале XX вв//Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций».-2018.-С. 60-66
Радищев А. Н. Вольность: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=36497&p=1 (Дата обращения 30.03.2020)
Соловьев В. Россия и Вселенская церковь: [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/ (Дата обращения 30.03.2020)
Фивейская Л. В. Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: Материалы XVI Международной научной конференции: в 2 частях. -2017.-С. 167-173
Цит. по: Маркова Н. М. Проблема понимания христианской свободы и свободы совести в богословской и философской литературе в XIX - начале XX вв//Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций».-2018.-С. 61
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
Там же.
Зеньковский В. В. Христианская философия/Составитель и отв. редактор О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010 – с. 85
Ключевский В. Полный курс русской истории: в одной книге.- М.: АСТ, Астрель,2010.- с. 95
Зеньковский В. В. Христианская философия/Составитель и отв. редактор О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010 – с. 94
Радищев А. Н. Вольность: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=36497&p=1 (Дата обращения 30.03.2020)
Бердяев Н. Философия свободы: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=114519&p=1 (Дата обращения 30.03.2020)
Там же.
Там же.
Бердяев Н. Философия свободы: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=114519&p=1 (Дата обращения 30.03.2020)
Там же.
Бердяев Н. Философия свободы: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=114519&p=1 (Дата обращения 30.03.2020)
Цит. по: Фивейская Л. В. Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: Материалы XVI Международной научной конференции: в 2 частях. -2017.-С. 169
Соловьев В. Россия и Вселенская церковь: [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/ (Дата обращения 30.03.2020)
Там же.
Зеньковский В. В. Христианская философия/Составитель и отв. редактор О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010 – с. 203
Цит. по: Фивейская Л. В. Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: Материалы XVI Международной научной конференции: в 2 частях. -2017.-С. 170
Там же.
Там же.
Цит. по: Мамедзаде А. А. Религиозная свобода: сущность, правовое содержание и соотношение со свободой совести//Право и образование.-2013.-№11.-С. 43
Там же.
Маркова Н. М. Проблема понимания христианской свободы и свободы совести в богословской и философской литературе в XIX - начале XX вв//Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций».-2018.-С. 62
Там же.
Там же.-с. 63
Там же.
Маркова Н. М. Проблема понимания христианской свободы и свободы совести в богословской и философской литературе в XIX - начале XX вв//Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций».-2018.-С. 64
Там же.
Там же.
Там же.
Маркова Н. М. Проблема понимания христианской свободы и свободы совести в богословской и философской литературе в XIX - начале XX вв//Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций».-2018.-С. 65
4
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Бердяев Н. Философия свободы: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=114519&p=1 (Дата обращения 30.03.2020)
3. Буткевич Т. Верою разумеваем.- М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 704 с.
4. Зеньковский В. В. Христианская философия/Составитель и отв. редактор О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010 - 1072 с.
5. Ключевский В. Полный курс русской истории: в одной книге.- М.: АСТ, Астрель,2010.- 541 с.
6. Мамедзаде А. А. Религиозная свобода: сущность, правовое содержание и соотношение со свободой совести//Право и образование.-2013.-№11.-С. 41-48
7. Маркова Н. М. Проблема понимания христианской свободы и свободы совести в богословской и философской литературе в XIX - начале XX вв//Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций».-2018.-С. 60-66
8. Радищев А. Н. Вольность: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=36497&p=1 (Дата обращения 30.03.2020)
9. Соловьев В. Россия и Вселенская церковь: [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/ (Дата обращения 30.03.2020)
10. Фивейская Л. В. Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: Материалы XVI Международной научной конференции: в 2 частях. -2017.-С. 167-173
Вопрос-ответ:
Какие мыслители XVIII века высказывали свою позицию по вопросу свободы совести и религиозной свободы?
В XVIII веке свою позицию по вопросу свободы совести и религиозной свободы высказывали такие мыслители, как Григорий Сковорода, Николай Иванович Новиков и Александр Радищев.
Какие мыслители XIX века высказывали свою позицию по вопросу свободы совести и религиозной свободы?
В XIX веке свою позицию по вопросу свободы совести и религиозной свободы высказывали такие мыслители, как Владимир Соловьев, Лев Толстой и Владимир Лосский.
Как понимали христианскую свободу и свободу совести в начале XX века?
В начале XX века христианскую свободу и свободу совести понимали как проявление абсолютного религиозного духа, свободу личности и возможность выбора своих религиозных убеждений.
В чём заключается понимание христианской свободы и свободы совести, согласно М. М. Тарееву?
Согласно М. М. Тарееву, христианская свобода и свобода совести заключаются в свободе абсолютного религиозного духа, проявлении свободной личности и свободе выбора религиозных убеждений.
Какие мыслители XVIII века высказывали свою позицию по вопросу свободы совести и религиозной свободы?
В XVIII веке свою позицию по вопросу свободы совести и религиозной свободы высказывали Григорий Сковорода, Николай Иванович Новиков и Александр Радищев. Они подчеркивали важность свободы совести и возможности каждого человека выбирать свою религию и выражать свои вероисповедные убеждения.
Что значит понятие "свобода совести" для отечественных мыслителей XVIII века?
Для отечественных мыслителей XVIII века понятие "свобода совести" означает возможность свободно исповедовать и выражать свои религиозные убеждения без каких-либо ограничений и преследований со стороны государственных или церковных властей.
Какие позиции занимали отечественные мыслители XIX века относительно свободы совести и религиозной свободы?
Отечественные мыслители XIX века занимали различные позиции относительно свободы совести и религиозной свободы. Некоторые, например, Н. И. Ядрищевский и В. С. Соловьев, выступали за полную свободу совести и открыто критиковали ограничения и преследования по религиозным мотивам. Другие, например, Ф. И. Тютчев и К. Д. Кавелин, считали, что свобода совести должна быть подчинена интересам государства и церкви.
Как понимается христианская свобода и свобода совести в богословской и философской литературе в начале XX века?
В богословской и философской литературе в начале XX века христианская свобода понимается как свобода абсолютного религиозного духа, основанная на вере в Бога и исполнении Его воли. Свобода совести, в свою очередь, рассматривается как право каждого человека на свободное исповедование и выражение своих религиозных убеждений, без вмешательства со стороны государственных или церковных властей.