Расчёт электрооборудования секции ГРЩ контроля сопротивления изоляции судна типа БМРТ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Судовая электроника
  • 39 39 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 22.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Описание судна и его энергетического оборудования. 4
2. Предназначение и основные характеристики ГРЩ. 13
3. Расчёт мощности и выбор электрооборудования. 20
4. Выбор коммутационной аппаратуры. 24
5. Техника безопасности при обслуживании судовых ГРЩ. 28
Заключение. 34
Список используемой литературы. 35

Фрагмент для ознакомления

Сопротивление изоляции судовых сетей постоянного и переменного тока можно замерять централизованно с главного распределительного щита в рабочем состоянии сети (под напряжением) или на отключенных участках судовой сети в нерабочем состоянии (при снятом напряжении).
В сильно разветвленных судовых сетях с многими параллельными электрическими цепями посредством централизованного измерения невозможно точно установить участки судовой сети с опасными повреждениями изоляции, так как большая часть цепей будет иметь высокое сопротивление изоляции, а небольшое количество остальных цепей — недопустимо низкое. Поэтому при эксплуатации судовых сетей необходимо систематически измерять сопротивление изоляции отдельных участков судовой сети.
Сопротивление изоляции сетей, находящихся под напряжением, измеряется при номинальном напряжении сети. Для измерения сопротивления изоляции судовой сети и ее участков, не находящихся под напряжением, применяется переносный магнитоэлектрический мегомметр, изготовляемый на рабочее напряжение 100, 500, 1000 В (соответственно, 0—100, 0—500 и 0—1000 мОм).
В настоящее время на судах для измерения сопротивления изоляции сети переменного тока под напряжением применяются щитовые мегомметры типа М-143 и добавочные устройства, устанавливаемые на главных распределительных щитах.
При указанном способе контроля сопротивление изоляции не зависит от величины емкости контролируемой сети, и поэтому получаем более точные результаты измерения сопротивления изоляции относительно корпуса судна.
Рассмотренный способ применяется в ряде схем непрерывного контроля сопротивления изоляции судовых сетей на переменном токе.

Рис. 1. Принципиальная схема измерения и контроля сопротивления
изоляции сетей трехфазного переменного тока: а — контроль вольтметром и лампами; б — контроль постоянным током; П — переключатель; КВ — кнопка включения сигнальных ламп; В — выпрямители


Техника безопасности при обслуживании судовых ГРЩ.
Общие положения
Техническая эксплуатация судового электрооборудования, электрических, электронных и полупроводниковых средств автоматики, контроля, сигнализации, измерения и защиты (АКСИЗ) должна производиться в полном соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования, а также с действующими руководствами, инструкциями и рекомендациями поставщиков оборудования и пароходств.
К обслуживанию судового электрооборудования, отдельных систем и приборов допускаются лица командного состава, имеющие рабочие дипломы электромехаников I, II и III разрядов, механиков I, II и III разрядов, штурманов, выдаваемые капитаном порта, и лица рядового состава, имеющие выданные квалификационной комиссией пароходства соответствующие удостоверения старшего электрика, электрика и навыки самостоятельного выполнения работ по обслуживанию определенного оборудования, конкретных систем и приборов.
Указанные лица командного состава должны ежегодно проходить проверку знаний требований правил техники безопасности в объеме, указанном в приложении V (не приводится).
Старшие электрики и электрики проходят проверку знаний правил техники безопасности ежеквартально.
Уход за электрооборудованием и АКСИЗ осуществляется электротехническим персоналом судна под руководством старшего электромеханика (электромеханика).
На судах, где электротехнический персонал штатным расписанием не предусмотрен, обязанности по уходу за электрооборудованием могут быть возложены на членов машинной команды по назначению старшего механика, при этом они должны пройти проверку знаний по судовому электрооборудованию, правилам технической эксплуатации судового электрооборудования и правилам электробезопасности при службе судового хозяйства пароходств и иметь соответствующее квалификационное удостоверение.
При поступлении на судно лица командного и рядового состава неэлектротехнического персонала, а также практиканты, по роду работ занимающиеся обслуживанием электрооборудования, должны пройти инструктаж и проверку знаний по электробезопасности у старшего механика либо электромеханика (в объеме требований, указанных в приложении V). Инструктаж должен быть занесен в специальный журнал в соответствии с приложением II.
Обязанности неэлектротехнического персонала по обслуживанию электрической части установки регламентируются судовой администрацией.
Лица электротехнического персонала (электрики, старшие электрики) должны:
иметь удостоверение о присвоении квалификации, выданное квалификационной комиссией пароходства;
знать настоящие Правила, правила и инструкции по эксплуатации электрооборудования и систем АКСИЗ;
быть обучены приемам освобождения пострадавшего от электрического тока и правилам оказания первой помощи пострадавшим;
изучить электрооборудование судна и пройти обучение безопасным методам работы на рабочих местах под руководством электромеханика судна.
Практиканты училищ и мореходных школ, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к выполнению работ по электрооборудованию под личную ответственность и при постоянном надзоре электромеханика судна.
Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан:
а) систематически контролировать правильность обслуживания судового электрооборудования, систем и приборов с соблюдением правил электробезопасности;
б) проводить занятия с лицами неэлектротехнического персонала (штурманами, механиками, палубной командой, работниками пищеблока и др.) по устройству обслуживаемого ими оборудования в объеме, достаточном для грамотного и безопасного их обслуживания в соответствии с приложением V. Занятия проводятся один раз в 3 месяца, а также персонально с приходом нового члена экипажа на судно. Проведение занятий отражается в журнале регистрации инструктажей по технике безопасности;
в) контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать меры по устранению нарушений. Если сам электромеханик не может принять меры по устранению нарушений правил электробезопасности, он обязан немедленно сообщить старшему механику, а в случае его отсутствия - капитану судна;
г) предусматривать дополнительные мероприятия, повышающие электробезопасность с учетом особенностей электрооборудования судна.
Каждое судно должно быть укомплектовано необходимым количеством защитных средств и приспособлений в соответствии с приложением VI (не приводится).
Защитные средства, применяемые в соответствии с настоящими Правилами, должны удовлетворять требованиям Правил пользования и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках (приложение VII).
Применяемые при работах защитные средства, приспособления и инструмент должны быть испытаны в соответствии с нормами и сроками, указанными в приложении VIII.
При проведении профилактических работ и работ по восстановлению сопротивления изоляции электрооборудования с применением моющих жидкостей, растворителей и лакокрасочных материалов необходимо пользоваться соответствующими инструкциями. При отсутствии инструкций по безопасному выполнению этих работ производство их запрещается.
Подключение судовой сети к береговой должно производиться в соответствии с Правилами по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов и специальными инструкциями, действующими в порту или на заводе.
Оперативное обслуживание
Внешний осмотр распределительных щитов, станций, пультов, пусковой и коммутационной аппаратуры, шкафов и блоков АКСИЗ может производиться одним лицом как электротехнического персонала, так и неэлектротехнического, если в обязанность последнего входит обслуживание и работа на этом оборудовании (в соответствии с п. 6.1.2 настоящих Правил).
Внешний осмотр производится с целью проверки наличия предусмотренных ограждений и кожухов, наличия и исправности контрольных и сигнальных ламп на пультах и щитах, отсутствия открытых крышек, лючков, дверец, токоведущих частей и т.п.
При внешнем осмотре запрещается снимать предупредительные плакаты, проникать за ограждения и кожухи, касаться токоведущих частей и производить их обтирку или чистку и устранять обнаруженные дефекты.
Запрещается эксплуатация электрооборудования и систем АКСИЗ с открытыми токоведущими и вращающимися частями, к которым при работе возможно прикосновение людей. Эти части должны быть снабжены защитными кожухами или ограждены.
Полный осмотр с открытием дверец распределительных щитов, станций, пультов, пусковой и коммуникационной аппаратуры, шкафов и блоков АКСИЗ и вскрытием прочего электрооборудования разрешается одному лицу, но только электротехнического персонала.
При таком осмотре следует соблюдать осторожность, не касаться токоведущих частей, открытой аппаратуры и запрещается выполнять какие-либо работы, за исключением работ, производимых в порядке текущей эксплуатации.
В порядке текущей эксплуатации судовому электротехническому персоналу разрешается производить следующие работы:
а) без снятия напряжения - уборка в закрытых распределительных устройствах, помещениях щитов, постов управления (до ограждения); чистка и обтирка кожухов и корпусов оборудования, пополнение смазки подшипников; уход за кольцами и коллекторами электрических машин, замена закрытых предохранителей; ремонт осветительной арматуры и замена ламп внутреннего (за исключением особо сырых помещений) и наружного освещения (при невозможности выключения освещения), за исключением ламп на мачтах, колонках и в других высокорасположенных местах; ремонт аппаратуры телефонной связи и бытовой сигнализации; возобновление надписей на кожухах, корпусах оборудования и на ограждениях;
б) со снятием напряжения - ремонт и ревизия магнитных пускателей, кнопок, автоматов, рубильников, реостатов, контакторов и аналогичной пусковой и коммутационной аппаратуры при условии установки ее вне щитов и пультов; ремонт отдельных электроприемников (электродвигателей, преобразователей, трансформаторов, нагревательных приборов и др.), отдельно расположенных магнитных станций, контроллеров, блоков управления; замена плавких вставок открытого исполнения; ремонт осветительной проводки наружного и внутреннего освещения и замена ламп в особо сырых помещениях; замер сопротивления изоляции и т.п.
Конкретный перечень работ, выполняемых в период текущей эксплуатации, должен быть регламентирован старшим электромехаником (электромехаником) судна.
Работы, выполняемые электротехническим персоналом в порядке текущей эксплуатации, оформляются последующей записью в электротехническом формуляре с указанием времени, места и содержания работ и фамилии исполнителя. Формуляр должен ежедневно проверять электромеханик судна или лицо, его заменяющее.
При аварийных отключениях оборудования обслуживающему персоналу следует твердо помнить, что после исчезновения напряжения оно может быть подано вновь без предупреждения.
При осмотрах электрооборудования электротехническому персоналу необходимо постоянно следить за исправностью заземления металлических корпусов и частей механических приборов коммутационной аппаратуры.
Запрещается:
эксплуатация судовых стационарных и переносных светильников со снятыми колпаками и защитными сетками;
временные подключения от какой бы то ни было световой арматуры в служебных помещениях, коридорах, проходах, каютах.
Установка и снятие предохранителей, как правило, производятся при снятом напряжении и отключенной нагрузке. В случае невозможности снятия напряжения допускается менять закрытые предохранители под напряжением до 400 В с нагрузкой и под напряжением свыше 400 В, но при отключенной нагрузке.
Работать следует в диэлектрических перчатках и предохранительных очках с использованием изолирующих клещей, если позволяет конструкция предохранителя.
При обнаружении во время осмотра неисправностей, которые не могут быть устранены в порядке, указанном в п. 6.2.4, необходимо немедленно поставить об этом в известность электромеханика либо лицо, его заменяющее.
При обнаружении неисправностей, которые могут привести к несчастным случаям с людьми, пожару, взрыву либо крупной аварии, вахтенному электрику или механику разрешается произвести необходимые отключения и включения без предварительного разрешения старшего (главного) механика или электромеханика, но с последующим уведомлением их. При освобождении пострадавшего от электрического тока снятие напряжения с токоведущих частей должно производиться немедленно (без получения на это разрешения), но с последующим уведомлением старшего механика и электромеханика.
Включение и выключение потребителей на силовых и осветительных распределительных щитах, пультах, пуск и остановка электродвигателей, включение систем АКСИЗ могут производиться одним лицом электротехнического, механического либо штурманского состава, а также лицами, работающими на этих механизмах и агрегатах. При этом должны выполняться требования п. 1.4.11.
Все включения и отключения на главном распределительном щите, центральном посту управления силовой установки должны осуществляться только вахтенным механиком или электромехаником. Включения на щите электродвижения производятся вахтенным электромехаником.
Включение с целью опробования в работе брашпиля, шпиля, швартовных, грузовых лебедок и буксирных лебедок производит электротехнический персонал.
Включение с целью опробования в работе рулевого устройства, системы дистанционного управления главного двигателя, стабилизаторов качки, подруливающего устройства должен производить электротехнический персонал совместно со II механиком.
Двери ГРЩ и АРЩ должны иметь исправные самозапирающиеся замки с рукоятками, открываемыми без ключа изнутри, и быть постоянно запертыми. Ключи от ГРЩ и АРЩ должны находиться у электромеханика и у поста управления главной машиной или в ЦПУ.
Обслуживание распределительных устройств, пультов и коммутационной аппаратуры
На главном и аварийном распределительных щитах, щите электродвижения, групповых распределительных щитах, станциях и пультах управления или вблизи них должны находиться:
однолинейные схемы генерирования и распределения электроэнергии или мнемосхемы (для пультов) с выделением в них ярким цветом цепей, находящихся под высоким напряжением:
схемы управления, блокировок и сигнализации;
необходимые инструкции.
На всех автоматах, выключателях, кнопках управления, лампах сигнализации и другой коммутационной и сигнальной аппаратуре должны быть нанесены отчетливые надписи, указывающие их назначение. Переключатели измерительных приборов должны быть снабжены надписями, указывающими подключаемый к прибору приемник.
Вокруг щитов и пультов, установленных на палубе на напряжение более 36 В в пределах, необходимых для обслуживания, палуба должна быть покрыта ковриком из рифленой маслостойкой диэлектрическипрочной резины.
Запрещается ставить некалиброванные плавкие вставки в предохранители, а также на силу тока выше номинального.
Запрещается эксплуатация распредустройств и пультов со снятыми изолирующими поручнями и снятыми кожухами, дверцами, крышками и стенками.
Запрещается в процессе эксплуатации установка выключателей и другой коммутационной аппаратуры в исполнении, не обеспечивающем защиту от прикосновения к токоведущим частям.
Перед началом работ по техническому обслуживанию коммутационных аппаратов с автоматическим приводом и дистанционным управлением с целью предотвращения их ошибочного или случайного включения необходимо:
снять предохранители всех фаз или полюсов в цепях управления и силовых цепях;
проверить фиксацию воздушных клапанов в закрытом положении;
вывесить таблички на ключах и кнопках дистанционного управления "НЕ ВКЛЮЧАТЬ - РАБОТАЮТ ЛЮДИ!", на закрытых клапанах - "НЕ ОТКРЫВАТЬ - РАБОТАЮТ ЛЮДИ!".
В непосредственной близости от главного распределительного щита либо в центральном посту управления ЦПУ на специально оборудованных местах должны храниться необходимые защитные средства (диэлектрические перчатки, боты или галоши, указатели напряжения и т.п.) и предупредительные плакаты.
Электроизмерительные приборы, установленные на распределительных щитах и в других местах, должны быть проверены и запломбированы. Шкалы приборов должны иметь специальные отметки, показывающие номинальные и предельные значения измеряемых величин. Вышедшие из строя электроизмерительные приборы должны быть немедленно сняты.
Категорически запрещается снятие искрогасительных камер с контакторов и автоматов при наличии питания на выключающей или удерживающей катушках.
Чистка без снятия напряжения в закрытых распределительных устройствах допускается при наличии в них проходов достаточной ширины (не менее 600 мм), позволяющих свободно оперировать пылеудаляющими средствами, и должна производиться только с пола или с устойчивых подмостей.
Чистка и уборка без снятия напряжения могут производиться в распределительных устройствах с помощью специальных щеток или пылесосов, снабженных специальными изолированными штангами.
При пользовании пылесосом должны применяться полые изолирующие штанги, рассчитанные на напряжение электроустановки, с укрепленными на них специальными приспособлениями. Эти штанги во избежание перекрытия и вследствие наличия пыли должны очищаться внутри перед началом работы и периодически в процессе ее.
Головки, насаживаемые на полые изолирующие штанги, должны быть изолированы таким образом, чтобы полностью исключалась возможность замыкания между соседними фазами при очистке изоляции.
Работа по очистке изоляции без снятия напряжения должна производиться в диэлектрических перчатках.
Чистка изоляции без снятия напряжения любым способом должна производиться не менее чем двумя лицами электротехнического персонала.
Эти лица должны быть специально обучены и допущены к проведению указанных работ, о чем делается отметка в журнале.

Заключение.
При исправном состоянии изоляции электрических сетей обеспечиваются безаварийная и надежная работа электрооборудования, безопасность обслуживания, а также пожарная безопасность.
Надежность судовых сетей зависит от состояния изоляции кабелей, распределительных устройств и аппаратуры между токоведущими частями и между последними и корпусом судна.
Состояние изоляции судовой сети в основном характеризуется электрическим сопротивлением токам утечки в сети через изоляцию. В судовых условиях состояние изоляции проверяется измерением ее сопротивления относительно корпуса и между электрическими цепями.

Список используемой литературы.
Сухарев Е.М. Судовые электрические станции, сети и их эксплуатация. – Л., Судостроение, 1986 г.
Яковлев Г.О. Судовые электроэнергетические системы. – Л, Судостроение, 1987 г.
Баранов А.П. Судовые автоматизированные электроэнергетические системы. – М. Транспорт, 1983 г.
Лейкин В.С., Михайлов В.А. Автоматизированные электроэнергетические системы промысловых судов. – М, Агропромиздат, 1987 г.
Сухарев Е.М. Основы электроники и судовой электроавтоматики. – М., Агропромиздат, 1985 г.
Правила классификации и постройки морских судов. Регистр СССР. – Л., Транспорт, 2018 г.




















4










10



2020

Изм Лист № документа Подпись Дата Разраб Расчет электрооборудования секции ГРЩ контроля сопротивления изоляции судна типа БМРТ Лит. Лист Листов Проверил 2 9 Выпустил Н. контр Утвердил




Лист Изм. Лист № докум Подпись Дата

Список используемой литературы.
1. Сухарев Е.М. Судовые электрические станции, сети и их эксплуатация. – Л., Судостроение, 1986 г.
2. Яковлев Г.О. Судовые электроэнергетические системы. – Л, Судостроение, 1987 г.
3. Баранов А.П. Судовые автоматизированные электроэнергетические системы. – М. Транспорт, 1983 г.
4. Лейкин В.С., Михайлов В.А. Автоматизированные электроэнергетические системы промысловых судов. – М, Агропромиздат, 1987 г.
5. Сухарев Е.М. Основы электроники и судовой электроавтоматики. – М., Агропромиздат, 1985 г.
6. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр СССР. – Л., Транспорт, 2018 г.

Вопрос-ответ:

Какое электрооборудование содержит секция ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1?

В секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1 содержится различное электрооборудование, включая силовые трансформаторы, автоматические выключатели, щиты и панели управления, а также устройства контроля и защиты.

Какое предназначение и основные характеристики ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1?

ГРЩ (Главная распределительная щитовая секция) на судне типа БМРТ 3.1 предназначена для обеспечения надежной и безопасной работы электрооборудования судна. Основные характеристики ГРЩ включают нормальные и аварийные рабочие режимы, мощность и номинальное напряжение, а также специальные параметры для поддержания изоляции судовых сетей.

Как производится расчет мощности и выбор электрооборудования для секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1?

Расчет мощности и выбор электрооборудования для секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1 осуществляется с учетом нагрузок на судне, требований безопасности и надежности работы. Производятся расчеты по активной и реактивной мощности, а также выбор соответствующих трансформаторов, генераторов и других устройств.

Как выбирается коммутационная аппаратура для секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1?

Выбор коммутационной аппаратуры для секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1 зависит от требований к номинальному току, напряжению, типу коммутации и функциональным характеристикам. Производятся подбор и расчет соответствующих выключателей, рубильников, контакторов и других устройств.

Какая техника безопасности должна соблюдаться при обслуживании судовых ГРЩ?

При обслуживании судовых ГРЩ необходимо соблюдать определенные правила и технику безопасности. Это включает использование соответствующих защитных средств, правильное подключение и отключение электрооборудования, проверку изоляции перед работой и другие меры предосторожности для предотвращения аварийных ситуаций и защиты персонала.

Какое электрооборудование используется на судне типа БМРТ 3.1?

Судно типа БМРТ 3.1 использует различное электрооборудование, включая секцию ГРЩ (главного распределительного щита) для контроля сопротивления изоляции. Описание судна и его энергетического оборудования содержится в данной статье.

Для чего предназначена секция ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1 и какие основные характеристики она имеет?

Секция ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1 предназначена для контроля сопротивления изоляции судовых сетей. Она обладает рядом характеристик, которые позволяют эффективно выполнять свои функции, таких как: номинальное напряжение сетей, рабочие токи, количество вводов и выводов и т.д. Подробное описание можно найти в данной статье.

Как производится расчет мощности и выбор электрооборудования для секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1?

Расчет мощности и выбор электрооборудования для секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1 осуществляется исходя из требований и параметров судовых сетей. В данной статье можно ознакомиться с подробной информацией о процессе расчета и выбора необходимого электрооборудования.

Какие виды коммутационной аппаратуры могут быть использованы при выборе для секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1?

При выборе коммутационной аппаратуры для секции ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1 можно использовать различные виды, такие как: выключатели, контакторы, предохранители и другие. Конкретный выбор зависит от требований и характеристик судовых сетей. Эта тема подробно раскрывается в данной статье.

Как обеспечить технику безопасности при обслуживании судовых ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1?

Обеспечение техники безопасности при обслуживании судовых ГРЩ на судне типа БМРТ 3.1 является важным аспектом работы. В данной статье содержится информация о мероприятиях по обеспечению безопасного и качественного обслуживания, включая правила работы с электрооборудованием и требования по использованию средств защиты.