Понятие конституционного права как отрасль
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Общая характеристика науки конституционного права 4
1.1 Понятие конституционного права 4
1.2 Источники конституционного права 9
Глава 2. Место и роль конституционного права в системе права 17
2.1 Роль конституционного права в системе права 17
2.2 Соотношение норм конституционного и международного права………………19
2.3 Актуальные проблемы конституционного права 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28
Так, можно предположить, что в настоящее время происходит формирование новой группы норм международного права, которая предполагает определенные обязательства для государств, желающих стать элементами мировой экономики, в целях стабильности всей системы мировой экономики. И именно эти нормы имеют наибольший потенциал воздействия на развитие национальной системы права.В целом, следует отметить, что концепция развития системы права в условиях влияния международного права характеризуется наличием определенных закономерностей ее формирования. В частности, формирование ее стабильной модели обусловлено устойчивостью системы регулируемых общественных отношений и способностью государств динамично трансформировать и апробировать нормы международного права на своей территории. Но при всех процессах трансформации международных норм актуальна координация взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти, с целью повышения значения имплементированных в национальное законодательство правовых норм.У Конституции РФ высшая юридическая сила, прямое действие, и ее применяют на территории всей России. В ч. 2 п.1 ст.5 Конституции РФ предусматривается, что законы и другие акты права, которые принимают в России не должны противоречить Конституции РФ. Буквальное толкование этой нормы приводит к выводам о том, что конституционные нормы обладают приоритетом исключительно над внутригосударственными актами, которые принимает Российская Федерация во время правотворчества, и не имеют верховенства над общепризнанными нормами международного права и международными договорами России. Но, как справедливо отмечают в Комментариях к Конституции РФ, указанная норма (ч.2, п.1, ст.15) только конкретизировала доводы о высшей юридической силе Конституции РФ. Другим словом, высшую юридическую силу Конституции РФ распространяют не только на внутригосударственные нормативные акты, включая законы, но и на нормы общего и договорного международного права, которые стали частью правовой системы страны. Следовательно, у Конституции РФ в рамках правовой системы высшая юридическая сила по отношению к каждому внутригосударственному нормативному акту и норме, которые предусмотрены в общем международном праве.Пункт 1 ст.15 Конституции РФ, который закрепляет за нормами Конституции высшую юридическую силу, расположили в Главе I Конституции, которую назвали «Основы конституционного строя». На основании п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина можно ограничить федеральными законами только в той степени, в которой это нужно для защиты Основ конституционного строя. Следовательно, из буквального и логического толкования соответствующих норм Конституции РФ можно сделать выводы о том, что права и свободы человека и гражданина можно ограничить федеральными законами, даже если их нормативное содержание определяют общепризнанные принципы и нормы международного права. Общепризнанные нормы международного права, которые регулируют права человека, не могут иметь особого статуса в сравнении с другими общепризнанными нормами и принципами международного права и обладают меньшей юридической силой не меньшей, чем Конституция. Но, если общепризнанные стандарты прав и свобод человека нашли закрепление в ратифицированных международных договорах России, то законодатель не может принять федеральный закон, который будет противоречить данным стандартам. В иных случаях, правоприменитель, на основании известной конституционной отсылке, должен руководствоваться нормами, которые определены в международных договорах. Использование общепризнанных норм международного права нельзя осуществлять в отрыве от международной нормативной системы. Общие нормы о правах человека, это разновидность общепризнанных норм международного права. На основании общего международного права нельзя применять какие-либо принципы международного права, если данными действиями будут нарушены иные принципы международного права. Государство во время осуществления своей деятельности не должно отдавать приоритеты каким-либо одним общепризнанным принципам в ущерб другим. Как исходит из п.4 ст.15 Конституции РФ, каждый общепризнанный принцип и норма международного права будут действовать на территории России непосредственно и являются обязательными для каждого государственного и муниципального органа, включая суд. Смысл, содержание и использование законов, деятельность законодательной, исполнительной, судебной власти определяют не только общепризнанные нормы, регулирующие права и свободы человека, но и иные общие нормы международного права, включая императивные. Такая позиция в полном объеме соответствует современному международному праву и подтверждена судебной практикой России.В свою очередь, Конституция, фиксируя основы действия международного права в рамках правовой системы России, ясно и определенно признает высшую юридическую силу исключительно за конституционными нормами.Следовательно, на основании Конституции РФ ч. 1 ст. 15 - общепризнанные нормы, которые касаются прав человека, тоже не имеют преимущества перед конституционными нормами. При возникновении коллизий между конституционными нормами и общими нормами международного права, суд на основании Конституции РФ отдает приоритет в использовании правил, которые закреплены в Конституции. Но, чтобы избежать возникновения возможной коллизии данного плана, суду было бы желательно в своей деятельности следовать доктрине «дружественного отношения к международному праву», широко признанной в судебной практике государств.Орган государственной власти России во время применения норм международного права должны основываться на том, что общепризнанные нормы и принципы международного права имеют такой же юридический статус в пределах правовой системы страны, как и договорные нормы. В случаях, если международно-правовые обычаи обладают меньшей юридической силой, чем законы, то это приводит к нарушениям Российской Федерацией своих международных обязательств. Когда общие международно-правовые нормы, став частью правовой системы страны на основании п. 4 ст. 15 Конституции РФ, обладают меньшей силой, чем законы, то суд будет вынужден руководствоваться нормами законов, что не приводит к нарушениям Российской Федерацией своих международных правовых обязательств, которые нашли закрепление в общепризнанных нормах международного права. Возможно, предполагать, что нормы общего международного права могли бы обладать равной юридической силой с законами. Но, и в таких ситуациях не исключена возможность нарушения государством своих международных правовых обязательств, на основании того, что суд при наличии коллизий между обычаями и законами будет руководствоваться общими принципами права: законы последующие отменяют законы предыдущие либо специальные законы отменяют общие законы.Другим словом, при возникновении коллизий между общепризнанными нормами и правилами, предусмотренными в законах, приоритет в использовании отдают общепризнанным нормам международного права. Так как в практике международной торговли сформировано довольно много обычных правил, которые в различной степени «вписались» в национальную правовую систему, международными организациями принимаются усилия к их унификации. В качестве примера можно привести унифицированные правила толкования торговых терминов «Incoterms», использование которых получило большое распространение.2.3Актуальные проблемы конституционного праваО проблемах конституционного права написано ряд статей (Боков Ю.А., Васильева Е.Г., Гончаров Р.А., Таева Н.Е.), по этой теме защищены диссертации (Акулханова С.М., Стародубцева И.А.). В некоторых учебниках по конституционному праву есть параграф, посвященных проблемам.Конституционное право порождается борьбой интересов (в первую очередь экономических и политических) разных социальных групп. Противоречивые интересы рождают противоположные по своему содержанию нормы и принципы права, которые могут одновременно присутствовать в системе права. Борьба с коллизиями в праве никогда не будет доведена до конца, поскольку противоречивые интересы разных групп общества будут все время порождать все новые и новые коллизии между нормами права. Эта борьба так же вечна, как жизнь.Особенность конституционного акта заключается в том, что он пытается найти компромисс между разными группами общества, закрепив противоположные по содержанию принципы права, угодив всем сразу. Таким образом, коллизионность конституционных актов становится неустранима. Разрешить коллизии между противоречащими принципами права можно только на время, для какой-то ситуации. Коллизии между нормами права могут возникать в результате неверного их толкования. Коллизии в конституционном праве часто рождаются в результате стремления разработчиков конституционного акта закрепить в нем самые передовые идеи, которые не могут реализоваться в обществе на данном этапе. Для регулирования отношений в имеющемся несовершенном обществе приходится издавать нормы, вступающие в конфликт с идеалами конституционализма: суверенитетом народа, демократией, верховенством прав человека.Коллизий, как правило, невозможно избежать в федеративном государстве, где сильные элиты регионов, поддерживаемые своим населением, вступают в борьбу с бюрократией центральной власти. При сложном механизме государства между органами власти и должностными лицами, как правило, возникают споры о компетенции. Они могут порождать принятие противоречащих между собою норм права. История США показывает, что соотношение власти между Президентом и Конгрессом постоянно менялось. Борьба за власть между ними не прекращалась никогда и коллизия между нормами права, закрепляющими их полномочия, по-разному разрешалась на разных исторических этапах.Коллизионность права неизбежно возникает при увеличении количества норм, расширении правового регулирования, усложнении системы права.Ряд коллизий, которые содержатся в конституционном праве будут существовать вечно. Это коллизии между нормами и принципами закрепляющими интересы личности и общества. Ст. 2 Конституции РФ закрепляет высшую ценность человека, его прав и свобод. Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывает на то, что права человека могут быть ограничены исходя из интересов общества. Вечно будет существовать коллизия между интересами разных людей. С одной стороны нормы конституционного права декларируют свободу человека, а с другой стороны указывает, что эта свобода должна быть ограничена интересами других. Ч. 1 ст. 29 Конституции РФ закрепляет свободу слова, а ч. 3 ст. 55 Конституции позволяет ограничить ее, ссылаясь на нормы нравственности, которыми руководствуются люди.Пока существует государство, неизбежны коллизии между людьми, группами людей, обществом с одной стороны и государством, как корпорацией управленцев, с другой стороны. Ст. 3 Конституции РФ декларирует суверенитет народа, а ст. 56 Конституции РФ позволяет государству вводить в стране чрезвычайное положение и отнимать у граждан их права. Всегда присутствующее определенное отчуждение государственного аппарата от общества позволяет государству злоупотреблять своим положением и действовать не в интересах этого общества, а в интересах правящей группы или административного класса.Всегда будут существовать противоречие между принципом централизации и децентрализации, к котором отражается борьба интересов групп населения и элит центра, регионов и мест. Это противоречие может быть оформлено путем закрепления в конституционном акт федеративного или конфедеративного характера государственного устройства, признания местного самоуправления. Соотношение полномочий центра и регионов меняется со временем во всех федеративных государствах. На каждом историческом этапе вводятся свои коллизионные нормы, которые пытаются разрешить конфликт между принципом централизации и децентрализации.Таким образом, конституционное право не может быть без коллизий между нормами (принципами) права. Количество этих коллизий увеличивается в период перехода от доконституционного права к конституционному. Часть этих коллизий скрывается и их необходимо выявлять, используя аксиологический и социологический подход к праву. Процесс разрешение коллизий в конституционном праве может приводить к их умножению.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ отличие от текущего конституционного права, наукой о нем является не совокупность норм, а рассуждение, тезис, гипотеза, вывод различных ученых. Наукой изучается действие конституционного права, реализация его положений, находятся закономерности в области развития, формируются практические советы в области развития для совершенствования норм и конституционных правовых отношений. С ее помощью изучается история науки, теория, их последующее развитие. Конституционная правовая наука прошла продолжительное развитие. Ее тесно связывают с философией, социологией, политологией, религиоведением. Ее отделение в самостоятельную научную отрасль происходит позднее, чем у многих иных юридических наук, таких как гражданское право, уголовное право, хоть отделение новейших юридических дисциплин продолжают и на данный момент времени, допустим, экологическое право.Систему конституционного права не без основания обуславливают характером этого права, с ее помощью разделяются нормы по институтам, но при этом не устанавливаются непроницаемые перегородки между институтами –а напротив, созданпринцип по их взаимодействию между друг другом и как результат происходит обеспечение единства конституционно-правового урегулирования.Структура конституции – это перечисление важных институтов конституционного права, таких как институт правового статуса личности, институт гражданства, институт парламента, избирательное право, институт главы государства и так далее. Конституционные правовые нормы являются специфичными нормами. Их структура, чаще всего не будет соответствовать классической триаде - гипотеза, диспозиция, санкция, на основании того, что у нее наиболее обобщенный вид. Зачастую нет гипотезы и санкции, и вся норма является только диспозицией.Международное и внутригосударственное (национальное) право, выступая в качестве универсальных регуляторов, являются схожими по своей природе общественно-правовыми явлениями, так как в них закреплены единые общечеловеческие приоритеты и ценности.Международное право отличается от национального права условиями возникновения правовых норм, источниками права, субъектом и объектом правового регулирования, способом защиты правовых норм, механизмом восстановления нарушенных прав и др.ЛИТЕРАТУРАКонституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.Андронов Д.П. Конституционное право как юридическая наука и отрасль российского права // В сборнике: Конституционные основы российского государства: история и современность Рязань, 2019. С. 164-168.Безуглов С.В. К вопросу о понятии конституционного права как отрасли права // В сборнике: Вопросы государства и права сборник научных статей. Краснодар, 2018. С. 55-61.Баева Д.С., Гладкова Е.О., Кобылинская С.В. Особенности конституционного права как отрасли права // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ В 21 ВЕКЕ сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 142-143.Гамзабеков Т.С. Источники конституционного права // Сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 110-114.Гасанов К.К., Пархоменко А.Г. Исходное состояние и становление конституционного права // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 28-33.Денисов С.А. Проблемы коллизий норм конституционного права // Юридическая техника. 2017. № 11. С. 414-421.Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: РГУП, 2016.Шагиева Р.В. Понятие конституционного права как отрасли права // В книге: Право для гуманитарных направлений Альбов А.П., Горохова С.С., Костылева Е.Д., Лапина М.А., Николюкин С.В., Русанов Г.А., Шагиева Р.В. Учебник. Под общей редакцией А.П. Альбова, С.В. Николюкина. Москва, 2017. С. 116-120.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Андронов Д.П. Конституционное право как юридическая наука и отрасль российского права // В сборнике: Конституционные основы российского государства: история и современность Рязань, 2019. С. 164-168.
7. Безуглов С.В. К вопросу о понятии конституционного права как отрасли права // В сборнике: Вопросы государства и права сборник научных статей. Краснодар, 2018. С. 55-61.
8. Баева Д.С., Гладкова Е.О., Кобылинская С.В. Особенности конституционного права как отрасли права // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ В 21 ВЕКЕ сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 142-143.
9. Гамзабеков Т.С. Источники конституционного права // Сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 110-114.
10. Гасанов К.К., Пархоменко А.Г. Исходное состояние и становление конституционного права // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 28-33.
11. Денисов С.А. Проблемы коллизий норм конституционного права // Юридическая техника. 2017. № 11. С. 414-421.
12. Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: РГУП, 2016.
13. Шагиева Р.В. Понятие конституционного права как отрасли права // В книге: Право для гуманитарных направлений Альбов А.П., Горохова С.С., Костылева Е.Д., Лапина М.А., Николюкин С.В., Русанов Г.А., Шагиева Р.В. Учебник. Под общей редакцией А.П. Альбова, С.В. Николюкина. Москва, 2017. С. 116-120.
Вопрос-ответ:
Что такое конституционное право?
Конституционное право - это отрасль права, которая изучает и регулирует основные принципы и нормы, определяющие организацию и функционирование государства, права и обязанности его граждан, а также отношения между государством и гражданами. Оно является основой для построения политической системы и развития общества.
Какие источники конституционного права существуют?
Источниками конституционного права являются Конституции, законы, нормативные акты президента, правительства и других органов исполнительной власти, а также судебные решения. Как правило, Конституция является основным источником конституционного права в каждой стране.
Какую роль играет конституционное право в системе права?
Конституционное право занимает особое место в системе права, так как оно устанавливает основные принципы и нормы, которым должны соответствовать все другие нормы и законы. Оно определяет границы действия законов, защищает права и свободы граждан, а также обеспечивает равенство перед законом.
Как соотносятся нормы конституционного и международного права?
Нормы конституционного и международного права взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Конституция может содержать нормы, регулирующие взаимоотношения с другими государствами и международными организациями. Международные договоры и декларации, в свою очередь, могут оказывать влияние на конституционные нормы и их интерпретацию.
Какие существуют актуальные проблемы конституционного права?
Среди актуальных проблем конституционного права можно выделить вопросы о соблюдении конституционных норм и принципов, защите прав и свобод граждан, функционировании системы правосудия, обеспечении гражданского контроля за властью, а также взаимодействии государства и гражданского общества. Эти проблемы требуют постоянного изучения и решения для обеспечения стабильности и развития правового государства.
Что такое конституционное право?
Конституционное право - это отрасль права, которая изучает конституции и другие нормативные акты, регулирующие организацию и функционирование государства, права и свободы граждан. Конституционное право определяет основные принципы и правила, по которым осуществляется власть, и защищает основные конституционные гарантии граждан.
Какие являются источники конституционного права?
Источниками конституционного права являются конституции страны, законы, указы и другие нормативные акты, принятые на основании конституции. Также источниками конституционного права могут быть прецеденты, международные договоры и нормы международного права.
Какое место и роль занимает конституционное право в системе права?
Конституционное право занимает особое место в системе права. Оно является высшим и наиважнейшим источником права в государстве. Конституционное право определяет основные принципы и правила, по которым осуществляется власть, и защищает основные конституционные гарантии граждан.
Какое соотношение норм конституционного и международного права?
Нормы конституционного права являются первичными и имеют приоритет перед нормами международного права. Однако существует также принцип взаимного уважения и признания правовых норм и принципов международного права. Нормы международного права не должны противоречить конституционным нормам страны.
Какие актуальные проблемы существуют в области конституционного права?
В области конституционного права существует ряд актуальных проблем, таких как вопросы конституционной реформы, соблюдение принципов верховенства конституции, разграничение полномочий органов государственной власти, защита прав и свобод граждан, обеспечение конституционности законов и другие.
Что такое конституционное право?
Конституционное право - это отрасль права, которая регулирует организацию и функционирование государства, права и свободы граждан, а также основные принципы и структуру конституции.