Статистика таможенных правонарушений в России
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 14 + 14 источников
- Добавлена 24.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы статистики таможенных правонарушений 5
1.1. Статистические исследования таможенных правонарушений в Российской Федерации 5
1.2. Статистический анализ административных правонарушений таможенного дела Российской Федерации 8
2. Статистика таможенных правонарушений 12
2.1. Актуальные проблемы борьбы таможенных органов в области валютного контроля 12
2.2. Совершенствование деятельности таможенных органов по противодействию незаконному перемещению наркотических средств 20
Заключение 29
Список использованных источников 31
Говоря о контроле за препаратами, которые содержат наркотическое средство либо психотропное вещество, указанные в списке, то контроль распространяется на весь перечень и не имеет значения их количество, а также наличие нейтральных компонентов. Нужно уточнить, что под нейтральными компонентами понимаются такие элементы как тальк, глюкоза, сахар, вода, крахмал и т.д. Также помимо всех наименований, которые отнесены к спискам наркотических средств, относят и всевозможные соединения (соли), в состав которых и основой которых являются средства и вещества из Перечня. Анализ источников по данному вопросу позволяет нам судить о том,что содержание наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ определено двумя критериями (рис. 1). Содержательный критерий предполагает классификацию веществ в зависимости от их способности вызывать изменение психики или восприятия, также наркоманию.Рис. 1. Критерии отнесения веществ к наркотическим средствам Суть формально-правового критерия заключается в необходимости указания наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ в Перечнях, регламентированных международно-правовыми актами, либо или внутригосударственными правовыми актами. Это объясняется тем, что если тот вещество не включено в соответствующие списки, то оно не признаётся наркотическим или психотропным. Резюмируя – содержательный критерий является ориентиром для включения вещества в конкретный список, а формально − правовой критерий – это юридическое основание для осуществления правоохранительной деятельности. Вопрос, касающийся особенностей перемещения наркотических средств через таможенную границу, регламентирован Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее − ЕАЭС) и вывозе с таможенной территории ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [4]. В соответствии с данным Положением перемещение указанной выше категории товаров может осуществляться лишь при наличии лицензии, которая должна быть представлена таможенным органам того или иного государства ЕАЭС, на территорию которого прибывают наркотические, психотропные вещества, их прекурсоры [4]. Однако законодательством также установлены и случаи, когда наличие лицензии не требуется. В частности это случаи перемещения физическим лицом лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества, в личных целях, но здесь нужно отметить, что важным условием такого перемещения являются медицинские показания (требуется наличие медицинского документа, в котором указано наименование и количество товара). Что касается медицинских документов, то допустимо предоставить оригиналы, или же их заверенные копии. Документы должны быть составлены на языке страны ЕАЭС, в которую ввозится то или иное лекарственное средство. Соответственно, если ввоз осуществляется в Россию – то медицинские документы составляются на русском языке, если в Армению − на армянском, в республику Беларусь – на белорусском, в Казахстан − на казахском и в Кыргызстан – на киргизском. Также если документы не могут быть представлены таможенному органу, составленные на национальном языке государства − члена ЕАЭС, то законодательством предусмотрена возможность приложения их нотариально заверенных переводов. Стоит отметить, что наличие лицензии не требуется, если перемещение наркотических средств необходимо в целях оказать неотложную помощь при тех или иных чрезвычайных ситуациях. Для того чтобы оформить лицензию заявителю необходимо предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения. Перечень таких документов и сведений установлен Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, а именно приложением № 7 (Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров). В таблице 6 представлен перечень документов и сведений, необходимых к представлению в таможенный орган для оформления лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров [5]. Далее остановимся на способах совершения преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, которые удалось выявить таможенникам в процессе осуществления правоохранительной деятельности. Это позволит нам определить основные недостатки существующих методов борьбы с контрабандой запрещённых веществ и наметить меры по их совершенствованию. Стоит отметить, что информацию, детально характеризующую правоохранительную деятельность таможенных органов, найти весьма проблематично. В связи с этим, мы решили использовать не только имеющуюся официальную информацию на сайте Уральского таможенного управления, но и доступную в интернет-пространстве информацию о таможенном деле. Так, мы участвовали в дискуссии с блоггером канала «Злой таможенник» [6], который поделился весьма интересной информацией из своей повседневной практики.Итак, обобщая практику правоохранительной деятельности в таможенной сфере, можно выделить следующие основные способы совершения преступления, предусмотренного статьей 229.1 УК РФ [6]: 1. МПО. Являются наиболее распространенным способом совершения преступления. Так, в 2019 году в отправлениях «Почты России» выявлено около 5500 отправлений с наркотическими средствами, что на 12% выше, чем в 2018 году. Объясняется это тем, что роль МПО увеличивается с каждым днём в силу стремительной интеграции России в мировую экономическую систему. В последнее время наблюдается резкое увеличение количества МПО, поскольку активно развивается интернет-торговля. При этом преступники могут использовать весьма изощрённые способы совершения преступлений. В частности, скрывают вещества, маскируя их под обычную бумагу, путём пропитывания. Важно, что наиболее часто МПО с запрещёнными веществами в Россию поступают из Нидерландов, Германии, Республики Беларусь. Так, Выявление таких преступлений зачастую осуществляется таможенными органами совместно с иными правоохранительными органами. Пример такого способа совершения преступления – кольцовские таможенники задержали получателя МПО из Республики Беларусь. В данном МПО содержалось 20 наименований запрещённых веществ [7]. 2. Мулинг. Представляет собой транспортировку через таможенную границу наркотических веществ во внутренней полости человека (желудочно-кишечном тракте). Транспортировка осуществляется в контейнерах, имеющих латексную оболочку. Данный способ контрабанды также является весьма распространённым. Наиболее частый способ перемещения – воздушный вид транспорта. Для пресечения данного преступления таможенные органы применяют рентгеновский сканер «Контур», который имеет два режима сканирования: в полный человеческий рост и отдельным изображением брюшной полости с её содержимым. 3. Транспортные средства. Менее распространённый способ, предполагающий перемещение запрещённых веществ в транспортном средстве без маскировки или с её применением. Интересной, в связи свышеизложенным, является статистика Челябинской таможни за 2019 год, которой было возбуждено всего 18 уголовных дел, большинство из которых (10 уголовных дел) по контрабанде наркотиков. При этом: − внутриполостным способом – 2 уголовных дела (Доминиканская Республика – Москва – Челябинск); − с сокрытием в МПО – 8 уголовных дел в отношении организованной преступной группы, изъято 25,76 кг.наркотических средств, психотропных веществ (из Германии, Бельгии): − кокаин – 845,26 грамм;− гашиш – 16 559 грамм; − марихуана – 2 519 грамм; − амфетамин – 3 212 грамм; − МДМА (экстези) – 2 615 грамм. Всего изъято наркотических средств: более 100 кг стоимостью более 40 млн. руб. совместно с ЮУ ЛУ МВД России на транспорте. Таким образом, в современных условиях, когда весьма развиты международные отношения, внешнеторговые связи, каждый день таможенную границу ЕАЭС пересекают тысячи товаров, которые также ввозят на территорию, непосредственно, России. А функциями таможенных органов является не только фискальная, но защита и безопасность экономических интересов государства, а также защита населения страны. Для защиты экономической безопасности государства и защиты здоровья нации необходимо пресечение совершаемых и готовящихся правонарушений в части незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и привлечение к ответственности лиц, их совершивших. А также в таможенных органах необходимо проводить мероприятия по совершенствованию правоохранительной деятельности в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств. Изучая информацию по выбранной теме [8], мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день имеется ряд недостатков в сложившейся системе противодействия контрабанде наркотических средств, что существенно снижает эффективность выявления такого рода преступлений (рис. 1).Рис.1. Недостатки в системе противодействия контрабанде наркотических средств Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целях совершенствования методов борьбы с контрабандой наркотических средств необходимо: 1. Ужесточать меры в сфере интернет-торговли, в частности, вводить и использовать специальное программное обеспечение, отслеживающее и блокирующее такие площадки. Доступ к такому программному обеспечению должны иметь соответствующие правоохранительные органы. 2. Делать особый акцент на подготовке и переподготовке кадров таможенных органов, стимулировать повышение юридической грамотности специалистов, а также грамотности в сфере современных информационных технологий. 3. Повышение эффективности взаимодействия между различными структурами, осуществляющими правоохранительную деятельность. Низкая эффективность такого взаимодействия, на наш взгляд, существенно влияет на количество выявленных преступлений, предусмотренных статьей 229.1 УК РФ.ЗаключениеНа основе анализа определим основные проблемы и возможные пути их решений, связанные с выявлением, расследованием и предупреждением административных правонарушений в таможенной сфере.Однотипность осуществления административного производства таможенными органами. Должностные лица таможенных органов затрачивают одинаковое количество сил и времени на расследование административных правонарушений разного уровня сложности. Нерациональную загрузку сотрудников можно исправить путем изменения процесса осуществления административного производства таможенными органами. Например, внести в законодательство о расследовании административных правонарушений положение, наделяющее сотрудников таможенных органов полномочиями по принятию решений по делам об АП, предусматривающих небольшие виды наказания (предупреждение, малого размера штраф). Увеличение количества дел об административных правонарушениях в таможенной сфере. Для снижения данного количества необходимо: увеличивать количество и качество проводимых профилактических мер, которые будут направлены на обнаружение условий и причин, способствующих совершению АП; проводить мероприятия по воспитанию правовой направленности; способствовать четкому информированию лиц ( в частности, перевозчиков) об АП и предусмотренных наказаниях; ввести дополнительное информирование на таможенных постах. Эти перечисленные меры будут способствовать сокращению совершения административных правонарушений в таможенной сфере. Если предложенные меры будут реализованы, то можно ожидать следующий эффект: снижение коррупции в таможенных органах; увеличение продуктивности должностных лиц таможенных органов; снижение количества дел об административных правонарушениях; улучшение взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации; повышение качества рассмотрения и расследования таможенных правонарушений; увеличение поступлений в бюджет Российской Федерации. Таким образом, в результате научного исследования был проведен анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации в области расследования дел об административных правонарушениях, выявлены основные проблемы и представлены возможные пути их решений.Список использованных источниковТаможенный кодекс ЕАЭС (Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант+». Федеральный закон от 08.01.1998 года № 3 − ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «Консультант+». Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СПС «Консультант+». Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // СПС «Консультант+». Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. // СПС «Консультант+». Интернет – канал «Злой таможенник» // https://zen.yandex.ru /id/5b90b2ce307d5800aadb283e.Овчинников С. Н. Таможенные преступления в международном праве: проблема разграничения / С. Н. Овчинников // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2015. – Т. 9. – № 4. – С. 777–785.Пресс-служба Уральского таможенного Управления // http://utu.customs.ru Кулакова, Е.С. Совершенствование механизма осуществления таможенного контроля в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. Белгород. 2019Тихомиров М. Е., Коварда В. В. Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 441-443.Хамаганова Л. Д. Роль валютного контроля региональной таможни при проведении экспортно-импортных операций в условиях нестабильности мировой экономики / Л. Д. Хамаганова // Известия БГУ. – 2011. – № 1. Хамаганова Л. Д. Механизм контроля за бегством капитала в развитых и развивающихся странах (на примере Франции и Мексики) / Л. Д. Хамаганова, А. А. Михалева // Известия БГУ. – 2019. – Т. 28. – № 4. – С. 616–626.Хаджалиева С. Д. Оффшоры – форма утечки капитала / С. Д. Хаджалиева, И. И. Шихсаидов, И. Д. Джамбулатов // Вопросы структуризации экономики. – 2000. – № 1. – С. 65–67. Хамаганова Л. Д. Совершенствование таможенного контроля валютных операций в регионе деятельности Сибирского таможенного управления ФТС России / Л. Д. Хамаганова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2015. – Т. 6. – № 1.
1. Таможенный кодекс ЕАЭС (Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант+».
2. Федеральный закон от 08.01.1998 года № 3 − ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «Консультант+».
3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СПС «Консультант+».
4. Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // СПС «Консультант+».
5. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. // СПС «Консультант+».
6. Интернет – канал «Злой таможенник» // https://zen.yandex.ru /id/5b90b2ce307d5800aadb283e.
7. Овчинников С. Н. Таможенные преступления в международном праве: проблема разграничения / С. Н. Овчинников // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2015. – Т. 9. – № 4. – С. 777–785.
8. Пресс-служба Уральского таможенного Управления // http://utu.customs.ru
9. Кулакова, Е.С. Совершенствование механизма осуществления таможенного контроля в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. Белгород. 2019
10. Тихомиров М. Е., Коварда В. В. Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 441-443.
11. Хамаганова Л. Д. Роль валютного контроля региональной таможни при проведении экспортно-импортных операций в условиях нестабильности мировой экономики / Л. Д. Хамаганова // Известия БГУ. – 2011. – № 1.
12. Хамаганова Л. Д. Механизм контроля за бегством капитала в развитых и развивающихся странах (на примере Франции и Мексики) / Л. Д. Хамаганова, А. А. Михалева // Известия БГУ. – 2019. – Т. 28. – № 4. – С. 616–626.
13. Хаджалиева С. Д. Оффшоры – форма утечки капитала / С. Д. Хаджалиева, И. И. Шихсаидов, И. Д. Джамбулатов // Вопросы структуризации экономики. – 2000. – № 1. – С. 65–67.
14. Хамаганова Л. Д. Совершенствование таможенного контроля валютных операций в регионе деятельности Сибирского таможенного управления ФТС России / Л. Д. Хамаганова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2015. – Т. 6. – № 1.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе статистики таможенных правонарушений?
Статистика таможенных правонарушений основана на принципах сбора и анализа информации о правонарушениях, совершаемых в сфере таможенного дела. Она использует методы сбора, обработки и анализа статистических данных для выявления тенденций и позволяет исследовать различные аспекты этих правонарушений.
Какие статистические исследования проводятся в области таможенных правонарушений в России?
В России проводятся статистические исследования, направленные на анализ различных аспектов таможенных правонарушений, включая их виды, причины, географическое распределение и другие факторы. Такие исследования позволяют оценить эффективность мер по борьбе с ними и разработать меры по их предотвращению.
Как производится статистический анализ административных правонарушений в сфере таможенного дела России?
Статистический анализ административных правонарушений в сфере таможенного дела России включает сбор и анализ данных о правонарушителях, виде нарушений, размере ущерба и других характеристиках. Этот анализ позволяет определить основные причины правонарушений, идентифицировать наиболее уязвимые сферы и разработать меры по их предотвращению.
Какие актуальные проблемы существуют в борьбе таможенных органов с нарушениями в области валютного контроля?
Актуальные проблемы в борьбе таможенных органов с нарушениями в области валютного контроля включают недостаточную эффективность контрольных мер, нарушения процедур валютного контроля и недобросовестное поведение некоторых участников внешнеэкономической деятельности. Также существует проблема недостаточной координации работы различных государственных органов в этой области.
Какие теоретические основы лежат в основе статистики таможенных правонарушений в России?
Теоретические основы статистики таможенных правонарушений в России включают в себя принципы сбора и анализа данных о правонарушениях в сфере таможенного дела. Основной целью статистики таможенных правонарушений является изучение и оценка объемов и характеристик правонарушений, выявление их закономерностей и проведение анализа эффективности мер по их предотвращению. Также в основе статистики таможенных правонарушений лежат методы сравнительного анализа и моделирования, которые позволяют определить причины и последствия правонарушений и предложить меры по их предотвращению.
Как проводятся статистические исследования таможенных правонарушений в Российской Федерации?
Статистические исследования таможенных правонарушений в Российской Федерации проводятся с использованием данных о правонарушениях, которые фиксируются таможенными органами. Сбор и анализ таких данных позволяет определить общую динамику правонарушений, выделить наиболее часто встречающиеся виды правонарушений, а также выявить изменения в их характере и выявить тренды. Для проведения статистических исследований используются различные методы анализа данных, включая методы математической статистики, эконометрики и другие.
Как происходит статистический анализ административных правонарушений таможенного дела Российской Федерации?
Статистический анализ административных правонарушений таможенного дела Российской Федерации основывается на данных о правонарушениях, которые фиксируются таможенными органами. Для анализа этих данных используются различные методы, включая статистический анализ, качественный и количественный анализ, сравнительный анализ и т. д. Целью статистического анализа является выявление закономерностей и тенденций в сфере административных правонарушений таможенного дела, а также определение эффективности мер по их предотвращению и пресечению.
Какие теоретические основы лежат в основе статистики таможенных правонарушений?
Актуальная статистика таможенных правонарушений основывается на изучении и анализе данных о правонарушениях, которые были совершены на территории Российской Федерации. Это позволяет определить общую картину правонарушений, выявить их динамику и тенденции, а также разработать эффективные меры по предотвращению и борьбе с такими нарушениями.
Какие проблемы существуют в борьбе таможенных органов с нарушениями в области валютного контроля?
Одной из актуальных проблем является незаконный вывоз или ввоз наличных денежных средств и иных финансовых инструментов через таможенную границу. Для борьбы с этим нарушением, таможенным органам необходимо разработать и реализовать эффективные меры контроля и пресечения таких действий.