дифференциация доходов и социальная политика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 39 39 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 06.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ 5
1.1 Анализ подходов к исследованию доходов населения и источникам их неравенства 5
1.2 Основные показатели дифференциации доходов населения 10
1.3 Социально-экономическая политика регулирования дифференциации доходов 13
2. ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ В РОССИИ 19
2.1 Динамика показателей дифференциации доходов в России 19
2.2 Специфика дифференциации доходов в России 21
2.3 Дифференциация доходов населения как социальная проблема в России 24
3. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДВ 27
3.1 Мировой опыт использования социальной политики в решении проблемы дифференциации доходов 27
3.2 Анализ государственных программ социальной политики в России 30
3.3. Пути совершенствования регулирования доходов населения как направления социальной политики в России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, как заявлено в программе первоочередная задача – это снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления, а также, в частности, снижение уровня бедности в 2020 году до 9%. Однако, по данным Росстата уровень бедности на начало 2020 года составляет 12,3%, а в свете происходящих событий, напрямую влияющих на доходы россиян, а также инфляционные процессы в экономике, достижение такого уровня показателя кажется недостижимым.Кроме того, анализ динамики бюджетных средств, выделяемых на финансирование данных задач, показал, что с 2018 года сумма денежных средств стала снижаться.Рисунок 9 - Государственная программаРФ «Социальная поддержка граждан»В рамках государственных программ российской социальной политики одной из форм социальной защиты населения в условиях инфляции является индексация заработной платы и доходов, которая направлена на поддержание покупательной способности трудовых доходов. Источники индексации доходов населения в России – это: для бюджетных организаций – бюджеты всех уровней; для пенсионеров – Пенсионный фонд РФ; для пособий – Фонд социального страхования РФ и федеральный бюджет; для малообеспеченных категорий населения – средства на компенсации и льготы из муниципальных бюджетов и фондов социальной защиты населения; в частном секторе экономики – финансовые средства самих организаций.Законы рынка неминуемо ведут к снижению доли государственного сектора в экономике социальной сферы. В России необходима модернизация социальной политики, основанная на переходе от «иждивенческо-потребительской» модели социальной защиты к модели активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечении его социального благополучия. Среди инструментов адресной социальной помощи необходимо увеличивать значение социального контракта, когда государство берет на себя обязательство оказания обусловленной помощи малоимущему трудоспособному индивиду, семье. А индивидом, с его стороны, берутся на себя обязательства приведения своей жизни в порядок. Вместо того, чтобы предоставлять гарантированные услуги в натуральной форме,населению, при учете его пожеланий, может быть предоставлена прямая целевая выплата в форме социального сертификата, размер которой зависит от стоимости услуг (нужного объема и качества), положенных данной категорииграждан. Большая работадолжна быть проведена в сфере обеспечения общественного и ведомственного контроля за работой социальных служб, количеством и качеством предоставляемых услуг, обеспечением прав и законных интересов их получателей. Особое значение в ходесовершенствования системы социальной защиты населения имеет создание доступной среды жизнедеятельности для людей с ограничениями здоровья, пожилых, семей с маленькими детьми и пр. Организация зон доступности, ресурсно-информационных центров, консультативных и посреднических служб станет помощьюдля людей с ограничениями жизнедеятельности и трудоспособности в поиске себе рабочего места, самостоятельного заработка. 3.3. Пути совершенствования регулирования доходов населения как направления социальной политики в РоссииОдним из важных инструментов политики регулирования доходов в России, является поддержание социально приемлемого уровня минимальной заработной платы. Основная функция минимальной оплаты труда – защита самых низкооплачиваемых и наиболее уязвимых работников.Изменения величины МРОТ за последние годы в России продемонстрированы на рисунке 10.Рисунок 10 – Динамика МРОТ в России (2014-2019)С 1 января 2020 года минимальная зарплата в России составляет 12 130 руб. С мая 2018 года МРОТ был доведен до величины прожиточного минимума. Его каждый год будут устанавливать на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года. Минимальный размер оплаты труда не может быть менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране. В России исходя из стоимости потребительской корзины и расходов на обязательные платежи Министерство труда ежеквартально производит расчеты величины прожиточного минимума, от которого зависит минимальный размер оплаты труда. В России потребительская корзина достаточна консервативна на протяжении длительного времени и ориентирована на минимум товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Она не является отражением динамичных изменений условий жизни людей и не соответствует реальным потребностям населения. Ассортимент товаров и услуг российской потребительской корзины достаточно ограничен по наименованию.Во многих государствах потребительская корзина определяется законодательно и представляет собой минимальный подробный набор продуктов и услуг, необходимых для комфортной жизни человека. Так, на 2018 г. в состав потребительской корзины США входит 300 наименований товаров и услуг, Великобритании – 350, Германии – 475.В России потребительская корзина – это фактически корзина для физиологического выживания человека, которая включает три категории: продукты питания, непродовольственные товары (лекарства, обувь, одежда, товары для дома) и услуги (коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и пр.). Действующая продуктовая корзина в принципе позволяет сохранить здоровье, если следовать ее нормам потребления, но проблема в том, что денег на все остальные расходы для обеспечения минимального потребления не хватает. Поэтому люди часто вынуждены экономить на питании для покупки других первоочередных товаров и для расплаты по кредитам или долгам.Необходимы прогрессивные изменения в структуре потребительской корзины с учетом практики зарубежных стран. Следует учитывать не набор продуктов и услуг, необходимых для выживания, а состав товаров и услуг, требующихся для поддержания достойного уровня жизни каждого человека.Кроме того, надо заметить, меры по решению проблем социальной политики, не характеризуются новизной и эффективностью, а повторяют уже применяемые на протяжении многих лет способы борьбы. Путем создания эффективных рабочих мест, роста заработной платы, улучшения доступа к качественному образованию и здравоохранению, увеличения минимального размера оплаты труда, пенсий, увеличения адресности социальных программ можно сгладить негативные эффекты проблемы бедности.Необходимо внесение изменений в налоговую систему России, в частности, в систему прогрессивного налогообложения. В России процент подоходного налога для всех одинаковый – 13%, из этого следует, что границы в доходах разных слоев населения отсутствуют, и таким образом, богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее. Для того, чтобы снизить высокие различия в величине доходов и увеличить налоговые поступления, которые можно было направить на решение социальных проблем, необходимо повысить планку прогрессии в налогообложении доходов богатых и сверхбогатых членов общества.Несмотря на то, что уровень расходов России на социальную помощь значительно выше среднего мирового показателя и составляет в 1,6 процента ВВП, наша страна демонстрирует слабые результаты таргетирования (чрезвычайно высокие показатели включения для самого богатого квинтиля, в то время как 20% беднейших слоев населения составляют лишь 25 процентов всех получателей). Поэтому необходимо формировать таким образом меры социальной поддержки, чтобы помощь доходила именно для тех, кто сильно в ней нуждается.Значительное число программ из-за низкой эффективности не сильно влияет на уменьшение бедности. Большое число мер в форме не очень больших по размерам выплат не является эффективным ни с точки зрения администрирования системы мер социальной поддержки, ни с точки зрения их эффекта на социальную защищенность получателей.Данные меры, наряду с пересмотром структуры потребительской корзины, смогут намного продвинуть решение социальных проблем в России, связанных с экономическим неравенством, бедностью населения.ЗАКЛЮЧЕНИЕПод дифференциацией (неравенством) доходов населения экономистыпонимают результат распределения доходов, выражающий степеньнеравномерности распределения благ и проявляющийся в различии долейдоходов, получаемых различными группами населения. В зависимости от степени обладания видами ресурсов происходит перераспределение благ, вследствие чего возникает неравенство доходов. Среди его причин выделяют различное распределение собственности, различные способности, различный уровень образования, профессиональный опыт.Для характеристики степени дифференциации доходов по группам населения в экономической теории используется кривая Лоренца. Степень дифференциации в распределении доходов определяется с помощью коэффициента Джини.Социальная политика направлена на повышение благосостояния людей и удовлетворение их потребностей в образовании, здравоохранении, жилье и экономической безопасности.Существуют такие направления социальной политики, как: - повышение уровня жизни населения; - организация эффективной системы социальной защиты; - регулирование трудовых отношений, занятости и процессов миграции; - совершенствование пенсионной системы; - улучшение системы здравоохранения и социального страхования.В России спецификой социальной политики является то, что функционируют независимые социальные фонды, государство пытается перекладывать социальную политику на частный сектор; получило развитие и социальное предпринимательство, заполняющее те области социальной политики, которые являются неохваченными государством. Социальной политикой в первую очередь охвачено работающее население, а политика занятости представлена рядом мероприятий и программ.В работе была исследовано неравенство доходов как социальная проблема в России, а также рассмотрены механизмы по ее решению, связанные с инструментами социальной политики. Экономическое неравенство в России находится на довольно высоком уровне, это становится результатом того, что методы регулирования неравенства населения, действующие в России на протяжении многих лет, нуждаются в совершенствовании.Распределение доходов между бедными и богатыми в России остается крайне несбалансированным. Коэффициент Джини, который является количественным показателем измерения неравенства в распределении доходов, в России существенно выше показателей большинства развитых стран.В связи с этим необходимы меры по комплексному использованию государством инструментов воздействия на доходы населения, среди которых регулирование минимальной оплаты труда, использование прогрессивного налогообложения, применение индексации доходов и трансфертных платежей.В работе было выяснено, что в России потребительская корзина достаточна консервативна и ориентирована на минимум товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Она не является отражением динамичных изменений условий жизни людей и не соответствует реальным потребностям населения. Ассортимент товаров и услуг российской потребительской корзины достаточно ограничен по наименованию.Необходимы прогрессивные изменения в структуре потребительской корзины с учетом практики зарубежных стран.Следует учитывать не набор продуктов и услуг, необходимых для выживания, а состав товаров и услуг, требующихся для поддержания достойного уровня жизни каждого человека.В России необходима модернизация социальной политики, основанная на переходе от «иждивенческо-потребительской» модели социальной защиты к модели активного партнерства государства и гражданина. Среди инструментов адресной социальной помощи необходимо увеличивать значение социального контракта, когда государство берет на себя обязательство оказания обусловленной помощи малоимущему трудоспособному индивиду, семье.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАганбегян А. Доходы российских граждан – сравнение с миром // Исследования Института экономики роста им. Столыпина П.А., 2018. - №4 (Апрель). – С.5Аличи А. Вымывание середины // Финансы и развитие. Журнал Всемирного Банка, 2016. - №6. – С.40-42Апросичева К.С., Владимирова А.С. Актуальные проблемы социальной политики в России // Экономика и социум, 2016. - №6(25). – С. 16Борьба с бедностью. Текущее состояние и развитие системы социальной поддержки в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/787675&full Бурдяк А. Я., Попова Д. О. Причины бедности семей с детьми (по результатам обследования домохозяйств Ленинградской области) // Spero. 2007. № 6. С. 31–56.Войтов А.Г. Экономическая теория: учебник. – М.: Высшая школа, 2012. – с. 392 Воронкова Е. К., Громова Е. И., Кери И. Т. Современные реалии социальных стандартов российской федерации: потребительская корзина и уровень жизни // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, № 4 (106), 2019, с. 23-31.Горшенина Е.В. Система макроэкономических показателей // Экономические исследования, 2016. - №2. –С.4.Государственная программа «Социальная поддержка граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Sotcialynaya_podderzhka_grazhdan__vizualizatciya_itog.pdfДанканич С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 3 (39). — С. 59—63.Декина М. П. Неравенство доходов населения как проблема национальной безопасности в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, №1 (109), 2018, С. 121-125Динамика доходов населения. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Февраль 2020. – М.: Росстат, 2020. – 16 с.Елешин Н.В. Современные инструменты социальной политики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2016. - №12. – Т.2. – С.783-784.Зернаева А.М. Неравенство доходов населения в России // Инновационная наука. 2016. №5-1 (17). С.75-77Ильина Г.В., Сапрыкин А.В. Доходы населения как основной критерий оценки его уровня жизни // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, 2015. - №3. – С.34-35Колмаков И.Б. Методология измерения неравенства денежных доходов населения: анализ и прогноз показателей дифференциации и поляризации // Аудит и финансовый анализ, 2016. - №6. – С.409-424Колосницына М., Филиппова А. Детские пособия и бедность в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 118–153Мареева С. В., Тихонова Н. Е. Бедность и социальные неравенства в России в общественном сознании // Мир России. 2016. Т. 25. № 2. С. 37–67.Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ-ВШЭ. Июль 2017 / Под ред. Л.Н. Овчаровой. – М.: НИУ-ВШЭ, 2017. – с. 7Наумик В. А., Тимофеева О. Г. Номинальные и реальные доходы населения в Российской Федерации: современное состояние // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами, 2019. - №8. – С. 102-106. Свинухова Ю.Н. — Коэффициент фондов в России: тенденции, основные факторы роста и меры по их устранению // Национальная безопасность / NotaBene. – 2019. – № 2. – С. 15 - 26. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 208-211.Снисаренко С. О. Социальные детерминанты развития человеческого капитала в современной организации // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность», 2018. - №1. – С.112-116.Социальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociokursk.ru/wp-content/МСС/Т6.pdfСоциальная политика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 395 с.Сочнева Е.Н., Федотов В.М. Сравнительный анализ моделей социальной политики зарубежных стран и России // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 2016. - №4. – С.67-79.Сочнева Е.Н., Федотов В.М. Сравнительный анализ моделей социальной политики зарубежных стран и России // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 2016. - №4. – С.67-79.Статистика: учебник / В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.]; под ред. В.Г. Ионина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 355 с.Статистика: Учебное пособие / Ю.С. Ивченко. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2018. - 375 с.Такмакова Е.В. Доходы населения как экономическая категория и показатель развития экономки // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 11. – № 7. – С. 9-13.Экономическая статистика: Учебник / Иванов Ю. Н. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с.Янилова И.Д. Причины неравенства доходов населения, проблемы в распределении доходов граждан в России, способы их решения. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 185-188.WorldBank. (2017). Spatial Differences in Living Standards; A Closer Look at Spatial Disparities in Russia. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/29866/126805-WP-WBrollingback-PUBLIC-RUSSIAN.pdf?sequence=9Society at a Glance 2019. OECD Social Indicators [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/there-are-large-differences-in-levels-of-relative-poverty-across-the-oecd_25f8b136-en

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аганбегян А. Доходы российских граждан – сравнение с миром // Исследования Института экономики роста им. Столыпина П.А., 2018. - №4 (Апрель). – С.5
2. Аличи А. Вымывание середины // Финансы и развитие. Журнал Всемирного Банка, 2016. - №6. – С.40-42
3. Апросичева К.С., Владимирова А.С. Актуальные проблемы социальной политики в России // Экономика и социум, 2016. - №6(25). – С. 16
4. Борьба с бедностью. Текущее состояние и развитие системы социальной поддержки в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/787675&full
5. Бурдяк А. Я., Попова Д. О. Причины бедности семей с детьми (по результатам обследования домохозяйств Ленинградской области) // Spero. 2007. № 6. С. 31–56.
6. Войтов А.Г. Экономическая теория: учебник. – М.: Высшая школа, 2012. – с. 392
7. Воронкова Е. К., Громова Е. И., Кери И. Т. Современные реалии социальных стандартов российской федерации: потребительская корзина и уровень жизни // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, № 4 (106), 2019, с. 23-31.
8. Горшенина Е.В. Система макроэкономических показателей // Экономические исследования, 2016. - №2. –С.4.
9. Государственная программа «Социальная поддержка граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Sotcialynaya_podderzhka_grazhdan__vizualizatciya_itog.pdf
10. Данканич С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 3 (39). — С. 59—63.
11. Декина М. П. Неравенство доходов населения как проблема национальной безопасности в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, №1 (109), 2018, С. 121-125
12. Динамика доходов населения. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Февраль 2020. – М.: Росстат, 2020. – 16 с.
13. Елешин Н.В. Современные инструменты социальной политики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2016. - №12. – Т.2. – С.783-784.
14. Зернаева А.М. Неравенство доходов населения в России // Инновационная наука. 2016. №5-1 (17). С.75-77
15. Ильина Г.В., Сапрыкин А.В. Доходы населения как основной критерий оценки его уровня жизни // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, 2015. - №3. – С.34-35
16. Колмаков И.Б. Методология измерения неравенства денежных доходов населения: анализ и прогноз показателей дифференциации и поляризации // Аудит и финансовый анализ, 2016. - №6. – С.409-424
17. Колосницына М., Филиппова А. Детские пособия и бедность в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 118–153
18. Мареева С. В., Тихонова Н. Е. Бедность и социальные неравенства в России в общественном сознании // Мир России. 2016. Т. 25. № 2. С. 37–67.
19. Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ-ВШЭ. Июль 2017 / Под ред. Л.Н. Овчаровой. – М.: НИУ-ВШЭ, 2017. – с. 7
20. Наумик В. А., Тимофеева О. Г. Номинальные и реальные доходы населения в Российской Федерации: современное состояние // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами, 2019. - №8. – С. 102-106.
21. Свинухова Ю.Н. — Коэффициент фондов в России: тенденции, основные факторы роста и меры по их устранению // Национальная безопасность / Nota Bene. – 2019. – № 2. – С. 15 - 26.
22. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 208-211.
23. Снисаренко С. О. Социальные детерминанты развития человеческого капитала в современной организации // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность», 2018. - №1. – С.112-116.
24. Социальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociokursk.ru/wp-content/МСС/Т6.pdf
25. Социальная политика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 395 с.
26. Сочнева Е.Н., Федотов В.М. Сравнительный анализ моделей социальной политики зарубежных стран и России // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 2016. - №4. – С.67-79.
27. Сочнева Е.Н., Федотов В.М. Сравнительный анализ моделей социальной политики зарубежных стран и России // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 2016. - №4. – С.67-79.
28. Статистика: учебник / В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.]; под ред. В.Г. Ионина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 355 с.
29. Статистика: Учебное пособие / Ю.С. Ивченко. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2018. - 375 с.
30. Такмакова Е.В. Доходы населения как экономическая категория и показатель развития экономки // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 11. – № 7. – С. 9-13.
31. Экономическая статистика: Учебник / Иванов Ю. Н. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с.
32. Янилова И.Д. Причины неравенства доходов населения, проблемы в распределении доходов граждан в России, способы их решения. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 185-188.
33. World Bank. (2017). Spatial Differences in Living Standards; A Closer Look at Spatial Disparities in Russia. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/29866/126805-WP-WBrollingback-PUBLIC-RUSSIAN.pdf?sequence=9
34. Society at a Glance 2019. OECD Social Indicators [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/there-are-large-differences-in-levels-of-relative-poverty-across-the-oecd_25f8b136-en