Пути сообщения и транспорт в XIV – XX вв.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: География
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 25.05.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Роль великих географических открытий в формировании истории и общей картины современного мира 4
2. Вклад российских землепроходцев и мореплавателей в освоение страны и в мировые географические открытия 7
3. Политико-экономическая разница между открытиями Нового Света и пути в Индию и Китай европейцами и нашими географическими открытиями 10
4. Приоритет России в развитии новых видов транспорта и связи 11
5. Открытия в области транспорта и связи и их политические, экономические, социокультурные последствия 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Железные дороги также стимулировали развитие просвещения народа и поиск новых научно-технических итехнологических решений.Строительство железных дорог было подготовлено развитием техники, в том числе выдающимисядостижениями русских металлургов, механиков и строителей в конце XVIII–начале XIX вв.В 1836–1837 годах между Петербургом и Царским Селом была построена перваяжелезная дорога общественного пользования длиной 26 км, которая предназначалась для перевозки пассажиров. Строительство этой дороги имело большое значение для развития железнодорожного транспорта, так как она показала возможность строительства железных дорог в России и их регулярной работыв суровых зимних условиях. Царскосельская дорога пробудила живейший интерес жителей Петербурга кновому виду путей сообщения.Открытие Петербург-Московской железной дорогисостоялось 1 ноября 1851 г.В 1851 г. началась постройка Петербурго-Варшавской железнойдороги. В ноябре 1853 г. участок этой дороги Петербург-Гатчинабыл открыт для движения. В дальнейшем были построены дорогиМосква–НижнийНовгород и Петербург–Варшава.Железнодорожный транспорт России все глубже проникал во все сферыкапиталистического хозяйства страны. По мере транспортного освоения огромнойтерритории Российской империи грузооборот железных дорог в 1876 - 1895 годахвырос в два раза. При этом объем перевозок увеличивалсязначительно быстрее, чем росли эксплуатационная длина сети и общая численностьработников.На рубеж XX века Россия вышла с железнодорожной сетью, протяженность которой составили свыше53 тыс. км.Развитие железнодорожной сети вширь, охват ею новых территорий, вособенности в азиатской части, способствовало ускорению общего хозяйственного развития России.Россия, несомненно, выиграла от того, что появилась достаточно разветвлённая сеть железных дорог.Во второй половине XIX в. происходило становления железнодорожного транспорта в России. Основное внимание в это время уделялось его развитию в центральных, западных и южных регионах страны. За короткий период времени в центральной части была создана достаточно разветвленная железнодорожная сеть. Основная ось железнодорожной системы опиралась на железнодорожные узлыМосквыиПетербурга, которые были крупнейшими промышленными, торговыми и финансовыми центрами страны. От них отходили радиальные железные дороги, которыеобеспечивали транспортное сообщение с промышленными районами Центральной России, Урала и Поволжья и одновременносвязывали их с сырьевыми регионами страны.Преимущества железнодорожных дорог сделали железнодорожный транспорт основой транспортного комплекса современной России. В современной России также получил развитие автомобильныйи воздушный транспорт. Появилисьсовременные путепроводы и транспортные средства.5.Открытия в области транспорта и связи и их политические, экономические, социокультурные последствияВ течении нескольких тысяч лет человечество в своем развитии прошло этап отизобретения колеса до освоения Вселенной. Примитивные транспортные средства применялись человеком ещё в глубокой древности.Реки, озера и прибрежные воды морей были естественными путями сообщения.Для переправы использовались стволы деревьев, колоды, связки камыша и хвороста. Затем появился тростниковый челн. Большим прогрессом стал переход клодке-однодревке. Также использовались салазки, сани и лыжи. С появлением топоровстали изготавливаться дощатые суда, которые позволили плаватьпо рекам и морям.Для того, чтобы осваивать новые территории, человечество начинает применять сухопутные средства сообщения истроить дороги. Важным техническим достижением стало появление колёсной повозки. На смену сплошному колесу пришло колесо соспицами.В период промышленного переворота (1765-1830) были начаты первые попытки применения парового двигателя для движения повозок и судов.В 1825 году в Англии была построена и открыта перваяжелезная дорога общественного пользования, соединившая городаСтоктон и Дарлингтон. Для данной дороги был построенпервый локомотив. Затем строительство локомотивов началось и в другихстранах. Одной из первых была Россия,в 1834 году отцом и сыном Е.А. и М.Е. Черепановыми, крепостными горнозаводчика Демидова, построен первый отечественный паровоз для перевозки угля по специальной чугунной дороге.Одновременно с развитием железнодорожного транспорта получил развитие паровой водный транспорт. В США к середине XIX века стали широко применяться речные пароходы с задним колесом. В Европе пароходы стали эксплуатироваться с 1811 года. В России первый пароход начал осуществлять сообщение между Петербургом и Кронштадтом.Получили развитие и другие виды транспорта, в частности, авиастроение и автомобилестроение. Изменился состав морского флота. Старыетихоходные суда, имеющие поршневые паровые машины, вытесняются турбинными с вдвое меньшимрасходом топлива. Получили распространение турбоэлектроходы и дизель-электроходы.ЗаключениеВеличайшие географические открытия сыграли исключительную роль в дальнейшем социально-экономическом развитии европейских стран. Начало исследованию и завоеванию стран Нового Света было положено Христофором Колумбом. Эпоха великих географических открытий явилась одним из поворотных пунктов в истории всего человечества. Эпохой были заложены основы для осуществления процесса глобализации. Она оказала большое влияние на формирование основ современного мира.Оценивая вклад великих географических открытий в общую картину мира, необходимо отметить следующее. В XV–XVII веках произошел переворот в представлениях европейцев о географии и изменились знания о человеческом обществе. Они являются важными для истории человечества и послужила толчком к значительным экономическим преобразованиям.В течение всей истории человечества значительное количество экспедиций ставили перед собой цели захвата новых территорий, притока богатств и товаров, расширения политического влияния. Войны служили причиной того, что политическая карта мира ни один раз перекраивались.В отличие от европейских стран Россия стремилась к поиску новых торговых путей, открытие, описание и картографическая съемка новых и присоединенных территорий, изыскания, которые имели, в том числе и чисто научный географический интерес.История России показывает, что приращение ее территории никогда не шло по «западному» колониальному типу. Изначально Россия стремилась к интеграции народов и территорий в состав Российского государства, что послужило развитию включенных в состав государства территорий и различных народов, сохранению их самобытности, этнической, культурной и языковой идентичности.Во время российских экспедиций и кругосветных путешествий наносились на карту новые острова, проводились метеорологические, океанографические, зоологические, энтомологические, археологические и этнографические исследования.В России рассматриваемого периода развитие получили различные виды транспорта, среди них водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Разные виды транспорта способствовали экономическому развитию страны. Важное значение для их развития имели открытия в области транспорта.Список использованной литературыАнглийские путешественники в Московском государстве в XVI веке: пер. Ю.В. Готье. – М.;Л., 1937. – 315 с.Географические открытия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/Geografiya/Geograficheskie-otkrytiyaЕрохин Н.А. Начало сближения двух окраин Евразии (великие географические открытия и Япония) // Научная мысль Кавказа, № 1, 2010. – С. 84-89.Котляков В.М. К 200-летию великого географического открытия // Известия РАН. Серия географическая, № 1, 2020. - С. 5-6.Лебедев, А. В. История транспорта России в XIX –начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев ;Яросл.гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :ЯрГУ, 2011.– 84 с.Малых Г.И. Краткая история развития транспортной техники // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, № 3, 2009. – С. 169-172.Терёшина Н.П., Флягина Т.А. История экономики транспорта: Учебное пособие для студентов направлений бакалавриата 38.03.01 «Экономика». - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 117 с.Хазанов А.М. Почему португальцы стали первопроходцами в эпоху великих географических открытий? // Новая и новейшая история. 2017. № 3. - С. 29-38.

Список использованной литературы

1. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке: пер. Ю.В. Готье. – М.;Л., 1937. – 315 с.
2. Географические открытия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/Geografiya/Geograficheskie-otkrytiya
3. Ерохин Н.А. Начало сближения двух окраин Евразии (великие географические открытия и Япония) // Научная мысль Кавказа, № 1, 2010. – С. 84-89.
4. Котляков В.М. К 200-летию великого географического открытия // Известия РАН. Серия географическая, № 1, 2020. - С. 5-6.
5. Лебедев, А. В. История транспорта России в XIX – начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 84 с.
6. Малых Г.И. Краткая история развития транспортной техники // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, № 3, 2009. – С. 169-172.
7. Терёшина Н.П., Флягина Т.А. История экономики транспорта: Учебное пособие для студентов направлений бакалавриата 38.03.01 «Экономика». - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 117 с.
8. Хазанов А.М. Почему португальцы стали первопроходцами в эпоху великих географических открытий? // Новая и новейшая история. 2017. № 3. - С. 29-38.

Вопрос-ответ:

Какие пути сообщения и транспорт использовались в XIV-XX веках?

В XIV-XX веках использовались различные пути сообщения и виды транспорта. Вначале основным средством передвижения были кони, пешеходы и плоты. Впоследствии появились почтовые дороги, паровозы, телеграфы, пароходы, самолеты, автомобили и другие современные виды транспорта и связи.

Какую роль сыграли великие географические открытия в формировании истории и общей картины современного мира?

Великие географические открытия, начиная с XIV века, имели огромное значение для формирования истории и общей картины современного мира. Они привнесли новые земли, народы, ресурсы и идеи, расширили границы знаний и культурного обмена, стимулировали научные и технические открытия, развитие торговли и экономики, а также повлияли на геополитическое положение стран.

Какой вклад в освоение страны и мировые географические открытия внесли российские землепроходцы и мореплаватели?

Российские землепроходцы и мореплаватели сыграли значительную роль в освоении страны и мировых географических открытиях. Они исследовали и картографировали неизвестные территории, открывали новые морские и торговые пути, осваивали Сибирь и Дальний Восток, а также участвовали в международных экспедициях и научных исследованиях.

Какая политико-экономическая разница между открытиями Нового Света и путями в Индию и Китай европейцами и российскими географическими открытиями?

Открытия Нового Света, таких как Америка, привели к завоеваниям, колонизации, эксплуатации ресурсов и торговле на новых территориях. Пути в Индию и Китай, основанные на торговле и покупке товаров посредством обмена, доставили Европе экзотические товары и укрепили ее экономическую позицию. Российские географические открытия, включая освоение Сибири и Дальнего Востока, имели в основном стратегическое и оборонное значение и способствовали расширению российской территории и повышению геополитической силы страны.

Какие были пути сообщения и транспорт в XIV-XX вв?

В XIV-XX веках пути сообщения и транспорта включали различные виды транспорта, такие как сухопутные дороги, реки, морские пути, а также новые изобретения, например, железные дороги, пароходы и автомобили.

Какую роль сыграли великие географические открытия в формировании истории и общей картины современного мира?

Великие географические открытия, проведенные в XV-XVIII веках, имели огромное значение для истории и общей картины современного мира. Они привели к освоению новых территорий, расширению торговых путей, установлению связей между различными культурами и народами, а также способствовали развитию науки и техники.

Какой вклад в освоение страны и мировые географические открытия внесли российские землепроходцы и мореплаватели?

Российские землепроходцы и мореплаватели, такие как Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Крузенштерн и другие, сыграли значительную роль в освоении страны и мировых географических открытиях. Они открыли множество новых земель, морей и островов, исследовали береговые линии и устанавливали связи с другими странами.

В чем заключается политико-экономическая разница между открытиями Нового Света и путями в Индию и Китай?

Политико-экономическая разница между открытиями Нового Света (Америки) и путями в Индию и Китай заключается в том, что открытие Нового Света привело к колонизации и эксплуатации новых территорий, добыче ресурсов и установлению работорговли, в то время как пути в Индию и Китай были связаны с поиском новых путей торговли и развитием коммерческих связей.

Какую роль сыграла Россия в развитии новых видов транспорта и связи?

Россия сыграла важную роль в развитии новых видов транспорта и связи, таких как железные дороги, телеграф и телефон. Она строила большие железнодорожные сети, устанавливала связь с помощью телеграфа и телефона, что способствовало развитию экономики и улучшению коммуникации внутри страны и за ее пределами.

Какие были пути сообщения и транспорт в XIV-XX вв?

В XIV-XX веках пути сообщения и транспорт были разнообразными. В частности, использовались сухопутные пути, такие как дороги и железные дороги. Также активно использовались водные пути, включая реки, каналы и морские пути. Кроме того, с развитием технологий в XX веке появились автомобильные и авиационные пути сообщения.