Модель человека в институциональной и неоклассической теориях: сравнительный анализ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 31 31 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 03.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3

1. Исследование поведения человека в рамках неоклассической экономической теории и институционализма 5
1.1 Неоклассические концепции человека в экономике 5
1.2 Институциональная концепция исследования человека в экономике и его поведения 8

2 Интерпритация институциональных и неоклассических аспектов поведения человека в современных условиях 16
2.1 Особенности поведения и выбора потребителя на рынке: свобода выбора, суверенитет и рациональность 16
2.2 Тенденции развития поведения потребителей в экономике России 19

Заключение 25

Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. При интуитивном восприятии информации человек чувствует истину, но не может это доказать. Некоторые психологи считают интуицию начальной фазой мышления.Мыслящий тип потребителя ориентируется на факты. Важнейшие формы мышления – анализ, синтез и обобщение. Ярким проявлением мыслительной деятельности является воображение. Воображение часто называют инструментом интеллекта: с помощью него мы можем придумывать новую действительность, и оно не имеет предела.Сенсорный тип потребителя ориентируется на реальные ощущения.Чувствующий тип потребителя проявляет неконтролируемое восприятие, основанное на чувствах и эмоциях (эмоциональную реакцию).Совершенно очевидно, что важный и влиятельный источник информации о настоящем и будущем экономики страны представляют собой средства массовой информации. Однако, оценивая, например, перспективы экономики, люди, фильтруя пласт внешней информации, одновременно опираются и на собственные ощущения и опыт, касающиеся изменения доходов, цен, условий занятости и т.д. Именно личный опыт потребителей, приобретаемый ими в процессе изменений локальных условий дохода и занятости, цен и наличия товаров на местных рынках, а также многие другие ассоциативные связи с текущими событиями в обстановке быстро меняющейся конъюнктуры нередко оказываются наиболее значимым фактором, влияющим на экономическое поведение.Необходимо отметить, что экономическое поведение потребителя не ограничивается сферой потребления. Такие виды экономического поведения, как поведение на рынке труда, предпринимательское поведение и прочие, во многом обусловлены потребительской ориентацией их носителей, тесно связаны с потребительским поведением, а вся система экономических отношений – с потребительскими отношениями.2.2 Тенденции развития поведения потребителей в экономике РоссииВ современных условиях самым главным изменением в потребительском поведении является изменение образа мышления. Потребители стали более требовательны и более критичны. Критически оценивается качество продукции или услуг. Также можно отметить также более серьезный и осмысленный подходи в отношении покупок и сбережений. Поведение потребителей может сыграть ключевую роль на путик восстановлению. У потребителей присутствует негативный настрой в отношении кризиса и скорейшего выхода из него.Все больше потребителей перешли из средней доходной группы к группе, имеющей относительно низкий уровень доходов. Все более популярным способом экономии средств становится покупка товаров по промоакциям или со скидкой (рис.2.1)Рисунок 2.1Доля респондентов, которые прибегли к тем или иным методам экономии, %В последнее десятилетие реальные доходы в России росли быстрыми темпами (в среднем приблизительно на 7% в год в реальном выражении).В результате люди увеличили объем потребления, в том числе стали делать покупки в кредит, исходя из ожидания того, что ситуация будет только улучшаться и более высокие доходы завтрашнего дня покроют сегодняшние расходы. Сейчас реальные доходы сокращаются, а ожидания в отношении будущего весьма скромные – все это приводит тому, что старые модели потребления более не актуальны. Произошло глубокое осознание необходимости рационально подходить к совершению покупок.В результате можно наблюдать, что в поведении потребителей произошли кардинальные трансформации. В первую очередь это касается потребления и совершения покупок. В 2016 году заметно увеличился объём покупок «по акции». Особенной покупке продуктов питания, где данная стратегия стала основным способом экономии. Импульсивные покупки вытеснены из обычной жизни потребителей. Данный шаг истолковывается потребителями как правильное выстраивание модели потребительского поведения. Все более отдается предпочтение продукции под собственной торговой маркой по сравнению с брендовой.Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит, так как брать кредиты в период кризиса крайне рискованно и даже «безответственно». Это соответствует фактической динамике и структуре портфеля потребительского кредитования, где все больше проблемных кредитов.(Рисунок 2.2)Рисунок 2.2 Доля просроченных кредитов в России увеличивается, превысив пиковый уровень, отмеченный во времяпредыдущего кризиса.Сокращаются сбережения на будущее, но не по причинам покупки товаров длительного пользования, движимого и недвижимого имущества в настоящем времени, а по причинам отсутствия возможности сберегать, недоверия к национальной валюте и высоким инфляционным ожиданиям.Все в меньшей степени люди ощущают себя финансово защищёнными в силу отсутствия финансовой подушки безопасности и беспокойств, связанных с ростом безработицы, а также отсутствием веры в пенсионную систему. Нормальное поведение людей в кризис – сокращать сбережения. Денег нет, и копить нечего. Сокращение сбережений происходит уже 4 года и в этом году оно достигло минимума.В 2016–2017 годах стали заметно расти вложения людей в недвижимость с использованием ипотеки. По данным ЦБ, за первые 9 месяцев 2016 года объем выданных ипотечных жилищных кредитов вырос на 18% (к 9 мес. 2015го), а за тот же период 2017 года – на 45%. Особенностью ипотеки является существенный первый взнос – как правило, 20% от стоимости покупки. Это очень существенные траты для граждан, и чтобы их осуществить, приходится сокращать свои сбережения. Таким образом, простая зависимость – всплеск ипотеки – ведет за собой отток вкладов из банков.Состоятельные потребители также стали экономить, и модели их потребительского поведения становятся похожими на модели потребителей с низкими доходами. (рис.2.3)Рисунок 2.3 Доли респондентов разных категорий по уровню семейного дохода, изменивших своё поведение за последние 12 месяцев, %Потребители с высокими доходами начали активно применять меры по сокращению расходов.Также наблюдается очевидный между регионами и Москвой. В Москве ситуация более стабильная. Наиболее сильно кризис отразился на потребителях, проживающих в городах с населением от 500 000 до1 млн жителей. И их положение имеет тенденциюк ухудшению. В данной группе отмечается наиболее сокращение доходов в номинальном выражении (-4,0% по результатам прошлогоднего опроса и -7,4% –по результатам текущего). В группе населения с высоким уровнем благосостояния наблюдается продолжение снижения расходован отдых и развлечения. Более состоятельные потребители сокращают расходы на питание вне дома и путешествия (рис.2.4)Рисунок 2.4 Процент людей с ежемесячным уровнем семейного дохода, превышающим 50 000 руб., сокративших расходы на конкретные статьи расходовЭти модели поведения сохранятся в будущем. В мы видим еще больше признаков того, что данные привычки, к которым люди быстро привыкают, станут нормой. Опыт европейских стран свидетельствует о том, что по выходу из кризиса люди сохранили ряд привычек, приобретенных в целях экономии во время 2008–2009 гг. ЗаключениеТаким образом, в работе были рассмотрены классические и институциональные модели поведения человека в экономике.Проведенный анализ позволил решить сформулированные задачи и сделать следующие выводы:В рамках неоклассических моделей, логично произошедших их классического направления человек предстает как «человек экономический», рационально действующий индивид, максимизирующий свою полезность. Наиболее яркой альтернативой неоклассической доктрине стал институциональный подход к проблеме исследования поведения человека. Прежде всего стоит отметить, что институционалисты не придерживались методологического индивидуализма и тяготели к функциональным объяснениям, принятым в структурно функциональной социологии. Кроме того, в отличие от всех остальных направлений экономической теории они не исходили из постулата о неизменности человеческой природы, а пытались изучить закономерности ее формирования и эволюции. Для институционалистов факторы, определяющие поведение человека в экономической жизни, связаны с прошлым не только самого индивида, но и всего человечества. Институционалисты рассматривают человека как социальное существо, находящееся под перекрестным влиянием своей биологической природы и общества. Точка зрения, заключающаяся в том, что личность может быть преобразована общественными институтами, позаимствована институционалистами из немецкой исторической школыРассмотрена идея о том, что предпочтения людей не заданы, а формируются под воздействием институциональных условий и особенно рекламы. Таким образом, сравнительный анализ альтернативных подходов в исследовании модели «экономического человека» показывает, что в современной экономической науке многие вопросы, связанные с данной проблемой, по-прежнему остаются открытыми. С отдельными компонентами современной модели человека связаны теоретические проблемы, исследуемые неоинституциональной теорией: оппортунистическое поведение и альтруистическая мотивация, выбор в условиях неопределенности, влияние общества на предпочтения индивида.Основное течение экономической теории решает все эти проблемы, применяя к ним традиционную модель максимизирующего поведения, но несколько меняя условия оптимизационной задачи. Такой подход лежит в основе неоклассической теории поиска, ожидаемой полезности, игровых моделей и т. д.В результате большинство из перечисленных проблем удается объяснить с точки зрения экономической рациональности. Однако в результате перевода на неоклассический язык решаемые задачи упрощаются и видоизменяются, так что далеко не всегда мы можем с уверенностью сказать, что полученное решение имеет отношение к исходной задаче.Анализ современных моделей поведения человека позволяет сделать выводы о том, что и неоклассическая концепция имеет право на существование, учитывая важность свободы и суверенитета потребителя. И институциональная концепция, получившая развитие в поведенческой экономике вполне заслуженно занимает свои позиции.Но при этом следует признать, что на экономическое поведение существенное влияние оказывает общая экономическая ситуация, а также события, происходящие в экономической и общественных сферах жизни. Список литературыАгапова, И.И. Институциональная экономика: Учебное пособие / И.И. Агапова. - М.: Магистр, 2017. - 144 c.Алешина К. В. «Поведение потребителей»: Учебное пособие. - М.: Фаир-Пресс, 2006 г, с. 41 Балдоржиев, Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. — Смоленск, 2012. – 396 с.Баликоев В.З. «Общая экономическая теория». М., Н-ск: Сибирское соглашение /М: Омега-Л 2009.Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. «Поведение потребителей»: Учебник,— СПб.: Питер Ком, 2009.. стр. 39.Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. / В.З.Баликоев. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2015. - 528 с.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе М.,1994,гл.8-12.Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. «Поведение потребителей». 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. — 944 с:Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф.  Борисов. — М.: Юрайт — Издат, 2013. – 316 с.Булатов, С. Экономика: Учебник по курсу экономической теории / С. Булатов. – М., 2014.-456 с.Василенко, Н.В. Институциональная экономика: Учебное пособие / Н.В. Василенко. - М.: Инфра-М, 2019. - 254 c..Вехи экономической мысли: теория потребительского поведения и спроса. / Под общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2009 г. – 369с.Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика / пер. с англ. – СПб.: Санкт-Петербург-оркестр, 2014. – 537с.Задоя, А.А., Петруня, Ю.Е. Основы экономической теории / А.А.Задоя, Ю.Е.Петруня – М.: Рыбари, 2012.-456 с.Каменева Н.Г., Черкасова И.И. «Маркетинговые исследования». - М.: Вузовский учебник, 2007, с.48Каменева Н.Г., Черкасова И.И. «Маркетинговые исследования». - М.: Вузовский учебник, 2007, с.48Маршалл А. Принципы экономической науки. - т. И. : Пер. с англ. - М. : изд. группа "Прогресс" "Универс", 1993. - 26 л. ("Экономическая мысль Запада". Для научных библиотек). - 415 с.Мудров А.Н., Лебедев-Любимов А «Основы рекламы. Психология рекламы.»:Учебное пособие. СПб. : Питер, 2014, с. 235Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник /З.К.Океанова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2017. – 632 с.Шишкин, М.В. История экономических учений: учебник для бакалавров / М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф. Сутырин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.Экономическая теория»: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. М.: ИНФРА-М, 2003. 714с.Gibbs J. С.,BasingerК. S., Fuller D. Moral Maturity: Measuring the Development of Sociomoral Reflection. Hillsdale, NY: Lawrence Erlbawm Association, 1992.)

Список литературы
1. Агапова, И.И. Институциональная экономика: Учебное пособие / И.И. Агапова. - М.: Магистр, 2017. - 144 c.
2. Алешина К. В. «Поведение потребителей»: Учебное пособие. - М.: Фаир-Пресс, 2006 г, с. 41
3. Балдоржиев, Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. — Смоленск, 2012. – 396 с.
4. Баликоев В.З. «Общая экономическая теория». М., Н-ск: Сибирское соглашение /М: Омега-Л 2009.Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. «Поведение потребителей»: Учебник,— СПб.: Питер Ком, 2009.. стр. 39.
5. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. / В.З.Баликоев. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2015. - 528 с.
6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе М.,1994,гл.8-12.
7. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. «Поведение потребителей». 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. — 944 с:
8. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. — М.: Юрайт — Издат, 2013. – 316 с.
9. Булатов, С. Экономика: Учебник по курсу экономической теории / С. Булатов. – М., 2014.-456 с.
10. Василенко, Н.В. Институциональная экономика: Учебное пособие / Н.В. Василенко. - М.: Инфра-М, 2019. - 254 c..
11. Вехи экономической мысли: теория потребительского поведения и спроса. / Под общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2009 г. – 369с.
12. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика / пер. с англ. – СПб.: Санкт-Петербург-оркестр, 2014. – 537с.
13. Задоя, А.А., Петруня, Ю.Е. Основы экономической теории / А.А.Задоя, Ю.Е.Петруня – М.: Рыбари, 2012.-456 с.
14. Каменева Н.Г., Черкасова И.И. «Маркетинговые исследования». - М.: Вузовский учебник, 2007, с.48
15. Каменева Н.Г., Черкасова И.И. «Маркетинговые исследования». - М.: Вузовский учебник, 2007, с.48
16. Маршалл А. Принципы экономической науки. - т. И. : Пер. с англ. - М. : изд. группа "Прогресс" "Универс", 1993. - 26 л. ("Экономическая мысль Запада". Для научных библиотек). - 415 с.
17. Мудров А.Н., Лебедев-Любимов А «Основы рекламы. Психология рекламы.»:Учебное пособие. СПб. : Питер, 2014, с. 235
18. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник /З.К.Океанова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2017. – 632 с.
19. Шишкин, М.В. История экономических учений: учебник для бакалавров / М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф. Сутырин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.
20. Экономическая теория»: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. М.: ИНФРА-М, 2003. 714с.
21. Gibbs J. С., Basinger К. S., Fuller D. Moral Maturity: Measuring the Development of Sociomoral Reflection. Hillsdale, NY: Lawrence Erlbawm Association, 1992.)

Вопрос-ответ:

Какие концепции человека существуют в экономической теории?

В экономической теории существуют неоклассическая и институциональная концепции человека.

На чем основана неоклассическая концепция исследования человека в экономике?

Неоклассическая концепция исследования человека в экономике основана на предпосылке о рациональности и эгоизме человека.

Что предполагает институциональная концепция исследования человека в экономике?

Институциональная концепция предполагает, что поведение человека в экономике определяется институциями, нормами и социальными условиями.

Каким образом неоклассическая и институциональная концепции объясняют поведение человека в современных условиях?

Неоклассическая концепция объясняет поведение человека на основе его индивидуальных предпочтений и целей, в то время как институциональная концепция подчеркивает влияние социальных, экономических и политических институтов на поведение человека.

Какие особенности поведения и выбора потребителя на рынке можно выделить?

Особенности поведения и выбора потребителя на рынке включают в себя рациональность в принятии решений, стремление к максимизации полезности, учет ограниченных ресурсов, а также влияние факторов, таких как цены, доход и предпочтения.

Какие концепции человека различаются в неоклассической и институциональной теориях?

В неоклассической экономической теории человек рассматривается как рациональный и эгоистичный индивидуум, стремящийся максимизировать свою полезность и получить максимальную выгоду от принимаемых решений. В институциональной теории человек рассматривается в более широком контексте, учитывая его социальные, культурные и институциональные ограничения, а также влияние окружающей среды на его поведение.

Какие особенности поведения и выбора потребителя на рынке выделяются в контексте институциональных и неоклассических аспектов?

В неоклассической теории потребитель выбирает товары и услуги, оптимизируя свою полезность на основе предпочтений и возможностей. Однако в институциональной теории учитываются также факторы, связанные с институциональной средой, социальными нормами и ограничениями, которые могут влиять на выбор потребителя и его поведение.

В чем заключаются основные различия между неоклассическим и институциональным подходами к исследованию человеческого поведения?

В неоклассической теории считается, что люди рациональны и эгоистичны, и их поведение определяется стремлением к максимизации выгоды и полезности. Однако в институциональной теории учитывается, что поведение людей ограничено социальными и институциональными факторами, такими как нормы, ценности, правила и ограничения, которые влияют на их выборы и решения.

Какие аспекты человеческого поведения учитывают институциональные и неоклассические подходы в современных условиях?

Институциональные и неоклассические подходы учитывают как индивидуальные предпочтения и решения людей, так и социальные, культурные, и институциональные факторы, которые могут оказывать влияние на их поведение. В современных условиях особенное внимание уделяется, например, влиянию рыночных институтов, технологий и информации на выборы и решения.