Контрразведывательная деятельность как вид правоохранительной деятельности ФСБ РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 43 43 страницы
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 10.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Контрразведывательная деятельность в Российской Федерации как вид правоохранительной деятельности 3
1.1 Понятие, признаки, принципы и сущность контрразведывательной деятельности в РФ 3
1.2История возникновения и развития органов контрразведки в России………………………………………………………………………. 9
1.3 Система государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контрразведывательную деятельность в РФ 13
2. Особенности контрразведывательной деятельности ФСБ РФ как вид правоохранительной деятельности 18
2.1 Правовые основы деятельности ФСБ в сфере контрразведки 18
2.2 Организационные основы контрразведывательной деятельности ФСБ РФ 22
2.3 Сравнительно – правовой анализ контрразведывательной деятельности ФСБ РФ и правоохранительных органов в зарубежных странах 24
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Основной задачей центра является оказание поддержки британскому правительству при принятии решений в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и военных действий.МИ5 (MilitaryIntelligence) представляет собой службу безопасности Великобритании со штаб-квартирой в Лондоне. В соответствии с Законом о Службе безопасности 1989 года целью МИ5 является защита национальной безопасности, а также защита от угрроз, связанных со шпионажем, терроризмом и саботажем, деятельности иностранных агентов, защита экономического благосостояния Соединенного Королевства. На сегодняшний день в МИ5 насчитывается около 3800 сотрудников.МИ6 - секретная разведывательная служба, которая обеспечивает правительство Соединенного Королевства глобальной секретной возможностью защищать национальную безопасность и экономическое благополучие Великобритании. Более того, МИ6 также занимается деятельностью по противостоянию терроризму, незаконной торговле наркотиками, распространению оружия массового уничтожения. Вплоть до 1994 года МИ6 никогда не упоминалась официально, так как была серьезно засекречена. МИ6 докладывает министру иностранных дел.В США основным органом в сфере контрразведывательных действий является Федеральное бюро расследований (FederalBureauofInvestigation) (далее - ФБР). Представляет собой составную часть министерства юстиции США и Разведывательного сообщества США, подчиняется Генеральному прокурору и Директору Национальной разведки, также представляет собой головной орган антитеррористической деятельности США и контрразведки. ФБР обладает полномочиями по расследованию нарушений федерального законодательства страны, а также по обеспечению безопасности государства, президента и нации, в том числе с помощью разведывательной деятельности. Основано ФБР в 1908 году. ФБР - достаточно сложная структура, которая включает в себя 56 региональных офисов на территории США, не включая штаб-квартиру. К таким офисам относятся:1) отдел финансов и объектов;2) офис руководителя по информационным технологиям;3) офис по связям с Конгрессом;4) офис кадрового планирования и другие. Также, существуют межведомственные оперативные группы, которые представляют собой партнерство между ФБР и другими федеральными, региональными и правоохранительными органами. Можно выделить объединенную оперативную группу по контртерроризму Нью-Йорка.Что касается контрразведывательной деятельности Израиля, то стоит отметить политическую разведку Израиля, ведомство разведки и специальных задач - МОССАД. Деятельность данной структуры глубоко засекречена, однако известно, что это гражданская структура, поэтому в ней не используются воинские звания. В структуре существуют некоторые управления, которые уже специализируются на конкретных задачах и целях. К ним можно отнести управление оперативного планирования и координации, управление по борьбе с арабским терроризмом, исследовательское управление, оперативно-техническое управление, управление психологической войны и дезинформационных акций.Таким образом, результаты сравнительно-правового анализа зарубежного опыта представляют как теоретический, так и практический интерес в деле совершенствования законодательного регулирования контрразведывательной деятельности. Важно отметить, что в каждом развитом государстве существует определенная служба, задачей которой является контрразведывательная деятельность. В США - ФБР, в Соединенном Королевстве - МИ5, МИ6, в России - ФСБ, в Израиле - МОССАД. Стоит отметить, что в отличии от контрразведывательных органов Соединенного Королевства, которых, как минимум, 3, в России только ФСБ обладает соответствующими полномочиями. Имеется в виду, что в полномочия ФСБ входят задачи, разбросанные по нескольким службам, находящимся в Соединенном Королевстве. Видится, что сосредоточение данных полномочий в одной службе является более оптимальным решением в сфере контрразведывательных действий, так как отсутствует необходимость координирования действия между несколькими службами. Что касается ФБР США, то тут стоит отметить, что довольно распространенной практикой США является создание объединений на базе ФБР и других органов по территориальному и отраслевому признаку. Такая практика видится достаточно удачной, так как позволяет государственным органам сотрудничать и увеличивать эффективность по обеспечению безопасности и защиты государства. Что касается израильского МОССАД, то стоит учесть опыт конспиративности данной службы, что может существенно облегчить осуществление контрразведывательной деятельности ФСБ РФ в условиях более высокой секретности.ЗаключениеВ Российской Федерации сформировалась система органов, основная задача которых является обеспечить государственную безопасность. Органы общей компетенции регулируют общее направление деятельности по обеспечению национальной безопасности, а специализированные органы, такие как Федеральная служба безопасности РФ, Совет Безопасности, Служба внешней разведки и другие решают конкретные задачи в определенной отрасли обеспечения безопасности, в том числе, осуществляют контрразведывательную деятельность.Контрразведывательная деятельность известна России с давних времен, что говорит о ее значимости для государства. Начиная с 18 века в России стали появляться особые подразделения, которые занимались разведывательной деятельностью в целях защиты безопасности страны. Сюда относятся и орган политического сыска, созданный в 1718 году - Тайная канцелярия, и Экспедиция секретных дел, созданная в 1810 году, и созданная в 1812 году Особая канцелярия при военном министерстве, разведывательное отделение Генерального штаба, Всероссийская чрезвычайная комиссия, СМЕРШ. Только в 1993 году был подписан указ о создании Федеральной службы контрразведки и Федеральной пограничной службы, которые были выделены из Министерства безопасности России, однако в 1995 году Федеральная служба контрразведки была включена в состав ФСБ, а затем и Федеральная пограничная служба была поглощена ФСБ в 2003 указом Президента РФ. Таким образом, становится понятным, что несмотря на то, что Федеральная служба безопасности как отдельный орган действует в России лишь 25 лет, предпосылки ее создания ощущались на протяжении более, чем 250 лет. Правовые основы контрразведывательной деятельности достаточно обширны, так как включают в себя сразу несколько федеральных законов, а также Постановлений Правительства и указов Президента РФ, а также Указы непосредственно ФСБ РФ. Такое положение указывает на сложность и многогранность отношений, возникающих в связи с контрразведывательной деятельностью, которые необходимо регулировать нормативно-правовыми актами разных уровней. Более того, в законодательстве РФ (в Уголовном кодексе РФ) содержится ряд статей о составах преступлений, связанных с контрразведывательной деятельностью. Отсюда можно сделать вывод о важности и серьезности действий, направленных против государства с использованием контрразведывательной деятельности. Что касается сравнительно-правового анализа контрразведывательной деятельности ФСБ РФ и правоохранительных органов в зарубежных странах, то стоит отметить, что при выявлении отличий, стало очевидно, что к деятельности в сфере контрразведке в таких странах, как Великобритания, США допускается больше структур, в том числе три службы Великобритании (МИ5, МИ6 и Центр правительственной связи), а в США создаются объединения на основе органов ЦРУ и других федеральных и региональных государственных органов. В 2019 году органы ФСБ РФ раскрыли украинского шпиона, собирающего информацию на территории республики Крым, что означает, что несмотря на близкое территориальное расположение, Украина продолжает свою контрразведывательную деятельность на территории спорной республики Крым в отношении Российской Федерации. Более того, в ходе расследования, органы ФСБ выявили вербованную служащую Вооруженных сил России, которая в 2017-2018 гг. выдавала ввереную ей информацию, составляющую государственную тайну.Сегодняшнее политическое положение страны лишь подтверждает глубокую необходимость в защите страны от недружественных государств. Такую защиту может обеспечить качественно сформированная структура, действующая на началась конфиденциальности, строгости и принципиальности. ФСБ РФ осуществляет свою контрразведывательную деятельность как раз с целью полной защиты безопасности государства, однако есть пути совершенствования органов Федеральной службы безопасности, изложенные выше, которые в свою очередь могут позволить осуществлять и предпринимать все необходимые меры по борьбе с недружественной деятельностью против Российской Федерации. Видится, что при создании соответствующих объединений ФСБ РФ с другими государственными органами, выполнение задач и функций в сфере государственной безопасности осуществлялось бы проще, быстрее и более скоординировано. Более того, при сравнении израильских структур в сфере безопасности и британской МИ6 становится очевидным, что деятельность органов ФСБ гораздо менее засекречена, чем деятельность органов контрразведывательной деятельности в вышеупомянутых государствах. Отсюда можно сделать вывод о том, что при более конфиденциальном характере деятельности ФСБ РФ эффективность данной структуры могла бы повыситься.Таким образом, предлагается некие изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность ФСБ в России, которые смогу позволить выполнять задачи данного органа в более конфиденциальной форме, но при этом смогут создавать некоторые совместные объединения с другими государственными органами.Список использованной литературыНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N (№) 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N (№) 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N (№) 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) –http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102017.. (дата обращения 20.01.20). – Текст : электронный.(дата обращения: 20.04.20).Об оперативно-разыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Российская газета.– № 160. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ принят Государственной Думой 5 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 15. – Ст. 1269. О внешней разведке: Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ // Российская газета. – № 9. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ // Российская газета. – № 295. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации:Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 // Российская газета. - № 161.О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 1. – Ст. 212. Об органах национальной безопасности Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2020 г.). Текст: электронный ресурс. Электронное Правительство Республики Казахстан: официальный сайт. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved (дата обращения 09.04.2020).Судебная практика:Решение Московского городского суда. Текст: электронный ресурс. Официальный сайт Московского городского суда. URL: https://www.mos-gorsud.ru/mgs/news/v-moskovskom-gorodskom-sude-oglashen-prigovor-po-delu-o-shpionazhe (дата обращения 10.04.20).Научная литература:Авдеев И.А. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 426 с.БозровВ.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 426 с.Вилкова Т.Ю. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 312 с.Гриненко А.В. Судоустройство и правоохранительные органы в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 230 с.Ершов В.В. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Практикум. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 166 с.Козлова П.А. Правоохранительные органы России. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 382 с.Лиховицкая Е.П. Правоохранительные органы. Учебное пособие. – М.: Оригинал-макет, 2016. – 64 с.Насонов С.А. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. – 312 с.Орлов И.М. Правоохранительные органы. Шпаргалка. – М.: РИОР, 2016. – 112 с.Поляков М.П. Правоохранительные органы. Учебник и практикум для прикладногобакалавриата. – М.:Проспект, 2016. – 363 с.Правоохранительные органы. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 420 с.Романова И.А. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. В 2 частях. Часть 1. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 340 с.Станкевич Г.В. Правоохранительные органы в схемах. – М.: Оригинал-макет, 2016. – 80 с.Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. В 2 томах (комплект). – М.: Юрайт, 2016. – 690 с.Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 336 с.Черников А.П. Органы охраны правопорядка. Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 752 с.Четвериков В.С. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Инфра-М, РИОР, 2014. – 384 с.ШагиеваР.В. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Норма, Инфра-М, 2015. – 320 с.Дощатов А. А., Миронов Н. В. Роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности России // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 93-96. — URL https://moluch.ru/archive/289/65473/ (дата обращения: 06.02.2020).Электронные ресурсы:Центр правительственной связи Соединенного Королевства: официальный сайт. URL: https://www.gchq.gov.uk/404. (дата обращения 10.04.2020).Служба безопасности Великобритании: официальный сайт. URL: https://www.mi5.gov.uk. (дата обращения 10.04.2020).Секретная разведывательная служба: официальный сайт. URL: https://www.sis.gov.uk.(дата обращения 10.04.2020).Официальный сайт ФСБ РФ: официальный сайт // http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm!id=10438558@fsbMessage.html

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N (№) 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N (№) 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N (№) 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102017.. (дата обращения 20.01.20). – Текст : электронный. (дата обращения: 20.04.20).
2. Об оперативно-разыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Российская газета. – № 160.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ принят Государственной Думой 5 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
4. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 15. – Ст. 1269.
5. О внешней разведке: Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ // Российская газета. – № 9.
6. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ // Российская газета. – № 295.
7. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 // Российская газета. - № 161.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 1. – Ст. 212.
9. Об органах национальной безопасности Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2020 г.). Текст: электронный ресурс. Электронное Правительство Республики Казахстан: официальный сайт. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved (дата обращения 09.04.2020).
Судебная практика:
1. Решение Московского городского суда. Текст: электронный ресурс. Официальный сайт Московского городского суда. URL: https://www.mos-gorsud.ru/mgs/news/v-moskovskom-gorodskom-sude-oglashen-prigovor-po-delu-o-shpionazhe (дата обращения 10.04.20).

Научная литература:
4. Авдеев И.А. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 426 с.
5. Бозров В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 426 с.
6. Вилкова Т.Ю. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 312 с.
7. Гриненко А.В. Судоустройство и правоохранительные органы в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 230 с.
8. Ершов В.В. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Практикум. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 166 с.
9. Козлова П.А. Правоохранительные органы России. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 382 с.
10. Лиховицкая Е.П. Правоохранительные органы. Учебное пособие. – М.: Оригинал-макет, 2016. – 64 с.
11. Насонов С.А. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. – 312 с.
12. Орлов И.М. Правоохранительные органы. Шпаргалка. – М.: РИОР, 2016. – 112 с.
13. Поляков М.П. Правоохранительные органы. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.:Проспект, 2016. – 363 с.
14. Правоохранительные органы. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.
15. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 420 с.
16. Романова И.А. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. В 2 частях. Часть 1. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 340 с.
17. Станкевич Г.В. Правоохранительные органы в схемах. – М.: Оригинал-макет, 2016. – 80 с.
18. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. В 2 томах (комплект). – М.: Юрайт, 2016. – 690 с.
19. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 336 с.
20. Черников А.П. Органы охраны правопорядка. Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 752 с.
21. Четвериков В.С. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Инфра-М, РИОР, 2014. – 384 с.
22. Шагиева Р.В. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Норма, Инфра-М, 2015. – 320 с.
23. Дощатов А. А., Миронов Н. В. Роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности России // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 93-96. — URL https://moluch.ru/archive/289/65473/ (дата обращения: 06.02.2020).

Электронные ресурсы:
2. Центр правительственной связи Соединенного Королевства: официальный сайт. URL: https://www.gchq.gov.uk/404. (дата обращения 10.04.2020).
3. Служба безопасности Великобритании: официальный сайт. URL: https://www.mi5.gov.uk. (дата обращения 10.04.2020).
4. Секретная разведывательная служба: официальный сайт. URL: https://www.sis.gov.uk.(дата обращения 10.04.2020).
5. Официальный сайт ФСБ РФ: официальный сайт // http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm!id=10438558@fsbMessage.html

Вопрос-ответ:

Что такое контрразведывательная деятельность?

Контрразведывательная деятельность - это вид правоохранительной деятельности, осуществляемый Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ) с целью предотвращения, выявления и пресечения деятельности разведывательных и шпионских организаций, а также защиты государственной тайны.

Каковы основные признаки и принципы контрразведывательной деятельности в России?

Основные признаки контрразведывательной деятельности в России: конспиративность, специальность, секретность. Принципы контрразведывательной деятельности включают системность, комплексность, государственность, законность и пропорциональность.

Какова история возникновения и развития органов контрразведки в России?

История возникновения и развития органов контрразведки в России насчитывает более ста лет. Первые органы контрразведки появились в Российской империи в начале XX века. В Советском Союзе их деятельность была мощно развита, и после распада СССР были унаследованы Российской Федерацией.

Кто осуществляет контрразведку в России?

Контрразведку в России осуществляют Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ) и специальные подразделения вооруженных сил России.

Какие особенности контрразведывательной деятельности в России?

Особенности контрразведывательной деятельности в России включают использование современных технологий и методов разведки, передовые технические средства, профессионализм специалистов, наличие обширной сети информационных ресурсов и сотрудничество с другими правоохранительными органами.

Что такое контрразведывательная деятельность в Российской Федерации?

Контрразведывательная деятельность в Российской Федерации - это вид правоохранительной деятельности, осуществляемой ФСБ РФ, направленной на предотвращение, выявление и пресечение деятельности иностранных разведывательных служб на территории России, защиту государственных тайн и охрану национальной безопасности.

Какова сущность контрразведывательной деятельности в России?

Сущность контрразведывательной деятельности в России заключается в противодействии и предотвращении проникновения иностранных разведывательных служб на территорию страны, а также выявлении и пресечении их деятельности. Это включает разработку мер по защите государственных тайн, проведение контрразведывательных проверок и операций, а также сотрудничество с другими правоохранительными органами.

Как развивались органы контрразведки в России?

Органы контрразведки в России имеют долгую историю. Они возникли во времена Царской России, когда были созданы первые специальные органы для борьбы с шпионажем. Впоследствии, с созданием Советского Союза, эти органы стали составляющей частью НКВД, а позднее - КГБ. В настоящее время Контрразведывательное управление ФСБ России является основным органом, занимающимся контрразведывательной деятельностью в стране.

Кто осуществляет контрразведывательную деятельность в России?

Контрразведывательную деятельность в России осуществляют государственные органы, одним из которых является Федеральная служба безопасности (ФСБ) России. Кроме ФСБ, в контрразведывательную деятельность также вовлечены другие правоохранительные органы, такие как МВД, МО РФ и прочие специализированные службы.

Что такое контрразведывательная деятельность?

Контрразведывательная деятельность - это вид правоохранительной деятельности, выполняемой Федеральной Службой Безопасности РФ (ФСБ) с целью предотвращения, выявления и пресечения деятельности разведывательных служб других государств, а также иных организаций и лиц, угрожающих национальной безопасности Российской Федерации.

Какие принципы руководят контрразведывательной деятельностью в РФ?

Контрразведывательная деятельность в Российской Федерации руководствуется следующими принципами: превентивность, законность, комлексность, государственность, системность, конфиденциальность, эффективность. Такие принципы позволяют обеспечить эффективное противодействие разведывательным действиям враждебных сил и организаций.