Государственный суверенитет:понятие,виды, признаки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 25 25 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 28.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика государственного суверенитета 5
1.1.Понятие, признаки и юридические свойства государственного суверенитета 5
1.2.Отличие государственного суверенитета от суверенитета нации и народа 10
Глава 2. Государственный суверенитет: современные взгляды и прогнозы 13
2.1.Суверенитет современного государства: проблемы интерпретации и реализации 13
2.2.Проблемы государственного суверенитета в России 17
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25



Фрагмент для ознакомления

К важнейшим объективным причинам такого разделения относятся и конкретные исторические условия развития федеративных отношений, и попытки построения единой концепции суверенитета в федеративном государстве.Таким образом, суверенитет - это качественное свойство государственной власти, выраженное в ее верховенстве и независимости как внутри страны, так и по отношению к другим государствам. В государстве с федеративной формой государственного устройства объективно существуют два уровня государственной власти - государственная власть федерации, а также государственная власть субъекта федерации. Однако сформулированные выше представления о государственном суверенитете позволяют нам определить, что в федеративном государстве может быть лишь один суверенитет, которым обладает федерация. Верховенством и независимостью обладает только государственная власть федерации, что, в свою очередь, является основным признаком суверенитета государства. При исследовании особенностей становления федеративных отношений на территории российского государства становится ясным: Российской Федерации, наравне с другими федеративными государствами, не удалось избежать проблем, связанных с суверенитетом, в их числе и проблема принадлежности суверенитета. Первостепенными здесь являются положения Конституции РФ, закрепившие на конституционно-правовом уровне принципы построения российской государственности. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации, все субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа - являются равноправными субъектами Российской Федерации. Однако в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации республики названы государствами, которые имеют свои конституции. Данное конституционное положение многие ученые и политические деятели трактуют так, что республики, входящие в состав Российской Федерации, обладают собственным государственным суверенитетом. По нашему мнению, не может быть суверенитета в суверенитете. При вхождении одного государства в состав другого потеря, а не просто ограничение суверенитета неизбежна. В конституциях республик, входящих в состав Российской Федерации, начиная с 1993 года (за исключением Калмыкии и Ингушетии) содержались положения о суверенитете. Например, в конституции Республики Татарстан закреплялось, что она является субъектом международного права и суверенным государством. Тезис о суверенитете республик, пусть даже ограниченном, крайне угрожающе дал о себе знать в конце XX века, усилив имеющиеся после распада СССР стремления к сепаратизму. Чрезвычайно опасным и бессмысленным с точки зрения государствоведения было высказывание первого Президента Российской Федерации «берите столько суверенитета, сколько унесете» и поставило Российскую Федерацию в затруднительное положение, привело к угрозе близости ее реального распада. Окончательно точку по этой проблеме поставил в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации. В Постановлении от 7 июня 2000 года Конституционный Суд отметил, что Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо другого носителя суверенитета и источника власти, кроме многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо другого государственного суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально в целом принадлежит Российской Федерации. В дальнейшем, в Определении от 27 июня 2000 года, Конституционный Суд подчеркнул, что использование в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации понятия «республика (государство) не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера».Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что в государстве не может быть двух уровней государственной власти, каждая из которых обладала бы верховенством, и, следовательно, не может быть двух суверенитетов - суверенитета федерации и суверенитета субъекта федерации. На наш взгляд, в отношении понятия суверенитета следует придерживаться позиции, согласно которой в федеративном государстве суверенитетом может обладать только федеральная государственная власть. Данный вывод подтверждает анализ развития федеративных отношений в Российской Федерации в течение последних десятилетий.ЗаключениеГосударство в качестве официального народного представителя может выражать волю собственных граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме лишь тогда, когда оно считается суверенным. Под государственным суверенитетом следует понимать независимость и верховенство государственной власти внутри собственного государства и в отношении к иным странам. В качестве важнейшего признака государственной власти суверенитет признается качественной особенностью самого государства.В государственном суверенитете находит собственное правовое и политическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем заключается государственная способность независимо от иных стран формировать и осуществлять собственную внешнюю и внутреннюю политику. В соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции РФ Президент РФ принимает все необходимые меры для охраны суверенитета РФ, целостности государства и независимости, обеспечивает взаимодействие и функционирование государственных органов власти. Здесь же отмечается, что Президент РФ может и должен действовать в регламентированном Конституцией РФ порядке, то есть на основании норм Конституции РФ. Следовательно, действия Президента РФ должны быть основаны на положениях Конституции РФ, что прямо исходит из провозглашения РФ правовым государством.Государственный суверенитет РФ включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.Суверенитет играет важную роль в жизни мирового сообщества, в иерархии политико-правовых ценностей каждого государства. В международных отношениях в условиях глобализации перед лицом новых вызовов и угроз проблема взаимовлияния суверенитетов на международной арене заслуживает особого внимания. Проблемы, касающиеся государственного суверенитета, непосредственно связаны и с процессом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Сохранить единство страны, обеспечить оптимальные внешние условия внутреннего развития можно только проводя самостоятельную, инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистичной оценки собственных возможностей.Таким образом, становится очевидным, что процессы глобализации задают основной вектор изменений как положения России в социуме начала XXI в., так и динамики концептуальных представлений о государственном суверенитете. В глобальном мире возникает системное социальное противоречие, заключающееся в тенденциях объединения социально-экономической и социально-коммуникационных подсистем, с одной стороны, и социально-политической и социально-правовой - с другой. При этом под лозунгом экономического объединения зарождаются и вполне весомые угрозы суверенитету государства в новых условиях. Стоит отметить, что Россия проводит весьма взвешенную и осторожную политику в социально-экономической сфере, не предполагающую каких-либо резких, «импульсивных» действий во внешнеэкономической интеграции, с неизбежностью приводящих к определенной коррекции государственного суверенитета с учетом реалий глобальной экономики и глобального миропорядка. Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 - 472. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398Научная и учебная литература:1. Аксенов И.С. Особенности соотношения понятий «народный суверенитет», «национальный суверенитет» и «государственный суверенитет» // Журнал «Синергия Наук». -2018. - № 22. - С. 1042-1052.2. Алексеев С. С. Теория государства и права. М.: Норма, 2012. — С. 29.3. Гайдукова Н.А. К вопросу о понятии и сущности современного государственного суверенитета: от истоков до современности // Журнал «Правовая система России». – 2019. – С.25-274. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. М.: ЮКЭА, 2012 г. — 832 с. С-461.5. Диноршоев А.М. Понятие и содержание суверенитета народа и его соотношение с государственным и национальным суверенитетом // Журнал «Правовая жизнь». -2017. -№ 2 (18). - С. 30-35.6. Игнатенко А.В., Арутюнян Л.В., Пименова О.В. Понятие и сущность суверенитета государства // Журнал «НаукаПарк». - 2016. - № 3 (44). - С. 32-35.7. Иллиева Г.Б. Основные понятия государственного суверенитета // Журнал «Государство и право в условиях гражданского общества». – 2016. – С. 149-1508. Кириленко В. П. Проблема государственного суверенитета в современных геополитических условиях // Журнал «Управленческое консультирование».-Выпуск № 3 (87) / 2016. – С. 132-1349. Кирсанова Е.А. Понятие, факторы и проблемы государственного суверенитета // Журнал «NovaUm.Ru». -2017. -№ 7. -С. 199-202.10. Клименко О.А., Мирзоев А.К., Третьяков И.Л. Суверенитет государства как конституционная ценность и его политико-правовая сущность // Журнал «Мир политики и социологии». -2017. -№ 2. - С. 109-11211. Кокошин А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. Выдержки из монографии. — 3-е изд., расш. и доп. — М: Европа, 2015. – С. 19312. Морозова Л.А. Современное прочтение теории государственного суверенитета // Журнал «Государство и право». - 2017. - № 2. - С. 53-59.13. Небренчин С. М. Актуальные проблемы обеспечения национального суверенитета России // Журнал «Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество». – 2018. – С. 122-12414. Симонов В. А. Суверенитет: проблемы субъектов // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право».-Выпуск № 1 (46) / 2016. – С. 39415. Солонько И.В. Суверенитет России: проблемы и перспективы укрепления // Журнал «Проблемы базовые принципы укрепления суверенитета России». - 2017. - С. 8-12.16. Теория государства и права : учебник / А.И. Гомола. — Москва : Юстиция, 2017. — 205 с.17. Чиркин В. Е. Интеграционные межгосударственные процессы, конституции и государственный суверенитет // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019 – С 7-818. Штайгер X. Кончается ли эпоха суверенного государства. / Штайгер X. // Современное государство: политико-правовые и экономические исследования: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отв. ред. Е. В. Алферова. — М., 2016. — 282 с. С-67.19. Timothy Zick. Are the States Sovereign? [Электронный ресурс] // Timothy Zick 2005. — 306 с.- С-265.

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 - 47
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

Научная и учебная литература:

1. Аксенов И.С. Особенности соотношения понятий «народный суверенитет», «национальный суверенитет» и «государственный суверенитет» // Журнал «Синергия Наук». -2018. - № 22. - С. 1042-1052.
2. Алексеев С. С. Теория государства и права. М.: Норма, 2012. — С. 29.
3. Гайдукова Н.А. К вопросу о понятии и сущности современного государственного суверенитета: от истоков до современности // Журнал «Правовая система России». – 2019. – С.25-27
4. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. М.: ЮКЭА, 2012 г. — 832 с. С-461.
5. Диноршоев А.М. Понятие и содержание суверенитета народа и его соотношение с государственным и национальным суверенитетом // Журнал «Правовая жизнь». -2017. -№ 2 (18). - С. 30-35.
6. Игнатенко А.В., Арутюнян Л.В., Пименова О.В. Понятие и сущность суверенитета государства // Журнал «НаукаПарк». - 2016. - № 3 (44). - С. 32-35.
7. Иллиева Г.Б. Основные понятия государственного суверенитета // Журнал «Государство и право в условиях гражданского общества». – 2016. – С. 149-150
8. Кириленко В. П. Проблема государственного суверенитета в современных геополитических условиях // Журнал «Управленческое консультирование».-Выпуск № 3 (87) / 2016. – С. 132-134
9. Кирсанова Е.А. Понятие, факторы и проблемы государственного суверенитета // Журнал «NovaUm.Ru». -2017. -№ 7. -С. 199-202.
10. Клименко О.А., Мирзоев А.К., Третьяков И.Л. Суверенитет государства как конституционная ценность и его политико-правовая сущность // Журнал «Мир политики и социологии». -2017. -№ 2. - С. 109-112
11. Кокошин А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. Выдержки из монографии. — 3-е изд., расш. и доп. — М: Европа, 2015. – С. 193
12. Морозова Л.А. Современное прочтение теории государственного суверенитета // Журнал «Государство и право». - 2017. - № 2. - С. 53-59.
13. Небренчин С. М. Актуальные проблемы обеспечения национального суверенитета России // Журнал «Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество». – 2018. – С. 122-124
14. Симонов В. А. Суверенитет: проблемы субъектов // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право».-Выпуск № 1 (46) / 2016. – С. 394
15. Солонько И.В. Суверенитет России: проблемы и перспективы укрепления // Журнал «Проблемы базовые принципы укрепления суверенитета России». - 2017. - С. 8-12.
16. Теория государства и права : учебник / А.И. Гомола. — Москва : Юстиция, 2017. — 205 с.
17. Чиркин В. Е. Интеграционные межгосударственные процессы, конституции и государственный суверенитет // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019 – С 7-8
18. Штайгер X. Кончается ли эпоха суверенного государства. / Штайгер X. // Современное государство: политико-правовые и экономические исследования: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отв. ред. Е. В. Алферова. — М., 2016. — 282 с. С-67.
19. Timothy Zick. Are the States Sovereign? [Электронный ресурс] // Timothy Zick 2005. — 306 с.- С-265.

Вопрос-ответ:

Что такое государственный суверенитет?

Государственный суверенитет - это политико-правовой принцип, которым обладает каждое независимое государство. Он предполагает, что государство имеет исключительное право и полную власть на своей территории, а также на установление своих законов, регулирование внутренних и внешних дел, а также свободу в принятии решений относительно себя в любых областях. Государственный суверенитет является одним из основных признаков государства.

Какие признаки и юридические свойства имеет государственный суверенитет?

Государственный суверенитет имеет несколько признаков и юридических свойств. В числе основных признаков можно выделить: территориальная целостность (государство имеет четко определенные границы), правомочность (государство имеет право и полномочия регулировать собственные внутренние и внешние дела), самоопределение (государство имеет право определять свою политическую систему и форму правления) и независимость (государство не должно подчиняться внешним влияниям и непосредственному управлению другими государствами).

В чем отличие государственного суверенитета от суверенитета нации и народа?

Основное отличие между государственным суверенитетом и суверенитетом нации и народа заключается в том, что государственный суверенитет относится к государству в целом, в то время как суверенитет нации и народа относится к его гражданам. Государственный суверенитет предполагает, что государство имеет исключительное право и полную власть на своей территории, а суверенитет нации и народа подразумевает право народа на самоопределение и участие в принятии решений.

Что такое государственный суверенитет?

Государственный суверенитет - это право и способность государства свободно управлять своими делами, независимо от внешних влияний.

Какие признаки и юридические свойства характеризуют государственный суверенитет?

Государственный суверенитет имеет такие признаки и юридические свойства, как территориальная целостность, политическая независимость, право на собственное законодательство и государственные органы, а также способность к взаимодействию с другими государствами.

В чем отличие государственного суверенитета от суверенитета нации и народа?

Государственный суверенитет означает независимость и право государства принимать решения и осуществлять власть на своей территории. В то же время, суверенитет нации и народа предполагает право на самоопределение и участие в управлении государством.

Какие проблемы интерпретации и реализации суверенитета современного государства существуют?

Проблемы интерпретации и реализации суверенитета современного государства могут включать в себя вмешательство других государств или международных организаций во внутренние дела, ограничение свободы действий государства в рамках международных договоров и ограничений, а также проблемы, связанные с глобализацией и интеграцией.

Какие проблемы государственного суверенитета существуют в России?

В России существуют проблемы государственного суверенитета, такие как давление и вмешательство со стороны некоторых западных государств и организаций, а также проблемы, связанные с санкциями и экономическими ограничениями.

Что такое государственный суверенитет?

Государственный суверенитет - это способность государства действовать независимо, самостоятельно принимать решения и осуществлять контроль над своей территорией, населением и внешними отношениями.