Феномен системной и несистемной политической оппозиции в современной России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 36 36 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 13.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Феномен системной оппозиции 5
1.1 Понятие «система» как составная часть политической системы 5
1.2 Теоретические подходы при определении феномена «системной» оппозиции 11
1.3 «Системная» оппозиция в РФ 15
Глава 2. Феномен «несистемной» оппозиции 23
2.1 Понятие «несистемной» оппозиции 23
2.2 «Несистемная» оппозиция в РФ 26
2.3 Сравнительный анализ роли «несистемной» и «системной» оппозиции в современной российской партийной системе 29
Заключение 34
Список литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Лидером левонаправленного блока того времени считался В. Анпилов, лидер партии РКРП.Второй лагерь представлял собой множество различных националистических организаций такие как: РНЕ, партия «Национальный фронт», Легион Вервольф и множество других. В народных массах этот лагерь не пользовался широким спросом, одним из главных факторов непопулярности этого идеологического направления стала Великая Отечественная Война, в которой нашему многонациональному и многоконфессиональному народу пришлось сражаться с Фашистской Германией.Третьим лагерем стали леворадикальные организации. Данные организации обращали свое внимание на развитие контркультуры в общественных массах. Одним из флагманов данного направления являлась Национал-Болыпевистская Партия (НБП) Э. Лимонова на ряду с неоанархистами и антиглобалистами.Следует также отметить большое влияние на оппозицию в России со стороны заграничной бизнес-элиты, в этот лагерь вошли олигархи, сбежавшие в свое время из России - Б. Березовский, Л. Невзлин и В. Гусинский. После проигрыша битвы с неугодным для них режимом, они за границей продолжили борьбу путем финансовой поддержки тех или иных оппозиционных партий, а также пытались оказывать влияния через западные комиссии и департаменты. Примером этого стало выступление Л. Невзлина перед Комиссией при правительстве США по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этом выступлении Невзлин акцентировал внимание на систематические нарушения прав человека со стороны режима в России, доказывая, что действующий в стране режим по сути является авторитарным, по этой причине просил западные страны исключить Россию из состава Большой Восьмерки и ВТО.Подобные проявления продолжаются по сей день. Наиболее существенное влияние на изменение в поведении несистемной оппозиции стали митинги на Болотной площади в 2011-2012 гг. и убийство Бориса Немцова в феврале 2015 г.На массовых митингах в 2011-2012 гг. оппозиция требовала свержения неугодного для них режима в России, проведения честных выборов и смену власти. В последующие годы это продолжалось после каждых крупных выборов. При этом нужно отметить тот факт, что блок левых сил попытался консолидироваться между собой в Левый Фронт, который на выборах президента в 2018 г. выдвинул единого кандидата от левых сил Павла Грудинина, а правый фланг Российской оппозиции так и не смог прийти к единому решению по поводу единого кандидата.Российская парламентская оппозиция, начавшая свое существование в 1993 г., в Государственной думе VII созыва оказалась представлена партиями - КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Несмотря на достаточный срок ее существования, оценивать идейно-политическое позиционирование российских оппозиционных партий с точки зрения ценностей классических идеологий затруднительно. Стратегия продвижения политических программ для большинства партий российской парламентской оппозиции зачастую сводилось к выдвижению общих лозунгов. Отсутствие альтернативной партийной повестки, четкой идеологической направленности, размытость взглядов - «мы за справедливость для всех», неопределенность партийных интересов не позволяют партиям системной оппозиции сконцентрировать электорат. Снижение уровня поддержки всех четырех системных партий, не прохождение в парламент новых партий свидетельствует о крайне негативном явлении - неспособности российской парламентской оппозиции к обновлению.Многие эксперты считают, что в современной России политическая оппозиция исчезает, чему способствует нахождение на президентском креслеВ.В. Путина. По мнению Воробьева, российская оппозиция сегодня — эфемерное образование, не имеющее реальной силы. В научной среде в этой связи появился концепт «имитационная оппозиция», которая создана и существует только в угоду правящему режиму, для поддержания иллюзии политического разнообразия и с целью предотвращения образования реальной оппозиции.Застойные явления в руководстве партий парламентской оппозиции и отсутствие ротации среди партийных лидеров, стали мотивом выдвижения на Президентских выборах в 2018 г. «кандидата против всех» К. Собчак, которая сказала: «Жириновский повел свою партию в парламент, когда мне было 12 лет. Явлинский и Зюганов - когда мне было 15... «я против, когда в избирательном бюллетене из года в год одни и те же фамилии».Таким образом, базисные изменения советской общественной системы, произошедшие в конце 80-х-начале 90-х гг. XX века, повлияли на формирование иной политической системы и ее институтов, став причиной появления политической оппозиции. Однако на сегодняшний день политическая оппозиция, как системная, так и несистемная, не имеет особого влияния на политическую жизнь страны и не способна противопоставить себя существующему режиму.2.3 Сравнительный анализ роли «несистемной» и «системной» оппозиции в современной российской партийной системеИсследователи, которые занимаются вопросом оппозиции, например, И.И. Санжаревский иА.А. Воробьев, выделяют следующие ее виды: системную и несистемную. Относительного последнего вида нередко применяют термин «внесистемная». Помимо двух вышеупомянутых видов оппозиции в некоторых источниках можно встретить информацию о маргинальной оппозиции. К ней относят те группы, политические движения, которые противостоят правительственному курсу, но находятся вне политической системы, являются непризнанными партиями.В России системная оппозиция выступает активным участником политического процесса и важным элементом политической системы государства, выражая позицию и интересы широких социальных групп, оказавших ей электоральную поддержку.Это партии, преодолевшие семипроцентный барьер и прошедшие в Государственную Думу. На сегодняшний день системнаяоппозиция в России состоит из Коммунистической партии Российской Федерации, партии «Справедливая Россия», а также либерально‐демократической партии ЛДПР воглаве с национальным «левым» лидером Владимиром Жириновским. Однако депутатыэтих трех партий занимают в Думе меньше половины мест, тогдакак большинство принадлежит партии «Единая Россия». В субъектах Российской Федерации помимо вышеназванных партий можно увидеть у власти представителей таких партий, как«Яблоко». Невсе исследователи согласны с мнением, что в России есть реальная политическая оппозиция. Это объясняется следующим: действительно, вышеперечисленные партии высказывают собственные взгляды, отличные от позициивласти на какие‐либо вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики государства, но, когда обсуждаются важные и насущные проблемы современного общества, они поддерживаюткурс Президента. Поэтому все эти партии относят к общему блоку – блоку власти. Хотя этот вопрос вызывает множество споров и дискуссий, но вряд ли можно согласиться с даннойточкой зрения.С одной стороны, трудно уверенно считать таковыми действующие в России партии, которые сами себя называют демократическими и оппозиционными. Особенно прослеживая ряд неоднозначных моментов. К примеру, в 2010 году партия «Справедливая Россия» заключила соглашение с «Единой Россией».Появилась коалиция двух партий, главной целью которой являлась поддержка основных пунктов программы на тот моментПрезидента Российской Федерации Д.А. Медведева на всехуровнях государственной власти. С другой стороны, формально такие партии как ЛДПР и«Справедливая Россия» считаются оппозиционными и демократическими, поскольку в их деятельности явно присутствуют элементы демократичности и оппозиционности.Среди признаков, присущих деятельности несистемной оппозиции, можно выделить использование преимущественно неконвенциональных методов политической борьбы,слабость ресурсов, «виртуализацию» политической активности,небольшое число активных «штыков», а также низкое доверие кней со стороны граждан. Эти признаки определяются невписанностью такой оппозиции в систему представительства интересов и невозможность ее участия в выработке политических решений. Несистемная оппозиция на протяжении десятилетия показала неготовность работать в публичном политическом, электоральном поле. Но в современных условиях у оппозиции естьодно существенное преимущество: она еще не несет ответственности за предлагаемые ею шаги. Главный фактор, который отличает несистемную оппозицию, – жесткое противоборство с действующей властью, направленное на использование не всегда законных методов ведения политической борьбы. Использование подобных способов достижения желаемого результата отражается на статуседанных политических сил и приносит им нелегальный или полулегальный статус. К несистемной оппозиции относятся как«левые», так и «правые» организации радикального или экстремистского толка, отвергающие легитимную для большинстваграждан систему политических ценностей. Впериод равновесия в обществе популярность подобных организаций невелика. Но в период кризисов и каких‐либо общественных потрясений она начинает стремительно расти. Такиепартии, как правило, держат курс на резкие изменения в политической системе общества.Несистемная оппозиция пока не умеет работать с большимигруппами населения. Ей предстоит тяжелый процесс становления в качестве системного политического фактора. Низкийуровень популярности оппозиционных групп объясняется отсутствием жизнеспособного органа управления, который предоставит возможность предпринимать какие‐либо действия, а такжеотсутствием реальных политических действий при наличии постоянной и иногда беспричинной критики. Только тогда, когданарод сможет увидеть какие‐то действия и их результат, он сможет доверять новым лидерам. Действия несистемной оппозициимогут спровоцировать действующую власть на применение техили иных мер, сущность которых будет зависеть от предпринятыхоппозицией действий.Оппозиция внашей стране действует одинаково как на уровне местного самоуправления, так ина федеральном уровне. Менее всего поддается критике судебная власть, так как свое несогласие с решениями, принимаемыми судами, выражают представители несистемной оппозиции. Примером столкновения между судом и несистемной оппозицией, являются последние события, связанные с недопуском Алексея Навального до выборов Президента2018 года в качестве кандидата. Что касается исполнительнойветви власти, то есть Правительства Российской Федерации, торабота данного органа также вызывает множество недовольств как у представителей системной, так и несистемнойоппозиции. Лидеры партий КПРФ и «Справедливая Россия» в2016 году требовали улучшения качества работы Правительства и, при отсутствии положительной динамики, даже просилиоб отставке Дмитрия Медведева с его кабинетом. Законодательную власть в нашем государстве представляет Совет Федерации и Государственная Дума, внутри которых сталкиваются интересы системной оппозиции. Снаружи вышеупомянутыхорганов действует несистемная оппозиция, критикующая принимаемые депутатами законопроекты, их идеи и действия.Однако наиболее сильное проявление обоих видов оппозиции можно наблюдать по отношению к президенту. Чаще всегооппонируют главе государства, его правительственному курсу.Оппозиция в России – важнейший институт демократии, который должен работать. В современной России представлена исистемная, и несистемная оппозиция, работающая на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако различные оппозиционные партии активно действуют на том или иномуровне. Так, например, в Государственной Думе нет ни одногочлена от партии «Яблоко», но в регионах и муниципалитетах ониработают.Таким образом, система, состоящая из нескольких конкурирующих междусобой партий, предоставляет обществу более широкую возможность выбора политического курса, объективного анализа насущных проблем и способов их решения, чем система однопартийных режимов. Такие явления, как оппозиция и многопартийность, позволяют находить легальные способы защиты своих интересов, привлечения внимания к существующим проблемам.Наличие в политической сфере общества оппозиции, конкуренция между партиями, борьба за поддержку избирателей – всеэто способствует выработке общенародного согласия при разрешении социально‐экономических, а также политических проблем. Политический плюрализм, оппозиция и свободная конкуренция между партиями, разоблачение ошибок друг друга в ходеоткрытых, честных выборов являются теми деталями большогомеханизма, которые уменьшают риск применения насилия в политике, направляя борьбу за власть в правильное русло.ЗаключениеСуществует взаимосвязь политической культуры и гражданской идентичности, так как обе формируются на основе социокультурных ценностей, политических, национальных и религиозных особенностей развития страны; обе имеют помимо объективной субъективную составляющую, которая относительно произвольно конструируется индивидом. Гражданская идентичность обладает значимым смыслом для человека, так как она основана на общности, характеризующей ее как коллективного субъекта, имеющего одинаковые ценности, единую культурную традицию и солидарность в рамках одного государства, что обеспечивает устойчивость политической системы и общества в целом. Взаимоотношения между оппозицией и большинством не определяются только состоянием законодательства. Политическая культура играет здесь не менее важную роль. Но в целях формирования конструктивной политической культуры необходимо, чтобы правящее большинство и оппозиция периодически менялись местами. Для этого у оппозиции должны быть определенные правовые рычаги и механизмы, процедурные права. Суть политического процесса в том, что за большинством, выигравшим выборы, остается последнее слово в принятии многих решений, но далеко не всех. Даже там, где большинству принадлежит последнее слово, меньшинство должно иметь право голоса и возможность на глазах у избирателей критиковать работу правительства и предлагать альтернативы.Базисные изменения советской общественной системы, произошедшие в конце 80-х-начале 90-х гг. XX века, повлияли на формирование иной политической системы и ее институтов, став причиной появления политической оппозиции. Однако на сегодняшний день политическая оппозиция, как системная, так и несистемная, не имеет особого влияния на политическую жизнь страны и не способна противопоставить себя существующему режиму.За последние десятилетия многое сделано на пути демократического процесса в России. Его незаконченность обусловлена завышенной ролью государства, при слабом участии гражданского общества, в том числе партий, в модернизации политической системы, демократизации электоральных кампаний, политической социализации россиян. Отсюда противоречивость становления демократии в России.Несистемная оппозиция пытается реализовать стратегии, которые увеличивают проблемы и точки напряжения для этой власти, они увеличивают стоимость поддержания нынешней политической системы в равновесии. Одним из наиболее важных действий несистемной оппозиции является спорная политика. Способность мобилизовать общество вокруг чисто политических вопросов является большим успехом несистемной оппозиции, даже если мобилизованные граждане не идентифицируют себя с ее политической программой.Действия оппозиции не только позволяют ей проверить эффективность и силу своих собственных ресурсов, но лучше узнать своего противника и его инструменты, используемые для реагирования на ситуации, угрожающие стабильности режима. Одной из самых больших проблем несистемной оппозиции являются конфликты и разногласия между ее лидерами. Следует также подчеркнуть, что рост недовольства действиями правящей элиты не является синонимом роста социальной поддержки лидеров несистемной оппозиции.Наличие в политической сфере общества оппозиции, конкуренция между партиями, борьба за поддержку избирателей – все это способствует выработке общенародного согласия при разрешении социально‐экономических, а также политических проблем. Политический плюрализм, оппозиция и свободная конкуренция между партиями, разоблачение ошибок друг друга в ходе открытых, честных выборов являются теми деталями большого механизма, которые уменьшают риск применения насилия в политике, направляя борьбу за власть в правильное русло.Список литературыАкунина Ю. А. Социально-культурная превенция протестных настроений в условиях современного российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (44). С. 77—81.Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2017. С. 29.Буданов Н.В. Видение и смысл толкования термина «оппозиция» в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-1 (50). С. 126-128.Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. М., 2017. С. 127.Вашкевич А.Е. Спонтанные собрания: национальное законодательство европейских стран и прецедентное право Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 44.Величинская Ю.Н. Свобода общественного мнения как конституционно-правовая категория. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2016. С. 120.Воробьев А. А. Эффективность политической оппозиции в России: экспертные оценки // Известия Саратовского ун-та. Новая Серия. Сер. Социология. Политология. 2016. Вып. 1. С. 105-106.Герейханова А. Не править, а служить // Российская газета. 2019. 25 ноября.Гришина Е. А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Н. Иванова. Т. 1. А – М. М.: Мысль, 2016. С. 336.Дерябина Е.С. Историография политической оппозиции в условиях переходных общественных процессов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №2. С. 105-118.Ежов Д. А. К проблеме формирования политических ценностей российской молодежи // Власть. 2019. Т. 26 № 8. С. 107—110.Костенко В. В. Мониторинг протестной деятельности общественных организаций как один из механизмов управления социально-политическими процессами // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 3 (33). С. 82—89.Котова Е. Запрос на героя // Российская газета. 2019. 11 сентября.Ндайишимийе Т.Г. Особенности политических традиций как ресурса власти и оппозиции // Аллея науки. 2017. № 15. С. 447-450.Рухтин А. А. Гражданская идентичность и политическая культура: возможности социальной интеграции // Молодой ученый. 2017. Т. I. № 12. С. 131–138.Саетов А.А. Особенности демократических оппозиционных партий в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2017. №11. С. 57-62.Салихов Д.Р. Конституционно-правовое регулирование протестных отношений в Российской Федерации. Дис. … к.ю.н. 12.00.02. М.: МГУ, 2017. С. 157.Свобода мирных собраний в практике Европейского Суда и Комиссии по правам человека: сб. решений и постановлений / С.С. Дикман, К.И. Терехов; под общ. ред. С.С. Дикмана. М.: РИО «Новая юстиция», 2015. С. 8.Черницына О. В. Идейно-политический портрет современной российской парламентской оппозиции // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2018. Ч. 1. С. 113— 116.Официальный сайт Венецианской комиссии Совета Европы. https://www.venice.coe.int/WebForms/pages/?p=01_Presentation&lang=RUОфициальный сайт Единой России. https://er.ru/http://www.levada.ru/tag/oppozitsiya/

1. Акунина Ю. А. Социально-культурная превенция протестных настроений в условиях современного российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (44). С. 77—81.
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2017. С. 29.
3. Буданов Н.В. Видение и смысл толкования термина «оппозиция» в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-1 (50). С. 126-128.
4. Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. М., 2017. С. 127.
5. Вашкевич А.Е. Спонтанные собрания: национальное законодательство европейских стран и прецедентное право Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 44.
6. Величинская Ю.Н. Свобода общественного мнения как конституционно-правовая категория. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2016. С. 120.
7. Воробьев А. А. Эффективность политической оппозиции в России: экспертные оценки // Известия Саратовского ун-та. Новая Серия. Сер. Социология. Политология. 2016. Вып. 1. С. 105-106.
8. Герейханова А. Не править, а служить // Российская газета. 2019. 25 ноября.
9. Гришина Е. А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Н. Иванова. Т. 1. А – М. М.: Мысль, 2016. С. 336.
10. Дерябина Е.С. Историография политической оппозиции в условиях переходных общественных процессов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №2. С. 105-118.
11. Ежов Д. А. К проблеме формирования политических ценностей российской молодежи // Власть. 2019. Т. 26 № 8. С. 107—110.
12. Костенко В. В. Мониторинг протестной деятельности общественных организаций как один из механизмов управления социально-политическими процессами // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 3 (33). С. 82—89.
13. Котова Е. Запрос на героя // Российская газета. 2019. 11 сентября.
14. Ндайишимийе Т.Г. Особенности политических традиций как ресурса власти и оппозиции // Аллея науки. 2017. № 15. С. 447-450.
15. Рухтин А. А. Гражданская идентичность и политическая культура: возможности социальной интеграции // Молодой ученый. 2017. Т. I. № 12. С. 131–138.
16. Саетов А.А. Особенности демократических оппозиционных партий в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2017. №11. С. 57-62.
17. Салихов Д.Р. Конституционно-правовое регулирование протестных отношений в Российской Федерации. Дис. … к.ю.н. 12.00.02. М.: МГУ, 2017. С. 157.
18. Свобода мирных собраний в практике Европейского Суда и Комиссии по правам человека: сб. решений и постановлений / С.С. Дикман, К.И. Терехов; под общ. ред. С.С. Дикмана. М.: РИО «Новая юстиция», 2015. С. 8.
19. Черницына О. В. Идейно-политический портрет современной российской парламентской оппозиции // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2018. Ч. 1. С. 113— 116.
20. Официальный сайт Венецианской комиссии Совета Европы. https://www.venice.coe.int/WebForms/pages/?p=01_Presentation&lang=RU
21. Официальный сайт Единой России. https://er.ru/
22. http://www.levada.ru/tag/oppozitsiya/

Вопрос-ответ:

Как определить феномен системной оппозиции в современной России?

Феномен системной оппозиции в современной России можно определить как участие оппозиционных партий и организаций в политической системе страны, признание их легитимности и возможность влияния на принятие политических решений. Эта оппозиция работает в рамках законодательства и участвует в выборах, предлагая альтернативные политические программы и идеи.

Какие теоретические подходы используются при определении феномена системной оппозиции?

При определении феномена системной оппозиции используются различные теоретические подходы. Некоторые исследователи рассматривают системную оппозицию как важную составную часть политической системы, отражающую плюрализм политических взглядов в обществе. Другие подходы связывают системную оппозицию с конкурентной политической средой, в которой различные политические силы борются за власть и влияние. В целом, теоретические подходы к определению феномена системной оппозиции представляют широкий спектр взглядов и подходов.

Какова роль системной оппозиции в Российской Федерации?

Системная оппозиция в Российской Федерации играет важную роль в политической системе страны. Она предлагает альтернативные политические программы и идеи, контролирует и критикует действия правящей власти, участвует в выборах и обеспечивает плюрализм мнений и политическое разнообразие. Системная оппозиция способствует развитию демократических институтов и обеспечивает гражданам возможность выбора в политической сфере.

Как определить феномен несистемной оппозиции в современной России?

Феномен несистемной оппозиции в современной России можно определить как деятельность оппозиционных группировок, организаций и граждан, которые не участвуют в политической системе и не признают ее легитимность. Эта оппозиция выражает свою позицию через уличные акции, протесты, гражданские движения и другие формы непарламентской борьбы за свои права и интересы.

Что такое системная оппозиция?

Системная оппозиция - это политические силы, которые действуют в рамках законов и институциональных процедур. Они являются частью политической системы и принимают участие в выборах, законодательном процессе и других государственных процедурах.

Как можно определить феномен системной оппозиции?

Существует несколько теоретических подходов к определению феномена системной оппозиции. Один из них основан на анализе правового статуса оппозиционных партий и организаций. Другой подход учитывает их позицию в политической системе и их возможность влиять на принятие решений.

Какова роль системной оппозиции в России?

Системная оппозиция играет важную роль в политической жизни России. Она представляет интересы граждан и может выступать с критикой власти. Она также способствует контролю за исполнительной властью и поддержанию демократических процессов.

Что такое несистемная оппозиция?

Несистемная оппозиция - это политические силы, которые не признают и не участвуют в законодательных и политических процедурах, установленных государством. Они часто выражают свою позицию через массовые протесты и акции гражданского неповиновения.

Какие группы можно отнести к несистемной оппозиции в России?

К несистемной оппозиции в России можно отнести различные политические движения, общественные организации, активистов и независимых журналистов. Они часто выражают несогласие с политикой власти, выступают за защиту прав граждан и критикуют действия государственных структур.