Человек в системе общественного производства
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 03.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 Понятие общественного производства, его элементы, виды 5
1.2 Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора 8
1.3 Структура общественного производства и его основные формы 11
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК ‒ ГЛАВНЫЙ ФАКТОР И ЦЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 14
2.1 Роль и место человека в системе общественного производства 14
2.2 Модель человека в современной экономике 15
2.3 Особенности человеческого капитала в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
СмитЧеловек экономическийЭкономический человек как реальность.Стремление человека к улучшению своего положения.Склонность к обмену одного предмета на другой.Д. РикардоРабочая модель экономического человекаПоведение, основанное на особенностях и привычках.Н. СениорАнтропологи-ческая модель экономического человекаЭкономический человек как реальность.Эгоистическая мотивация.Стремление к богатству присуще человеку, но в разной степени (функциональное определение рациональности).Дж.С. МилльМетодологи-ческая модель экономического человекаЭкономический человек как абстракция (инструменталистское определение рациональности).МарксизмК. МарксМодель человека-капиталистаРоли капиталиста:– товаровладелец;– персонификация капитала как самовозрастающей стоимости;– участник производственных отношений «капиталист – наемный рабочий»;– персонификация капитала-собственности и капитала-функции.МаржинализмУ.С. Джевонс, К. МенгерАнтропологи-ческая модель человекаДействия человека, ориентированные на операционализацию удовольствий. Гедонистические мотивы поведения, счетный рационализм.Кембриджская школаА. МаршаллМодель человека на основе синтеза абстрактного и конкретногоАбстрактные законы поведения на основе оптимизационных моделей и реалистическое описание хозяйствующего субъекта.УниверсализмЛ. РоббинсФилософская и рабочая модели человекаПоведение человека, определяемое его целями и ограниченными ресурсами; предполагает альтернативные варианты.КейнсианствоДж.М. КейнсПсихологи-ческая модель человекаСклонность к потреблению убывает по мере роста дохода.Спонтанность в принятии инвестиционных решений.Интуитивная оценка формирования ожиданий в условиях ограниченных знаний и информацииВ заключение стоит сказать, что конструирование модели поведения человека в экономическийусловиях продолжается и сегодня, и для этого ученые изучаютцели экономической деятельности индивидов и способы их достижения.2.3 Особенности человеческого капитала в РоссииНа сегодняшний день главныминтенсивнымфактором роста национальной экономики является высококачественный человеческий капитал. На современном этапе общество не ограничивается технологическими нововведениями и включает в себя высокие требования к вовлеченным в производственный процесс людям, а также к их квалификации, образованию и знаниям, которыми они владеют.Список инвестиций в человеческий капитал включает затраты на образование, производственную подготовку, охрану здоровья, миграцию. Но в более узком, практическом смысле, когда о человеческом капитале говорят без всяких уточнений, под этим чаще всего понимают затраты на образование и производственную подготовку [20]. Потому что именно они являются специализированными видами деятельности, направленными на формирование наших знаний, навыков и умений.Доходы от человеческого капитала весьма разнообразны. Они могут принимать как денежную, так и неденежную форму. Их можно отнести по времени в будущее или получать прямо сейчас. Их может получать сам носитель человеческого капитала или же другие лица, а также общество в целом.Россия отличается богатством человеческого капитала. В ней проживает 146 млн. жителей [21].Однако остро стоит вопрос о соотношении спроса и предложения высококвалифицированного труда в современной экономике России.В России существует противоречие между социально-профессиональной ориентацией молодежи и нуждами, запросами, потребностями компаний и учреждений в работниках. Во многом усиливает проблему трудоустройства выпускников несбалансированность объема и профиля подготовки обучающихсяи актуальных потребностей рынка труда.Выпускники высших учебных заведений по степени подготовки и овладения компетенциями, по данным опросов работодателей, часто не соответствуют ихтребованиям. А сами выпускники, которых не удовлетворяет предлагаемая работа, заработная плата и условия труда, зачастуюрешают не трудоустраиваться по полученной в вузе специальности. В сумме это приводит книзкой эффективности применения труда молодых специалистов, что дает возможностьпоставить вопрос и о «перепроизводстве» специалистов с высшимобразованием, и о неудовлетворительном качестве их образовательной подготовки[19].Еще один важный момент – это наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, что повысило бы их конкурентоспособность. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности как в семье, так и во время получения специальности в учебных заведениях [18]. Представляется целесообразным обратиться к зарубежному опыту организации образовательного процесса. Так, во многих развитых странах образование не всегда столь основательно и фундаментально с точки зрения теории, как отечественное, зато оно четко подстроено под нужды работодателей на рынке труда [17]. Особо полезным представляется изучение определенных специальностей, которые в России преподаются еще недостаточно хорошо: это проектный менеджмент и бизнес-администрирование, финансы, маркетинг, логистика, гостиничный и туристический менеджмент и ряд других. Курсы по этим и другим дисциплинам отличают практическая направленность, которой не хватает российскому образованию[17].Формирование у обучающихся приоритетных компетенций XXI века, таких так лидерство, работа в команде, принятие решений, проектная деятельность и другие, по-прежнему не является важнейшей задачей общего и высшего образования в России. Однако именно они могли бы оказать помощь молодому специалисту и сделать его более конкурентоспособным на рынке труда.Таким образом, решение текущих проблем в сфере человеческого капитала в России возможно при грамотном подходе и сотрудничестве государства, рынка образовательных услуг и работодателей.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Экономическая теория в своем изучении системы хозяйствования человеческого общества опираетсяна важнейшую предпосылку о том, что человек – это одновременно и производитель, и потребитель экономических благ. Для того чтобы удовлетворить все многообразие своих потребностей, человечество начало производственную деятельность. Именно потребности человечестваявляются исходным пунктом производства, а производство влияет на изменение потребностей людей. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов.Удовлетворение потребностей людей происходит за счет благ. Подавляющая часть благ обладает свойством редкости. Ограниченность ресурсов составляет основную микроэкономическую проблему и приводит ктому, что принципиально невозможно одновременно и полностью удовлетворить все потребности, а значит перед людьми встает необходимости делать выбор. Общественное производство как процесс создания экономических благ для удовлетворения нужд общества имеет четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление, тесно связанные между собой. Человек занимается не только созданием, но и приведением в действие и определением способов использования средств производства и технологий, которые предъявляют,в свою очередь, определенные требования к физическим и интеллектуальным характеристикам человека.Практически каждая экономическаяшкола внесла свой вклад в экономическую мысль и моделирование поведения экономического агентов.В работе была дана краткая характеристика различных моделей человека в экономической теории. Все они различны, однако все имеют абстрактный характер и выражают в обобщенной форме ключевые параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе. Конструирование модели поведения человека в экономический условиях продолжается и сегодня.Можно сделать вывод, что человек, являясьосновным фактором и конечной целью системы производства, находится в центре экономической системы, существование которой невозможно без человека.Вся система хозяйствования функционирует в итоге для человека и удовлетворения его нужд и потребностей.Главныминтенсивнымфактором роста национальной экономики является высококачественный человеческий капитал.Решение текущих проблем в сфере человеческого капитала в России возможно при грамотном подходе и сотрудничестве государства, рынка образовательных услуг и работодателей.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКВойтов, А.Г. Экономическая теория: учебник / А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2018. – 392 с.Горшков, А.В. Модели человека в мобилизационной экономике / А.В. Горшков // Вестник ЧелГУ. – 2015. – №15(306).Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А.П. Егоршин. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 695 с.Жамалдинов, Р.Р. Модель рационального максимизирующего поведения в концепции общественного воспроизводства / Р.Р. Жамалдинов // Теоретическая экономика. ‒ 2017. ‒ №6(42).Исабекова, А.А. Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу / А.А. Исабекова // Молодой ученый. – 2015. – №1.История экономических учений: учебник / под ред. А.С. Квасова. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. ‒ 495 с.История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В.С. Автономова и др. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 784 с.Конуэй, Э. 50 идей, о которых нужно знать / Э. Конуэй; пер. с англ. – М.: Фантом Пресс, 2015. – 208 с.Курушина, Е.В. Модели человека в экономической теории и экономических исследованиях / Е.В. Курушина // Фундаментальные исследования. – 2016. – №4-1. – С. 181-185.Лебедева, Н.Н. Модель институционального человека в экономической теории / Н.Н. Лебедева // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. – 2015. – №9.Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 1028 с.Оганесян, Л.О. История экономических учений: учеб. пособие / Л.О. Оганесян. ‒ Волгоград: ВолгГАУ, 2017. ‒ 164 с.Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2016. – 138 c.Покидченко, М.Г. История экономических учений: учеб. пособие / М.Г. Покидченко, И.Г. Чаплыгина. – М.: ИНФРА-М, 2020. ‒ 271 с.Родионова, Н. Модель «Экономического человека» в системе экономических знаний / Н. Родионова // Высшее образование в России. – 2016. – №9. Хосроева, Н.И. Труд и собственность как факторы формирования системы отношений производства / Н.И. Хосроева, Ж.М. Блиева // АНИ: экономика и управление. ‒ 2016. ‒ №4(17).Файзуллин, И.Ф. Роль государства в сокращении безработицы / И.Ф. Файзуллин // Вестник УГАТУ. – 2016. – №5. Чанышев, А.С. Достойный труд молодежи: проблемы занятости / А.С. Чанышев // Проблемы экономики и юридической практики. ‒ 2016. ‒ №1.Щипанова, Д.Г. Экономика труда: учебник / Д.Г. Щипанова, М.В. Мелкумова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 332 с.Экономическая теория: учебник / под ред. И.К. Ларионов. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2018. – 408 с.Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 04.05.2020).
1. Войтов, А.Г. Экономическая теория: учебник / А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2018. – 392 с.
2. Горшков, А.В. Модели человека в мобилизационной экономике / А.В. Горшков // Вестник ЧелГУ. – 2015. – №15(306).
3. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А.П. Егоршин. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 695 с.
4. Жамалдинов, Р.Р. Модель рационального максимизирующего поведения в концепции общественного воспроизводства / Р.Р. Жамалдинов // Теоретическая экономика. ‒ 2017. ‒ №6(42).
5. Исабекова, А.А. Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу / А.А. Исабекова // Молодой ученый. – 2015. – №1.
6. История экономических учений: учебник / под ред. А.С. Квасова. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. ‒ 495 с.
7. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В.С. Автономова и др. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 784 с.
8. Конуэй, Э. 50 идей, о которых нужно знать / Э. Конуэй; пер. с англ. – М.: Фантом Пресс, 2015. – 208 с.
9. Курушина, Е.В. Модели человека в экономической теории и экономических исследованиях / Е.В. Курушина // Фундаментальные исследования. – 2016. – №4-1. – С. 181-185.
10. Лебедева, Н.Н. Модель институционального человека в экономической теории / Н.Н. Лебедева // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. – 2015. – №9.
11. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, про¬блемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 1028 с.
12. Оганесян, Л.О. История экономических учений: учеб. пособие / Л.О. Оганесян. ‒ Волгоград: ВолгГАУ, 2017. ‒ 164 с.
13. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2016. – 138 c.
14. Покидченко, М.Г. История экономических учений: учеб. пособие / М.Г. Покидченко, И.Г. Чаплыгина. – М.: ИНФРА-М, 2020. ‒ 271 с.
15. Родионова, Н. Модель «Экономического человека» в системе экономических знаний / Н. Родионова // Высшее образование в России. – 2016. – №9.
16. Хосроева, Н.И. Труд и собственность как факторы формирования системы отношений производства / Н.И. Хосроева, Ж.М. Блиева // АНИ: экономика и управление. ‒ 2016. ‒ №4(17).
17. Файзуллин, И.Ф. Роль государства в сокращении безработицы / И.Ф. Файзуллин // Вестник УГАТУ. – 2016. – №5.
18. Чанышев, А.С. Достойный труд молодежи: проблемы занятости / А.С. Чанышев // Проблемы экономики и юридической практики. ‒ 2016. ‒ №1.
19. Щипанова, Д.Г. Экономика труда: учебник / Д.Г. Щипанова, М.В. Мелкумова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 332 с.
20. Экономическая теория: учебник / под ред. И.К. Ларионов. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2018. – 408 с.
21. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 04.05.2020).
Вопрос-ответ:
Что такое общественное производство и каковы его элементы и виды?
Общественное производство - это процесс, осуществляемый людьми для производства материальных и нематериальных благ и услуг. Его основными элементами являются природные ресурсы, труд и капитал. Виды общественного производства включают сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, услуги и многие другие.
Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов и экономическим выбором?
Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора состоит в том, что ресурсы ограничены, а потребности и желания людей неограничены. В связи с этим возникает необходимость выбора, какие блага и услуги производить, как их производить и для кого. Это в свою очередь приводит к необходимости оптимизации использования ресурсов и принятия экономических решений.
Какова структура общественного производства и какие его основные формы?
Структура общественного производства включает в себя различные отрасли и секторы экономики, такие как сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля и услуги. Основные формы общественного производства это индивидуальное производство, коллективное производство и государственное производство, которые могут сочетаться и взаимодействовать друг с другом.
Какова роль и место человека в системе общественного производства?
Человек является главным фактором и целью общественного производства. Он является потребителем и производителем благ и услуг, а также участвует в процессе создания и управления производством. Человек принимает активное участие в принятии экономических решений, формировании спроса и предложения, а также в развитии экономики и общества в целом.
Какая модель человека преобладает в современной экономике?
В современной экономике преобладает модель человека, рассматривающая его как рационального экономического агента, стремящегося максимизировать свою выгоду и удовлетворить свои потребности. Однако существуют и альтернативные модели, которые учитывают такие аспекты, как социальные, психологические и этические факторы.
Какова основная характеристика общественного производства?
Основная характеристика общественного производства заключается в том, что оно основывается на коллективном труде и содействует удовлетворению потребностей общества в материальных и нематериальных благах.
Что входит в элементы общественного производства?
Элементы общественного производства включают рабочую силу, средства производства (землю, капитал, предприятия, технологии) и предметы труда (готовые товары и услуги).
Какая проблема возникает в общественном производстве в связи с ограниченностью ресурсов?
Проблема ограниченности ресурсов возникает, когда потребности общества превышают возможности производства из-за ограниченности природных и технических ресурсов. В таких случаях необходимо проводить экономический выбор и оптимально распределять ресурсы.
Какова структура общественного производства и какие формы оно может принимать?
Структура общественного производства состоит из отраслей экономики, которые объединяют предприятия и организации по видам экономической деятельности. Оно может принимать различные формы, такие как государственное, частное и смешанное производство.
Какое место занимает человек в системе общественного производства?
Человек является главным фактором и целью общественного производства. Он является производителем и потребителем товаров и услуг, а также определяет направления развития производства и потребления.
Что такое общественное производство?
Общественное производство - это процесс производства материальных и нематериальных благ и услуг, основанный на совместной деятельности людей в рамках общества.