Религиозные войны во ФРАНЦИИ 16 века. От конфронтации к примирению
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 52 + 52 источника
- Добавлена 25.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Политическая расстановка сил накануне и в ходе религиозных войн 5
1.1. Характеристика внутриполитического положения во Франции накануне религиозных войн. 5
1.2. Расстановка политических сил на первых этапах Религиозных войн 11
1.3 Характеристика внутриполитического положения во Франции в 90-е гг. XVI в. 19
Глава 2. Поиски примирения. 25
2.1. Мирные инициативы и соглашения в ходе Религиозных войн: успехи и неудачи. 25
2.2. Нантский эдикт. Национальное единство важнее конфессиональных разногласий. 34
Глава 3. Отражение Религиозных войн в художественной французской литературе. 38
Заключение 47
Литература 49
Морвел приносит Жоржу приказ вместе с его отрядом уничтожить протестантов ночью - врагов короля. Жорж с негодованием отказывается, отрывает знаки отличия и оставляет солдат, смущенных действиями командира, но одолевающими желание грабить дома гугенотов. Бернар идет на свидание к Диане. По дороге он встречает друга-католика, который настоятельно советует ему поспешно покинуть город. Диана умоляет Бернара изменить своей вере, иначе он погибнет, как и его сторонники. В городе уже горят огни, и слышен рев бешеной толпы. Бернар непреклонен. Он готов умереть, он не может изменить себе. В конце Диана с отчаянием говорит, что именно так она любит его еще больше. Появляется Жорж. Он приносит в дом Дианы ребенка, которого умирающая мать дала ему. Диана обещает позаботиться о нем.
Резня длится ночь, день и еще несколько дней, из Парижа переходит в провинцию. Жоржа заключают в тюрьму за неподчинение королю. Бернар несколько дней ждет в доме Дианы, а затем отправляется в крепость Ла-Рошель, самую прочную крепость гугенотов на юге Франции. Вместе с решительными жителями города и такими же, как он, беглецами, он собирается пожертвовать свою жизнь в случае осады крепости. Король пытается убедить мятежный город в мире и отправляет друга адмирала Колиньи, отважного протестанта Лану. Он возглавляет оборону города, чтобы вызвать доверие народа Ла-Рошели, и сам попал между двух огней. Бернар становится его адъютантом и не щадит себя в рискованных вылазках против католиков, которые осадили город. Один из выходов для него становится смертельным. Вместе с группой солдат он устраивает засаду для отряда католиков. Когда он приказывает солдатам стрелять, командира отряда убивают двумя пулями. Бернар узнает в нем Жоржа. Брат умирает в Ла-Рошели. Протестантский священник и католический монах оспаривают право последнего причастия, но Жорж отказывает им. Перед смертью он произносит горькие слова: «Я не первый француз, которого убил брат ... но и не последний».Бернард безутешен. Через некоторое время покидает Ла-Рошель, королевская армия снимает осаду, подписывает мир и вскоре умирает Карла IX.
Религиозные войны, длившиеся с некоторыми перерывами от начала 1560х годов до 1594г., когда ценой отречения от протестантизма Генрих Наваррский взошёл на престол под именем Генриха IV и принёс стране умиротворение, породил богатую литературу политических памфлетов, религиозно-философских трактатов, поэм, полных гражданского пафоса, и всякого рода сатир, исходивших из обоих лагерей. Особенно широко развивается эта литература после страшного избиения католиками гугенотов, известного под именем Варфоломеевской ночи.
Наиболее крупными и художественно цельными памятниками этого рода поэзии являются произведения двух протестантских поэтов, соратников Генриха – дю Бартаса и д’Обинье. Они были людьми большой литературной культуры, усвоившими поэтическую технику «Плеяды». Но поэтика их существенно иная. Вместо материалистически – чувственного восприятия жизни, гедонизма и аппарата античной мифологии, в их поэмах суровый пафос борьбы и величавые, героические образы, вдохновлённые Библией.
Агриппа д’Обинье (1552-1630) – это пламенный борец за кальвинизм, поэт и воин, был выдающимся гуманистом и одним из ученейших людей своего времени. Д’Обинье с юности знал древние языки, математику и астрономию. Очень любил античность и никогда не изменял её традиции. Служил простым солдатом в армии протестантов. Его религиозная и суровая поэзия не является отказом от радостей жизни. Главное произведение д’Обинье – «Трагические поэмы», написанное в конце 1570х, изображает страдание Франции, истерзанной гражданскими войнами, дурным управлением королей, интригами хищных агентов Рима. Лишённое единого связного сюжета, оно представляет собой чередование размышлений, сатирических выпадов против угнетённой родины, отдельных эпизодов борьбы, воспоминаний и т.д. Оно состоит из 7 частей, носящих выразительные заглавия: «Бедствия», «Монахи», «Золотая плата», «Огонь»,«Клинки», «Мщения»,«Суд». Всё завершается образом «страшного суда», несущего возмездие насильникам и райскую награду их жертвам. Особенно выделяется в поэме описание Варфоломеевской ночи – это страшное описание убийств и кровавой борьбы. В старости д’Обинье написал небольшой сатирический роман «Приключения барона де Фенеста», в котором главному герою, де Фенесту, пустому щёголю и бездельнику, противопоставлен господин д Эне, честный дворянин, хороший хозяин. Д’Обинье – крупнейший французский поэт конца эпохи Возрождения.
Другой французский писатель и философ-гуманист эпохи Возрождения, автор знаменитых «Опытов» - Мишель Монтень. Во время гугенотских войн он часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». Оригинальность Монтеня состоит главным образом в том, что в век энтузиазма и борьбы страстей, порожденных догматическим озлоблением, он представляет собой тип спокойного наблюдателя, сумевшего сохранить до конца дней свои нравственное равновесие и душевную ясность. Главное достоинство произведений Монтеня - это искренность, жажда правды и честность мысли. Монтень очень хорошо знал, что, высказывая некоторые мнения, он роняет себя в глазах людей, но ради этого он ни разу не покривил душой. «Если хотят говорить обо мне, то пусть говорят одну правду; если же кто-нибудь изобразит меня лучшим, чем я был на самом деле, я встану из гроба, чтобы его опровергнуть». «Опыты» М. Монтеня - это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще.
В 1828 году свет увидел апологетический труд Оноре де Бальзака «Об Екатерине Медичи». Екатерина Медичи принимает верховную власть в королевстве после смерти ее сына Франциска II. Теперь еще один из ее сыновей - король Карл IX становится королем. В 1572 году произошла резня в день св. Варфоломея, во время которой тысячи гугенотов были выслежены и убиты по приказу Екатерины и Карла. Очевидно, что переговоры, которые велись на ранних этапах между кальвинистами и католиками, сошли на нет. В этой бойне был убит не кто иной, как адмирал Колиньи, военачальник гугенотов. Королева Елизавета Австрийская, была вытеснена в чувствах своего мужа куртизанкой Мари Туше, с которой король проводит большую часть своего времени (с молчаливого одобрения Екатерины). В какой-то момент Бальзак делает интересную мысль: два слова будут полностью обобщать эту странную женщину, столь интересную для изучения, влияние которой оставило такие глубокие следы во Франции. Екатерина Медичи была чрезмерно честолюбива; у нее не было страсти, кроме власти. Суеверная и фаталистичная, как многие люди превосходного ума , верила в оккультные науки. Среди темных фигур, с которыми Екатерина Медичи общалась, были не кто иной, как Нострадамус из Сен-Жермен. Будучи королем, Карл IX гораздо более недоверчив к своей матери, чем его брат Франциск. На самом деле, у него есть основания думать, что она отнимет у него власть, а возможно и жизнь. Однажды вечером он и несколько его доверенных идут по Парижу к дому Марии Туше на улице Ауструш. По дороге он заглядывает в окно Рене, придворного парфюмера, которого давно подозревают в том, что он алхимик. Он случайно заходит к Рене и арестовывает его и нескольких сообщников, доставляя их к дому Марии Туше. Карл IX ведет личную беседу с Мари Туше. Она замечает, как он выглядит усталым, со своей стороны он жалуется на печальную судьбу всех других королей Франции по имени Карл, говорит, что устал от ношения короны и просто хочет спокойно умереть. Она привела своего маленького сына от Карла, и они тихо играют с ним. Она спрашивает его о «заключенных», которых он привел с собой, и которых охраняет его верный немецкий друг. Карл описывает сцену, когда он и его друг вторглись к парфюмеру и увидели молодую женщину, окутанную плащаницей, астролога и его престарелого отца Лоренцо.
Двое решают допросить заключенных. Затем Лоренцо предсказывает судьбу Карла и Анри III, его брата и следующего короля. Он предсказывает, что Мари выйдет замуж за губернатора Орлеана после смерти его и доживет до восьмидесяти.
Карл отпускает старого астролога, его сына и парфюмера, так как они честно ответили на все его вопросы, хотя многие из ответов потрясли его.
Книга вошла в цикл многотомного произведения Бальзака «Человеческая комедия» – «картина нравов» его времени. По его мысли, «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трех частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Книга «Об Екатерине Медичи» входит в состав «Философских этюдов», где Бальзак размышляет о закономерности истории и ее связи с современностью..
Писатель заявляет свою позицию по отношению к историческому прошлому: «Важнейшие моменты истории покрыты мраком неизвестности, и самая отвратительная клевета поливает грязью имена, которые следовало бы чтить». Считая, что личность Екатерины Медичи несправедливо забыта, недооценена, мифологизирована и опозорена, Бальзак называет ее образ «великим и прекрасным», а историков «привилегированными лжецами». И еще одним побуждающим к написанию книги фактором для Бальзака стали его политические убеждения – верность монархической идее, «которой в наши дни редко воздают должное» . Разумеется, основное внимание в книге уделяется Екатерине Медичи и оправданию ее правления. Писатель считает ее источником мудрости королевской власти тех лет, главным оружием которой была ловкость. И Варфоломеевская ночь была политически целесообразным и необходимым актом ради спасения единства монархии, народа и королевской династии Валуа: «Всякая власть, как законная, так и незаконная, вынуждена защищаться, когда на нее нападают» , – такое обоснование О. Бальзак дает этому событию. Будучи убежденным в том, что христианство поддерживает социальный порядок, он стал одним из самых верных защитников католической религии. По его мнению, христианство, в особенности католицизм, с его четкой системой ценностей, способен уберечь человека от развращения, а нацию сохранить в единстве. Именно сохранение единства нации О. Бальзак считал центральной целью для любой власти. Она имеет право бороться против любой идеологии, которая ставит под угрозу национальные интересы. Екатерина Медичи и ее деятельность для О. Бальзака – это своеобразный символ преданности монархической идее символ самоотверженной борьбы за политические идеалы. Варфоломеевская же ночь – это способ борьбы за эти идеалы, вполне уместный и естественный, как революция, например. Он считает, что любая сила, которая сохраняет французское единство, является законной.
Роман А. Дюма «Королева Марго» популярен в России давно, именно он, написанный в духе сочувствия к гугенотам, утвердил в нашем сознании ряд исторических стереотипов. А именно: королева-мать Екатерина Медичи - коварная интриганка, Гизы - мстительные и рвущиеся к власти, адмирал Колиньи -благородный предводитель гугенотов, Карл IX - нерешительный король, находящийся под материнским влиянием, герцог Анжуйский,а затем король ГенрихIII - набожный любитель роскоши, герцог Алансонский, а после восшествия брата на престол герцог Анжуйский-придворный интриган, королева Марго женщина- гуманист и красавица, её супруг Генрих Наварский и будущий король Франции Генрих IV - славный малый, себе на уме. Все эти персонажи проявляют себя во время кульминационного события Религиозных войн - в ночь с 24 на 25 августа 1572 года, канун праздника святого Варфоломея, когда католики Парижа истребили 3 тысячи гугенотов-как своих соседей, приехавших на свадьбу Маргариты Валуа с Генрихом Наварским. Этот всплеск насилия стал апогеем борьбы которую каждый день вели жители королевства, как организованно, так и спонтанно, уверенные что конфессия к которой они принадлежат, одержит верх и полностью устранит противника их религии. А заодно у каждой стороны была своя верхушка которая вела с другой политическую борьбу до окончательного её устранения. Прошли десятилетия и религиозные страсти утратили свою остроту, а Варфоломеевская ночь стала печальным символом религиозной нетерпимости в мировой истории. Именно это событие формирует современное представление о тех далёких временах. Обращаясь к трагической истории Религиозных войн, почти сорок лет разделявших Францию на два лагеря, мы в первую очередь судим об этих событиях по книгам XIX века. Только во вторую очередь мы судим по трудам историков. Но с другой стороны в трудах историков XIX века преобладало политическое направление. Основной темой тогдашних работ о Религиозных войнах были гонения, которым подвергались малочисленные гугеноты со стороны государства. Также описывалась политика репрессий против них же со стороны государства и королевского двора. В XX веке история опирается на социальные науки. Появились исследования посвящённые социальным и ментальным характеристикам минувших эпох. Социологический подход к истории рисует картину мира непохожую на современную. В то время причины побуждающие людей совершать те или иные шаги были обусловлены их ментальными установками, зависящими от исторических условий этой эпохи. С другой стороны эти поступки похожи на современные, потому что люди не меняются. В конце XIX века историки выдвинули предположение, что дворянские кланы использовали религиозные разногласия лишь как предлог для устранения конкурентов и захвата ключевых постов в управлении государством с целью ограничить власть короля. Знать руководствовалась желанием удовлетворить свои родовые и личные амбиции. Служба во славу королевства и на пользу общества была на втором месте.
Гражданский конфликт, который продолжался почти сорок лет, разобщил Францию религиозно и политически. Эти войны поставили государство на грань национальной катастрофы и в итоге благополучно разрешились, превратив страну в могущественное европейское государство. Парадоксальным итогом стало укрепление и утверждение абсолютной монархии получившей своё классическое воплощение в последующее время. Память французов о многолетних кровавых смутах заложила основы религиозной терпимости и толерантности французского общества.
Заключение
До недавнего времени рассказы как современников, так и историков, часто полемические (с обеих сторон), не могли извлечь последовательный анализ события из массы путаницы, противоречий и фактических пробелов. Протестантские документы имели тенденцию рассматривать это как тотальное уничтожение неугодных сторонниками королевской власти, Гизы выступали как зачинщики политики уничтожения ереси. Стандартные роялистские версии повторяли объяснение Карла IX, когда он принял на себя ответственность, заявляя, что применение силы оправдано необходимостью предотвратить восстание гугенотов, которое разрушит государство. Литературные сюжеты добавляли свои коллизии. Ни один традиционный отчет не намекал на какое-либо участие Парижского парламента. Предположение, что суд не сыграл никакой роли, основывалось на том факте, что он не встречался в течение примерно десяти дней - некоторые до, а некоторые после события - и особенно в связи с отсутствием какого-либо упоминания об этом событии или реакции парламента в регистрах суда или в других первоисточниках за период. В настоящее время продолжаются тщательные исследования по изучению предыстории, контекста и последствий этой бойни.
Защитники центральной власти во Франции ХVI века были вынуждены медленно, но верно идти к идее общественного договора. Все политические споры XVI в. были в разной степени связаны со сложившейся доктриной конституционализма, но формирование новых учений характеризовалось разрывом с конституционалистской традицией. Образом «врага» оказался иноверец. Вопрос о религиозном инакомыслии в политической пропаганде также оказался связан с проблемой национальной идентичности. Особенно ярко в первые периоды прослеживалась позиция, которая ставила знак равенства между французом и католиком. Франциск I считал католицизм «главной основой королевства, от коей зависит наше процветание и благополучие». Для ярых католиков иноверец – это еретик,а они хуже, чем турки, сарацины и язычники. Значит, необходимо убрать из страны врагов католической веры, война с ними – священна, а признание их французами –отказ от национальной идентичности. Сама система пропаганды строилась на обыгрывании элементов национальной идентичности, воздействии на национальные чувства населения благодаря апелляции к страданиям народа и любви к родине, дискредитации врага, внедрении сомнений в легитимности власти. Важным моментом стала успешная разработка образа врага как виновника бедствий и взвинчивание масс против иностранцев и иноверцев. Этот прием стал типичным в истории политической пропаганды, методика их пережила свое время, и судьба этой пропаганды (события Варфоломеевской ночи, Лиги и т. д.) показала, какие методы воздействия на массы оказались эффективными. Действительно, несмотря на светские и абсолютистские реакции на эксцессы Лиги, реальность, как показывает развитие королевского абсолютизма в семнадцатом веке, была постепенным возвращением к доминирующему понятию« вера, закон, король ».
Тем не менее сразу после трагедии гражданских войн, разделивших соседей и родственников, недостаточно было просто издать эдикт о мире, чтобы прекратить, как по волшебству, насилие по всему королевству. Хотя в текстах мирных договоров провозглашалась амнистия, в деревнях и не думали ни о чем забывать: как жить сегодня со своим вчерашним врагом. И хотя эдикты терпимости предлагали определенные решения, они порождали столько же проблем, сколько и разрешали. Тщетно было бы искать в каком-нибудь справочнике той эпохи конкретные средства для устранения межконфессиональной напряженности на местах. «Мир» был всего лишь словом, а для достижения настоящего примирения требовалось потратить еще много труда. Но начало ему было положено в 1598 году.
Литература
Алтухова, Н. И. Чиновники одного французского города (по «Мемуарам» Клода Атона), В кн.: Средние века: Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. 2014. Вып. 75 (1–2). С. 107–133.
Аното Г. Франция перед Ришелье. Король, власть и общество в 1614 г. СПб., 2014.
Арзаканян М. История Франции. Дрофа. 2005. 324 с.
Артеменков М. Религиозная политика королевского двора накануне Религиозных войн во Франции(1561 – 1562) //https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-politika-korolevskogo-dvora-nakanune-religioznyh-voyn-vo-frantsii-1561-1562
Балакин В. Д. Генрих IV. — Молодая гвардия, 2011. С.215
Бальзак О. О Екатерине Медичи// https://www.litmir.me/br/?b=170513
Басовская Н.И. Екатерина Медичи и конец династии Валуа // Новая и Новейшая история, 2015. С, 179-184.
Варфоломеевская ночь. Событие и споры. М., 2001.
Воронова Т.П. Предисловие / Каталог писем государственных и политических деятелей Франции XV века из собрания П.П. Дубровского / Сост.Т.П. Воронова, отв. ред. Ю.П. Малинин. СПб.: РНБ, 1993. С. 5–7
Д. Крузе.Король и насилие: из истории французского абсолютизма XVI в. // Французский ежегодник 2005. М., 2005. С. 165
ДоговоСен-Жермен//http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
Документы по истории гражданских войн во Франции. 1561-1563. М.; Л. 1962.
Документы по истории Франции середины XVI в. Начало Религиозных войн (1559-1560)// Приложение к журналу «Средние века». Вып. 7. М., 2013.
Дюма А. Королева Марго// https://www.livelib.ru/book/1001201628-koroleva-margo-aleksandr-dyuma
Клула И. Екатерина Медичи// http://annales.info/evrope/france/em.htm
Констан Ж. Повседневная жизнь французов во времена религиозных воин. С.105
Констан Ж. Повседневная жизнь французов во время Религиозных войн. М., 2005.
Копелев Д. Н. Сотворение врага: убийство в Блуа и десакрализация короля Генриха III
Ливе Ж. Религиозные войны. М., 2004.
Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. СПб., 2011.
Маргарита де Валуа. Мемуары. Избранные письма. Документы. Спб.: Евразия. 2010. 352 с.
Мартышева Л. Жак Дю Перрон: вероотступничество и прозелитизм на исходе религиозных войн во Франции//https://cyberleninka.ru/article/n/zhak-dyu-perron-verootstupnichestvo-i-prozelitizm-na-ishode-religioznyh-voyn-vo-frantsii
Мериме П. Хроники царствования Карда IХ// http://www.lib.ru/INOOLD/MERIME/karl_ix.txt_with-big-pictures.html
Мишле Ж. Краткая история Франции до французской революции / Пер. [и авт.предисл.] с фр. К. Пуговин. СПб.: Тип. Департамента внешней торговли, 1838.[2], VI, [2], 330 с.
М.Монтень Опыты//http://www.lib.ru/FILOSOF/MONTEN/monten1.txt
Неизвестные письма и документы Генриха IV Французского из архивных собраний Санкт-Петербурга и Москвы (1577-1608)//Вестник РГГУ, №1 (17). Серия «Документоведение…». М., 2017. С. 89-97; Proslogion. Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. Вып. 3 (1). СПб., 2017. С. 267-292; Вып 3 (2). СПб., С. 216-234.
Неизвестные письма и документы Генриха IV Французского из архивных собраний Санкт-Петербурга и Москвы (1577-1609)// https://cyberleninka.ru/article/n/neizvestnye-pisma-i-dokumenty-genriha-iv-frantsuzskogo-iz-arhivnyh-sobraniy-sankt-peterburga-i-moskvy-1577-1609-chast-pervaya-religioznye
Письмо епископа Ажанского к Екатерине Медичи. Ажан, 7 февраля 1561г. Документы по истории гражданских войн во Франции 1561-1563 гг. М -Л. АН СССР, 1962. С.134.
Плешкова С.Л. Франция XVI- начала XVII века: королевский галликанизм. М., 2005.
Пояркова О.В. Отношения власти и общества в трудах Теодора де Безе и Франсуа Отмана//https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-vlasti-i-obschestva-v-trudah-teodora-de-beza-i-fransua-otmana
Религиозные войны во Франции в ХVI в. Новые источники,новые исследования, новая периодизация. СПБ., 2015. 352 с.
Уваров П.Ю. Борьба тенденций в новейшей историографии Католической лиги конца XVI в. // Средние века. 1988. Вып. 51. С. 181–200
Уваров, П. Ю. Беглый епископ и его послание, В кн.: Французское общество в эпоху культурного перелома: От Франциска I до Людовика XIV / Под ред.П. Ю. Уварова и Е. Е. Бергер. М.: ИВИ РАН, 2008. С. 62–72. (Западное Средневековье в письменных памятниках. Приложение к ежегоднику«Средние века»; Вып. 3
Уваров, П. Ю. Под сводами Дворца правосудия: 7 юридических коллизий во Франции XVI века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 248 с.
Шишкин В. Французский королевский двор в XVI веке. СПб., 2018.
Шишкин В.В. Кардинал Лотарингский и Религиозные войны во Франции (1559-1574)// Средние века. Вып. № 76 (1-2). 2015. С. 222-248.
Эдикт Сен-Жермен//http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
Эльфонд И.Я. Эволюция идей конституционализма во Франции XVI в. // Искусство власти: сб. в честь проф. Н.А. Хачатурян. СПб.: Алетейя, 2007. С. 286–301
Эльфонд, И. Я. Адмирал Колиньи: Жизнь и легенда, В кн.: Вопросы истории. 2000. № 10. С. 141–147.
Brief discours sur les moyens que tient le Cardinal de Lorraine, pour empescher l’Establissement de la Paix, et ramener les troubles en France. S. 1., 1568. P. Eiij
Constant J.-M. La Ligue. P.: Fayard, 1996. P. 467–475.
Edict du Roy contenant declaration qu’il ne veut d’oresnavant plus se servir de ses Officiers, tant de judicature que des finances, qui sont de la nouvelle pretendue religion (le 25 septembre 1568 a Saint-Maur des Fossez), in: Fontanon
Edit d’union ou adhesion de Henri III a la Ligue, in: La France protestante. T. 10
Edit de Boulogne (au mois de juillet 1573 a Boulogne), in: Edits des guerres de religion.P. 86–93.
Edit de pacification fait par le roi mettre fin aux troubles de son royaume et faire desormais vivre tous ses sujets en bonne paix, union et concorde, sous son obeisance (au mois de septembre 1577 a Poitiers), in: Edits des guerres de religion. P. 131–153.
Édit de Saint-Germain en Laye/ http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
L’Edit de l’an 1570 sur la pacification des troubles (au mois d’aout 1570 a Saint-Germain en Laye), in: Edits des guerres de religion. P. 77–78.
La Correspondance de Catherine de Médicis//https://fr.wikisource.org/wiki/La_Correspondance_de_Catherine_
Les edits et ordonnances des rois de France depuis Louis VI dit le Gros jusques a present. Paris, 1611. T. 4. P. 294.
Norris cited by Sutherland, Huguenot Struggle , 159; text of Longjumeau, ibid., 358; Pasquier, Lettres historiques , to Ardivilliers, on Longjumeau, 182
One King, One Faith/The Crisis Generation in Civil War, 1562-1582// https://publishing.cdlib.org/ucpressebooks
Recuiel général des anciennes lois françaises depuis l’an420jusqu’à la Révolution. P., s.a. V. 12. P. 2.
Артеменков М. Религиозная политика королевского двора накануне Религиозных войн во Франции
(1561 – 1562) //https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-politika-korolevskogo-dvora-nakanune-religioznyh-voyn-vo-frantsii-1561-1562
Артеменков М. Религиозная политика королевского двора накануне Религиозных войн во Франции
(1561 – 1562) //https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-politika-korolevskogo-dvora-nakanune-religioznyh-voyn-vo-frantsii-1561-1562
Артеменков М. Религиозная политика королевского двора накануне Религиозных войн во Франции
(1561 – 1562) //https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-politika-korolevskogo-dvora-nakanune-religioznyh-voyn-vo-frantsii-1561-1562
Арзаканян М. История Франции. Дрофа. 2005. 324 с.
Арзаканян М. История Франции. Дрофа. 2005. 324 с.
Там же. С.45
Артеменков М. Религиозная политика королевского двора накануне Религиозных войн во Франции
(1561 – 1562) //https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-politika-korolevskogo-dvora-nakanune-religioznyh-voyn-vo-frantsii-1561-1562
Там же.
Там же.
Письмо епископа Ажанского к Екатерине Медичи. Ажан, 7 февраля 1561г. Документы по истории гражданских войн во Франции 1561-1563 гг. М -Л. АН СССР, 1962. С.134.
Арзаканян М. История Франции. Дрофа. 2005. 324 с.
Пояркова О.В. Отношения власти и общества в трудах Теодора де Безе и Франсуа Отмана//https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-vlasti-i-obschestva-v-trudah-teodora-de-beza-i-fransua-otmana
Констан Ж. Повседневная жизнь французов во времена религиозных воин. С.105
Д. Крузе.Король и насилие: из истории французского абсолютизма XVI в. // Французский ежегодник 2005. М., 2005. С. 165
См. Копелев Д. Н. Сотворение врага: убийство в Блуа и десакрализация короля Генриха III
Мартышева Л. Жак Дю Перрон: вероотступничество и прозелитизм на исходе религиозных войн во Франции//https://cyberleninka.ru/article/n/zhak-dyu-perron-verootstupnichestvo-i-prozelitizm-na-ishode-religioznyh-voyn-vo-frantsii
Балакин В. Д. Генрих IV. — Молодая гвардия, 2011. С.215
Религиозные войны во Франции в ХVI в. Новые источники,новые исследования, новая периодизация. СПБ., 2015.С.115
Религиозные войны во Франции в ХVI в. Новые источники,новые исследования, новая периодизация. СПБ., 2015.С.116
La Correspondance de Catherine de Médicis//https://fr.wikisource.org/wiki/La_Correspondance_de_Catherine_
Третья религиозная война // https://www.museeprotestant.org/en/notice/troisieme-guerre-de-religion-1568-1570/
Религиозные войны во Франции в ХVI в. Новые источники,новые исследования, новая периодизация. СПБ., 2015.С.96
Кардинал Шарль Лотарингский и его брат герцог Франсуа де Гиз были представлены как главные враги протестантов после смерти Генриха II (1559), когда они заняли первые места в Королевском совете при Франциске II. После смерти Франсуа в конце Первой религиозной войны (1563) кардинал, сторонник католической реформы и решений Тридентского собора, стал олицетворением антипротестантской политики: Requeste ргёветёе au Roy, par Monseigneur le prince de Condё, accompag^e d’un grand nombre de Seigneurs, gentilshommes et autres qui font profession de la Religion гёАогтёе en ce Royaume. Avec la Protestation dudit Seigneur. S. 1. [Organs: Eloi Gibier], 1567. Судя no королевской реакции, прошение сначала было представлено отдельно, в рукописной форме, без Заявления (protestation), которое развивает аргументы защиты общественного блага. Что касается идентификации издателя этих брошюр, см.: Desgraves Louis. Eloi Gibier, imprimeur к ОЛёаш, 1536-1588. Geneve: Droz, 1966.
Религиозные войны во Франции в ХVI в. Новые источники,новые исследования, новая периодизация. СПБ., 2015. С.96
Там же.
Эдикт Сен-Жермен//http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
L’Edit de l’an 1570 sur la pacification des troubles (au mois d’aout 1570 a Saint-Germain en Laye), in: Edits des guerres de religion. P. 77–78.
Договор Сен-Жермен//http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
Религиозные войны во Франции ХVI. Новые источники, новые исследования, новая периодизация. СПб.,С.116
Комиссары ответственны за выполнение королевских эдиктов
Религиозные войны во Франции ХVI. Новые источники, новые исследования, новая периодизация. СПб.,С.
Brief discours sur les moyens que tient le Cardinal de Lorraine, pour empescher l’Establissement de la Paix, et ramener les troubles en France. S. 1., 1568. P. Eiij.
Édit de Saint-Germain en Laye/ http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
Edit de pacification fait par le roi mettre fin aux troubles de son royaume et faire desormais vivre tous ses sujets en bonne paix, union et concorde, sous son obeisance (au mois de septembre 1577 a Poitiers), in: Edits des guerres de religion. P. 131–153.
Edit d’union ou adhesion de Henri III a la Ligue, in: La France protestante. T. 10.
Религиозные войны во Франции ХVI. Новые источники, новые исследования, новая периодизация. СПб.,С.11
Мериме П. Хроники царствования Карла IХ// http://www.lib.ru/INOOLD/MERIME/karl_ix.txt_with-big-pictures.html
М.Монтень Опыты//http://www.lib.ru/FILOSOF/MONTEN/monten1.txt
Бальзак О. Об Екатерине Медичи http://www.libros.am/book/read/id/220243/slug/ob-ekaterine-medichi (Дата обращения: 15.04.2020).С. 7
Recuiel général des anciennes lois françaises depuis l’an420jusqu’à la Révolution. P., s.a. V. 12. P. 2.
24
52
2. Аното Г. Франция перед Ришелье. Король, власть и общество в 1614 г. СПб., 2014.
3. Арзаканян М. История Франции. Дрофа. 2005. 324 с.
4. Артеменков М. Религиозная политика королевского двора накануне Религиозных войн во Франции(1561 – 1562) //https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-politika-korolevskogo-dvora-nakanune-religioznyh-voyn-vo-frantsii-1561-1562
5. Балакин В. Д. Генрих IV. — Молодая гвардия, 2011. С.215
6. Бальзак О. О Екатерине Медичи// https://www.litmir.me/br/?b=170513
7. Басовская Н.И. Екатерина Медичи и конец династии Валуа // Новая и Новейшая история, 2015. С, 179-184.
8. Варфоломеевская ночь. Событие и споры. М., 2001.
9. Воронова Т.П. Предисловие / Каталог писем государственных и политических деятелей Франции XV века из собрания П.П. Дубровского / Сост.Т.П. Воронова, отв. ред. Ю.П. Малинин. СПб.: РНБ, 1993. С. 5–7
10. Д. Крузе.Король и насилие: из истории французского абсолютизма XVI в. // Французский ежегодник 2005. М., 2005. С. 165
11. ДоговоСен-Жермен//http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
12. Документы по истории гражданских войн во Франции. 1561-1563. М.; Л. 1962.
13. Документы по истории Франции середины XVI в. Начало Религиозных войн (1559-1560)// Приложение к журналу «Средние века». Вып. 7. М., 2013.
14. Дюма А. Королева Марго// https://www.livelib.ru/book/1001201628-koroleva-margo-aleksandr-dyuma
15. Клула И. Екатерина Медичи// http://annales.info/evrope/france/em.htm
16. Констан Ж. Повседневная жизнь французов во времена религиозных воин. С.105
17. Констан Ж. Повседневная жизнь французов во время Религиозных войн. М., 2005.
18. Копелев Д. Н. Сотворение врага: убийство в Блуа и десакрализация короля Генриха III
19. Ливе Ж. Религиозные войны. М., 2004.
20. Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. СПб., 2011.
21. Маргарита де Валуа. Мемуары. Избранные письма. Документы. Спб.: Евразия. 2010. 352 с.
22. Мартышева Л. Жак Дю Перрон: вероотступничество и прозелитизм на исходе религиозных войн во Франции//https://cyberleninka.ru/article/n/zhak-dyu-perron-verootstupnichestvo-i-prozelitizm-na-ishode-religioznyh-voyn-vo-frantsii
23. Мериме П. Хроники царствования Карда IХ// http://www.lib.ru/INOOLD/MERIME/karl_ix.txt_with-big-pictures.html
24. Мишле Ж. Краткая история Франции до французской революции / Пер. [и авт.предисл.] с фр. К. Пуговин. СПб.: Тип. Департамента внешней торговли, 1838.[2], VI, [2], 330 с.
25. М.Монтень Опыты//http://www.lib.ru/FILOSOF/MONTEN/monten1.txt
26. Неизвестные письма и документы Генриха IV Французского из архивных собраний Санкт-Петербурга и Москвы (1577-1608)//Вестник РГГУ, №1 (17). Серия «Документоведение…». М., 2017. С. 89-97; Proslogion. Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. Вып. 3 (1). СПб., 2017. С. 267-292; Вып 3 (2). СПб., С. 216-234.
27. Неизвестные письма и документы Генриха IV Французского из архивных собраний Санкт-Петербурга и Москвы (1577-1609)// https://cyberleninka.ru/article/n/neizvestnye-pisma-i-dokumenty-genriha-iv-frantsuzskogo-iz-arhivnyh-sobraniy-sankt-peterburga-i-moskvy-1577-1609-chast-pervaya-religioznye
28. Письмо епископа Ажанского к Екатерине Медичи. Ажан, 7 февраля 1561г. Документы по истории гражданских войн во Франции 1561-1563 гг. М -Л. АН СССР, 1962. С.134.
29. Плешкова С.Л. Франция XVI- начала XVII века: королевский галликанизм. М., 2005.
30. Пояркова О.В. Отношения власти и общества в трудах Теодора де Безе и Франсуа Отмана//https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-vlasti-i-obschestva-v-trudah-teodora-de-beza-i-fransua-otmana
31. Религиозные войны во Франции в ХVI в. Новые источники,новые исследования, новая периодизация. СПБ., 2015. 352 с.
32. Уваров П.Ю. Борьба тенденций в новейшей историографии Католической лиги конца XVI в. // Средние века. 1988. Вып. 51. С. 181–200
33. Уваров, П. Ю. Беглый епископ и его послание, В кн.: Французское общество в эпоху культурного перелома: От Франциска I до Людовика XIV / Под ред.П. Ю. Уварова и Е. Е. Бергер. М.: ИВИ РАН, 2008. С. 62–72. (Западное Средневековье в письменных памятниках. Приложение к ежегоднику«Средние века»; Вып. 3
34. Уваров, П. Ю. Под сводами Дворца правосудия: 7 юридических коллизий во Франции XVI века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 248 с.
35. Шишкин В. Французский королевский двор в XVI веке. СПб., 2018.
36. Шишкин В.В. Кардинал Лотарингский и Религиозные войны во Франции (1559-1574)// Средние века. Вып. № 76 (1-2). 2015. С. 222-248.
37. Эдикт Сен-Жермен//http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
38. Эльфонд И.Я. Эволюция идей конституционализма во Франции XVI в. // Искусство власти: сб. в честь проф. Н.А. Хачатурян. СПб.: Алетейя, 2007. С. 286–301
39. Эльфонд, И. Я. Адмирал Колиньи: Жизнь и легенда, В кн.: Вопросы истории. 2000. № 10. С. 141–147.
40.
41. Brief discours sur les moyens que tient le Cardinal de Lorraine, pour empescher l’Establissement de la Paix, et ramener les troubles en France. S. 1., 1568. P. Eiij
42. Constant J.-M. La Ligue. P.: Fayard, 1996. P. 467–475.
43. Edict du Roy contenant declaration qu’il ne veut d’oresnavant plus se servir de ses Officiers, tant de judicature que des finances, qui sont de la nouvelle pretendue religion (le 25 septembre 1568 a Saint-Maur des Fossez), in: Fontanon
44. Edit d’union ou adhesion de Henri III a la Ligue, in: La France protestante. T. 10
45. Edit de Boulogne (au mois de juillet 1573 a Boulogne), in: Edits des guerres de religion.P. 86–93.
46. Edit de pacification fait par le roi mettre fin aux troubles de son royaume et faire desormais vivre tous ses sujets en bonne paix, union et concorde, sous son obeisance (au mois de septembre 1577 a Poitiers), in: Edits des guerres de religion. P. 131–153.
47. Édit de Saint-Germain en Laye/ http://elec.enc.sorbonne.fr/editsdepacification/edit_05
48. L’Edit de l’an 1570 sur la pacification des troubles (au mois d’aout 1570 a Saint-Germain en Laye), in: Edits des guerres de religion. P. 77–78.
49. La Correspondance de Catherine de Médicis//https://fr.wikisource.org/wiki/La_Correspondance_de_Catherine_
50. Les edits et ordonnances des rois de France depuis Louis VI dit le Gros jusques a present. Paris, 1611. T. 4. P. 294.
51. Norris cited by Sutherland, Huguenot Struggle , 159; text of Longjumeau, ibid., 358; Pasquier, Lettres historiques , to Ardivilliers, on Longjumeau, 182
52. One King, One Faith/The Crisis Generation in Civil War, 1562-1582// https://publishing.cdlib.org/ucpressebooks
53. Recuiel général des anciennes lois françaises depuis l’an420jusqu’à la Révolution. P., s.a. V. 12. P. 2.
Вопрос-ответ:
Какой был характер внутриполитического положения во Франции перед религиозными войнами?
Внутриполитическое положение во Франции перед религиозными войнами было нестабильным и напряженным. В стране существовали различные социальные и политические группы, которые боролись за влияние и власть. Конфликты между католиками и протестантами усиливали напряженность и угрожали политической стабильности.
Какие политические силы формировались на первых этапах религиозных войн во Франции?
На первых этапах религиозных войн во Франции формировались две основные политические силы - гугеноты (протестанты) и католики. Обе стороны усиливали свои союзы и стремились к укреплению и расширению своего влияния. Гугеноты получили поддержку некоторых благородных родов, их влияние стало заметным в некоторых провинциях.
Как изменялось внутриполитическое положение во Франции в 90е годы XVI века?
Внутриполитическое положение во Франции в 90-х годах XVI века было отмечено ростом централизации власти. Католическая лига, состоящая из католических аристократов, противостояла гугенотам и протестантскому движению. Конфликт между лигой и гугенотами привел к усилению роли королевской власти и утверждению консолидированной монархии.
Какие были мирные инициативы и соглашения в ходе религиозных войн во Франции?
В ходе религиозных войн во Франции были предприняты различные мирные инициативы и достигнуты соглашения. Например, Варшавский мир 1573 года закрепил определенные права и свободы для гугенотов. Сен-Жерменский мир 1570 года привел к временному прекращению боевых действий и признанию протестантской религии в некоторых провинциях.
Какие были основные политические силы во Франции перед религиозными войнами?
Перед религиозными войнами во Франции основные политические силы были представлены королем, католической церковью и дворянством. Король Карл IX и его мать, королева католичка Катарина Медичи, стремились к централизации власти, в то время как аристократия старалась сохранить свои привилегии. Раскол между католиками и протестантами стал дополнительной силой, которую используют оба лагеря для расширения своего влияния и достижения своих целей.
Какие политические силы влияли на первые этапы религиозных войн во Франции?
На первых этапах религиозных войн во Франции основные политические силы были разделены на два лагеря: католиков и протестантов (гугенотов). Католики были поддержаны королем Карлом IX и королевой Катариной Медичи, а протестанты, в свою очередь, имели поддержку многих влиятельных дворян и егоалов. Политическая борьба между этими двумя силами привела к серии конфликтов и вооруженных столкновений.
Каково было внутриполитическое положение во Франции в 90-е годы XVI века?
В 90-е годы XVI века во Франции политическая ситуация была напряженной и характеризовалась возникновением религиозных и культурных расколов. Католическая церковь и Катарина Медичи стремились подавить растущее влияние протестантов (гугенотов), что привело к возникновению нового волна протестов и беспорядков. Отсутствие единого правительства и внутренних конфликтов существенно ослабили политическое единство страны.
Какие мирные инициативы и соглашения были предприняты во времена религиозных войн и были ли они успешными?
В ходе религиозных войн во Франции было предпринято несколько мирных инициатив и заключено несколько соглашений. Некоторые из них включали Генепский приказ, Переустановление правил, Амбрежийское соглашение и другие. Однако большинство этих соглашений были краткосрочными и неудачными, поскольку религиозные конфликты продолжались и вспыхивали с новой силой. Мирное примирение было сложной задачей, которую удалось осуществить лишь впоследствии.
Какая была расстановка политических сил во Франции перед религиозными войнами XVI века?
Накануне религиозных войн во Франции сложилась сложная политическая ситуация. Наиболее мощной силой была католическая церковь, которая имела поддержку монархии и большей части феодальной знати. Противостоять им старались гугеноты — сторонники протестантской реформации. Они были сосредоточены в буржуазных слоях общества, а также среди некоторых феодалов и частей дворянства. Кроме того, во Франции существовала и другая религиозная группировка — поскольку у монархии был иудейский консистории.
Каковы были мирные инициативы и соглашения в ходе религиозных войн во Франции?
В ходе религиозных войн во Франции были предприняты несколько мирных инициатив и заключены некоторые соглашения. Одним из наиболее значимых было Мир в Монтелимаре, который был заключен между гугенотами и королем Карлом IX в 1568 году. Это соглашение предусматривало признание протестантов их религиозных прав и запрет на преследования. Однако, несмотря на некоторые успехи, подобные инициативы не привели к прочному примирению сторон и были временными решениями в течение религиозных войн.