Проблемы и направления развития человеческого капитала в современной экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 35 35 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 01.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и оценки человеческого капитала 5
1.1. Понятие человеческого капитала 5
1.2. Подходы к оценке человеческого капитала 12
Глава 2. Современное состояние человеческого капитала 17
2.1. Анализ человеческого капитала в России 17
2.2. Развитие человеческого капитала в мире 22
Глава 3. Направления развития человеческого капитала 25
3.1. Проблемы развития человеческого капитала 25
3.2. Пути решения выявленных проблем 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Фрагмент для ознакомления

Индекс человеческого капитала (HumanCapitalIndex) определяется Всемирным экономическим форумом (WorldEconomicForum) на основе рейтинговой оценки и включает в себя четыре компонента:– субиндекс емкости (характеризует уровень образованности населения);– субиндекс развертывания (отражает уровень потенциальной занятости населения государства);– субиндекс развития (позволяет оценить уровень начального образования и развитие системы последипломного образования);– субиндекс ноу-хау (характеризует уровень профессионального мастерства работников).На рис. 8и 9 приведены значения индекса человеческого капитала для стран, вошедших в первую десятку по данному показателю, а также для Украины и Казахстана. Из таблицы видно, что Украина занимает 24-е место, а Казахстан - 29-е место. Всего в рейтинге участвовало 130 государств.Важным показателем уровня развития человеческого капитала государства является также индекс человеческого развития (HumanDevelopmentIndex). Индекс человеческого развития представляет собой интегральный показатель, который рассчитывается ежегодно для сравнения уровней развития человеческих ресурсов государств по таким параметрам, как уровень жизни, грамотность, образованность и долголетие. Информация о данном индексе публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах, начиная с 1990 года.Рис. 8 Индекс человеческого капитала и его составляющие за 2017 годРис. 9Индекс человеческого капитала и его составляющие за 2017 годНа рис. 10 приведены значения индекса человеческого развития для стран, вошедших в первую десятку по данному показателю, а также для Беларуси, Казахстана и Украины. По данным доклада ООН, Беларусь заняла 53-е место, Казахстан - 58-е, а Украина - 88-е место в мире. Согласно данным доклада, ожидаемая продолжительность жизни в Российской федерации составила 71,2 года; ожидаемая продолжительность обучения - 15,5 лет; средняя продолжительность обучения - 12,0 лет, а валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности в ценах 2011 года - 24233 доллара. Рис. 10. –Индекс человеческого развития и его составляющие за 2017 годСравнивая составляющие показатели индекса человеческого развития государств, занимающих лидирующее положение, можно сделать вывод, что по таким показателям, как ожидаемая и средняя продолжительность обучения наблюдается незначительное отставание. Заметное отставание наблюдается по ожидаемой продолжительности жизни и наиболее существенное - по валовому национальному доходу на душу населения.Глава 3. Направления развития человеческого капитала3.1. Проблемы развития человеческого капиталаДля современной России, нацеленной на развитие экономики знаний, накопление и повышение доли человеческого капитала в национальном богатстве страны является исключительно важной задачей. Как показывают исследования, развитию человеческого капитала препятствуют проблемы, связанные с:– содействием улучшению демографической ситуации и улучшению демографической структуры населения страны;– уменьшением миграционных потерь населения продуктивного возраста, в том числе населения высокого профессионально-квалификационного уровня;– экономической нестабильности (большинство населения страны не уверена в завтрашнем дне, что негативно влияет на инвестирование в человеческий капитал) - низкого качества жизни (в связи с обострением экономической ситуации большое количество населения теряет средства к существованию);– низкой заработной платы, падение национальной валюты и роста цен заставляет население в поисках лучших заработков покидать регион, поскольку не хватает средств для существования и содержания семей; – высокого уровня безработицы населения. Особенно остро эта проблема ощущается в сельской местности, где большинство трудоспособного населения просто не может найти работу и вынуждена выживать путем самозанятости в личных подсобных хозяйствах;– отягчающего системы налогообложения. Большинство предпринимателей вынуждены либо работать в тени, или вообще закрывать предприятия. С повышением размера минимальной заработной платы большое количество предпринимателей или вообще освобождает работников, или переводит их на неполную занятость, поскольку растет налоговая нагрузка на предпринимателя за каждого наемного работника, а со стороны государства отсутствует поддержка развитую малого и среднего бизнеса;– одним из социальных факторов является низкий уровень образования. Население региона не может получить необходимые знания и умения, которые сможет использовать в процессе производства; большинство оборудования профессионально-технических учебных заведений устаревшее, не способствует получению знаний и навыков, необходимых в условиях инновационного развития экономики. Учебные планы вузов оторваны от реальных потребностей, которые существуют на рынке труда; заведения выпускают специалистов, имеющих диплом и не имеют необходимых знаний и вынуждены учиться выполнять необходимую работу уже после трудоустройства;– повышение доходности и престижности высококвалифицированного труда во всех видах экономической деятельности;– расширение участия государства и бизнеса в подготовке специалистов нужного профиля путем поддержки направлений обучения для удовлетворения будущих потребностей рынка труда;– недоступной или малодоступной системы здравоохранения, хотя в стране властями создается иллюзия бесплатной медицины, однако на практике она просто отсутствует, большинство медицинских учреждений не финансируются на достаточном уровне, качество услуг, которые они предоставляют, на достаточно низком уровне, что не способствует формированию и развитию качественных характеристик человеческого каптала. Довольно часто врачи даже не могут установить диагноз, а не то чтобы вылечить пациента;– плохих условий труда. Большинство предприятий вообще не беспокоятся об условиях и безопасность труда на своем производстве; на предприятиях отсутствует такая должность, как инженер по технике безопасности, не созданы условия для комфортного отдыха работников, отсутствует социальная защита работников;– отсутствие возможностей для профессионального роста и реализации креативного потенциала. В современном мире это особенно важно для молодых людей, которые стремятся реализовать свой потенциал;– политической нестабильности, частой смены власти. Неуверенность в завтрашнем дне не способствует ни притока инвестиций извне, ни развития предпринимательства внутри региона;– отсутствия демократических преобразований;– коррумпированности властных структур и отсутствия рычагов влияния на это позорное явление;– неблагоприятной экологической ситуации, которая вызывает развитие хронических заболеваний не только у населения старшего возраста, но и у детей.3.2. Пути решения выявленных проблемВ данное время актуальным является изучения вопроса отношения человеческого капитала и финансов домохозяйств в рамках развития «экономики знаний». В рамках развития финансов домохозяйств развитие человеческого капитала стимулирует прирост продуктивности труда и обеспечивает рост как уровня рентабельности, так и улучшение общей макроэкономической ситуации в стране. Перспективными направлениями развития человеческого капитала и финансов домохозяйств является налоговое стимулирование развития за счет инвестиций в обучение, медицину, инфраструктуру, качество жизни, при этом государство может обеспечивать данные процессы за счет налоговых каникул, налоговых скидок и преференций для домохозяйств.Интегральной оценкой развития экономической системы так же является индекс экономики знаний Мирового банка. В 2018 году наибольшее значения индекса имела Швеция на уровне 9,43 п.п. с 10 п.п., при этом Россия занимала 55 место в мире с индексом 5.78 п.п. относительно уровня индекса экономики знаний и 6.96 п.п. индекса знаний.Перспективными направлениями развития человеческого капитала есть становление системы «экономики знаний» в России, что может быть реализовано за счет стимулирование образовательных бизнес-хабов и кластеров. Именно стимулирование экономики знаний может создать значительный импульс для оптимизации структуры экономики страны и перевести ее с сырьевой ориентации на обслуживающий сегмент. В мировом хозяйстве современная «экономика знаний» обеспечивает % созданного ВВП и до 90% занятости населения в сфере высокотехнологических услуг и производства.К условий эффективного функционирования креативного человеческого капитала следует отнести необходимость масштабных инноваций, в свою очередь формируют спрос на уникальные идеи, которые могут трансформироваться в новые знания; наличие в стране соответствующего уровня образовательной и научной системы, которая позволит обеспечить необходимую плотность когнитивного пространства для удовлетворения потребностей экономических субъектов по развитию своих профессиональных знаний и навыков, а также развития талантов.Факторами эффективного функционирования креативного человеческого капитала является:– мотивация экономических субъектов к постоянному самосовершенствованию для максимально полной реализации своего креативного потенциала;– высокий уровень качества управления в экономике знаний, требует формирования соответствующего механизма воспроизводственных процессов как в сфере образования так и в сфере самообразования.Итак, современный экономическое развитие все больше связывается с созданием объективной основы для понимания человека как основного двигателяхозяйственныхпроцессов.Ведущаярольвысококвалифицированной творческой работы и креативности становится определяющим фактором развития нового типа общества и присущей ему экономике знаний. Происходит формирование человека с разносторонними социальными и интеллектуальными потребностями.Для стимулировании инвестиций в человеческий капитал в России актуальным будет:– изменение подхода к финансированию образования и самообучения;– развития системы грантового обучения;– налоговые льготы в сфере образования и инвестиций в человеческий капитал;– государственное финансирований развитие инноваций, создание инновационных кластеров и стимулирование НИИКР в сфере производства и услуг.ЗаключениеЧеловеческий капитал стал сегодня важным фактором развития общества. В развитых странах давно пришли к выводу, что именно экономика знаний является движущей силой развития общества. В этих условиях необходимы комплексные действия со стороны государственных органов власти, которые, опираясь на имеющийся человеческий капитал, обеспечили бы условия для устойчивого экономического развития в стране и для построения новой, социально ориентированной, инновационной экономической модели в РФ, была бы направлена на формирование и развитие качественно нового информационного и интеллектуального общества в рамках европейских и общемировых традиций и норм, с учетом положительного мирового опыта человеческого развития.Индекс развития человеческого капитала России 1990 до 2017 года указывает на тренды падения человеческого капитала присущи тенденции роста уровня человеческого капитала, поскольку стабильно развивалась как экономическая, так и социальная сфера и уровень инвестиций в развитие человеческого капитала Россия в 2018 году пребывала на 49 строке данного рейтинга развития человеческого капитала в мире и входила в состав стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала, при этом за последние 3года в рейтинге Россия выросла на 3 позиции, что указывает на тенденции эффективной государственной политики относительно развития человеческого капитала.Качественным показателем развития человеческого капитала России был прирост уровня продуктивности труда, что привело к росту уровня ВВП на душу населения с 9,7 тыс. дол. в 2007 году до уровня 11,3 тыс. дол. в 2017 году, что указывает на потребность корректировки экономической модели в рамках стимулирования человеческого капитала России.Быстрое развитие цифровых технологий предлагает новый подход к управлению. Современные организационные структуры должны стать более плоскими - горизонтальными. Иерархическая модель должна постепенно заменяться. Она не может функционировать правильно с учетом требований цифровой экономики. Будущее человечества и организаций в цифровой экономике находится в руках человеческого капитала. Если работодатели не обращают внимания на него, то их ожидает мрачное будущем.Оценка посткризисного развития человеческого капитала в России указывает на противоречивые тенденции развития факторных векторов инвестирования в человеческий потенциал со стороны государства, в то же время целесообразным является корректирование государственной политики в данной сфере с смещением акцентов на финансовые и нефинансовые инструменты развития человеческого потенциала, в том числе за счет инновационного развития образования, оптимизации медицинской сферы, стимулирования роста продуктивности труда и инновационных бизнес-хабов в России.К условиям эффективного функционирования креативного человеческого капитала следует отнести необходимость масштабных инноваций, в свою очередь формируют спрос на уникальные идеи, которые могут трансформироваться в новые знания; наличие в стране соответствующего уровня образовательной и научной системы, которая позволит обеспечить необходимую плотность когнитивного пространства для удовлетворения потребностей экономических субъектов по развитию своих профессиональных знаний и навыков, а также развития талантов.Список использованных источниковАвдеев Е.В. Сущность и особенности формирования человеческого капитала // Internationalagriculturaljournal. 2020. №1. С. 159-169.Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. М.: ЛЕНАНД, 2015Вайсман Е.Д., Сухих М.А. К вопросу оценки человеческого капитала промышленного предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. № 2. - С. 135-141Владимирова Ц.Д. Развитие теории человеческого капитала организации в цифровой экономике // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 9. С. 2671-2690Маркс К. Сочинения в 50-ти т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - [т. 24]. М. : Политиздат, 1960. 870 с.Петти У. Политическая арифметика / Бартенев С. А. История экономических учений / С. А. Бартенев. М. :Юристъ, 2001. 456 сПроект Правительства РФ «Инновационная Россия 2020»: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Гарант. Информационно-правовое обеспечение.Черковец В.Н. Категория человеческий капитал в общей экономической теории: исторический взгляд и со-держательное определение // Российский экономический журнал. 2019. № 7-8.Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. Обзор методов капитализации человеческого капитала // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. №4 (48). С. 247-257.Acemoglu D., Gallego F.A., Robinson J.A. Institutions, human capital, and development // Annu. Rev. Econ. 2014. Vol. 6. No. 1. P. 875—912Tan E. Human capital theory: A holistic criticism // Review of Educational Research. 2014. Vol. 84. No. 3. P. 411—445The Global Human Capital Report 2017 [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf

1. Авдеев Е.В. Сущность и особенности формирования человеческого капитала // International agricultural journal. 2020. №1. С. 159-169.
2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. М.: ЛЕНАНД, 2015
3. Вайсман Е.Д., Сухих М.А. К вопросу оценки человеческого капитала промышленного предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. № 2. - С. 135-141
4. Владимирова Ц.Д. Развитие теории человеческого капитала организации в цифровой экономике // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 9. С. 2671-2690
5. Маркс К. Сочинения в 50-ти т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - [т. 24]. М. : Политиздат, 1960. 870 с.
6. Петти У. Политическая арифметика / Бартенев С. А. История экономических учений / С. А. Бартенев. М. : Юристъ, 2001. 456 с
7. Проект Правительства РФ «Инновационная Россия 2020»: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Гарант. Информационно-правовое обеспечение.
8. Черковец В.Н. Категория человеческий капитал в общей экономической теории: исторический взгляд и со-держательное определение // Российский экономический журнал. 2019. № 7-8.
9. Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. Обзор методов капитализации человеческого капитала // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. №4 (48). С. 247-257.
10. Acemoglu D., Gallego F.A., Robinson J.A. Institutions, human capital, and development // Annu. Rev. Econ. 2014. Vol. 6. No. 1. P. 875—912
11. Tan E. Human capital theory: A holistic criticism // Review of Educational Research. 2014. Vol. 84. No. 3. P. 411—445
12. The Global Human Capital Report 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf

Вопрос-ответ:

Какие подходы существуют к оценке человеческого капитала?

Оценка человеческого капитала может быть осуществлена различными способами. Одним из подходов является калькуляция прямых и косвенных затрат на образование и подготовку работников. Другим подходом является оценка интеллектуального капитала компании и его влияния на общую стоимость организации. Также применяются методы оценки профессиональных навыков и компетенций работников.

Какие проблемы существуют в развитии человеческого капитала?

Среди основных проблем можно выделить недостаток инвестиций в образование и подготовку кадров, неравномерное распределение человеческого капитала между разными регионами и секторами экономики, низкая квалификация и низкая продуктивность рабочей силы. Также существует проблема устаревания навыков работников и их несоответствия потребностям рынка труда.

Какой анализ человеческого капитала проводится в России?

В России проводится анализ уровня образования населения, его доступности и качества. Также проводится оценка профессиональной подготовки и компетенций работников, анализ роста заработной платы и уровня занятости в различных отраслях экономики. Также изучается влияние человеческого капитала на экономический рост страны.

Как развивается человеческий капитал в мире?

В мире наблюдается увеличение инвестиций в образование и подготовку кадров, стремительное развитие информационных технологий и цифровой экономики, активное использование новых методов обучения и развития навыков, повышение качества жизни и доступности образования для всех граждан. Также все большее внимание уделяется развитию творческого и интеллектуального потенциала людей.

Какие направления развития человеческого капитала можно выделить?

Одним из направлений развития человеческого капитала является усиление государственной поддержки образования и подготовки кадров, создание условий для повышения квалификации и развития профессиональных навыков. Также важными направлениями являются развитие инноваций и технологий, поддержка предпринимательства и развитие творческого потенциала людей.

Каково понятие человеческого капитала?

Понятие человеческого капитала относится к знаниям, навыкам, опыту и способностям, которыми обладает человек, и которые могут быть использованы для производства товаров и услуг. Он также включает в себя физическое и психологическое здоровье, которые влияют на продуктивность и эффективность работы.

Какие подходы существуют к оценке человеческого капитала?

Существуют различные подходы к оценке человеческого капитала, включая методы, основанные на затратах на образование и профессиональную подготовку, методы, основанные на заработной плате и доходах работников, а также методы, основанные на оценке вклада работников в создание добавленной стоимости.

Каково текущее состояние человеческого капитала в России?

Текущее состояние человеческого капитала в России имеет свои проблемы и вызовы. Одной из главных проблем является недостаточное финансирование образования и профессиональной подготовки, что приводит к низкому уровню квалификации работников. Также есть проблемы с доступностью качественного здравоохранения и низким уровнем физического здоровья населения.

Как развивается человеческий капитал в мире?

Развитие человеческого капитала в мире происходит в различных направлениях. Во-первых, существует тенденция к увеличению инвестиций в образование и подготовку рабочей силы. Во-вторых, активно развиваются программы по повышению квалификации и переподготовке работников. Также наблюдается рост интереса к развитию физического и психологического здоровья работников, что способствует повышению их продуктивности.

Какие проблемы развития человеческого капитала существуют?

Существуют различные проблемы развития человеческого капитала, такие как недостаточное финансирование образования и профессиональной подготовки, несоответствие навыков работников требованиям рынка труда, неравенство в доступе к образованию и здравоохранению, а также негативное влияние факторов, таких как бедность, на развитие человеческого капитала.

Каково понятие человеческого капитала?

Понятие "человеческий капитал" описывает совокупность знаний, навыков, опыта и организационных способностей людей, которые могут быть использованы для достижения экономических целей. Человеческий капитал является одним из основных факторов производства и важной составляющей экономического развития.

Какие подходы используются для оценки человеческого капитала?

Существуют разные подходы к оценке человеческого капитала. Один из подходов основан на оценке образования и профессиональной квалификации людей. Другой подход связан с оценкой здоровья и физической активности людей. Также в оценку человеческого капитала включаются оценка социальных навыков и коммуникационной компетенции, а также оценка творческого потенциала и инновационности.