«Словообразовательные возможности имени существительного»
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 02.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1. Имя существительное как часть речи 4
1.1. Лексико-грамматические разряды имён существительных 4
1.2. Род и число имен существительных 9
Глава2. Основные способы словообразования имён существительных 17
2.1. Особенности словообразования имен существительных 17
2.2.Словообразовательный анализ 26
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36
В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами. Понаблюдаем: слон → слонёнок ; снег → подснежник ; цвет → соцветие. Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам: земля → земляной; земля → земелька; земля → приземлить; земля → заземлить. Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда: камень → каменеть → окаменеть → окаменелый → окаменелость; белый → белить → побелить → побелка; греть → подогреть → подогревать → подогреватель. При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования. К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы: убыток — быть Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»: быть → убыть → убыток Из этих слов можно составить две словообразовательные пары: быть → убыть ; убыть → убыток . Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть). Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем. 2.2.Словообразовательный анализОбразцы словообразовательного анализаЛюблю чернильницы. Не малоОни вмещают черноты.В них потаенно задремалоОсуществление мечты.(В. Ходасевич)Люблю чернильницы.1. Чернильница — небольшой сосуд для чернил.2. Чернила — чернильница.3. Чернила — чернильница.Сахар — сахарница.Салат — салатница.Песок — песочница.Слова чернильница, сахарница, салатница, песочница относятся к одному словообразовательному типу, так как образованыот существительных с помощью суффикса -НИЦ- и имеют общеесловообразовательное значение «вместилище для того, что названомотивирующим словом» (А.Н.Тихонов).4. Тип продуктивный.5. —6. Морфологический тип словообразования, суффиксальныйспособ.7. Черный — чернила — чернильница, вторая степень производности.Материальных различий у мотивирующего и мотивированногослов нет, есть различия в грамматических свойствах: мотивированные существительные имеют постоянное значение рода (в данномтипе это существительные среднего рода), изменяются по падежам (в контексте существительное стоит в форме винительногопадежа единственного числа).Категориально-грамматическаясемантика существительных — предметность, в предложении существительные разумное, доброе, вечное являются дополнениями.Эти существительные имеют общее словообразовательное значениеобобщенной субстанции, характеризующейся признаком, названным мотивирующим прилагательным.4. Тип высокопродуктивный в научной терминологии, а такжев разговорной и художественной речи.5. —6. Неморфологический тип словообразования, морфолого-синтаксический способ (субстантивация).7.Ум — разум — разумный / разумное (прил.) — разумное (сущ.),третья степень производности.А. Суждение можно опровергнуть, предубеждение — никогда(Грасиан).Б. Предубеждение витает, что все ж Россия оживет (Л. Петров).1. Начальная форма, значение слова.А. Предубеждение — предвзятое отрицательное мнение, отношение к кому-нибудь, чему-нибудь.Б. Предубеждение (по контексту) — предчувствие веры, убеждения в чем-либо.2. У данного слова наблюдается множественность словообразовательных связей:А. Предубедить — предубеждение.Б. Убеждение — предубеждение.3. Типы словообразования.А. Предубедить — предубеждение.Вытеснить — вытеснение.Нагромоздить — нагромождение.Мстить — мщение.Слова предубеждение, вытеснение, нагромождение, мщениеотносятся к одному словообразовательному типу, так как они образованы от глаголов с помощью суффикса -ЕНИj-, имеют общеесловообразовательное значение отвлеченного действия .Б. Убеждение — предубеждение.Осторожность — предосторожность.Указание — предуказание.Слова предубеждение, предосторожность, предуказание относятся к одному словообразовательному типу, так как они образованы от существительных с помощью приставки ПРЕД-,имеют общее словообразовательное значение указания на то, чтоназванные мотивирующими существительными действия, поступкисовершаются заранее (А.Н.Тихонов).4. Продуктивность словообразовательного типа.А. Тип высокопродуктивный.Б. Тип непродуктивный.5. Наличие / отсутствие морфонологических особенностей.А. На морфемном шве происходит чередование Д // ЖД, усечение финали -И- мотивирующего глагола.Б. Морфонологических особенностей на стыке морфем нет.6. Тип словообразования.А. Морфологический тип, суффиксальный способ.Б. Морфологический тип, префиксальный способ. В словообразовательном анализе поиски мотивирующей основы — самый важный шаг, так как все следующие этапы — это лишь описание отношений между мотивирущей и мотивированной основами. Чтобы определить мотивирующее, среди однокоренных слов надо найти такое, которое было бы для мотивированного слова непосредственно составляющим (ближе всего) как по форме, так и по значению, т. е. отличалось бы от мотивированного только на один словообразовательный шаг. Например, длясуществительного дошкольница среди однокоренных дошкольный, школа, школьный, дошкольник, пришкольный мотивирующим словом будет существительное дошкольник. Поиски мотивирующей основы часто идут по линии формальной близости без учета содержательной стороны. Необходимо помнить о двустороннем характере взаимоотношений мотивирующей имотивированной основ — формальной и семантической близости. Например, при поиске мотивирующей основы для существительного переход ошибочно следующее рассуждение: в анализируемом слове есть приставка, следовательно, мотивирующим словом является слово ход, к которому присоединяется приставка пере-. Это рассуждение неверно, так как оно учитывает только формальную структуру слова. Если же обратиться к словарному определению слова (вот почему важно определять значение мотивированного слова), т. е. к его содержательной стороне (переход — действие по значению глагола переходить), станет ясно, что мотивирующей основой является глагольная основа, поскольку существительное переход представляет собой отвлеченное существительное со значением опредмеченного действия. В парах слов бега(ть) — бег, зелен(ый) — зелень, когда два однокоренных слова вычленяют в своей основе одинаковое количество материально выраженных морфем, мотивированными будут основы, обладающие большей семантической сложностью. Поэтому бегать и зеленый — основы мотивирующие, так как значения действия и признака являются категориальными (а поэтому и первичными) значениями соответствующих глаголов и прилагательных, а не существительных. В существительных эти значения действия и признака носят вторичный, опредмеченный характер. ОбразцыморфемногоанализаИ серый мрак разрезав, засветился паровоза глаз. Задрожавшаяполоска рельсов бликами скользящими зажглась (Д. Н. Шмелев).И серый мрак разрезав…Характеристика грамматических форм1. Основа РАЗРЕЗА-, формообразующий суффикс -В, окончания нет, так как деепричастие — неизменяемая форма глагола.2. Формообразующий суффикс -В указывает на форму деепричастия овершенного вида, имеет алломорфы -В / -ВШИ /-ШИ. Появление алломорфов объясняется морфонологическимипричинами: суффикс -В присоединяется к основам на гласный без-ся, суффикс -ВШИ присоединяется к основам на гласный с -ся,суффикс -ШИ присоединяется к основам на согласную.Характеристика морфем: а) корень СВЕТ: — свободный (СВЕТ); — имеет предметностное значение; — в системе языка представлен алломорфами СВЕТ- / СВЕЧ- / СВЕЩ-, появление алломорфов объясняется историческими чередованиями; б) аффиксы: ЗА- — приставка словообразующая, имеет значение «начать действие, названное мотивирующим глаголом» (Грамматика-70. С. 259). Алломорфами в системе языка не представлена;-И- — суффикс словообразовательный, имеет общее значение действия, имеющего отношение к тому, что названо мотивирующим существительным (см.: Грамматика-70. С. 230). Частное значение — «иметь место, происходить (о явлении природы)» (Грамматика-70.С. 231). Алломорфами в системе языка не представлен; -СЯ — постфикс словообразующий, имеет значение возвратности. В системе языка представлен алломорфами -СЯ / -СЬ. Появление алломорфов обусловлено морфонологическими причинами: морф -СЬ употребляется после гласных фонем. ...паровоза глаз. О бщая характеристика слова 1. Паровоз — локомотив с паровым двигателем. 2. Паровоз — существительное. 3. Слово изменяемое, обладает формами падежа и числа (паровоза, паровозу, паровозы и т. д.). Характеристика грамматических форм 1. Основа паровоз-, окончание -А. 2. Окончание -А указывает на форму родительного падежа единственного числа, имеет алломорфы (графические варианты -А / -Я). Причина появления алломорфов — слоговой принцип русской графики.Характеристика основы 1. Основа вариантов не имеет. 2. Паровоз пар возить самовар паровой воз вертолет парить везу хлеборез.В основе четыре морфемы: ПАР – О – ВОЗ – Ø (корень + интерфикс + корень + нулевой суффикс). 3. Тип основы: — членимая, так как в ней имеются два корня, суффикс и интерфикс; — мотивированная, в качестве мотивирующей основы выступает словосочетание возить с помощью пара; — непрерывная.4. Характеристика морфем: а) первый корень ПАР-: — свободный (ПАР); — имеет предметностное значение; — алломорфами в системе языка не представлен; второй корень ВОЗ-: — свободный (ВОЖУ); — имеет процессуальное значение; — в системе языка представлен алломорфами ВОЗ- / ВОЖ- / ВОЖД-, появление алломорфов обусловлено историческими причинами; б) аффиксы: -О- — интерфикс, имеет соединительное значение. Алломорфами в системе языка не представлен; — нулевой суффикс в сложных существительных имеет значение «орудия (механизма, технического приспособления)» (Грамматика-70.С. 171). Алломорфами в системе языка не представлен. Задрожавшая полоска… Общая характеристика слова 1. Полоска (полоса) — длинный ровный след (на какой-нибудь поверхности, в рисунке, в чертеже), длинная узкая часть какоголибо пространства. 2. Полоска — существительное. 3. Слово изменяемое, обладает формами падежа и числа (полоски, полоской, полосками). Характеристика грамматических форм 1. Основа ПОЛОСК-, окончание -А. 2. Окончание -А указывает на форму именительного падежа единственного числа, имеет алломорфы (графические варианты -А / -Я). Причина появления алломорфов — слоговой принцип русской графики.Характеристика основы 1. Основа вариантов не имеет. 2. ПОЛОСКполоса дырка, полосочка собачка,полосатый ленточка В основе слова две морфемы: ПОЛОС — К — (корень + суффикс). 3. Тип основы: — членимая, так как кроме корня в ней имеется суффикс; — мотивированная, так как есть мотивирующая основа ПОЛОСА; — непрерывная. 4. Характеристика морфем: а) корень ПОЛОС-: — свободный (ПОЛОСА); — имеет предметностное значение; — алломорфами в системе языка не представлен;б) аффиксы: -К- — суффикс, имеет уменьшительное значение, обычно сопровождающееся экспрессией ласкательности, реже — уничижительности (см.: Грамматика-70. С. 132). В системе языка представлен алломорфами -К- / -ОЧК-. Появление алломорфов обусловлено морфонологическими причинами: морф -К- выступает после сочетаний «гласная + согласная», морф -ОЧК- возможен в тех же позициях, что и морф -К-, преимущественно же он употребляется после сочетаний согласных и после долгой согласной.ЗаключениеОзнакомившись со взглядами различных лингвистов на производное слово и характеристики основных понятий словообразования, следует отметить, что они имеют как отличительные, так и общие черты. Общим является признание возникновения словообразовательного значения при порождении новых производных единиц, учет семантических связей между производным ипроизводящим, «перекрещивание» понятий «номинативное значение», «лексическое значение», «словообразовательное значение», при характеристике производного слова. На наш взгляд, во время словообразовательных возможностей производного слова необходимо учитывать, прежде всего, номинативное значение слова, так как независимо от того, применяется ли слово в своем первичном номинативном значении (непроизводное слово) или вторичном (производное слово), его основная функция заключается в означивании, наименовании явлений и предметов действительности.ЛитератураАлексеев Д.А. Аббревиатура как новый тип слов // Развитие словообразования современного русского языка. М., 2018,-245сАлпеева, Л. В. Современный русский язык. Морфемика и словообразование / Л. В. Алпеева. – Соликамск : Изд-во СПИ, 2016.-99сВиноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М.: Высш. шк., 2017,-98сАникина А. Б., Бельчиков Ю. А., Вакуров В. Н. и др. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис: учебник для вузов /Под ред. Д. Э. Розенталя. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2016,-365с.Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования: Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 2018,-78с.Горбачевич К.С. О нормах словоупотребления сложносоставных слов // РЯШ. 2018,-231с.№ 2.Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. – М., 2019,-452с.Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М., 2017,-78с.Максимов В.И. Суффиксальное словообразование имен существительных в русском языке. – М., 2018,-73сМоисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. – Л., 2018.-98сНемченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. – М., 2019,-89сТихоновА. Н.Множественность словообразовательной структуры СЛОМ в русском языке / А. Н. Тихонов //Русский язык в школе.2018. № 4.Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. /А. Н. Тихонов. М., 2018.-132сПриложенияПриложение1. Лексико-грамматические разряды именсуществительных
2. Алпеева, Л. В. Современный русский язык. Морфемика и словообразование / Л. В. Алпеева. – Соликамск : Изд-во СПИ, 2016.-99с
3. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М.: Высш. шк., 2017,-98с
4. Аникина А. Б., Бельчиков Ю. А., Вакуров В. Н. и др. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис: учебник для вузов /Под ред. Д. Э. Розенталя. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2016,-365с.
5. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования: Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 2018,-78с.
6. Горбачевич К.С. О нормах словоупотребления сложносоставных слов // РЯШ. 2018,-231с.№ 2.
7. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. – М., 2019,-452с.
8. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М., 2017,-78с.
9. Максимов В.И. Суффиксальное словообразование имен существительных в русском языке. – М., 2018,-73с
10. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. – Л., 2018.-98с
11. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. – М., 2019,-89с
12. ТихоновА. Н.Множественность словообразовательной структуры СЛОМ в русском языке / А. Н. Тихонов //Русский язык в школе.2018. № 4.
13. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. /А. Н. Тихонов. М., 2018.-132с
Вопрос-ответ:
Какие лексико-грамматические разряды относятся к именам существительным?
Имена существительные относятся к таким лексико-грамматическим разрядам, как род, число, падеж, склонение и одушевлённость.
Что определяет род и число имен существительных?
Род и число имен существительных определяют форму слова и его согласование с другими словами в предложении. Род определяет признаки мужского, женского или среднего рода, а число - единственное или множественное.
Какие основные способы словообразования используются для имен существительных?
Основными способами словообразования имен существительных являются производство новых слов путем добавления приставок, суффиксов, суффиксальных словообразовательных формантов, а также через слияние и переосмысление.
Что такое словообразовательный анализ?
Словообразовательный анализ - это исследование процесса образования слов, анализ их состава, аффиксации, морфологической структуры и проявления словообразовательных закономерностей в языке.
Какие лексико-грамматические особенности имеют производные слова по сравнению с исходными?
Производные слова обычно более сложны по составу, так как содержат приставки, суффиксы или другие элементы, у исходных слов их нет. Кроме того, производные слова могут отличаться по грамматическим признакам, таким как род, число, падеж и другие.
Какие лексико-грамматические разряды имеют имена существительные?
Имена существительные имеют различные лексико-грамматические разряды, такие как род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное) и падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
Какими основными способами происходит словообразование имён существительных?
Основные способы словообразования имён существительных включают суффиксальное (при помощи добавления суффиксов), приставочное (при помощи добавления приставок), суффиксально-приставочное (при помощи комбинации суффиксов и приставок), окончательное и конверсионное словообразование.
Чем отличаются производные слова от исходных имен существительных?
Производные слова, полученные от исходных имен существительных, обычно более сложны по составу и отличаются от них по форме, значению или семантике. Они могут иметь другие падежи, род, число, а также дополнительную информацию о характеристиках объекта или процесса.
Какие особенности есть в словообразовании имен существительных?
Особенности словообразования имен существительных включают наличие различных суффиксов и приставок, возможность образования новых слов путем комбинации различных словообразующих элементов, изменение основы или флексии имен существительных в процессе словообразования.
Какие результаты дает словообразовательный анализ имен существительных?
Словообразовательный анализ имен существительных позволяет выявить и описать способы образования производных слов, их форму и значение, а также выявить закономерности и особенности в словообразовании. Это помогает лучше понять структуру и функциональные возможности имен существительных.
Какие лексико-грамматические разряды относятся к именам существительным?
Имена существительные в русском языке могут быть одушевленными и неодушевленными, а также относиться к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. Они также могут иметь единственное или множественное число.