Основные концепции и модели информационной войны
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 31.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ. 6
1.1. Характеристика базовых понятий и подходов к изучению политического информационного пространства 6
1.2. Основные инструменты информационной войны 10
1.3. Виды и методы ведения ИВ 14
ГЛАВА 2. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН 20
2.1. Концепции отечественных исследователей 20
2.2. Термин «информационная война» в зарубежной научной мысли 25
ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ . 28
3.1. Проявления информационной войны в Древнем мира 28
3.2. Информационная война Средних веков 29
3.3. Изменение видов и методов информационной с развитием технологий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40
Информационное оружие использовалась как механизм принижения истории другого народа, ее очернение с целью подчеркнуть собственное превосходство, возвысить собственную историю над историей соседних государств. Следует учитывать, что история древности, используемая соперниками, могла быть как реальной, так и выдуманной. Введение информационной войны использовалось как средство достижения различного рода геополитических целей: обоснование своего исторического права над той или иной спорной территорией, установление собственного контроля и.т.д. Примером такого поведения может служить шведский политический миф, применяемый в XVII-XVIII вв. с целью присвоения шведской короной ряда русских земель. Эксперты склонны считать, что информационная война против русской государственности, которую мы можем наблюдать и сегодня, началась с XIV-XV вв. Первые притязания на русское историческое наследие происходили со стороны польской государственности. В конце XV в. польская корона активно разрабатывала и распространяла миф о неправомерности использования имя Руси в названиях и титулах Русского государства, использовалось и распространение негативного образа Ивана IV, поведение которого соответствовало духу всей исторической эпохи (суровые казни и зачистки проходили по всей Европе, стоит вспомнить события Варфоломеевской ночи, по размерам жертв сопоставимой с опричниной). Причиной информационной войны, развязанной польской короной, выступали геополитические претензии, прежде всего опасения о возможности отхода юго-западных земель к русской государственности. История демонстрирует нам, что государства обращаются к информационной войне в двух случаях: во-первых, когда соседняя страна оказывается в состоянии кризиса и появляется возможность отторжения части ее территорий; во-вторых, когда соседнее государство переживает подъём и провоцирует внешние силы на распространение политического влияния. Примером для первого случая может служить шведская пропаганда по пересмотру русской истории, которая началась в Смутное время, ввиду ослабления русской государственности. Польская пропаганда конца XV- начала XVI вв., напротив, была вызвана национальным подъемом русской государственности. Особое развитие эти тенденции получили во время правления Ивана Грозного, когда Русское государство вышло на международную арену как сильное и независимое государство. Успехи политического развития Руси сопровождались ростом проявлений информационной войны со стороны западноевропейских стран. Одним из средств ее ведения стало создание специальных информационных продуктов - письменных произведений, содержащих клевету против Ивана IV, а через личность царя и против всего русского народа. К таким произведениям относится трактат «Московия» авторства Антонио Поссевино, выполнявшего провалившуюся миссию папы Григория XIII по обращению русского царя в «латинскую веру». Трактат содержит отрицательную оценку православия, характеристику русского народа как хитрого и подозрительного. В тексте произведения мы можем найти и обвинения Русского государства в экспансионистских намерениях. Автор другого клеветнического произведения «Описание Московии» Александр Гваньини развивает мысль о том, что русский народ не любит свободу, а предпочитает полностью подчиняться своему государю, который олицетворяет собой власть. Русские описываются им как непросвещенные люди, с раболепством прислуживающие своему царю. Представителем антирусского пропагандистского жанра был и Павел Одерборн, который через год после смерти Ивана Грозного выпустил произведение с описание кровавого и жестокого режима русского царя, где Иоанн Васильевич характеризовался как величайший правонарушитель и тиран среди отцов народов. При этом стоит учитывать, что Одерборн никогда не бывал на Руси, но демонстрировал яркую осведомленность о жизни русского народа. Пропагандистские произведения построены на клевете и системе двойных стандартов, такими чертами обладает и информационная война нашего времени. Приведённые примеры демонстрируют, что информационная война свойственна западноевропейскому обществу особенно в эпоху Возрождения, является частью его менталитета. Существенной особенностью западноевропейской цивилизации является сакрализациях церкви в большей степени, чем сакрализация монархии. На Руси применялся принцип разделения духовной и светской властей, это и порождало возмущение католического мира, неспособного принять существование отличной системы. Так и формировались информационные нападки на Русь с ее стремлением отстоять собственную идентичность. Церковь нередко становилась инструментом ведения информационной войны. Известно, что во время Отечественной войны 1812 г. Наполеон Бонапарт дважды был предан анафеме русской православной церковью, что было сообщено всем русским поданным. 3.3. Изменение видов и методов информационной с развитием технологийОсобое место в информационной войне отводится печатному слову, которое стало ее основным средством с момента возникновения книгопечатания и распространения грамотности. Нами уже описывались примеры издания полноценных книг, содержащих клеветническую пропаганду. В промышленных масштабах применение печатных материалов как средства ведения информационной войны началось в Первую Мировую. В это время начинается использование пропагандистских листовок в поистине промышленных масштабах. Особое распространение этот метод получил в Великобритании. Разбрасывание английскими силами пропагандистках листовок над германскими позициями вызвало сильнейший резонанс, в следствие чего британское правительство сформировало особый орган по разработке и издательству информационных материалов, содержащих британскую трактовку ведения войны и хода военных действий. В конце Первой Мировой войны странами Антанты был создан специальный штаб, деятельность которого была направлена на морально-психологическое разложение армии противника, что имело определенное значение в окончательном разгроме Германии. Листовки и плакаты время первой войны - пример действенного оружия пропаганды как формы информационной войны. Известного успеха достигла пропаганда Третьего Рейха в годы Второй Мировой войны. Главный идеолог информационной войны Гёббельс определял цели пропаганду как интеллектуальное упрощение материала, его многократной повторения с целью эмоционального нагнетания. Широкое применение методов информационной войны позволило Германии занять ряд территорий без единого выстрела, ярким примером этого служит оккупация Австрии и Чехословакии. Пропаганда обеспечивала либо благосклонную встречу немцев населением, либо слом сопротивления в короткие сроки. Это в значительной мере объяснялось зловещей репутацией фашистских войск. Немецкий военный гений не может быть и единственной причиной большого количества военнопленных в летней кампании 1941 г. Великой Отечественной войны. Германские войска примеряли и невоенные методы психологического воздействия на противника. Тем не менее, в дальнейшем ведомство Геббельса столкнулось с серьёзной проблемой, дезинформация эффективна лишь в краткосрочной перспективе. Раскрытие обмана значительно усложняет процесс управления народными массами. В конце войне уже даже многие немцы слушали британское и советское радио, чтобы узнать реальное положение на поле боя. Правительство нацисткой Германии расценивало прослушиваема иностранных радиостанций как государственную измену. Активную информационную войну вёл и СССР. Советские специалисты разработали метод синхронного вещания на частотах, использовавшихся Третьем Рейхом, что позволило вмешиваться в вещание немецких радиопередач. Примером большого успеха применения метода дезинформации являются действия антигитлеровской коалиции в конце Второй Мировой войны. Совместными усилиями они подготовили и распространили информацию о вторжении в Кале в 1944 г., обманув ряд немецких лидеров (включая Гитлера), заставив их думать, что вторжение в Северо-Западную Европу произойдет в Кале, который находится севернее реальных мест высадки союзников в Нормандии. Непревзойденными профессионалами ведения информационной войны были и остаются Соединенные Штаты. В 1956 г. в структуре ВС США было создано управление специальных методов войны. Методы ведения информационной войны подвили статус специальных. Новообразованное подразделение прошло проверку на прочность в годы Вьетнамской войны. Пропаганда велась с социал них и психологических аспектов с учетом менталитета вьетнамских партизан. В целях морального истощения противника было организовано регулярное вещание с вертолётов, в ходе которого транслировались вопли ужаса, женские и детский плач, погребальная музыка, что деморализовало вьетнамские коммунистические силы. Также, США вели радиопропаганду на вьетнамском языке с территории соседних Тайланда, Тайваня, и даже Филиппин и Австралии. Покрытие радиовещания достигало до 95% населения. Несмотря на неблагоприятный для Америки исход войны, новое ведомство прошло хорошую проверку сил и доказало состоятельность информационной войны: ввиду психологического воздействия около 250 тыс. вьетконговцев добровольно перешили на сторону США. В 1980-х гг. в Никарагуа ЦРУ также развернуло масштабную информационную кампанию. Управление выпустило руководство по психологическим операциям для использования в гражданской войне. В руководстве описывались способы выборочного использования насилия для пропагандистских эффектов и для нейтрализации правительственных чиновников. В частности, руководство рекомендовало сталкивать демонстрантов с властями, чтобы спровоцировать беспорядки или перестрелки, которые могли бы быть использованы для дальнейшего разжигания общественных настроений против правительства.Примером широкого применения всех методов ИВ является холодная война, некоторые эксперты склонны определять это явление в мировой политической истории как исключительно информационную войну.КГБ СССР осуществлял так называемые «активные мероприятия» по воздействию на зарубежное общественное мнение, а также на отдельных лиц, государственные и общественные организации. Часть исследователей считает, что распад Советского союза был определён не только экономическими и политическими причинами, но и применением западными странами различных информационных средств для интенсификации внутриполитических процессов, что закончилось перестройкой и привело к прекращению существования Советского Союза. С начала XIX в. методы информационной войны активно используются Китайской Народной Республикой. Китайская стратегия информационной войны фокусируется на использовании того, что Китай называет «стратагемами» для создания и поддержания информационного превосходства. Такие стратагемы помогают Китаю компенсировать свои недостатки в технологическом оружии. Операции в киберпространстве используются для достижения господства посредством разведки и шпионажа, осуществления сетевых вторжений для кражи и изменения данных. Китайская концепция «неограниченной войны» сочетает в себе элементы информационных операций, операций в киберпространстве, нерегулярных военных действий и международных отношений, проводимых как в мирное время, так и в условиях конфликта. Соединенные Штаты рассматриваются как превосходящий в военном отношении противник, чьи преимущества можно преодолеть с помощью стратегических и информационных операций. Опора США на технологии, как в армии, так и среди гражданского населения, создает уязвимость, которую можно использовать. В 2014 г. гражданину Китая было предъявлено обвинение в краже материалов, защищенных коммерческой тайной, в частности данных, касающихся военно-транспортного самолета Boeing C-1741. Такой промышленный шпионаж приносит экономические выгоды и бонусы для военной и национальной безопасности Китая, разрушая техническое превосходство Соединенных Штатов.Китай также пропагандирует представление о себе как о мирной, не угрожающей стране, сосредоточенной на внутреннем развитии, а не на стремлении к международной власти. Заявление председателя КНР Си Цзиньпин, о том, что Китай никогда не будет преследовать гегемонию, расширение или сферу влияния» иллюстрируют попытки повлиять на восприятие лидеров и граждан других государств. Китайская доктрина информационной войны предполагает, что эта тактика является частью более широкой стратегии поощрения самоуспокоения у потенциальных противников. Другие тактики включают использование международных форумов для продвижения идеи контроля над информационным оружием, чтобы сохранить контроль над собственным информационным аппаратом и выровнять игровое поле с помощью технически продвинутых сил.Как и в Китае, в Иране информационные операции преследуют и дискредитируют диссидентов и противников, как внутренних, так и иностранных, включая журналистов, интернет-активистов и правозащитников, а также ограничивают или запрещают попытки протестующих к выступлениям. В иранском киберпространстве закрыты платформы соцсетей. В течение последних нескольких лет пропагандистские подразделения Исламского государства активно распространяли свои сообщения через социальные сети, такие как Twitter, Facebook и YouTube, а также через радиопередачи и службы новостей. Видеоролики, показывающие обезглавливание западных заложников и самосожжение находящегося в клетке летчика-истребителя из Иордании, попали в заголовки международных новостей. Совсем недавно ИГ выпустило пропагандистское видео, демонстрирующее нападение на американских солдат в Нигере, в результате которого погибли четыре американца. Части этого видео транслировались по телевизионным новостным каналам. Такие видео предназначены для того, чтобы передать восприятие ИГ как победы над ослабленными и уязвимыми вооруженными силами США. Предполагается, что медиа-подразделение Исламского государства само по себе выглядит как формализованная бюрократическая организация, которая узаконивает ИБ и создает видимость фактического государства. В 2015 году директор ФБР Джеймс Б. Коми назвал эти пропагандистские подразделения законной военной целью.С момента своего основания Северная Корея проводит широкий спектр мероприятий в рамках ИВ, направленных на продвижение своих интересов. Особую активность КНДР замечают Южной Корее и Японии, где в Северной Корее пытается найти последователей и адептов своего политического режима. Пика своей активности информационная война КНДР достигла во время военной диктатуры в Южной Корее, закончившееся в 1988 г. Однако, КНДР не оставляет попыток повлиять на политику Южной Кореи.В последнее время Северная Корея дополнил традиционную деятельность в области информационной войны эффективной киберпрограммой.За пределами киберпространства северокорейское правительство активно использует традиционные методы ИВ. Так, например, на зимних Олимпийских играх 2018 г., им распространялись пропагандистские фотографии, видео и заявления в средствах массовой информации, которые были призваны возвысить Северную Корею, противопоставляя ее другим странам, таким как Южная Корея и США.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей работе были рассмотрены понятие информационной войны, методы ее введения, ее характер на современном этапе, проявления информационногопротивостоянияна различных исторических этапах развития человечества. В соответсвии с поставленными во введении задачами и на основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Во-первых,информационная война существует в широком общественном пространстве. Современное понимание этого понятия охватывает различные области научного познания. Понятие информационной войны используется учеными для описания сложных действий, которые злоумышленник применяет в киберпространстве, связях с общественностью или электромагнитном спектре отдельно или одновременно для достижения своих целей. Эти действия варьируются от пропаганды, дезинформации, кибер-хакеров, электронного интеллекта, слежки, глушения, создания и распространения контента в социальных сетях. Таким образом, информационная война может пониматься как противоборство сторон, возникающее на основе конфликта интересов и проявляющиеся, в первую очередь, в форме воздействия на сознание противника (народа, коллектива отдельной личности). Информационная война располагает широким перечнем инструментом и методов (дезинформация, искажение фактов, демонизация отдельных личностей), наиболее популярным из которых на сегодняшний день является fakenewsили ложные новости. Под этим понятием понимается информационная мистификация или намеренная дезинформация общественных масс через каналы СМИ и социальные сети. Ложные историинамеренно публикуются или рассылаются, чтобы заставить людей поверить в что-то неправдивое или заставить множество людей посетить веб-сайт. Это преднамеренная ложь, которую выкладывают в сеть, даже если человек, пишВо-вторых, инструменты информационной войны применялись на самых ранних этапах развития история человечества. Главным средством информационной войны была и остается дезинформация, в разные времена применялись различные способы ее донесения до противника. Этот метод был самым первым и сохраняет свою актуальность до сих пор. В-третьих, мы можем говорить о большой роли информационной войны в современных конфликтах, исход которых во многом зависитот того, какой из сторон удастся одержать верх в ИВ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:БарабашВ. В. Государственная пропаганда и информационные войны. Учебное пособие / В.В. Барабаш, Г.А. Бордюгов, Е.А. Котеленец. М.: АИРО-XXI, 2015. 400 с.Дмитрий Волков, CTO Group-IB:«Киберразведка всегда работает на опережение» // Tadviser [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Дмитрий_Волков_CTO_Group-IB:_Киберразведка_всегда_работает_на_опережение/. (дата обращения 19.08.2019).Дмитрий Тренин: Информация – мощное оружие в новой холодной войне // Совет по внешней и оборонной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svop.ru/main/21347/. (дата обращения 24.08.2019).Информационно-психологическая и психотронная война / ред. А.Е. Тарас. - М.: Мн: Харвест, 2003. 265 с. Кудряев, В.А. Защита информационных ресурсов в негосударственной сфере / В.А. Кудряев, Е.А. Степанов. М.: Государственный Университет Управления, 2002. 289 с.Ольга Алексеева: Информационная война влияет на простых людей // политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/en/analytics-andcomments/interview/olga-alekseeva-information-waraffects-ordinary-people/?sphrase_id=7426921. (дата обращения 29.08.2019).Панарин И. Н. Технология информационной войны. М.: Наука, 2003. 320 с.Петрова М.С. Агрессивный журнализм как элемент информационных войн // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №4. С.255-263.Почепцов, Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2001. 576 с.Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Знание, 1998. 300 с.СмоляковаВ.В. Коммуникативное пространство как объект политического анализа // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2001. № 1. С. 18-27. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года // Официальные сетевые ресурсы президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения 03.02.2020).Тоффлер, Э., Тоффлер, Х. Война и антивойна = War and Anti-War, 1995. М.: АСТ, 2005. 453 с. ЦыгановВ. В. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология. М.: Академический проект, 2007. 336 с.Шариков П.А. Проблемы информационной безопасности в полицентричном мире. - Институт США и Канады РАН. М.: Издательство «Весь мир». 2015. 320 с.NATO Glossary of Terms and Definitions// Official website North Atlantic Treaty Organization. URL: https://www.nato.int. (дата обращения 10.08.2019).
2) Дмитрий Волков, CTO Group-IB:
«Киберразведка всегда работает на опережение» // Tadviser [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Дмитрий_Волков_CTO_Group-IB:_Киберразведка_всегда_работает_на_опережение/. (дата обращения 19.08.2019).
3) Дмитрий Тренин: Информация – мощное оружие в новой холодной войне // Совет по внешней и оборонной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svop.ru/main/21347/. (дата обращения 24.08.2019).
4) Информационно-психологическая и психотронная война / ред. А.Е. Тарас. - М.: Мн: Харвест, 2003. 265 с.
5) Кудряев, В.А. Защита информационных ресурсов в негосударственной сфере / В.А. Кудряев, Е.А. Степанов. М.: Государственный Университет Управления, 2002. 289 с.
6) Ольга Алексеева: Информационная война влияет на простых людей // политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/en/analytics-andcomments/interview/olga-alekseeva-information-waraffects-ordinary-people/?sphrase_id=7426921. (дата обращения 29.08.2019).
7) Панарин И. Н. Технология информационной войны. М.: Наука, 2003. 320 с.
8) Петрова М.С. Агрессивный журнализм как элемент информационных войн // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №4. С.255-263.
9) Почепцов, Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2001. 576 с.
10) Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Знание, 1998. 300 с.
11) Смолякова В.В. Коммуникативное пространство как объект политического анализа // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2001. № 1. С. 18-27.
12) Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года // Официальные сетевые ресурсы президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения 03.02.2020).
13) Тоффлер, Э., Тоффлер, Х. Война и антивойна = War and Anti-War, 1995. М.: АСТ, 2005. 453 с.
14) Цыганов В. В. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология. М.: Академический проект, 2007. 336 с.
15) Шариков П.А. Проблемы информационной безопасности в полицентричном мире. - Институт США и Канады РАН. М.: Издательство «Весь мир». 2015. 320 с.
16) NATO Glossary of Terms and Definitions// Official website North Atlantic Treaty Organization. URL: https://www.nato.int. (дата обращения 10.08.2019).
Вопрос-ответ:
Что такое информационная война?
Информационная война - это форма конфликта, в которой стороны используют информацию и коммуникационные технологии для достижения своих целей. В рамках информационной войны используются различные методы и инструменты, такие как дезинформация, манипуляция общественным мнением, хакерские атаки и другие.
Какие основные инструменты используются в информационной войне?
Основные инструменты информационной войны включают в себя дезинформацию, пропаганду, манипуляцию общественным мнением, хакерские атаки, кибершпионаж и другие. Эти инструменты позволяют воздействовать на информационное пространство и влиять на восприятие людей.
Какие виды и методы ведения информационной войны существуют?
В информационной войне существуют различные виды и методы. К ним относятся дезинформация, пропаганда, манипуляция общественным мнением, хакерские атаки, кибершпионаж, использование социальных сетей и т.д. Конкретные методы выбираются в зависимости от целей и задач ведущей стороны.
Какие концепции информационной войны существуют у отечественных исследователей?
У отечественных исследователей существует несколько концепций информационной войны. Некоторые из них включают в себя идеи о манипуляции информацией, создании информационной атмосферы, взаимосвязи информационной войны с политическими процессами и т.д. Все эти концепции направлены на более глубокое понимание информационной войны и ее роли в современном мире.
Какие зарубежные и российские концепции информационной войны существуют?
В зарубежной научной литературе существует множество концепций информационной войны. Они включают в себя идеи о кибервойне, информационных операциях, воздействии на общественное мнение и т.д. В России также существуют свои разработки и концепции, которые учитывают специфику информационной войны в регионе.
Что такое информационная война?
Информационная война - это вид конфликта, в котором основное оружие - информация. Она осуществляется через использование различных средств массовой коммуникации с целью влияния на общественное мнение, формирования определенной информационной повестки дня и дискредитации противника.
Какие инструменты используются в информационной войне?
В информационной войне используются различные инструменты, такие как пропаганда, дезинформация, кибератаки, информационные операции и другие. Эти инструменты помогают добиться нужных результатов и достичь поставленных целей в информационном пространстве.
Какие методы ведения информационной войны существуют?
Существует несколько методов ведения информационной войны, включая прямые атаки на информационные системы, манипулирование общественным мнением, использование фейковых новостей, создание и распространение дезинформации, а также использование социальных сетей и интернета для распространения информации с определенной целью.
Какие существуют концепции информационной войны в России?
В России существует несколько концепций информационной войны, разработанных отечественными исследователями. Одна из таких концепций - это использование информации в качестве оружия для достижения стратегических целей государства. Также существуют концепции, связанные с использованием кибератак и информационного воздействия на общественное мнение.
Что такое политическое информационное пространство?
Политическое информационное пространство - это сфера общественной жизни, в которой осуществляются процессы формирования и передачи информации, влияющей на политические процессы и принятие решений. В этой сфере происходит борьба за информационное превосходство и контроль над общественным мнением, что делает ее важной составляющей информационной войны.
Какие основные понятия и подходы используются при изучении политического информационного пространства?
Основные понятия и подходы, используемые при изучении политического информационного пространства, включают в себя такие термины, как информационная война, информационная безопасность, информационная агрессия, информационные ресурсы, информационные воздействия и другие. При изучении политического информационного пространства обычно применяются методы комплексного анализа, включающие в себя сбор и анализ информации, выявление тенденций и образование прогнозов.
Какие основные инструменты используются в информационной войне?
В информационной войне используются различные инструменты для достижения своих целей. Среди наиболее распространенных инструментов можно выделить создание и распространение дезинформации, манипуляции в сфере социальных медиа, кибератаки на информационные системы, хакерские атаки, агентурные действия, использование ботов и искусственного интеллекта для автоматизации информационных воздействий. Все эти инструменты могут быть использованы для распространения пропаганды, дестабилизации общественно-политической ситуации, создания конфликтов и других целей информационной войны.