Поведение домашних хозяйств в российской экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 35 35 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 30.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Домашнее хозяйство как объект теоретического исследования 6
1.1. Понятие и роль домашнего хозяйства в рыночной экономике 6
1.2. Основные модели поведения домашних хозяйств: сравнительный анализ 11
1.3. Воздействие государства на решения домашних хозяйств 14
2. Анализ поведения домашних хозяйств в российской экономике 20
2.1. Экономические ресурсы домашних хозяйств и их мотивация в трансформационной экономике 20
2.2. Особенности, факторы и последствия потребительского, сберегательного и инвестиционного поведения российских домашних хозяйств 22
2.3. Необходимость и возможности регулирования поведения домашних хозяйств в отечественной экономике 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Такая ситуация опять сигнализирует о возрастании доверия населения к финансовым институтам и росте финансовой грамотности населения.Таким образом, можно сделать вывод о современной тенденциитрансформации сберегательного поведения домашних хозяйств из неорганизованной формы в организованную.2.3. Необходимость и возможности регулирования поведения домашних хозяйств в отечественной экономикеВ современных рыночных условиях домашнее хозяйство, состоящее из одного или несколькихсовместно проживающих и имеющих общий бюджет человек, представляет собой самостоятельныйэкономический субъект рынка. Домохозяйства объединяют всех наемных работников, владельцев мелких и крупных капиталов, ценных бумаг, земли, которые трудятся или не трудятся вобщественном производстве. Они, как самостоятельные фигуры, взаимодействуют со всеми субъектами рынка, вступая с ними в отношения по поводу предложения на рынке собственных факторов производства, в частности, рабочей силы, предпринимательских способностей, человеческого капитала. Домохозяйства, являясь источником накоплений, инвестируют свои доходы в экономику воспроизводственного процесса; а выступая потребителями товаров и услуг, обеспечивают на них спрос и развитиетоварно-денежных отношений.Домохозяйства в условиях рыночной экономики немогут находиться вне сферы экономических отношений в стране, причем, как внутри самого хозяйства,так и за его пределами. Отсюда, финансы домашних хозяйств - это совокупность экономических отношений по формированию, развитию и использованию фондов денежных средств в целях реализацииматериальных и социальных условий жизни всех членов хозяйства. Финансы домашних хозяйств, помнению разных современных отечественных и зарубежных экономистов, в условиях рынка составляюттретью сферу финансовой системы государства [18].Современная национальная экономика не может существовать без финансов домохозяйств. Онипоказывают уровень развития производственных сил в отдельно взятых регионах, а также возможностиих воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние финансов домохозяйств обусловливает состояние экономики страны. В условиях непрерывного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы домашних хозяйств отличаются высокой устойчивостьюи стабильностью, стимулируют развитие производства и жизни граждан страны [7].Финансы домохозяйств сотрудничают с финансами на федеральном, региональном, местномуровнях и внебюджетными социальными фондами, а также с финансами предприятий разных формсобственности и инфраструктурой финансового рынка. Возникающие между ними постоянные односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки являются «кровеносной системой» экономики. Финансы домохозяйств, являясь источником финансирования (аккумуляции доходов)разноуровневых бюджетов путем оплаты явных и косвенных налогов, сборов и платежей, играют рольважнейшего элемента финансовой системы страны.Выплаты домохозяйств в бюджеты и различным организациям не определяются лишь суммойуплаченных налогов. К ним следует добавить много новых видов платежей и сборов, например:оплата административных видов наказаний, судебные издержки, курортные сборы, оплата автостоянок и платных дорог, многочисленные штрафы, пени и др. Агрессивная реклама и иные средства маркетинга в нынешнем развитом потребительском обществе активно изымают денежные средства у домохозяйств, снижая их возможности к повышению главной задачи – повышение качества жизни [10].В текущих экономических условиях домохозяйство имеет возможность капитализировать частьсвоих доходов, направляя их в различные финансовые институты и в реальное производство, а такжекосвенно способствовать росту инвестиций через увеличение платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг. Однако решения домохозяйств обостряются особенностями российского современногофондового рынка, который характеризуется нестабильностью, котировкой корпоративных ценных бумаг нескольких крупных компаний, которые концентрируются в пакетах финансовых структур, высокойдолей государственных ценных бумаг и неразвитостью инфраструктуры финансового рынка. В этихусловиях активность домохозяйств на финансовом рынке усугубляется их неграмотностью в областидвижения финансовых потоков.Аналитические материалы свидетельствуют о наличии целого ряда факторов, не содействующих росту доходов домохозяйств в последние годы, и, более того, их снижению в реальном исчислении. Налоговые и иные выплаты снижают финансовую устойчивость населения, ведут кбедности граждан, следовательно, усугубляют экономическое развитие страны. Происходит «недоинвестирование» экономики за счет формирования домохозяйствами неорганизованных накоплений вбольшом объеме и, как следствие, ведет к упущению инвестиционных возможностей в экономике.Таким образом, финансы домашних хозяйств выступают не просто важнейшим элементом финансовой системы государства и его хозяйствующих субъектов, именно они являются источником финансирования расходов разноуровневых бюджетов и организаций. От финансового состояния домохозяйств зависит благосостояние страны. Поэтому необходимо создавать экономические условия длязанятости домохозяйств и получения ими высоких доходов, включая стимулирование работодателейсоздавать рабочие места и развитую сеть подготовки и повышения квалификации, организовать повышение экономической грамотности населения и активизации деятельности домохозяйств на финансовом рынке.В предстоящий трехлетний период прогнозируется профицит федерального бюджета - в 2020 г. на уровне 0,8% ВВП, в 2021 г. - 0,5% ВВП, в 2022 г. - 0,2% ВВП. Ненефтегазовый дефицит в 2020-2022 годах остается стабильным и прогнозируется на отметке 5,8-5,9% ВВП. Расходная часть бюджета федерации имеет тенденцию к увеличению в течение всего трехлетнего периода. Большая часть бюджетных ресурсов фокусируется на социальной сфере и направляется на повышение качества жизни граждан. К примеру, расходы на здравоохранение в 2020 г. по сравнению с 2019 г. возрастут почти на 50%.Совокупный объем расходной части федерального бюджета в 2020 г. составит 19,5 трлн р. (+6,5 % к 2019 г.), в 2021 г. -20,6 трлн р. (+5,9% к 2020 г.) и в 2022 г. - 21,8 трлн р. (+5,5% к 2021 г.). Следует отметить, что расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей, что говорит о стимулирующем характере федерального бюджета 2020-2022 гг. для экономики.За 2019-2020 гг. расходы суммарно увеличиваются на 1,2% ВВП - это самый масштабный стимул для экономики с 2009 г., имеющий устойчивый структурный характер, так как соблюдается бюджетное правило (бюджет балансируется при цене нефти 40 долл. США/барр). Соизмеримую тенденцию роста расходной части экономика наблюдала в 2008-2009 гг., когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных резервов. После повышения объема бюджетных ассигнований в 2020 г. до 17,3% ВВП в дальнейшем прогнозируется умеренное снижение расходов федерального бюджета до 16,9% ВВП к 2022 г.Достижение национальных целей развития страны путем реализации национальных проектов является приоритетной частью расходования бюджетных ресурсов в предстоящем трехлетнем периоде. Бюджетные ассигнования на обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2020 г. в объеме 2 трлн р., в 2021 г. - 2,2 трлн р., в 2022 г. -2,7 трлн р.. В федеральном бюджете на 2020-2022 г. предусмотрено увеличение расходов практически на все национальные проекты, по сравнению с ранее утвержденными.В 2020-2022 гг. ожидается увеличение доходов федерального бюджета: на 0,9% в 2020 г. по сравнению с 2019 г., на 4,3% в 2021 г. по сравнению с 2020 г. и на 3,8% в 2022 г. по сравнению с 2021 г. Доходы федерального бюджета по отношению к ВВП будут постепенно сокращаться и составят: в 2019 г. - 18,5% ВВП, в 2020 г. - 18% ВВП, в 2021 г. - 17,7% ВВП и в 2022 г. - 17,2% ВВП. Данная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов, а именно следующими факторами: снижение цен на энергоносители и рост выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса.Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в трехлетнем периоде имеют стабильное положение - после небольшого увеличения по отношению к ВВП с 11,2% в 2019 г. до 11,4% в 2020 г., связанном, в том числе, с рядом разовых неналоговых поступлений, они незначительно снизятся до 11,1% ВВП к 2022 г., преимущественно за счет снижения поступлений акцизов на нефтепродукты в связи с их поэтапной передачей на региональный уровень. В результате в общей сумме поступления доходов в федеральный бюджет доля нефтегазовых доходов снизится с 40,8 % в 2019 г. до 35 % в 2022 г.В 2020-2022 гг. согласно бюджетным правилам и с учетом макропрогноза не предусмотрено использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В 2020 году предусматривается увеличение объема средств Фонда национального благосостояния с 8,2 трлн р. до 11,1 трлн р., в 2021 году - с 11,1 трлн р. до13,7 трлн р., в 2022 г. - с 13,7 трлн р. до 16,2 трлн р.В рассматриваемом трехлетнем периоде объем государственного долга России сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП). В 2020-2022 гг. ожидается рост объема государственного долга: в 2020 г. объем государственного долга составит 17,1 трлн р., в 2021 г. его значение достигнет 19 трлн р., а в 2022 г. - 21,1 трлн р. В связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг Российской Федерации в рублях, в структуре государственного долга будет преобладать государственный внутренний долг. Таким образом, в общем объемегосударственного долга Российской Федерации доля внутреннего долга составит 75,3% в 2020 г., 76,4% в 2021 г. и 78,2% в 2022 г.Итак, профицитный бюджет во многом может достигаться путем существенного увеличения инвестиционной активности, что наблюдается Министерством экономического развития с 2020 г. Существует ряд проблем, с которыми придется столкнуться при достижении профицита федерального бюджета:- увеличение налоговой нагрузки;- расширение и увеличение штрафных санкций путем принятия новых законов;- профицит бюджета влечет за собой укрепление рубля, а следовательно, возможность роста инфляции в стране.Таким образом, профицитность бюджета может стать реальностью, но будет подразумевать уменьшение числа расходных статей, а также увеличение финансовой нагрузки на домашние хозяйства.ЗаключениеДомохозяйство – это обособленная ячейка общества, субъект хозяйственно-экономической деятельности, который обладает производственными ресурсами, самостоятельно принимает решения и стремится максимально удовлетворить свои потребности. Это человек или группа людей, которая проживает совместно и имеет общий бюджет. Любая семья может быть домохозяйством, но не любое домохозяйство может быть семьей, так как может состоять из одного человека (единичное домохозяйство) или из людей, которые просто живут под одной крышей и ведут совместное хозяйство (групповое домохозяйство).Домашнее хозяйство – это важный субъект экономической деятельности и от него зависит не только благосостояние его самого, но и благосостояние всего населения страны в целом, также оно влияет на результаты экономических и социальных реформ. Финансовые ресурсы домашних хозяйств являются частью национального дохода общества, они играют важную роль в финансовой системе Российской Федерации, и их следует выделять как отдельную сферу. Разумное потребление следует воспринимать как достаточно противоречивый, но необходимый шаг к гармонизации отношений в обществе, а не призыв к аскетичному образу жизни. Любая крайняя форма проявления чего-либо достаточно опасна. Осознанный подход к выбору набора необходимых благ – это гарантия устойчивости потребления; создание, прежде всего, для себя комфортных условий в долгосрочном периоде; понимание того, что счастье и рост объема материальных благ –не всегда взаимодополняющие понятия.Проанализировав показатели, характеризующие структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств, можно отметить, что основная группа людей имеет доходы в интервале 12000 - 30000 руб. При этом, расходы домашних хозяйств в среднем составляют 30000 руб. Уровень индекса потребительской уверенности в своем материальном положении свидетельствует о том, что потребительские ожидания населения существенно снижаются. Из проведенного анализа статистических данных можно сделать вывод о том, что существует проблема темпов роста расходов, которые ниже аналогичного показателя для доходов, что в итоге ведет к вынужденной экономии, все это говорит о необходимости в разработке дополнительных мероприятий по снижению уровня бедности.Поэтому контроль за потребительскими расходами является неотъемлемым для любого государства, поскольку они составляют большую часть совокупных расходов домашних хозяйств, снижение которых, позволит населению преодолеть порог бедности.Таким образом, финансы домашних хозяйств выступают не просто важнейшим элементом финансовой системы государства и его хозяйствующих субъектов, именно они являются источником финансирования расходов разноуровневых бюджетов и организаций. От финансового состояния домохозяйств зависит благосостояние страны. Поэтому необходимо создавать экономические условия для занятости домохозяйств и получения ими высоких доходов, включая стимулирование работодателей создавать рабочие места и развитую сеть подготовки и повышения квалификации, организовать повышение экономической грамотности населения и активизации деятельности домохозяйств на финансовом рынке.Список использованной литературыАверкиева Д. Н. Сущность финансовой системы РФ // Аллея науки. 2018. № 1 (17). Т. 4. С. 226–232.Белозеров С.А. Сущность и функции финансов домашних хозяйств. СПб. 2016. С.78-87.Гатауллин Р.Ф. Доходы и бедность населения в регионе: основные подходы к оценке // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 4. С. 20-29.Гирник В.Ю. Домашние хозяйства в современной экономической системе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2020. №1. С. 34-39.Ечевская О.Г. Практика потребления и развлечения в контексте социально обусловленных оправданий бедности и богатства // Регион: экономика и социология. 2017. №1. С.129-148.Казанцева К.А. Финансы хозяйствующих субъектов. М., 2016. С. 24Качанова Н.Н., Глебкова И.Ю. Проблемы формирования финансов домашних хозяйств // Сб. Совершенствование методологии статистического анализа социально-экономических явлений и процессов: научные записки/ под ред. В.Н. Салина. М.: Наука-Бизнес-Паритет, 2016.Петрикова Е.М. Финансы домашних хозяйств. М. 2015. С. 82.Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 333 с.Томина Н. М. Налоговое бремя населения // Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития: Материалы Междунар. научно-практ. конф. (Воронежеский экономико-правовой институт, Орловский филиал Финуниверситета). Воронеж, 2019, Ч 1. С. 40 – 50.Фахрутдинова Е.Ф., Хуснутдинова Л.М. Бедность в структуре показателей качества жизни населения // Экономические науки. 2015. № 12. С. 78-83.Финансовое управление развитием экономических систем: монография / М. М. Брутян, Г.Э. Головчанская, В. В. Завадская, Е. В. Зотова ; под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2015. Т. 14. 188 с.Халикова С.С. Оценка уровня бедности населения Хабаровского края // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4. С. 127-136.Шабанова М.А. Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик // Общественные науки и современность. 2017. №3. С.69-86.Загидуллина И.И. Проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации. [Электронный ресурс] https://novainfo.ru/article/11904Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения – Электронный ресурс. Режим доступа: http://wciom.ru/databaseОфициальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://ng.ach.gov.ru/?lang=ru Слепов В.А., Бондаренко С.А. Роль персональных финансов в развитии российской экономики. https://cyberleninka.ru/article/v/rol-personalnyh-finansov-v-razvitii-rossiyskoy-ekonomikiФедеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] http://www.gks.ru

Список использованной литературы

1. Аверкиева Д. Н. Сущность финансовой системы РФ // Аллея науки. 2018. № 1 (17). Т. 4. С. 226–232.
2. Белозеров С.А. Сущность и функции финансов домашних хозяйств. СПб. 2016. С.78-87.
3. Гатауллин Р.Ф. Доходы и бедность населения в регионе: основные подходы к оценке // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 4. С. 20-29.
4. Гирник В.Ю. Домашние хозяйства в современной экономической системе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2020. №1. С. 34-39.
5. Ечевская О.Г. Практика потребления и развлечения в контексте социально обусловленных оправданий бедности и богатства // Регион: экономика и социология. 2017. №1. С.129-148.
6. Казанцева К.А. Финансы хозяйствующих субъектов. М., 2016. С. 24
7. Качанова Н.Н., Глебкова И.Ю. Проблемы формирования финансов домашних хозяйств // Сб. Совершенствование методологии статистического анализа социально-экономических явлений и процессов: научные записки/ под ред. В.Н. Салина. М.: Наука-Бизнес-Паритет, 2016.
8. Петрикова Е.М. Финансы домашних хозяйств. М. 2015. С. 82.
9. Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 333 с.
10. Томина Н. М. Налоговое бремя населения // Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития: Материалы Междунар. научно-практ. конф. (Воронежеский экономико-правовой институт, Орловский филиал Финуниверситета). Воронеж, 2019, Ч 1. С. 40 – 50.
11. Фахрутдинова Е.Ф., Хуснутдинова Л.М. Бедность в структуре показателей качества жизни населения // Экономические науки. 2015. № 12. С. 78-83.
12. Финансовое управление развитием экономических систем: монография / М. М. Брутян, Г.Э. Головчанская, В. В. Завадская, Е. В. Зотова ; под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2015. Т. 14. 188 с.
13. Халикова С.С. Оценка уровня бедности населения Хабаровского края // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4. С. 127-136.
14. Шабанова М.А. Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик // Общественные науки и современность. 2017. №3. С.69-86.
15. Загидуллина И.И. Проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации. [Электронный ресурс] https://novainfo.ru/article/11904
16. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения – Электронный ресурс. Режим доступа: http://wciom.ru/database
17. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://ng.ach.gov.ru/?lang=ru
18. Слепов В.А., Бондаренко С.А. Роль персональных финансов в развитии российской экономики. https://cyberleninka.ru/article/v/rol-personalnyh-finansov-v-razvitii-rossiyskoy-ekonomiki
19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] http://www.gks.ru

Вопрос-ответ:

Что такое домашнее хозяйство и какая роль оно играет в рыночной экономике?

Домашнее хозяйство - это совокупность членов семьи или группы людей, проживающих вместе и объединенных общими хозяйственными интересами. В рыночной экономике роль домашнего хозяйства заключается в производстве товаров и услуг для удовлетворения собственных потребностей. Оно также является потребителем и сберегателем ресурсов.

Какие модели поведения домашних хозяйств существуют?

Существуют различные модели поведения домашних хозяйств. Одна из них - традиционная модель, основанная на принципе максимизации полезности. Другая модель - модель оптимизации, основанная на выборе оптимального сочетания товаров и услуг с учетом ограниченных ресурсов. Еще одна модель - модель активного поведения, где домашнее хозяйство рассматривается как активный участник рыночных отношений.

Какое влияние оказывает государство на решения домашних хозяйств?

Государство может оказывать влияние на решения домашних хозяйств через фискальную политику, в том числе налоги и пособия. Также государство может контролировать цены на товары и услуги, влиять на рабочую силу и безработицу, а также создавать программы социальной поддержки и стимулировать развитие определенных отраслей экономики.

Какие особенности экономических ресурсов и мотивации домашних хозяйств наблюдаются в российской экономике?

В российской экономике особенностью экономических ресурсов домашних хозяйств является их ограниченность и неравномерное распределение. Мотивацией домашних хозяйств часто является обеспечение базовых потребностей и сохранение стабильности доходов из-за нестабильности на рынке труда. В условиях трансформационной экономики наблюдается также высокий уровень инфляции и неопределенность в отношении будущих доходов и стандарта жизни.

Что такое домашнее хозяйство и как оно влияет на рыночную экономику?

Домашнее хозяйство – это экономический субъект, осуществляющий производство, потребление и распределение благ и услуг внутри семьи. Роль домашнего хозяйства в рыночной экономике заключается в его способности создавать и воспроизводить экономические ресурсы, влиять на процессы потребления и определять спрос на товары и услуги.

Какие модели поведения домашних хозяйств существуют и как они отличаются?

Существует несколько моделей поведения домашних хозяйств. Одна из них - модель совершенной конкуренции, где домашнее хозяйство рассматривается как атомизированный субъект, максимизирующий свою полезность. Другая модель - модель принятия решений на основе ожиданий, где домашнее хозяйство учитывает будущие доходы и расходы. Еще одна модель - модель поведения домашнего хозяйства с ограниченной рациональностью, где люди осуществляют выбор в условиях ограниченной информации и ограниченных ресурсов.

Какое воздействие государства может оказывать на решения домашних хозяйств?

Государство может оказывать влияние на решения домашних хозяйств через различные экономические инструменты. Например, налоги и пособия могут стимулировать или сдерживать потребление и инвестирование. Государственные программы по поддержке жилья, образования и здравоохранения могут также влиять на решения домашних хозяйств, создавая дополнительные возможности или ограничения.

Какие особенности и факторы влияют на поведение домашних хозяйств в российской экономике?

В российской экономике особенности поведения домашних хозяйств обусловлены низким уровнем доходов, высокой инфляцией и нестабильностью рынка труда. Факторы, влияющие на поведение домашних хозяйств, включают уровень образования и квалификации, доступность финансовых услуг, социальное окружение и культурные ценности.