Культурология М. Вебера
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 31.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Общая характеристика культурологических воззрений М. Вебера 4
2.Роль протестантизма в развитии европейской культуры в воззрениях М. Вебера 7
Заключение 14
Список литературы 15
Люди могут работать очень медленно, только чтобы заработать то, что необходимо для физического выживания. Что же касается отношений между предпринимателями и рабочими, то они личные и непосредственные. Однако медленный темп труда и его учет по принципу «Живи и давай жить другим»— это только один элемент традиционализма. Вебер пишет о важности и другого – жадности, отсутствия щепетильности в погоне за наживой.Пиратство, финансирование войн и правительств, взимание налогов — все эти предприятия, характерные для традиционализма, направлены на получение легкой наживы. Здесь полностью отсутствуют моральные препоны в отношении «чужих» и этические принципы соблюдаются только по отношению к «своим».Данное поведение никак не согласуется как с протестантской этикой, так и с духом капитализма. По традиционализму жили докапиталистические общества. Прежде всего потому, что они не согласуются с убеждением: интенсивный труд является признаком добродетели и моральной обязанностью каждого человека. Противоположность традиционализма и капитализма Вебер как раз и отражает в типологии заработков. Традиционализм выбирает для себя торговлю валютой и ростовщичество; финансирование революций, войн, партийной борьбы и других политических предприятий в надежде на получение больших доходов в скором времени, торговлю с политическими организациями и государством; колониализм и фиск с опорой на власть.ТО есть, традиционализм использует часто политическую ситуацию. Ориентация на политику является главным мотивом хозяйственной деятельности при традиционализме. Базисом капитализма является рациональное планирование, калькуляция, люди получают прибыль, но выбирают иную основу: постоянные рыночные операции, свободный обмен, правовые предписания, постоянная производственная деятельность, которая основывается на учете капиталов, финансирование новых промышленных и других предприятий путем продажи акций, финансирование производства для того, чтобы гарантировать его долговременную рентабельность. На базе типологических различий Вебером определялся капитализм в качестве комплекса взаимосвязанных институтов, функционирующих на основе рациональных методов получения прибыли. Капитализм основывается на предприятиях, которые, в свою очередь, базируются на долговременных инвестициях капитала, свободной (с юридической точки зрения) рабочей силе, рациональном разделении труда внутри и между предприятиями посредством рынка.Дух капитализма — это система мотивации индивида, связанная с протестантской этикой. В ее состав входят:1. Позитивная моральная санкция накопления капитала и денег. 2. Аскетизм.3. Обязанность максимального проявления своих возможностей в избранной профессии. 4. Специфические добродетели (трудолюбие, верность слову, трезвость, исключение азартных игр и разврата, тщательность, честность).ЗаключениеИтак, как полагал М. Вебер, культура – это ценностное понятие. Особое внимание Вебер придавал духу рациональности в развитии всех мировых культур. Особенно подробно Вебер рассматривал влияние протестантизма на развитие рациональности европейской культуры. Таким образом, исходя из концепции М. Вебера, вследствие Реформации происходит процесс распространения идей протестантизма. Протестантская этика принципиально отвергает ценности традиционализма, она рассматривает труд и накопление капитала как человеческие добродетели. Соответственно, под влиянием протестантизма рождается дух капитализма, прямо противоположный традиционализму. Если традиционализм выбирает минимальные трудовые затраты, нечестность по отношению к другим, нежелание хозяйственного развития, то ценности капитализма иные: постоянный труд, забота о накоплении капитала и экономии, соблюдение правовых предписаний, честное ведение экономической хозяйственной деятельности, совершение инвестиций, постоянный производственный процесс. Протестантизм также повлиял на становление идей либерализма. От философских гуманистических идей Реформации либерализм берет особенно уважительное отношение к человеческим правам и принципу равенства.А именно, речь идет о свободе личности, понимаемой в качестве свободы от принуждения извне, рыночных отношениях, основанных на незыблемости частной собственности и минимальном государстве. Этот либерализм осуществляет идеализацию рыночных отношений между мелкими предпринимателями, характерных для раннего капитализма: свободный рынок представлял собой базу для развития “хорошего общества”, в котором осуществляется взаимодействие ответственных граждан, полагающихся на собственные силы, на пути к достижению собственной выгоды и всеобщего блага.Список литературыВебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// https://dom-knig.com/read_225192-1#Забаев И.В. Протестантская этика и дух капитализма: «Критики» веберовской гипотезы 30-60-х гг. Xx столетия.// https://cyberleninka.ru/article/n/protestantskaya-etika-i-duh-kapitalizma-kritiki-veberovskoy-gipotezy-30-60-h-gg-xx-stoletiyaКомаровский А.В. Культурсоциология Макса Вебера.// https://cyberleninka.ru/article/n/kultursotsiologiya-maksa-veberaШлюхтер, В. Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы // В. Шлюхтер // Журн. социологии и социальной антропологии. - 2004. -Т. VII. - С. 22-50.Шпакова, Р. П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме / Р. П. Шпакова // Социол. исслед. - 1992. - № 12. - С. 126-132.
Список литературы
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// https://dom-knig.com/read_225192-1#
2. Забаев И.В. Протестантская этика и дух капитализма: «Критики» веберовской гипотезы 30-60-х гг. Xx столетия.// https://cyberleninka.ru/article/n/protestantskaya-etika-i-duh-kapitalizma-kritiki-veberovskoy-gipotezy-30-60-h-gg-xx-stoletiya
3. Комаровский А.В. Культурсоциология Макса Вебера.// https://cyberleninka.ru/article/n/kultursotsiologiya-maksa-vebera
4. Шлюхтер, В. Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы // В. Шлюхтер // Журн. социологии и социальной антропологии. - 2004. -Т. VII. - С. 22-50.
5. Шпакова, Р. П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме / Р. П. Шпакова // Социол. исслед. - 1992. - № 12. - С. 126-132.
Вопрос-ответ:
Какая общая характеристика культурологических воззрений М Вебера?
М Вебер в своих культурологических воззрениях выделял роль значения и смысла в жизни человека, а также их влияние на формирование культуры. Он утверждал, что культура является продуктом деятельности и влияния человека, и основными факторами, определяющими ее развитие, являются религия и экономика.
Какая роль протестантизма в развитии европейской культуры в воззрениях М Вебера?
Воззрения М Вебера на роль протестантизма в развитии европейской культуры основываются на его известной работе "Протестантская этика и дух капитализма". Он считал, что именно протестантизм создал основы для формирования капиталистической системы в Западной Европе. Протестантская этика, с ее акцентом на трудолюбие, стремление к успеху и распределение времени, способствовала развитию капитализма и модернизации общества.
Какие основные факторы определяют развитие культуры по мнению М Вебера?
М Вебер считал, что основными факторами, определяющими развитие культуры, являются религия и экономика. Он уделял особое внимание значению и смыслу в жизни человека, а также их влиянию на формирование культурных ценностей. Религиозные убеждения и экономические отношения играют существенную роль в формировании культурного наследия и обычаев общества.
Какие отношения между предпринимателями и рабочими предполагает М Вебер?
M Вебер считает, что отношения между предпринимателями и рабочими являются личными и непосредственными. Он подчеркивает, что медленный темп труда и его учет по принципу "Живи и давай жить другим" являются основой справедливых отношений между работниками и предпринимателями. Это предполагает уважение к человеческому достоинству и равное распределение благ в обществе.
Какова общая характеристика культурологических воззрений М. Вебера?
Общая характеристика культурологических воззрений М. Вебера заключается в их фокусе на исследование социокультурных исторических процессов, принятие во внимание роль религии и идеологии в формировании культуры, а также подчеркивание значения индивидуальности и духовности в обществе.
Какова роль протестантизма в развитии европейской культуры в воззрениях М. Вебера?
Воззрения М. Вебера уделяют особое внимание роли протестантизма в развитии европейской культуры. Он полагает, что идеи протестантизма, такие как активная рациональность, этика работы и отрицание мирской праздности, сыграли важную роль в формировании капитализма и современной идеи труда.
Какие темы рассматриваются в книге "Культурология М. Вебера"?
В книге "Культурология М. Вебера" рассматриваются различные темы, связанные с культурой, религией, идеологией и их влиянием на общество и историю. Автор анализирует роль религиозных и духовных убеждений в формировании культуры и обратное влияние культуры на религию и общественные ценности.
Какие литературные источники рекомендованы для дальнейшего изучения культурологии по М. Веберу?
Для дальнейшего изучения культурологии по М. Веберу рекомендуется ознакомиться с работами самого автора, включая его основные труды по социологии и религии. Также полезно изучить работы современных исследователей, которые освещают и развивают идеи М. Вебера в контексте современной культурологии.
В чем заключается особенность отношений между предпринимателями и рабочими в воззрениях М. Вебера?
Особенностью отношений между предпринимателями и рабочими в воззрениях М. Вебера является их личный и непосредственный характер. Автор подчеркивает, что взаимодействие между предпринимателями и рабочими имеет важные социальные и этические аспекты, и основано на взаимном уважении и взаимной зависимости.