Особенности проведения таможенного контроля в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу Союза физ лицами в упрощенном/льготном порядке
Заказать уникальную курсовую работу- 74 74 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 31.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая перемещение товаров физическими лицами…………………………………………………...…………………..….....….. 7
1.2 Таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами: понятие, сущность, формы………………….…...….............................................................…..12
2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ СОЮЗА ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.....25
2.1 Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров отдельными категориями лиц…..…………………………………..25
2.2 Таможенное декларирование грузов дипломатических представительств и международных организаций в условиях Таможенного союза в рамках ЕАЭС………………………..………...……………………………………………….40
2.3 Анализ нарушений таможенного законодательства физическими лицами…………………………………………………………………………………44
3 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ СОЮЗА……………………………………………...49
3.1 Анализ и оценка правонарушений в области таможенного дела при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования на примере Пулковской таможни…………………………………………………………………49
3.2 Проблемы при осуществлении таможенного контроля и таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами…………………..61
3.3 Пути совершенствования таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами………………………...........…64
Заключение……………………..……………………………………..…………….....68
Список сокращений и условных обозначений……………………..………..………71
Список литературы………………….…………………………..…………...………..72
Однако, в 2015 г. наблюдается резкий спад количества пассажиров, что обуславливается сложной экономической и политической ситуацией в стране, представленные на рисунке 5. Можно предположить, что одной из причин тому послужило прекращение авиационного сообщения с Египтом в 2015 г. Рис.5.Количество физических лиц, пересекающих таможенную границу ЕАЭС на примере Пулковской таможни за 2011-2015 гг., чел.Традиционно пассажиропоток в аэропорту Пулково увеличивается в дни новогодних праздников. В период с 15.12.2016 г. по 08.01.2017 г. пассажиропоток физических лиц превысил значение 880 тыс. человек, из которых 255 тыс. человек приходится на пассажиров международных рейсов [2].В качестве основной меры, принятой с учетом пиковых нагрузок, в ЗТК залов прибытия и убытия работали все «зеленые» и «красные» коридоры. Благодаря совместным усилиям должностных лиц отдела специальных таможенных процедур т/п Аэропорт Пулково, длинных очередей и задержек удалось избежать. Тем не менее, не обошлось без нарушений, допущенных пассажирами. Для определения качества таможенного контроля в данный период на т/п Аэропорт Пулково следует рассмотреть количество заведенных дел об АП. За период 31.12.2016 г. по 08.01.2017 г. было возбуждено 16 дел об АП.Например, 04.01.2017 г., около 23:00, было зарегистрировано АП, связанное с недекларированием физическим лицом наличных денежных средств. В «зеленом коридоре» при проведении таможенного контроля у гражданина России, вылетавшим самолётом рейса «Санкт-Петербург-Баку», были обнаружены подлежащие обязательному письменному декларированию наличные денежные средства в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, а именно: 10 000 евро и 15 000 рублей, что в соответствии с курсом ЦБ РФ на 04.01.2017 г. составляло в эквиваленте более 10 700 долларов США. По этому факту было возбуждено дело об АП, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.4 КоАП России.В сумме, за период новогодних выходных, в бюджет РФ т/п Аэропорт Пулково перечислено таможенных платежей более 240 тыс. рублей.Обращаясь к итогам работы за 2018 – 2019 гг. таможенного поста Аэропорт Пулково, следует отметить то, что на основании показателей правоохранительной деятельности по линии выявления и пресечения административных правонарушений за 2018 г. возбуждено 1260 дела об административных правонарушениях (1083 – протоколами об АП, 161 - определениями о возбуждении дел об АП и проведении административных расследований, 16 постановлением о назначении административного наказания без составления протокола), что на 1,9% больше аналогичного периода 2017 г. ( 1237 дел об АП: 821 – протоколами об АП, 75 - определениями о возбуждении дел об АП и проведении административных расследований, 341 постановлением о назначении административного наказания без составления протокола), а за 2019 г. возбуждено 1393 дела об административных правонарушениях (1221 – протоколами об АП, 170 - определениями о возбуждении дел об АП и проведении административных расследований, 2 постановлением о назначении административного наказания без составления протокола),что на 10,6% больше аналогичного периода 2018 г. Более наглядно представлено на рисунке 6 [3]. Рис.6.Количество возбежденных дел об АП на примере Пулковской таможни за 2017-2019 гг., шт.Средняя стоимость предмета административного правонарушения составила 94775 рублей РФ 22 копейки что на 16,13 % меньше АППГ (112999 рублей РФ 30 копеек). В таблице 4 приведено сравнение по статьям КоАП РФ возбуждённых дел об АП. Таблица 4Количество возбужденных дел об АП за 2018-2019 гг.Статьи КоАП РФКоличество возбужденных дел об АПДинамика (рост, снижение в %)2018 г.2019 г.ч.1 ст. 16.27407724,3ст. 16.34427- 38,6ст. 16.441652025ст. 16.5158- 53,3ст. 16.14344635,3ст. 16.1635-66,7ч. 1 ст. 14.106716,7ч. 1 ст. 19.404100ст. 16.1504100За 2019 г. в сравнении с АППГ на 4,3% увеличилось количество дел об АП, возбужденных по фактам недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ). Предметами административного правонарушения в 2019 г. чаще всего являлись:ювелирные изделия;живописная продукция;товары, отнесенные к товарам не для личного пользования (табачная продукция, изделия из текстиля и кожи, косметические средства, электронные устройства, фармацевтическая продукция и медицинские приборы). Средняя стоимость предмета административного правонарушения составляет 68 585 рублей РФ 41 копейки.В 2019 г. должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково возбуждены дела об АП по фактам неповиновения законным распоряжениям и требованиям должностных лиц таможенного поста Аэропорт Пулково, что образует состав по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ и по фактам представления отчетности в таможенный пост Аэропорт Пулково, содержащей недостоверные сведения, что образует состав по ст. 16.15 КоАП РФ. Раннее дела об административных правонарушениях по вышеуказанным составам должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково не возбуждались.За период 2019 года по сравнению с АППГ наблюдается положительная динамика выявления контрафактной продукции в связи с увеличением случаев ввоза/вывоза физическими лицами товаров не для личного пользования (табачной продукции, товаров легкой промышленности, а именно: одежды, обуви, изделий из кожи). За 2019 г. должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково возбуждено 7 дел об АП по ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ. Так, у гражданки Таджикистана Зубайдовой Малики Муродовны (ZubaydovaMalika), прибывшей из Турции самолетом рейса DP886 «Стамбул - Санкт-Петербург», были обнаружены спортивный костюм «Gucci» в количестве 8 шт., кроссовки «Gucci» 1 пара, спортивные штаны «PoloRalphLauren» в количестве 2 шт., спортивные куртки «PoloRalphLauren» в количестве 2 шт.) – 2 дела об АП.У гражданки Азербайджана Гаджиевой Ильхам Вахид Кызы (Haciyeva Ilhama Vahid Qizi), прибывшей из Азербайджана самолетом рейса J2019 «Баку - Санкт-Петербург», обнаружены кошелек «DKNY» в количестве 1 шт., шейный платок «Burberry» в количестве 3 шт., шарф «SalvatoreFerragamo» в количестве 1 шт. – 3 дела об АП.Возбуждено 2 дела по ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ в отношении гражданина РФ Казаченко Юрия Андреевича и гражданки РФ Мироновой Светланы Олеговны, перемещающих из Турции самолетом рейса TK 0401 «Стамбул - Санкт-Петербург» ремни «LEVI`S» в количестве 34 штук.Также должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково 17.07.2019 зарегистрировано сообщение о преступлении № 56 по ч. 1 ст. 180 УК РФ по факту ввоза гражданином РФ Харченко Евгением Леонидовичем товаров, представляющих собой 8 чехлов и 8 рюкзаков, маркированных товарным знаком компании «HermesInternational».В 2019 г. по делам об АП, возбужденным должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково принято 1217 решений, из них должностными лицами таможенных органов 1161 решение, судьями 56 решений, в то время как за 2018 г. по делам об АП, возбужденным должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково принято 1057 решений, из них должностными лицами таможенных органов 990 решений, судьями 67 решений.За период 2019 г. назначено наказаний в виде административного штрафа по 1152 делам об АП на сумму 45037311 рублей РФ 66 копеек, что на 15,15% больше АППГ (39111206 рублей РФ 99 копеек), из которых:должностными лицами таможенных органов по 1113 делам об АП на сумму 40932693 рублей РФ 53 копеек, что на 17,52 % больше АППГ(34829854 рублей РФ 80 копеек);судами по 39 делам об АП на сумму 4 104 619 рублей РФ 10 копеек, что на 4,13 % меньше АППГ(4281352 рубля РФ 19 копеек).За период 2019 г. судами назначено наказаний в виде конфискации предметов административного правонарушения по 17 делам об АП, что на 13,3% больше АППГ (по 15 делам об АП).За 2019 г. должностными лицами таможенных органов назначено наказаний в виде предупреждения по 44 делам, что на 6,4 % меньше АППГ (47 дел об АП).За 2019 г. физическими лицами обжаловано в судах 10 Постановлений о назначении административного наказания по делу об АП (ст. 16.4 КоАП РФ). По итогам рассмотрения жалоб 10 постановлений оставлено в силе, по 2 из указанных постановлений размер наказания в виде штрафа снижен до ¼ от стоимости предмета об АП.В вышестоящий таможенный орган обжаловано 1 постановление о назначении административного наказания по делу об АП (ст. 16.4 КоАП РФ). По итогам рассмотрения жалобы принято решение о возвращении дела об АП на новое рассмотрение. По итогам нового рассмотрения постановительная часть решения оставлена без изменения.За АППГ физическими лицами обжаловано в судах 9 Постановлений о назначении административного наказания по делу об АП (ст. 16.3 КоАП РФ, ст. 16.4 КоАП РФ). По итогам рассмотрения жалоб 8 постановлений оставлены в силе, по 1 жалобе решение по настоящее время не принято. Таким образом наблюдается небольшой рост случаев обжалования решений, вынесенных должностными лицами таможенного органа, однако данные решения признаны законными и обоснованными, что подтверждает высокую эффективность деятельности должностных лиц таможенного поста Аэропорт Пулково по линии контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности.По оперативной информации оперативно-розыскного отдела Пулковской таможни за 2019 г. возбуждено 19 дел об административных правонарушениях, что равно АППГ (19 дел об АП).В целях увеличения количества выявляемых правонарушений в таможенном посту Аэропорт Пулково использовался предварительный осмотр прибывающего багажа с использованием ДРТ, расположенного на 5-ой ленте в багажном дворике Централизированного пассажирского терминала в аэропорту Пулково (далее - ЦПТ). С применением предварительного осмотра за период 2019 г. было возбуждено 31 дело об административных правонарушениях (по ч. 1 ст. 16.2 КоАП – 29 дел об АП, по ст. 16.4 КоАП РФ – 2 дела об АП), что в 4.4 раза больше аналогичного периода (по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ – 7 дел об АП). В 2019 г. должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково зарегистрировано 34 сообщения о преступлениях. По сравнению с АППГ их число увеличилось на 13,3 % (30 сообщений о преступлениях). В таблице 5 представлена сравнительная статистика зарегистрированных обращений и предметов УД за 2018-2019 гг. Таблица 5Сравнительная статистика зарегистрированных обращений и предметов УД за 2018-2019 гг.Статьи КоАП РФСтатьи УК РФКоличество зарегистрированных сообщенийПредмет УД2018201920182019ст. 19420Ювелирные из-лия-ч. 1 ст. 18001-Аксессуары (рюкзаки)ст. 200.11410Денежные средстваДенежные средствач. 1 ст. 226.11011КЦ, боеприпасы (патроны и гильза)Ювелирные изделия, патроны, сильнодействующие вещества (Смесь астедоидных гормонов), изделия из драг. Металлов.ст. 229.1412Алкогольная продукция с каннабисом (марихуана) в сух. ост. – 1,84 г; шоколад с содержанием кокаина. Содержание нарк. средства 1 125,632 г. и 94,05 г.; Листья коки, Жидкость, содержащая кодеин (0,056 г.) и этилморфин4 ампул «трамадол», 4,98 г; кодеин - 1,60 г.; кодеин - 11,90 г.; кодеин – 0,28 г; 20 пакетиков чая, содержащие семена растения Canabis и тетрогидроканнобизола, 28,15 г; чайные пакетики с измельченными фрагментами листьев кокаинового куста –15,50 г.По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях за 2019 г. принято 16 решений об отказе в возбуждении уголовных дел по причине отсутствия состава преступления, за АППГ принято 14 решений об отказе в возбуждении уголовных дел.Возбуждено в 2019 г. – 8 уголовных дел (по ч.1 ст. 200.1 УК РФ – 6 уголовных дела в отношении физических лиц, перемещавших через таможенную границу ЕАЭС наличные денежные средства в крупном размере, превышающем разрешенную норму ввоза наличных денежных средств без письменного декларирования; по ч.1 ст. 226.1 УК РФ – 2 уголовных дела в отношении физических лиц, незаконно перемещавших через таможенную границу ЕАЭС стратегически важные товары – изделия из драгоценных металлов, ювелирные изделия и культурные ценности).По результатам проверки 12 сообщений о преступлениях информация о принятых решениях в таможенный пост Аэропорт Пулково не поступала.В АППГ возбуждено 15 уголовных дел (по ч.1 ст. 200.1 УК РФ – 13 уголовных дела в отношении физических лиц, перемещавших через таможенную границу ЕАЭС наличные денежные средства в крупном размере, превышающем разрешенную норму ввоза наличных денежных средств без письменного декларирования; по ч. 2 ст. 194 УК РФ – 1 уголовное дело в отношении физического лица, незаконно перемещавшего через таможенную границу ЕАЭС товары (ювелирные изделия) с уклонением от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере, по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ – 1 уголовное дело в отношении физического лица, незаконно перемещавшего через таможенную границу ЕАЭС боеприпасы (патроны в количестве 18 шт).В 2019 г. должностными лицами отдела специальных таможенных процедур (далее – ОСТП) таможенного поста Аэропорт Пулково вынесено 122 решения о назначении таможенных экспертиз. По результатам вынесенных решений в таможенный пост Аэропорт Пулково поступило 94 Заключения таможенных экспертов, на основании которых приняты следующие меры: возбуждено 35 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), 18 дел об административных правонарушениях по ст. 16.3 КоАП РФ, зарегистрировано 14 сообщений о преступлениях. По результатам 21 проведенной экспертизы нарушений в области таможенного законодательства не выявлено, в связи с чем принято решение о возврате образцов лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров. За АППГ должностными лицами ОСТП таможенного поста Аэропорт Пулково вынесено 103 решения о назначении таможенных экспертиз. На основании поступивших таможенных заключений возбуждено 56 делоб административных правонарушениях по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, 25 дел об административных правонарушениях по ст. 16.3 КоАП РФ, 3 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.10, зарегистрировано 18 сообщений о преступлениях. По результатам 19 проведенных экспертиз нарушений в области таможенного законодательства не выявлено, в связи с чем принято решение о возврате образцов лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров. Показатель № 26 результативности назначаемых экспертиз в 2019 г.составил – 50 %, что на 43,24 % меньше АППГ (86,56 %).Нарушение таможенного законодательства ЕАЭС, а также законодательства государств–членов ЕАЭС, при перемещении товаров для личного пользования физическими лицами не является редким случаем.В большинстве случаев правонарушения осуществляются в связи с недостаточной информированностью пассажиров, пересекающих государственную границу РФ с таможенным законодательством. Выявление данных правонарушений связано в большей степени с грамотным применением принципа выборочности при таможенном контроле уполномоченными лицами т/п Аэропорт Пулково. Принцип выборочности работает, основываясь на СУР (точнее-на разработанных профилях риска).Анализ административных правонарушений в области таможенного дела при перемещении товаров для личного пользования физическими лицами позволяет сделать вывод о том, что наиболее проблемным аспектом является недекларирование физическими лицами товаров, позволяющее уклониться от уплаты таможенных платежей, в то время, как стоимостные и весовые лимиты превышены. Как правило, постановления таможенных органов и судебная практика в вопросе отнесения товаров к категории товаров для личного пользования единообразны. Таможенные органы и судебные инстанции исходят не только из весовых и количественных ограничений, но и от частоты пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС, наличия у этого лица статуса ИП, цели дальнейшего использования товаров, состава семьи, потребности лица и места его работы, ассортимента перемещаемых товаров и др. Следует отметить, что при ввозе товаров физическими лицами вывод о том, являются ли перемещаемые товары товарами для личного пользования или для каких–либо иных целей, таможенный орган делает самостоятельно. Тем не менее, данные критерии не являются абсолютно объективными и точными, в связи с этим, вероятны ситуации, при которых физическое лицо укладывается в установленный стоимостной лимит, однако, таможенные органы, исходя из количества товара, делают вывод о том, что данный товар не для личного использования. Нередки случаи, когда физические лица при соблюдении стоимостных и весовых ограничений, установленных в отношении перемещаемых товаров для личного пользования, предполагают дальнейшее использование данных товаров в коммерческих целях. Поэтому за таможенными органами закреплено право определять, относится ли товар к категории товаров для личного пользования или нет. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии четких количественных критериев при отнесении товаров к товарам для личного пользования. На основании анализа возбужденных дел об АП, предусмотренных ст.16.2 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что наиболее часто под видом товаров для личного пользования физические лица, соблюдая стоимостные и весовые ограничения, перемещают одежду в целях дальнейшей продажи. Таким образом, ходе анализа было выявлено, что большинство правонарушений, допускаемых пассажирами, связано с «недекларированием либо недостоверным декларированием товаров», что свидетельствует о недостаточной информированности пассажиров с таможенными правилами и таможенным законодательством ЕАЭС. Чаще всего АП совершаются при перемещении табака, текстильных изделий и материалов, автотранспортных средств, валюты, алкогольной продукции и др.3.2 Проблемы при осуществлении таможенного контроля и таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицамиПо мнению экспертов, к концу 2020 г. Россия должна была стать одной из ведущих стран по приему туристов, что обусловлено ежегодным ростом пассажиропотока.Безусловно, в рамках сложившейся ситуации в мире, давать оценку данному показателю не представляется возможным, тем не менее, до 2020 г. рост пассажиропотока являлся очевидным. В настоящий момент определение особенностей перемещения через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами товаров для личного пользования и исполнения связанных с этим таможенных операций является фундаментом для верного понимания и соблюдения физическими лицами таможенных правил.Основнымизадачами таможенных органов являются пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и создание благоприятных условий пересечения таможенной границы ЕАЭС для законопослушных граждан, формирование доходной части бюджета страны.В то же время правоприменительная практика обнаружила ряд проблем и пробелов в порядке осуществления таможенными органами контроля за перемещением физическими лицами товаров для личного пользования.Как упоминалось ранее, судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто под видом товаров для личного пользования физические лица, соблюдая стоимостные и весовые ограничения, перемещают одежду в целях дальнейшей продажи. Исходя из этого, можно предположить, что целесообразным будет являться закрепление определенного допустимого количественного ограничения при перемещении товаров одной товарной группы. Данная поправка позволит прояснить спорные ситуации, требования таможенных органов станут более правомерными, также позволит снизить процент оспаривания физическими лицами постановлений таможенных органов. Зачастую, информации о лицах пересекающих таможенную границу недостаточно, так же, как и времени на качественное проведение таможенных операций и таможенного контроля, в связи с чем наблюдается сокращение сбора платежей и штрафов в условиях постоянного роста пассажиропотока, вывоза иностранной валюты и количества багажа. Сотрудникам таможенных органов не всегда хватает ресурсов для определения пассажира на вероятность перемещения товаров, ограниченных либо запрещенных. В таможенных органах уделяют внимание количеству инспекторского состава, осуществляющих таможенный контроль, в то время, как для более качественного решения проблемы необходимо также уделять внимание программному обеспечению и другим средствам автоматизации, позволяющим не терять в качестве таможенного контроля. Еще одной важной проблемой является необходимость совершенствования информированности физических лиц, перемещающих через таможенную границу ЕАЭС товары для личного пользования. Далеко не все физические лица осведомлены о существовании определенных таможенных правил.В настоящее время развитие и реализация технологии подачи пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД) в электронной форме, несомненно, является актуальным направлением совершенствования деятельности ТО. Данный аспект объясняется тем, что подача ПТД в электронной форме имеет многочисленные преимущества: ускорение процесса заполнения формы ПТД; сокращение документооборота ТО; уменьшение времени прохождения ТК; исчезновение коррупционных и субъективных факторов. Несмотря на то, что система таможенного регулирования перемещение физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования постоянно совершенствуется, на сегодняшний день, все ещё возникают проблемы внедрения технологии подачи ПТД в электронной форме, а также её недоработки, требующие решения. Например, электронное декларирование товаров и транспортных средств активно используется таможенным органом, которые осуществляют таможенные операции с юридическими лицами, в частности крупных участников ВЭД. Однако, нормативные правовые акты в области таможенного дела ЕАЭС и РФ не содержат в себе регламентирующих норм в вопросе подачи физическими лицами ПТД в электронной форме [4]. На сегодняшний день, также, не существует проработанного нормативного документа, объясняющего алгоритм подачи ПТД в электронной форме, удобного для понимания физического лица, который не является специалистом в сфере таможенного дела. В современных условиях, письменная форма ПТД не отвечает потребностям информационного общества, в том числе в части предоставления государственных услуг в электронном виде.Ещё одним из факторов, затрудняющим применение подачи ПТД в электронной форме в полном объёме, является отсутствие информации о возможности подачи физическим лицом электронной ПТД, на официальном сайте ФТС России в «Личном кабинете участника ВЭД» в СМИ. Более того, незначительное количество электронных ПТД с представлением уникального идентификационного номера - номеров таможенных органов физическим лицам обусловлено тем, что курьерские службы, при выдаче документов, не информируют физических лиц о возможности подачи ПТД с применением сведений в электронном виде. Таким образом, многие физические лица не имеют возможности персонифицированного информационного взаимодействия с таможенными органами, исходя из того, что они не уведомлены о том, что подать ПТД в электронной форме возможно «до» или «при» пресечении таможенной границы ЕАЭС. Таким образом, в ходе исследования были выявлены проблемы, связанные с подачей физическим лицом ПТД в электронной форме, как технического характера, так и пробелы в НПА - отсутствие регламентирующих норм в вопросе подачи физическими лицами ПТД в электронной форме. 3.3 Пути совершенствования таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами Совершенствование перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу ЕАЭС должно осуществляться по нескольким направлениям. Прежде всего, доработки требует система информирования физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС. Совершенствование необходимо осуществлять путем предоставления сведений различными приемами в удобной для понимания форме. Например, помимо размещения нормативных документов на специально установленных информационных стендах, предоставлять информацию о правилах перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров для въезжающих или выезжающих лиц другими способами, например, посредством автоматизированной рассылки. Кроме того, информация должна иметь вид переработанного и удобного для понимания физическим лицом, не являющимся специалистом в области таможенного дела, материала. Реализация указанного направления необходима для исключения нарушений законодательства стран –участниц ЕАЭС на основании незнания таможенного законодательства Союза [5].Важным направлением развития является автоматизация систем контроля, которая позволит сократить время на проведение таможенных операций и таможенного контроля, автоматически анализировать данные, исключая человеческий фактор (ошибки и неточности, которые могут приводить к снижению выявления ограниченных или запрещенных товаров). Тем самым, позволяя повысить качество таможенных операций и контроля.Программное обеспечение, используемое на т/п в ПП целесообразно объединить в одну сеть для создания единой базы и накопления информации о перемещениях тех или иных лиц, которую можно будет использовать в будущем. На современном этапе существует необходимость разработки некой интеллектуальной системы контроля, которая могла бы анализировать ранее собранную информацию, производить сортировку и вводить в базу данных, на основании которой должностное лицо выбирало бы объект для более тщательного контроля [6].Вероятным направлением развития является осуществление возможности бесперебойного электронного декларирования товаров и валюты физическими лицами,что способствует упрощению и ускорению процесса движения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Преимуществами декларирования товаров для личного пользования в электронной форме представлены на рисунке 7[7].Рис. 7.Преимущества применения электронного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицамиКак показывает международная практика, одним из наиболее результативных методов роста эффективности ТК является представление ТО предварительной информации (далее - ПИ) о намерении ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Применение в повседневной деятельности ТО ЭПИ является одним из главных инструментов в процессе осуществления важнейших задач ТО, таких как обеспечение экономической безопасности государства и ускорение проведения таможенных формальностей [8]. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС цель предоставления ПИ - предварительное получение ТО сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу ЕАЭС, в целях оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля, а также мер, обеспечивающих их проведение, до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Однако, на сегодняшний день в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС, ПИ не представляется. Стоит отметить, что система ПИ о пассажирах подразумевает собой сбор авиаперевозчиком биографических сведений о пассажире, а также подробной информации о рейсе пассажира во время процесса прохождения регистрации - до вылета. Данные сведения передаются в электронном виде органом пограничного контроля в пункте назначения после вылета рейса. Таким образом эти органы могут производить сравнение подробной информации о пассажирах со своими базами данных, тем самым выявляя пассажиров с повышенным уровнем риска, требующих более тщательной проверки по их прибытию [9]. Система ПИ о пассажирах, также, позволяет оперативно осуществить оформление лиц, которые являются пассажирами с незначительным уровнем риска. Формирование возможности подавать физическими лицами ПТД в электронной форме фактически является прототипом ЭПИ о товарах, которые планируются к перемещению через таможенную границу ЕАЭС. На настоящий момент, как было указано ранее, данный ресурс не пользуется большой популярностью у физических ввиду неосведомленности, однако, в современном информатизированном обществе его применение может быть расширено. Например, совершенствование технологии подачи ЭПИ в более доступном для понимания физических лиц виде возможно посредством разработки мобильного приложения на базе современных мобильных технологий. Приложение может содержать поэтапное заполнение электронной ПТД. Стоит отметить, что приложение должно иметь уникальный и доступныйинтерфейс. Информация о данном приложении может быть размещена на официальном сайте ФТС России, а также содержать ссылку для скачивания такого приложения, как на операционной системе Android, так и на операционной системе IOS. Таким образом, внедрение в практику таможенной деятельности предлагаемых направлений совершенствования перемещения товаров физическими лицами будет способствовать созданию более благоприятных условий для физических лиц, перемещающих товары для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, и таможенных органов, осуществляющих контроль за их перемещением, при условии соблюдения интересов обоих участников этого процесса.ЗаключениеТоварами для личного пользования являются товары, перевозимые для личных нужд и не предназначенные к их использованию лицами в целях осуществления предпринимательской деятельности.Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС. Порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования, семейных и домашних нужд, отличается от порядка перемещения товаров в коммерческих целях субъектами ВЭД, ключевая особенность заключается в освобождении от уплаты таможенных платежей.В ходе проведения исследования быливыполнены следующие задачи:обозначены особенности перемещения и порядок декларирования товаров для личного пользованиячерез таможенную границу ЕАЭС физическими лицами;определена специфика таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;определены особенности порядка и условий перемещений через таможенную границу Союза товаров отдельными категориями лиц;обозначен порядок таможенного декларирования грузов дипломатических представительств и международных организаций в условиях Таможенного союза в рамках ЕАЭС;произведен анализ нарушений таможенного законодательства физическими лицами; проанализированы статистические данные перемещения физических лиц через таможенную границу ЕАЭС на примере Пулковской таможни;выявлены проблемы и предложены пути совершенствования таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами.Таким образом, было установлено, что к критериям отнесения товаров к товарам для личного пользования относятся стоимостные, весовые и количественные нормы, превышение которых обязывает лицо производить декларирование товаров путем подачи таможенному органу ПТД в момент пересечения таможенной границы ЕАЭС.Товары для личного пользования, перемещаемые физическими лицами, находятся под таможенным контролем. Так же, в местах прибытия и (или) убытия на (с) таможенную территорию Союза может использоваться система двойного коридора для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования.В ходе исследования был проведен анализа статистических данных пассажирооборота в ЕАЭС, на основании которого можно сделать вывод о тенденции ежегодного роста пассажирооборота, о стабильном увеличении туристического потока на территории Санкт–Петербурга, а также о стабильном увеличении пассажиропотока на территории аэропорта «Пулково». Анализ возбужденных дел об АП свидетельствует о том, что большинство правонарушений, допускаемых пассажирами, связано с «недекларированием либо недостоверным декларированием товаров», что свидетельствует о недостаточной информированности пассажиров с таможенными правилами и таможенным законодательством Союза.В качестве путей совершенствования таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, предлагается уделить внимание совершенствованию системы информирования физических лиц, автоматизации систем контроля и развитию программного обеспечения, разработке современных технологий и методик проведения таможенных операций и таможенного контроля физических лиц. Так же предлагается совершенствование электронного декларирования товаров и валюты физическими лицами.Например, совершенствование технологии подачи ЭПИ в более доступном для понимания физических лиц виде возможно посредством разработки мобильного приложения на базе современных мобильных технологий. Приложение может содержать поэтапное заполнение электронной ПТД. Таким образом, система таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС должна улучшаться в направлении упрощения таможенных операций и сокращения времени на их выполнение, что позволит повысить качество осуществляемого таможенного контроля и, как следствие, будет способствовать эффективному выполнению показателей работы таможенных органов (например, обеспечитсвоевременную и полнуюсобираемость таможенных платежей и взимание штрафов).Список сокращений и условных обозначенийАП–административное правонарушениеВЭДг.гг.ЕАЭСЕЭКИПкгмлн.млрд.МПОПТДРФСУРст.т.е.т.д.ТКТСТКтыс.ч.чел.–––––––––––––––––––––внешнеэкономическая деятельностьгодгодыЕвразийский экономический союз Евразийская экономическая комиссияиндивидуальный предпринимателькилограмм миллионовмиллиардовмеждународные почтовые отправленияпассажирская таможенная декларацияРоссийская Федерациясистема управления рискамистатьято естьтак далеетаможенный контрольтехнические средства таможенного контролятысяччастьчеловекСписок литературыПоказатели аэропорта «Пулково» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pulkovoairport.ru/about/performance/Результаты работы Пулковской таможни в новогодние праздники [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25833:2017-01-18-06-14-57&catid=55:pravoohr&Itemid=93Статистика за 2018-2019 гг., которая была предоставлена в приложенияхЮля Кулешов, А.В. Таможенные технологии: взгляд на перспективу (на примере Северо - Западного таможенного управления) / А.В. Кулешов // Ученые записки Санкт - Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2016. - No 3 (59). - 49-52 с. Мешечкина, Р.П. Оценка влияния внешнеэкономической деятельности на экономику России / Р.П.Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2. - С. 101–106. Ожигов, В.В. Таможенный контроль, автоматизация и ее влияние на налогообложение физических лиц / В.В.Ожигов // Экономика, Статистика и Информатика. - 2014. - №6. - С. 23-26. Мешечкина, Р.П., Антонов, А.Ю. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС / Р.П.Мешечкина // Фундаментальные исследования. - 2016. №2. - С. 12-16.Сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/. Guidelines on advance passenger information (API) [Электронный ресурс] // Режимдоступа: www.iata.org/iata/passenger-data-toolkit/assets/doc_library/02- api/API%20Guidelines% 202014%20Main%20Text _E.pdf.
2. Результаты работы Пулковской таможни в новогодние праздники [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25833:2017-01-18-06-14-57&catid=55:pravoohr&Itemid=93
3. Статистика за 2018-2019 гг., которая была предоставлена в приложениях
4. Юля Кулешов, А.В. Таможенные технологии: взгляд на перспективу (на примере Северо - Западного таможенного управления) / А.В. Кулешов // Ученые записки Санкт - Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2016. - No 3 (59). - 49-52 с.
5. Мешечкина, Р.П. Оценка влияния внешнеэкономической деятельности на экономику России / Р.П.Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2. - С. 101–106.
6. Ожигов, В.В. Таможенный контроль, автоматизация и ее влияние на налогообложение физических лиц / В.В.Ожигов // Экономика, Статистика и Информатика. - 2014. - №6. - С. 23-26.
7. Мешечкина, Р.П., Антонов, А.Ю. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС / Р.П.Мешечкина // Фундаментальные исследования. - 2016. №2. - С. 12-16.
8. Сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.
9. Guidelines on advance passenger information (API) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.iata.org/iata/passenger-data-toolkit/assets/doc_library/02- api/API%20Guidelines% 202014%20Main%20Text _E.pdf.
Вопрос-ответ:
Какие основные нормативно-правовые акты регулируют перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу Союза?
Перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу Союза регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Таможенный кодекс Таможенного союза, Правила таможенного оформления и таможенного контроля на таможенных границах Таможенного союза, Акт о Порядке проводимых таможенных операций, Акты МТС РТ, МТС РБ и МТС РК.
Что такое таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами?
Таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами, представляет собой комплекс мер, направленных на проверку соблюдения законодательства о таможенном регулировании процедур, оформления и контроля за перемещаемыми товарами.
В чем заключается упрощенный льготный порядок проведения таможенного контроля для физических лиц?
Упрощенный льготный порядок проведения таможенного контроля для физических лиц предполагает уменьшение объема и сложности процедур таможенного контроля, а также предоставление определенных льгот и преимуществ при перемещении товаров через таможенную границу Союза.
Какие формы таможенного контроля существуют для товаров, перемещаемых физическими лицами?
Для товаров, перемещаемых физическими лицами, существуют следующие формы таможенного контроля: декларирования товаров, предоставления товаров для физического употребления, представления товаров для лицензирования, временного ввоза товаров, транзитного перемещения товаров, доставки товаров путем перевозки, упаковки или других способов.
Какова сущность и значение таможенного контроля для товаров, перемещаемых физическими лицами?
Сущность и значение таможенного контроля для товаров, перемещаемых физическими лицами, состоит в обеспечении соблюдения законодательства о таможенном регулировании и контроля за перемещаемыми товарами, защите экономических интересов государства, обеспечении безопасности и предотвращении незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Какова сущность таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами?
Сущность таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, заключается в осуществлении мер по ограничению и контролю перемещения товаров через таможенную границу. Он направлен на обеспечение безопасности государства, защиту экономических интересов государства и соблюдение норм регулирования внешнеэкономической деятельности.
Какие особенности есть при проведении таможенного контроля для товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Союза в упрощенном льготном порядке?
Основная особенность заключается в том, что в данном случае таможенный контроль осуществляется в упрощенном порядке. Это значит, что процедуры и требования для физических лиц менее сложны и обременительны, чем для коммерческих организаций.