Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 01.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Характеристика бихевиоризма 4
2. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению 8
Заключение 14
Список использованных источников 15
Подобное последствие призвано прекратить, изжить поведенческую реакцию. Техника наказания в современном социумеиспользуется нередко, однако Скиннер пытался доказать, что такой контроль поведения безрезультатен (оно только временно может откладывать нежелательное поведение) и, что еще хуже, вызыватьотрицательные побочные эффекты (страх, тревогу, падение самооценки, грубые формы асоциального поведения). Ученый настаивал на том, что позитивное подкрепление (поощрение желательных образцов) является гораздо более надежным методом формирования поведения и у детей, и у взрослых. В случае научения сложному поведению (навыкам письма либо межличностного общения,либо выработки аккуратности) применяется метод последовательного приближения, либо формирования. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, подкрепление большое количество раз включается при изменении поведения в направлении желаемого. Иной принцип научения - незамедлительность подкрепления. При обучении самостоятельной аккуратной еде ребенка последовательно подкрепляют: хвалят за попытку взять ложку в руку, направить ее в рот, восхищаются его усилиями, подбадривают его, хотя на первых порах он и теряет по дороге практически все содержимое. И лишь вследствие постепенного приближения к необходимому результату добиваются от него аккуратности и чистоты одежды и стола.Психолог утверждал, что даже или устная речь, приобретается через процесс эффективного последовательного приближения. Но большинство психологов совершенно не согласны с тем, что язык можно усвоит так, подчеркивая тем самым столь высокую скорость развития речи в раннем детстве, которую не объясняется, исходя из принципов оперантногообусловливания [2].В теории Скиннера детское развитие - это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. На ранних стадиях агентами социализации и источниками подкрепления выступают родители, позже число источников подкрепления расширяется - это и соседи, и школа, и мнение ровесников. Психологсчитал, чточеловеческоеповедение в ходе жизни изменяется, и периодически появляются кризисы. Кризисные явления вызываются такими изменениями среды, к которым индивидуум не имеет адекватного набора поведенческих реакций. В бихевиоризме не стоит проблема возрастной периодизации развития, поскольку полагается, что среда формирует поведение ребенка постоянным, непрерывным и постепенным образом. Периодизация развития зависит от среды. Нет единых для всех детей закономерностей развития в этот возрастной период: какова среда, таковы и закономерности развития этого ребенка.Говорить можно лишь о создании функциональной периодизации, позволившей бы наметить стадии научения, формирования отдельного навыка (стадии развития игры, обучения письму либо игре в теннис).Непрерывный опыт научения создает то, что в иных психологических школах называют личностью. Личность - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и индивидуальным репертуаром научения.Так развитие психики отождествляется с научением, точнее сказать совсяким приобретением знаний, умений, навыков - и в условиях специального обучения, и появляющихся стихийным образом. Человек таков, каким он научился быть [4].Идеи Скиннера отыскали довольно широкое практическое использование. Стратегия эффективного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивидуума, бихевиоралъного тренинга. Среди определённых сфер их приложения - преодоление многообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Используются оперантные методики и к дошкольникам, и к психически больным, и к заключенным в тюрьмах. Широкую известность получили методики «жетонного вознаграждения», сенсибилизации и десенсибилизации, «выключенного времени», либо «тайм-аута».ЗаключениеБихевиоризм возник как альтернатива психологии сознания и провозгласил себя наукой о поведении. Современная американская психология развития выступает, в первую очередь, как наука о развитии поведения.Психическое развитие отождествляется с процессами научения. Основная схема, описывающая процессы развития: стимул => реакция. Бихевиористы считали, что ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособления к среде. Поэтому буквально с первых дней жизни ведущее место в развитии занимают процессы научения. В рамках бихевиоризма научение приравнивается к развитию. Однако не следует считать, что представители данной школы не делали попыток развести эти понятия.В русле бихевиоризма возникло учебно-теоретическое направление воспитания родителей. Школа воспитания родителей нацелена на обучение необходимым навыкам семейной жизни, гармонизирующим взаимоотношения между родителями и детьми.В качестве ведущих теоретических положений этого направления можно назвать следующие – поведение родителей и детей заучено и изменить его можно методом переучивания;поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей;существуют три способа формирования поведения:положительное и отрицательное подкрепление,наказание,отсутствие подкрепления;изменения в окружении ведут к изменению поведения.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2012. - 672 с.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. - 376 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М. : изд-во УРАО, 1999. - 175 с.Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999. - 456 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2010. - 126 с.Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.
2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
3. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. - 376 с.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М. : изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
7. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2010. - 126 с.
8. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Как психическое развитие ребенка связано с проблемой научения правильному поведению?
Психическое развитие ребенка играет важную роль в формировании его поведенческих навыков и привычек. Через развитие психики, ребенок учится контролировать свои поступки, осознавать свои эмоции и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому психическое развитие ребенка связано с проблемой научения правильному поведению.
Что такое бихевиоризм, и какие особенности он имеет?
Бихевиоризм - это психологическая теория, которая придает большое значение наблюдаемому поведению человека, а не его внутренним процессам. Основной принцип бихевиоризма - поведение человека обусловлено внешними факторами, и может быть изменено с помощью правильного воздействия на эти факторы. Бихевиоризм отрицает влияние внутренних психических состояний на поведение.
Какие методы исследования применяются в бихевиоризме для изучения психического развития ребенка?
В бихевиоризме для изучения психического развития ребенка используются методы эксперимента и наблюдения. На основе наблюдений за поведением ребенка, производятся выводы о закономерностях развития и формирования его поведенческих навыков. Также проводятся эксперименты, в которых изменяются определенные внешние условия, чтобы проследить, как это влияет на поведение ребенка.
Какие проблемы могут возникать при научении ребенка правильному поведению с помощью бихевиоризма?
Некоторые критики бихевиоризма утверждают, что он слишком упрощает сложность психического развития ребенка, игнорируя внутренние психологические состояния. Также возникает вопрос о моральности использования наказания и поощрения для контроля поведения ребенка. Некоторые исследователи считают, что такой подход может подавлять индивидуальность ребенка и не способствует развитию его внутренней мотивации.
Что такое бихевиоризм?
Бихевиоризм - это психологическая теория, которая считает, что поведение ребенка формируется в результате взаимодействия с окружающей средой и обусловлено наблюдаемыми внешними стимулами и реакциями на них.
Какими методами можно обучать ребенка правильному поведению?
В рамках бихевиоризма для обучения правильному поведению используются такие методы, как оперантное обучение и награда/наказание. При оперантном обучении ребенок учится связывать свои действия с последствиями и осуществлять контроль над своим поведением.
Какая роль ученых имеется в психическом развитии ребенка?
Ученые играют важную роль в психическом развитии ребенка, так как они изучают закономерности детского развития, анализируют их и разрабатывают методики и программы для обучения ребенка правильному поведению.
В чем заключается техника наказания в современном социуме?
Техника наказания в современном социуме заключается в использовании различных способов наказания, таких как лишение привилегий, временное отстранение от общества или материальное воздействие, с целью исправления нежелательного поведения ребенка.
Почему некоторые ученые считают, что контроль поведения безрезультатен?
Некоторые ученые, в том числе и Скиннер, считают, что контроль поведения безрезультатен, так как он не способствует внутреннему мотивированию ребенка и не развивает его самостоятельность. Они считают, что важнее создать условия, в которых ребенок сам будет стремиться к правильному поведению.
Что такое бихевиоризм?
Бихевиоризм - это психологическая теория, которая утверждает, что поведение является результатом внешних стимулов и обучения, а не внутренних процессов ума. Основная идея бихевиоризма заключается в том, что все поведение может быть изучено и объяснено только через наблюдение и анализ видимых действий.
Какое значение имеет психическое развитие ребенка для научения правильному поведению?
Психическое развитие ребенка играет ключевую роль в формировании его поведения. В ходе развития, дети учатся осознавать свои эмоции, контролировать свое поведение и взаимодействовать с окружающим миром. Через обучение и активное моделирование правильных поведенческих моделей, ребенок может научиться принимать социально приемлемые решения и действовать в соответствии с нормами общества.