Разработка предложений по совершенствованию технического обслуживания и ремонта пожарной техники в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне
Заказать уникальную дипломную работу- 96 96 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 03.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. Порядок эксплуатации пожарной техники в мурманском пожарно-спасательном гарнизоне. 10
1.1 Особенности субъекта 10
1.2. Статистические данные о пожарах и их последствиях в Мурманской области 16
1.3. Обзор пожарной техники, стоящей на вооружении в подразделениях Мурманского пожарно-спасательного гарнизона 23
1.4. Анализ основных неисправностей и отказов пожарной техники в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне 33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В МУРМАНСКОМ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ ГАРНИЗОНЕ 37
2.1. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне 37
2.2. Анализ работы ФАУ «ЦМТО ФПС по г. Мурманску» 50
2.3. Недостатки организации и проведения ТО и ремонта пожарной техники 53
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ И ПРОЕТИРОВАНИЕ ЦЕНТРА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ГАРНИЗОНЕ 55
3.1. Расчет годовой производственной программы 55
3.2. Определение общей годовой трудоёмкости основных работ 62
3.3. Режим работы ЦМТО, фонды времени и количество производственных рабочих 70
3.4. Расчёт количества постов. Определение площадей производственных участков 75
ГЛАВА 4. ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕССОВ ТО И РЕМОНТА В МУРМАНСКОМ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ ГАРНИЗОНЕ 83
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТО И РЕМОНТА ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
·ч).б) годо вая трудоёмкость теку щего ремонта:Годо вая трудоёмкость теку щего ремонта (ПТР) опреде ляется по форм уле: , (9)где NП А — списочное колич ество пожарных автомо билей (по ти пу и мар кам шасси); LС Р — средний общ ий годовой про бег пожарного автом обиля, км; tТ Р — скорректированная трудоё мкость на 1000 к м пробега, че л.-ч. - осно вные ПА:Птр(1)=12025·84·20,4/1000=20606;Птр(2)= 12025·49·19,8/1000=11666,6;Птр(3)= 12025·43·20,8/1000=10755,1;Птр(4)= 12025·1·4,7/1000=56,5;Птр(5)= 12025·26·16,7/1000=5221,2;Птр(6)= 12025·9·14,7/1000=1590,9;- специа льные ПА:Птр(7)=4450·1·21,1/1000=93,8;Птр(8)= 4450·4·21,1/1000=375,5;Птр(9)= 4450·3·16,3/1000=217,6;Птр(10)=4450·2·22,1/1000=196,6;Птр(11)=4450·2·4,7/1000=41,8;- вспомога тельные ПА:Птр(12)= 9125·12·4,5/1000=492,7;Птр(13)= 9125·11·6,3/1000=632,3.Птр(14)=9125·6·2,4/1000=131,4;Птр(15)=9125·7·2,4/1000=131,4;ΣПтр=31603,4 (че л.·ч).в) годовая трудоё мкость среднего ремо нтаГодовую трудоё мкость среднего ремо нта (ПС Р) рассчитывают дл я каждой мар ки шасси п о формуле: , (10)гд еNСР — чис ло средних ремо нтов по вид ам и мар кам ПА; tС Р — скорректированная трудоё мкостьсреднего ремо нта ПА, че л.-ч. - осно вные ПА:Пср(1)=5.297,9= 1489,5(че л.·ч);Пср(2)= 1.297,9=297,9 (че л.·ч);Пср(3)= 1.311,8= 311,8(че л.·ч);Пср(4)=0 (че л.·ч);Пср(5)=0(че л.·ч);Пср(6)=0 (че л.·ч);- специа льные ПА:Пср(7)=0 (че л.·ч);Пср(8)=0 (че л.·ч);Пср(9)=0 (че л.·ч);Пср(10)=0 (че л.·ч);Пср (11)=0 (че л.·ч);- вспомога тельные ПА:Пср (12)=0 (че л.·ч);Пср (13)=0 (че л.·ч).Пср (14)=0 (че л.·ч);Пср (15)=0 (че л.·ч);ΣПср=2099,2 (че л.·ч).г) годовая тр удоёмкость капита льного ремонта:Годо вую трудоёмкость капита льного ремонта (ПКР) опред еляют для каж дой марки шас си ПА п о формуле: , (11)гд еNКР — чис ло капитальных ремо нтов по вид ам и мар кам пожарных автомо билей; tКР — скорректи рованная трудоёмкость капита льного ремонта о сновного П А, чел.-ч. - основные П А:Пк р(1)=8·516=4128 (чел.·ч);Пк р(2)=5·570=2850 (чел.·ч);Пк р(3)=4·570=2280(чел.·ч);Пк р(4)=0·306=0(чел.·ч);Пк р(5)=3·570=1710 (чел.·ч);Пк р(6)=1·450=450 (чел.·ч);- специальные П А:Пк р(7)= 0·575=0 (чел.·ч);Пк р(8)= 0·501=0 (чел.·ч);Пк р(9)= 0·450=0 (чел.·ч);Пк р(10)= 0·469=0 (чел.·ч);Пк р(11)= 0·318=0 (чел.·ч);- вспомогательные П А:Пк р(12)= 1·306=306 (чел.·ч);Пк р(13)= 1·270=270 (чел.·ч);Пк р(14)= 1·280=280 (чел.·ч);Пк р(15)= 1·280=280 (чел.·ч);ΣПк р=12554 (чел.·ч).Годовая трудоё мкость ремонта агрег атов ПА дл я оборотного фон да (Пiаг р) определяют п о формуле: , (12)гд еNiагр — чис лоремонтов iагрег атов; tiагр — скорректи рованная трудоёмкость ремонта осно вных агрегатов. а) скорректированная трудоё мкость ремонта:- пожа рный насос:tп н=17,5·0,9=15,7 (чел.·ч);- коробка отб ора мощности:Tко м=4·0,9=3,6 (чел.·ч);б) годо вая трудоёмкость ремо нта:- пожарный нас ос:Пп н= 15,7·5=78,5 (чел.·ч);- коробка отб ора мощности:Пком= 3,6·7=25,2 (че л.·ч);ΣПагр=103,7 (че л.·ч).Та к как в годовом пл ан-задании предусмат ривается резерв врем ени в объ ёме 20% от общ ей годовой трудоё мкости, то расчё тная общая годо вая трудоёмкость (П) всех вид ов работ ЦМ ТО ФПСопреде ляется по форм уле: , (13)где — сумма рная трудоёмкость раб от по Т О-2, СР, К Р, ТР и КР агрег атов; ПСА М — объём раб от по самообсл уживаниюЦМТО, че л.-ч. Объ ём работ п о самообслуживанию (ПСАМ) приним ается 10…15% от общ ей трудоёмкости Т О-2 и ремо нта. Меньшее знач ение принимается пр и большем колич естве ПА. ΣП=1,2(69613,7)+ 6961,3=41768,15 (чел.·ч).Сводные дан ные всех расч ётов заносим в таблицу 3.2.3.3. Реж им работы ЦМ ТО, фонды врем ени и колич ество производственных рабо чихВЦМ ТО, режим раб оты планируется п о рабочей нед еле в од ну смену. Прини маем пятидневную рабо чую неделю с 8-ми часо вым рабочим дн ём. Исходяи з принятого реж има работы, опреде ляются годовые фон ды времени ЦМ ТО ФПСодн ого рабочего. Действи тельный годовой фо нд рабочего врем ени (ФД) определяется п о формуле: , (14)гд еФН — номинальный фо нд времени; С — продолжительность отпу ска (в сред нем)в го ду для одн ого рабочего, в рабочих дн ях; З — коэффи циент, учитывающий невы ход рабочего н а работу п о уважительным прич инам, предусмотренным труд овым законодательством (приним ается равным З = 0,96); Д — продолжит ельность рабочего дн я, ч. Номина льный фонд врем ени (ФН) рассчитывается п о формуле: , (15)гд еА — чис ло выходных дн ей в го ду, А=104 (д); Б — чис ло праздничных дн ей в го ду, Б=14 (д); Е — чис ло предпраздничных дн ей в го ду Е=7 (д); К — сокра щение продолжительности рабо чей смены в предпраздничные дн и, принимают рав нымК = 1 ч. Число дн ейотпуска С (в учеб ных целях) прин ять равным 24 рабо чим дням в году. Фн=(365-104-14)·8-7=1969(ч);Фд=(1969-24·8)·0,96=1705,92 (ч).Колич ество производственных рабо чих определяется п о формуле: , (16)гд е — суммарная годо вая трудоёмкость раб от, чел.-ч. Численность вспомога тельных рабочих прини мают в разм ере 10…15% численности осно вных производственн ых рабочих. mр=41768,15 /1705,92 =24(чел).Табл ица 3.2. Результаты расч ёта трудоёмкости отдел ьных видов раб от№п/пТип и марка П АКоличество П АП∑Капита льныйремонтСред нийРемонтТ О-2ТРNк рtкрПкрNс рtсрПсрNТ О-2tТО-2ПТО-2ПТР—че л.-ч—че л.-ч—че л.-чЧе л.-чче л.-ч1.1.11.21.31.41.51.6Осно вные ПАА Ц-2,0-4 (5301)АЦ-3-40 (4326)А Ц-5-40 (43101)АПТ-40 (53213)АН Р-40-1000 (433360)АПП(3909)мо д.6-ДД 844943269185403151657057030657045041282850228001710450511000297,9297,9311,8121,2311,8263,31489,5297,9311,80001931141002602242,847,847,89,347,242,88260,45449,2478018,62832941,62060611666,610755,156,55221,21590,9СУМ МА21221—114180—0491—22281,849896,383596,12.2.12.22.32.42.5Специальные П ААКП-35(53213)А Л-50 (53228)АГ-12 (3205) АС А-20 (43101)АШ-6 (3205)14322000005755014504693180000000000332,6330,5221,7329,1121,2000001533375,675,642,852,99,375,6378128,4128,427,993,8375,5217,6196,641,8СУМ МА120—00 -0 15—738,3925,31663,6№п/пТип и марка П АКоличество П АП∑Капита льныйРемонтСред нийремонтТ О-2ТРNк рtкрПкрNс рtсрПсрNТ О-2tТО-2ПТО-2ПТР—че л.-ч—че л.-ч—че л.-чче л.-чче л.-ч3.3.13.23.33.4Вспомога тельные ПАУА З-469ЗИЛ-130ВА З-2121ВАЗ-210612116711113062702802803062702802800000117,8194909000001413666,66,65,75,792,485,834,234,2492,7632,3131,4131,4СУМ МА364-1136---39-246,61387,82523,84.4.14.2АгрегатыКО МПН75СУМ МА12-----------ВСЕГО27225-125540--545-23266,752209,487783,53.4. Рас чёт количества пос тов. Определение площ адей производственных учас тковСостав производ ственных зон и отделений (учас тков) принимают исх одя из технолог ических процессов технич еского обслуживания и ремонта П А и П О с учё том типовых прое ктовЦМТО ФП С. Производственное зда ниеЦМТО ФП Сдолжновклю чать посты Т О-2 и пос ты всех вид ов ремонта. Пр и технологическом проекти ровании постов Т О и Ремо нта решаются следу ющие вопросы: - назна чение постов и характер выполн яемых на ни х работ; - реж им работы — чис ло рабочих дн ей в го ду; - программа и трудоёмкость раб от ТО и Ремонта; - явоч ное (технологически необхо димое) число рабо чих; - число пос тов; - выбор основ ного и вспомога тельного оборудования; - рас чёт общей площ ади участков Т О и Ремо нта; - место распол ожения зон Т О и Ремо нта в производ ственном здании ЦМ ТО ФПС. Назна чение постов зави сит от мет ода организации технич еского обслуживания и ремонта (специализ ированные или универс альные посты, туп иковые пос ты или пото чные линии). а) Расчёт чис ла универсальных пос тов ТО-2Исхо дной величиной дл я расчёта чис ла универсальных пос тов ТО-2 слу жит такт пос таТО-2ил и время (в часах) прос тоя ПА по д обслуживанием н а данном пос ту: , (17)где — скорректи рованная средневзвешенная трудоё мкость ТО-2, ч.; Рп — количество рабо чих, одновременно работ ающих на пос ту (2…5); tп — вре мя на устан овку ПА н а пост и съезда с поста, ч. (0,16 ч). Та к как трудоё мкость ТО-2 дл я разных пожа рных автомобилей разл ична, то в расчёте чис ла постов Т О-2 необходимо учиты вать средневзвешенную труд оёмкость , (18)tс р.вт о-2=(23253,4)/ 545=42,6 (ч);τт о-2=(42,6/4)+0,16=10,8 (ч).Колич ество обслуживаний всутки опреде ляется по форм уле: , (19)где NТ О-2 — количество Т О-2 ПА з а год; ДР — чис ло рабочих дн ей в го ду. Nс=545/247≈2 Продолжит ельность работы зо ны ТО-2 ТСМ приним ается равной одн ой смене, т. е. 8 час ам. Зная реж им работы зо ны ТО-2 и суточную производ ственную программу п о ТО-2, опред еляют ритм произв одства: , (20)R=8/2=4.Количество универс альных постов технич еского обслуживания Т О-2 (ХТ О-2) определяют п о формуле: , (21)гд еп = 0,85…0,95 — коэффи циент использования рабо чего времени п оста. Xт о-2=10,8/(4·0,95)≈3б) Чис ло постов вс ех видов ремо нта рассчитывается п о годовой трудоё мкости работ н а постах, включ ающей разборочно-сборо чные, контрольные, регулир овочные и крепё жные работы. Чис ло постов ре монта рассчит ывается по форм уле: , (22)где Пi — годовая трудоё мкость соответственно капита льного, среднего и текущего ремо нта, чел.-ч.; Кр — коэффициент, учитыв ающий долю объ ёма работы, выполн яемой на пос тах ремонта (Кр=0,5…0,6); — коэффи циент, учитывающий неравном ерность поступления пожа рных автомобилей н а пост ремо нта ( = 1,2…1,5); Др — число рабо чих дней в году; С — число см ен (С = 1); Тсм — продолжит ельность смены, ч (Тс м = 8 ч); Рп — чис ло рабочих н а одном пос ту, чел. (2…4 че л.); п — коэффи циент использования рабо чего времени пос та (п = 0,8…0,9). Пр и расчёте колич ества постов Т Р следует учиты вать, что д о 60…70% текущих ремо нтов проводится непосред ственно на пос тах технического обслуж ивания пожарных час тей. Поэтому расчё тная трудоёмкость дл я определения колич ества постов Т Р составляет тол ько 30…40% от годо вой трудоёмкости Т Р. По кажд ому виду раб от число пос тов округляют д о большего цел ого числа. В тех случ аях, когда расчё тное количество пос тов по данн ому виду ремо нта выражаются дол ями единиц, след ует совмещать пос ты различных р емонтных зо н. - числ о постов капита льного ремонта:Xк р=12554·1,3·0,6/(247·8·3·0,8)≈2.- число пос тов текущего ремо нта:Xтр=31603,4·1,3·0,6/(247·8·3·0,8)≈5-чис ло постов сред него ремонта:Xс р=2099,2·1,3·0,6/(247·8·3·0,8)≈1.Результ аты расчётов зано сим в та б.2Расчёт площ адей зон Т О и РПлощадь зо н технического обслуж ивания и ремо нта пожарных автомо билей (Fто,р) рассчитывают п о формуле: , (23)гд еfа — площ адь, занимаемая пожа рным автомобилем в плане (п о габаритным разм ерам), м2 (прини маем в пла не 2,5х7); Хп — чис ло постов; К0 — коэффициент, учитыв ающий свободные зо ны и прох оды (К0 = 4…5). Fт о-2=2,5·7·3·4=210 (м2);Fк р=2,5·7·2·4=140(м2);Fт р=2,5·7·5·4=350 (м2);Fс р=2,5·7·1·4=70 (м2).Табл ица 3.3 -Количество пос тов ТО-2 и ремонта П АВид обслуж ивания или ремо нтаНазначение П АКол-в о ПАПр, (че л.-ч)Ко л-во пос товТехническое обслуж иваниеТО-2Осно вные21222281,83Специальные12708,3Вспомога тельные36246,6ИТОГО26023236,73Капита льный ремонтОсно вные212114182Специальные120Вспомога тельные361136ИТОГО260125542Сред нийремонтОсно вные2122099,21Специальные120Вспомога тельные360ИТОГО2602099,21Теку щий ремонтОсно вные21248896,35Специальные12925,3Вспомога тельные361387,8ИТОГО26051209,45Рас чёт площадей производ ственных участковПлощ ади производственных учас тков рассчитывают п о площади, заним аемой оборудованием в плане, и коэффициенту плотн ости расстановки оборуд ования: , (24)где FУ — площадь учас тка, м2; КП — коэффи циент плотности расста новки оборудования, (КП = 2,5…5); fО Б — площадь, заним аемая оборудованием н а рассчитываемом учас тке, м2. Экспли кация помещений ЦМ ТО ФПСприве дена в прило жении 1.На основ ании табеля положе нности, каталогов гараж ного, станочного и другого оборуд ования составляется ведом ость технологического оборуд ования по кажд омуучастку..Зат ем определяется сумма рная площадь, заним аемая оборудованием, п о каждому учас тку. Рассчитываем площ ади участков:Приме чание:Коэффициент плотн ости расстановки оборуд ования принимаем рав ным 3. Площадь, заним аемуюпожарным автомо билем, принимаем рав ной 17,5 (м2).1) По ст мойкиfО Б=0,26+17,5=17,7 (м2);FУ=17,7·3=53(м2).2) По ст ТО-2fО Б=0,1+0,26+1,12+0,24+0,28=1,9 (м2);FУ=210+(1,9·3)=220(м2).3) Пос ты ремонтаfО Б=1,12+0,62+1,12+0,28+1,12=4,26 (м2);Fк р,ср=210+70+(4,26·3)=292(м2).Fтр=350+(4,26·3)=362(м2).4) Агрегатно-механи ческий участокfО Б=1,12+0,47+0,29+0,79+1,21+0,54+0,74+0,8+0,83+0,56+3+0,96+0,06+4,37+0,36=16,1 (м2); FУ=16,1·3=48,1(м2).5) Слес арно-механический учас токfОБ=1,12+5,6+3,24+2,9+1,84+1,84+2,7+2,5+0,6+2,5+0,04=25,01 (м2);FУ=25,01·3=75(м2).6) Участок кузо вных работfО Б=1,7+0,9+1,12+0,92+1,6+0,15+0,06+1,23+1,1+0,57+0,82+0,8=11,08 (м2);FУ=11,08·3=33,2(м2).7) Электроте хнический участокfО Б=1,12+0,76=1,88 (м2);FУ=1,88·3=5,64(м2).8)Учас ток обслуживания топли вной арматурыfО Б=0,26+0,92+0,11=1,29 (м2);FУ=1,29·3=3,87(м2).9) Обо йно-столярный учас токfОБ=1,12+0,5+1,05=2,6 (м2);FУ=2,6·3=8(м2).10) Пост окра скиfОБ=0,93+17,5=18,5 (м2);FУ=18,5·3=55,3(м2). 11) Участок обслуж ивания аккумуляторов fО Б=1,12+0,9+1,03+0,6+0,7+0,84=5,2 (м2);FУ=5,2·3=15,6(м2). 12) Шиномон тажный участокfО Б=1,12+3,74+1,04+0,14+0,93+1,84+1,11=9,9 (м2);FУ=9,9·3=29,7(м2). Σ FУ=1201,4 (м2)Плани ровка производственного корп уса зависит о т состава помещ ений, технологии прове дения работ, а также требо ваний, предъявляемых кпротивопожарным и санитарно-гигиени ческим условиям отдел ьных зон и участков. Габа риты производственного корп уса выбирают, исх одя из ег о площади, конфиг урации и разм ера под строите льство, применяемых унифицир ованных габаритных сх ем зданий. Наибо льшее распространение полу чили здания прямоуг ольной формы, дли ну которых опред еляют по форм уле: , (25)где Fз — площадь зда ния производственного корп уса, м2; В — ширина зда ния, м. Шир инуздания прини маем равной 24 (м).Lз=1201,4/24≈51.Прини маем длину зда ния равной 51 (м).Условие L/B3 выполн яется. Площадь зда ния после уточн ения его дли ны составит: . (26)Fз=51·24=1224 (м2).Общ ую компоновку производс твенного корпуса произ водят на основ ании расчёта площ адей участков и производственных зо н. Экспликация учас тков ПОТС приве дена в прило жении 3.Согласно зада ния, на черт еже ПОТС дета льно показана технолог ическая планировка дл я следующих учас тков:- участок окра ски; - участок Т Р.ГЛАВА 4. ПОВЫШ ЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖ НОСТИ ПОЖАРНО-СПАСАТ ЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ПР И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕ ССОВ ТО И РЕМОНТА В МУРМАНСКОМ ПОЖА РНО-СПАСАТЕЛЬНОМ ГАРНИ ЗОНЕПовышение показа телей надежности автотран спортных средств, исполь зуемых в сист еме МЧС и в люб ой другой сфе ре, является важ ной хозяйственной зада чей. Результаты анал иза эксплуатационных испыт аний пожарных автомо билей на проб егах, близких к капитальному ремо нту, в каче стве основной прич ины отказов указы вают на преждевр еменный износ трущ ихся поверхностей. Изн ос парка авар ийно-спасательной и пожарной техн ики в ря де регионов Рос сии достигает 70%. Поддер жаниеимеющейсяпожа рной техники в исправном состо янии, проведение е е ремонта и технического обслуж ивания требуют боль ших материальных зат рат.Интенсивно исполь зуемая автомобильная техн ика подвержена негат ивным воздействиям ря да факторов. Эт о и неустано вившийся режим раб ота, и рев ерс, и вибр ации, и возмож ность попадания абраз ивных частиц в зону конт акта трущихся поверх ностей, и разноо бразие внешних усло вий эксплуатации, вызва нное как переме нными нагрузками, та к и измене ниями в окруж ающей среде – вс е это прив одит к существ енному повышению интенси вности изнашивания трущ ихся поверхностей дета лей машин.Примени тельно к пожа рной технике эт а проблема наиб олееактуальна, поско льку в дан ной сфере двига тели пожарных и аварийно-спасат ельных автомобилей, кро ме транспортного реж има эксплуатируются ещ е и в стационарном реж име в каче стве привода н а исполнительный агре гат. Кроме то го, они рабо тают без нагр узки и в режиме прог рева, и пр и смене кара ула во вре мя проведения ЕТ О. Изнашивание дета лей влечет з а собой ухудш ение технических характе ристик механизмов, сниж ение скорости движ ения пожарных автомо билей, подачи и напора, развив аемых пожарными насо сами. Все эт о приводит к преждевременной поста новке автомобилей н атехническоеобслуж ивание или рем онт.Исследуя показ атели надежности ПА СМ в насто ящее время, мож но сделать выв од, что показ атели безотказности в большей ме ре сейчас зави сятот сро ков эксплуатации техн ики. Анализ статист ических данных показ ывает, что проис ходит неуклонное стар ение техники. Общ ий срок слу жбы ПАСА, находя щихся на воору жении подразделений МЧ С России соста вляет в сред нем 14 лет пр и предельном сро ке эксплуатации 10 ле т. В свя зи с эт им надежность ПА СА неуклонно снижа ется, происходит интенс ивный износ двига теля, тормозной сист емы, рулевого управ ления, пожарного нас оса и водоп енных коммуникаций, вакуу мной системы идругих агрег атов и сис тем как базо вого шасси, та к и специа льных агрегатов.Н а основании анал иза статистических дан ных, полученных в результате обраб отки нарядов-зада ний на Т О-2 и рем онт автомобилей гарни зона г. Мурма нска, было устано влено также, чт о большая час ть неисправностей ПА СА приходится н а двигатель, руле вое управление, тормо зную систему, ходо вую часть, пожа рный насос и др.Учит ывая закономерности распред еления отказов, продолжи тельные сроки слу жбы, условия эксплу атации ПАСА, обеспе чение их надеж ности может бы ть достигнуто провед ением комплекса меропр иятий:Корректировкой объе мов, периодичности технич еского обслуживания с улучшением каче ства выполняемых раб от; Совершенствование мето дов и сред ств технической диагно стики;Усиление начсос тавом органов и подразделений МЧ С, контроля з а качеством обслуж ивания и эксплу атации;Анализ нараб отки техники, прове дение плановых ремо нтов ПАСТ с обеспечением плано вого снабжения запас ными частями и эксплуатационными матери алами;Совершенствование технич еской подготовки сотруд ников МЧС Рос сии.С дав них пор з а рубежом дл я снижения изн оса деталей маш ин используется обраща ющаяся в проц ессе трения меж ду контактируемыми дета лями пленка, создав аемая мягкими метал лами. Отмечается, чт о образование так ой пленки в о всех случ аях приводит к повышению износост ойкости узлов тре ния, а ино гда и кбезызности [8]. Достиг аемое при эт ом повышение износост ойкости может бы ть объяснено явле нием избирательного пере носа в зо не трения, связа нным с формиро ванием на поверх ности металла тонча йших пленок мяг ких металлов, чт о позволяет в некоторых случ аях добиться минима льного износа. Избират ельный перенос пр и трении – явле ние, по сво ему характеру противоп оложное изнашиванию: ес ли при изнаши вании во вре мя трения вс е процессы в зоне конт акта сводятся к разрушению поверх ности, то пр и избирательном пере носе они нос ят созидательный хара ктер.Одним и з наиболее эконом ически выгодных пут ей повышения надеж ности и долгове чности различных маш ин и механ измов является улучш ение качества смазо чныхматериалов, в первую очер едь их противои зносных и антира дарных свойств. Эт о может бы ть достигнуто введе нием в мас ла специальных высокоэфф ективных добавок, реализ ующихбезызносноетре ние [8].Повышение показа телей надежности пожа рной техники пр и проведении проце ссов ТО и ремонта в Мурманском пожа рно-спасательном гарни зоне зависит в первую очер едь от следу ющих факторов:О т технического состо яния пожарной техн ики, умения личн ого состава прави льно эксплуатировать ве сь комплекс находя щегося в ег ораспоряженииоборуд ования и снаря жения, а так же пожарных автомо билей в цел омзависятготов ность и операт ивные возможности пожа рной охраны. Дл я обеспечения готов ности и длител ьного срока слу жбы пожарной техн ики необходимо прави льно её эксплуат ировать, а так же производить регул ярное техническое обслуж ивание и своевре менный ремонт.Техни чески грамотная эксплу атация пожарной техн ики всегда дол жна быть напра влена на поддер жание ее надеж ности, повышение долгове чности и обеспе чение постоянной готов ности. Одним и з условий, обеспеч ивающих постоянную готов ность пожарной техн ики, является е е регулярное технич еское обслуживание.План ово-предупредительная сист ема технического обслуж ивания позволяет:а) своевременно выяв лять и устра нять неисправности, возник ающие в механ измах и агрег атах автомобиля, ил и причины, кото рые могут з а собой повл ечь неисправности;б) обеспечить посто янную готовность и максимальную операт ивную подвижность пожа рных автомобилей, высо кую надежность пожар ного оборудования.ГЛА ВА 5. ОХРАНА ТРУ ДА ПРИ ОРГАНИ ЗАЦИИ ТО И РЕМОНТА ПОЖА РНОЙ ТЕХНИКИ[9]Пожа рная техника предназ начена для использ ования личным сост авом подразделений ФП С при туше нии пожаров и проведения авар ийно-спасательных раб от. Пожарная техн ика, не имею щая инвентарного ном ера и да ты испытания, счита ется неисправной и снимается с расчета.Ответств енность за безопа сность проведения раб от при эксплу атации, техническом обслуж ивании и испыт ании пожарной техн ики возлагается н а начальников подразд елений ФПС, обеспеч ивающих проведение технич еского обслуживания и испытаний согл асно требованиям технич еской документации зав ода-изготовителя.Пр изаступлениин а дежурство провер яется целостность и надежность крепл ения подножек, пору чней, рукояток, исправ ность замков, две рей и отсе ков, техническое состо яние пожарного автом обиля, заправка гор юче-смазочными матери алами и огнету шащими веществами.С наступлением отрицат ельных температур напо рные патрубки и сливные кра ны пожарного нас оса держатся откры тыми и подл ежат закрытию тол ько при раб оте пожарного нас оса на пож аре и пров ерке его н а "сухой" вак уум.При технич еском обслуживании пожар ного автомобиля н а пожаре (уче нии) водитель выпол няет следующее:а) устанавливает пожа рный автомобиль н а расстояние, безоп асное от воздей ствия огня (тепло вого излучения) и не бли же 1,5 - 2,5 м о т задней ос и до водоист очника;б) выби рает остановочную площ адку с наиме ньшим углом пере пада высот меж ду передней и задней ос ью колес пожар ного автомобиля;в) устанавливает противоо ткатные упоры дл я колес пожар ного автомобиля;г) не допус кает резких перег ибов всасывающих пожа рных рукавов; пр и этом всасыв ающая сетка полно стью погружается в воду и находится ни же уровня во ды, но н е ниже 200 м м;д) смазы вает подшипники и сальники пр и работе пожар ного насоса (п о необходимости);е) проверяет н аподтеканиесоеди нения и саль ники насоса, выки дные вентили, а также сист емы охлаждения двига теля (основную и дополнительную), мас ло из двига теля, коробки перекл ючения передач, коро бки отбора мощн ости, жидкость и з узлов и систем гидравл ических приводов;ж) следит, что бы температура во ды в сист еме охлаждения двига теля пожарного автом обиля была н а уровне 80 - 95 °C, а также з а давлением мас ла в двига теле. При сред них оборотах двига теля пожарного автом обиля давление дол жно быть н е менее 2,0 к г/см2;з) промывает чис той водой в случае под ачи пены вс е внутренние поло сти пожарного нас оса и прохо дные каналы пеносме сителя;и) откры вает краны и выпускает во ду из рабо чей полости нас оса по завер шении работы, пос ле чего и х закрывает.Технич еское обслуживание пожар ного автомобиля п о возвращении с пожара (уче ния) проводится закреп ленным за пожа рным автомобилем водит елем и лич ным составом подразд еления ФПС по д руководством коман дира отделения (начал ьника караула).К работе н а диагностических стен дах с приспосо блениями и прибо рами допускаются опера торы, имеющие соответс твующий допуск дл я работы н а них.Пер ед техническим обслужи ванием, ремонтом ил и монтажом узл ов с электрообо рудованием с диагност ических стендов снима ется (отключается) электри ческое напряжение.Пр и подготовке к работе провер яется:а) крепл ение всех узл ов и дета лей;б) нали чие, исправность и крепление защи тных ограждений и заземляющих пров одов;в) исправ ность подъемных механ измов и дру гих приспособлений;г) достаточность освещ ения рабочего мес та и пут ей движения пожар ного автомобиля.Пр и проведении диагно стики пожарный автом обиль устанавливается и закрепляется н а диагностическом сте нде оператором. Закреп ление пожарного автом обиля на диагност ическом стенде осущест вляется фиксирующим устрой ством и упор ами (башмаками), кото рые подкладываются по д оба пере дних или об а задних кол еса. Во вре мя работы двига теля пожарного автом обиля на диагност ическом стенде отрабо танные газы и з глушителя принуди тельно отводятся чер ез вытяжное устро йство с использ ованием накидного шла нга или безшла нговым методом (вытя жной вентиляцией). Вые зд пожарного автом обиля с диагност ических стендов осущес твляет оператор пр и опущенном пневмопо дъемнике или застопо ренных барабанах, пр и этом датч ики приборов отключ аются и снима ются с агрег атов, а вытя жное устройство отрабо танных газов отвод ится в стор ону.Для удал ения медно-графи товой пыли од ин раз в месяц открыв аются люки, кры шки электрических маш ин и продув аются сжатым возд ухом контактные кол ьца, щетки и щеткодержатели.В конце сме ны следует обест очить диагностический сте нд рукояткой бл ок-предохранитель-рубил ьник, закрыть кра ны топливных бак ов, топливомеров, перек рыть вентиль под ачи сжатого возд уха.При стенд овом диагностировании запрещ ается:а) наход иться в осмот ровой канаве и стоять н а пути движ ения пожарного автом обиля в мом ент въезда ег о на диагност ический стенд и съезда с него;б) находиться постор онним лицам в осмотровой кан аве во вре мя диагностирования пожар ного автомобиля, сто ять на бараб анах (роликах) диагност ического стенда;в) касаться вращаю щихся частей трансм иссий пожарного автом обиля и тормо зной установки в о время раб оты диагностического сте нда;г) произв одить диагностирование пожар ного автомобиля пр и неисправном электрообо рудовании диагностического сте нда;д) вклю чать соединительные муф ты до пол ной остановки электрото рмозного стенда и беговых бараб анов;е) произв одить контроль диагност ических параметров, связа нных с враще нием барабанов сте нда, без находя щегося за рул ем пожарного автом обиля оператора;ж) работать н а диагностическом сте нде до пол ной фиксации пожар ного автомобиля;з) вскрывать зад ние стенки пуль тов управления и регулировать устро йства и приб оры диагностического сте нда при включ енном рубильнике электрос набжения;и) произв одить диагностирование пожар ного автомобиля н а ходу пр и неподключенном забор нике отработанных газ ов и выключ енной приточно-вытя жной вентиляции.Запрещ ается проведение испыт аний тормозных механ измов на хо ду внутри помещ ения диагностики.Раб ота двигателя пожар ного автомобиля провер яется при включ енном ручном торм озе и нейтра льном положении рыч ага переключения коро бки переключения пере дач. Труднодоступные точ ки на пожа рном автомобиле смазыв аются с использ ованием наконечников, соедин енных с пистол етами гибкими шлан гами, или наконе чников с шарни рами. При пров ерке уровня мас ла в агрег атах для освещ ения применяются перен осные лампы с защитным кожу хом напряжением 36 В. Запрещается пользо ваться открытым огн ем. При технич еском обслуживании и ремонте пожа рной техники исполь зуются исправные инстр умент и приспос обления, соответствующие сво ему назначению.Пос ле установки пожар ного автомобиля н а смотровой кан аве на руле вом колесе укреп ляют табличку: "Двига тель не запус кать - работают лю ди". При необход имости выполнения раб от под автотран спортным средством, находя щимся вне смотр овой канавы, подъе мника, эстакады, лич ный состав обеспеч ивается лежаками.Пр и техническом обслуж ивании и ремо нте пожарной техн ики запрещается:а) наращивать гаеч ные ключи друг ими ключами ил и трубками, исполь зовать прокладки меж ду зевом клю ча и гран ями болтов и гаек, удар ять по клю чу при отверт ывании или заверт ывании;б) приме нять рычаги ил и надставки дл я увеличения пле ча гаечных клю чей;в) выби вать диски кува лдой, производить демо нтаж колеса пут ем наезда н а него автомо билем;г) пользо ваться электроинструментом с неисправной изоля цией токоведущих час тей или пр и отсутствии у них заземл яющего устройства;д) выполнять технич еское обслуживание пожар ного автомобиля пр и работающем двига теле, за исключ ением случаев пров ерки регулировки двига теля и торм озов;е) обслуж ивать трансмиссию пр и работающем двига теле пожарного автом обиля;ж) выпол нять какие-ли бо работы н а пожарном автом обиле, вывешенном тол ько на одн их подъемных механ измах (домкратах, тал ях) без устан овки козелков (упо ров);з) подкла дывать вместо козе лков (упоров) дис ки колес, кирп ичи и дру гие случайные пред меты;и) рабо тать на стан ках и оборуд овании без и х заземления.Пр и работах, связа нных с проворач иванием коленчатого и карданного вал ов, дополнительно провер яется выключение зажиг ания, рычаг коро бки переключения пере дач устанавливается в нейтральное полож ение, освобождается рыч аг стояночного торм оза, после че го стояночный тор моз затягивается и вновь включ ается низшая пере дача.Техническое обслуж ивание и рем онт агрегатов прово дятся при использ овании стендов, соответс твующих своему назна чению.Каждый пожа рный автомобиль оснащ ается аптечкой, укомплек тованной в соотве тствии с требов аниями нормативных прав овых актов Росси йской Федерации.ЗАКЛЮ ЧЕНИЕЦелью данн ого дипломного прое кта была опред елена в разра ботке предложений п о совершенствованию технич еского обслуживания и ремонта пожа рной техники в Мурманском пожа рно-спасательном гарни зоне. Мировые тенде нции показывают, чт о рынок произв одства пожарно-технич еской продукции интен сивно развивается. Созда ются новые многофункц иональные и высокоэфф ективные образцы техн ики и оборуд ования. Вместе с тем, необх одимо отметить, чт о уровень защище нностинаселения о т пожаров н а территории Росси йской Федерации оста ется неудовлетворительным и по се й день. Учит ывая важность выпол нения задач п о тушению пожа ров и прове дения аварийно-спасат ельных работ, оста ется проблема обеспе чения боеготовности подразд елений ФПС, и х оснащения соврем енными средствами пожарот ушения. В насто ящее время пожа рная техника охват ывает большой арсе нал различных сред ств: первичные сред ства пожаротушения, пожа рные автомобили, устан овки пожаротушения и средства свя зи. Особенности технич еских характеристик и эксплуатации кажд ого вида пожа рной техники индивид уальны, поэтому органи зация и конт роль за исправ ностью пожарной техн ики должны бы ть соответствующими. В ходе прове дения исследования прове дения ТО и ремонта в Мурманском пожа рно-спасательном гарни зоне были выяв лены недостатки, кото рые затормаживают сист ему ТО и ремонта. Ито гом дипломного прое кта можно назв ать, в пер вую очередь – восстан овление работы ЦМ ТО ФПС н а высокий уров ень, во вто рую – перечень предло жений по повыш ениюпоказателей надеж ности пожарно-спасат ельной техник и при прове дении ТО и ремонта, в частности доба вить такие функ ции как: операт ивный ремонт пожа рной техники с выездом авторем онтной мастерской н а местопож ара или в подразделение;- испыт ание и технич еское обслуживание пожа рныхавтолестници коленчатых подъѐм ников с выез дом в подразд еления;Главным весо мым плюсом п о восстановлению высо кого уровня раб оты ЦМТО ФП С является высвобо ждение времени личн ого состава, закрепл енного за пожар ными автомобилями, дл я отработки навы ков и сда чи нормативов.СПИ СОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧ НИКОВПресновА.И. Пожа рная техника: Учеб ное пособие: - СП б.:СПбУГП С МЧС Рос сии, 2015.-600с.Безбор одькоМ.Д. Пожарная техн ика. М.: АГ ПС МЧС Рос сии, 2004 г.550с.Временные норма тивы трудоемкости технич еского обслуживания и ремонта пожа рных автомобилей ФГ БУ ПТЦ (ЦМ ТО, частями технич еской службы) ФП С по субъе ктам Российской Федер ации.ГОСТ 12.2.037-78 Техн ика пожарная. Требо вания безопасности.ГО СТ 12.2.047 ССБТ.Техника пожа рная. Требования и определения.ГО СТ 12.4.009 ССБТ. Пожа рная техника дл я защиты объе ктов.Зарубин В.П., Кисе лев В.В., ПучковП.В., Топо ров А.В. Улучшение эксплуат ационных характеристик автотран спортной техники з а счет приме нения высокоэффективных прис адок./ Известия Москов ского Государственного технич еского университета МА МИ.-2014.-Т.З. №1 (19).Киселев В.В. Реали зациябезызносноготре ния в пожа рной технике, ка к способ повыш ения надежности, 2016.-Т.1.-№51.Приказ Минт руда России о т 23.12.2014 № 1100н «О б утверждении Пра вил по охр ане труда в подразделениях федера льной противопожарной слу жбы Государственной противоп ожарной службы» (Зарегист рировано в Миню сте России 08.05.2015 № 37203) // Росси йская газета. – 2014. – № 12. – 30 дека бря. Приказ МЧ С России о т 18.09.2012 № 555 «Об органи зации материально-технич еского обеспечения сист емы Министерства Росси йской Федерации п о делам гражда нской обороны, чрезвы чайным ситуациям и ликвидации послед ствий стихийных бедс твий» // СПС Консул ьтант Плюс. Федера льный закон о т 22.07.2008 N 123-ФЗ (ре д. от 27.12.2018) «Технич еский регламент о требованиях пожа рной безопасности».Федо тов М.Н., Архипов Г.Ф. Пожа рные автомобильные лест ницы и колен чатые подъемники. – СП б.:СПбВПТШ МВД РФ, 2017.
1. Преснов А.И. Пожа рная техника: Учеб ное пособие: - СП б.: СПбУ ГП С МЧС Рос сии, 2015.-600с.
2. Безбор одько М.Д. Пожарная техн ика. М.: АГ ПС МЧС Рос сии, 2004 г.550с.
3. Временные норма тивы трудоемкости технич еского обслуживания и ремонта пожа рных автомобилей ФГ БУ ПТЦ (ЦМ ТО, частями технич еской службы) ФП С по субъе ктам Российской Федер ации.
4. ГОСТ 12.2.037-78 Техн ика пожарная. Требо вания безопасности.
5. ГО СТ 12.2.047 ССБТ. Техника пожа рная. Требования и определения.
6. ГО СТ 12.4.009 ССБТ. Пожа рная техника дл я защиты объе ктов.
7. Зарубин В.П., Кисе лев В.В., Пучков П.В., Топо ров А.В. Улучшение эксплуат ационных характеристик автотран спортной техники з а счет приме нения высокоэффективных прис адок./ Известия Москов ского Государственного технич еского университета МА МИ.-2014.-Т.З. №1 (19).
8. Киселев В.В. Реали зация безызносного тре ния в пожа рной технике, ка к способ повыш ения надежности, 2016.-Т.1.-№51.
9. Приказ Минт руда России о т 23.12.2014 № 1100н «О б утверждении Пра вил по охр ане труда в подразделениях федера льной противопожарной слу жбы Государственной противоп ожарной службы» (Зарегист рировано в Миню сте России 08.05.2015 № 37203) // Росси йская газета. – 2014. – № 12. – 30 дека бря.
10. Приказ МЧ С России о т 18.09.2012 № 555 «Об органи зации материально-технич еского обеспечения сист емы Министерства Росси йской Федерации п о делам гражда нской обороны, чрезвы чайным ситуациям и ликвидации послед ствий стихийных бедс твий» // СПС Консул ьтант Плюс.
11. Федера льный закон о т 22.07.2008 N 123-ФЗ (ре д. от 27.12.2018) «Технич еский регламент о требованиях пожа рной безопасности».
12. Федо тов М.Н., Архипов Г.Ф. Пожа рные автомобильные лест ницы и колен чатые подъемники. – СП б.: СПбВПТШ МВД РФ, 2017.
Вопрос-ответ:
Каков порядок эксплуатации пожарной техники в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне?
Порядок эксплуатации пожарной техники в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне основан на установленных стандартах и инструкциях, которые предписывают необходимые меры по обслуживанию и ремонту техники. Все работы производятся квалифицированными специалистами под контролем руководителя гарнизона.
Какие особенности имеет Мурманский пожарно-спасательный гарнизон?
Мурманский пожарно-спасательный гарнизон обладает своими особенностями, связанными с климатическими условиями и спецификой работы на севере. Гарнизон занимается обеспечением безопасности и техническим обслуживанием пожарной техники в Мурманской области, где пожары часто возникают из-за несоблюдения правил пожарной безопасности при использовании отопительных систем, а также из-за плохого состояния местной инфраструктуры.
Какие статистические данные о пожарах и их последствиях в Мурманской области?
Статистические данные о пожарах и их последствиях в Мурманской области говорят о реальной проблеме, которая требует внимания и разработки эффективных мер по предотвращению пожаров. В прошлом году было зарегистрировано более 500 пожаров, в результате которых погибли 10 человек и более 50 человек получили травмы. Это серьезная проблема, которая требует незамедлительного реагирования со стороны пожарно-спасательного гарнизона.
Какая пожарная техника находится на вооружении в подразделениях Мурманского пожарно-спасательного гарнизона?
В подразделениях Мурманского пожарно-спасательного гарнизона находится различная пожарная техника, включая пожарные автомобили, автолестницы, и другие специализированные машины и оборудование. Техника находится на постоянном обслуживании и поддерживается в исправном состоянии для оперативного реагирования на пожарные случаи.
Какие особенности характерны для Мурманского пожарно-спасательного гарнизона?
Особенности Мурманского пожарно-спасательного гарнизона включают в себя климатические условия, суровые зимы, удаленность от центральных регионов страны. Эти факторы могут оказывать влияние на эксплуатацию и техническое обслуживание пожарной техники.
Какая статистика пожаров и их последствий в Мурманской области?
Статистические данные о пожарах и их последствиях в Мурманской области показывают, что количество пожаров в регионе за последние годы колеблется в определенных пределах. Однако, последствия пожаров могут быть серьезными, включая человеческие жертвы и материальный ущерб.
Какая пожарная техника используется в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне?
В подразделениях Мурманского пожарно-спасательного гарнизона используется различная пожарная техника, включая пожарные автомобили, специализированные автомобили для тушения пожаров в условиях особого риска, специальные аппараты для гидравлического разрушения и спасательные машины.
Какие основные неисправности требуют ремонта пожарной техники в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне?
Анализ основных неисправностей показывает, что в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне требуют ремонта различные компоненты пожарной техники, включая двигатели, насосы, системы пожаротушения и оборудование для работы в условиях низких температур.
Как можно совершенствовать техническое обслуживание и ремонт пожарной техники в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне?
Для совершенствования технического обслуживания и ремонта пожарной техники в Мурманском пожарно-спасательном гарнизоне можно предложить внедрение современных методов диагностики и мониторинга состояния техники, улучшение системы обучения и подготовки персонала, а также усовершенствование запасных частей и комплектующих для быстрого и качественного ремонта.