Использование современных технических средств обучения при постановке и проведении экспериментов по разделу
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 04.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы использования современных технических средств обучения в процессе обучения физике 5
1.1. Понятие и содержание современных технических средств обучения 5
1.2. Современные технические средства обучения в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов 9
2. Практическое применение технических средств обучения при постановке и проведении экспериментов по разделу «Механические явления» 12
2.1. Современные технические средства в обучении физике 12
2.2. Методика использования технических средств обучения при постановке и проведении экспериментов по разделу «Механические явления» 16
Заключение 29
Список литературы 31
По дороге движется автомобиль. Внезапно порыв ветра под углом α к направлению движения автомобиля срывает с водителя шляпу. Шляпа и автомобиль прекратили движение одновременно. При этом автомобиль совершил перемещение S0 относительно дороги, а водителю пришлось пройти путь S' за шляпой. Порядок работы для учащихся: Прочтите текст задания. Введите исходные данные и запустите программу. Найдите, какой путь проделал водитель? Рассчитайте и введите ответ. Повторите опыт с другими исходными данными. После ввода вашего ответа компьютер может поверить его правильность.Задание 2. Закон сложения скоростей.В первом эксперименте предлагается следующая модель. Шар, имеющий массу m1, сталкивается с неподвижным шаром, имеющим массу m2. Массы шаров не равны. С одним из шаров свяжем подвижную систему координат. Транспортир поможет нам измерить углы. Пользуясь электронным транспортиром, измерьте угол между векторами скоростей шаров после удара. Вычислите относительную скорость и проверьте свой ответ. Во втором задании надо найти направление вектора относительной скорости первого шара относительно второго (или второго относительно первого). Для этого мышкой наводится крестик в точку начала вектора и, не отпуская, ведѐтся в кочку конца. Здесь кнопка мышки отпускается (рисунок 4). Рисунок 4 –Сложение скоростейТема: Второй закон ньютона. Основная цель — продемонстрировать учащемуся характер движения тел под действием постоянных сил (второй закон Ньютона).Левую часть экрана занимает поле для движения тела с координатными осями. В правом верхнем углу расположена таблица, в которую заносятся экспериментально измеряемые координаты тела. В нижнем углу — текст задания. На этом же месте появляется окно для ввода величины силы, действующей на тело (рисунок 5).Рисунок 5 – Второй закон НьютонаВыполнение работы начинается с задания величины силы, действующей на тело (не более 1 Н). Это значение вводится в компьютер, и тело начинает движение, помечая через каждую секунду свое положение. В центре поля появляется измеритель координат — подвижный «крестик», координаты которого выводятся в окнах «x = «, «y = « . Наводя «крестик» на соответствующие точки, учащийся может зафиксировать в таблице координаты помеченных положений. По данным таблицы нужно убедиться в том, что движение тела вдоль каждой из осей равноускоренное, определить проекции ускорения аx и аy, a затем величину полного ускорения.Вычисление проекций ускорения ax , ay и модуля полного ускорения позволяет определить проекции действующей силы, а повторение эксперимента и расчета для других направлений силы — построить график зависимости ax от Fx (в этом заключается содержание задания 2). При правильной обработке экспериментальных данных на графике точки лягут на прямую линию. Разброс значений вызван особенностями компьютерного эксперимента, аналогичными погрешностями измерений в реальных экспериментах. Во втором упражнении на тело действуют две силы F1 и F2. Задание учащегося — убедиться в том, что ускорение тела обусловлено равнодействующей силой R = F1 + F2 (a = R/m).Далее представим разработку урока по теме «Закон сохранение импульса и реактивное движение» на уроке физики в школе.Современный урок физики представляет собой систему. Системообразующим фактором являются цели образования, а компонентами системы - содержание учебного материала, методы и средства обучения, формы организации учебного процесса [4]. Тема урока: «Закон сохранение импульса и реактивное движение».Цели урока: − образовательная: научить использовать основные законы (закон сохранения импульса) на практике; сформировать понятие реактивного движения; показать примеры применения реактивного движения в природе и технике; − воспитательная: воспитание эмоционально-положительного отношения к предмету; воспитание патриотизма и гордости за свою Родину; − развивающая: развитие навыков креативного (творческого) мышления и навыков устранения психологических барьеров в процессе обучения. Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор; программное обеспечение: MicrosoftOfficePowerPoint. Ход урока 1.Организационный момент. (2 минуты) 2.Проверка домашнего задания (2 минуты) 3. Объяснения нового материала (20 минут). Рассмотрим второй закон Ньютона в векторном виде:вспомним, что ускорение – это скорость изменения скорости: .Теперь, если подставить это выражение во второй закон Ньютона и умножить левую и правую часть на, получим: .Введем теперь некоторую величину , которую мы в дальнейшем будем называть импульсом, и получим второй закон Ньютона в импульсной форме: .Величина слева от знака равенства называется импульсом силы. Таким образом, изменение импульса тела равно импульсу силы. Ньютон записал свой знаменитый второй закон именно в таком виде. Отметим, что второй закон Ньютона в такой форме является более общим, поскольку сила действует на тело в течение некоторого времени не только при изменении скорости тела, но и при изменении массы тела. При помощи 8 такого уравнения легко, например, узнать силу, действующую на взлетающую ракету, поскольку ракета при взлете меняет массу. Такое уравнение называется уравнением Мещерского, или уравнением Циолковского [23]. Рассмотрим подробнее введенную нами величину .. Эту величину принято называть импульсом тела. Итак, импульс тела – это физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость [26]. .Импульс измеряется в системе СИ в килограммах на метр, деленный на секунду: .Из второго закона Ньютона в импульсной форме следует закон сохранения импульса. Действительно, если сумма сил, действующих на тело, равна нулю, то изменение импульса тела равно нулю, или, другими словами, импульс тела постоянен.4. Закрепление нового материала (18 минут).Рассмотрим применение закона сохранения импульса. Используем для этого виртуальную лабораторию http://www.virtulab.net/ (рисунок 6).Рисунок 6 –Виртуальная лабораторияВ данной работе можно указать длину стержня и массу цилиндра. Учащиеся по парам выполняют работу с разными величинами, проводят эксперимент, делают выводы.4. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 минуты). Согласно плану, предложенному для урока физики путем отбора содержания учебного материала (с учетом региональных особенностей), метода обучения (постановки задачи), форм и средств обучения (наглядность, компьютерные, видео-и анимационные фрагменты, демонстрационные эксперименты с привлечением учащихся), успешно достигаются цели, дает возможность комплексного обучения, воспитания и развития [1]. Используемые приёмы, формы и методы работы помогут вовлечь в работу как сильных, так и слабых учеников, урок оставит большое эмоциональное впечатление, что будет способствовать созданию положительной мотивации к обучению физике и закреплению полученных навыков творческой деятельности. Данная работа даст возможность учителю создавать современные уроки физики с применением мультимедийной техники и приёмов проблемного обучения и по другим темам школьного курса.ЗаключениеСредствообучения– это комплекс объектов и произведений духовно-материальной культуры, которые задействованы в педагогической деятельности (наглядное пособие, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические средства, учебно-воспитательное и учебно-производственное оборудование, средства массовой коммуникации).Применение современных средств обучения в учебном процессе дает возможность повысить наглядность и эргономичность в восприятииобразовательного материала, что благоприятно сказывается на образовательной мотивации и результативностиобразования.Термин «технические средства обучения» включает в себя носители учебной информации (видео-и кинопленки, диафильмы, прозрачные пленки, баннеры, звукозаписи, CD-и DVD-диски и др.) и оборудование или технические устройства, с помощью которых воспроизводится эта информация.В целом современные технические средства обучения способны качественно изменить структуру и методологию учебной деятельности, поскольку они способны изображать динамическое развитие явлений, дозированно сообщать учебную информацию, а также управлять личностным процессом обучения. Эти средства иначе формируют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; служат источником и мерой учебной информации в их единстве; стимулируют познавательные интересы; создают повышенное эмоциональное отношение к учебной работе; позвольте вам контролировать и самоконтролировать знания.Следует отметить, что использование технических средств будет эффективным, если учитель будет максимально учитывать эти функции в учебном процессе. Это, в свою очередь, возможно при оптимальном сочетании аппаратного и программного обеспечения современных технических средств обучения и создании учителем условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях.Максимальное использование функций технических средств обучения в обучении физике позволяет реализовать принцип полифункциональности, то есть интерактивные средства обучения, помимо своих основных функций, могут и должны выполнять ряд дополнительных функций, что позволит расширить дидактические возможности их применения в учебном процессе.В ходе выполнения работы было рассмотрено использование виртуальных лабораторий для проведения уроков по физике по разделу «Механика». Данные задания учащиеся могут выполнить за компьютерами по парам или по одному. Представлена разработка урока по теме «Закон сохранение импульса и реактивное движение» на уроке физики в школе.Согласно плану, предложенному для урока физики путем отбора содержания учебного материала (с учетом региональных особенностей), метода обучения (постановки задачи), форм и средств обучения (наглядность, компьютерные, видео-и анимационные фрагменты, демонстрационные эксперименты с привлечением учащихся), успешно достигаются цели, дает возможность комплексного обучения, воспитания и развития.Список литературыАнтипова Е.П. Использование видеозаписи при организации коллективно-групповой учебной деятельности / Е П Антипова // Повышение эффективности подготовки учителей физики, информатики, технологии в условиях новой образовательной парадигмы- материалы всероссийской научно-практической конференции — Урал.гос. пед ун-т —Екатеринбург, 2001 — 4.1.— С 13-14.Артюхина М.С. Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2014. №2. Вострокнутов И.Е., Розанов Д.С. Оборудование и методическое наполнение современных интерактивных предметных кабинетов как важная составляющая информатизации школьного образования // Информатизация образования: Труды межд. науч.-практ. конф. — Ростов-н/Д: ЮФУ, 2013. — С. 18—23.Дьячковская Р.И. Разработка инновационного средства обучения // Арктика XXI век. Гуманитарные науки . 2019. №3 (19). Извозчикова В.А. Дидактические основы компьютерного обучения // Межвуз. сбор. науч.трудов под ред В.А. Извозчикова и др. Л.: ЛГПИ, 1989. - 202 с.Каменецкий С. Е., Овчинников О. Ю., Смирнов А. В. Концепция развития учебно-материальной базы кабинета физики, обеспечивающего современные технологии обучения: отчет о науч.-исслед. работе ВНТК «Кабинет физики». - М.: Союзвузприбор, 1990. - 846 с.Лернер, И.Л. Проблемное обучение / И.Л. Лернер. – М.: Просвещение, 2008. – 64 с.Масловская А.Е. Применение средств информационных технологий при преподавании правовых дисциплин в СПО // Скиф. 2018. №5 (21). Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.04.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012). Доступно из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Просвещение, 1998. - с. 56Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей / Под ред. А.А.Покровского. 3-е изд. М.: Просвещение,1978. 4.1Помелова М. С. Построение индивидуально-ориентированного обучения средствами интерактивных технологий // МНКО. 2013. №2 (39). Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.Смирнов А.В. Что такое мультимедиа? // Наука и школа. 2006. №4. Талызина Н. Ф. Т16 Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.Федеральный базисный учебный план, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.Хайбулаев М.Х., Раджабалиев Г.П., Гаджиев Т.С. Классификация электронных средств обучения // МНКО. 2016. №4 (59). Шамало Т.Н. Теоретические основы использования физ. эксперимента в развивающем обучении / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1990. 93 с.
1. Антипова Е.П. Использование видеозаписи при организации коллективно-групповой учебной деятельности / Е П Антипова // Повышение эффективности подготовки учителей физики, информатики, технологии в условиях новой образовательной парадигмы- материалы всероссийской научно-практической конференции — Урал.гос. пед ун-т —Екатеринбург, 2001 — 4.1.— С 13-14.
2. Артюхина М.С. Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2014. №2.
3. Вострокнутов И.Е., Розанов Д.С. Оборудование и методическое наполнение современных интерактивных предметных кабинетов как важная составляющая информатизации школьного образования // Информатизация образования: Труды межд. науч.-практ. конф. — Ростов-н/Д: ЮФУ, 2013. — С. 18—23.
4. Дьячковская Р.И. Разработка инновационного средства обучения // Арктика XXI век. Гуманитарные науки . 2019. №3 (19).
5. Извозчикова В.А. Дидактические основы компьютерного обучения // Межвуз. сбор. науч.трудов под ред В.А. Извозчикова и др. Л.: ЛГПИ, 1989. - 202 с.
6. Каменецкий С. Е., Овчинников О. Ю., Смирнов А. В. Концепция развития учебно-материальной базы кабинета физики, обеспечивающего современные технологии обучения: отчет о науч.-исслед. работе ВНТК «Кабинет физики». - М.: Союзвузприбор, 1990. - 846 с.
7. Лернер, И.Л. Проблемное обучение / И.Л. Лернер. – М.: Просвещение, 2008. – 64 с.
8. Масловская А.Е. Применение средств информационных технологий при преподавании правовых дисциплин в СПО // Скиф. 2018. №5 (21).
9. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.04.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012). Доступно из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
10. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Просвещение, 1998. - с. 56
11. Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей / Под ред. А.А.Покровского. 3-е изд. М.: Просвещение,1978. 4.1
12. Помелова М. С. Построение индивидуально-ориентированного обучения средствами интерактивных технологий // МНКО. 2013. №2 (39).
13. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
14. Смирнов А.В. Что такое мультимедиа? // Наука и школа. 2006. №4.
15. Талызина Н. Ф. Т16 Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
16. Федеральный базисный учебный план, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
18. Хайбулаев М.Х., Раджабалиев Г.П., Гаджиев Т.С. Классификация электронных средств обучения // МНКО. 2016. №4 (59).
19. Шамало Т.Н. Теоретические основы использования физ. эксперимента в развивающем обучении / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1990. 93 с.
Вопрос-ответ:
Для чего используются современные технические средства обучения в процессе обучения физике?
Современные технические средства обучения в физике используются для визуализации и объяснения сложных физических явлений, проведения виртуальных и реальных экспериментов, развития навыков работы с техническими устройствами и обработки полученных данных.
Каково понятие и содержание современных технических средств обучения?
Современные технические средства обучения - это комплекс программно-аппаратных средств, использующихся в образовательном процессе для облегчения и улучшения процесса обучения и обеспечения доступа к дополнительной информации. Они могут включать в себя компьютерные программы, интерактивные доски, проекторы, виртуальные и дополненной реальности устройства и другие технические устройства.
Какие современные технические средства обучения используются согласно Федеральным образовательным стандартам?
Согласно Федеральным образовательным стандартам, в процессе обучения физике могут использоваться различные современные технические средства, такие как интерактивная доска, компьютерные программы, моделирование физических процессов в программном обеспечении, виртуальные лаборатории, устройства виртуальной и дополненной реальности и другие.
Какие преимущества можно получить с помощью использования современных технических средств обучения в физике?
Использование современных технических средств обучения в физике позволяет усилить практическую сторону обучения, проводя виртуальные и реальные эксперименты, симулируя сложные физические процессы, настраивая параметры систем и анализируя результаты. Это помогает развить навыки работы с техническими устройствами, повысить понимание и интерес к предмету, а также дает возможность получить доступ к дополнительной информации и обучающим материалам.
Зачем использовать современные технические средства обучения в процессе обучения физике?
Использование современных технических средств обучения в процессе обучения физике позволяет сделать учебный процесс более интерактивным и привлекательным для учащихся. Такие средства обеспечивают возможность проведения более сложных и точных экспериментов, а также позволяют визуализировать абстрактные физические явления, делая их более понятными и доступными для обучающихся.
Какие современные технические средства обучения используются в физическом образовании?
В физическом образовании используются различные современные технические средства, такие как компьютерные программы и симуляторы, интерактивные доски, виртуальные лаборатории, видеокамеры и др. Эти средства позволяют учащимся совершать виртуальные эксперименты, моделировать физические процессы и учиться на практике, не выходя из класса.
Как современные технические средства обучения связаны с Федеральными государственными образовательными стандартами?
В Федеральных государственных образовательных стандартах уделяется внимание использованию информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств обучения. Они рекомендуются к использованию при проведении уроков физики и предусматривают развитие навыков работы с такими средствами. Такое использование способствует повышению качества обучения и развитию учащихся.
Какие возможности предоставляют современные технические средства обучения в процессе экспериментов?
Современные технические средства обучения позволяют проводить более точные и сложные эксперименты. Например, с помощью компьютерных программ и симуляторов можно моделировать различные физические процессы и изучать их характеристики в разных условиях. Также с помощью видеокамер можно записывать и анализировать эксперименты, а интерактивные доски позволяют учащимся вносить изменения в эксперименты и наблюдать результаты в режиме реального времени.
Какие современные технические средства обучения используются при проведении экспериментов по физике?
При проведении экспериментов по физике используются различные современные технические средства, такие как компьютерные программы, сенсорные системы, виртуальные лаборатории и другие. Они позволяют учащимся получить более наглядное представление о явлениях и процессах, происходящих в физическом эксперименте, а также помогают автоматизировать сбор и обработку данных.
Какие современные технические средства обучения включены в Федеральные государственные образовательные стандарты?
В Федеральные государственные образовательные стандарты включены такие современные технические средства обучения, как компьютеры, интерактивные доски, проекторы, электронные учебники и другие. Их использование позволяет сделать процесс обучения более интересным и эффективным, а также способствует развитию информационной культуры учащихся.
Каковы теоретические основы использования современных технических средств обучения в процессе обучения физике?
Основными теоретическими основами использования современных технических средств обучения в процессе обучения физике являются конструктивизм, когнитивизм и активное обучение. Конструктивизм предполагает активную деятельность учащихся в процессе получения знаний, когнитивизм акцентирует внимание на познавательных процессах, а активное обучение предполагает применение современных технических средств обучения как средств активизации учебной деятельности.