Активные методы обучения как средство развития креативности у специалистов в области дизайна

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 04.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1. Креативность как профессионально важное качество дизайнера……4
1.1. Соотношение понятий «творчество», «творческое мышление», «творческие способности», «креативность»……………………………………………………...4
1.2 Факторы влияющие на проявление креативности…………………………….8
1.3 Роль креативности в профессиональной деятельности имиджевого дизайнера………………………………………………………………………10
1.4 Выводы по первой главе……………………………………………………….13
Глава 2. Методы активного обучения в подготовке имиджевых дизайнеров….14
2.1 Понятие «методы активного обучения». Отличие методов активного обучения от традиционных………………………………………………………...14
2.2 Классификация методов активного обучения……………………………..…17
2.3 Методика применения активных методов в обучении для развития креативности имиджевых дизайнеров……………………………………...…23
2.4 Выводы по второй главе……………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Приложение…………………………………………………………………………28
Фрагмент для ознакомления

В современной педагогической практике ролевой метод является эффективным диагностическим, прогностическим и коррекционным инструментом социально-психологической подготовки. Метод ролевой игры является интерактивным и, как правило, используется в программах для изучения сферы человеческих отношений (взаимодействие деловых партнеров, межличностное общение, взаимопонимание), что помогает участникам стать более восприимчивыми к чувствам окружающих.Основное отличие ролевых игр, в первую очередь заключается в том, что человек, который играет роль участника анализируемой ситуации, наряду с его описание, проводится инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Эта игра называется сюжетной линией или сценарием. Сюжетная линия направлена на то, чтобы жить и анализировать типичные проблемы взаимодействия. С ее помощью студенты осваивают новые, необычные для себя, но эффективные модели поведения. Следует подчеркнуть, что именно поведение, а не просто проявление талантов выступающих, станет основой для последующего обсуждения. Группа должна контролировать содержание каждой воспроизводимой сцены[7]..Технология применения ролевой игры в обучении предполагает ознакомление участников урока с самой ситуацией, а затем распределение ролей между ними. В качестве средства распределения ролей обычно используются два варианта:1) роли распределяются между некоторыми учащимися, а остальные те, кто не получает роли, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции "арбитров", записывая поведение участников и затем оценивая его последствия;2) участники ситуационного анализа делятся на небольшие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль индивида, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.Переключение ролей требует от дизайнера взять на себя роль другого участника игры, чтобы понять действия и мотивы кого-то другого. Ролевые игры позволяют студентам практиковать вновь разработанные навыки, имитируя сценарий, в котором этот навык может потребоваться. Каждая из этих категорий фокусируется на другой области обучения, хотя все они в некоторой степени перекрываются. Авторы также провели обзор литературы для сбора передового опыта по всем видам ролевых игр. Лучшие практики включают в себя инструктора, глубоко думающего о целях обучения ролевой игры и выбора случая, который наилучшим образом достигает этих целей; обеспечение того, чтобы как инструктор, так и студенты были адекватно подготовлены с материалами дела и знакомы с педагогикой; и с учетом достаточной и соответствующей обратной связи и разбора всего упражненияПреимуществом ролевых игр является "обучение через действие", которое является одним из самых эффективных способов обучения и получения опыта. Собственные переживания запоминаются живо и сохраняются на протяжении длительного времени. В большинстве случаев ролевая игра предоставляет будущим дизайнерам шанс овладеть или закрепить различные формы поведения, позволяя им понять, как люди чувствуют себя, сталкиваясь с определенными ситуациями. Это понимание может стать мощным средством обучения, помочь развить способность оценивать предпосылки поведения других людей, чего было бы трудно достичь любым другим способом.Дизайнеры,прошедшие занятия с игровой методикой, отмечают то, что процесс игры соответствовал всем целям поставленным ранее.В процессе исследования были разработаны критерии оценивания уровня креативности при использовании методики применения активных методов в обучении для развития креативности имиджевых дизайнеров:нешаблонная компоновка;передача образа в форме;знание нормативной документации;умение применять закономерности, приемы композиции и цветоведения; скорость выполнения.2.4 Выводы по второй главеИз всего вышеизложенного можно сделать выводы о том, что активные методыполучают отражение во многих образовательных технологиях и создают условия дляформирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов вуза. В первую очередь это проявляетсяв развитии творческого мышления, способности ориентироваться в новой нестандартной ситуации, находить собственные варианты решения учебно-профессиональныхпроблем.В современной педагогической практике ролевой метод является эффективным диагностическим, прогностическим и коррекционным инструментом социально-психологической подготовки. Метод ролевой игры является интерактивным и, как правило, используется в программах для изучения сферы человеческих отношений (взаимодействие деловых партнеров, межличностное общение, взаимопонимание), что помогает участникам стать более восприимчивыми к чувствам окружающих.Именно активные методы позволяютформировать личность будущих специалистов путем их вовлечения в активную учебно-познавательную деятельность, такуюдеятельность, в процессе которой учебнаяинформация творчески перерабатываетсяи переходит в систему профессиональныхкомпетенций.Подготовка специалистов в области дизайна в основном определяется как проектная деятельность, основанная на сочетании научных принципов схудожественными, в проектном образе, создающем эффект, недостижимый в обычном дизайне. Активные методы обучения как средство развития креативности у специалистов в области дизайна, требуют формирования специальных знаний.Среди всех активных методов обучения для развития креативности имиджевых дизайнеров, ролевая игра является одним из наиболее эффективных.ЗАКЛЮЧЕНИЕКаждый выпускник, которого готовят образовательные учреждения, должен обладать такими характеристиками как, его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. Для того чтобы выпускники обладали этими качествами, создаются новые способы обучения, терпят изменения прежние, в то числе и разработка инновационных образовательных технологий.Любой творческой личности требуется огромное количество усилий для того чтобы придумать ту или иную идею. Помимо умений и знаний, дающихся имиджевому дизайнеру в образовательном учреждении, ему потребуется самому развивать свои креативные способности. На основе анализа теоретического осмысления было выяснено, что креативность является полностью творческим процессом.Главным компонентом творческих способностей является креативность. С уверенностью стоит утверждать, что творческое воображение и творческое мышление является обязательными компонентами творческих способностей.Именно активные методы позволяют формировать личность будущих специалистов путем их вовлечения в активную учебно-познавательную деятельность, такую деятельность, в процессе которой учебная информация творчески перерабатывается и переходит в систему профессиональных компетенций.Подготовка специалистов в области дизайна в основном определяется как проектная деятельность, основанная на сочетании научных принципов схудожественными, в проектном образе, создающем эффект, недостижимый в обычном дизайне.В курсовой работе было рассмотрено исследование активных методов обучения как средство развития креативности у специалистов в области дизайна. Задачи работы, анализ психолого-педагогической литературы, а также исследование методов активного обучения в подготовке имиджевых дизайнеровСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксенова Э.А. Скаткин М.Н.: как учить творчеству? /Э.А.Аксенова, С.З.Занаев //Педагогика. 2014. - № 9. - С. 80-86.Алейников, А.Г. О креативной педагогике / А.Г. Алейников // Вестник высшей школы. - 2015. - №12. - С. 29-34.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.-Воронеж, 2017. - 520 с.Боно Э. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2015. – 321 с.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. 2016 г. – 456 с.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 2019 г.– 315 с.Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод.пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019– 315 с.Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей / Б. В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: ВЛАДОС, 2001. С. 98.Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. М. Левина. – М., 2006 – 315 с.Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008.С. 36. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.С. 122.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009.С. 147.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007.С. 63.Минич О.А. Хаткевич О.А. «Педагогические игры» М.2005.С. 14. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2004.С. 67-68.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.С. 302.ПриложениеРисунок 1. Схема методов креативностиСхема 1. Принципы креативностиСхема 2. Классификация методов обучения

1. Аксенова Э.А. Скаткин М.Н.: как учить творчеству? /Э.А.Аксенова, С.З.Занаев //Педагогика. 2014. - № 9. - С. 80-86.
2. Алейников, А.Г. О креативной педагогике / А.Г. Алейников // Вестник высшей школы. - 2015. - №12. - С. 29-34.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.-Воронеж, 2017. - 520 с.
4. Боно Э. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2015. – 321 с.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. 2016 г. – 456 с.
6. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 2019 г. – 315 с.
7. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод. пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.
8. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019– 315 с.
9. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей / Б. В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: ВЛАДОС, 2001. С. 98.
10. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. М. Левина. – М., 2006 – 315 с.
11. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. С. 36.
12. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. С. 122.
13. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009. С. 147.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007. С. 63.
15. Минич О.А. Хаткевич О.А. «Педагогические игры» М.2005. С. 14.
16. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2004. С. 67-68.
17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. С. 302.

Вопрос-ответ:

Зачем специалистам в области дизайна нужны активные методы обучения?

Активные методы обучения помогают развивать креативность у специалистов в области дизайна, позволяют им научиться генерировать новые идеи, экспериментировать с разными решениями, улучшать свои навыки и найти нестандартные подходы к проектам.

Чем отличается понятие творчество от творческого мышления и творческих способностей?

Творчество - это широкий термин, который описывает возможность создавать новое, оригинальное и инновационное. Творческое мышление - это способность формировать новые идеи и связывать вместе несвязанные понятия. Творческие способности - это индивидуальные способности, позволяющие проявлять творческое мышление в различных сферах деятельности, включая дизайн.

Какие факторы могут влиять на проявление креативности у специалистов в области дизайна?

Факторы, такие как образование, опыт работы, внутренняя мотивация, среда обучения и рабочая среда, могут влиять на проявление креативности у специалистов в области дизайна. Например, наличие стимулирующей и вдохновляющей рабочей обстановки может способствовать появлению более креативных идей и решений.

Какую роль играет креативность в профессиональной деятельности имиджевого дизайнера?

Креативность играет ключевую роль в профессиональной деятельности имиджевого дизайнера. Она позволяет создавать уникальные и привлекательные дизайнерские решения, которые помогают представить бренд, компанию или продукт в наилучшем свете и привлечь внимание потребителей.

Как активные методы обучения помогают развивать креативность у специалистов в области дизайна?

Активные методы обучения стимулируют участие студентов в процессе обучения, предлагают им задания, требующие нахождения нестандартных решений, совместной работы и творческого мышления. Это помогает развить их креативность, вырастить в них уверенность в своих способностях и научить их адаптироваться к изменяющимся требованиям дизайнера.

Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения - это стратегии и приемы, которые активизируют познавательную деятельность студента и способствуют его активному участию в процессе обучения. Они предполагают вовлечение студента в разнообразные действия, такие как обсуждение задач, проектная деятельность, ролевые игры и другие, для развития его креативности и способностей в области дизайна.

В чем состоит связь между активными методами обучения и развитием креативности?

Активные методы обучения позволяют студентам активно применять свое творческое мышление и способности, что способствует их развитию и раскрытию креативного потенциала. Благодаря таким методам, студенты могут экспериментировать, искать нестандартные решения и проявлять свою индивидуальность в процессе обучения и работы над дизайн-проектами.

Какие факторы могут влиять на проявление креативности студентов в области дизайна?

Одним из факторов, влияющих на проявление креативности студентов в области дизайна, является их мотивация к развитию и проявлению своих творческих способностей. Также важную роль играют обучающая среда, взаимодействие с преподавателями и коллегами, доступность различных ресурсов и материалов для работы и экспериментов.

В чем роль креативности в профессиональной деятельности дизайнера?

Креативность играет ключевую роль в профессиональной деятельности дизайнера. Она позволяет создавать уникальные и оригинальные дизайн-решения, привлекать внимание к продукту или услуге, разрабатывать инновационные концепции и удовлетворять потребности клиентов. Креативность помогает дизайнеру выделяться на рынке и достигать успеха в своей профессии.

Какие понятия связаны с креативностью?

Креативность связана с понятиями творчество, творческое мышление, творческие способности. Творчество - это процесс создания нового, оригинального и уникального. Творческое мышление предполагает гибкость мышления, способность видеть проблемы и задачи с нестандартных точек зрения. Творческие способности - это набор личностных качеств, которые позволяют проявить креативность и успешно решать задачи в области дизайна.