IPO как инструмент международного инвестирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Инвестиции и проекты
  • 28 28 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 19.11.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Финансовые инструменты выхода на публичный фондовый рынок
1.1. Сравнительная характеристика инструментов привлечения дополнительного капитала на предприятии
1.2. Понятие IPO в России
1.3. IPO как способ привлечения финансовых ресурсов
Глава 2. Российский опыт первичных публичных размещений акций
2.1. Анализ площадок для размещения
2.2. Отраслевой анализ компаний-эмитентов
2.3. Стратегия развития эмитента при выходе на фондовый рынок
2.4. Ценовой фактор в процессе первичного публичного размещения акций
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Безусловно, развитие рынка IPO не может проходить сепаратно от общей тенденции развития и наращения оборотов торговли на российских торговых площадках. На фоне позитивных прогнозов сохранения тенденции роста оборотов на российских биржах, все большее количество компаний проходят процедуру листинга, постоянно увеличивается количество финансовых инструментов, включенных в котировальные списки. В 2006 г. начинается развитие публичного размещения акций российскими эмитентами как за рубежом, так и внутри страны. На рынок выходят лидеры своих отраслей: Вымпелком, МТС, Иркут, Мечел. Следствием столь удачно проведенных IPO стала переоценка своих возможностей компаниями средней капитализации, которые решились на проведение размещения, не имея при этом удачно сработанной стратегии, эффективного корпоративного управления. Прежде чем начинать свой путь к IPO, собственникам и топ-менеджерам «средних» компаний необходимо ответить на следующие вопросы:
Привлекательна ли история бизнеса компании.
Есть ли перспективы развития (растет ли рынок).
Существенна ли доля, занимаемая компанией на рынке.
Есть ли у компании четкая формализованная стратегия.
Понимают ли собственники, на что они идут.
Учитывая все эти моменты, в случае положительного ответа, следует также обратить внимание на факторы, которые могут существенно снизить шансы на успех:
Неперспективный сектор экономики.
«Проблемная» кредитная история.
Отсутствие публичной кредитной истории. Данное положение является, пожалуй, одним из определяющих моментов на пути к успешному IPO. Формирование публичной истории - инструмент формирования будущей стоимости компании.
Частая смена менеджмента.
«Закрытость» бизнеса и конечных бенефициаров.
Как правило, компании, планирующие выход на зарубежный фондовый рынок, проводят параллельно или до IPO размещение еврооблигаций как генеральная репетиция перед финальной частью. Таким образом, в предложенной цепочке может появится дополнительное звено, до размещения акций, - эмиссия еврооблигаций. Все же общего настроя данная корректировка не меняет.
Таким образом, при разработке стратегии привлечения капитала, эмитент должен решить ряд вопросов, которые в итоге должны увеличить стоимость компании:
Решение о методах привлечения финансирования должно быть частью общей корпоративной стратегии.
Программа подготовительных мероприятий должна быть направлена на повышение и реализацию стоимости с учетом количественных и качественных факторов, а также выбранного типа инвесторов.
Необходимо уделить внимание тщательному планированию процесса и возможности оценки его результатов на каждом этапе.
На каждом этапе основное внимание уделяется мероприятиям, имеющим в данный момент времени ключевое значение, с точки зрения повышения стоимости бизнеса.
Оптимальным вариантом является план, приводящий к объективному росту стоимости бизнеса, независимо от окончательного решения о форме привлечения финансирования.

2.4. Ценовой фактор в процессе первичного публичного размещения акций
Существуют различные мнения экономистов относительного того, какие компании, осуществившие размещение акций на публичном фондовом рынке, добились благоприятных результатов и их опыт можно считать как положительный, а какие компании, разместившие свои акции на фондовом рыке, не оправдали ожидания аналитиков, инвесторов, самих собственников и их ценных бумаги стремительно упали в цене. Так, к примеру, если акции, спустя 1 месяц после размещения, поднялись в цене более чем на 20%, то можно делать предварительные выводы о грамотно продуманной стратегии, которая действительно оправдала вложенные инвестиции. Другие мнения об успехе компании при IPO строятся лишь на том, какая площадка при этом использовалась: национальная или иностранная.
На наш взгляд, сложно судить о положительных или отрицательных последствиях для эмитента при выходе на IPO, ограничиваясь лишь ценой, площадкой или какого-либо другого небольшого набора факторов. В связи с чем, попытаемся провести анализ российских компаний, использовав при этом широкий инструментарий и аналитическую базу. Действительно, можно пронаблюдать интересую картину: из 32 рассматриваемых размещений (в период с 2000 по 2010 гг.) существуют компании, чьи акции в ближайшее время после размещения внушительно выросли в цене; компании, акции которых почти не отклонились от намеченного «коридора цен» при размещении; и компании, прогноз на акции которых не оправдался и цена на их финансовый инструмент резко пошла «вниз».
Из общего количества прошедших размещений примерно в 15-20% случаев ожидания аналитиков и инвесторов не оправдались и цена на акции эмитента спустя 1 месяц с начала торгов упала примерно на 10-15%. Это может быть вызвано такими факторами, как: недостаточно глубокий проведенный предварительный анализ эмитента, неудачный момент выхода на рынок (к примеру, накануне разместилась аналогичная по характеру бизнеса компания, собравшая почти все потенциальные инвестиции в данный сектор экономики. Такое обычно случается при выходе на зарубежные фондовые площадки, где конкуренция между эмитентами за потенциальных инвесторов довольна высока). В то же время в 25-27% случаев расчет теоретической цены был оправдан.
Стоимость акций компании «Разгуляй» при размещении была определена по верхней границе ценового коридора, а в итоге с начала марта 2006 г. подешевела на 20%. Также на 14% понизились в цене акции «Северстали» и «Шахта «Распадская», которые организовали размещение в ноябре 2006 г., при этом цена размещения была близка к середине ценового коридора. В случае с IPO «Северстали» после успешно проведенного IPO ТМК в октябре 2006 г. при размещении в ноябре 2006 г. «Северстали» значительная часть ее акций была скуплена спекулятивными инвесторами. По разным оценкам, выкупленная ими доля акций «Северстали» составила 20-40% от общего объема размещения [19, с. 25]. Рассмотрим в связи с этим соотношение заявленного ценового коридора и окончательно установленной цены размещения (см. рис. 2.2).

Рис. 2.2. Соотношение окончательной стоимости акции компании к верхней границе заявленного коридора [14, с. 24]

Как видно из предложенной диаграммы на рис. 2.2, больше половины эмитентов разместились по цене, приближенной к верхней границы заявленного ценового коридора (91-100%). Такое соотношение между тем, что больше половины компаний, которые провели размещения на фондовом рынке, определили стоимость своих бумаг вблизи верхней границы ценового коридора, и столь небольшим уверенным ростом своих акций, который продемонстрировали небольшое количество компаний, говорит о том, что российский неискушенный инвестор все же пока не привык к такому новому явления, как IPO. И ожидания инвесторов и аналитиков спустя 1-2 месяца после размещения не оправдываются. Безусловно, одна из причин этого обстоятельства кроется во все еще спекулятивном настрое большинства игроков на российском фондовом рынке, которые «подогревают» рынок ожиданиями чего-то нового.
В период с 2000 по 2010 гг. российским эмитентам удалось привлечь порядка 23 млрд. долл. США (или 1 250 млрд. руб.), при этом капитализация составила величину в 150 млрд. долл. США [18, с. 33].
В заключении отметим, что с каждым годом увеличивается не только количество компаний, использующих фондовый рынок как инструмент привлечения дополнительного капитала в предприятии. С каждым годом, с каждым новым размещением увеличивается объем привлекаемых ресурсов: в 2000 г. ОАО «Вымпел-коммуникации» привлекли на американском фондовом рынке NASDAQ 115 млн. долл. США, в то время как самым крупным на начало 2011г. по объему аккумулированных средств остается компания ОАО «Роснефть», которая привлекла 10,4 млрд. долл. США. Все это говорит о том, что игроки, выходящие на IPO, грамотно используют данный инструмент, не только привлекая достаточно значительные ресурсы в предприятие, но и повышая при этом свою капитализацию, кредитный и инвестиционный рейтинг, имидж.


Заключение
В работе исследованы теоретические и практические вопросы, связанные с подготовкой и реализацией процесса первичного публичного размещение акций. Из-за отсутствия однозначной трактовки данного термина в российском законодательстве, возникает некоторая путаница в обозначениях, которая приводит к множественности мнений. Несмотря на отдельные индивидуальные моменты, российское экономическое сообщество все же выделяет ряд однотипных признаков процесса IPO, которые легли в основу разработанной классификации. В итоге были выявлены следующие характеристики:
Внесенные в последние годы изменения в российское законодательство приводят к упрощению процедуры эмиссии акций, что отражается на общем растущем тренде числа размещений и объемов аккумулированных денежных ресурсов.
Возросло количество эмитентов, предпочитающих национальный фондовых рынок как источник денежных средств. Однако объем привлеченных ресурсов компаниями, осуществляющими «двойное» IPO, растет более быстрыми темпами, чем количество эмитентов, предпочитающих данный вариант выхода на биржу. Это говорит о приверженности многих участников фондового рынка к мнению, согласно которому качество иностранного капитала во многом превосходит внутренние ресурсы страны.
Не диверсифицированная отраслевая структура эмиссий: преобладание доли обрабатывающих производств в общей отраслевой структуре.
Вероятен ближайший выход компаний страхового сектора экономики на IPO. Основными целями привлечения средств скорее всего будут являться цели дальнейшего развития существующего бизнеса. Как одна из причин называется цель удержания позиции в отрасли с целью оказания конкуренции иностранным компаниям в ходе либерализации страхового рынка страны.
Рассматривается вариант продолжения успешной практики «народных IPO» и в страховой отрасли, даже несмотря на то, что компании не имеют высокой капитализации и рассматриваются, скорее всего, как «третий эшелон». Сравнивая уровень подготовки страховых компаний, готовящихся выйти на IPO, с банковским сектором, можно констатировать тот факт, что на сегодняшний момент готовность страхового сектора оценивается как невысокая: кредитный рейтинг, присваиваемый компанией Standard & Poor's, имеют лишь 5 компаний (в то время как аналогичный показатель по банковской системе составляет 33 компании).
В работе сделаны попытки проследить взаимосвязи между развитием российского рынка первичных публичных размещений и международными рынками. Выявленные взаимосвязи позволяют делать вывод о продолжении намеченной тенденции к дальнейшему развитию и нарастанию объемов IPO российских компаний, как внутри страны, так и за ее пределами. На фоне данных тенденций можно сделать предположение, что, несмотря на специфические особенности развития страхового сектора экономики, в ближайшее время все же осуществиться дебютный выход страховых компаний на фондовый рынок.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.1996 г.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» № 46-ФЗ от 12.02.1999 г.
Постановление ФКЦБ РФ № 17/пс от 31.05.2002 г. «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».
Постановление ФКЦБ РФ № 03-17/пс от 01.04.2003 г. «О размещении и обращении эмиссионных ценных бумаг Российских эмитентов за пределами Российской Федерации».
Приказ ФСФР РФ № 06-5/пз-н от 12.01.2006 «Об утверждении положения о порядке выдачи федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации».
Приказ ФСФР Российской Федерации «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» № 05-4/пз-н от 16.03.2005 г.
Приказ ФСФР РФ № 05-5/пз-н от 16.03.2005 г. «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
Приказ ФСФР РФ № 05-13/пз-н «Об утверждении порядка уведомления организатором торговли на рынке ценных бумаг о включении (об исключении) ценных бумаг в список (из списка) ценных бумаг, допущенных к торгам».
Монографии
Гвардин, С.В. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний / С.В. Гвардин. – Москва : Вершина, 2010.
Гулькин П.Г. «Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO), Аналитический Центр «Альпири СПб», Санкт-Петербург, 2009
Статьи в периодической литературе
Возная О. Перспективы IPO для российских компаний // Рынок ценных бумаг. – М. – 2010. – № 21 (276).
Ивакин Д., Марголит Г. IPO: куда качнется маятник // www.rcb.ru/
Музыка В. Несколько слов о способах привлечения финансирования // Управление компанией. – М. – 2010. – № 2 (03).
«Основные этапы IPO». По материалам конференции «Выход на IPO: проблемы и перспективы российских компаний», организованной журналом «Финансовый директор» // Финансовый директор. – М. – 2009. – № 12.
Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски // Профиль. – М. –9 мая 2011 г.
Шакланова Н. Публичная акция // Секрет фирмы. – М. – 2010. – №9.

IPO российских компаний: путь к успеху. Издание ЗАО ММВБ. 2007. РеРесурсы Internet
http://www.cbr.ru
http://www.cbonds.ru
http://www.expert.ru
http://www.fscm.ru
http://www.ipocongress.ru
http://www.micex.ru
http://www.mirkin.ru
http://www.mosfund.ru
http://www.offerings.ru
http://www.rbc.ru
http://www.rbcdaily.ru/
http://www.rts.ru/













2





29

Нормативно-правовые документы:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации
2.Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.1996 г.
3.Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.
4.Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» № 46-ФЗ от 12.02.1999 г.
5.Постановление ФКЦБ РФ № 17/пс от 31.05.2002 г. «Об утверждении по-ложения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».
6.Постановление ФКЦБ РФ № 03-17/пс от 01.04.2003 г. «О размещении и обращении эмиссионных ценных бумаг Российских эмитентов за преде-лами Российской Федерации».
7.Приказ ФСФР РФ № 06-5/пз-н от 12.01.2006 «Об утверждении положения о порядке выдачи федеральной службой по финансовым рынкам разре-шения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации».
8.Приказ ФСФР Российской Федерации «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» № 05-4/пз-н от 16.03.2005 г.
9.Приказ ФСФР РФ № 05-5/пз-н от 16.03.2005 г. «Об утверждении положе-ния о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
10.Приказ ФСФР РФ № 05-13/пз-н «Об утверждении порядка уведомления организатором торговли на рынке ценных бумаг о включении (об исклю-чении) ценных бумаг в список (из списка) ценных бумаг, допущенных к торгам».
Монографии
11.Гвардин, С.В. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских ком-паний / С.В. Гвардин. – Москва : Вершина, 2010.
12.Гулькин П.Г. «Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO), Аналитический Центр «Альпири СПб», Санкт-Петербург, 2009
Статьи в периодической литературе
13.Возная О. Перспективы IPO для российских компаний // Рынок ценных бумаг. – М. – 2010. – № 21 (276).
14.Ивакин Д., Марголит Г. IPO: куда качнется маятник // www.rcb.ru/
15.Музыка В. Несколько слов о способах привлечения финансирования // Управление компанией. – М. – 2010. – № 2 (03).
16.«Основные этапы IPO». По материалам конференции «Выход на IPO: проблемы и перспективы российских компаний», организованной журна-лом «Финансовый директор» // Финансовый директор. – М. – 2009. – № 12.
17.Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски // Профиль. – М. –9 мая 2011 г.
18.Шакланова Н. Публичная акция // Секрет фирмы. – М. – 2010. – №9.

19.IPO российских компаний: путь к успеху. Издание ЗАО ММВБ. 2007. Ре-Ресурсы Internet
20.http://www.cbr.ru
21.http://www.cbonds.ru
22.http://www.expert.ru
23.http://www.fscm.ru
24.http://www.ipocongress.ru
25.http://www.micex.ru
26.http://www.mirkin.ru
27.http://www.mosfund.ru
28.http://www.offerings.ru
29.http://www.rbc.ru
30.http://www.rbcdaily.ru/
31.http://www.rts.ru/

Вопрос-ответ:

Чем отличается IPO от других инструментов привлечения дополнительного капитала на предприятии?

Одной из основных отличительных черт IPO является выход на публичный фондовый рынок. В отличие от других методов привлечения капитала, таких как займы, облигации или приватное размещение акций, при IPO компания продает свои акции широкой публике, что может привести к значительной инъекции капитала. Кроме того, IPO также предоставляет компании доступ к новым инвесторам, аналитическому покрытию и повышению прозрачности своей деятельности.

Какова роль IPO в привлечении финансовых ресурсов?

IPO является одним из основных способов привлечения финансовых ресурсов для компаний. При проведении IPO компания продает свои акции на фондовом рынке и привлекает средства от инвесторов. Эти средства могут быть использованы для финансирования расширения бизнеса, приобретения активов, развития новых продуктов или услуг, выплаты долгов и других целей, определенных компанией. IPO позволяет компаниям получить доступ к большой базе потенциальных инвесторов, что может быть особенно полезно для масштабных проектов и развития компании в стратегическом плане.

Какие площадки используются для размещения акций при проведении IPO?

При проведении IPO компания может использовать различные площадки для размещения своих акций. В России наиболее популярными площадками являются Московская Биржа и Санкт-Петербургская Биржа. Эти биржи предоставляют компаниям возможность размещения акций на основных и отдельных листах, в зависимости от их капитализации и других факторов. Кроме того, компании также могут выбрать международные биржи для размещения своих акций, такие как Нью-Йоркская фондовая биржа или Лондонская фондовая биржа. Выбор площадки зависит от различных факторов, включая размер компании, ее стратегию развития и потенциальных инвесторов.

Что такое IPO?

IPO (Initial Public Offering) - это первичное публичное размещение акций компании, когда она выходит на фондовый рынок и предлагает акции для продажи инвесторам.

Какие инструменты можно использовать для привлечения дополнительного капитала на предприятии?

Для привлечения дополнительного капитала на предприятии можно использовать различные инструменты, включая эмиссию акций, облигаций, привлечение кредитов, привлечение инвестиций от частных лиц или инвестиционных фондов.

Что представляет собой IPO в России?

IPO в России - это процесс, когда российская компания впервые выходит на фондовый рынок с целью привлечения инвестиций и предлагает публично размещать свои акции.

Каким образом IPO помогает компаниям привлечивать финансовые ресурсы?

IPO позволяет компаниям привлечь финансовые ресурсы путем продажи своих акций инвесторам на фондовом рынке. Это позволяет компаниям получить новые капиталы для финансирования своего роста, развития бизнеса, погашения долгов или других целей.

Какие площадки используются для размещения акций при IPO?

Для размещения акций при IPO могут использоваться различные площадки, включая фондовые биржи, электронные торговые платформы и специализированные инвестиционные банки.