Особенности тихой поэзии Николая Рубцова
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 31 + 31 источник
- Добавлена 27.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Особенности поэзии Н. Рубцова 9
1.1. «Тихая» поэзия Н. Рубцова в контексте времени 9
1.2. Мироощущение Н.М. Рубцова: духовно-культурная парадигма 14
Глава 2. Содержательная и художественная специфика 20
лирики Николая Рубцова 20
2.1. Особенности взаимодействия звуковых и зрительных образов 20
в «тихой» лирике Николая Рубцова 20
2.2. Архетипические образы «тихой» поэзии Николая Рубцова 35
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Душа в стихотворении Рубцова – начало, включенное в непрерывные жизненные процессы, она открыта воздействию внешних сил. Герой Рубцова имеет душу добрую, светлую, болеющую о родине. Динамика текста открывает душу странника.Важная составляющая художественного мира Рубцова - стихия звуков природы. Образ Родины предстает не только как зрительный, но и слуховой. В стихотворении «В минуты музыки печальной» есть такие слова: «Я вижу явственно, до слез, / И желтыйплес, и голос близкий, / И шум порывистых берез». Природа в лирике Рубцова «звенит, смеется, как младенец». Зрительный образ соединяется со звуковым, точнее - с характеристикой самого звучания - «анютины глазки» в стихотворении «Цветы»: «Слишком грустно и нежно они назывались...», ив стихотворении «У размытой дороги», где драматизм состояния лирического героя передаетсяпутем восприятия мира через звуки: «Плачет звезда, холодея, над крышей сарая», «порывистый ветер», «шумной гурьбой», «праздник на этой дороге», «скачут ли свадьбы в глуши потрясенного бора», «мчатся ли птицы, поднявшие крик над селеньем», «льется ли чудное пение детского хора», «я стою у размытой дороги и плачу».Звучание (ветра, дождя, сосен, берез, журавлей) в поэтическом восприятии Рубцова одухотворено, эстетизировано. По силе воздействия насубъекта оно равно искусству, как в стихотворении «Сосен шум»: «Я долго слушал сосен шум, / И вот явилось просветленье / Моих простых вечерних дум». Само переживание такого влияния творческого начала становится лирическим событием в целом ряде произведений поэта: «Уединившись за оконцем»; «Вечерние стихи»; «В минуты музыки»; «Фиалки»; «Чудный месяц плывет над рекою» и др.Гармония природы, осознанная человеком, утверждается в своей преобразующей роли, а изображение природы становится в полном смысле песней. Это подтверждается названиями многих произведений, и положенных на музыку, и не положенных («Песня», «Прощальная песня», «Песенка», «Зимняя песня», «Осенняя песня»). Звучащий мир преображен поэтом в «слышимое» художественное пространство текста, где одновременно с топосом воспринимается и хронос. Подчеркивая то, как звучанием поэт обозначает пространство, О.А. Москвина обращает внимание на такую стилевую особенность произведений Рубцова, как обозначение названием стихотворения или его первой строчкой места события («На озере», «В лесу», «Над рекой», «По дороге из дома», «В глуши», «Над вечным покоем», «Старая дорога», «Шумит Катунь», «Весна на берегу Бии», «Ночь на родине», «В сибирской деревне», «На реке Сухоне», «Вологодский пейзаж», «У размытой дороги», «У церковных берез» и др.).Однако «слышимое» пространство в эстетике Рубцова освоено не только в природном аспекте (хотя в нем наиболее полно), но и в житейском, суетном пространстве, предстающем дисгармоничным, устрашающим. В таком отношении «характерно изображение мчащегося поезда: своеобразное соединение убыстряющегося (сокращающегося) времени и столь же редуцированного пространства».Данная идея усилена многократным повторением слова «мчался», а также в близких по смыслу выражениях: «понеслись огни в просторе мглистом», «глазом огненным сверкая, / Вылетает»; «Подхватил меня, понес меня, как леший!» и др. Звуковой образ создает впечатление страшного, все сокрушающего существа («с грохотом и воем», «с лязганьем и свистом»). Три раза повторяется строка «Перед самым, может быть, крушеньем», и только в завершении, в виде вопроса, звучит: «И какое может быть крушенье, / Если столько в поезде народу?»Таким образом, тема звучащего мира определяет возможность не только изображения пространства в его физическом смысле, но и создания чрезвычайно емкого художественного пространства - с мотивами судьбы, истории, родины. Такой вывод подтверждается и стихотворением «Кружусь ли я», где, как и в предыдущем, используется образ поезда («Несусь ли в поезде курьерском»), призванный преодолеть замкнутый круг житейской суеты.Понять, как создается мелодичность произведения, как достигается естественность поэтического выражения, помогает внимание к ритмической организации стихотворного текста. В одном из лучших своих стихотворений - «Тихая моя родина» - Н. Рубцов поэтизирует саму простоту высказывания. Здесь осуществляется «полное слияние субъекта речи и носителя переживания, как это свойственно лирике. Неповторимая красота и оригинальность лирического строя проявляются благодаря предельной безыскусности стиха: поэт касается таких сторон духовной жизни субъекта, где невозможно притворство. Лирический герой откровенен, он говорит «для себя»; «самому себе» признается в любви к родине. Речь его естественна как дыхание, оно определяет ритм.Заявление поэта «Меня звала моя природа» можно толковать не только буквально, как некий голос, звук, но и как пространство, в котором находится воспринимающий лирический субъект; оно обозначается с помощью звуковых «изображений» (ассоциаций, впечатлений). Так, журавлиные крики (у Н. Рубцова – «рыданье этих гордых прославленных птиц», «плач журавлей») дают представление о небе и его бесконечном просторе, потому здесь же («Журавли») рисуется образ объемный, пространный: «Далеко разгласит улетающий плач журавлей». Одновременно с пространственным параметром обозначается временной, осмысляется связь времен («как сказание древних страниц», «... так никто уж не выразит их»), а через это - и представление о круговороте природы, о повторяющихся в ней явлениях и о грустном осознании человеком неповторимости этого для него.Поскольку природа у Н. Рубцова слита с человеком, приближена к нему (олицетворена), здесь она «звучит» в унисон с его печалью: «Сиротеет душа и природа». Мотивацией переживаний утраты, разрыва стал звуковой образ (наряду со зрительным: видом улетающих журавлей). Так и в стихотворении «Звезда полей» ощущение покоя (вспомним: «родина - покой») передается как будто и через возможность услышать: «тихо она горит». В стихотворении «У размытой дороги» путем предметной детализации сливаются, переходя друг в друга, зрительные и «слуховые» картины: «Грустные мысли наводит порывистый ветер, / Грустно стоять одному у размытой дороги, / Кто-то в телеге по ельнику едет и едет / Позднее время — спешат запоздалые дроги. / Плачет звезда, холодея, над крышей сарая… / Мчимся стрелой… Приближаемся к праздничной школе… / Славное время! Души моей лучшие годы. / Скачут ли свадьбы в глуши потрясенного бора, / Мчатся ли птицы, поднявшие крик над селеньем, / Льется ли чудное пение детского хора, — / О, моя жизнь! На душе не проходит волненье… / Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу, / Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы. / Что ж я стою у размытой дороги и плачу? / Плачу о том, что прошли мои лучшие годы…»Образ звучащего мира Родины соотносим с образом тишины, а значит - покоя на ее просторах. Прекрасная лирическая песня -вся поэзия Н. Рубцова - таит в себе то, что ведомо только художнику, признавшемуся однажды: «Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто»».А в итоге личная взволнованность субъекта перерастает узкие, частные рамки, переходя в «план» вечного, повторяющегося: мир преображен сознанием поэта. Весь «простор небесный и земной» (Н. Рубцов) - это и есть поэтический мир художника, предмет изображения, источник мотивов, сюжетных ходов, наконец - «арсенал» выразительных лексических и звуковых приемов.Таким образом, художественное пространство лирики Н. Рубцова – это модель родины, полной покоя и святости. Так Н. Рубцов определил звуковой контекст мотива, служащего основой главного образа его поэзии.2.2. Архетипические образы «тихой» поэзии Николая РубцоваЭтические и духовные установки Н.Рубцова повлияли на его художественное творчество. Для творчества Н. Рубцова наиболее типичен архетипический образ пути и дороги. Из 50 самых известных поэтических произведений поэта в них встречается 4 раза слово «путь» и 20 раз слово «дорога». Такая любовь к образу дороги объясняется биографией самого поэта – как воплощения архетипического образа Путника.Одним из ярких отражение архетипа Путника стало произведение «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»: «Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье / И тайные сны неподвижных больших деревень. / Никто меж полей не услышит глухое скаканье, / Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень». У Рубцова Путник, архетипический конь – это символ заброшенности, одиночества, неприкаянности, постоянного движения, которое становится самой сущности чувствующего себя непонятым поэта – это романтическая эстетика Одиночества поэта. Следует сказать, что постоянные странствия поэта определяются не только внешними обстоятельствами, будь то бытовая неустроенность, отсутствие жилья и прочие невзгоды, но и, что гораздо важнее, внутренними: состоянием души. Меняя временные квартиры и общежития, переезжая из города в село и обратно, поэт осваивает не бескрайние просторы Советского Союза, но идет именно «по всей Руси». Это слово имеет основополагающее значение для определения типа рубцовского пути и переводит сами скитания в небесное измерение вечности. Судьба поэта начинает напоминать жизнь фольклорного странника, исполнителя былин и духовных стихов – калики перехожего. Постепенно архетип Путника в поэзии Рубцова трансформируется в архетип Искателя-Странника. Скиталец «по всей Руси» отличается и от эмигранта, и от туриста, и от паломника, а «также всех тех, чей маршрут проложен из одной определенной точки в другую». В поэзии Рубцова встречается путь Странника в загробный мир. В мировой литературе известен целый пласт текстов, в которых изображено путешествие человека в запредельный мир. У Рубцова смерть освещена таинством поэзии, так как имя поэта останется в вечности: «Надо мною смерть нависнет, / Голова, как спелый плод, / Отлетит от веток жизни? / Все умрем. Но есть резон / В том, что ты рожден поэтом. / А другой - жнецом рожден...»Н. Рубцов нередко сочиняет стихотворения именно по пути куда-нибудь, не случайно его строки словно звучат голосами живых людей, дышат впечатлениями от недавних встреч, трепетным ощущением пути, тревог и краткого покоя. Таковы стихотворения «Тихая моя Родина», «Русский огонек», «На реке Сухоне», «Наслаждаясь ветром резким», «Прощальная песня», «На вокзале», «Осенняя песня», «Прекрасно небо голубое!..», «На Родину!», «Жар птица», «Неизвестный», «По дороге из дома» и др. Лирика Н.Рубцова отражает искания именно такого рода. Лишь в некоторых, редких стихотворениях (как правило, ранних), нагнетается тревожное ощущение конца и безысходности. Лирического героя в них обступает осенний мрак, сбивает с ног сильный ветер, он чувствует себя чужим и оставленным на этой земле «не для всех родной». В стихотворении «Да, умру я!», написанном в 1954 году, читаем: «Да, умру я! И что ж такого? Хоть сейчас из нагана в лоб!... Может быть, гробовщик толковый смастерит мне хороший гроб… А на что мне хороший гроб-то? Зарывайте меня хоть как! Жалкий след мой будет затоптан башмаками других бродяг. И останется все, как было – На Земле, не для всех родной… Будет так же светить Светило на заплеванный шар земной!». Интересно решение архетипа Героя в поэзии Рубцова. Для мировой литературы характерен архетип героя, для которого привычна неспокойная обстановка – от поля боя до обычной улицы, где всевозможные сложности требуют немедленных решений, действий и немалого мужества. Для него свойственно стремление улучшить мир любым возможным способом. Однако, несмотря на внешнюю непоколебимую уверенность в своей силе и правоте, в душе он опасается поражения. У Героя развита дисциплинированность, он неизменно решителен и сосредоточен на цели. У Николая Рубцова – архетип Героя – очень часто используемый образ кочегара, который отражает основное нутро настоящего человека: «Вьется в топке пламень белый, Белый-белый, будто снег, И стоит тяжелотелый Возле топки человек. Вместо «Здравствуйте»: – В сторонку! – Крикнул. – Новенький, кажись? – И добавил, как ребенку: – Тут огонь, не обожгись! – В топке шлак ломал с размаху Ломом красным от жары. Проступали сквозь рубаху Потных мускулов бугры. Бросил лом, платком утерся»(«В кочегарке»). Здесь образ мощного, доблестного Героя сопряжен с тяжестью обыденного труда, но эстетика силы Героя остается традиционной - «тяжелотелый», «шлак ломал с размаху», «потных мускулов бугры».Через всю жизнь у Рубцова проходит образ-архетип Матери – святой образ. Однако, в поэзии архетип Матери сопряжен со смертью: «Нес я за гробом матери аленький свой цветок…» («Аленький цветок»); «Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои». Архетип умершей Матери связан у Рубцова с духовным сиротством, даже вне зависимости жива мать или нет – брак не может состояться без ее благословения. Постепенно Рубцов возвышается до архетипа Матери как охранительной силы русской земли. В стихотворении «Русский огонек» сердцевиной лирического сюжета становится сокровенное, врачующее душу общение героя с «хозяйкой» – носительницей архетипического материнского начала. В разговоре с ней в душевном мире лирического «я» оживает пространство родовой памяти; в «желтых снимках… в такой простой и бережной оправе» и наполненных «сиротским смыслом» «семейных фотографиях» проступает ощущение трудных дорог войны, многовековых исторических перепутий не только в национальном, но и во всечеловеческом масштабе: «Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет…». Таким образом, в поэзии Николая Рубцова наиболее типичными стали архетипические образы Путника, Искателя, Героя, Матери. Каждый из этих архетипов взаимосвязан друг с другом, претерпевая метаморфозы и трансформации, поднимаясь от Земного к Космическому, возвышаясь от обыденного до философского. Архетипы окрашены в трагические тона обездоленности и утраты связи с Матерью и земная бездомность обусловлена драматическими событиями из жизни и судьбы поэта.ЗаключениеТворчество Н. Рубцова оставило заметный след в истории русской литературы второй половины XX века. Вобрав в себя элементы народнопоэтической и классической литературной традиции, поэзия Рубцова тем не менее самобытна и оригинальна. В творчестве Н. Рубцова получили художественное воплощение многие черты русской ментальности: стремление к душевному покою в поисках лучшей доли, милосердие, радушие, неприхотливость в обыденной жизни и другие.Жизнь самого поэта, образ его лирического героя дают основания утверждать, что в художественном мире поэта воплотилось не только мироощущение человека второй половины XX века, но и элементы национального самосознания. Архетипичность центральных мотивов и образов лирики Рубцова позволяет рассматривать его поэтику в рамках национальной духовно-культурной парадигмы.Мировоззрение Рубцова складывалось в недрах культуры русского народа. Задача поэта заключалась в том, чтобы сохранить и приумножить ценности, которые накапливались на протяжении истории. Николай Рубцов заявил о себе, прежде всего, как «тихий» лирик. Не случайно главным для него стал мотив памяти, помогающий утверждать, что поэт в своих стихах говорит о давних устоях, на которых зародилась наша национальная культура, и глубоко в почвуушел корнями русский менталитет. С помощью мотива памяти он показал связь между разными поколениями, древней Русью и новой Россией, продолжив тем самым традиции Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, Н.А. Клюева и С.А. Есенина.«Тихая лирика» Николая Рубцова представляет собой чисто русское явление, в котором отражаются тончайшие изменения души и окружающего мира. Она открыта для малозначительных жизненных мелочей, но, в то же время, связана с вечностью. Рубцов был нежным и тонким лириком. Ему удалось отразить в своем творчестве глубокие связи с родной природой, с деревенским русским миром. Поэт смог воплотить в своих стихотворениях во всей его полноте и самобытности русский дух. В лирике Рубцова черты архетипического и индивидуального получили яркое поэтическое воплощение в мотивах дороги и судьбы, образе дома и бездомья, образе души.Дорог у Рубцова много, а вот судьба одна. Дорога для Рубцова - это не только путь от дома до заветной цели, но и связь прошлого с настоящим. Судьба наделила Рубцова чувством беспокойства. Он не мог забыть тех дорог и судеб людей, с которыми был знаком.Рубцов в жизни и в поэзии все переживал душой, стараясь доказать, что человек без души - это не человек и у него нет своего «я». Лирический герой Рубцова схож в душевных переживаниях с самим поэтом. Образ души проходит лейтмотивом во всей поэзии Н.М. Рубцова - начиная с ранних, морских стихов до конца творческого пути.Поэтический мир Николая Рубцова отличается необыкновенной гармонией, видимо, это связано с тем, что человек здесь находится в единении с природой. Стихи поэта говорят о том, что он сам является частицей этого мира. В его произведениях нет нарочитости, стихи Рубцова отличаются глубокой искренностью, безыскусностью, простотой. Н. Рубцов всю жизнь поставил на службу таланту, дарованному ему. Поэту удалось создать удивительный мир тихой поэзии в широких пространственных границах. Рубцову удавалось в своих стихах добиваться выявления простого в сложном, а сложного в простом. Это удается только очень талантливым людям.Список использованных источников и литературыИсточникиРубцов Н.М. Избранное. – М.: Художественная литература, 2011. –544 с.Рубцов Н.М. Прощальная песня. Сборник стихотворений. – М.: Русская книга, 1997. – 304 с.Рубцов Н.М. Стихотворения. – М.: Звонница-МГ, 2017. – 416 с.Рубцов Н.М. Тихая моя родина. – М.: Эксмо, 2016. – 352 с.Литературно-критические и научные изданияБелков В. Жизнь Рубцова. – Вологда: Андрогин, 1993. – 95 с.Бондаренко В.Г. Последние поэты империи. Очерки лирических судеб. - М.: Молодая гвардия, 2005. – 667 с.Выходцев П.С. Земля и люди: очерки о советской поэзии 40-70-х годов. - М.: Современник, 1984. - 360 с.Галактионова С.А. Николай Михайлович Рубцов – поэт русского Севера// Начальная школа. – 2016. - №6. – С. 38-41.ГарбовскаяН.Б. Ономастикон в поэзии Николая Рубцова (К 80-летию поэта) // Проблемы общей и региональной ономастики. Материалы Международной научной конференции. – Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2016. – С. 65-67.Гаспаров М. Л. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики. – СПб.: Азбука, 2001. – 480 с.Дом и душа. Образ России в русской поэзии XX в. – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – 432 с.ЖульковаК.А. Николай Рубцов: малоизвестные страницы биографии. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 285 с.КожиновВ.В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. – М.: Советская Россия, 1976. – 88 с.КожиновВ.В. Статьи о современной литературе.- М.: Современник, 1982.-303 с.Коняев Н. Николай Рубцов. – М.: Молодая гвардия, 2015. – 432 с.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века: 1950–1990-е годы: в 2 т.: Т. 2 1968–1990. - М.: Академия, 2008. – 415 с.ЛудуповаА.В. Архетипические образы поэзии Николая Рубцова // Инновации в науке и практике. Сборник статей. – Уфа: Вестник науки, 2019. – С. 224-232.Москвина О.А. «Но ясно слышу я…» (гармония зримого и звучащего мира в поэзии Николая Рубцова) // Наука и школа. – 2014. - №6. – С. 161-168.НаместниковаЕ.В. Элегизм в творчестве Николая Михайловича Рубцова // Филологическое образование и современный мир. – Чита, 2016. – С. 58-60.Полетова М.А. Пусть душа останется чиста… Николай Рубцов. Малоизвестные факты биографии. – М.: Академия поэзии, 2005. – 187 с.Редькин В.А. Русская поэзия второй половины XX века. – Тверь: Тверской государственный университет, 2006. – 280 с.Русские писатели XX века. Биографический словарь. - М.: Симпозиум, 2000. – 808 с.ТимашоваЛ.В. Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Николая Рубцова. Афтореф. дис… канд. филологических наук: 10.01.01 / Тимашова Лариса Владимировна. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – 20 с.Словари, справочники, энциклопедии Русская литература. Справочник / Н.А. Миронова, Ж.Н. Кританова, Б. Макарова и др. – М.: Экзамен, 2010. – 590 с. Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: библиографический словарь / под ред. Н. Н. Скатова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - 733 с.СтахорскийС.В. Русская литература. Энциклопедия. – М.: Дрофа, 2007. – 608 с.Интернет-издания Белков В. О Николае Рубцове. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rubtsov-poetry.ru/others/belkov16.htm (дата обращения: 9.05.2020). Беляева Н. «Тихие лирики». Электронный ресурс. Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200902111 (дата обращения: 9.05.2020).ПавловскийА.И. Время и Родина в поэзии Николая Рубцова. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rubtsov-poetry.ru/critica/pavlovskiy.htm (дата обращения: 9.05.2020). Сипкина Н.Я. Тенденции и особенности отечественного литературного процесса «эпохи застоя» (вторая половина 1960-первая половина 1980-гг.): современное осмысление. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vestnik.sutr.ru/journals_n/1414235791.pdf (дата обращения: 9.05.2020). Сорокин С. Николай Рубцов – поэт России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rubtsov-poetry.ru/critica/sorokin.htm (дата обращения:9.05.2020).
Источники
1. Рубцов Н.М. Избранное. – М.: Художественная литература, 2011. –544 с.
2. Рубцов Н.М. Прощальная песня. Сборник стихотворений. – М.: Русская книга, 1997. – 304 с.
3. Рубцов Н.М. Стихотворения. – М.: Звонница-МГ, 2017. – 416 с.
4. Рубцов Н.М. Тихая моя родина. – М.: Эксмо, 2016. – 352 с.
Литературно-критические и научные издания
5. Белков В. Жизнь Рубцова. – Вологда: Андрогин, 1993. – 95 с.
6. Бондаренко В.Г. Последние поэты империи. Очерки лирических судеб. - М.: Молодая гвардия, 2005. – 667 с.
7. Выходцев П.С. Земля и люди: очерки о советской поэзии 40-70-х годов. - М.: Современник, 1984. - 360 с.
8. Галактионова С.А. Николай Михайлович Рубцов – поэт русского Севера// Начальная школа. – 2016. - №6. – С. 38-41.
9. ГарбовскаяН.Б. Ономастикон в поэзии Николая Рубцова (К 80-летию поэта) // Проблемы общей и региональной ономастики. Материалы Международной научной конференции. – Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2016. – С. 65-67.
10. Гаспаров М. Л. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики. – СПб.: Азбука, 2001. – 480 с.
11. Дом и душа. Образ России в русской поэзии XX в. – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – 432 с.
12. ЖульковаК.А. Николай Рубцов: малоизвестные страницы биографии. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 285 с.
13. КожиновВ.В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. – М.: Советская Россия, 1976. – 88 с.
14. КожиновВ.В. Статьи о современной литературе.- М.: Современник, 1982.-303 с.
15. Коняев Н. Николай Рубцов. – М.: Молодая гвардия, 2015. – 432 с.
16. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века: 1950–1990-е годы: в 2 т.: Т. 2 1968–1990. - М.: Академия, 2008. – 415 с.
17. ЛудуповаА.В. Архетипические образы поэзии Николая Рубцова // Инновации в науке и практике. Сборник статей. – Уфа: Вестник науки, 2019. – С. 224-232.
18. Москвина О.А. «Но ясно слышу я…» (гармония зримого и звучащего мира в поэзии Николая Рубцова) // Наука и школа. – 2014. - №6. – С. 161-168.
19. НаместниковаЕ.В. Элегизм в творчестве Николая Михайловича Рубцова // Филологическое образование и современный мир. – Чита, 2016. – С. 58-60.
20. Полетова М.А. Пусть душа останется чиста… Николай Рубцов. Малоизвестные факты биографии. – М.: Академия поэзии, 2005. – 187 с.
21. Редькин В.А. Русская поэзия второй половины XX века. – Тверь: Тверской государственный университет, 2006. – 280 с.
22. Русские писатели XX века. Биографический словарь. - М.: Симпозиум, 2000. – 808 с.
23. ТимашоваЛ.В. Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Николая Рубцова. Афтореф. дис… канд. филологических наук: 10.01.01 / Тимашова Лариса Владимировна. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – 20 с.
Словари, справочники, энциклопедии
24. Русская литература. Справочник / Н.А. Миронова, Ж.Н. Кританова, Б. Макарова и др. – М.: Экзамен, 2010. – 590 с.
25. Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: библиографический словарь / под ред. Н. Н. Скатова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - 733 с.
26. СтахорскийС.В. Русская литература. Энциклопедия. – М.: Дрофа, 2007. – 608 с.
Интернет-издания
27. Белков В. О Николае Рубцове. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rubtsov-poetry.ru/others/belkov16.htm (дата обращения: 9.05.2020).
28. Беляева Н. «Тихие лирики». Электронный ресурс. Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200902111 (дата обращения: 9.05.2020).
29. ПавловскийА.И. Время и Родина в поэзии Николая Рубцова. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rubtsov-poetry.ru/critica/pavlovskiy.htm (дата обращения: 9.05.2020).
30. Сипкина Н.Я. Тенденции и особенности отечественного литературного процесса «эпохи застоя» (вторая половина 1960-первая половина 1980-гг.): современное осмысление. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vestnik.sutr.ru/journals_n/1414235791.pdf (дата обращения: 9.05.2020).
31. Сорокин С. Николай Рубцов – поэт России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rubtsov-poetry.ru/critica/sorokin.htm (дата обращения:9.05.2020).
Вопрос-ответ:
Какие особенности тихой поэзии можно наблюдать в творчестве Николая Рубцова?
В творчестве Николая Рубцова можно заметить такие особенности тихой поэзии, как сдержанность, простота и стиснутость выражения, а также особая чувствительность и нежность в описании малых, не заметных на первый взгляд, деталей окружающего мира.
Какое мировосприятие присуще поэзии Николая Рубцова?
Мировосприятие, которое можно наблюдать в поэзии Николая Рубцова, является духовно-культурной парадигмой. Он видит в простых и обыденных вещах тихую красоту и глубину, открывая новые грани и смыслы в повседневных ситуациях.
Какие особенности связи звуковых и зрительных образов можно наблюдать в тихой лирике Николая Рубцова?
В тихой лирике Николая Рубцова можно заметить особенности взаимодействия звуковых и зрительных образов. Он создает гармоничное сочетание слов и звуков, позволяющее передать эмоциональную глубину и особую атмосферу текста. Это придает его поэзии уникальный тембр и мелодичность.
Какие архетипические образы встречаются в тихой поэзии Николая Рубцова?
В тихой поэзии Николая Рубцова можно встретить архетипические образы, такие как природа, дом, лес и река. Они символизируют гармонию, умиротворение и приводят к осознанию глубоких чувств и мыслей.
Какие особенности содержательной и художественной специфики лирики Николая Рубцова?
Содержательной и художественной спецификой лирики Николая Рубцова являются проникновенность, нежность и глубина выражения эмоций. Он использует простые, лаконичные слова, чтобы описать сложные, внутренние состояния и отношения, создавая уникальную атмосферу в своих произведениях.
Какие особенности имеет тихая поэзия Николая Рубцова?
Тихая поэзия Николая Рубцова характеризуется особым стилем и мироощущением, обладает глубиной содержания и художественной спецификой. Она отличается взаимодействием звуковых и зрительных образов, а также присутствием архетипических образов.
Какое мироощущение присутствует в поэзии Николая Рубцова?
В поэзии Николая Рубцова присутствует духовно-культурная парадигма, которая отражает его мироощущение. Он описывает жизнь и природу в своих стихах исходя из своих внутренних переживаний и рефлексий.
Как взаимодействуют звуковые и зрительные образы в тихой поэзии Николая Рубцова?
В тихой поэзии Николая Рубцова звуковые и зрительные образы взаимодействуют, создавая особую атмосферу и передавая эмоциональный заряд стихотворений. Звуковые образы придают стихам музыкальность и ритмичность, а зрительные образы создают живописные и красочные картинки.
Какие архетипические образы присутствуют в тихой поэзии Николая Рубцова?
В тихой поэзии Николая Рубцова можно найти архетипические образы, такие как река, дерево, небо, звезды и другие, которые отражают универсальные символы и мотивы. Они помогают создать особую атмосферу и передать глубину мыслей и чувств поэта.