Формирование связной монологической речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи 3 уровня на материале рассказ описания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 45 45 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 12.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Онтогенез развития связной речи у старших дошкольников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и ОНР 11
1.3. Характеристика нарушений связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 21
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста 21
2.2. Анализ результатов логопедического обследования старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕРИАЛА РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Фрагмент для ознакомления

д.).    Возрастной состав моей логопедической группы - дети пяти и шести лет (второй и третий годы обучения). При наличии нормального слуха и первично сохранного интеллекта у детей были выражены речевые недостатки:• бедность словарного запаса;        • недостаточное понимание значений слов;        • частое спутывание значений слов из-за их звукового и морфологического сходства, что приводило к неправильному их употреблению, аграмматизмам. В активном словаре детей преобладали существительные и глаголы, а слова, характеризующие качество, признак, состояние предметов и действий, дошкольники примут ли редко . В активном речи детей пере уважали простые предложения.   На первом году обучения (возраст - пять лет) дети работали над развитием разговорно-обиходного речи. В конце учебного года они усвоили развернутую фразовую речь. Словарный запас значительно обогатился на разговорную лексику, объем понимания языка стал близким к возрастной норме. Однако детям было сложно строить развернутый рассказ по картинке или серии сюжетных карты нок, определять основную мысль рассказа, логику и последовательность пересказа событий.Дети не могли перевести несложную сказку, коротенький рассказ. Почти недоступным для них был самостоятельный описание любимой игрушки или иного известного предмета по данному плану.Чтобы преодолеть трудности, необходимо было постепенно и систематически готовить детей к переходу от разговорной до описательно-повествовательной речи. Изучение этого стиля связной речи заключается в обогащении и уточнении словаря, совершенствовании грамматического строя речи и грамматического оформления.Приемы обучения фразовой речи:1. Составление полных предложений: сначала простых, а потом и сложных конструкций.      2. Упражнения в диалогической речи (использовании во время разговора развернутых и сложных фраз).      3. Упражнения в описательно-повествовательном речи.      Приемы составления предложений:1. Демонстрация действий. Один ребенок выполняет определенное действие, остальные наблюдают за ней, а потом рассказывают о проделанном действии. Постепенно задания осложняется  Детям необходимо запомнить совокупность действий, их последовательность и точно передать в речевом оформлении.      2. Ответы на вопросы: Что ты видишь? Кого ты видишь? Что ты взял?      3. Построение предложения по рисунку. Составление предложения с опорой на вопросы и без нее.      4. Составление предложения с опорой на сюжетную автомобиль плетню.      5. Подбирание рисункам пары и ответы на вопрос: «Кто что любит?»      6. Различные игры, побуждающие к распространению речи.      7. Дополнение предложения, ответы на вопросы:      • по рисункам ( Даша рисует (что?) ... (чем?) .В )     • без рисунков.     8. Установка пропущенных слов в предложении.      9. Составление предложения из деформированного текста аналогии с представленной образца.      Для упражнения детей в диалогической речи можно использовать следующие приемы:1) побудить во время разговора высказываться подробно, развернуто;     2) поставить уточняющий вопрос;     3) подать устный план до определенного объяснения.     Учиться составлять предложения и совершенствовать диалогическая речь дети могут индивидуальных и подгрупповых занятиях, иногда на передних занятиях. Во время занятия следует обращать внимание на неправильные ответы детей, чтобы они могли исправить ошибку. Необходимо тщательно подбирать лексический материал, доступный детям в составляющей м и грамматическом оформлении.Учить составлять предложения, а также давать упражнения в диалогической речи можно по необходимости. Это своеобразная подготовка к упражнениям в связной речи.Упражнения в описательно-повествовательной речи (в рассказывании) подбирают в зависимости от речевых возможностей детей, возрастных особенностей и программ дошкольного воспитания.Все упражнения для обучения детей описательно-повествовательной речи разделены по степени сложности на четыре группы:• рассказы детей по готовому образцу;     • по восприятию;     • из памяти;     • по воображению.     Первая группаПервая группа - рассказы детей по готовому образцу. Включая перевод литературных произведений.Это первый вид рассказов, с которого началось обучение детей. Умение пересказывать необходимо формировали с самого начала, чтобы закреплять его, добавляя новые требования. Требования к пересказу:• осознание, то есть полное понимание текста;      • полнота перевода произведения, то есть отсутствие пропусков, нарушающих сюжетную логику;     • удачная замена слов, повторяющихся синоним мамы, широкое использование словаря и оборотов авторского текста;     • правильный ритм, отсутствие длительных пауз;      • культура перевода: правильная, спокойная поза во время пересказывания, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, четкость произношения.     Все эти требования взаимосвязаны. Перед проведением пересказа можно организовать подготовительную работу на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.вторая группаВторая группа - рассказы детей по восприятию. Виды работ этой группы:• составление рассказа по сюжету рисунка      • рассказ об игрушке;      • дидактические игры на описание предмета;      • рассказ по индивидуальным рисунком;      • составление рассказа по серии сюжетных рисунков.     Эти рассказы основаны на различных типах восприятия: зрительных, слуховых, осязательных, поэтому дети их составляют сравнительно легко. Предложенный предмет определяет содержание будущего рассказа.третья группаТретья группа сложных рассказов - из памяти. Виды работ этой группы :• рассказ из собственного опыта;      • описание предмета из памяти;      • дидактические игры на описание из памяти.      Рассказ из памяти для ребенка более сложный, чем рассказ по восприятию . Память, как и восприятие, - процесс отражения действительности, но такой, которая была пережита ранее. Рассказ из памяти развивает произвольную память: воспроизведение, припоминание.С некоторых тем рассказы из памяти детям следует дать задание заранее: запомни, что увидел, поскольку рассказывать об этом.четвертая группаЧетвертая группа - рассказы по представлению. В нее входят такие виды работ:• рассказы-миниатюры;      • заключение рассказа, начало которой дал учитель-логопед;      • рассказа по предложенной теме и плану;      • рассказы-инсценировки.      ЗАКЛЮЧЕНИЕВ экспериментальной работе принимали участие воспитанники детского сада 6 лет. В исследовании участвовало 5 детей экспериментальной группы 6 лет. Для выявления уровня развития фразовой речи детей использовались тестовая методика диагностики устной речи В.П. Глухова. Для оценки выполнения заданий была применена балльно-уровневая система. В предложенной системе развития фразовой речи нами выделены четыре взаимосвязанных между собой разделы:1) формирование ориентированной системы изучения связной сообщения, то есть рассказ;     2) формирование начальных навыков фразовой речи, ознакомление с правилами смысловой и речевой организации фразовой речи;     3) закрепление правил смысловой и речевой организации фразовой речи;     4) переход к самостоятельному связной речи с опорой на правила содержательной и речевой организации текстового сообщения.     Обучение фразовой речи с помощь мощью практических методов - это формирование навыков рассказывать без «специального обращения к лингвистическим понятиям и терминологии », к знаниям о правилах построения цельного и связного монологического сообщения.Во время обучения дети постепенно приобретают навыки фразовой и последовательного перевода. У детей с общим недоразвитием речи постепенно формируется мышление, различные его свойства, умение слушать устные рассказы, понять их и пересказывать. У детей увеличивается запас речевых категорий (лексических и игра прагматических), что готовит их к школе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАртеменко О.Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Международный журнал экспериментального образования. // М.: Изд – во РАЕ - № 8, 2011. – 133 с.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей / О.Ф.Архипова. - М: АСТ: Астрель, 2008.- 254 с.Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии/ Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010, - 123. 4Архипова Е.Ф. Стертая форма у детей: учеб. Пособие для студентов вузов / Е.ФАрхипова. -М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / Александр Николаевич Гвоздев. - СПб.: „Детство-Пресс», 2007.-472 с.Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. — СПб., 2008.Жинкин Н. И. Механизмы речи [текст] / Николай Иванович Жинкин. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ.Герцена. - 2006. - № 14 - с 219-230.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизарьрии). - СПб., 2001.Макарова Н.В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №2 С.49-53.Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слов у детей с недоразвитием речи : автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. : спец. 13.00.03 „Коррекционная педагогика» / А. К. Маркова. - М., 1963. - 19 с.Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопросы психологии. - 1969. - №5.Мелехова Л.В. Дифферециациядислалий // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1987. - с.87.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. –365 с.Понятийно-терминологический словарь логопеда [текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – 400 сРібцун Ю. В. До питаннядиференційноїдіагностикидислалії та мінімальнихпроявівдизартрії / Ю. В. Рібцун // Науковийчасопис НПУ імені М. П. Драгоманова : зб. наук. пр. – № 21. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. – С. 226–230. Соботович Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Хрестоматия по логопедии [извлечения и тексты] : [учебн. пособие] / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – в 2 тт. Т. І. – С. 208–213.Акулова О.В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. – М., 2009. – 240 с.Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования /М.М. Алексеева,Б.И.Яшина, под общ.ред. В. И. Яшиной– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 30 с.Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. –Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - М. : Аст-рель, 2007.Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — Автореф. канд. дис. — М., 2007.Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004.Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология. — 2008.Дорошенко, О. Ю. Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале тестов цепной структуры / О. Ю. Дорошенко // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 9. – С. 42-44Иванова, Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Иванова // Психологическая наука и образование. – 2012. - №1.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике обучения речи детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Издат. Центр «Академия», 2009 г. – С. 358-369.Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2011. – 184 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 720 с.Сергеева О. А., Сергеева Г. К. Формирование связной речи у детей с ОНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 86-88. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/430/ (дата обращения: 15.04.2018).Сидорчук, Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. Методическое пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: Белый ветер, 2004. – 304 сТютюева И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46019.htm.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – М.: Перспектива, 2014.Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Педагогика, 2007. – 240 с.Филичева Т.Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 2000. – 80+122 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. – 384 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Таблица 1.Схема оценки уровня выполнения заданий. 1. Пересказ знакомого текста2. Рассказ по серии сюжетных картин4. Уровень выполнения задания в баллахПересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка.Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).4 балла (хороший)Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, не нарушающие смысла рассказа). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз.3 балла (удовлетворительный)Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.2 балла (недостаточный)Пересказ составлен по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия.Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, смысловые несоответствия.1 балл(низкий)Задание не выполненоЗадание не выполнено0 балловТаблица 2.Схема оценки уровня выполнения заданий.3. Рассказ по ранее виденному4. Рассказ-описаниеУровень выполнения задания в баллахРассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначения. Соблюдается логическая последовательность в описании признаков предметов, смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа. Используются различные средства словесной характеристики предмета.4 балла (хороший)Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм).Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные нарушения логической последовательности в описании признаков предметов, смысловая незавершенность одной-двух микротем, недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания.3 балла (удовлетворительный)Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки.Рассказ составлен по наводящим вопросам, недостаточно информативен – в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета. Отмечается: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета носит неупорядоченный характер. Выявляются лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.2 балла (недостаточный)В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает его существенных свойств, признаков. Не отмечается логической последовательности: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета носит неупорядоченный характер. Выявляются лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.1 балл(низкий)Задание не выполненоЗадание не выполнено0 балловПриложение 2.Таблица 3.Комплексное исследование уровня связной речи экспериментальной группы №1. Пересказ2. Рассказ по серии картин3. Рассказ по ранее виденному4. Рассказ-описаниеОбщее количество баллов122 2 2 82. 3 223 103. 212 2 84. 2 2 2 2 75. 21 0 1 4

1. Артеменко О.Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Международный журнал экспериментального образования. // М.: Изд – во РАЕ - № 8, 2011. – 133 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей / О.Ф.Архипова. - М: АСТ: Астрель, 2008.- 254 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии/ Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010, - 123. 4
4. Архипова Е.Ф. Стертая форма у детей: учеб. Пособие для студентов вузов / Е.ФАрхипова. -М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / Александр Николаевич Гвоздев. - СПб.: „Детство-Пресс», 2007.-472 с.
6. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. — СПб., 2008.
7. Жинкин Н. И. Механизмы речи [текст] / Николай Иванович Жинкин. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
8. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ.Герцена. - 2006. - № 14 - с 219-230.
9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизарьрии). - СПб., 2001.
10. Макарова Н.В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №2 С.49-53.
11. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слов у детей с недоразвитием речи : автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. : спец. 13.00.03 „Коррекционная педагогика» / А. К. Маркова. - М., 1963. - 19 с.
12. Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопросы психологии. - 1969. - №5.
13. Мелехова Л.В. Дифферециация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1987. - с.87.
14. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. –365 с.
15. Понятийно-терминологический словарь логопеда [текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – 400 с
16. Рібцун Ю. В. До питання диференційної діагностики дислалії та мінімальних проявів дизартрії / Ю. В. Рібцун // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова : зб. наук. пр. – № 21. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. – С. 226–230.
17. Соботович Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Хрестоматия по логопедии [извлечения и тексты] : [учебн. пособие] / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – в 2 тт. Т. І. – С. 208–213.
18. Акулова О.В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. – М., 2009. – 240 с.
19. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования /М.М. Алексеева,Б.И.Яшина, под общ.ред. В. И. Яшиной– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 30 с.
20. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. –Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
21. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - М. : Аст-рель, 2007.
22. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
23. Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.
24. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологи-ческой речи детей старшего дошкольного возраста с общим рече¬вым недоразвитием. — Автореф. канд. дис. — М., 2007.
25. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004.
26. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуника¬тивных умений и навыков у дошкольников в процессе логопе¬дической работы над связной речью// Дефектология. — 2008.
27. Дорошенко, О. Ю. Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале тестов цепной структуры / О. Ю. Дорошенко // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 9. – С. 42-44
28. Иванова, Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Иванова // Психологическая наука и образование. – 2012. - №1.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
30. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике обучения речи детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Издат. Центр «Академия», 2009 г. – С. 358-369.
31. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2011. – 184 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 720 с.
33. Сергеева О. А., Сергеева Г. К. Формирование связной речи у детей с ОНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 86-88. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/430/ (дата обращения: 15.04.2018).
34. Сидорчук, Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. Методическое пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: Белый ветер, 2004. – 304 с
35. Тютюева И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46019.htm.
36. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – М.: Перспектива, 2014.
38. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Педагогика, 2007. – 240 с.
39. Филичева Т.Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 2000. – 80+122 с.
40. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Какова цель исследования?

Целью исследования является изучение формирования связной монологической речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи 3 уровня.

Какие нарушения речи наблюдаются у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи?

У дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения связной речи, такие как затруднения в формировании монологической речи и общей недоразвитие речи на третьем уровне.

Как происходит онтогенез развития связной речи у старших дошкольников?

Онтогенез развития связной речи у старших дошкольников происходит через поэтапное формирование речевого действия, расширение словаря, усвоение грамматических конструкций и развитие коммуникативных навыков.

Какова психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи?

Дошкольники с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи характеризуются затруднениями в артикуляционном и интонационном контроле, ограниченным словарным запасом и недостатком коммуникативных навыков.

Каковы особенности нарушений связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Особенностями нарушений связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются затруднения в формировании монологической речи, ограниченностью словаря и нарушениями грамматических конструкций.

Как формируется связная монологическая речь у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи?

Формирование связной монологической речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи происходит путем специальных психолого-педагогических мероприятий. Детям предлагаются разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие речевых навыков и умений, а также на улучшение моторики речевого аппарата.

Какие особенности присущи дошкольникам с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи?

Дошкольники с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи имеют определенные особенности в области речевого развития. Они испытывают трудности в формировании связной монологической речи, проявляют нарушения в произношении звуков, имеют слабую моторику речевого аппарата.

Какие нарушения связной речи встречаются у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются различные нарушения связной речи. Они могут затрудняться в построении логической последовательности рассказа, иметь проблемы с использованием связных слов и выражений, испытывать трудности в выборе слов и грамматических структур. Кроме того, у них может быть слабая словарная подготовка и неправильное использование временных форм.