Методика использования мифов на уроках астрономии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Астрономические мифы древнего человечества 5
1.1. Ранние мифические представления о Вселенной 5
1.2. Мифы о Вселенной древних греков и римлян. 8
1.3. Миф как первый источник астрономических знаний 13
Список литературы 34



Фрагмент для ознакомления

Итак, мы рассмотрели названия астрономических объектов с точки зрения древнегреческой и древнеримской мифологии. Уникальность астрономической терминологии состоит в том, что эта лексическая подсистема основывается на древней мифологической картине мира [17]. Ведь любое название космического объекта не только специальное обозначение, но и один из ярких памятников в истории астрономии. Они дают представления о том, как в древности понимали небесные тела, о древних космогонических концепциях, о практическом использовании звездного неба для ориентации в пространстве и времени.
Таким образом, мы выявили роль древних мифов в зарождении астрономических знаний. Особенно это отразилось в номинации названия астрономических объектов, которые носят арабские названия и имена древнегреческих и древнеримских богов.















3. Мифы о происхождении человека
3.1. Как наши предки представляли появление человека? Рассмотрим разные сказания о происхождении человека.
Согласно шумерским и библейским представлениям, человек был создан из праха земного верховным богом-творцом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» [18].
Согласно мифам шумеров, после сотворения Земли племя богов и подвластных им бессмертных ануннаков все более умножалось. Боги и ануннаки заселили небо, Землю и подземный мир, но чем больше их становилось, тем меньше для них находилось пропитания. Тогда боги обратились к мудрому Энки с просьбой умножить количество еды и питья, чтобы он создал помощников трудолюбивой деве Ашан и ее брату Лахану, которые добывали пропитание богам. Они настойчиво молили Энки о помощи, но Энки не внимал их просьбе, пребывая в бездне Абзу. Тогда праматерь всего сущего Намму обратилась к Энки, и Энки ответил на призыв матери. Он вышел из бездны с богиней земных недр Нинмах, их сопровождала толпа добрых горшечников, которые несли с собой комья глины. Из этих комьев Энки сотворил человека, мужчину и женщину, которые во всем были подобны богам, кроме бессмертия. Они должны были служить помощниками Ашан и Лохару, и доставлять пропитания богам.
В славянских апокрифических сказаниях человек творится из природных стихий: море дает человека соленую кровь, огонь – тепло, камни превратились в кости, ветер в дыхание, солнце стало очами, а земля – телом.
В других вариантах бог творит человека из творога или мягкого теста, но этот материал оказался непригодным, и первого человека съела собака. Тогда богу пришлось выбрать другой, более прочный материал. Так, первый простой человек был создан из глины, а знатный человек – из пшеничного теста.
Согласно греческим мифам, в начале был Хаос, который, творя мир, породил Вечный Мрак - Эреба и Темную Ночь, Никту. Эреб и Никта породил вечный свет – Эфир, и светлый день – Гемеру. Могучая Гея породила небо – Уран, который распростерся над Землей. Из Земли поднялись могучие горы, и разлилось щемящее море.
И взял Уран в супруги Гею. От этого союза родились шестеро сыновей и дочерей – титанов, а также три великана–циклопа с одним глазом на лбу и три пятидесятиголовых и сторуких великанов – Гекантохейров.
Уран возненавидел своих детей и запретил выходить им из земных недр. Мать-Земля страдала от силы, заключенной в ее недрах, и уговорила титанов восстать против власти Урана. Но титаны боялись отца, и только младший Кронос согласился отнять у него власть. Но Кронос не был уверен в прочности своей власти, и повелел своей жене Рее приносить в жертву ему собственных людей, которых он безжалостно поедал. Тогда Рея укрыла свое последнее дитя на острове Крит в пещере, а вместо него дала Кроносу проглотить камень, так появился Зевс, который сверг власть своего отца Кроноса.
Так на смену титанам пришло царство Зевса, который стал главой олимпийского пантеона, и властителей небесных сил. Он дал людям закон и порядок, согласно которому они жили.
Анализ древнегреческих мифов о сотворении мира и человека отражает уникальную особенность древнегреческой мифологии – возникновение гармонического мира из хаотического неупорядоченного начала. Красота мифических образов воплощается не только в физических формах, но и в моральном начале. Так древнегреческая мифология единственная в мире соединяет этическое и эстетическое, представления о добром и прекрасном. Внутренняя красота открывается через внешнюю.
А вот как звучит доэллинский миф о сотворении человека. Эвринома, богиня всего сущего восстала из первородного Хаоса. Она отдела небо от моря, и начала свой одинокий танец над его волнами. Танцуя, она продвигалась все дальше к Югу, где встретила ветер, который показался ей пригодным для творения мира. Она поймала ветер, сжала его в своих ладонях, и перед ней предстал великий змей Офион.
Эвринома превратилась в голубку и снесла Мировое яйцо, вокруг которого Офион обернулся семь раз, и высиживал его, пока оно не расколось надвое. И него вышло все сущее: солнце, луна, планеты, земле и все, что на ней. После сотворения мира Евринома и Офин обосновались на горе Олимп. Офин объявил себя творцом мира, чем очень обидел Эвриному. За это она ударила его пяткой по голове, выбила ему все зубы и прогнала прочь в недра Земли. Богиня создала семь планет, поставив во главу каждой пару татина и титаниды. Из зубов Офина был сотворен первый человек – Пеласг, предок всех пеласгов [19].
Многие народы считали своими прародителями великанов. Так, в кавказских мифов прародителями человека были грозные нарты могущественные великаны, которых бог наказал за их гордыню, наслав на них всевозможные болезни.
Позднее эти образы проникли в русские былины, в которых могущественный богатырь Святогор побеждал великанов-чужаков.

3.2. Герметические представления о сотворении мира и человека.
Согласно герметической традиции, человек был рожден первым богом после сотворения космоса. Единственной целью сотворения человека было радостное созерцание бога собственного совершенства, воплощенном в совершенном образе себя самого и незапятнанного влиянием низшего мира [20].
Мотивы сотворения человека «по образу божьему» свидетельствуют о близости герметической картины мира к библейской версии. Этим герметизм отличается от классического гностицизма, согласно которому человек был сотворен до начала мира. Звеном, соединяющим гностические доктрины и герметизм, являются раввинистические представления о сотворении Адама небесного и Адама земного. В эту концепцию немалый вклад внесла зароастрийские представления.
В отличие от Библии, бог не творит человека, а андрогинически порождает его, т.е. человек являет собой эманацию бога. Он не производное существо, сотворенное из глины, а сама Жизнь и Свет. Это не символическое, но реальное подобие. Бог в человеке лицезреет и любит свой образ.
Другое важное отличие герметической картины мира от библейской заключается в следующем: творец-демиург находится внутри Космоса, хотя и в его наиболее высокой восьмой сфере, когда как Человек является внемировым существом, соразмерным физическому миру, его власти подчиняются не только земные создания, но и звезды.

3.3. Гностические представления о сотворении человека
Согласно офитам, одному из направлений гностицизма, человек был сотворен демиургом, низшим божеством, которого породила скорбь Софии-Ахамот после изгнания из Плеромы. Под Плеромой в данном случае подразумевается высший духовный мир, являющий собой полноту бытия. Желая познать неведомого бога, София достигла предела, и была вытеснена за пределы Плеромы. Там она породила демиурга – слепое божество, которое сотворило материальный мир. Из ила и глины демиург сотворил первого человека. Это было неуклюжее создание, лишенное проблесков разума. И София сжалилась над творением своего сына. Проникнув в материальный мир под видом змея, она заронила в человека духовную искру. Так возник человек духовный – пневматик, и творение возвысилось над своим творцом.
В данном мифе творение человека рассматривается как грандиозный духовно-космологический процесс. Человек не является просто частью материального мира, но, обладая божественной искрой, возвышается над ним.
София есть то, что воедино связывает воедино все компоненты бытия. В момент, когда София перестает быть душой мира, происходит распад всех связей между явлениями, что приводит к утрате полноты бытия. От эгоизма гибнут люди, от распада природных связей – животные и растения. Мир вновь обращается в Хаос.
Таким образом, в гностическом мифе человек есть результат великой космической катастрофы, которая низвергла его в материальный мир и отдала под власть судьбы, которой управляют заезды. Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы избавиться от власти звезд и выйти за пределы планетных сфер на просторы Млечного Пути. Сам по себе человек не является частью материального мира, но представляет собой некую сверхреальность – Плерому, куда он и призван вернуться.
Итак, если сравнить мифы большинства народов о происхождении человека, то можно заметить, что все они повторяют мотивы сотворения Земли. Человек творится из глины или из материальных стихий, как это мы видим в древнеславянских апокрифах. Стоит отметить, что практически во всех мифах человек является служебным существом, сотворенным в качестве помощников богов или бога.
В этом плане особняком стоят герметические и гностические мифы о происхождении человека. В них человек рассматривается как внекосмическое явление, способное управлять не только земным миром, но и звездными мирами.







Заключение
Много тысяч лет назад наблюдателями было замечено, что Солнце, Луна и планеты из года в год видны в одних и тех же созвездиях. При этом Солнце перемещается в направлении, противоположном суточному вращению небесного свода на 30 градусов, и совершает полный оборот на небе за 12 месяцев. Каждому месяцу было сопоставлено в соответствие определенное созвездие, а все они вместе составили Зодиакальный Пояс
Конкретные яркие образы играют важную роль в процессе преподавания астрономии, поскольку способствуют лучшему усвоению астрономических знаний. Астрономические мифы – не только красивые легенды, но и прекрасный способ запоминать очертания отдельных созвездий и их главных звезд через поэтические истории. Уже несколько тысячелетий эти легенды и мифы передаются из поколения в поколение, заставляя нас каждый раз с восторгом вглядываться в звездное небо, находя очертания знакомых созвездий. В мифах воплотилась извечная тяга человечества к подвигам, к волшебству, к познанию мира… Стоит отметить сходность многих легенд и мифов у разных народов. Мифы разных созвездий перекликаются между собой. Номинацию созвездий Северного полушария осуществляли греки, но названия большинству звезд дали средневековые арабские астрономы. Южное небо было поделено на созвездия в эпоху великих географических открытий современниками Магеллана: Часы, Компас, Насос, Циркуль, Телескоп, Микроскоп – такие названия дали созвездиям европейские ученые – участники далеких путешествий в тропические страны. Боги, титаны, животные, даже неживые объекты – все они вместе составляют своеобразную поэзию звездного неба.
Анализ астрономических мифов древних народов позволяет выявить в них множество сходных черт. Рождение элементов из первоначального Хаоса: возникновение суши из бесконечного и безвременного океана; плоская Земля, находящаяся в центре мира; твердое куполообразное небо, по которому движутся небесные светила; образ космической горы или мирового древа как оси мира, а также представление о многослойности мироздания.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что значительная часть астрономии базируется на древних легендах и мифах. Номинации планет, звезд, галактик содержит имена героев греко-римской мифологии. При этом стоит отметить, что имена реальных людей в названии астрономических объектов используются гораздо реже.


































Список литературы
1. Колесниченко Ю.В. Проблема мифа и личности в работе А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» // Философия и общество. – 2013. - № 3 (71). – С. 1-3.
2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – СПб.: Азбука СПб. – 2014. – 320 с.
3. Счастливцева Е. Очерки развития феноменологической мысли в России / Е. Счастливцева. – М. - 2012. – С. 412–413.
4. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре. – Режим доступа: http://opentextnn.ru/old/man/index.html@id=1678 (дата обращение 19.05.2020). - С. 161–162.
5. Климков О.С. Исследование мифа в раннем психоанализе: Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича / О.С. Климков. - Серия «Мыслители», Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. - Выпуск 8. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество. - 2001. – С. 1-2.
6. Бутолина О.А. Место К. Юнга в философской рефлексии мифа // Вестник Томского государственного университета. – Культурология и искусствоведения. – 2014. - № 1 (13). – С. 10-12.
7. Гефнер О.В., Тыщенко Д.В. Представления о Земле в мифологии древних народов // Электронынй научно-методический журнал Томского ГАУ. – 2019. - № 1 (16). – 4 с.
8. Тураев Б.А. История Древнего Востока / Б.А. Тураев. – Т.1. – Ленинград: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ. – 1935. – Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st011.shtml (дата обращения 29.04.2020).
9. Матье М.А. Мифы Древнего Египта / М.А. Матье. – Т.1. – Ленинград: Государственный Эрмитаж. – 1940. – Режим доступа: http://royallib.com/read/mate_militsa/mifi_drevnego_egipta.html#10049 (дата обращения 29.04.2020).
10. Войцеховский А.И. Тайны подземного мира / А.И. Войцеховский. – М.: Вече. – 2007. – 416 с.
11. Сидихменов В.Я. Китай – страницы прошлого / В.Я. Сидихменов. – М.: Наука. – 1974. – 278 с.
12. Евсюков В.В. Мифы о вселенной / В.В. Евсюков. – Новосибирск: Наука. – 1988. – 176 с.
13. Валов А.В. Представление древних славян об устройстве мира: образ Мирового Древа // Сумма философии. – 2006. – Вып. 5. – С. 35.
14. Поляков Е.Н. Развитие представлений о форме и размерах Вселенной в античной философии // Вестник ТГАСУ. – 2010. - № 3. – С. 70-78.
15. Платон. Диалоги / Платон. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 1998. – 512 с.
16. Легенды и мифы звездного неба. - Режим доступа: http://terepec48.ru/astronom.htm (дата обращения 19.05.2020).
17. Сабанчиева А.К., Аликаева Р.С. Мифологические истоки терминологической номинации в сфере астрономии // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2016. – Т. 2. - № 4. – 10 с.
18. Библия. Книга Бытия / М.: Российской Библейское Общество. – 2017. – 1233 с.
19. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс. – СПб.: Азбука СПб. – 2016. – 832 с.
20. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. – М.: «Новый Акрополь». – 2012. – С. 431.



































7

Список литературы
1. Колесниченко Ю.В. Проблема мифа и личности в работе А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» // Философия и общество. – 2013. - № 3 (71). – С. 1-3.
2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – СПб.: Азбука СПб. – 2014. – 320 с.
3. Счастливцева Е. Очерки развития феноменологической мысли в России / Е. Счастливцева. – М. - 2012. – С. 412–413.
4. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре. – Режим доступа: http://opentextnn.ru/old/man/index.html@id=1678 (дата обращение 19.05.2020). - С. 161–162.
5. Климков О.С. Исследование мифа в раннем психоанализе: Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича / О.С. Климков. - Серия «Мыслители», Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. - Выпуск 8. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество. - 2001. – С. 1-2.
6. Бутолина О.А. Место К. Юнга в философской рефлексии мифа // Вестник Томского государственного университета. – Культурология и искусствоведения. – 2014. - № 1 (13). – С. 10-12.
7. Гефнер О.В., Тыщенко Д.В. Представления о Земле в мифологии древних народов // Электронынй научно-методический журнал Томского ГАУ. – 2019. - № 1 (16). – 4 с.
8. Тураев Б.А. История Древнего Востока / Б.А. Тураев. – Т.1. – Ленинград: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ. – 1935. – Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st011.shtml (дата обращения 29.04.2020).
9. Матье М.А. Мифы Древнего Египта / М.А. Матье. – Т.1. – Ленинград: Государственный Эрмитаж. – 1940. – Режим доступа: http://royallib.com/read/mate_militsa/mifi_drevnego_egipta.html#10049 (дата обращения 29.04.2020).
10. Войцеховский А.И. Тайны подземного мира / А.И. Войцеховский. – М.: Вече. – 2007. – 416 с.
11. Сидихменов В.Я. Китай – страницы прошлого / В.Я. Сидихменов. – М.: Наука. – 1974. – 278 с.
12. Евсюков В.В. Мифы о вселенной / В.В. Евсюков. – Новосибирск: Наука. – 1988. – 176 с.
13. Валов А.В. Представление древних славян об устройстве мира: образ Мирового Древа // Сумма философии. – 2006. – Вып. 5. – С. 35.
14. Поляков Е.Н. Развитие представлений о форме и размерах Вселенной в античной философии // Вестник ТГАСУ. – 2010. - № 3. – С. 70-78.
15. Платон. Диалоги / Платон. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 1998. – 512 с.
16. Легенды и мифы звездного неба. - Режим доступа: http://terepec48.ru/astronom.htm (дата обращения 19.05.2020).
17. Сабанчиева А.К., Аликаева Р.С. Мифологические истоки терминологической номинации в сфере астрономии // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2016. – Т. 2. - № 4. – 10 с.
18. Библия. Книга Бытия / М.: Российской Библейское Общество. – 2017. – 1233 с.
19. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс. – СПб.: Азбука СПб. – 2016. – 832 с.
20. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. – М.: «Новый Акрополь». – 2012. – С. 431.

Вопрос-ответ:

Какие астрономические мифы были у древнего человечества?

Древнее человечество имело различные представления о Вселенной, такие как мифы о солнце, луне, звездах и планетах.

Какие мифы о Вселенной были у древних греков и римлян?

Древние греки и римляне также имели свои версии мифов о происхождении и устройстве Вселенной, такие как миф о боге-создателе всего сущего или миф о потустороннем мире. Они также отождествляли астрономические объекты со своими богами и героями.

Как мифы влияли на астрономические знания?

Мифы служили первоначальным источником астрономических знаний. Изучение мифов позволило древним астрономам придумывать объяснения явлений на небе и создавать собственные теории о движении планет и звезд. Это был первый шаг к научному пониманию астрономических явлений.

В чем уникальность астрономической терминологии?

Уникальность астрономической терминологии состоит в том, что она базируется на древнегреческой и древнеримской мифологии. Названия астрономических объектов переняты из мифов и отображают связь между небесными телами и богами, героями или другими мифологическими существами.

Какие представления о Вселенной были у древнего человечества?

Ранние представления о Вселенной были основаны на наблюдениях небесных тел и мифологических предположениях. Древние люди считали, что небеса это купол, на котором находятся небесные тела, такие как солнце, луна и звезды.

Какая методика использования мифов предлагается на уроках астрономии?

Методика предлагает использовать астрономические мифы древнего человечества для более интересного и запоминающегося изучения астрономии.

Какие мифические представления о Вселенной были у древних людей?

У древних людей были различные мифические представления о Вселенной, включая восприятие Земли как плоской площадки, носящей на себе небесные своды и сферы.

Какие мифы о Вселенной были популярны у древних греков и римлян?

Древние греки и римляне верили в мифы о богах, управляющих небесными телами, например, Зевса и Юпитера. Также они считали, что Земля находится в центре Вселенной, а солнце, луна и планеты движутся вокруг нее.

В чем заключается уникальность астрономической терминологии, основанной на мифах?

Уникальность астрономической терминологии состоит в том, что она позволяет связать научные понятия и явления с мифологическими представлениями и создать более привлекательную и запоминающуюся систему обучения астрономии.