Смысл жизни

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная философия
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Идея смерти Бога в философии Ф. Ницше и ее интерпретация философами ХХ века 5
1.1 Анализ воззрений Ф. Ницше на тему смерти Бога 5
1.2 Ницшеанская идея смерти Бога в дискурсе немецкой философии 1930-1940 гг 8
1.3 Ф. Ницше и французская философия второй половины ХХ века 14
Глава 2. Социокультурный аспект влияния идеи Ф. Ницше о смысле жизни «без Бога» на современного человека 16
2.1 Актуальность религиозных аспектов философии Ф. Ницше 16
2.2 Изменения смысла жизни в индивидуальной интерпретации современного человека 20
Заключение 24
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Недаром слова «верю, ибо это абсурд» очень четко отражали уже в Средние века сознание христианина. Возможно, именно это имел в виду Ницше, говоря, что христианство-это религия слабых людей, которые перекладывают всю ответственность за свои поступки на плечи Христа, не понимая, что Бог мертв, и пора принимать решения для себя.Но Ф. Ницше - философ, а философия изначально появляется как дискуссия, рассуждение, сомнение в правильности авторитетного мнения. Философия возможна как диалог с традицией, ее переосмысление. И Ф. Ницше совершает этот переворот, показывая всем своим творчеством, что философия развивается, меняется, может и не радикально (ведь он выступал за идею вечного возвращения), а вместе с ней меняемся и мы, люди. И человек будущего должен стать самостоятельным, свободным от религиозных предрассудков, христианской морали, сильным. Хотя у «свободных умов» есть и свой минус - они одиноки, ведь толпа мыслит традиционно.2.2 Изменения смысла жизни в индивидуальной интерпретации современного человекаВажным аспектом философской антропологии является мышление о смысле человеческой жизни. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о человеческой смертности. Существуют различные толкования смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл человеческой жизни, как путь к Богу. Смысл жизни-служить Богу, а путь земного совершенства-путь вечной жизни в потустороннем мире. Земная жизнь, с этой точки зрения, это испытание для вечной жизни. Цель жизни человека-спасти свою душу.Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнью в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного отношения к нему. В философии сформировались следующие понятия, обосновывающие смысл жизни:Смысл жизни заключен в самой жизни, ее вечном движении как становлении самого человека. Смысл жизни — это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысле жизни — это вопрос о смысле смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит, его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной.Каждая эпоха, каждая нация или индивид имеют свои ценности. Люди со временем изменили свои представления о красоте, счастье и т. д. Это, казалось бы, говорит о том, что ценность-это нечто преходящее, временное, относительное. Однако это не совсем так. Во-первых, верно, что ценности относительны и меняются в зависимости от изменений потребностей и интересов людей, формы господствующих отношений в обществе, уровня цивилизации и других факторов. Но в то же время значения стабильны, так как существуют довольно долго (иногда очень долго). Кроме того, существуют ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества, которые, следовательно, имеют абсолютную ценность.Во-вторых, ценность-это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективные свойства объекта или процесса, которые важны для человека, но не зависят от него, объективны. Эти свойства зависят от самого объекта или процесса. Субъективность ценности заключается в том, что она существует только как процесс или результат оценки, то есть субъективное человеческое действие. Для ценности не сам объект, а смысл объекта для человека. Вне человека ценность не имеет смысла, и в этом отношении она субъективнаТаким образом, ценность сочетает в себе изменчивость и стабильность, объективность и субъективность, абсолют и относительность. Он не существует вне оценки, отношения оценки. Оценка обычно понимается как суждение о значении объекта или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения. Оценочное отношение возникает не к какому-либо объекту или явлению, а только к тому, которое имеет индивидуальное или социальное значение. В процессе отношений формируется оценка как суждение о значении этого явления для человека и человечества.Человеческая потребность размышлять, находить смысл своего существования-важнейшая составляющая человеческого существования. В жизни каждого человека бывают периоды переосмысления сущности жизни вообще и своей в частности. Достигнув более высокого уровня развития потребностей, человек формирует свой собственный мир, который определяется пониманием общечеловеческих ценностей.Вопрос о смысле жизни - один из «вечных», неразрешимых вопросов, мучивших народы мира на протяжении нескольких десятков веков. Человеческий разум не принимает смерти и не признает разумности ее разрушения. Смерть больше всего на свете заставляла человека искать решение проблемы цели и смысла жизни. Для человека, утратившего истину о непрерывности жизни, смерть действительно должна казаться страшной бессмыслицей, и, ища смысл жизни, хочется избежать ничтожности смерти. Во имя чего стоит жить, во имя какой высшей цели дается жизнь человеку, чтобы он мог признать разумность этой цели и ее приемлемость для всех?Идеалы земной жизни, даже самые высокие из них, никогда не могут создать для человека полного счастья. Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствии, радости, счастье. Но удовольствие - это только результат наших усилий, а не его цель. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, это привело бы к полной девальвации нравственных действий, так как действия двух людей, один из которых тратил деньги на чревоугодие, а другой-на благотворительность, были бы равноценны, так как они ничего не стоили. Что же касается радости как смысла жизни, то сама радость должна иметь смысл. Радость-результат достигнутой цели.Смысл жизни - самая гибкая характеристика материальных и духовных потребностей. В конечном счете сама система потребностей определяется смыслом жизни: если это умножение личного богатства, то, конечно, это приводит к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, духовное развитие, ставшее целью жизни, доминирует в структуре соответствующих духовных потребностей индивида.Современное общество, конечно, не навязывает смысл жизни своим членам, это индивидуальный выбор каждого человека. В то же время современное общество предлагает привлекательную цель, которая может наполнить жизнь человека смыслом и придать им силы. Смысл современной жизни-самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти своих родителей, и развитие этого мира в целом. Цель- превратить человека из «винтика», объекта приложения внешних сил, в творца, строителя мира. Любой человек, интегрированный в современное общество, является творцом будущего, участником развития нашего мира в будущем, создания новой вселенной. И независимо от того, где и кем мы работаем - продвигаем экономику в частном бизнесе или учим детей в школе, - наша работа и вклад необходимы для развития. Осознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет вас делать свою работу хорошо и добросовестно - на благо себя, других и общества. Это позволяет осознать свой собственный смысл и общую цель, которую поставили перед собой современные люди, почувствовать себя причастными к высшим достижениям человечества. А чувствовать себя носителем прогрессивного будущего уже важно.ЗаключениеВ философии Ницше идея «смерти Бога» вводится как явление культуры и рассматривается, прежде всего, в ее культурном значении - как очаг культурных преобразований в Европе, как метафора, выражающая сущность и характер развития европейской культуры.Каждый этап культурной эволюции человечества можно объяснить на основе рефлексивного отношения (на данном этапе) культурного вектора - объекта действия - к идее «смерти Бога». Каждый этап культуры характеризуется собственным восприятием этой идеи и характером ее последствий-то есть тем, как она проецируется на практике. Так Ницше раскрывает философское и культурное содержание идеи «смерти Бога». В результате можно выделить следующие существенные аспекты этой идеи:«Смерть Бога» как естественный результат развития европейской культуры, что в теоретическом и методологическом плане означает отказ от идеи существования трансцендентной реальности, по отношению к которой видимое существование могло бы иметь смысл или определяться.«Смерть Бога» как идея, выражающая несостоятельность установок развитой европейской культуры активистской парадигмы (в основе которой лежит тезис о способности человека трансформировать реальность в соответствии с изначально определенным проектом) и, следовательно, предполагающая преднамеренное разрушение попыток создать позитивную парадигму культуры по рациональным соображениям.Философия Ницше и, в частности, его эстетика - определила поле, на котором в течение прошлого века разворачивались художественные битвы. В то же время эта эстетика Ницше считалась весьма ограниченной, и только такое достижение, как объяснение понятий Дионисия и Аполлония получило больше внимания, в отличии от остальных эстетических представленийНицше, хотя можно утверждать, что многие другие положения эстетики Ницше были гораздо более заметными в контексте эстетической теории и художественной практики.Идея смысла жизни «без Бога» как методологическая основа преобразования культуры, заключающаяся в отказе от моделей, основанных на предположении о том, что возможна и достаточна Единая, статическая основа парадигмы культуры.Список литературыАнтисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. / пер. С. Мальцева. СПб.: Пневма, 2005. Т. 4. 880 с.Бриггс Э., Клэвин П. Европа Нового и Новейшего времени: с 1879 года и до наших дней. М.: Весь мир, 2006. 586 с.Великовский С. И. В поисках утраченного смысла: очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Художественная литература, 1979. 295 с.Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Рига: Спридитис, 1990. 275 с.Дэвис Н. История Европы. М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. 943 с.Зотов А. Ф. Современная западная философия: учеб.пособие. М.: Проспект, 2010. 608 с.Подорога, В. А. Мир без сознания : Проблема телесности в философии Ницше / В. А. Подорога // Проблема сознания в современной западной философии. - М. : Наука, 1989. - С. 23.Краус В. Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории. Следы рая. Об идеалах. Эссе. М.: Радуга, 1994. 256 с.Мак-Нил У. Восхождение Запада. Киев: Ника-Центр, 2013. 1058 с.Ницше Ф. Воля к власти. М.: Культурная Революция, 2005. 880 с.Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 831 с.; Т. 2. 830 с.Ницше, Ф. Антихрист / Ф. Ницше // Соч. в 2 т. Т. 2. - М. :Рипол Классик, 1998. -3С. 681.Орбел Н. ECCE LIBER. Опыт ницшеанской апологии // Ницше Ф. Воля к власти. М.: Культурная Революция, 2005. С. 571-728.Травин Д. Европейская модернизация: в 2-х кн. М. - СПб.: АСТ; Terra Fantastica, 2004. 665 с.Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопр. филос. -1990. - № 7. - С. 170-171.Ясперс, К. Ницше. Введение в понимание его философствования / К. Ясперс. -СПб. : Владимир Даль, 2004. - С. 196.

1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. / пер. С. Мальцева. СПб.: Пневма, 2005. Т. 4. 880 с.
2. Бриггс Э., Клэвин П. Европа Нового и Новейшего времени: с 1879 года и до наших дней. М.: Весь мир, 2006. 586 с.
3. Великовский С. И. В поисках утраченного смысла: очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Художественная литература, 1979. 295 с.
4. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Рига: Спридитис, 1990. 275 с.
5. Дэвис Н. История Европы. М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. 943 с.
6. Зотов А. Ф. Современная западная философия: учеб.пособие. М.: Проспект, 2010. 608 с.
7. Подорога, В. А. Мир без сознания : Проблема телесности в философии Ницше / В. А. Подорога // Проблема сознания в современной западной философии. - М. : Наука, 1989. - С. 23.
8. Краус В. Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории. Следы рая. Об идеалах. Эссе. М.: Радуга, 1994. 256 с.
9. Мак-Нил У. Восхождение Запада. Киев: Ника-Центр, 2013. 1058 с.
10. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Культурная Революция, 2005. 880 с.
11. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 831 с.; Т. 2. 830 с.
12. Ницше, Ф. Антихрист / Ф. Ницше // Соч. в 2 т. Т. 2. - М. :Рипол Классик, 1998. -3С. 681.
13. Орбел Н. ECCE LIBER. Опыт ницшеанской апологии // Ницше Ф. Воля к власти. М.: Культурная Революция, 2005. С. 571-728.
14. Травин Д. Европейская модернизация: в 2-х кн. М. - СПб.: АСТ; Terra Fantastica, 2004. 665 с.
15. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопр. филос. -1990. - № 7. - С. 170-171.
16. Ясперс, К. Ницше. Введение в понимание его философствования / К. Ясперс. -СПб. : Владимир Даль, 2004. - С. 196.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет идея смерти Бога в философии Фридриха Ницше?

Идея смерти Бога в философии Фридриха Ницше является одной из центральных. Он утверждает, что современная западная цивилизация отвергает Бога, и это неизбежно приводит к кризису ценностей и смысла жизни. Ницше полагал, что без Бога люди должны сами создавать смысл своей жизни и принимать на себя ответственность за свои поступки.

Как интерпретировали идею смерти Бога философы ХХ века?

Философы ХХ века различным образом интерпретировали идею смерти Бога. Некоторые считали это освобождающим от религиозных ограничений и позволяющим человеку стать самим собой. Другие видели в этой идее причину морального и духовного кризиса, который требует поиска новых ценностей и смысла жизни. Еще другие философы рассматривали смерть Бога как конечный итог исторического развития религии и призывали принять это как факт и продолжить строить мир на основе гуманистических принципов.

Какие изменения смысла жизни произошли в результате идеи о смысле жизни без Бога?

Идея о смысле жизни без Бога привела к изменению мировоззрения и ценностных ориентаций современного человека. Он стал полагать, что смысл жизни не задан заранее, а должен быть создан самим человеком. В результате, появилась большая свобода выбора и ответственность за свои поступки. Однако, также возникли проблемы и кризисы, связанные с потерей религиозных ориентиров и неопределенностью смысла жизни.

Какова актуальность религиозных аспектов философии Фридриха Ницше в наше время?

Религиозные аспекты философии Фридриха Ницше остаются актуальными в наше время. Современный человек все еще сталкивается с вопросами смысла жизни, морали и ценностей, и идеи Ницше могут помочь в поиске ответов на эти вопросы. Он призывает к самоотверженному творчеству, принятию ответственности за свои поступки и созданию собственного смысла жизни в современном мире.

Какая идея смерти Бога была у Фридриха Ницше?

Фридрих Ницше выразил идею смерти Бога, утверждая, что современное общество отказывается от веры в Бога и религию, что приводит к утрате абсолютных ценностей и смысла жизни.

Как интерпретировали идею смерти Бога философы ХХ века?

Философы ХХ века интерпретировали идею смерти Бога Фридриха Ницше по-разному. Некоторые видели в этой идее возможность освобождения человека от давления религиозных норм и установок, в то время как другие считали ее опасной и предвещающей кризис смысла и ценностей.

Какую связь имеют французская философия ХХ века и Фридрих Ницше?

Французская философия второй половины ХХ века была сильно повлияна идеей смерти Бога Фридриха Ницше. Он стал важным источником вдохновения для многих французских философов и дал начало новым обсуждениям о смысле и ценности религии.

Какие аспекты идеи Фридриха Ницше о смысле жизни без Бога актуальны в современном мире?

В современном обществе все чаще обсуждается актуальность идеи Фридриха Ницше о смысле жизни без Бога. Время от времени люди задаются вопросами о ценностях и смысле, осознавая, что религия уже не может дать им всеобъемлющие ответы.

Как изменился смысл жизни человека после отказа от веры в Бога?

Отказ от веры в Бога привел к изменению смысла жизни для многих людей. Они начали искать смысл и ценности внутри себя, в своих отношениях с другими людьми или в природе. Отказ от религии открыл новые горизонты для самопознания и самореализации.

Какую идею Фридрих Ницше развивает в своей философии?

Фридрих Ницше развивает идею смерти Бога, которая полностью отрицает религиозные представления о высшей силе и отмечает окончательную утрату веры в Бога среди людей.

Как философы ХХ века интерпретируют идею смерти Бога Фридриха Ницше?

Философы ХХ века интерпретируют идею смерти Бога Фридриха Ницше различными способами. Одни видят в этом освобождение человека от религиозных уз, другие считают, что это приводит к необходимости создания новых систем ценностей и новых оснований для морали и жизни.

Какая актуальность религиозных аспектов философии Фридриха Ницше в современном мире?

Актуальность религиозных аспектов философии Фридриха Ницше в современном мире заключается в том, что они вызывают обсуждение и рассматриваются как возможный ответ на вопросы о смысле жизни, морали и ценностях. Они также помогают задуматься о роли религии в нашей жизни и возможности существования смысла без Бога.