Отношение общества к инвалидам в процессе исторического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 32 32 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 09.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ИНВАЛИДАМ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………….......................6
1.1. ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ИНВАЛИДАМ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА И В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ…………………………………………………………………………….6
1.2. ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ИНВАЛИДАМ В СРЕДНИЕ ВРЕМЕНА И НОВОЕ ВРЕМЯ……………………………………………………………………………...…….……10
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ……………………………………………………………………...…13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ИНВАЛИДАМ…………………………………………………………………………………14
2.1. ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ…………………………………………………………………………..14
2.2. СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………………………21
ВЫВОДЫ К 2 ГЛАВЕ……………………………………………………………………..….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..29
Фрагмент для ознакомления

М., 2000. С. 87–120.[13] Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч В 2 х. [Текст] / Н.Н. Малофеев. . М.: Печатный двор. 1996. 182 с.Советская специальная школа развивалась в значительно иной системе политических, правовых, нравственных, религиозных (антирелигиозных), эстетических, немного философских взглядов и идей.В советском государстве, например, официально запрещалась частная благотворительность, филантропия и любая другая негосударственная забота о детях-инвалидах. Экономические и идеологические факторы в России того периода гораздо сильнее повлияли на изоляцию системы специального образования от других социальных институтов, чем в странах западной Европы. Продуктом этого стал «особый тип системы специального образования как системы изоляции ребенка в особом социуме, вследствие чего ведущим типом учреждения в ней становится детский дом и школа-интернат». Ребенок, попадая в подобное учреждение, оказывался оторванным как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников и, соответственно, оказывался замкнутым в особом социуме, внутри которого осуществляется особое образование. В Западной Европе становление системы осуществлялось при определенном взаимодействии государства, общества и заинтересованных групп населения, в том числе при поддержке Церкви.[7]Советская система складывалась при недостатке закона о специальном образовании и гарантированного права каждого дефективного ребенка на его получение, вне связи с общественными движениями, запрещении филантропической деятельности и только при финансовой поддержке государства. В конце 90-х гг. в России специальные школы, тем более школы-интернаты, начинают признаваться отдельными членами общества как учреждения сегрегационные, а изолированная от массовой система специального образования — противоречащей антидискриминационнойполитике правительства.[7] Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века. М., 1995.Некоторые авторы называют помещение в нее ребенка не иначе как «наклеивание ярлыка» и ограничение его прав. Тем временем происходят серьёзные изменения в отношении государства и общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: разрешена частная благотворительность, участие церкви в опеке детей-инвалидов; расширены права родителей (им предоставлено право выбора образовательного учреждения); предоставлена свобода выбора форм и методов обучения. Однако необходимо отметить, что, хотя Россия и признает интеграцию особых детей в обычные детские коллективы наиболее перспективным путем развития системы специального образования, в мгновенно отказаться от собственного пути и слепо позаимствовать чужой опыт она не может потому, что в России существуют принципиально другие социально-культурные договоренности реализации интеграции. Некоторые отечественные исследователи, несмотря на распространяющиеся идеи интегративного подхода к обучению, высказывают сомнения в возможности и целесообразности интеграции всех или подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо этого, исследователи отмечают, что время, как официальные лица голосуют за интеграцию инвалидов, те, кто вчера принадлежал к бесправному меньшинству и за кого решение принимали общество и государство, непоколебимо отстаивают свое право на самоопределение. [5]Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества.Поэтому необходимо усовершенствовать процесс социально-бытовой адаптации к условиям жизни в социуме и в быту.[5] Думбаев А.Е. Инвалид, общество и право / А. Е. Думбаев, Т. В. Попова. — Алматы : Верена, 2006. — 180 сОдним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни, поэтому нужно помочь им улучшить свое самовосприятие и материальное положение.Не существует единственно верного варианта, которого следует придерживаться, в том числе и родителям детей с ограниченными возможностями. Даже инклюзивное образование не всегда и не для всех «особых» детей является лучшим решением. Примером могут служить дети, которым был поставлен диагноз «ранний детский аутизм» и дети с расстройствами аутистического спектра. Такие дети редко могут вписаться в условия не только общеобразовательных школ, но даже и специальных образовательных учреждений. Из этого мы можем сделать вывод, что для них необходимо искать другие варианты взаимодействия с социумом. На сегодняшний день в России развивается множество сетей общественных организаций, которые призваны помочь решить проблемы различного характера, появляющиеся в семьях, в которых есть дети с синдромом Дауна, дети-аутисты, дети с другими проблемами в развитии и адаптации, в первую очередь — проблему их реабилитации. Как отмечают многие специалисты, для корректного решения определенных проблем на некоторых этапах нельзя обойтись без государственного вмешательства. Не смотря на традиции взаимодействия государственных и общественных организаций в России еще не сложилась система взаимодействия, во многом из-за того, что и первые и вторые находятся в ситуации дефицита информации. Поэтому для решения проблемы реабилитации детей с нарушениями важную роль будет играть помощь их родителям, поскольку очень часто после постановки такого диагноза ребенку родители пребывают в растерянности, борются с чувством собственной вины за поставленный ребенку диагноз. При этом ценнейшее время, которое можно было бы потратить на реальную помощь ребенку в качестве «посредника» между ним и внешним миром, уходит. Решение проблемы информированности, причем не только родителей детей с различными нарушениями в развитии, но и общества в целом, будет играть ключевую роль в изменении отношения к ним со стороны так называемого «нормального» общества. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕТаким образом, проанализировав эволюцию отношения различных эпох и различных обществ к людям с ограниченными возможностями здоровья, можно сказать, что все тенденции и противоречия в отношении к таким людям имеют глубокие социально-культурные корни и вполне определенный исторический контекст. При этом регулярный опыт непосредственного взаимодействия с людьми с особыми потребностями и их семьями позволяет и детям, и взрослым формировать более доброжелательное и по-человечески близкое отношение к ним. Хочется верить, что в современном, в том числе российском, обществе регулярный, становящийся повседневным, обыденным, опыт непосредственного взаимодействия с детьми и взрослыми людьми с особыми потребностями и их семьями и обеспечит дальнейшую гуманистическую эволюцию социума в целом. Для такой веры сегодня есть и ценностные, и рациональные, и даже вполне прагматические основания.Для этого следует сделать более доступным процесс получения образования с целью повышения возможности восхождения по социальной лестнице.Проблемы трудоустройства инвалидов надо решать, так как им не прожить на свою пенсию. Поэтому необходимо решить проблему профессиональной конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. К тому же демографическая обстановка в России такова, что в ближайшие годы общество столкнется с острым дефицитом рабочих рук.Следуя этому, в условиях больших изменений в ценностно-мотивационной сфере российского общества, произошедшими в последние десятилетия, на основе квалифицированно обеспечиваемого информирования возможно создание приносящей реальные результаты атмосферы поиска самых разных индивидуализированных форм организации адекватного социализирующего взаимодействия с самыми разными детьми. ЗАКЛЮЧЕНИЕВыводы сделанные нами в конце каждой главы работы позволяют подчеркнуть наиболее существенное.Проведенное нами исследование показало, что образ жизни инвалидов, их социальное положение, степень интеграции в обществе зависят, главным образом, от государственной политики по отношению к данной группе людей. Изучение проблем инвалидов, особенностей их образа жизни и социального статуса в современном российском обществе без анализа отношения общества к инвалидам в историческом разрезе и социальной политики крайне затруднительно.Социальный статус инвалидов основывается на состоянии их здоровья и зависит от исторического, экономического и социально-политического уровня развития общества.На современном же этапе развития российского общества социальный статус инвалидов обусловлен контентом социальной политики, а также социальной и профессиональной реабилитацией.Вместе с тем, решающее влияние на образ жизни инвалидов в современной России оказывают процессы демократизации общественных отношений, способствующие актуализации деятельности самих инвалидов и общественных организаций. Проведенное исследование позволяет констатировать, что инвалиды - это активные субъекты общественной жизни и творцы своей судьбы. Ведущим фактором, обеспечивающим независимый образ жизни инвалидов, является активная социально-психологическая реабилитация и поддержка, делающая основной упор на выработку у инвалидов новой системы целей и ценностей, способствующих их свободного саморазвития.В России социальная политика в отношении инвалидов за последние годы претерпела существенные изменения. На современном этапе она базируется на приоритетах реабилитации, ориентированной на интеграции и реинтеграции инвалидов в общество.Однако механизм реализации государственной социальной поддержки инвалидов до конца не отработан и данные законы не улучшили существенно положение лиц с ограничеными возможностями. По-прежнему миллионы людей имеющие ограничения в здоровье и трудоспособности, отвержены обществом и живут в бедственных условиях.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБелова, Е. А. Особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А. Волкова // Учёные записки Рос. гос. соц. ун - та. 2015. № 2. С. 5 – 11Воеводина, Е.В., Горин, Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор [Текст] / Е.В. Воеводина, Е.Е. Горин // Вестник Томского гос. ун - та. 2013. № 373. С. 60 - 65.Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры(прогностическая гипотеза образовательного триумфа). — М.: Московский психологосоциальный институт, 1997. — 120 с. 24.Гринина, Е. С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Психология развития. 2015. № 4 (16) / том 4Думбаев А. Е. Инвалид, общество и право / А. Е. Думбаев, Т. В. Попова. — Алматы : Верена, 2006. — 180 сЗаляева, А.В. Сравнительный анализ отношения к людям с ограниченными возможностями в России и Европе (пилотажное исследование) [Текст] / А.В.Заляева // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 2 (126). С.113 - 119.Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века. М., 1995.Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З., Исхакова Л.М. Анализ социальных проблем людей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 732-735;Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. И.Новгород.: Издательство НГПУ, 1996. - 184 с.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVIII столетии. М., 1992.Курбатов, В. И. Социальнаяработа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов, В. Д. Альперович, П. Я. Циткилов, и др.; Под общ .ред. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. Малофеев Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) / Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. С. 87–120.Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч В 2 х. [Текст] / Н.Н. Малофеев. . М.: Печатный двор. 1996. 182 с.Маргиева П.М. Социальнаязащитаинвалидов[Текст] : нормативные акты и документы / под ред. П. М.Маргиева.— Москва : Юридическая литература, 1994 .— 704 с. — ISBN 5-7260-0724-7. Нагорнова, А.Ю., Макарова Т.А. Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной России и СССР [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. 2014 № 1Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.Пузин С. Н.,Скачкова Г. С. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2008.Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. – М.: Изд. Альфа, 2003. – 184 сРоманов, П.В., Ярская - Смирнова, Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская - Смирнова // Социс. 2010. № 9.С. 50 - 58.СтефаненкоТ.Г.Этнопсихология. – М.: ИнститутпсихологииРАН, «Академический проект», 1999. – 320 с. Толкачева Е.В. Процесс производственной адаптации инвалидов. – Хабаровск, 2006 - С.35.Winser, M. A. The History of Special Education From Isolation to Integration / M. A. Winser. — Washington : D. C. Gallaudet University Press, 1993. — 463 с.В России сократилось число инвалидов / Российская газета - Столичный выпуск №6913 (45) [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2016/03/02/v-rossii-sokratilos-chislo-invalidov.html(дата обращения: 24.01.2016)

1. Белова, Е. А. Особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А. Волкова // Учёные записки Рос. гос. соц. ун - та. 2015. № 2. С. 5 – 11
2. Воеводина, Е.В., Горин, Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор [Текст] / Е.В. Воеводина, Е.Е. Горин // Вестник Томского гос. ун - та. 2013. № 373. С. 60 - 65.
3. Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). — М.: Московский психологосоциальный институт, 1997. — 120 с. 24.
4. Гринина, Е. С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Психология развития. 2015. № 4 (16) / том 4
5. Думбаев А. Е. Инвалид, общество и право / А. Е. Думбаев, Т. В. Попова. — Алматы : Верена, 2006. — 180 с
6. Заляева, А.В. Сравнительный анализ отношения к людям с ограниченными возможностями в России и Европе (пилотажное исследование) [Текст] / А.В.Заляева // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 2 (126). С.113 - 119.
7. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века. М., 1995.
8. Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З., Исхакова Л.М. Анализ социальных проблем людей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 732-735;
9. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. И.Новгород.: Издательство НГПУ, 1996. - 184 с.
10. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVIII столетии. М., 1992.
11. Курбатов, В. И. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов, В. Д. Альперович, П. Я. Циткилов, и др.; Под общ .ред. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
12. Малофеев Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) / Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. С. 87–120.
13. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч В 2 х. [Текст] / Н.Н. Малофеев. . М.: Печатный двор. 1996. 182 с.
14. Маргиева П.М. Социальная защита инвалидов [Текст] : нормативные акты и документы / под ред. П. М. Маргиева.— Москва : Юридическая литература, 1994 .— 704 с. — ISBN 5-7260-0724-7.
15. Нагорнова, А.Ю., Макарова Т.А. Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной России и СССР [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. 2014 № 1
16. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.
17. Пузин С. Н.,Скачкова Г. С. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2008.
18. Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. – М.: Изд. Альфа, 2003. – 184 с
19. Романов, П.В., Ярская - Смирнова, Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская - Смирнова // Социс. 2010. № 9.С. 50 - 58.
20. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
21. Толкачева Е.В. Процесс производственной адаптации инвалидов. – Хабаровск, 2006 - С.35.
22. Winser, M. A. The History of Special Education From Isolation to Integration / M. A. Winser. — Washington : D. C. Gallaudet University Press, 1993. — 463 с.
23. В России сократилось число инвалидов / Российская газета - Столичный выпуск №6913 (45) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/03/02/v-rossii-sokratilos-chislo-invalidov.html (дата обращения: 24.01.2016)

Вопрос-ответ:

Какое отношение общество имело к инвалидам в древние времена и в эпоху античности?

В древние времена и в эпоху античности инвалиды часто воспринимались как обуза для общества. Они лишались прав и часто подвергались дискриминации. Иногда инвалиды были даже устраняли по приказу государства или семьи.

Каковы были отношения общества к инвалидам в средние и новое время?

В средние и новое время отношение общества к инвалидам начало немного меняться. Возникли первые учреждения для реабилитации инвалидов, а также начали появляться сочувствующие и поддерживающие инвалидов общественные организации. Однако дискриминация и непонимание все еще сопровождали инвалидов в их повседневной жизни.

Какие выводы можно сделать по первой главе исследования?

По первой главе исследования можно сделать следующие выводы: в историческом развитии общество относилось к инвалидам преимущественно негативно, лишая их прав и подвергая дискриминации. Однако с течением времени начали появляться первые признаки сочувствия и поддержки инвалидов со стороны общества.

Какие изменения происходили в отношении общества к инвалидам в процессе исторического развития?

В процессе исторического развития отношение общества к инвалидам постепенно изменялось. Если в древние времена и античности инвалиды часто были лишены прав и подвергались дискриминации, то в средние и новое время начали появляться первые организации и учреждения для помощи инвалидам. Однако дискриминация все еще сопровождала инвалидов в их повседневной жизни.

Как общество отношется к инвалидам в процессе исторического развития?

В процессе исторического развития общество относится к инвалидам смешанно. В древние времена и античности они испытывали дискриминацию и лишение прав. В средние и новое время появились первые организации и учреждения для помощи инвалидам, однако дискриминация все еще оставалась проблемой.

Какое отношение общество имело к инвалидам в древние времена?

В древние времена общество относилось к инвалидам смешанно. С одной стороны, инвалиды могли быть выставлены на показ, использоваться в качестве развлечения и даже быть уничтоженными. С другой стороны, некоторые инвалиды могли быть учтены в обществе и даже получать некоторую форму поддержки.

Как развивалось отношение общества к инвалидам в средние и новые времена?

В средние и новые времена отношение общества к инвалидам продолжало быть сложным. С одной стороны, инвалиды часто сталкивались с социальным и экономическим выгнанием и были на редкость неблагополучными. С другой стороны, некоторые инвалиды получали определенную форму помощи от общества, особенно при наличии благотворительных организаций и общественного сознания.

Какое отношение общество имеет к инвалидам в настоящее время?

В настоящее время общество все еще имеет сложное отношение к инвалидам. С одной стороны, было достигнуто значительное развитие социальной защиты и инклюзии инвалидов. С другой стороны, все еще существуют преграды и стереотипы, которые мешают полноценной интеграции инвалидов в общество и созданию равных возможностей для них.