Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 52 52 страницы
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 02.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Состояние проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Психофизические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 14
1.3. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностический инструментарий по проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 31
2.2. Методические рекомендации по совершенствованию системы работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 39
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей 52

Фрагмент для ознакомления

Задание 6. «Коврик».
Цель: изучить сформированность представлений о форме предметов.
Оборудование: набор геометрических форм для заполнения, геометрические фигуры.
Проведение исследования: педагог просит «залатать» коврик, то есть подобрать для каждой прорези соответствующие геометрические фигуры.
Задание 7. «Назови изображение».
Цель: изучить сформированность представлений о форме предметов.
Оборудование: карточки, на которых изображены контурные изображения предметов, карточки с двойным изображением.
Проведение исследования: перед проведением задания педагог объясняет ребенку, что такое контур предмета. Далее показывает карточки, просит определить предмет по контурному изображению, обвести его указкой или карандашом. Аналогично проводится работа с двойным изображением – ребенок должен определить, как два контура изображены на карточке.
Серия 3. Диагностика восприятия цвета.
Задание 1. «Дорожка».
Цель: изучить сформированность представлений о цвете.
Оборудование: игрушки, дорожка из плотного картона, на котором наклеены полоски различных цветов.
Проведение исследования: педагог предлагает ребенку взять одну из игрушек и поиграть с ней в игру. Игрушка может прыгать по дорожке, но останавливается по команде «стоп». Когда игрушка останавливается, ребенок должен назвать цвет полоски, на которой она стоит.
Задание 2. «Найди домик».
Цель: изучить сформированность представлений о цвете.
Оборудование: круги различных цветов, медальоны различных цветов для детей.
Проведение исследования: проводится с группой детей. Каждому ребенку дается медальон. Далее цветные круги раскладываются на полу по кругу и переворачиваются цветной стороной вниз. По команде педагога дети двигаются по кругу (можно под музыку) и останавливаются по команде. После этого круги переворачиваются цветной стороной наверх. Дети должны найти свой круг в соответствии с цветом своего медальона. Далее дети меняются медальонами и игра проводится сначала.
Задание 3. «Принеси и назови».
Цель: изучить сформированность представлений о цвете.
Оборудование: два комплекта кругов – один комплект в виде медальонов, другой комплект лежит в групповой комнате.
Проведение исследования: педагог дает задание, что медальоны, которые у детей, показывают цвет, который брать нельзя. Другой набор кругов раскладывается в комнате. Дети должны назвать цвет, который запрещен, найти круг соответствующего цвета в комнате и перевернуть его цветной стороной вниз.
Задание 4. «Найди предмет по цвету».
Цель: изучить сформированность представлений о цвете.
Оборудование: разноцветные полоски бумаги (можно использовать комплект кругов).
Проведение исследования: педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в комнате, где проходят занятия, или назвать любой предмет, имеющий такой же цвет. Поощряются дети, назвавшие большее количество предметов, имеющих необходимый цвет.
Каждое диагностическое задание оценивалось в баллах:
3 балла – максимальная выраженность показателя, правильное выполнение диагностического задания;
2 балла – в процессе выполнения задания ребенком допускаются ошибки, которые исправляются самостоятельно;
1 балл – большинство диагностических заданий выполняются с ошибками, сенсорные эталоны не сформированы.
В совокупности по всем заданиям делается вывод об уровне сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по среднему баллу:
– 1-1,9 баллов – низкий уровень сенсорного развития;
– 2-2,7 баллов – средний уровень сенсорного развития;
– 2,8-3 балла – высокий уровень сенсорного развития.
Таким образом, на первом этапе экспериментального исследования был определен диагностический инструментарий для оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки, характеристика уровней сенсорного развития детей. Задания подобраны с учетом диагностики уровня сформированности сенсорных представлений и эталонов о величине, форме и цвете. Для каждого сенсорного эталона подобраны диагностические задания, которые в комплексе позволят оценить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.


2.2. Методические рекомендации по совершенствованию системы работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Методические рекомендации разработаны для педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста. Данные рекомендации дадут возможность ознакомиться с дидактическими играми, которые можно использовать в процессе сенсорного развития детей.
1. Для формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста можно использовать следующие дидактические игры:
– «Кто быстрее подберет коробки»;
– «Достань мяч», «Что шире, что уже»;
– «Разложи по порядку»;
– «Кто какого роста?» и другие.
Дидактическая игра «Кто быстрее подберет коробки» направлена на формирование умений сопоставлять предметы по ширине, длине и высоте. Для проведения игры используются коробки различного размера.
Педагог расставляет коробки на столе и просит детей подобрать пары, равные по высоте, по ширине или длине. Дети выставляют коробки по порядку, например, по убыванию по ширине или по высоте – от самой высокой до самой низкой.
Дидактическая игра «Что шире, что уже» направлена на формирование умений сравнивать предметы по ширине и длине. Используются полоски различной ширины и длины.
В процессе беседы и рассматривания полосок педагог предлагает показать самую длинную, самую короткую, самую широкую полоски, разложить их по порядку по ширине, длине. В процессе игры закрепляются названия величин – шире, уже, длиннее, короче.
Дидактическая «Кто какого роста?» предназначена для формирования представлений о высоте. Для этого проводится игра, в которой необходимо сравнить детей по росту. В процессе игры проводится беседа, и дети определяют, кто самый высокий, кто ниже, то есть сравниваются по росту. Игру можно проводить на примере игрушек разной высоты.
2. Для формирования представлений о форме предметов можно использовать следующие дидактические игры:
– «Сломанная машина»;
– «Подбери фигуру»;
– «Сложи из палочек»;
– «Кто больше увидит»;
– «Кто быстрее найдет предмет?» и другие.
Дидактическая игра «Сломанная машина» направлена на формирование представлений о форме предметов, умений видеть несоответствия в изображенном предмете. В качестве оборудования предлагается машина, состоящая из нескольких геометрических фигур, при этом некоторые части отсутствуют. Дети должны заметить, каких частей не хватает, назвать их и подобрать соответствующие формы.
Дидактическая игра «Подбери фигуру» проводится с целью формирования умений сопоставлять формы предметов с геометрическими фигурами. Используется набор предметных картинок и набор фигур. Дети должны соотнести изображение предметов с геометрической фигурой.
Дидактическая игра «Сложи из палочек» направлена на формирование умений составлять геометрических фигур из счетных палочек. Дети составляют такие фигуры, как квадрат, треугольник, круг. Также можно дать задание на составление различных предметов определенной формы, например, домик (квадрат и треугольник).
Дидактическая игра «Кто больше увидит» ориентирована на закрепление знаний о геометрических формах. На доске педагог демонстрирует различные фигуры, затем закрывает их, а дети должны назвать те фигуры, которые они запомнили.
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет предмет?» направлена на формирование умение определять форму предметов и соотносить с геометрической фигурой.
3. Для формирования представлений о цвете можно использовать следующие дидактические игры:
– «Какой цвет?»;
– «Подбери к чашке блюдце»;
– «Подбери перышко»;
– «Перекладывание цветных шариков» и другие.
В ходе данных игр у детей формируются представления об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый), умения определять цвет предметов, подбирать соответствующие цвета к паре предметов (например, чашка – блюдце).
4. В процессе сенсорного развития важную роль играет развивающая предметно-пространственная среда в группе, особенно зоны сенсорного воспитания. Для этого должны быть подобраны различные предметы разной формы, величины, цвета, игрушки, плоскостные и объемные геометрические формы.
5. Дидактические игры целесообразно проводить в сенсорном уголке группы. Также можно создать соответствующие тематические площадки, где может быть собран различный материал для развития зрительного, слухового, осязательного восприятия. Данные тематические площадки дают возможность для решения задачи развития определенного вида восприятия.
6. Также в процессе работы по сенсорному развитию детей важно организовать взаимодействие с родителями через различные формы: познавательные, наглядные. Возможно проведение консультаций, оформление уголка для родителей, рекомендации по созданию сенсорной среды в домашних условиях, организации дидактических игр и упражнений дома по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
7. Важное значение имеет правильно организованная диагностика уровня сенсорного развития детей, а также изучение мнения родителей по вопросам организации сенсорного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. Для этого можно проводить анкетирование родителей, образец анкеты представлен в Приложении А.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования был определен диагностический инструментарий для выявления уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по трем направлениям диагностики – представления о величине, форме, цвете. Для каждого направления были подобраны диагностические задания. Для родителей и педагогов разработаны методические рекомендации по совершенствованию системы работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Выводы по главе 2

В ходе проведенного экспериментального исследования были подобраны диагностические задания на изучение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, а также разработаны методические рекомендации по совершенствованию системы работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
На первом этапе экспериментального исследования был определен диагностический инструментарий для оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки, характеристика уровней сенсорного развития детей. Задания подобраны на диагностику представлений о величине, форме и цвете.
Для формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста можно использовать следующие дидактические игры: «Кто быстрее подберет коробки»; «Достань мяч», «Что шире, что уже»; «Разложи по порядку»; «Кто какого роста?» и другие. Для формирования представлений о форме предметов можно использовать следующие дидактические игры: «Сломанная машина», «Подбери фигуру», «Сложи из палочек», «Кто больше увидит», «Кто быстрее найдет предмет?» и другие. Для формирования представлений о цвете можно использовать следующие дидактические игры: «Какой цвет?», «Подбери к чашке блюдце», «Подбери перышко», «Перекладывание цветных шариков» и другие.
Дидактические игры были необходимо проводить в сенсорном уголке группы. Для этого могут быть созданы следующие тематические площадки, где был собран различный материал для развития зрительного, слухового, осязательного восприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы были изучены различные подходы к пониманию сенсорного развития, рассмотрены психофизиологические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, а также возможности использования дидактических игры в процессе сенсорного развития детей.
Обобщив различные точки зрения на понимание сенсорного развития, можно сделать вывод о том, что под ним понимается процесс формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира в процессе накопления различных видов сенсорных ощущений. Сенсорное развитие позволяет сформировать представления о сенсорных эталонах (величине, форме, цвете и других).
Психофизиологические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста включают в себя следующие: опора сенсорного развития на процесс восприятия, развитие представлений о сенсорных эталонах и перцептивных действиях в ходе различных видов деятельности (предметной, игровой, продуктивной).
Средством сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра. Под дидактической игра понимается игра, в основе которой лежит решение дидактической задачи посредством игровой. В процессе сенсорного развития используются такие виды дидактических игр, как предметные, настольно-печатные и словесные. Правильная организация и проведение дидактических игр в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста предусматривает ее структуры, в которую входят такие элементы, как дидактическая и игровая задачи, игровые действия, игровые правила, содержание игры и дидактический материал для проведения игры. В методике руководства дидактическими играми выделяются три основных направления: подготовка к игре, проведение и анализ игры.
Дидактические игры являются эффективным средством сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, так как они позволяют освоить сенсорные эталоны и перцептивные действия в занимательной игровой форме, с использованием различного дидактического материала, различного по форме, величине и цвету.
В ходе проведенного исследования были подобраны диагностический задания для оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с этим определены критерии оценки, характеристика уровней сенсорного развития детей и соответствующие задания, которые можно использовать педагогам дошкольной образовательной организации в процессе проведения диагностической работы по изучению представлений о величине, форме и цвете у детей младшего дошкольного возраста.
Высокий уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста предполагает выполнение заданий самостоятельно, без помощи педагога. У детей должны быть сформированы основные сенсорные эталоны – величины, формы, цвета. В процессе диагностических заданий дети с высоким уровнем сенсорного развития не только правильно выполняют, но и объясняют свой выбор. При группировке предметов по форме, величине у детей должен проявляться интерес к дидактическим играм, увлеченное отношение к действиям с предметами.
Средний уровень сенсорного развития предполагает ошибки при выполнении заданий. У детей могут быть недостаточно сформированы сенсорные эталоны, особенно эталонов величины и формы. Но при этом важным показателем является самостоятельное исправление ошибок и объяснение хода своего решения. В процессе обследования дети со средним уровнем проявляют интерес к заданиям, сопровождают свои действия речью.
Низкий уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста не проявляли интерес к заданиям, при затруднениях отказывались выполнять, допускали много ошибок. Основные сенсорные эталоны не сформированы: дети не различают понятия уже-шире, длиннее-короче, затрудняются в назывании основных форм.
Для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине, форме и цвете были подобраны дидактические игры: «Кто быстрее подберет коробки»; «Достань мяч», «Что шире, что уже»; «Разложи по порядку»; «Кто какого роста?», «Сломанная машина», «Подбери фигуру», «Сложи из палочек», «Кто больше увидит», «Кто быстрее найдет предмет?», «Какой цвет?», «Подбери к чашке блюдце» и другие.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.П. Арнаутова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 213 с.
Бабиева Н.С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64–67.
Богомолова, М.И. Использование педагогического наследия зарубежной педагогики в сенсорном воспитании детей : учебное пособие / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Изд-во ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. – 138 с.
Богомолова, М.И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Вектор-С, 2008. – 195 с.
Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия / под ред. Л.В. Куликова. – СПб. : Питер, 2000. – С. 160–166.
Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым : практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина ; под ред. М.В. Братковой. – М. : ПАРАДИГМА, 2013. – 128 с.
Букатов В.М. Секреты дидактических игр : Психология. Методика. Дисциплина / В.М. Букатов. – СПб. : Речь, 2010. – 253 с.
Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М. : Класс, 1998. – 305 с.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребенка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учетом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 18–22.
Домашняя школа Монтессори : сенсорное развитие / К.Е. Сумнительный. – М. : Лира, 2008. – 66 с.
Запорожец А.В. Педагогия детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1994. – 289 с.
Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников / А.М. Карапетян // Новое слово в науке : перспективы развития. – 2014. – № 2 (2). – С. 57–59.
Кац, Е.М. Мир вокруг с играми и заданиями : 3-4 года / Е.М. Кац. – М. : Махаон, 2020. – 32 с.
Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : практические рекомендации / Г.Г. Колос. – М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.
Крулехт М. Ребенок познает предметный мир / М. Крулехт // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 45–47.
Кузнецов А.П. Развитие психомоторики и сенсорных процессов / А.П. Кузнецов // Научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 52–54.
Кузнецова М.В. Актуальность сенсорного развития детей раннего возраста / М.В. Кузнецова, А.Г. Миронова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 1. – С. 34–37.
Лошкарева М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников / М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ : в 2 т. – М., 2016. – С. 232–236.
Лыкова И.А. Цвет в игрушках. Психология. Сенсорное воспитание ребенка. Дидактические задания / И.А. Лыкова. – М. : Карапуз, 2003. – 142 с.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей : пособие / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
Милютина А.Ю. Сенсорное развитие детей раннего возраста / А.Ю. Милютина // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 11. – С. 237–238.
Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.
Мишустина И.С. Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения / И.С. Мишустина. – М. : Владос, 2002. – 243 с.
Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М. : Педагогика, 2005. – 276 с.
Новосельцева Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников : монография / Т.Ф. Новосельцева, Л.А. Дубовицкая, Н.Н. Голоднева. – Ханты-Мансийск, 2009. – 94 с.
Новосельцева, Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников / Т.Ф. Новосельцева. – М. : Речь, 2012. – 120 с.
Носачева Т.С. Образовательная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в дошкольной организации / Т.С. Носачева, К.З. Киселева // Наука и инновации в современных условиях : сб. ст. : в 5 ч. – Екатеринбург, 2016. – С. 203–206.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М. : Римис, 2008. – 448 с.
Платохина, Н.А. Развитие сенсорной культуры детей с речевыми нарушениями в едином пространстве дошкольной образовательной организации и семьи : монография / Н.А. Платохина, Д.А. Фатеева. – Ростов н/Д : Фонд науки и образования, 2017. – 179 с.
Полеева А.Е. О развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста / А.Е. Полеева // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2-1 (7). – С. 179–182.
Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М. : Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
Рогов Е.И. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2000. – С. 217–233.
Сенсорное развитие : для детей младшего дошкольного возраста / авт.-сост Е. Бурак. – Ростов н/Д : Проф-Пресс, 2016. – 16 с.
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / И.В. Петрова ; под ред. И.В. Петровой. – М. : Творческий центр Сфера, 2012. – 63 с.
Сенсорное развитие. – Екатеринбург : Сима-ленд, 2016. – 15 с.
Соколова Л.С. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте и его значение в условиях ФГОС ДО / Л.С. Соколова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 156–158.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М. : Детство-Пресс, 2008. – 183 с.
Стародубец И.А. Использование игровых приемов и специального оборудования в сенсорном развитии детей младшего возраста / И.А. Стародубец, М.Ю. Холодик // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2016. – № 1. – С. 74–78.
Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для дошкольников / Е.А. Стребелева, А. А. Катаева – М., 1995. – 112 с.
Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : практическое пособие для ДОУ / А.И. Титарь. – М. : АРКТИ, 2010. – 87 с.
Ткаченко А.С. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / А.С. Ткаченко // Труды Братского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – Т. 1. – С. 185–188.
Уколова М.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста / М.И. Уколова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 4. – С. 99–104.
Фребель Ф. Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М. : Просвещение, 1986. – С. 207–240.
Харитонова Т.Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников / Т.Г. Харитонова // Ступень в педагогическую науку : матер. I Международного форума работников образования: / ред. Г.Ф. Гребенщиков. – М. : Перо, 2013. – С. 47–50.
Хохрякова Ю.М. Современное состояние диагностики сенсорного развития детей раннего возраста / Ю.М. Хохрякова // Научные труды SWorld. – 2010. – Т. 8. № 2. – С. 50–53.
Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание : учебно-методическое пособие / Ю.М. Хохрякова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.
Шамеева О.Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста / О.Г. Шамеева // Актуальные вопросы современной педагогики : матер. VIII Международной научной конференции. – Самара, 2016. – С. 118–120.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.
Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. – М. : Владос, 2018. – 351 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под сенсорным развитием детей?
2. Какие интересы у вашего ребенка: дидактические игры, конструктор, рисование, мяч, сюжетные игры, лепка? (необходимо подчеркнуть)?
3. С помощью каких игр, по вашему мнению, возможно сенсорное развитие детей?
4. Уделяете Вы время на игры с ребенком по сенсорному развитию?
5. Как часто Вы приобретаете игры по сенсорному развитию детей?
6. Осуществляется ли взаимодействие ДОУ с Вами по сенсорному развитию ребенка?
7. Читаете ли информацию в уголке для родителей в разделе «Формирование сенсорных эталонов»?
8. Какую помощь Вы бы хотели получить по сенсорному развитию ребенка?
9. Что Вы считаете необходимо для эффективной работы с вашим ребенком по сенсорному развитию?
10. Используете ли дома игры, рекомендованные воспитателем по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей? Если да, то как часто?








52

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.П. Арнаутова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 213 с.
4. Бабиева Н.С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64–67.
5. Богомолова, М.И. Использование педагогического наследия зарубежной педагогики в сенсорном воспитании детей : учебное пособие / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Изд-во ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. – 138 с.
6. Богомолова, М.И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Вектор-С, 2008. – 195 с.
7. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия / под ред. Л.В. Куликова. – СПб. : Питер, 2000. – С. 160–166.
8. Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым : практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина ; под ред. М.В. Братковой. – М. : ПАРАДИГМА, 2013. – 128 с.
9. Букатов В.М. Секреты дидактических игр : Психология. Методика. Дисциплина / В.М. Букатов. – СПб. : Речь, 2010. – 253 с.
10. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М. : Класс, 1998. – 305 с.
11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
12. Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребенка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учетом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 18–22.
13. Домашняя школа Монтессори : сенсорное развитие / К.Е. Сумнительный. – М. : Лира, 2008. – 66 с.
14. Запорожец А.В. Педагогия детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1994. – 289 с.
15. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
16. Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников / А.М. Карапетян // Новое слово в науке : перспективы развития. – 2014. – № 2 (2). – С. 57–59.
17. Кац, Е.М. Мир вокруг с играми и заданиями : 3-4 года / Е.М. Кац. – М. : Махаон, 2020. – 32 с.
18. Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : практические рекомендации / Г.Г. Колос. – М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.
19. Крулехт М. Ребенок познает предметный мир / М. Крулехт // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 45–47.
20. Кузнецов А.П. Развитие психомоторики и сенсорных процессов / А.П. Кузнецов // Научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 52–54.
21. Кузнецова М.В. Актуальность сенсорного развития детей раннего возраста / М.В. Кузнецова, А.Г. Миронова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 1. – С. 34–37.
22. Лошкарева М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников / М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ : в 2 т. – М., 2016. – С. 232–236.
23. Лыкова И.А. Цвет в игрушках. Психология. Сенсорное воспитание ребенка. Дидактические задания / И.А. Лыкова. – М. : Карапуз, 2003. – 142 с.
24. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
25. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей : пособие / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
26. Милютина А.Ю. Сенсорное развитие детей раннего возраста / А.Ю. Милютина // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 11. – С. 237–238.
27. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.
28. Мишустина И.С. Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения / И.С. Мишустина. – М. : Владос, 2002. – 243 с.
29. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М. : Педагогика, 2005. – 276 с.
30. Новосельцева Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников : монография / Т.Ф. Новосельцева, Л.А. Дубовицкая, Н.Н. Голоднева. – Ханты-Мансийск, 2009. – 94 с.
31. Новосельцева, Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников / Т.Ф. Новосельцева. – М. : Речь, 2012. – 120 с.
32. Носачева Т.С. Образовательная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в дошкольной организации / Т.С. Носачева, К.З. Киселева // Наука и инновации в современных условиях : сб. ст. : в 5 ч. – Екатеринбург, 2016. – С. 203–206.
33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М. : Римис, 2008. – 448 с.
34. Платохина, Н.А. Развитие сенсорной культуры детей с речевыми нарушениями в едином пространстве дошкольной образовательной организации и семьи : монография / Н.А. Платохина, Д.А. Фатеева. – Ростов н/Д : Фонд науки и образования, 2017. – 179 с.
35. Полеева А.Е. О развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста / А.Е. Полеева // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2-1 (7). – С. 179–182.
36. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М. : Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
37. Рогов Е.И. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2000. – С. 217–233.
38. Сенсорное развитие : для детей младшего дошкольного возраста / авт.-сост Е. Бурак. – Ростов н/Д : Проф-Пресс, 2016. – 16 с.
39. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / И.В. Петрова ; под ред. И.В. Петровой. – М. : Творческий центр Сфера, 2012. – 63 с.
40. Сенсорное развитие. – Екатеринбург : Сима-ленд, 2016. – 15 с.
41. Соколова Л.С. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте и его значение в условиях ФГОС ДО / Л.С. Соколова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 156–158.
42. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с.
43. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М. : Детство-Пресс, 2008. – 183 с.
44. Стародубец И.А. Использование игровых приемов и специального оборудования в сенсорном развитии детей младшего возраста / И.А. Стародубец, М.Ю. Холодик // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2016. – № 1. – С. 74–78.
45. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для дошкольников / Е.А. Стребелева, А. А. Катаева – М., 1995. – 112 с.
46. Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : практическое пособие для ДОУ / А.И. Титарь. – М. : АРКТИ, 2010. – 87 с.
47. Ткаченко А.С. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / А.С. Ткаченко // Труды Братского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – Т. 1. – С. 185–188.
48. Уколова М.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста / М.И. Уколова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 4. – С. 99–104.
49. Фребель Ф. Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М. : Просвещение, 1986. – С. 207–240.
50. Харитонова Т.Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников / Т.Г. Харитонова // Ступень в педагогическую науку : матер. I Международного форума работников образования: / ред. Г.Ф. Гребенщиков. – М. : Перо, 2013. – С. 47–50.
51. Хохрякова Ю.М. Современное состояние диагностики сенсорного развития детей раннего возраста / Ю.М. Хохрякова // Научные труды SWorld. – 2010. – Т. 8. № 2. – С. 50–53.
52. Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание : учебно-методическое пособие / Ю.М. Хохрякова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.
53. Шамеева О.Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста / О.Г. Шамеева // Актуальные вопросы современной педагогики : матер. VIII Международной научной конференции. – Самара, 2016. – С. 118–120.
54. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.
55. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. – М. : Владос, 2018. – 351 с.

Вопрос-ответ:

Какое состояние проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях?

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста является актуальной темой в психолого-педагогических исследованиях. Различные аспекты сенсорного развития, такие как тактильная, зрительная, слуховая, вестибулярная и проприоцептивная системы, изучаются с целью определения особенностей и задач развития в каждом возрастном периоде.

Какие психофизические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста?

Психофизические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста описываются в различных исследованиях. Одной из особенностей является повышенная чувствительность к различным видам восприятия, таким как зрение, слух, осязание. Дети младшего дошкольного возраста также проявляют большой интерес к исследованию окружающего мира через сенсорные ощущения.

Какая роль дидактической игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста?

Дидактическая игра играет важную роль в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Она способствует активизации сенсорных ощущений, развитию координации движений, формированию познавательных навыков и умений через игровую деятельность. Дидактическая игра позволяет детям исследовать окружающий мир, познавать новые предметы и явления, а также развивать свою воображение и творческие способности.

Какие выводы можно сделать по теме "Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"?

По теме "Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста" можно сделать вывод, что сенсорное развитие является важным этапом развития ребенка, в котором формируются основы его познавательных способностей. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста позволяет эффективно развивать их сенсорные навыки и сенсорное восприятие мира, что в дальнейшем будет полезно для их общего когнитивного и психофизического развития.

Какие проблемы с сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста изучают психолого-педагогические исследования?

В психолого-педагогических исследованиях изучаются различные аспекты проблем с сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста, такие как задержка или отклонение в развитии сенсорных функций, нарушения тактильного восприятия, зрительно-моторной координации, слухового восприятия и другие. Также изучаются факторы, влияющие на развитие сенсорных функций, и методы их преодоления.

Какие особенности сенсорного развития характерны для детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста наблюдается интенсивное развитие сенсорных функций. Они проявляют повышенный интерес к восприятию окружающего мира, активно исследуют предметы разными сенсорными каналами. В этом возрасте дети осваивают основные сенсорные навыки, такие как тактильное, зрительное и слуховое восприятие, и начинают развивать координацию движений. Они также характеризуются высокой пластичностью нервной системы, что способствует успешному развитию сенсорных функций.

Какую роль игра играет в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста?

Игра является одним из основных средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В процессе игры дети получают много новых сенсорных впечатлений, развивают свои сенсорные навыки и умения. Они учатся различать разные формы, цвета, текстуры, а также развивают моторику и координацию движений. Дидактическая игра способствует более эффективному усвоению знаний и навыков, а также повышению интереса и мотивации детей к обучению.

Какие проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста исследовались в психолого-педагогических исследованиях?

В психолого-педагогических исследованиях исследовались различные проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, такие как задержка развития сенсорных функций, нарушения восприятия и моторики, проблемы интеграции сенсорных систем, трудности в развитии тактильных, слуховых и зрительных навыков.

Какие психофизические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста?

Психофизические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста включают формирование пространственного восприятия, развитие мышления и памяти, развитие моторных навыков и координации движений, развитие чувства времени и локомоции.