Автороведческое исследование документов.
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 8 + 8 источников
- Добавлена 08.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Понятие, цели и задачи автороведческого исследования документов 5
2 Процесс автороведческого исследования документов 12
Заключение 19
К экспериментальным образцам предъявляются те же требования, что и к свободным. Данные образцы выполняются проверяемыми лицами в виде изложения или сочинения первоначально на самостоятельно избранную, а потом на заданную тему.В первом случае следователь указывает только форму письменной речи в рамках конкретного функционального стиля, к примеру,заявление, жалоба, письмои т.п. Во втором – предлагается тема, форма письменной речи, характер речевого общения, характер адресата при учете особенностей исследуемого текста. Помимо этого, также необходимы экспериментальные образцы, не соответствующие характеристикам исследуемого текста.Они дают возможностьоценивать более объективно признаки письменной речи проверяемого лица.В некоторых случаях применяются так называемые условно-свободные образцы письменной речи. Это – тексты, которые были выполнены уже в период расследования, содержащиеся в материалах дела (собственноручно выполненные показания, объясненияи т.п.). Они являются дополнительным сравнительным материалом для проведения автороведческой экспертизы и не должныиспользоватьсясамостоятельно.Автороведческоеисследованиевключает в себя несколько стадий: подготовительная; аналитическая (стадия раздельного исследования); сравнительаяй; синтезирующая, формирующая вывод.На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением (определением) о назначении проведения автороведческого исследованияи поступившими материалами, проводит их оценку с точки зрения качестваиколичества, достаточности для экспертного исследования.На аналитической стадии осуществляется раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица. В результате данного анализа эксперт устанавливает стиль письменной речи, свойствастилистических, синтаксических и лексико-фразеологическихнавыков – уровень их развития – и особенности. Если проверяемых лиц несколько, проводится отчетливая дифференциация языковых навыков каждого лица.На стадии сравнительного исследования эксперт выявляетразличающиеся и совпадающие общие и частные признаки языковых навыков, которые нашли свое отображение в исследуемом тексте и образцах. В числе совпадающих признаков выделяются, к примеру, такие: применение одних и тех же (или близких) лексико-синтаксических средств при описании однотипных ситуаций; применение однотипных языковых структур для выражения сходных мыслей, однотипной композиции фрагментов изложения; использование одних и тех же (или близких) вводных оборотов, придаточных, безличных, вопросительныхпредложений, выделение слов при помощи тех или иных синтаксических и языковых средств и т.д.Сравнение по частным признакам не осуществляется, если образцы письменной речи проверяемого лица (лиц) обладают более низкой степеньювыработанности языковых навыков по сравнению с исследуемым текстом.Во всех других случаях сравнение частных признаков в исследуемом тексте и образцах письменной речи является обязательной частью автороведческого исследования.Оценка установленных различий и совпадений осуществляется на синтезирующей стадии, когда формируется окончательный вывод. Методикой автороведческого исследования предусматривается применение количественных критериев при выделении общих признаков (степеней развития) языковых навыков, что, конечно, содействует объективизации исследования.Особенность классификационно-диагностического исследования заключается в том, что в данном исследовании нет проверяемых лиц. Анализу подвергается исследуемый текст. По характеру и степени развития языковых навыков определяется групповая принадлежность автора. Если текст документа выполнен на русском языке, структурные особенности исследуемого текста дают возможность установить, является ли русский язык для автора текстародным. Наличие в исследуемом тексте жаргонных слов, профессиональных терминов, а также выраженийислов, употребляемых в определенной местности, в совокупности с прочими признаками письменной речи дает возможность решить вопрос о возможной профессии, месте формирования языковых навыков автора.ЗаключениеТаким образом, в заключении следует сделать вывод по рассмотренной теме.Автороведческое исследование является разделом криминалистической техники. Предметом автороведческого исследования выступает установление данных о личности автора при исследовании текста документа. Объектом автороведческого исследования является письменная речь, а также проявившиеся в ней частные и общие языковые навыки. Общие - это стилистические, синтаксические, пунктуационные,орфографическиенавыки. К частным навыкам можно отнести, к примеру, устойчивые нарушения речи и др.К признакам, которые характеризуют смысловую сторону письма, относят: семантические,топографические, стилистические, грамматические признаки.Автороведческое исследование решает идентификационные и диагностические задачи. К первым можно отнести установление автора текста определенного документа либо его фрагмента или нескольких документов. К диагностическим задачам можно отнести определение родного языка автора, уровня его образования, а также факта намеренного искажения письменной речи. Как и в любом исследовании, успешное решение указанных задач зависит от наличия качественного сравнительного материала. Эксперту должны быть представленыусловно-свободные, экспериментальные и свободныеобразцы письменной речи. Свободные образцы должны отвечать исследуемому тексту по целому ряду характеристик:языку изложения;времени исполнения;принадлежности к определенному стилю речи.Автороведческое исследование включает в себя четыре стадии: предварительное исследование; раздельное исследование; сравнительное исследование; оценка полученных результатов и формулирование выводов.Применение определенной методики определяется характером и объемом материалов, представленных на исследование. На сегодняшний день возможности методики автороведческого исследования в существенной степени расширяются вследствие внедрения в экспертную практику количественных методов исследования. В особенности перспективными в настоящее время являются исследования по разработке специальных методик идентификации автора документа на основе применения электронно-вычислительной техники.При оценке обоснованности заключения следователь (суд) должен принимать в учет тот факт, что возможности решения экспертом вопросов об авторе документа обусловлены, в первую очередь, характером и объемом текстового материала. Вследствие этого следователи должны внимательно изучить признаки письменной речи, которые использует эксперт на всех стадиях исследования, в особенности на синтезирующей, а также при обосновании вывода. Так, если эксперт приходит к отрицательному выводу о тождестве автора, суду(следователю)нужно выяснить, какой сравнительный материал применялся при исследовании и обосновании вывода. Подобный вывод не может быть дан, если в распоряжении эксперта имелись лишь образцы письменной речи проверяемого лица.Заключение эксперта может быть вещественным доказательством, если в процессе его анализа и оценки у следователя (суда) сформировалось твердое убеждение в его достоверностии научной обоснованности.Список использованных источниковАгафонов, В. В. Криминалистика: учебник / В. В. Агафонов. – М: Юрайт, 2013. – 463 с. Криминалистика: проблемно–тематический комплекс: учебное пособие / О. А. Зайцев, В. Я. Карлов. – М: Юрлитинформ, 2012. – 270 с.Криминалистика: Проблемы сегодняшнего дня: Материалы 2 студенческой НПК: тексты выступлений / под ред. А.С. Шаталова. - М. : ГУ ВШЭ, 2009. - 152 с. Савельева, М.В., Смушкин, А.Б. Криминалистика. Учебник /М.В. Савельева, А.Б. Смушкин. - М,: Издательство Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 608 с.Топорков, А. А. Криминалистика: учебник / А. А. Топорков. – М: Контракт: Инфра–М, 2013. – 462 с. Усманов, Р.А. Криминалистическая экспертиза документов: понятие, природа, свойства // Черные дыры в рос. законодательстве. - 2005. - N 4. - С.324-334.Шамонова, Т.Н. О содержании криминалистической экспертизы документов // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2005. - N 1. - С.419-426. Яблоков, Н. П. Криминалистика: учебник / Н. П. Яблоков. – М: Юрайт: ИД Юрайт, 2013. – 279 с.
2. Криминалистика: проблемно–тематический комплекс: учебное пособие / О. А. Зайцев, В. Я. Карлов. – М: Юрлитинформ, 2012. – 270 с.
3. Криминалистика: Проблемы сегодняшнего дня: Материалы 2 студенческой НПК: тексты выступлений / под ред. А.С. Шаталова. - М. : ГУ ВШЭ, 2009. - 152 с.
4. Савельева, М.В., Смушкин, А.Б. Криминалистика. Учебник /М.В. Савельева, А.Б. Смушкин. - М,: Издательство Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 608 с.
5. Топорков, А. А. Криминалистика: учебник / А. А. Топорков. – М: Контракт: Инфра–М, 2013. – 462 с.
6. Усманов, Р.А. Криминалистическая экспертиза документов: понятие, природа, свойства // Черные дыры в рос. законодательстве. - 2005. - N 4. - С.324-334.
7. Шамонова, Т.Н. О содержании криминалистической экспертизы документов // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2005. - N 1. - С.419-426.
8. Яблоков, Н. П. Криминалистика: учебник / Н. П. Яблоков. – М: Юрайт: ИД Юрайт, 2013. – 279 с.
Вопрос-ответ:
Что такое автороведческое исследование документов?
Автороведческое исследование документов - это процесс изучения документов с целью определения их авторства. Оно основывается на анализе стиля, лексики, почерка и других особенностей, которые могут указывать на конкретного автора.
Какие задачи решает автороведческое исследование документов?
Автороведческое исследование документов может решать различные задачи. Например, оно может помочь определить авторство неизвестного текста, провести атрибуцию документа, выявить подделку, исследовать творческий процесс автора и т. д. Оно также может использоваться в криминалистике для раскрытия преступлений.
Каким образом проводится автороведческое исследование документов?
Автороведческое исследование документов проводится путем анализа различных характеристик текста, таких как стиль письма, выбор слов, использование грамматических конструкций и т. д. Также может использоваться анализ почерка, если имеются рукописные документы. Важную роль играют сравнительные методы, сопоставление изучаемого документа с другими текстами, которые считается написанными автором.
Кто может заниматься автороведческим исследованием документов?
Автороведческое исследование документов проводят специалисты - автороведы или эксперты-лингвисты. Они обладают знаниями и опытом в области стилистики, лингвистики и других наук, связанных с изучением авторства текстов. Они могут работать научными сотрудниками, в лабораториях судебной экспертизы или независимыми консультантами.
Какие требования предъявляются к экспериментальным образцам при автороведческом исследовании документов?
К экспериментальным образцам при автороведческом исследовании документов предъявляются те же требования, что и к свободным текстам. Это означает, что данные образцы должны быть выполнены в форме письменной речи, в виде изложения или сочинения, на заданную или самостоятельно избранную тему. Это позволяет проверяемым лицам проявить свои навыки письменного выражения и стилистики.
Что такое автороведческое исследование документов?
Автороведческое исследование документов - это процесс анализа и изучения документов с целью выявления авторства. Оно позволяет исследователям определить автора или авторов определенного текста, письма или других документов. В рамках автороведческого исследования анализируются такие параметры, как стиль написания, особенности языка, характерные выражения или фразы.