Российская федерация-светское государство

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 08.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика государства 5
1.1.Основные закономерности возникновения государства 5
1.2.Понятие и признаки государства 7
Глава 2.Основы светского государства 11
2.1.Сущность светского государства. Российская Федерация как светское государство 11
2.2.Светскость государства: проблемы и тенденции развития 17
2.3. Роль религии в России на современном этапе развития 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29



Фрагмент для ознакомления

Отношение к религии в среде молодежи зачастую является данью и уважением к вере, традициям и религии собственных народов и редко находит истинное понимание веры в Бога. Значительный рост верующих среди населения можно наблюдать на рубеже девяностых годов после прекращения гонений церкви, повышения роли церкви в обществе и государстве и на данный период времени продолжает увеличиваться. Начинают формироваться и зарождаться отношения между социальными институтами общества и церковью. Сформировалось понимание позитивной роли церкви в развитии государства. Постепенно продолжают создаваться истинные ценности и в молодежной среде, понижается число разводов, повышается рождаемость. Следует отметить, что более высокий уровень рождаемости можно наблюдать в регионах, где сохраняется высокая роль религии в обществе, а экономические и политические показатели развития этих регионов не являются преобладающими. Осуществляемые в последние годы социологические исследования отчетливо показывают, что в РФ проявляется значительный рост религиозности и бурное разрушение норм атеизма. Наиболее рельефно данные процессы выражаются во внушительном и быстром росте религиозных объединений в российском обществе на современном этапе развития. Одновременно необходимо отметить противоречивый характер данных процессов, имеется разрыв между верой в Бога и культовым поведением [14, c. 42].Россия на конституционном уровне гарантировала всем гражданам свободу вероисповеданий и совести. Это сформировало широкую нормативную основу для практической реализации мировоззренческих установок и позиций определенных индивидов и их разнообразных социальных общностей – территориальных, семейных, национальных и др. В данных условиях значительно усилилась активность религиозных организаций и традиционных для России (православных, мусульманских, католических, иудаистских, буддийских), и нетрадиционных.Значительной проблемой на современном этапе развития выступает деформация и разложение общественного сознания, подрывающее духовное здоровье, а потом физические и психическое здоровье.Негативное воздействие на нравственное и интеллектуальное здоровье, психическое здоровье оказывает широкое распространение и пропаганда через средства массовой информации мистицизма и оккультизма в форме «черной» и «белой» магии, парапсихологии, колдовства. Повышению уровня тревожности и внушаемости с повышением предрасположенности к болезненным формам реагирования способствует также популяризация через средства массовой информации разнообразных суеверий, веры в леших, домовых, вампиров, привидения, нечистую силу [10, c. 53].Еще одной формой сознания общества, применяемой для манипулирования людьми при помощи средства массовой информации, выступает религия. Речь не идет о вероисповедании, свободе совести. Данные общечеловеческие ценности и свободы не подвергаются никакому сомнению. Каждый человек волен в свободной форме избирать себе веру и убеждения. Однако религиозная вера не должна ему быть навязана. Она не должна громко и широко, как это делается в настоящее время западными проповедниками, пропагандироваться через средства массовой информации.Широкая пропаганда религиозных и оккультных учений, фактическая эпидемия иррационализма и антиинтеллектуализма с одновременным вытравливанием научного мировоззрения из общественного сознания способствуют активизации деятельности религиозных деструктивных сект, наводнивших Россию. Через механизм развития состояний измененного сознания, через механизмы психического внушения, заражения, подражания, к которым предрасположена молодежь, секты формируют психологическую зависимость от них молодых людей, погружение в мире иллюзий, фантазий, однобокого, превратного представления о жизни, о мире. Формируется жесткая зависимость от лидера секты, готовность выполнить любые его установки и указания. В сектантской деятельности применяются, в том числе с помощью СМИ, приемы массовой гипнотизации, коллективного внушения с воздействием на подсознание. Используются приемы кодирования и программирования, которые применяются в психотерапевтической практике лечения алкоголизма, ожирения и других болезненных состояний. В результате могут развиваться расстройства личности, формируются патологические изменения личности, сопровождающиеся ее деформацией и нередко разрушением. Личность вступившего в деструктивную религиозную секту неузнаваемо меняется. Такой человек выпадает из семьи, из учебной деятельности, иногда бросает работу [13, c. 121].Среди прочих причин роста религиозности были и причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тревожности. В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т.д.). Своеобразие современной религиозной ситуации в стране заключается в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий, растет число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них идентифицирует себя с православием, католицизмом или другими традиционными для России конфессиями, но в большинстве своем — это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с повышенным интересом к восточным религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии. С точки зрения мировых религий и священных писаний – подобные настроения в обществе являются показателем низкого уровня религиозной грамотности. Верующие очень бережно относятся к жизни и простым человеческим ценностям. На протяжении веков истинно верующие люди отличались грамотностью и высоким уровнем культуры, уважением к окружающим, трудолюбием, высоким уровнем жизни, многодетностью и долголетием. Это объясняется в первую очередь тем, что дар жизни среди верующих является вечным, высшей ценностью и наградой от Бога. Религии учат и наставляют человека жить полноценной жизнью. Они оказали огромное влияние на формирование менталитета народов, качество их жизни и культуру [12, c. 27].Подводя итог вышесказанного можно говорить о том, что, несмотря на усилия традиционных конфессий роль религии в современном обществе остается незначительной. Развитие в России духовного воспитания и возрастания роли церкви должно способствовать моральному выздоровлению общества и укреплению государства.ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.Светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни.Россия провозглашена светским государством и характеризуется равноправием людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений.Гарантиями светскости государства являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Также крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в Конституции РФ, - равенство религиозных объединений перед законом.Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом.Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.Список использованных источников Нормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Официальный Текст], [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) О свободе совести и о религиозных объединениях // [Официальный Текст], [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 27.06.2018) Об альтернативной гражданской службе // [Официальный Текст], [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/ce3936cfc07937de2e5393bda59d3c4b1464358a/Научная и учебная литература:4. Авилова О. Г. , Герасименко Т. В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства Журнал Мир науки, культуры, образования. - Выпуск № 4 (41) / 2015. – 343c.5. Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.6. Багаева К. А. «Светское» в современном российском обществе // Журнал «Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия». – 2016. – 452c.7. Бошно С. В. Государство. // Право и современные государства.- Выпуск № 6 / 2016. – 390c.8. Булавина М. А. К вопросу о правовом содержании понятия «светское государство» // Журнал «Известия Московского государственного технического университета МАМИ».-Выпуск № 2 (20) / том 5 / 2016. – 283c.9. Евлампиев А.О. Светское государство: понятие, признаки, отличительные особенности, реализация в современном мире // Научный журнал «Студенческий». – 2018. -№ 10. – 432c.10. Зверева В. А., Белогубова Е. В. Государство и церковь в контексте современной Российской культуры // Журнал «Среднерусский вестник общественных наук». – 2017. – 294c.11. Исаева А. А. Признаки светского государства в России: особенности реализации и перспективы развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.- 2018. – 418c.12. Катин В. И. Взаимоотношения церкви и Российского государства: статус-кво и перспективы // Журнал «Теория и практика общественного развития».-Выпуск № 1 / 2018. –441c.13. Лебедев С.Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур // Социологические исследования. -2016. -№ 5. –394c.14. Леонова О. Г. Роль церкви в гражданском обществе // Журнал «StudiaHumanitatis». - 2017. –283c.15. Липчанская М. А. Светское государство в современной России как фактор обеспечения национальной безопасности // Журнал «Вестник Поволжского института управления». – 2016. – 193c.16. Невесёлов А.А. Светское государство: смысловые пределы дефиниции и функциональное предназначение // Журнал «Российское государство и право: история и современность». – 2018.- 276c.17. Низиенко Е.В., Працко Г.С. Основные закономерности возникновения государства // Журнал «Научные исследования в эпоху информационных технологий. Экономика и право». -2017. – 412c.18. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке // Журнал «Вестник Омской юридической академии». – 2018. – 621c.19. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – 593c.20. Теория государства и права : учебник / А.И. Гомола. — Москва : Юстиция, 2017. — 205 с.21. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; ... наук, проф., засл. деятеля науки РФ А.В. Малько. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. – 371c.22. Ходыкин И. В. Светскость как конституционно-правовая категория // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». – 2015. – 294c.

Список использованных источников
Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Официальный Текст], [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) О свободе совести и о религиозных объединениях // [Официальный Текст], [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/
3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 27.06.2018) Об альтернативной гражданской службе // [Официальный Текст], [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/ce3936cfc07937de2e5393bda59d3c4b1464358a/

Научная и учебная литература:

4. Авилова О. Г. , Герасименко Т. В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства Журнал Мир науки, культуры, образования. - Выпуск № 4 (41) / 2015. – 343c.
5. Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.
6. Багаева К. А. «Светское» в современном российском обществе // Журнал «Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия». – 2016. – 452c.
7. Бошно С. В. Государство. // Право и современные государства.- Выпуск № 6 / 2016. – 390c.
8. Булавина М. А. К вопросу о правовом содержании понятия «светское государство» // Журнал «Известия Московского государственного технического университета МАМИ».-Выпуск № 2 (20) / том 5 / 2016. – 283c.
9. Евлампиев А.О. Светское государство: понятие, признаки, отличительные особенности, реализация в современном мире // Научный журнал «Студенческий». – 2018. -№ 10. – 432c.
10. Зверева В. А., Белогубова Е. В. Государство и церковь в контексте современной Российской культуры // Журнал «Среднерусский вестник общественных наук». – 2017. – 294c.
11. Исаева А. А. Признаки светского государства в России: особенности реализации и перспективы развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.- 2018. – 418c.
12. Катин В. И. Взаимоотношения церкви и Российского государства: статус-кво и перспективы // Журнал «Теория и практика общественного развития».-Выпуск № 1 / 2018. –441c.
13. Лебедев С.Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур // Социологические исследования. -2016. -№ 5. – 394c.
14. Леонова О. Г. Роль церкви в гражданском обществе // Журнал «Studia Humanitatis». - 2017. –283c.
15. Липчанская М. А. Светское государство в современной России как фактор обеспечения национальной безопасности // Журнал «Вестник Поволжского института управления». – 2016. – 193c.
16. Невесёлов А.А. Светское государство: смысловые пределы дефиниции и функциональное предназначение // Журнал «Российское государство и право: история и современность». – 2018.- 276c.
17. Низиенко Е.В., Працко Г.С. Основные закономерности возникновения государства // Журнал «Научные исследования в эпоху информационных технологий. Экономика и право». -2017. – 412c.
18. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке // Журнал «Вестник Омской юридической академии». – 2018. – 621c.
19. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – 593c.
20. Теория государства и права : учебник / А.И. Гомола. — Москва : Юстиция, 2017. — 205 с.
21. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; ... наук, проф., засл. деятеля науки РФ А.В. Малько. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. – 371c.
22. Ходыкин И. В. Светскость как конституционно-правовая категория // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». – 2015. – 294c.

Вопрос-ответ:

Что такое светское государство?

Светское государство - это государство, в котором религия не имеет официального статуса и не влияет на политическую власть.

Почему Российская Федерация является светским государством?

Российская Федерация является светским государством, так как Конституция РФ признает свободу вероисповедания и гарантирует равенство всех религий перед законом, а также отделяет религию от государства.

Какая роль религии в России на современном этапе развития?

На современном этапе развития России религия играет значительную роль в общественной жизни. Она имеет влияние на моральные ценности, этические нормы и поведение людей. Религиозные организации участвуют в социальных и благотворительных программах, оказывая помощь нуждающимся.

Какие проблемы и тенденции развития светского государства?

Проблемы развития светского государства включают в себя конфликты между различными религиозными группами, вмешательство религиозных организаций в политический процесс, а также потенциальное ограничение свободы вероисповедания. В тоже время, тенденции развития светского государства направлены на соблюдение принципа разделения церкви и государства, равноправие всех религий и защиту прав верующих и неверующих граждан.

Какие основные закономерности возникновения государства?

Основные закономерности возникновения государства связаны с необходимостью установления правопорядка и осуществления власти для обеспечения безопасности и благополучия населения. Государство возникает как результат социального договора между людьми, с целью организации общественной жизни и решения общих проблем.

Что такое светское государство?

Светское государство - это государство, в котором церковь (религия) и государство являются отдельными и независимыми от друг друга институтами. В таком государстве нет государственной религии и государство не вмешивается в религиозные дела граждан.

Почему Российская Федерация является светским государством?

Российская Федерация является светским государством, так как Конституция РФ заявляет о разделении церкви и государства. В стране нет государственной религии, государство не вмешивается в вопросы религии и каждый гражданин имеет право на свободу совести и религиозные убеждения.

Какова роль религии в современной России?

Роль религии в современной России разнообразна. Россия - многонациональное государство с разными религиозными традициями. Религия играет важную роль в культурной и социальной жизни граждан России. Она оказывает влияние на многие сферы общества, такие как мораль, этика, образование, искусство и политика.

Какие проблемы и тенденции развития светского государства существуют?

Вопрос светскости государства является актуальным во многих странах. Существуют проблемы, связанные с вмешательством религиозных организаций в политическую жизнь и нарушением принципов разделения церкви и государства. Также есть тенденции к укреплению светскости и принятию законодательных актов, которые гарантируют равные права и свободы верующих и неверующих граждан.

Какие закономерности возникновения государства существуют?

Возникновение государства связано с определенными закономерностями. Одна из них - утверждение в обществе центральной власти, способной поддерживать порядок и обеспечивать безопасность. Другая закономерность - создание и функционирование системы права, которая устанавливает правила и нормы поведения для граждан. Также важными закономерностями являются возникновение социальной стратификации и формирование внешних границ государства.

Что такое светское государство?

Светское государство - это форма организации государства, при которой оно отделено от религии и не оказывает никакого влияния на религиозные вопросы. В светском государстве граждане имеют право на свободу вероисповедания, религия не является обязательной или определяющей для всех граждан.

Какова роль религии в современной России?

Роль религии в России на современном этапе развития является значительной. В стране существуют различные религиозные общины и конфессии, которые активно участвуют в духовной жизни граждан. Религия играет важную роль в формировании моральных ценностей, регулировании общественных отношений и поддержании духовного единства нации.