Хозяйственная деятельность церковных приходов в Кольском уезде в первой половине XIX века
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 17.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ПРИХОДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 6
B 1.1. Взаимоотношения государства и церкви в период до 1800 г 6
B 1.2. Православный приход и церковные реформы в период с1800-1850 годы 17
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА РУССКОМ СЕВЕРЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 28
B 2.1. Административно-территориальные преобразования в первой половине XIX века 28
B 2.2. Православная церковь на территории Кольского уезда 32
B 2.3. Просветительская деятельность Православной церкви в Кольском уезде и взаимодействие с другими религиозными общинами 38
ГЛАВА 3. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 43
B 3.1. Петропавловский приход 43
B 3.2. Понойский приход 44
B 3.3. Умбский приход 47
B 3.4. Кандалакшский приход 49
B 3.5. Кольский приход 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
С 1836 года руководство школами было передано руководству церкви, архиереям и благочинным. Уклонение священников от обучения детей не допускалось.Первоначальные правила для обучения сельских детей, составленные в 1836 г. Святейшим Синодом определялись сначала для Олонецкой губернии, но затем распространились и на другие территории, в том числе Кольский уезд.Первые учебные заведенияцерковного ведомства должны были стать главным средством распространения православной веры и привлечения населения к церковным приходам. Именно священники православных приходов становятсяпервыми просветителями грамотности среди жителей села. Открытые духовным ведомством приходские училища в 30-х годах XIXвека не финансировалисьи их содержание находилось на плечах местного духовенства. Отсутствие финансирования народных училищ совсем не значило отсутствиеконтроля со стороны ведомства за выполнением обязанностей учителями. Низкое жалованье и большой объем работы священников подтолкнул в 1837 г. Священный Синод предложить взять обязанности учителей сельских приходских школ их женам или вдовам. Результатами интенсивнойнапряженнойпросветительской работы Олонецкой консистории тольков 1838 г.: по всем уездам губернии было открыто 205 школ, где обучалось 1178 детей (1146 мальчиков и 31 девочка).Новый период развития сельских школ был связан с деятельностью Министерства государственного имущества, которое с 1841 года активно участвовало в открытии волостных школ в селах. Средства на содержание школ, приобретение письменных и учебных материалов и, прежде всего, оплата работы наставникам были важными факторами для перехода многих церковных школ на государственную должность. Наряду с увеличением количества государственных школ в министерстве резко сократилось количество приходских школ. Если в 1840 году в деревнях мухафазы было 207 церковных школ, то только 6 из них были учтены до 1844 года. Остальные школы перешли под руководство Министерства государственного имущества или прекратили свое существование из-за нехватки средств.В 19 веке сельские школы продолжали свою работу под руководством государственного учреждения, и образование детей в них, как и прежде, было поручено сельскому духовенству. Вдали от центра управления, в глубокойпровинции, выпускники семинарии столкнулись с большими трудностями. На открытии школы у священников не было учебных пособий, теоретических и практических инструкций по преподаванию предметов. Также была острая проблема с учебниками и письменными принадлежностями. Все приходские школы находились в этом положении на Русском севере. Все, что было необходимо для учебного процесса, покупалось за счет собственных средств, и, в основном, школа располагалась в домах самих священников.В некоторых приходах, обучение детей становилось семейным делом. В отсутствии священников занятия проводили жены или их родственники. По воспоминаниям крестьян приходские священники были строги и порой жестоко относились к своим воспитанникам. Представители женского пола – родственницы или супруги священнослужителей обычно занимались с девочками, и наоборот, отличались мягкостью, внимательностью и отзывчивостью к своим ученицам.В то время многие сельские школы содержались за счет местного духовенства, они использовали помещение церкви и отопление и не имели постоянного пристанища, некоторые после открытия часто закрывались. В любом случае создание школ в сельской местности по разным причинам не было успешным. Деревенские школы возникли и вскоре исчезли. Проблема просвещения людей была на плечах министерства, но она не могла многое сделать. Благодаря самоотверженному труду священнослужителей - выпускников семинарийпоявлялась возможность выучить крестьянских детей грамоте. Историки народного просвещения высоко оценили вклад православного духовенства в просвещение народа. «Духовенство когда-то одно на своих плечах выносило русское просвещение вообще, оно в XIX веке оставалось единственным государственным элементом, хотя частично заботившимся о начальных школах для крестьянских детей. Заслуги духовенства в этом отношении, несмотря ни на что, должны цениться историей очень высоко».ГЛАВА 3. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКАB§3.1. Петропавловский приходПервыми русскими поселенцами в Варзуге, как и по всему поморью, были выходцы из Нижнего Новгорода. Переселенцев привлекали местные рыбные промыслы. Причина некоторого отдаления от моря, скорее всего скрывалась в соображениях безопасности в отношении порой агрессивных нападений шведов и норвежцев.В Варзуге не редко селились беглые–семиостровские лопари, кореляки (нижегородские карелы), солдаты и даже немецкие перебежчики.С течением времени здесь появлялисьвотчины монастырей: Соловецкого, Спасского, Сийского.Село Варзуга служило для окрестного населения административным и религиозным центром. Здесь жили постоянно церковнослужители и монастырские и патриаршие приказчики. В первой половине XIXвеказдесь располагалось и функционировало волостное и сельское управление, находилась сельская расправа. В Варзуге происходила, и зимняя торговля с лопарями,пригонявшими на продажу оленей и привозилирыбу. Здесь же лопари удовлетворяли свои духовные нужды: крестили детей, осуществляли исповеди и причащения. В этот период времени в Варзуге существовали две церкви – древнейшая, деревянная Успения Божией Матери (1674)и церковь во имя Святого Чудотворца Николая (1705).Упомянутые церкви не имели аренд и статей, содержались только на добровольные пожертвования немногочисленных прихожан, а также на прибыль от продажи свечей. Имущество этих церквей состояло из небольшого количества икон древнего письма, в том числе резная икона мученицы Параскевы Пятницы, храмозданные кресты, два слюдяных фонаря, два подсвечника, в виде столбов-тумб, с железным верхом для свечей, шесть Евангелий, два прибора священных сосудов и четыре напрестольных креста, XVIII века, пять литых медныхпаникадил. Согласно памятной книге 1822 г. и церковным документами в Петропавловском приходе были следующие священники: Василий Кириллов Гурьев, из дьячков в этом же приходе (1795-1836), затем сын его Гавриил Васильев Гурьев, также из дьячков (1836-1845), Василий Дмитриев с 1845 года.Причтвладел около 4,5 десятин сенокосной земли (на две коровы); жалованьесвященникабыло 137 р. 20 к., псаломщика– 58 р. 80 к. Таким образом причт, при отсутствии хлебопашества, содержится, главным образом, на добровольные пожертвования прихожан, а также заисполнение треб, поминовение и т.д. Суммарно в год выходило от 400 до 500 рублей.B§3.2. Понойский приходОколо 1570 года понойские лопари приняли христианство, которое здесь проповедовал монах Феогност. На царские деньги была построена для крещеной лопи церковь первопрестольных апостолов Петра и Павла, возле которой сначала поселились духовные лица, затем несколько русских крестьян Троице-Сергиева монастыря (Рубины, Верещагины, Русиновы). В 1608 году в Понойском погосте было 30 веж и 70 налогоплательщиков. Селение славилось ловлей семги на реке Поной. В конце XVI века Поной попадает под влияние Троице-Сергиевого монастыря, в 1658 году Поной стновится вотчинным владением Воскресенского и Крестного монастырей (основанных патриархом Никоном). В 1659 году монастыри добывали 23 852 рыбы семги.В 1764 году жители Поноя перешли во владение государственной коллегии экономии. По ревизии 1782 года в Понойском погосте оказалось 35 веж и 265 жителей обоего пола.В 1800 году количество жителей было мужчин 15, женщин 22, дворов 5. В 1888 году считалось жителей мужчин 89, женщин 93, дворов 44. С начала и до середины XIX века сюда переселилось множество лопарей с Терского берега: Варзуги, Чапомы. Увеличение населения продолжалось до начала 50х годов XIXвека, а затем приостановилось. В 1884 году в селе Поной открылась церковно-приходская школа. Занималось в ней немногим более 20учащихся.Первая приходская церковь находилась не в сегодняшнем селе Поной. Согласно церковным документам в 1810 г. в нем было только 7 дворов.Из сохранившихся некоторых документов (Указ Архиепископа Варнавы от 13 янв. 1710 г. о взимании пени за браки) видно, что в это время Петропавловская Понойская церковь стояла уже на своем месте. К началу XIXвека описываемая церковь, простояв более 250 лет, по крайней ветхости была разобрана, согласно указу консистории от 28 июля 1797 г. за № 1228. Вместо нее построена была новая, просуществовавшая до конца XIX века. В паперти Петропавловской церкви имелся придельный храм в честь Успения Божией Матери, устроенный в 1818 г. по ходатайству священника Андрея Андрианова и освященный в 1819 г. Кольским протоиереем Иоанном Дьяконовым при священнике Дамиане Андрианове.Этот придельный храм был устроен вместо отдельного Успенского храма.Стены Петропавловской церкви внутри обиты холстом и выбелены, а снаружи покрыты тесом и окрашены. В едином ансамбле с церковью устроена колокольня. Оба здания обнесены деревянной выкрашенной оградой.Утварью, ризницей и богослужебными книгами оба описываемые храма вполне достаточны. Иконостас Петро-Павловского храма трехъярусный со старинными иконами. Из предметов утвари более замечательным можно считать старинное напрестольное евангелие, пожертвованное в бывшую Успенскую церковь патриархом Никоном, о чем свидетельствовала его собственноручная надпись: «Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон». Им же пожертвована небольшая в сребропозлащенной ризе икона Богоматери с такой же надписью. На содержание вышеупомянутых церквей от прихожан ежегодно поступало от 50 до 100 р. от улова семги по р. Поною. Кружечно-кошелькового сбора в 1835 г. поступило 98 р. 17 к., свеч продано 8 пудов 18 фунтов и выручено чистой прибыли 152 р. 55 к.Кроме двух приходских храмов, в Понойском приходе находились три приписных и две часовни. Первая из приписных церквей по времени ее построения, находится в летнем Лумбовском погосте, в 100 километрах от Поноя зимним путем и в 150-ти летним. Церковь эта в честь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1883 г. Кузоменским прихожанином Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Императора Александра II и освящена священником Кузоменского прихода Алексием Синцовым совместно с священниками – Тетринского прихода Василием Сырневым и Понойского Николаем Шмаковым. В одной связи с ней устроена колокольня. В 1887 г. на средства местного лопаря Ивана Иванова Денисова оба здания обшиты тесом и окрашены и устроена вокруг них ограда, окрашенная белилами.Вторая приписная церковь, находившаяся в Сосновском погосте, в 90 километрах от с. Поноя; устроена на средства местных лопарей в память чудесного спасения Августейшей Царской Семьи от смертной опасности и освящена священником Кашкаранского прихода Михаилом Истоминым. Церковь эта небольших размеров, крестообразная, без колокольни.Третья приписная церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена без колокольни в 1891 г. на средства Кузоменского крестьянина А. П. Заборщикова, часто проживавшего здесь по своим делам. Необходимые церковные принадлежности для богослужения наличиствовали.Для обучения детей в 1884 г. открыта церковноприходская школа, помещавшаяся сначала в доме священника, который был и учителем до 1892 г., а затем с 1891 г. в собственном отдельном доме, приобретенном с помощью пожертвований. В ней обучалось 14 мальчиков и 4 девочкиучительствовала здесь окончившая курс в Епархиальном женском училище Анна Щеколдина с жалованьем в 120 р. (60 р. жалованья от церкви и столько же от Епархии). Отопление школы обеспечивалось за счет местных жителей в количестве 30 р.Причт Понойского прихода состоял из священника и псаломщика. Священник имел небольшой участок сенокоса (на одну корову). Во владении причта имелась семужья тоня (участок на реке для вылова рыбы)в устье р. Поноя, которая при хорошем улове давала порядка от 200 до 300 р. в год. Однако по сведениям клирических ведомостей, бывали годы, когда вместо прибыли был один убыток. Несмотря на давнее владение тоней, Понойские крестьяне дважды (в 1847 и 1875 г.) оспаривали права причта, но в оба раза безуспешно. От хорошего улова зависела и сумма причтовых доходов за требоисправления: в хороший год получалось от 200 до 300 р., а в неблагополучный значительно меньше. Жалованья священнику положено было 392 р., псаломщику 122 р., на разъезды обоим 100 р. Священнический дом устроен на средства общества в 1867 г., а псаломщицкий - в 1891 г. на средства А. П. Заборщикова и с помощью прихожан.С середины XIXв Понойском приходе была открыта церковно-приходская школа, причем священник в ней был и учителем.В это же время был исправлен иконостас Петро-Павловского храма и наружные стены Воздвиженского храма, устроены три приписных храма в трех лопарских погостах и псаломщицкий дом на средства прихода.B§3.3. Умбский приходУмба – древнейшее (наряду с Варзугой) русское селение Кольского полуострова. Упомянуто в 1466 году. Сначала находилось в 10 верстах от устья реки Умбы.В 1569 году – 42 крестьянских двора. Церковь Воскресения Христова (зимняя) и апостолов Петра и Павла (летняя, без печей). С 1578 года – вотчина двух монастырей: Кирилло-Белозерского (3/4) волости и Соловецкого (1/4 крестьян и угодий).Главное занятие жителей – лов сёмги, в меньшей степени – лов сельди и бой морских зверей. По ревизии 1722 года – 197 душ мужского пола, часть которых жила в выселках (Вялозеро, Кузрека и Оленица).После ликвидации духовных вотчин умбяне перешли в разряд государственных крестьян. В 1785 году в Умбе был 41 дом, в 12 из них грамотные мужчины (25 человек); три крестьянина имели мореходные суда общей грузоподъемностью в 7700 пудов.Во время иностранных нашествий (1589, 1855) Умба пострадала мало. В 1889 году крестьяне добыли 2223 пуда семги и 3307 пудов сельди.В 1782 году волость Умба Двинского уезда Архангельской губернии составляла три деревни с 300 жителями.В XIX веке в селе Умба была церковь, три часовни, 86 домов, церковно-приходская школа, которая открылась в 1894 году, управление полицейским станом, телефонно-телеграфная станция и управление акцизного ведомства. Проживало 499 жителей.Скотоводство в селе, в том числе и оленеводство, было мало развито. Большим подспорьем для жителей Умбы служил лесной промысел – рубка и сплав леса с озёр по рекам для лесопильных заводов.Официального статуса населенного пункта ныне деревня Умба не имеет. Так она называется в обиходе, являясь частью административного центра Терского района – городского поселения Умба».B§3.4. Кандалакшский приходКандалакшский приход появился около 500 лет назад, в начале XVI века, на правом берегу устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видна миссионерская работа преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением. И Государь велел архиепископу Макарию послати из Нова-града от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую».Появление храма в устье реки привлекло поток русских крестьян и промышленников на оседлое поселение в эти края. Со временем это привело к возникновению русской волости – села Кандалакша. 26 мая 1589 года храм Рождества Иоанна Предтечи и волость разделяют участь монастыря, когда «на петрово заговейно» ночью приходили «немецкие люди к морю в Кандалакшскую волость и на монастырь на Кандалакшской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек».Двадцать лет спустя, зимой 1612-1613 годы, в тяжёлое Смутное время на Кандалакшу снова напали, теперь украинские казаки и русские изменники. Серьёзно пострадала «Кандалакшская волостишка». «…разорены двадцать пять дворов крестьянских: люди посечены и дворы пожжены». Храм не упоминается, возможно, он не был ещё отстроен после нападения 1589 года.В начале XVII столетия правобережье реки Нивы заселили крестьяне, пришедшие из районов, охваченных Смутой. Они построили на прежнем месте новую Предтеченскую церковь, которая простояла около полутора века. Грамотой «преосвященного Варсонофия» от 23 октября 1751 года изрядно постаревшую к тому времени церковь Иоанна Предтечи разрешено было отремонтировать; поновленная, она к 1770-м годам снова пришла в ветхое состояние. Поэтому рядом со старой, решено было построить новую церковь. Строительство храма начали в 1786 году «своим иждивением» местные крестьяне, закончить строительство, из-за недостатка средств, удалось только в 1801 году.К концу XIX в. в Кандалакше существовало две церкви, освященных в честь Рождества Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Первая из них «одноглавая, теплая, на каменном фундаменте» была построена в 1865 г. «на Высочайше дарованную сумму» и стояла на месте одноименного храма, сожжённого англичанами в 1855 году (оставшегося от Кандалакшского монастыря). Предтеченская церковь, освящённая в 1801 году, находилась в правобережной части села. Она была теплая, одноглавая, высотой 15 метров, «в виде корабля», с отдельно стоящей колокольней (с пятью колоколами). Церковь отличалась необычной для Поморья конструкцией – пирамидальной ярусностью. Другой особенностью храма были настенные росписи, сделанные поморскими художниками в «простонародном духе».К Кандалакшскому приходу в то время были приписаны церкви и часовни других селений Кольского Севера. По клировым ведомостям начала XX столетия среди них значились церковь в деревне Княжая губа – во имя святого великомученика Георгия Победоносца и две часовни: во имя пророка Божия Илии в Федосьевском выселке и во имя святого преподобного Трифона Печенгского в Бабинском погосте. С 1889 г. в приходе была открыта школа, с декабря 1896 г. действовало церковное попечительство. В церковной библиотеке в 1900 г. имелось 285 книг 83-х названий.B§3.5. Кольский приходПервоначально в Коле были только часовни, строившиеся преимущественно новгородцами. По некоторым сведениям, в Кольской волости в конце XV столетия, была начата постройка церкви в честь Николая Чудотворца.В устье реки Колы преподобным Феодоритом была основана обитель и в ней храм в честь Пресвятой Троицы для новообращенных им Усть-Кольских лопарей. По просьбе тех же лопарей, новгородский архиепископ Макарий в 1532 г. прислал сюда же священника и диакона, которые освятили здесь две церкви: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. При этих церквях служил иеромонах Илия, освятивший в 1553 г. Троицкую обитель на р. Печенге и постригший в монашество основателя ее преподобного Трифона. Строительством этих церквей положено было начало Кольскому приходу, бывшему долгое время единственным для лопарей Мурманского берега и внутренней Лопландии. Дальнейшая судьба этих церквей неизвестна; только в 1681 г. была устроена уже новая церковь о 19 главах во имя Воскресения Христова с двумя приделами, один в честь Николая Чудотворца, а другой Георгия Победоносца. К концу XVIII века церковь эта очень обветшала; на устроение вместо нее новой уже каменной Императрицей Екатериной II было пожаловано 8000 р. Этот храм был почти весь сожжен англо-французской эскадрой.Во время Севастопольской войны, Кола в 1854 г. была разрушена и сожжена англичанами, после чего, и вледствии небольшого населения, и торговли, она была переведена в заштатный город и причислена со всей областью к Кемскому уезду. К концу 19 века она представляласобой маленький и бедный городок; все постройки в нем деревянные, за исключением каменного собора. Население его не превышало 800 душ обоего пола. Жители занимались морскими промыслами, торговлей с Норвегией, судостроением и судоходством. Для образования детей существовало только одноклассное приходское училище. Церковного капитала к 1895 г. состоит 3300 р.; из них 1700 р. пожертвованы купцом Алексеем Поповым на ремонт причтовых домов и на наем церковного сторожа. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 80 р. 84 к. и прибыли от продажи 13 пуд. 17 ф. свеч белого и желтого воска 380 р. 76 к. Церковно-приходское попечительство существует с 12 февр. 1892 г. и озабочено главным образом возобновлением кладбищенской Троицкой церкви, которая была построена в 1757 г. и служит в городе Коле единственным памятником о бывшем славном Печенгском монастыре, устроенном преподобным Трифоном в 1550 г. и сожженном финляндскими немцами в 1590 г.Причт Кольского соборного прихода состоял из 5 членов: протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков, из коих первому с 1854 г. положено казенного жалованья 392 р., второму 294, третьему 147, четвертому и пятому по 98 р., а всем вместе 1029 р. Кроме того, дохода на причт получается ежегодно от 600 до 700 р. Причтовых домов два: один двухэтажный для протоиерея и священника, устроенный в 1890 г., и другой одноэтажный для остальных членов причта.ЗАКЛЮЧЕНИЕКлимат оказывал большое влияние на хозяйственный уклад и образ жизни местных жителей в каждом регионе. Территории, находящиеся на морских окраинах страны и имели много внутренних вод (рек и озер), были подвержены сильным изменениям температуры, характеризовались длительной зимой и кратковременными прохладнымлетом. Неблагоприятные почвенные условия для сельского хозяйства не способствовали какой-либо сельскохозяйственной обработке. Основой хозяйства этой территории былорыболовство и промысел зверя. Такой характер хозяйственной деятельности населения был обусловлен обилием лесных и морских ресурсов. Прибыль в основном поступала от рыболовства, охоты, освоения лесов.Именно с этих доходов, уплачивались пошлины, обеспечивалось удовлетворение насущных потребностей населения и обеспечивалось благополучие приходов Этими особенностями были обусловлены внутренние взаимоотношения в церковных приходах Русского севера.В допетровский период сельская община была полностью самоуправляемой приходской единицей. Она строила храм, содержала его, выбирала священников и отправляла его к епископу, чтобы рукоположить его. Существовала достаточно свободная система перехода священников из прихода в приход также не был проблемой. Однако такая ситуация с духовенством выглядела неадекватной с точки зрения христианства и с точки зрения империи, которую строил Петр I.В 1808 году была проведена очень успешная реформа духовного образования и была создана трехуровневая система духовных школ (школа-семинар-академия). Однако образование –достаточно дорогое удовольствие, и государство не собиралась ее содержать. Именно приходам пришлось нестивсе расходы на содержание религиозного образования. В частности, в 1808 году произошел вывод всех накопленных приходских фондов (иногда с привлечением полиции). В качестве ответной меры стала практиковаться двойная бухгалтерия в приходах, нежелающих отдавать свои деньги епархии.По вышеупомянутым причинам практически все церковные приходы на территории Кольского полуострова были достаточно зависимыми от собственных прихожан. Особенно непросто обстояли дела с лопарскими приходами в виду того что лопари и саамы не вели оседлого образа жизни и периодически меняли места своего жительства. Сезонный характер жизни на полуострове накладывал отпечаток и на существование церковных приходов. Кроме этого по сведениям этнографов не все вновь обращенные в православную веру представители коренного населения в действительности принимали православие. Часть их всё-таки продолжала придерживаться собственных языческих культов. А принимая во внимание начальный опыт проникновения миссионеров на Кольский полуостров и используемая практика сожжения языческих божков проповедниками христианства могла наложить отпечаток на такое положение дел.По всем выше перечисленным обстоятельствам хозяйственная деятельность и в целом существование православных приходов в суровых условиях Русского севера осложнялось тремя основными факторами:1. Природные условия Кольского полуострова, позволявшие вести хозяйственную или промысловую деятельность только в определенные периоды времени. Большие расстояния между населенными пунктами и отсутствие дорог, а также сложность передвижения по каменистой тундре.2. Меняющийся состав приходских общин. Общая малонаселенность территорий и зависимость от сезонного промысла и успешности торговли. 3. Общая отдаленность от центрального церковного управления. Приход образования только во второй половине XIXвека. Отсутствие постоянного вооруженного контингента и угрозы нападения со стороны шведов норвежцев и англичан, особенно в периоды войн России с этими странами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБеглов А. Л. Законодательство Российской империи о православном приходе к началу 1890-х гг.[Текст]//Религии мира. История и современность. – 2012. – Т. 2010. – С. 369-386.Беглов А. Л. Православный приход Российской империи как объект фискальной политики светских и церковных властей в конце XIX начале ХХ в.[Текст]// Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2014. №57 (2).Горбачук Г. Н. Церковный приход как микросоциальная группа: организационные основы и тенденции функционирования [Текст]// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.Грацианова Н. П. Становление и развитие религиозного образования в Кольском крае в XIX-XXI веке [Текст]//Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. – 2018. – С. 182-187.Ефимова Н. А. Кандалакшский монастырь: история и библиотека [Текст]//Петербургские исследования. – 2011. – №. 3. – С. 209-218.Жданова В. И. Церковь, общество и государство в истории России [Текст]// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2006. №2.Зайцев О. А.«Лопарские приходы» в церковно-приходской системе Кольского Севера в XIX – начале XX веков [Текст]//Труды Кольского научного центра РАН. – 2018. – №. 11-15 (9).Зубанова С. Г. Социальная деятельность приходского духовенства в условиях огосударствленной православной церкви в Российской империи XIX в.[Текст]// Вестник РУДН. История России. 2014. №4.Казакова К. С. Проблема грамотности населения Кольского Севера в этнографических источниках конца XIX-начала XX вв.[Текст]//Труды Кольского научного центра РАН. – 2017. – №. 4-11 (8).Карнишина Н. Г. Церковные реформы в России второй половины ХIХ в. [Текст]// Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №3 (35).Московские Церковные Ведомости, 1888, N 3 (официальная часть). [Текст] / Издание Московской духовной консистории. - Москва: Тип. А. И. Снегиревой, 1880-1918.Московские Церковные Ведомости, 1886, N 1 (официальная часть) [Текст]/ Издание Московской духовной консистории. - Москва: Тип. А. И. Снегиревой, 1880-1918.Московские Церковные Ведомости, 1893, N 11 [Текст]/ Издание Московской духовной консистории. - Москва: Тип. А. И. Снегиревой, 1880-1918.Никитина Н. И. Женское епархиальное училище: от религиозного воспитания к педагогическому образованию [Текст]// Вестник НовГУ. 2011. №64.Никонов С. А. Бобыли Кольского Севера в XVII-XVIII вв. (на материале Кандалакшской волости Кольского уезда) [Текст]//Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2008. – №. 2.Никонов С. А. Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского монастыря на Мурманском берегу во второй половине XVI-первой трети XVIII века [Текст]//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2010. – №. 7. – С. 16-22.Сафонов А. А. Государство и конфессии в позднеимперской России: правовые аспекты взаимоотношений. [Текст]Монография. – Издательство «Проспект», 2017.Московские Церковные Ведомости, 1884, N 9.Московские Церковные Ведомости, 1891, N 25.Московские Церковные Ведомости, 1893 N 5 (официальная часть).Московские Церковные Ведомости, 1893 N 6.Московские Церковные Ведомости, 1893, N 3 (официальная часть).ЦИАМ, ф. 1574, оп. 1, д. 5, л.124-129.ЦИАМ, ф. 203 оп. 744, д. 2256, л. 254.ЦИАМ, ф. 203 оп. 744, д. 2545, л. 181.ЦИАМ, ф. 203, оп. 206, д. 640.ЦИАМ, ф. 203, оп. 206, д. 665.ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2256, л. 174.ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2256, л. 190.ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2362, л. 301.ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2362, л. 316-319.ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2536, л. 120-125.ЦИАМ, ф. 203, оп. 746, д. 1016.ЦИАМ, ф. 203, оп. 752, д. 7736.ЦИАМ, ф. 1574, оп. 1, д. 5, л. 464.ЦИАМ, ф. 203, оп. 446, д. 25.ЦИАМ, ф. 203, оп. 480, д. 24.ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2256, л. 190.ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2536, л.41.Шахова И. В. Церковь и государство в России: эволюция взаимоотношений в XIX веке [Текст]// Огарёв-Online. 2015. №3 (44).
2. Беглов А. Л. Православный приход Российской империи как объект фискальной политики светских и церковных властей в конце XIX начале ХХ в. [Текст] // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2014. №57 (2).
3. Горбачук Г. Н. Церковный приход как микросоциальная группа: организационные основы и тенденции функционирования [Текст]// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.
4. Грацианова Н. П. Становление и развитие религиозного образования в Кольском крае в XIX-XXI веке [Текст] //Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. – 2018. – С. 182-187.
5. Ефимова Н. А. Кандалакшский монастырь: история и библиотека [Текст] //Петербургские исследования. – 2011. – №. 3. – С. 209-218.
6. Жданова В. И. Церковь, общество и государство в истории России [Текст] // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2006. №2.
7. Зайцев О. А. «Лопарские приходы» в церковно-приходской системе Кольского Севера в XIX – начале XX веков [Текст] //Труды Кольского научного центра РАН. – 2018. – №. 11-15 (9).
8. Зубанова С. Г. Социальная деятельность приходского духовенства в условиях огосударствленной православной церкви в Российской империи XIX в. [Текст] // Вестник РУДН. История России. 2014. №4.
9. Казакова К. С. Проблема грамотности населения Кольского Севера в этнографических источниках конца XIX-начала XX вв. [Текст] //Труды Кольского научного центра РАН. – 2017. – №. 4-11 (8).
10. Карнишина Н. Г. Церковные реформы в России второй половины ХIХ в. [Текст] // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №3 (35).
11. Московские Церковные Ведомости, 1888, N 3 (официальная часть). [Текст] / Издание Московской духовной консистории. - Москва: Тип. А. И. Снегиревой, 1880-1918.
12. Московские Церковные Ведомости, 1886, N 1 (официальная часть) [Текст] / Издание Московской духовной консистории. - Москва: Тип. А. И. Снегиревой, 1880-1918.
13. Московские Церковные Ведомости, 1893, N 11 [Текст] / Издание Московской духовной консистории. - Москва: Тип. А. И. Снегиревой, 1880-1918.
14. Никитина Н. И. Женское епархиальное училище: от религиозного воспитания к педагогическому образованию [Текст] // Вестник НовГУ. 2011. №64.
15. Никонов С. А. Бобыли Кольского Севера в XVII-XVIII вв. (на материале Кандалакшской волости Кольского уезда) [Текст] //Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2008. – №. 2.
16. Никонов С. А. Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского монастыря на Мурманском берегу во второй половине XVI-первой трети XVIII века [Текст] //Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2010. – №. 7. – С. 16-22.
17. Сафонов А. А. Государство и конфессии в позднеимперской России: правовые аспекты взаимоотношений. [Текст] Монография. – Издательство «Проспект», 2017.
18. Московские Церковные Ведомости, 1884, N 9.
19. Московские Церковные Ведомости, 1891, N 25.
20. Московские Церковные Ведомости, 1893 N 5 (официальная часть).
21. Московские Церковные Ведомости, 1893 N 6.
22. Московские Церковные Ведомости, 1893, N 3 (официальная часть).
23. ЦИАМ, ф. 1574, оп. 1, д. 5, л.124-129.
24. ЦИАМ, ф. 203 оп. 744, д. 2256, л. 254.
25. ЦИАМ, ф. 203 оп. 744, д. 2545, л. 181.
26. ЦИАМ, ф. 203, оп. 206, д. 640.
27. ЦИАМ, ф. 203, оп. 206, д. 665.
28. ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2256, л. 174.
29. ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2256, л. 190.
30. ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2362, л. 301.
31. ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2362, л. 316-319.
32. ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2536, л. 120-125.
33. ЦИАМ, ф. 203, оп. 746, д. 1016.
34. ЦИАМ, ф. 203, оп. 752, д. 7736.
35. ЦИАМ, ф. 1574, оп. 1, д. 5, л. 464.
36. ЦИАМ, ф. 203, оп. 446, д. 25.
37. ЦИАМ, ф. 203, оп. 480, д. 24.
38. ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2256, л. 190.
39. ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 2536, л.41.
40. Шахова И. В. Церковь и государство в России: эволюция взаимоотношений в XIX веке [Текст] // Огарёв-Online. 2015. №3 (44).
Вопрос-ответ:
Какие преобразования происходили в церковных приходах Кольского уезда в первой половине XIX века?
В первой половине XIX века в церковных приходах Кольского уезда происходили различные преобразования. Наиболее значимые из них включали административно-территориальные изменения, реформы в церковной организации и управлении, а также изменения в хозяйственной деятельности приходов.
Каковы были взаимоотношения между государством и церковью в Кольском уезде до 1800 года?
До 1800 года, взаимоотношения между государством и церковью в Кольском уезде характеризовались тесным взаимодействием и взаимной поддержкой. Государство выполняло роль покровителя и защитника церковных интересов, а церковь, в свою очередь, поддерживала власть и служила духовной опорой для населения.
Какие реформы были проведены в церкви в период с 1800 по 1850 годы и как они отразились на православных приходах в Кольском уезде?
В период с 1800 по 1850 годы в церкви были проведены различные реформы, направленные на усовершенствование организации и управления. В результате этих реформ укрепилась централизация церковной власти, были установлены новые правила для приходов, изменены принципы финансирования и управления хозяйством приходов.
Какими административно-территориальными преобразованиями были характеризованы приходы Русской православной церкви в первой половине XIX века на Русском Севере?
В первой половине XIX века на Русском Севере церковные приходы подверглись значительным административно-территориальным преобразованиям. Были проведены переподчинения, реорганизации и объединения различных церковных единиц с целью оптимизации управления и улучшения организации приходов.
Какие были взаимоотношения государства и церкви в период до 1800 года?
В период до 1800 года взаимоотношения государства и церкви были тесно связаны. Церковь в России имела особое положение и была тесно связана с государственными структурами. Государство влияло на назначение и деятельность церковных должностных лиц, а церковь, в свою очередь, поддерживала государственные идеи и охраняла социальный порядок. Государство также финансировало церковные приходы и благотворительные учреждения.
Какие реформы произошли в церкви в период с 1800 по 1850 годы?
В период с 1800 по 1850 годы произошло несколько значимых реформ в церкви. Одна из главных реформ была проведена в 1825 году и затрагивала назначение и функции духовенства. Было решено ограничить полномочия церковных должностных лиц и упразднить некоторые должности. Также были введены новые правила назначения на должности и организации церковной администрации. Другая важная реформа была связана с финансированием церкви. В 1832 году была проведена реформа, которая изменила систему финансирования церкви и установила единый налог на благотворительные учреждения.
Какие изменения произошли в административно-территориальном устройстве в первой половине XIX века на Русском Севере?
В первой половине XIX века на Русском Севере произошли значительные изменения в административно-территориальном устройстве. Российская империя активно осуществляла административные реформы, в результате которых различные территории объединялись и переформировались. Введение новых губерний и уездов привело к изменениям в организации православных приходов. Были созданы новые православные приходы и возникли новые церковные учреждения для управления и организации деятельности церкви на новых территориях.
Какие были взаимоотношения между государством и церковью в период до 1800 года?
В период до 1800 года взаимоотношения между государством и церковью были достаточно сложными. Церковь была тесно связана с государством и считалась его надзорным органом. Государство осуществляло контроль над церковным имуществом и назначением священников. Однако, церковь также имела определенную автономию и могла принимать самостоятельные решения по вопросам внутреннего устройства и хозяйственной деятельности.
Какие реформы происходили в православных приходах с 1800 по 1850 годы?
С 1800 по 1850 годы православные приходы подверглись некоторым реформам. В этот период было проведено церковное реформирование, основной целью которого было упорядочение и улучшение хозяйственной деятельности церквей. Были введены новые правила по управлению приходами, проведены мероприятия по улучшению финансового состояния церквей и развитию их хозяйственной деятельности.
Какие административно-территориальные преобразования происходили на Русском Севере в первой половине XIX века?
В первой половине XIX века на Русском Севере происходили значительные административно-территориальные преобразования. Было проведено деление губерний, созданы новые уезды и введены новые административные единицы. В результате этих преобразований, церковные приходы на Севере были перераспределены и получили новые территории для своей хозяйственной деятельности.