Поло-ролевые особенности склонности к суицидальному поведению у подростков 15-16 лет
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 04.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СУИЦИД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Основные отечественные и зарубежные психологические подходы к исследованию суицида 5
1.2. Особенности и причины суицидального риска у подростков 8
1.3. Психологические факторы суицидального риска у подростков 10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛО-РОЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ПОДРОСТКОВ 17
2.1. Организация и методики исследования 17
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных 22
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Нами была проведена методика «Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой». На рисунке 3 представлены средние значения по шкалам.Рис. 3.Результаты исследованияподростков по опроснику суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой (баллы).Средние значения по всем шкалам находятся на достаточно низком уровне, в отличие от антисуицидального фактора, который находится на среднем уровне и имеется тенденция к увеличению. Это свидетельствует о глубоком понимании чувства долга ответственности за близких. Представлении о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличия уровня предпосылок для психокоррекционной работы.Результаты проведенной методики субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина (тест на тревожность Спилбергера-Ханина) можно оценить на рисунке 4.Рис. 4. Результаты исследованияподростков «Тест на тревожность Спилбергера-Ханина» (баллы).Данные значения говорят, что в среднем отмечается средний уровень ситуативной и личностной тревожности. Однако, ситуативная тревожность значительно выше показателей личностной тревожности. Это может быть непосредственно связано со сменой обстановки молодых людей, оказавшихся в казарменных и уставныхусловиях.Нами был проведен сравнительный анализ с результатами по данным методикам в контрольной группе студентов.На рисунке 5,6 мы можем видеть результаты исследования индивидуально-типологических особенностей у студентов.Рис.5. Результаты исследования студентов по методике «Индивидуально -типологический опросник Л.Н. Собчик» (баллы).Рис.6. Результаты исследования студентов по методике «Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик» (баллы)Согласно данным, мы видим, что по шкале «Лабильность», «Тревожность», «Сензитивность» и «Интроверсия» получены средние показатели, которые находятся в пределах нормы и свойственны гармоничной личности.Шкала «Тревожности» при умеренных показателях (3–4 балла) выявляет осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде.Шкала «Сензитивности» в данном случае, так же, стремится к увеличению (более 4 баллов), что говорит о личности впечатлительной и весьма чувствительной к давлению окружающей среды.Однако, по шкалам: «Экстраверсия», «Спонтанность», «Агрессивность» и «Ригидность» получены высокие результаты, они свидетельствуют об эмоциональной напряженности, затрудненной адаптации, клинически очерченные симптомы. Показатели шкалы «Спонтанности» в пределах 5–7 баллов проявляются раскованностью поведения и стремлением к лидированию.Исходя из сравнительного анализа показателей подростковженского и мужского пола по методике «Индивидуально - типологический опросник Л.Н. Собчик», мы можем наблюдать, что значительных различий не обнаружено (Рис. 7).Рис.7. Сравнительный анализ показателей подростковженского и мужского пола по методике «Индивидуально - типологический опросник Л.Н. Собчик» (баллы)Так же, был проведен сравнительный анализ по методике «Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой»(Рис.8).Рис. 8. Результаты сравнительного анализа подростков женского и мужского пола по «Опроснику суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой» (баллы)Исходя из сравнительного анализа показателей подростковженского и мужского пола по методике «Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой», мы можем наблюдать, что значительных различий так же не обнаружено.Стоит отметить, что выявлены средниепоказатели - «Социальный пессимизм» и «Слом культурных барьеров» стремящиеся к увеличению, что свидетельствует об отрицательной концепции окружающего мира. Восприятии мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. «Слом культурных барьеров» говорит о культе самоубийства. Поиске культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным.Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни.Такие шкалы как «Демонстративность», «Аффективность»,«Максимализм» так же находятся выше остальных шкал, таких как: «Уникальность», «Несостоятельность» и «Временная перспектива».Шкала «Демонстративности» свидетельствует о желании привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи".«Аффективность» - доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.Шкала «Максимализм» говорит об инфантильном максимализме ценностных установок, который свойственен незрелым личностям. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.Максимально высокие показатели «Антисуицидального фактора» говорят о возможности проведения психокоррекционной работы в средеподростков, которые еще не успели адаптироваться к новой школе и имеется риск суицидальных действий.Сравним результаты теста «Личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина» (Рис 9).Рис. 9. Сравнительный анализ теста «Личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина» (баллы).Как мы видим из представленной диаграммы, значительных различий не обнаружено, но стоит отметить тенденцию к увеличению показателей как личностной, так и ситуативной тревожности у подростков женского пола, что так же, можно отнести к смене обстановки и жизни в целом.Нами была проведена статистическая обработка данных личностной и ситуативной тревожности между подростками мужского и женского пола (табл. 1,2.). Достоверность различий в показателях личностной и ситуативной тревожности была подтверждена непараметрическим критерием знаков G.Таблица 1Достоверность различий в показателях личностной тревожности между подростками мужского и женского полаG эмп = 9 G крит = 9, p≤ 0,05G эмп =G крит* *различия в показателях личностной тревожности достоверны.Таблица 2Достоверность различий в показателях ситуативной тревожности между подростками мужского и женского полаG эмп = 8 G крит = 8, p≤ 0,05G эмп =G крит* *различия в показателях ситуативной тревожности достоверны.Был вычислен коэффициент корреляции Пирсона между «Антисуицидальным фактором» и «Агрессивностью» (r = -0,44779), что свидетельствует об обратной отрицательной взаимосвязи между этими показателями .ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕПо результатам изучения особенностей личности по методике «Индивидуально - типологический опросник Л.Н. Собчик» получены средние значения по шкалам: «Лабильность», «Тревожность», «Сензитивность» и «Интроверсия», которые характерны для гармоничной личности. Однако,по шкалам: «Экстраверсия», «Спонтанность», «Агрессивность» и «Ригидность» получены высокие результаты, они свидетельствуют об эмоциональной напряженности.При изучении суицидальных наклонностей с помощью «Опросника суицидального риска Т.Н. Разуваевой», выявлены средние значения по всем шкалам, которые находятся на низком уровне, в отличие от «Антисуицидального фактора», который так же находится на среднем уровне, однако, имеется тенденция к увеличению. Это свидетельствует о глубоком понимании чувства долга ответственности за близких. Представлении о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличия уровня предпосылок для психокоррекционной работы.Были выявлены средние значения личностной и ситуативной тревожности с помощью «Теста на тревожность Спилбергера-Ханина». Однако, ситуативная тревожность значительно выше показателей личностной тревожности.Были выявлены значимые различия в ситуативной и личностной тревожности между подростками мужского и женского пола.ЗАКЛЮЧЕНИЕНами была проанализирована отечественная и зарубежная литература по вопросу суицидального риска.С точки зрения причинно-следственного подхода в литературе появилось три подхода к понятию самоубийства: биологический (патопсихологический), психологический и социологический. Феномен самоубийства может быть теоретически и практически представлен во всей полноте только с учетом влияния целого комплекса факторов: социально-экономических услуг,социальных и психологических, социально-педагогических.Выявленыиндивидуально-психологические особенности и причины суицидального риска подростков: заниженный уровень самооценки, высокая потребность в самореализации, недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности, тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины, трудности в волевых усилиях при принятии решений и др.Изучены психологические факторы суицидального риска у подростков: суровый характер социальных норм, регулирующих взаимодействие подростков; развитая знаково-символическая система регулирования деятельности; обеспечение строгого соблюдения социальных ценностей и норм и др.По итогам сравнительного анализа исследования подростковмужского и женского полапо методике «Индивидуально - типологический опросник Л.Н. Собчик» получены средние значения по шкалам: «Лабильность», «Тревожность», «Сензитивность» и «Интроверсия». Однако, по шкалам: «Экстраверсия», «Спонтанность», «Агрессивность» и «Ригидность» получены высокие результаты.При изучении суицидальных наклонностей с помощью «Опросника суицидального риска Т.Н. Разуваевой», выявлены средние значения по всем шкалам, которые находятся на низком уровне, в отличие от «Антисуицидального фактора», который так же находится на среднем уровне, однако, имеется тенденция к увеличению. Это показатель наличия уровня предпосылок для психокоррекционной работы.Выявлены средние значения личностной и ситуативной тревожности с помощью «Теста на тревожность Спилбергера-Ханина». Однако, ситуативная тревожность выше показателей личностной тревожности. Были выявлены значимые различия в ситуативной и личностной тревожности между подростками мужского и женского пола.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. –М., 2020 -48 с.2. Ванюхина, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. / Н. В. Ванюхина. – Кн. 2. – Казань: Познание, 2018. – 2018. – 291 с.3.Вольнов Н.М., Шустов Д.И. Клинико-суицидологический анализ несчастных случаев у подростков // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии. –М.: ГЕОС, 2014 –С. 324. Гизатулина, А. А. Логика самоубийства : монография / А. А. Гизатулина, А. А. Тараданов. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2017. 257 с.5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.Б. Дарвиш – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2014. – 264 с6. Дьяченко М.И.,Психологический словарь-справочник: учебное пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. - 5-е изд., доп. и расшир. - М: [б. и.], 2019. - 455 с.7. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 2014.— 399 с.8.Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям / В. Казанская. – СПб: Питер, 2011. – 286 с.9.Калита А. Н., Косарев В. Н. Психология отклоняющегося поведения подростков. Суициды и их предупреждение // Пособие по общественно-государственной подготовке офицеров, генералов и адмиралов ВС РФ. Выпуск I.» — М.:Воениздат, 2019.10.Логвиненко, В. В. Экспертная оценка социально-психологических особенностей личности при расследовании суицидальных попыток подростков : автореф. дис. канд. психол. наук / В. В. Логвиненко. Ростов н/Д, 2017. 22 с.11. Мкртумова, И. В. Девиации в современных социальных институтах: особенности социального конструирования : автореф. дис. д-ра социол. наук / И. В. Мкртумова. М., 2020. 48 с.12. Мягков, А. Ю. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы / А. Ю. Мягков, И. В. Журавлева, С. Л. Журавлева // Социол. журн. 2013. № 1. С. 48–70.13. Парфёнова А.А. Типологические особенности суицидального пациента. // Социологические исследования 2019, №4., С.108 – 116.14. Положий Б. С., ред. Суициды в России и Европе. М.: МИА; 2016. 212 с.15. Предупреждение суицидов: глобальный императив. Женева: ВОЗ; 2014.- 102 с.16. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – 12-е изд. – СПб.: Питер. – 2020. – 812 с17.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 2020. – 368 с.18. Харабет К. В. Суицидальное поведение как форма девиантного поведения военнослужащих / К. В. Харабет // Право в вооруж. силах. 2013.19. Хорни К., Невротическая личность нашего времени: Самоанализ, Пер. с англ. В. В. Старовойтовой; Общ. ред. Г. В. Бурменской. - М.: Прогресс, 2020. – 478 с.20.Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2013. – 380 с.21. Шнейдман Э. С. Душасамоубийцы. М.: Смысл, 2011. 315 с.22. Юнг К.Г., Проблемы души нашего времени. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.№ 2. С. 13–14.23. Chioqueta A.P., Stiles T. Personality traits and the development of depression, hope-lessness, and suicide ideation. Personality and Individual Differences, 2015. Vol. 38, no. 6, pp. 1283—129124. Fleischmann A., Bertolote J.M., Belfer M., et al. Completed Suicide and Psychiat-ric Diagnoses in Young People: A Critical Examination of the Evidence. American Journal of Orthopsychiatry, 2015. Vol. 75, no. 4, pp. 676—68325.King C.A., Foster C.E., Rogalski K.M. Suicide Risk. New York, NY: Guilford Press, 2013. 208 p26.Van Orden K.A., Witte T.K., Cukrowicz K.C., et al. The Interpersonal Theory of Suicide. Psychological Review, 2010. Vol. 117, no. 2, pp. 575—600.
2. Ванюхина, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. / Н. В. Ванюхина. – Кн. 2. – Казань: Познание, 2018. – 2018. – 291 с.
3. Вольнов Н.М., Шустов Д.И. Клинико-суицидологический анализ несчастных случаев у подростков // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии. –М.: ГЕОС, 2014 –С. 32
4. Гизатулина, А. А. Логика самоубийства : монография / А. А. Гизатулина, А. А. Тараданов. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та,
2017. 257 с.
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.Б. Дарвиш – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2014. – 264 с
6. Дьяченко М.И.,Психологический словарь-справочник: учебное пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. - 5-е изд., доп. и расшир. - М: [б. и.], 2019. - 455 с.
7. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 2014.— 399 с.
8. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям / В. Казанская. – СПб: Питер, 2011. – 286 с.
9. Калита А. Н., Косарев В. Н. Психология отклоняющегося поведения подростков. Суициды и их предупреждение // Пособие по общественно-государственной подготовке офицеров, генералов и адмиралов ВС РФ. Выпуск I.» — М.: Воениздат, 2019.
10. Логвиненко, В. В. Экспертная оценка социально-психологических особенностей личности при расследовании суицидальных попыток подростков : автореф. дис. канд. психол. наук / В. В. Логвиненко. Ростов н/Д, 2017. 22 с.
11. Мкртумова, И. В. Девиации в современных социальных институтах: особенности социального конструирования : автореф. дис. д-ра социол. наук / И. В. Мкртумова. М., 2020. 48 с.
12. Мягков, А. Ю. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы / А. Ю. Мягков, И. В. Журавлева,
С. Л. Журавлева // Социол. журн. 2013. № 1. С. 48–70.
13. Парфёнова А.А. Типологические особенности суицидального пациента. // Социологические исследования 2019, №4., С.108 – 116.
14. Положий Б. С., ред. Суициды в России и Европе. М.: МИА; 2016. 212 с.
15. Предупреждение суицидов: глобальный императив. Женева: ВОЗ; 2014.- 102 с.
16. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – 12-е изд. – СПб.: Питер. – 2020. – 812 с
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 2020. – 368 с.
18. Харабет К. В. Суицидальное поведение как форма девиантного поведения военнослужащих / К. В. Харабет // Право в вооруж. силах. 2013.
19. Хорни К., Невротическая личность нашего времени: Самоанализ,
Пер. с англ. В. В. Старовойтовой; Общ. ред. Г. В. Бурменской.
- М.: Прогресс, 2020. – 478 с.
20. Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2013. – 380 с.
21. Шнейдман Э. С. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2011. 315 с.
22. Юнг К.Г., Проблемы души нашего времени. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с. № 2. С. 13–14.
23. Chioqueta A.P., Stiles T. Personality traits and the development of depression, hope-lessness, and suicide ideation. Personality and Individual Differences, 2015. Vol. 38, no. 6, pp. 1283—1291
24. Fleischmann A., Bertolote J.M., Belfer M., et al. Completed Suicide and Psychiat-ric Diagnoses in Young People: A Critical Examination of the Evidence. American Journal of Orthopsychiatry, 2015. Vol. 75, no. 4, pp. 676—683
25. King C.A., Foster C.E., Rogalski K.M. Suicide Risk. New York, NY: Guilford Press, 2013. 208 p
26. Van Orden K.A., Witte T.K., Cukrowicz K.C., et al. The Interpersonal Theory of Suicide. Psychological Review, 2010. Vol. 117, no. 2, pp. 575—600.
Вопрос-ответ:
Какие основные отечественные и зарубежные психологические подходы существуют к исследованию суицида?
Существуют различные подходы к исследованию суицида. Отдельные подходы акцентируют внимание на социальных и психологических факторах, влияющих на риск суицида, таких как социальное окружение, стресс, психические расстройства и т.д. Другие подходы анализируют биологические механизмы, играющие роль в возникновении суицидального поведения. Отечественные и зарубежные исследователи используют разнообразные методы и теоретические модели, чтобы понять причины суицида и разработать эффективные меры по его предотвращению.
Какие особенности и причины суицидального риска среди подростков?
Суицидальный риск у подростков обусловлен множеством факторов. Одной из основных причин является психическое расстройство, такое как депрессия или тревожность. Другие факторы могут включать социальную изоляцию, низкую самооценку, наличие насилия в семье или общественной среде, а также доступ к оружию или ядовитым веществам. Важную роль также играют школьные проблемы, академическая неудача и отсутствие социальной поддержки. В подростковом возрасте эти факторы могут быть особенно разрушительными, так как подростки еще не сформировали должным образом свою личность и не обладают достаточной устойчивостью к стрессу.
Какие психологические факторы имеют влияние на суицидальный риск у подростков?
У подростков суицидальный риск может быть связан с различными психологическими факторами. Например, повышенное чувство одиночества и отчуждения может способствовать суицидальным мыслям и попыткам. Расстройства настроения, такие как депрессия и тревожность, также могут значительно повышать риск суицидального поведения. Низкая самооценка и отсутствие навыков справления со стрессом также могут быть факторами, приводящими к суициду. Злоупотребление наркотиками и алкоголем также может существенно увеличить вероятность суицидального поведения у подростков.
Какие основные подходы к исследованию суицида существуют?
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к исследованию суицида. Они включают в себя социально-психологический, психоаналитический, психиатрический и другие подходы. Каждый из них рассматривает суицид как сложную социально-психологическую проблему и ставит перед собой цель выявить особенности и причины суицидального риска.
Какие особенности и причины суицидального риска у подростков?
Суицидальный риск у подростков обусловлен различными факторами. Одним из самых важных является психологический фактор, который может быть связан с наличием психических заболеваний, низкой самооценкой, стрессовыми ситуациями и другими психологическими проблемами. Также важными факторами являются социальные условия, такие как семейная обстановка, образование, социальный статус и т.д.
Какие психологические факторы могут быть связаны с суицидальным риском у подростков?
Психологический риск суицидального поведения у подростков может быть связан с такими факторами, как депрессия, тревожность, нарушения психического здоровья, наличие других психологических проблем. Также отрицательная самооценка, низкое чувство собственной ценности, недостаток социальной поддержки и негативный опыт межличностных отношений могут увеличить риск суицидального поведения.
Какие эмпирические исследования проводятся по поло-ролевым особенностям суицидального риска у подростков?
Эмпирические исследования по поло-ролевым особенностям суицидального риска у подростков направлены на выявление различий в суицидальном поведении между мальчиками и девочками. Они анализируют влияние социальной роли и стереотипов на суицидальное поведение, а также исследуют различия в психологических факторах, связанных с суицидальным риском, в зависимости от пола.
Какие основные подходы к исследованию суицида существуют?
Основные подходы к исследованию суицида включают отечественные и зарубежные психологические подходы. Отечественные подходы включают исследование суицидального поведения с точки зрения психологического и социального аспектов. Зарубежные подходы включают исследование суицида с использованием различных теорий и моделей, таких как модель рационального выбора или модель суицидальной фрустрации.