Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетическогр развития детей старшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 40 40 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 10.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования театрализованной деятельности как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Понятие театрализованной деятельности 10
1.3 Роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников 21
Глава 2. Практические основы использования театрализованной деятельности как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Первичная диагностика компонентов художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности 28
2.3 Вторичная диагностика компонентов художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 32
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 39

Фрагмент для ознакомления

А.) (см. приложение 3) В дошкольном возрасте у детей процесс познания происходит эмоционально, т.е. практическим путем. Каждый ребенок является маленьким исследователем, который с удивлением и радостью открывает для себя окружающий мир. Дошкольникам предлагалось несколько репродукций картин (рис. 9-10) Таблица 1 Результаты диагностики уровня эстетического воспитания детей на начальном этапе опытно-поисковой работы № п/п Восприятие произведений ИЗО Познавательный интерес к художественным произведениям Общий балл Общий уровень Балл Уровень Балл Уровень 1 1 ребёнок 10 С 6 С 18 С 2 2 ребёнок 6 Н 7 С 16 С 3 3 ребёнок 11 С 6 С 21 С 4 4 ребёнок 9 С 3 Н 14 Н 5 5 ребёнок 5 Н 5 С 13 Н 6 6 ребёнок 8 С 2 Н 14 Н 7 7 ребёнок 11 С 6 С 23 В 8 8 ребёнок 4 Н 4 С 11 Н 9 9 ребёнок 16 В 5 С 27 В 10 10ребёнок 9 С 3 Н 14 Н Полученные результаты были переведены в проценты, таким образом получили, что: на низком уровне - 50%; на среднем уровне - 30%; на высоком уровне - 20%. Из таблицы 3 следует, что 3 дошкольника (30%) продемонстрировали средний уровень, а 5 дошкольников (50%) – низкий уровень. Высокий уровень продемонстрировало 2 дошкольника (20%). В процессе определения особенностей восприятия художественных произведений следует отметить, что в целом все дошкольники активно участвовали. Однако 2 дошкольника (20%) проявили незначительный интерес, что и продемонстрировала проведенная диагностика, т.е. низкий уровень. Один дошкольник (10%) активно участвовал, знал названия репродукций картин и правильно соотносил их с музыкальным сопровождением не принужденно и легко отвечал на вопросы без помощи взрослых. Остальные 6 дошкольников (60%) продемонстрировали средний уровень. Что касается познавательного интереса к искусству, то 2 дошкольника продемонстрировали низкий уровень, и 8 (80%) – средний уровень. Анализ полученных данных позволяет значительно быстрее и точнее, чем в процессе повседневной жизни и обычных занятий, изучить группу детей, составить её «портрет», а также выявить степень продвижения детей данной группы. Кроме того, диагностика помогает выявить «показатели достижений», т.е. показатели продвинутости каждого. Таким образом, получаемые результаты педагогической диагностики позволяют сделать вывод, что дети, принимавшие участие в опытно-поисковой работе, в основном имеют средний и низкий уровень эстетического воспитания, и эти данные являются основой для определения эффективности процесса по формированию эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и уточнения дальнейшей программы эстетического воспитания. Получив такой невысокий результат уровня качества эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства, была намечена дальнейшая работа по развитию эстетического воспитания старших дошкольников посредством аппликации. 2.2 Программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельностиПояснительная запискаФедеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» предполагает— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;— становление эстетического отношения к окружающему миру;— формирование элементарных представлений о видах искусства;— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельностиХудожественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности.Содержание данной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;4)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;5)сотрудничество ДОУ с семьей;6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);9)учет этнокультурной ситуации развития детей.Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:•Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения•Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"•Приказ МОиНРФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их.Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.Общий объем учебной нагрузкиПрограмма предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин – средняя группа, 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год -36.Учебный планОбразовательные ситуацииПериоды обученияХудожественно- эстетическое развитиеКоличество на1 ребенкаКоличество в неделюКоличество в годСтаршая1136Количество учебных недель в году – 36Количество учебных занятий – 36При организации театральной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.2.3 Вторичная диагностика компонентов художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возрастаДля определения эффективности разработанной программыхудожественного-эстетического развитие в процессе восприятия произведений искусства был проведен итоговый этап опытно-поисковой работы. Задачи итогового этапа опытно-поисковой работы: Определить уровень художественного-эстетического развитие старших дошкольников; Определить эффективность разработанной программыхудожественного-эстетического развитие старших дошкольников. На этом этапе был использован тот же диагностический материал, что и на начальном этапе опытно-поисковой работы. Таблица 2 Результаты итогового этапа опытно-поисковой работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами искусства № п/п Восприятие произведений ИЗО Познавательный интерес к художественным произведениям Общий балл Общий уровень Балл Уровень Балл Уровень 1 1 ребёнок 10 С 6 С 18 С 2 2 ребёнок 6 Н 7 С 16 С 3 3 ребёнок 11 С 6 С 21 С 4 4 ребёнок 9 С 3 Н 14 Н 5 5 ребёнок 5 Н 5 С 13 Н 6 6 ребёнок 8 С 2 Н 14 Н 7 7 ребёнок 11 С 6 С 23 В 8 8 ребёнок 4 Н 4 С 11 Н 9 9 ребёнок 16 В 5 С 27 В 10 10ребёнок 9 С 3 Н 14 Н Из таблицы 2 следует, что произошли изменения, при этом особенно улучшились результаты у четверых дошкольников (40%), чей результат возрос на два балла. Также у 3 дошкольников (30%) он улучшился на три балла. Наименее значительное изменение произошло у 1 дошкольника (10%), а именно на три балла. Также у 1 дошкольника (10%) результат возрос на 5 баллов. Таблица 3 Сравнительный анализ данных, полученный на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы эстетического воспитания детей средствами искусства № Дети Начальный этап Итоговый этап Изменения балл уровень балл уровень 1 1 ребёнок 18 С 23 В +5 2 2 ребёнок 16 С 19 С +3 3 3 ребёнок 21 С 23 В +2 4 4 ребёнок 14 Н 16 С +4 5 5 ребёнок 13 Н 15 С +2 6 6 ребёнок 14 Н 17 С +3 7 7 ребёнок 23 В 25 В +2 8 8 ребёнок 11 Н 15 С +4 9 9 ребёнок 27 В 28 В +1 10 10 ребёнок 14 Н 15 С +1 Только содержательная и хорошо организованная работа обеспечивает необходимые условия для организации процесса художественного-эстетического развитиядетей, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями. Следовательно, можно подытожить, что проведенная работа по формированию основ художественного-эстетического развитие старших дошкольников, имела положительный результат: грамотное воспитание у старших дошкольников, чувство красоты способствует становлению более совершенных отношений дошкольника к людям, природе, окружающему миру. Знания, которые были получены при выполнении заданий старшими дошкольниками будут востребованы в дальнейшей жизни. Убедились, что педагоги, педагогически правильно формируют эстетическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста. На первом, начальном, этапе опытно-поисковой работы представления детей о красоте произведений (как основы становления эстетического воспитания) были недостаточно сформированы, а у некоторых дошкольников они полностью отсутствовали. У старших дошкольников существует вполне самостоятельное мнение на счет красоты. Можно уверенно сказать, что ребята не равнодушны к произведениям, они замечают ее проявления и обозначают словом «красиво». Результаты итогового этапа опытно-поисковой работы показали повышение уровня сформированности эстетического воспитания старших дошкольников после проведенных занятий с использованием аппликации. Следовательно, были выявлены ярко выраженные основы эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, что имело положительный результат: грамотное воспитание с использованием аппликации у старших дошкольников, чувство красоты способствует становлению более совершенных отношений дошкольника к людям, природе, окружающему миру. Знания, которые были получены при выполнении заданий старшими дошкольниками будут востребованы в дальнейшей жизни. ЗаключениеПришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка физических качеств, чувств, ума на каждом этапе развития ребенка. Это развитие может быть успешным при помощи деятельности воспитателя и одной из лучших и увлекательных направлений работы педагога может стать театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность есть возможность решить многие педагогические вопросы, связанные с познанием мира, который окружает и пугает ребенка. Важно отметить, что театрализация обладает коррекционными возможностями. Театрализованная деятельность развивает творческий потенциал у ребенка, умение принимать «новое». Выше перечисленные качества так необходимы современному человеку. Быстро, творчески реагировать на проблемы современного мира и находить верное решение. Итак, ребенку двух-, трехлетнего возраста нужно помочь научиться одеваться, умываться, ухаживать за собой, выполнять небольшие и несложные поручения; научиться общаться; узнать животный, предметный, растительный и другие миры. И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. Театрализованные игры или игра - это один из наиболее эффективных методов развития и воспитания в старшем дошкольном возрасте. Потому что игра - это основной вид деятельности детей в этот период, а театр - один из самых доступных и демократичных видов искусства, который дает возможность решать актуальные проблемы психологии и педагогики, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, инициативности, фантазии и т. д.Театрализованная деятельность характеризуется широкими воспитательными возможностями. Дети, участвуя в ней, знакомятся с окружающим миром через звуки, краски, образы, а грамотные вопросы подталкивают детей к анализу, размышлению, выводам и общению. Умственное развитие связано и со становлением речи. В ходе театрализованной игры словарь ребенка активизируется незаметно, совершенствуется звуковая культура речи, интонация. Исполняемая роль, реплики ставят малыша перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь, грамматический строй речи. Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, душевных переживаний, приобщает ребенка к духовным ценностям. Также театрализованные игры способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, так как он вынужден сочувствует персонажам.Благодаря театрализованным играм формируется опыт социальных навыков поведения, поскольку каждое литературное произведение или сказка всегда обладают нравственной направленностью. Любимые герои выступают в роли образцов для подражания. Именно способность детей к идентификации с понравившимся образом положительно влияет на формирование качеств личности. Ребенок, благодаря театрализованной деятельности учится решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица персонажа. Список литературыПриложение

Список литературы

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1991. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности детском саду [Текст] / Е. В. Мигунова. — НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006. — 126 с.
2. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культу¬ра, 2015. – 240 с.
3. Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 64 с.
4. Горина Л. В., Колесниченко Ю. Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. \/ Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - №, 2015. – С. 105-110.
5. Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - №, 2016. – С. 1-4.
6. Комарова Т.С., Москвина А.С. Теоретико-методологические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. // Проблемы современного образования. - № 3, 2019. – С. 65-70.
7. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015. – 144 с.
8. Маханёва Д. М. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Педагогика, 1984 – 240 с.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева [и др.]; под общ. ред. М. А. Васильевой. — 5-ое изд. Москва: Просвещение, 2005. — 208 с.
10. Стенина, Ю. С. Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ / Ю. С. Стенина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 44-45.
11. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности : дис. … канд. пед. наук / С. Н. Томчикова. – Магнитогорск, 2002. – 212 с.
12. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. // Под ред. Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2013. – 192 с.
13. Чернова А.С., Томчикова С.Н. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015016145 (дата обращения: 08.05.2020 ).


14. Эстетическое воспитание в детском саду. // Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995. – 347 с.
15. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 256 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль театрализованной деятельности в художественно эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста?

Театрализованная деятельность играет важную роль в художественно эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Она помогает детям раскрыть свою творческую индивидуальность, развить воображение, эмоциональность и способности к социальной коммуникации. Через участие в театрализованных играх дети получают опыт взаимодействия с другими людьми, развивают умение эмпатии и узнают о мирах истории, литературы и искусства.

Что такое художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста?

Художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста - это процесс, в котором дети развивают свои художественные и äстетические способности через участие в различных видах художественной деятельности, таких как рисование, музыка, танцы и театральные игры. Этот процесс помогает детям расширить свое воображение, улучшить способность выражать свои мысли и чувства, а также развить эстетический вкус и понимание искусства.

Что такое театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность - это форма художественной деятельности, в которой дети играют разные роли, создают сценарии и представляют различные ситуации с помощью игры-театра. Она позволяет детям выразить свою индивидуальность, развить свои навыки коммуникации и социализации, а также позволяет им погрузиться в другие миры и создать свои собственные истории и персонажей.

Как театрализованная деятельность влияет на развитие детей старшего дошкольного возраста?

Театрализованная деятельность влияет на развитие детей старшего дошкольного возраста, так как она способствует развитию их воображения, творческого мышления, эмоциональности и умения работать в коллективе. Через участие в играх-театре дети учатся выражать свои мысли и чувства, развивать свои речевые навыки и улучшать свои навыки социального взаимодействия.

Какая роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста?

Театрализованная деятельность играет огромную роль в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Она помогает развивать у детей воображение, фантазию и творческие способности. Театр позволяет детям самостоятельно создавать и исполнять различные роли, что способствует развитию их актерского мастерства и эмоциональной сферы. Они учатся внимательно слушать и наблюдать, а также развивать навыки сотрудничества и взаимодействия с другими детьми. Театральная деятельность также способствует развитию речи, памяти и логического мышления детей.

Что такое художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста?

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста – это процесс становления эстетических чувств и вкусов ребенка, формирование его художественной культуры и эстетической грамотности. На этом этапе ребенок начинает осознавать и оценивать красоту окружающего мира, развивается его способность к художественному восприятию и творчеству. Важно обогащать детскую среду художественными впечатлениями и предлагать разнообразные виды художественной деятельности, включая театральную, которая является эффективным средством развития эстетических способностей и воображения.

Что такое театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность – это вид художественной деятельности, в котором дети играют различные роли, создают свои собственные спектакли и сценические ситуации. Они могут примерять на себя разные образы и переживать различные эмоции. Такая деятельность позволяет детям проявить свою творческую натуру, развить актерское мастерство и воображение. Театрализованная деятельность может проводиться как в игровой форме, так и в рамках специально организованных спектаклей или представлений.

Какое значение имеет художественно эстетическое развитие у детей старшего дошкольного возраста?

Художественно эстетическое развитие у детей старшего дошкольного возраста включает развитие эстетического вкуса, способности воспринимать и анализировать художественные произведения, формирование эмоционально-познавательной сферы. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка, формирует его эстетические предпочтения и способствует развитию творческих способностей.