Теория организации
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 10.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы авторитарного стиля управления 5
1.1 Понятие и сущность руководства и лидерства 5
1.2 Основные классификации стилей управления (лидерства). Признаки авторитарного стиля 9
Глава 2. Анализ авторитарного стиля управления в ООО «ДСК» 13
2.1 Общая характеристика организации 13
2.2 Анализ стилей управления в организации 17
Глава 3. Рекомендации по повышению профессиональной эффективности менеджеров с авторитарным стилем управления 27
3.1 Направления совершенствования авторитарных руководителей 27
3.2 Мероприятия для развития личностных и деловых качеств авторитарных руководителей 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
На совещании происходит обмен мнениями и идеями по поводу дальнейшего развития производства, темпов выполнения плана, организационных и хозяйственных вопросов. На что направлено:Выработка умения строить диалог с подчиненными, обмениваться мнениями, решать вопросы коллегиально. Создание «обратной связи» с подчиненными.«Конкурс рационализаторских идей».Суть мероприятия:В цехе объявляется конкурс рационализаторских идеи и творческих предложений. Идеи могут касаться как производственно-технологической, так и организационно-хозяйственной или корпоративной, досуговой стороны жизни цеха. Все предложения должны быть рассмотрены при участии руководителя, а авторы наиболее перспективных идей – награждены. В идеале, несколько предложений должны быть реализованы.На что направлено: Развитие внимания к предложениям подчиненных, умение принимать их к сведению и поощрять инициативу и творчество; повышение лояльности к нововведениям. «Час жалоб и предложений».Суть мероприятия:Раз в неделю руководитель выделяет 1 час, во время которого занимается приемом сотрудников и рассмотрением их жалоб, личных просьб и предложений. Возможны как личные визиты подчиненных (предпочтительнее), так и работа с письменными обращениями.На что направлено:Повышение внимательности к просьбам и жалобам сотрудников с целью увеличения заботы о коллективе и повышения удовлетворенности сотрудников своим членством в нем.«Корпоративные выходные и teambuilding».Суть мероприятия:Организация корпоративных мероприятий и совместного отдыха, тренингов командообразования (teambuilding) и деловых игр для всего коллектива, в которых наравне со всеми обязательно принимает участие руководитель. Примеры:Известная игра «Веревочный курс»;«Бег в мешках»;Различные квесты в специальных помещениях и на природе (можно заказать в event-агентствах);«Проверка на себе» (дегустация собственной продукции и отгадывание ее сорта и вида),«Шерстяной teambuilding» (Ведущий достает из кармана клубок шерсти и наглядно демонстрирует с его помощью схему создания прочных и доверительных связей между коллегами. Этот клубок он перекидывает одному из участников, создав тем самым первую коммуникацию. Оставляя нить в руках, участник перекидывает клубок дальше. Всем остальным так же раздаются клубки, процесс идет – и постепенно весь зал накрывается шерстяным покрывалом. Эта игра несет главную командообразующую идею – от действий каждого зависит успех всех). На что направлено:Развитие командного духа, сплоченности коллектива, усиление неформальных эмоциональных связей руководителя с подчиненными. Снижение эгоцентрических тенденций в поведении и мышлении руководителя, обострение социальной чувствительности, повышение адекватности самооценок и взаимооценок в коллективе.«Тренинги личной эффективности и self-менеджмента для руководителя».Суть мероприятия:Руководители всех цехов периодически посещают тренинги, которые помогут им развить недостающие личностные качества, повысить самоорганизацию и профессиональную эффективность.На что направлено:Повышение личностной и профессиональной эффективности посредством обучения новым знаниям и навыкам.Планнеобходимых тренингов приведен в таблице 8.Таблица 8 – План тренингов для менеджеров ООО «ДСК»№п/пНазвание тренингаСрок1«Тайм-менеджмент и самодисциплина»Июль 20202«Искусство делегировать»Июль 20203«Развитие харизмы руководителя»Август 20204«Управление стрессом»Август 20205«Профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания менеджера»Август 20206«Искусство влиять и убеждать»Сентябрь 20207«3D-руководитель: Думаю, Делаю, Достигаю»Октябрь 20208«Индивидуальный подход в управлении коллективом»Ноябрь 20209«Жесткие переговоры: противостою, контролирую, побеждаю»Декабрь 2020Таким образом, была разработана комплексная система мероприятий, направленная на развитие слабых сторон авторитарныхруководителей и способствующая повышению их профессиональной эффективности.Важно отметить, что разработанная система мер рассчитана на 6 месяцев, в течение которых постепенно будут осуществляться плановые мероприятия. После этого срока предполагается повторение анализа экономических показателей производства ООО «ДСК», а также повторное анкетирование подчиненных с целью выявления изменений в морально-психологическом состоянии коллектива.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.В своей управленческой деятельности менеджер может использовать различные стили руководства. Выделяют три основных типа руководства в организации: авторитарный, демократический, либеральный.Авторитарный лидерхарактеризуется единоличным управлением, предъявлением большого количества требований к подчиненным, он строг и формален в обращении с персоналом, ориентирован на результат. Социально-психологические факторы игнорирует. В общении с подчиненными соблюдает дистанцию. Считает наказание основным методом стимулирования. Это чаще всего волевой, решительный, строгий, требовательный, жесткий, властный, амбициозный, выносливый, конфликтный, бескомпромиссный управленец.Исследование авторитарного стиляуправленияи его эффективности проводилось в данной работе на предприятии ООО «ДСК».Структура управления на предприятии – линейно-функциональная, персонал организации включает в себя многочисленный производственный и управленческий персонал (3 звена менеджмента). Кадровые ресурсы предприятия на 12,3% состоят из менеджмента, а 67,1% составляет основной производственный персонал. Больше всего на предприятии сотрудников со средним профессиональным и трудовым стажем от 3 до 10 лет. Была проведена диагностика доминирующего стиля руководства у начальников производственных цехов ООО «ДСК». Также были проанализированы экономические и социально-психологические показатели эффективности деятельности менеджеров.Бал сделанвывод, что управление авторитарных лидеров оказывает положительное влияние на интенсивность выпуска продукции, дисциплину, выполнение плана, но с точки зрения социально-психологических характеристик такой тип лидера негативно воздействует на моральное состояние и удовлетворенность своих подчиненных. Каждый авторитарный менеджер ООО «ДСК»имеет сильные и слабые стороны, и его задача в процессе личностного и профессионального развития поддерживать свои достоинства и тренировать, развивать слабые стороны. Для достижения этой цели были определены направления совершенствования авторитарных руководителей.Также была разработана комплексная система мероприятий, направленная на развитие слабых сторон авторитарных руководителей и способствующая повышению их профессиональной эффективности.Разработанная система мер рассчитана на 6 месяцев, в течение которых постепенно будут осуществляться плановые мероприятия. Проведенное исследование имело теоретическую и практическую значимость, разработанные анкеты, методики и планы мероприятия полностью пригодны для реализации и внедрения в практику.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №52-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 10.05.2020).Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 10.05.2020).Адизес, И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / И. Адизес. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 307 с.Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 387 с.Живица, О.В. Лидерство: учебное пособие / О.В. Живица. – М.: Изд. дом ун-т Синергия, 2015. – 91 с.Кармах, А.Н. Влияние делегирования полномочий на эффективность работы персонала организации / А.Н. Кармах // Евразийский Союз Ученых. – 2018. – №3-4(48).Кетс де Вриес, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Вриес. ‒ М.: Альпина Паблишер, 2016. – 280 с.Логвинов И.Н. Концепция гендерного молодежного лидерства в учебных группах // Концепт. ‒ 2019. ‒ №6.Мартенс О.К. Сущность и природа лидерства // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. ‒ 2018. ‒ №1.Радев Е., Жекова В., Горанова Р. Стиль управления и лидерство // PEM: Psychology. Educology. Medicine. ‒ 2016. ‒ №1.Робинова Ю.А. Психология лидерства // Colloquium-journal. ‒ 2019. ‒ №21(45).Санникова Е.А. Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении // КНЖ. ‒ 2018. ‒ №3(24).Сергеева, В.Б. Лидерство в менеджменте / В.Б. Сергеева, А. Токарева // Вестник НГИЭИ. – 2016. – №9. Степанов, A.A. О формировании эффективной системы мотивации труда на предприятии / А. А. Степанов // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – №5. – С. 55-61.Спивак, В.А. Лидерство: компетентностный подход и концепция факторов успеха лидера / В.А. Спивак // Известия СПбГЭУ. – 2016. – №3. Столяренко, Л.Д. Психология личности / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 575 с.Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии: монография / под ред. Е.В. Михалкиной. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2017. – 426 с.Фаррахов, А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учеб. пособие / А.Г. Фаррахов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 272 с.Филонович, С.Р. Управленческое консультирование: методич. пособие / С.Р. Филонович. – СПб.: Изд-во ИМИСП, 2016. – 156 с.Шебалов А.Д., Любезнова С.В. Основные концепции лидерства // Проблемы Науки. ‒ 2017. ‒ №2(84). Авторитарность, авторитарный стиль[Электронный ресурс] / Психологос. ‒ Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/avtoritarnostzpt-avtoritarnyy-stil(дата обращения: 10.05.2020).Приложение 1Организационная структура ООО «ДСК»Приложение 2Бланк регистрации ответов методики «Индикатор стиля лидерства (руководства)»Ф.И.О.____________________________________________________________Возглавляемое подразделение ________________________________________Уважаемые участники опроса!В данном тесте представлены несколько возможных способов управления коллективом и решения задач вверенного вам подразделения.Читая по очереди каждое из приведенных ниже утверждений, выберите к нему один из трех вариантов ответа, характеризующих степень вашего согласия с утверждением. Обведите в круг соответствующую цифру. Благодарим за участие.№УтвержденияПолностью согласенСогласенНе согласен1.Принимая решения, я советуюсь с коллективом3212.Жесткая дисциплина – залог эффективной работы подразделения3213.Руководитель должен единолично принимать все решения, на то он и руководитель3214.Мне сложно/жалко уволить работника, хотя я и считаю его неподходящим для данной должности3215.Творческие и инициативные сотрудники – лучшие помощники руководителя3216.Я не особо слежу за тем, что происходит в цехе, рабочие справляются сами3217.Руководитель должен обеспечить своим сотрудникам возможность профессионально расти и развиваться3218.Подчиненные не должны быть умнее своего руководителя, это мешает его авторитету3219.Лучше всего подчиненных стимулирует возможность наказания32110.Мне приходится просить работника соблюдать график работ, если он опаздывает или срывает планы32111.В общении с подчиненными я использую приказы и команды и четко слежу за их исполнением32112.Для руководителя важен индивидуальный подход к каждому работнику32113.Я не против, когда мои сотрудники обращаются ко мне просто по имени32114.Я поощряю организацию дискуссий среди подчиненных по вопросам жизни цеха32115.Инициатива сотрудников мешает работе цеха. Руководитель сам лучше знает, как нужно вести дела32116.Поощрения расслабляют сотрудников 32117.Начальник сам несет ответственность за всю работу цеха32118.Я не занимаюсь подбором кадров и не знакомлюсь с новыми сотрудниками32119.Предпочитаю поддерживать с сотрудниками ровные дружеские отношения32120.Ни один новый сотрудник не будет принят без личной беседы со мной и моего одобрения32121.Избегаю излишнего общения с сотрудниками, оно меня тяготит32122.Иногда подчиненные пользуются моей добротой32123.Я использую разные стимулы для работников: как наказания и выговоры, так и поощрения, премии и бонусы32124.Стараюсь обеспечить своим сотрудником возможность повысить свою квалификацию на курсах32125.Я внимательно слежу за морально-психологическим климатом в коллективе32126.Работники цеха сами знают, что им делать, руководитель не должен сильно вникать в их дела32127.Предоставляю работникам возможность самоуправления32128.Очень не люблю подгонять и контролировать людей32129.Вся власть и ответственность должна быть сосредоточена в руках руководителя32130.Мне бывает трудно отказать, если работник о чем-то меня просит32131.Я предпочитаю равномерно распределять ответственность между сотрудниками32132.Я приветствую коллективный отдых и корпоративные мероприятия32133.В коллективе должна быть четкая субординация, за нарушение которой полагается наказание321Приложение 3Ключ к методике «Индикатор стиля лидерства (руководства)»Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующемустилю руководства подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этому стилю. Минимальная оценка по каждой шкале – 11 баллов, максимальная – 33 балла.Баллы начисляются по следующей схеме:Ответ «Полностью согласен» оценивается в 3 балла.Ответ «Согласен»– в 2 балла.Ответ «Не согласен»– в 1 балл.Зависимость между вопросами и шкалами следующая:Шкала «Авторитарный лидер» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.Шкала «Демократический лидер» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.Шкала «Либеральный лидер» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.Приложение 4Анкета опроса подчиненных(анонимная)Подразделение _____________________________________________________Уважаемые участники опроса!В данной анкете ниже представлены6 параметров, характеризующих ваш коллектив и работу руководителя цеха. Пожалуйста, оцените данные параметры по пятибалльной шкале, в которой баллы имеют следующее значение: 0 баллов – крайне плохо, ужасно / отсутствует вовсе;1 балл –плохо;2 балла – неудовлетворительно, но терпимо;3 балла – удовлетворительно, неплохо;4 балла – хорошо;5 баллов – отлично.Анкета полностью анонимная. Благодарим за участие.№ п/пПараметрВаша оценка1Морально-психологический климат в коллективе2Ваша удовлетворенность своим членством в коллективе3Частота и качество проведения корпоративных мероприятий в цехе, совместного отдыха4Внимательность начальника к нуждам и просьбам работников5Способность руководителя к диалогу с подчиненными
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 10.05.2020).
3. Адизес, И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / И. Адизес. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 307 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 387 с.
5. Живица, О.В. Лидерство: учебное пособие / О.В. Живица. – М.: Изд. дом ун-т Синергия, 2015. – 91 с.
6. Кармах, А.Н. Влияние делегирования полномочий на эффективность работы персонала организации / А.Н. Кармах // Евразийский Союз Ученых. – 2018. – №3-4(48).
7. Кетс де Вриес, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Вриес. ‒ М.: Альпина Паблишер, 2016. – 280 с.
8. Логвинов И.Н. Концепция гендерного молодежного лидерства в учебных группах // Концепт. ‒ 2019. ‒ №6.
9. Мартенс О.К. Сущность и природа лидерства // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. ‒ 2018. ‒ №1.
10. Радев Е., Жекова В., Горанова Р. Стиль управления и лидерство // PEM: Psychology. Educology. Medicine. ‒ 2016. ‒ №1.
11. Робинова Ю.А. Психология лидерства // Colloquium-journal. ‒ 2019. ‒ №21(45).
12. Санникова Е.А. Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении // КНЖ. ‒ 2018. ‒ №3(24).
13. Сергеева, В.Б. Лидерство в менеджменте / В.Б. Сергеева, А. Токарева // Вестник НГИЭИ. – 2016. – №9.
14. Степанов, A.A. О формировании эффективной системы мотивации труда на предприятии / А. А. Степанов // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – №5. – С. 55-61.
15. Спивак, В.А. Лидерство: компетентностный подход и концепция факторов успеха лидера / В.А. Спивак // Известия СПбГЭУ. – 2016. – №3.
16. Столяренко, Л.Д. Психология личности / Л.Д. Столяренко,
С.И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 575 с.
17. Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии: монография / под ред. Е.В. Михалкиной. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2017. – 426 с.
18. Фаррахов, А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учеб. пособие /
А.Г. Фаррахов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 272 с.
19. Филонович, С.Р. Управленческое консультирование: методич. пособие / С.Р. Филонович. – СПб.: Изд-во ИМИСП, 2016. – 156 с.
20. Шебалов А.Д., Любезнова С.В. Основные концепции лидерства // Проблемы Науки. ‒ 2017. ‒ №2(84).
21. Авторитарность, авторитарный стиль [Электронный ресурс] / Психологос. ‒ Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/avtoritarnostzpt-avtoritarnyy-stil (дата обращения: 10.05.2020).
Вопрос-ответ:
Что такое авторитарный стиль управления?
Авторитарный стиль управления - это подход к управлению, в котором руководитель принимает все решения самостоятельно и отдает указания подчиненным, не демонстрируя интереса к их мнению или участию в процессе принятия решений. Этот стиль характеризуется высокой степенью контроля и подчинения.
Какие основные классификации стилей управления и лидерства?
Основные классификации стилей управления и лидерства включают различные аспекты, такие как степень вовлеченности подчиненных, степень свободы в принятии решений, уровень контроля, использование мотивации и т.д. Некоторые из наиболее распространенных классификаций включают авторитарный, демократический и либеральный стили управления.
Какие признаки характерны для авторитарного стиля управления?
Авторитарный стиль управления характеризуется руководителем, который принимает все решения самостоятельно и дает четкие указания подчиненным. Руководитель проявляет контроль над всеми аспектами работы и не проявляет интерес к мнению и идеям своих сотрудников. Этот стиль управления также связан с низким уровнем мотивации и возможными проблемами в коммуникации внутри организации.
Какие особенности стиля управления присутствуют в ООО «ДСК»?
Анализ стилей управления в ООО "ДСК" показал, что в организации перевес имеет авторитарный стиль управления. Руководитель принимает все решения самостоятельно и отдает четкие указания подчиненным. Сотрудники ощущают недостаток свободы и возможности влиять на процесс принятия решений. Это может привести к низкой мотивации и возможным проблемам в коммуникации внутри организации.
Что такое авторитарный стиль управления?
Авторитарный стиль управления - это стиль, основанный на четком вертикальном иерархическом подчинении, где принятие решений и распределение задач происходит сверху вниз, без учета мнения подчиненных.
Какие классификации стилей управления существуют?
Существуют различные классификации стилей управления, такие как функциональная, ситуационная и психологическая. Функциональная классификация основана на разделении стилей по способу принятия решений и распределения задач. Ситуационная классификация учитывает особенности каждой ситуации и обстоятельства, влияющие на выбор стиля управления. Психологическая классификация учитывает личностные качества и характеристики руководителя.
Какие признаки характеризуют авторитарный стиль управления?
Авторитарный стиль управления характеризуется следующими признаками: четко выраженной вертикальной иерархией, односторонним принятием решений и распределением задач руководителем, отсутствием участия подчиненных в принятии решений, жестким контролем и ограничением свободы действий подчиненных, строгими требованиями и наказаниями за неисполнение указаний руководителя.
Какие особенности авторитарного стиля управления можно выделить в ООО ДСК?
В организации ООО ДСК присутствует авторитарный стиль управления, который проявляется через жесткую иерархию, одностороннее принятие решений руководителем без участия подчиненных, строгие требования к выполнению задач и наказания за нарушения. Руководитель принимает все решения самостоятельно, а подчиненные должны строго следовать его инструкциям.
Какие рекомендации можно дать для повышения профессиональной эффективности менеджеров с авторитарным стилем управления?
Для повышения профессиональной эффективности менеджеров с авторитарным стилем управления можно рекомендовать следующее: развивать навыки коммуникации и умение слушать подчиненных, учитывать их мнение и предложения при принятии решений, создавать условия для развития и самореализации подчиненных, обучать менеджеров навыкам делегирования задач и управлению конфликтами, разрабатывать более гибкие и эффективные системы мотивации и вознаграждения.