организация деятельности Органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности государства
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 01.08.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые основы деятельности по обеспечению экономической безопасности 5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности государства 5
1.2. Место и роль правоохранительных органов в обеспечении экономической безопасности государства 16
1.3. Организационно-правовые и экономические механизмы деятельности правовых органов по обеспечению эконом безопасности государства 28
Глава 2 Анализ деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России 35
2.1. Анализ организационно-правовых и экономических механизмов деятельности ГУМВД по НСО по обеспечению экономической безопасности 35
2.2. Анализ результатов деятельности ГУМВД по НСО по обеспечению экономической безопасности 36
2.3. Основные проблемы в деятельности ГУМВД по НСО по обеспечению экономической безопасности 39
Глава 3 Основные направления повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности 52
3.1. Предложения по совершенствованию правового обеспечения организации деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности в сфере электронной коммерции 52
3.2. Основные направления и формы организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, входящими в систему обеспечения экономической безопасности в сфере электронной коммерции 62
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Согласно ст. 5 субъектами профилактики правонарушений являются: федеральный орган исполнительной власти; органы прокуратуры РФ; следственные органы Следственного Комитета РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления. В числе основных направлений профилактики правонарушений определено обеспечение экономической безопасности и противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения. В связи с этим в Российской Федерации необходимо создать современную модель профилактики организованной преступности и коррупции, реально учитывающей угрозы и вызовы экономической безопасности страны и эффективно противодействующей этим опасным криминальным явлениям.В условиях экономического кризиса, а также с учётом принимаемых Правительством Российской Федерации антикризисных мер в деятельности Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России можно выделить четыре приоритетных направления. Это борьба с системной коррупцией, защита бюджетных средств от преступных посягательств, снижение доли теневой экономики, связанной с незаконными финансовыми операциями, обналичиванием и выводом капиталов за рубеж, и декриминализация стратегически важных отраслей экономики – жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов.Некоторые позитивные результаты по данным направлениям достигнуты. В 2014 году выявлено свыше 60 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности. Размер причинённого материального ущерба по оконченным уголовным делам превысил 150 миллиардов рублей.Необходимо отметить, что работа ГУЭБиПК МВД России строится в соответствии с поручениями Президента, Правительства и Совета Безопасности Российской Федерации.Обеспечение экономической безопасности государства – системная задача наступательного и в то же время комплексного подхода. Безусловно, подразделения экономического блока MBД России не смогут справиться с такой задачей в одиночку. Поэтому на сегодняшний день основная работа, которая должна проводиться и уже проводится, – повышение эффективности межведомственного взаимодействия.Например, в части противодействия криминалитету в кредитно-финансовой сфере это – сотрудничество с Банком России, Федеральной налоговой службой, Росфинмониторингом и Агентством по страхованию вкладов, основной задачей которых является оперативная реакция на совершаемые противоправные деяния для предотвращения преступлений и возможной минимизации негативных последствий.Что касается предпринимаемых мер, то в настоящее время уже реализуются мероприятия по защите кредитно-финансовой и бюджетной систем государства, по борьбе с коррупцией и криминалом в стратегически важных отраслях экономики.Министерством внутренних дел Российской Федерации противодействие взяточничеству и коррупции определено одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности. К компетенции Главного управления отнесены вопросы борьбы с этим негативным явлением в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований.Анализ оперативной обстановки свидетельствует о том, что уровень коррупции высок везде, где государство выполняет какие-либо распределительные или контролирующие функции, является заказчиком, потребителем услуг либо само является поставщиком этих услуг. С учётом реализации ключевых направлений антикризисного плана Правительства России, который предусматривает значительное распределение бюджетных средств в негосударственный сектор экономики в рамках содействия развитию малого и среднего бизнеса, поддержки импортозамещения и докапитализации банков, коррупционные риски, безусловно, возрастут. Прогнозируемое дальнейшее расширение коррупционного воздействия на экономику страны может повлечь за собой целый ряд негативных последствий, как-то: увод финансовых средств из легального оборота, ослабление бюджета, увеличение цен на потребительские и иные товары, потеря доверия инвесторов к власти и, как следствие, снижение темпов экономического роста.Одно из приоритетных направлений – выявление и раскрытие должностных преступлений в системе размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Эта сфера признана наиболее уязвимой с точки зрения коррупционных рисков. В большинстве субъектов Российской Федерации действуют многоуровневые схемы, организованные коррумпированными чиновниками, позволяющие уводить в теневой сектор значительную часть бюджетных средств, выделяемых для государственных и муниципальных закупок.Интенсивное развитие экономических и правовых отношений в рассматриваемой сфере дало почву для распространения злоупотреблений, выражающихся в причинении различного ущерба участникам электронного бизнеса. В последние годы неуклонно нарастает их количество, увеличивается размер ущерба, совершенствуются технологии преступлений с целью их большего маскирования. Преступность сегодня активно использует каналы Интернет, высоких технологий и здесь нужна консолидация совместных усилий в подготовке кадров и применении этих технологий. Результаты работы последних нескольких лет свидетельствуют, что практически 90% самых сложных преступлений раскрываются именно специалистами в сфере высоких технологий. Именно поэтому исследование возможных форм и методов участия органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности в сфере электронной коммерции является чрезвычайно актуальным и необходимым с практической точки зрения.Основные виды преступлений в сфере электронной коммерции следующие: незаконные операции с банковскими пластиковыми картами (реквизитами карт); интернет-мошенничества на рынке ценных бумаг; финансовые пирамиды в Интернет; преступления с использованием мобильной связи. Основным показателем экономической безопасности может служить уровень и динамика преступлений в сфере компьютерной информации, поскольку подавляющее большинство преступлений в сфере электронной коммерции так или иначе связано с прохождением, получением, использованием информации по компьютерным каналам связи.В современное время особенностью развития стало применение и интернет-технологий абсолютно во сферах деятельности, от создания собственного бизнеса до функционирования всех их компонентов на национальном уровне. Безусловно, технологии стали атрибутами жизнедеятельности , так как они ее значительно , однако здесь и негативная составляющая. Все больше интернет-технологий для торговли бумагами, расширения электронных расчетов, интернет-коммерции, автоматизации многочисленных в сфере бизнеса, приводит к новой специфической области криминальной активности. При растущей в мире глобализации и создания «информационного общества» формируется фактор, который способен подвергать угрозе национальную и экономическую безопасности – «киберпреступность».Киберпреступление — это виновно совершенное общественно опасное уголовно наказуемое вмешательство в работу компьютеров, компьютерных программ, компьютерных сетей, несанкционированная модификация компьютерных данных, а также иные противоправные общественно опасные деяния, с помощью или посредством компьютеров, компьютерных программ, компьютерных сетей, а также с помощью или посредством иных устройств доступа к моделируемому с помощью компьютера информационному пространству.Несмотря на продолжительное исследование проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности электронной коммерции, ситуация, сложившаяся в этой области, все еще требует глубокого и тщательного анализа с целью создания эффективной системы противодействия преступности.Киберпреступления, совершаемые в глобальных компьютерных сетях, ряд характерных особенностей:повышенная скрытность совершения преступления, которая обеспечена спецификой сетевого информационного пространства (развитые механизмы анонимности, сложность инфраструктуры и т.п.);трансграничный характер сетевых преступлений, при котором преступник, объект преступного посягательства, потерпевший могут находиться на разных государств;особая подготовленность преступников, ителлектуальный характер преступной ;нестандартность, сложность, многообразие и частое обновление способов совершения преступлений и применяемых специальных средств;возможность совершения преступления в автоматизированном режиме в нескольких местах одновременно;многоэпизодный характер преступных действий при множественности потерпевших;неосведомленность потерпевших о том, что они подверглись преступному воздействию;дистанционный характер преступных действий в условиях отсутствия физического контакта преступника и потерпевшего;невозможность предотвращения и пресечения преступлений данного вида традиционными средствами.Компьютерная преступность стала реальной и серьезной угрозой экономике Российской Федерации. В последние годы количество преступлений в сфере компьютерных технологий неуклонно растет, увеличивается их удельный вес по размерам похищаемых сумм и другим видам ущерба. О масштабах и динамике компьютерных правонарушений наглядно свидетельствуют следующие данные, полученные путем анализа и обобщения статистической информации, предоставленной ГИЦ МВД России:1) за последние 10 лет количество таких преступлений возросло в 22,3 раза и продолжает увеличиваться в среднем в 3,5 раза ежегодно;2) ежегодный размер материального ущерба от рассматриваемых преступных посягательств составляет 613,7 млн руб.;3) средний ущерб, причиняемый потерпевшему от 1 компьютерного преступления, равен 1,7 млн руб.;4) с определенной долей успеха расследуется лишь около 49% преступлений;5) обвинительные приговоры выносятся лишь в 25,5% случаев от общего числа возбужденных уголовных дел;6) средний показатель количества уголовных дел, по которым производство приостановлено, составляет 43,5% и ярко отражает низкую степень профессионализма сотрудников правоохранительных органов в деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению указанных преступных посягательств.Это можно объяснить тем, что быстрое развитие информационных технологий и компьютерных систем, а также мировой компьютерной сети как неотъемлемой составляющей международной банковской и финансовой деятельности создало возможность облегчения совершения экономических преступлений внутри страны и на международном уровне. Очевидно, что правонарушения (в том числе преступления) с использованием компьютерных технологий как новая форма антиобщественного поведения представляет собой угрозу безопасности и нормальному функционированию российского общества.Как показывает анализ существующей практики, совершенствование организационной структуры и приведение ее в соответствие с новыми актуальными направлениями является одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с преступностью, в том числе и в сфере электронной коммерции.Не последнюю роль в обеспечении экономической безопасности в сфере электронной коммерции играют меры по укреплению ресурсного обеспечениядеятельности подразделений органов внутренних дел и, в первую очередь, меры по улучшению правового обеспечения самой правоохранительной деятельности, так как правообеспечивающий механизм в период реформирования, как правило, значительно отстает от правоприменительной практики.К правовым мерам, направленным на обеспечение экономической безопасности в сфере электронной коммерции, относят разработку и принятие законов, направленных на:• ликвидацию пробелов в законодательстве, регулирующем электронную коммерцию;• разработку системы санкций за нарушение такого законодательства.К этому следует добавить высокий уровень латентности (по оценкам специалистов он достигает 90%), сложность установления самого события преступления, правильность его квалификации, значительные затруднения при проведении следственных действий по обнаружению, изъятию, фиксации и исследованию компьютерной информации, а также нередкое отсутствие у сотрудников правоохранительных органов опыта расследования таких преступлений.Помимо этого, осложняет борьбу с компьютерными преступлениями наличие стереотипа безнаказанности, сложившегося в нашей стране, так как практически случаи возбуждения уголовных дел за компьютерные преступления носят единичный характер. Создается мнение, что преступник может совершать преступления и быть уверенным в своей безнаказанности, доводя технику противоправных посягательств до профессионализма.Глава 3 Основные направления повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности3.1. Предложения по совершенствованию правового обеспечения организации деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности в сфере электронной коммерцииПолагаем, что основные направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в сфере «высоких» технологий должны быть следующие:• необходимо устранить имеющиеся на данный момент противоречия в многочисленных законодательных актах, определяющих специфические особенности компьютерной информации;• следует уделить внимание разработке и изданию рекомендаций по расследованию основных видов преступлений в сфере высоких технологий; кроме этого, необходимо учитывать, что возможно появление таких специфических форм компьютерных правонарушений, к которым не применимы составы преступлений, предусмотренные вышеуказанными статьями;• целесообразно совершенствовать специализированную экспертную систему в структуре органов внутренних дел и составить соответствующие методики по производству экспертиз компьютерной техники;• важно определить объем часов для изучения и количество тем по вопросам компьютерной преступности в рамках курсов уголовного права, криминалистики, криминологии и информатики с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения высшего юридического образования; привлекать преподавателейсоответствующей квалификации для проведения лекций, семинаров и практических учебных занятий; курсанты (слушатели и студенты) могут готовить доклады, выступления в научных кружках и т.п.;• необходимо продолжать организовывать и проводить научно-практические конференции как во внутригосударственных, так и в межгосударственных рамках, что, несомненно, окажет положительное влияние на техническое и информационное сотрудничество, обмен опытом, привлечение иностранных специалистов для разработки совместных проектов противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации и технологий;• несомненно, следует повысить оснащенность правоохранительных органов новейшими средствами компьютерной техники, расширить систему коммуникационных сетей для межрегионального взаимодействия между правоохранительными органами при расследовании как компьютерных, так и иных видов преступлений;• целесообразно обратить внимание на формирование правосознания у населения, довести до широких масс через средства массовой информации основные принципы функционирования политики информационной безопасности, что во многом будет играть предупреждающую роль, которая, на наш взгляд, наиболее важна ввиду высокой латентности компьютерных преступлений.Как и любой вид деятельности, координация противодействия экономической преступности нуждается в организации, которая должна в себя включать:• криминологическое прогнозирование развития криминогенных ситуаций в сфере электронной коммерции на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;• формулирование целей, задач и планирование деятельности по ее стабилизации;• правовое обеспечение этой деятельности;• ее информационное обеспечение;• непосредственное организационное обеспечение с точки зрения реализации запланированных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач;• ресурсное обеспечение нормального функционирования субъектов системы противодействия экономической преступности в сфере электронной коммерции.Проблема информационной и, как следствие, экономической безопасности в сфере электронной коммерции, особенно для органов внутренних дел, на сегодняшний день представляет наибольший интерес. Борьба с компьютерной преступностью - одна из самых важных задач правоохранительных органов на фоне колоссального развития информационных систем, локальных и глобальных сетей, причем данная проблема носит комплексный характер, а для ее решения необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер.В частности, следует отметить проблему недостаточности на сегодняшний день высококвалифицированных кадровых ресурсов в ОВД. Указанная проблема, по мнению некоторых авторов, может быть решена в том числе следующими способами:• дальнейшей разработкой специальных курсов по первоначальной и профессиональной подготовке работы на персональных компьютерах;• улучшением финансирования организаций и учреждений, входящих в состав МВД России, для закупки хорошего оборудования и современного программного обеспечения, так как материальная база МВД России в области информационной безопасности на данный момент находится на недостаточном уровне;• постановкой вопроса о совершенствовании процесса подготовки сотрудников ОВД, специализирующихся на работе в области информационной безопасности; введением с этой целью дифференциальной системы обучения, так как серьезная подготовка в области информационной безопасности не может быть получена в рамках традиционной высшей школы МВД России;• созданием благоприятных условий для принятия на работу в ОВД высококвалифицированных специалистов, работающих в указанной области.Электронная торговля не заменяет физическую доставку товаров и услуг клиенту-получателю. На фоне развития электронных информационных потоков все большее значение приобретает бесперебойность процессов реального продвижения продуктов, то есть транспортировки, манипулирования, хранения, комплектации ассортимента и т. п. Сфера реальных логистических процессов будет определять диапазон и темпы развития новых форм коммуникации между участниками электронного рынка.В условиях масштабного развертывания процессов глобализации и информатизации происходит трансформация национальных логистических систем и, соответственно, изменяется среда их функционирования. Она характеризуется следующими чертами:1) глобализация системы мирохозяйственных связей, мировых сырьевых, товарных, финансово-валютных рынков и других, с одной стороны, приводит к расширению возможностей для развития бизнеса, а с другой — интернационализирует риски и угрозы экономической безопасности национальных логистических систем, делает их более уязвимыми от глобальных и международных экономических процессов и явлений;2) информационно-коммуникационная глобализация, осуществляемая на базе передовыхинформационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ к мировым информационным, научным и другим ресурсам, а с другой — мультиплицирует угрозы экономической безопасности логистических систем;3) виртуализация обмена информацией и деятельности отдельных граждан, компаний, правительственных органов несет существенное снижение издержек, но одновременно приводит к росту числа ошибок и сбоев в нормальном течении логистических процессов, персонализировать ответственность за которые не представляется возможным;4) стираются внешние территориальные границы отдельных государств и регионов, которые становятся виртуально проницаемы (становятся проницаемы национальные финансовые и налоговые системы), а также повышается уязвимость информационного поля логистических систем;5) формируются различные виртуально-сетевые правительственные и неправительственные институты и организации, самоорганизующиеся гражданские и бизнес-сообщества, что усложняет внешнюю среду логистических систем;6) возрастает роль информации как главного фактора производства и роль интеллектуальной собственности в обеспечении конкурентных преимуществ логистических систем на внутреннем и мировых рынках и по этой же причине возникает новая группа угроз, связанных с необходимостью эффективной правовой защиты интеллектуального капитала;7) расширяются возможности получения доходов, связанных с инновационным предпринимательством, электронной деятельностью и бизнесом в сети «Интернет», при этом виртуальный электронный бизнес остается крайне слабо защищенным как в техническом, так и в правовом отношении, высоки риски как его ведения, так и взаимодействия с подобными структурами, так как в ряде случаев они оказываются мошенническими;8) развиваются электронные, дистанционные формы занятости (электронное рабочее место, электронный офис, электронное предприятие, офшорное программирование и пр.). С одной стороны, это снижение издержек, а с другой — ослабление возможностей контроля над деятельностью персонала, снижение управляемости внут-риорганизационных процессов и, как следствие, падение уровня экономической безопасности;9) возникают электронные формы регулирования экономической и общественной деятельности, а также электронные формы управления и взаимодействия государства с населением и бизнесом, что усложняет решение задач экономической безопасности.Указанные факторы (дестабилизирующие в своем большинстве) являются новыми угрозами экономической безопасности, порожденными информатизацией логистических процессов. Эти угрозы разделяют на внешние и внутренние.Внешние угрозы могут проявляться в следующих формах:— сбор конфиденциальной информации в различных системах связи, в том числе путем несанкционированного доступа в компьютерные сети;— использование, в основном, импортных аппаратных и программно-аппаратных комплексов при создании отечественных информационных телекоммуникационных систем, что существенно увеличивает возможности иностранных спецслужб получать важную конфиденциальную информацию из наших телекоммуникационных систем (ФАПСИ располагает сведениями о так называемых скрытых функциональных возможностях программного обеспечения и других средствах и методах перехвата информации, которые могут быть заложены в телекоммуникационные системы. Актуальной проблемой в данной области является выявление в программном продукте иностранного производства скрытых функциональных возможностей, в том числе средств конспиративного (негласного) съема информации, реализующих деструктивные функции в системе)3;— попытки продвижения на российский рынок зарубежныхсредств защиты информации, разработанных, в большинстве своем, с учетом интересов спецслужб. (В связи с этим принципиально недопустимо использование для закрытия государственно значимой информации импортных средств шифрования. Именно такая норма содержится в законодательстве США, где запрещено использовать технические и программные средства зарубежного производства в интересах обеспечения национальной безопасности);— использование информационного оружия против информационных систем;— подключение к открытым информационным системам, в том числе Интернету, наряду с прогрессом в продвижении к единому информационному пространству таит в себе и специфические опасности для национальных информацион-ныхсистем.Внутренние угрозы проявляются в таких формах, как:— попытки проникновения «хакеров» в компьютерные сети органов государственной власти, банков, предприятий и т. п.;— утрата конфиденциальных сообщений, пе-редаваемыхсредствами документальной электросвязи, кражи и уничтожение банковской информации и программного обеспечения систем электронных платежей, отправка фальшивых авизо с использованием кодов подтверждения достоверности межбанковских операций и возможностей локальных сетей коммерческих банков. По данным специалистов США, снятие элементов защиты информации с компьютерных систем приведет к разорению 20% средних компаний в течение нескольких часов, 48% потерпят крах через несколько дней,33% банков «лопнет» через несколько часов, 50% — через несколько дней. Суммарный ежегодный ущерб от компьютерных преступлений только в странах Западной Европы составляет порядка 30 млрд долларов4. В России ущерб от компьютерных преступлений до сих пор интегрально не подсчитывался, но с учетом их возможных масштабов сумма ущерба представляется весьма значительной. В связи с этим компьютерная преступность становится важнейшей проблемой как для России, так и для всего мирового сообщества;— непредумышленные дефекты самих информационных систем и действия операторов, которые могут привести к возникновению нештатных ситуаций в информационных системах.Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы экономической безопасности логистических систем электронной коммерции обостряются, приобретают новое качество, для их разрешения необходимы согласованные усилия государства, общества и бизнеса.3.2. Основные направления и формы организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, входящими в систему обеспечения экономической безопасности в сфере электронной коммерцииВажно обеспечить должное взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, решающими смежные задачи в области обеспечения безопасности электронной коммерции. Такое взаимодействие обусловлено единой конечной целью, хотя фактически прокуратура, полиция, суды являются административно независимыми друг от друга органами. Так, например, плохая оперативная работа органов полиции затрудняет раскрытие преступления и производство расследования, недостатки предварительного следствия и прокурорского надзора приводят к длительным срокам следствия, возвращению дел на дополнительное расследование, судебным ошибкам и т.д.Основой такого взаимодействия и координации могли бы послужить компьютерные технологии. Здесь на первый план выходит задача построения структуры автоматизированной базы информации о преступности, определения механизма и способов обмена такой информацией. Получение любых сведений о преступной деятельности требует определенных тактических усилий и организационных форм: действий негласных сотрудников, оперативно-поисковых групп, оперативных контактов с гражданами и т.п. По сравнению со сведениями о преступлениях в сфере высоких технологий, данные о традиционных преступлениях (кражи, вывоз похищенных материальных ценностей, владение оружием и т.п.) как бы лежат на поверхности: их можно визуально фиксировать, видеть предметы. Сведения о преступлениях в области информационных технологий довольно часто можно получить лишь посредством изучения отношений, т.е. глубинных явлений, часто никак не фиксируемых визуально, и по материальным следам. Поэтому эффективное использование компьютерной техники в сочетании с новейшими тактическими приемами оперативно-разыскной деятельности становится особенно актуальным при расследовании преступлений в сфере высоких технологий.Как нам представляется, решение некоторых из указанных задач возможно в ближайшем будущем. Сегодня, когда технологии совершенствуются с каждым днем, а следовательно, изменяются и способы совершения преступлений, как никогда важно правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел, идти в ногу с развитием телекоммуникационных систем, совершенствовать деятельность в рассматриваемой сфере, чтобы иметь возможность предотвратить любые угрозы информационной безопасности государства, общества, предприятий и граждан, а также стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый противоправными действиями, был минимален. Как показывает практика, Министерство внутренних дел имеет значительный потенциал для борьбы с преступлениями в сфере электронной коммерции, успешно функционируют подразделения, ответственные за борьбу с преступлениями в данной сфере, однако до сих пор не решен ряд проблем, среди которых можно отметить проблемы правового обеспечения, квалифицированных кадровых ресурсов и обеспеченности материально-техническими средствами нового поколения. До тех пор пока технологии, стоящие на вооружении органов внутренних дел, будут отставать по своим характеристикам и возможностям от тех, которые используют правонарушители, пока техническая подготовка преступников будет выше, пока пробелы в законе будут предоставлять им возможности для ухода от ответственности, не может быть и речи о серьезном противодействии преступлениям и защите национальной информационной и экономической безопасности.Серьезным препятствием на пути противодействия экономической преступности в данной сфере является то, что квалификация сотрудников правоохранительной системы в сфере компьютерной безопасности сегодня оставляет желать лучшего. Это значит, что преступники пока что на шаг впереди тех, кто за ними охотится. Об этом свидетельствует статистика, ведь за подобные правонарушения в России осуждают крайне редко.Кроме того, есть и еще один значимый фактор -большинство сложностей, связанных с поимкой и идентификацией преступников, возникают из-за того, что в Интернет-пространстве нет границ. Злоумышленники всегда этим пользуются. Это позволяет им совершать преступления в стране, в которой они физически не находятся. Найти их, идентифицировать и поймать крайне сложно.Таким образом, проблема совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями в области электронной коммерции имеет ряд аспектов. Исследования, проведенные в России и за рубежом, указывают на однозначный и прогрессирующий рост преступлений в сфере электронного бизнеса в частности и высоких технологий вообще. В настоящее время существует ряд факторов, сдерживающих эффективную работу органов внутренних дел, среди которых, по нашему мнению, главными являются следующие: недостаточность правовой обеспеченности деятельности ОВД по борьбе с преступлениями в рассматриваемой сфере, недостаточность материально-технической обеспеченности и квалифицированного кадрового потенциала.Учитывая вышесказанное, основными направлениями совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности в области электронной коммерции России должны быть:• организация комплексного планирования деятельности служб и подразделений на основе мониторинга криминальных процессов, происходящих в экономике, научного прогнозирования развитии событий, различного рода исследований;• организация взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел по противодействию экономической преступности;• укрепление ресурсного обеспечения деятельности органов внутренних дел (в первую очередь правового, информационного и материально-технического);• внедрение в повседневную деятельность органов внутренних дел передовых форм и методов противодействия преступлений в экономической сфере.ЗаключениеВажная роль в обеспечении экономической безопасности принадлежит органам внутренних дел. В России сложились экономические и правовые институты, направленные на противодействие преступлениям, совершаемым в экономической сфере и экономической преступности в целом, особое место среди которых принадлежит органам внутренних дел. В этой связи актуально изучение организационно-методологических основ деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в качестве субъекта экономической безопасности, которые и будут рассмотрены в данной статье. Особое место в деятельности по обеспечению экономической безопасности в сфере противодействия криминализации отведено инструментам МВД России. Это обусловлено разными причинами. Органам внутренних дел (далее ОВД) принадлежит особая роль в борьбе с экономическими преступлениями. Это обусловлено тем, что: ОВД осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности: оперативно-розыскную работу, следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями; глубже других изучают те явления, на фоне которых формируется уголовная преступность, и которые обычно сопутствуют экономической, в том числе и организованной преступности. Такая разносторонняя деятельность более всего отвечает целям борьбы с экономической преступностью, поскольку эта деятельность охватывает широкий круг жизненно важных общественных отношений; располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями.определим основные задачи, решение которых государством является важной составляющей в повышении эффективности деятельности органов внутренних дел на современном этапе: повышение роли органов внутренних дел в предупреждении, выявле-нии, пресечении и расследовании экономических и налоговых преступлений; обеспечение этих органов квалифицированными специалистами посредством развития и совершенствования ведомственной системы профессиональной подготовки кадров; оснащение этих органов современными техническими и информационными средствами, реализующими достижения в области высоких технологий, в целях обеспечения интенсификации и повышения эффективности их деятельности и адекватного противодействия хорошо оснащенным и подготовленным преступным элементам и организованной преступности; создание законодательных, нормативноправовых, организационных и финансовых условий для обеспечения эффективной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями; оптимизация организационно-штатной структуры системы органов по экономическим и налоговым преступлениям; развитие и совершенствование форм взаимодействия с законодательными, исполнительными и другими государственными органами Российской Федерации и ее субъектов в целях решения проблем обеспечения экономической безопасности страны;расширение организационных, экономических и правовых полномочий органов внутренних дел по взаимодействию с правоохранительными органами иностранных государств, правовое обеспечение прямых контактов с ними; развитие и совершенствование форм взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации в целях проведения активной разъяснительной работы, повышения правовой культуры населения в сфере экономической деятельности; разработка научно обоснованных методов анализа и прогнозирования оперативной обстановки в сфере оперативной заинтересованности, в сфере деятельности органов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, организации их оперативно-служебной деятельности.В работе были рассмотрены новые аспекты экономической безопасности, связанные с развитием логистики электронной коммерции в России. Определены внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в сфере информатизации логистических процессов.Электронная коммерция (ЭК) – это предпринимательская деятельность по продаже товаров через Интернет. Решение проблемы обеспечения экономической безопасности электронной коммерции в первую очередь связано с решением вопросов защиты информационных технологий, применяемых в ней, то есть с обеспечением информационной безопасности. Интеграция бизнес-процессов в среду Интернет приводит к кардинальному изменению положения с обеспечением безопасности. Порождение прав и ответственности на основании электронного документа требует всесторонней защиты от всей совокупности угроз, как отправителя документа, так и его получателя. Методология проведенного исследования основывается на комплексном и системном подходах к предмету исследования, а именно к организационно-экономическим отношениям, которые складываются в процессе обеспечения экономической безопасности между участниками электронного бизнеса и проблемам которые возникают на пути ее обеспечения. В системе экономической безопасности электронной коммерции важно обнаружить, распределить и определить степень значимости угрозы, а среди главных принципов обеспечения ее выделяют действия в соответствии с законом, сотрудничество, ответственное отношение, комплексность защиты, своевременность реагирования на угрозы. В работе показано, что было проведено исследование, направленное на выявление проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности электронной коммерции. Полученные данные могут быть использованы при разработке нормативной базы, регулирующей отношения в сфере электронной коммерции, при организации мероприятий по профилактике и противодействию правонарушениям, в том числе преступлений в сфере электронного бизнеса.Список использованной литературыАкты органов государственной власти РФУказ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс»Специальная литератураАвдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.Балабанов И.Т. Риск — Менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 2006.Большой энциклопедический экономико-юридический словарь (БЭЭЮС). Интеграция, безопасность, право (авт. составители Л.П. Куранов, Н.В. Румянцев, А.И. Буркин и др.) под редакцией Л.П. Куранова. М.: Издательство ИАЭП, 2013.Глотов В.И., Немцов Ю.А. Возврат активов как компонент экономической безопасности и системы государственного управления. В.И. Глотов, Ю.А. Немцов. Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Угрозы и риски для мировой экономики. М.: 2016.Глотов В.И., Немцов Ю.А. Возврат активов как компонент экономической безопасности и системы государственного управления. В.И. Глотов, Ю.А. Немцов. Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Угрозы и риски для мировой экономики. М.: 2016.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского: Соч. в 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 129,Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: В 2 т. / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. — СПб., 2007. — Т. 1. — С. 113—114.Дораев М.Г. Национальная безопасность в контексте правового регулирования иностранных инвестиций // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 21 - 25.Доровских Е.М. Культура как фактор национальной безопасности: правовые аспекты // Журнал российского права. 2009. № 12. С. 14 - 21.Дыбская В.В. Логистика: Учебник / В.В.Дыбская, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. — М., 2009. — С. 287.Егорышев А.С. Безопасность компьютерной информации в XXI веке // Общество, государство и право России на пороге XXI века: теория, история: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. проф. К.Б. Толкачева, проф. А.Г. Хабибулина. Уфа: УЮИ МВД России, 2000.Егорышев А.С. Проблема информационной безопасности в деятельности органов внутренних дел // Социальное реформирование в Российской Федерации и Республике Башкортостан и проблемы теневой экономики и национальной безопасности: Материалы Российской научной конференции. М.; Уфа, 1997.Иванов С.Б., Хабриева Т.Я., Чиханчин Ю.И. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография. Ответственный редактор Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017.Карпович О.Г. Политика обеспечения национальной безопасности государства // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 23 - 26.Кондрат Е.Н. Основные способы легализации (отмывания) преступных доходов в результате совершения коррупционных преступлений. Право и экономика, 2011, № 20.Курносенко А.А. Задачи органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности на современном этапе развития Российской Федерации. Научно-практический альманах МВД России «Профессионал» №1 (135) 2017.Максимов С.В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России. М.: ЗАО «Юр инфо Р», 2014.Максимов С.В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России. М.: ЗАО «Юр инфо Р», 2014.Методика расследования компьютерных преступлений. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru (дата обращения:16.04.2020).Михайлов Б.П., Тузов Л.Л. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Вестник Московского Университета МВД России. 2017. № 5. Михайлов Б.П., Тузов Л.Л. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Вестник Московского Университета МВД России. 2017. № 5.Платонов Ю.Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. № 8. С. 26 - 33.Платонов Ю.Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. N 8. С. 26 - 33.Преступления экономической направленности / ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России (официальный сайт ГИАЦ МВД РФ). Состояние преступности в России 2016 год.Самородов Н.М. Совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 19 - 22.Самородов Н.М. Совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 5. С. 19 - 22.Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Антология мировой политической мысли. Т. 1. М., 1997. С. 350., Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 56., Руссо Ж.-Ж. Трактаты. С. 160.Стратегия и проблемы устойчивого развития в России в XXI веке. М., 2002.Урсул А.Д. Устойчивое развитие и проблемы безопасности // Безопасность. 1995. N 5; Америка и устойчивое развитие. М., 1996; Эминов В.Е., Максимов С.В. Концепция борьбы с организованной преступностью в России: монография, М.: ИНФРА-М, 2015.Электронные ресурсыDeborahM. Mostaghel. Dubai Ports World under Exon - Florio: a treat to national security or a tempest in a seaport (2007) 70 Albany Law Review. 583. URL: http:// findarticles.com/ p/ articles/ mi_hb3243/ is_2_70/ ai_n29333077/.Келехсаев Б.Д. О необходимости взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью. - Режим доступа: http://svarkhipov. narod.ru (дата обращения:14.04.2020).Компьютерные преступления и их предупреждение. Режим доступа: http://ipweb.ru (дата обращения:15.04.2020).Соловьев И.Н. Выявление налоговых правонарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции // Налоговый вестник. Режим доступа: http://www.nalvest.ru/ (дата обращения:15.04.2020).
Список использованной литературы
Акты органов государственной власти РФ
Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс»
Специальная литература
Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.
Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.
Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.
Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.
Балабанов И.Т. Риск — Менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 2006.
Большой энциклопедический экономико-юридический словарь (БЭЭЮС). Интеграция, безопасность, право (авт. составители Л.П. Куранов, Н.В. Румянцев, А.И. Буркин и др.) под редакцией Л.П. Куранова. М.: Издательство ИАЭП, 2013.
Глотов В.И., Немцов Ю.А. Возврат активов как компонент экономической безопасности и системы государственного управления. В.И. Глотов, Ю.А. Немцов. Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Угрозы и риски для мировой экономики. М.: 2016.
Глотов В.И., Немцов Ю.А. Возврат активов как компонент экономической безопасности и системы государственного управления. В.И. Глотов, Ю.А. Немцов. Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Угрозы и риски для мировой экономики. М.: 2016.
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского: Соч. в 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 129,
Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: В 2 т. / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. — СПб., 2007. — Т. 1. — С. 113—114.
Дораев М.Г. Национальная безопасность в контексте правового регулирования иностранных инвестиций // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 21 - 25.
Доровских Е.М. Культура как фактор национальной безопасности: правовые аспекты // Журнал российского права. 2009. № 12. С. 14 - 21.
Дыбская В.В. Логистика: Учебник / В.В.Дыбская, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. — М., 2009. — С. 287.
Егорышев А.С. Безопасность компьютерной информации в XXI веке // Общество, государство и право России на пороге XXI века: теория, история: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. проф. К.Б. Толкачева, проф. А.Г. Хабибулина. Уфа: УЮИ МВД России, 2000.
Егорышев А.С. Проблема информационной безопасности в деятельности органов внутренних дел // Социальное реформирование в Российской Федерации и Республике Башкортостан и проблемы теневой экономики и национальной безопасности: Материалы Российской научной конференции. М.; Уфа, 1997.
Иванов С.Б., Хабриева Т.Я., Чиханчин Ю.И. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография. Ответственный редактор Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017.
Карпович О.Г. Политика обеспечения национальной безопасности государства // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 23 - 26.
Кондрат Е.Н. Основные способы легализации (отмывания) преступных доходов в результате совершения коррупционных преступлений. Право и экономика, 2011, № 20.
Курносенко А.А. Задачи органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности на современном этапе развития Российской Федерации. Научно-практический альманах МВД России «Профессионал» №1 (135) 2017.
Максимов С.В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России. М.: ЗАО «Юр инфо Р», 2014.
Максимов С.В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России. М.: ЗАО «Юр инфо Р», 2014.
Методика расследования компьютерных преступлений. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru (дата обращения:16.04.2020).
Михайлов Б.П., Тузов Л.Л. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Вестник Московского Университета МВД России. 2017. № 5.
Михайлов Б.П., Тузов Л.Л. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Вестник Московского Университета МВД России. 2017. № 5.
Платонов Ю.Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. № 8. С. 26 - 33.
Платонов Ю.Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. N 8. С. 26 - 33.
Преступления экономической направленности / ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России (официальный сайт ГИАЦ МВД РФ). Состояние преступности в России 2016 год.
Самородов Н.М. Совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 19 - 22.
Самородов Н.М. Совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 5. С. 19 - 22.
Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Антология мировой политической мысли. Т. 1. М., 1997. С. 350., Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 56., Руссо Ж.-Ж. Трактаты. С. 160.
Стратегия и проблемы устойчивого развития в России в XXI веке. М., 2002.
Урсул А.Д. Устойчивое развитие и проблемы безопасности // Безопасность. 1995. N 5; Америка и устойчивое развитие. М., 1996;
Эминов В.Е., Максимов С.В. Концепция борьбы с организованной преступностью в России: монография, М.: ИНФРА-М, 2015.
Электронные ресурсы
Deborah M. Mostaghel. Dubai Ports World under Exon - Florio: a treat to national security or a tempest in a seaport (2007) 70 Albany Law Review. 583. URL: http:// findarticles.com/ p/ articles/ mi_hb3243/ is_2_70/ ai_n29333077/.
Келехсаев Б.Д. О необходимости взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью. - Режим доступа: http://svarkhipov. narod.ru (дата обращения:14.04.2020).
Компьютерные преступления и их предупреждение. Режим доступа: http://ipweb.ru (дата обращения:15.04.2020).
Соловьев И.Н. Выявление налоговых правонарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции // Налоговый вестник. Режим доступа: http://www.nalvest.ru/ (дата обращения:15.04.2020).