Развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 20.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основы профессиональной компетентности 6
1.1. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» 6
1.2. Формирование профессиональных компетенций 8
1.3. Формирование ключевых компетенций 10
Глава 2. Формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе 12
2.1. Профессиональная компетентность в социальной работе 12
2.2. Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе 14
2.3. Профессиограмма специалиста по социальной работе 18
Глава 3. Модели развития профессиональной компетентности специалиста по социальной работе 25
3.1. Оценка компетентности и повышение ее уровня, мотивация персонала 25
3.2. Система непрерывного обучения 27
3.3. Супервизорство как способ развития профессиональной компетентности специалиста по социальной работе 29
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Такое обучение выражается в фиксации на результатах, которые нужно достичь, а также в гибкости приемов обучения, которые позволяют менять объем и структуру обучения по желанию и необходимости специалистов.Кроме того, модульный подход обеспечиваетвзаимодействие теории и практики при обучении новому навыку; устанавливает равные возможности при обучении как преподавателями, так и самостоятельно; небольшие затраты времени и вложений при обучении и так далее.При модульном обучении специалист по социальной работе может самостоятельно определить необходимое ему число модулей обучения, которое зависит от того, какую цель преследует специалист в своем обучении или повышении квалификации.Система дополнительного профессионального образования в России осуществляет свою деятельность с использованием дифференцированного способа. То есть такое образование позволяет каждому желающему выбрать для себя подходящую форму обучения, его срок и программу.Например, возможно краткосрочной повышение квалификации продолжительностью 1 или 2 дня для тех специалистов, которые уже достаточно длительное время работают в профессии и нуждаются в обновлении знаний или знакомстве с новыми инновационными формами работы.Более серьезное обучение сроком от 4 до 6 месяцев применятся для переквалификации специалистов либо для повышения уровня профессиональной подготовки, например, при дальнейшем повышении в должности. Такое обучение возможно и с более длительным сроком от 1,5 до 2 лет.Наконец, получение высшего образования по профессии специалиста по социальной работе предусматривает подготовку от 2 лет, а получение второго высшего образования по данной профессии от 2,5 до 3 лет.На основании изучения системы непрерывного обучения следует заметить, что специалист по социальной работе для эффективной профессиональной деятельности должен постоянно обучаться, поскольку технологии социальной работы постоянно меняются, а также меняется нормативно-правовое регулирование социальной сферы. По аналогии с обучением менеджеров крупных предприятий можно предложить для профессиональной подготовки специалистов по социальной работе использовать модульный подход.3.3. Супервизорство как способразвития профессиональной компетентности специалиста по социальной работеДля увеличения профессиональной компетентности специалиста по социальной работе важно не только получать все опытным путем, но и взаимодействовать с более опытными и квалифицированными коллегами и другими профессионалами.Для этого используется такая технология как супервизорство, в процессе которого происходит разбор наиболее сложных ситуаций в деятельности специалиста, а также получение новых эффективных методов и технологий работы.В России данная технология начала свое развитие сравнительно недавно, с 2001 года, в то время как в зарубежных странах супервизорство считается одним из главных компонентов профессионализма специалиста и оценивается не менее строго, чем уровень профессионального образования.Одними из самых важных обязанностей специалиста, являющегося супервизором,считаются:- оказание обратившемуся к нему специалисту помощи в целях повышения профессиональной подготовки, увеличения объема его знаний и умений;- помощь указанному специалисту в разрешении как внешних, так и внутренних конфликтов, избавление от стресса;- определение кадров, составление планов работы, формирование команд, контроль и оценивание результатов и так далее .В ходе супервизии специалист по социальной работе учится проводить анализ своей профессиональной деятельности, решать сложные задачи и спорные моменты с супервизором, обсуждать проведенную работу на предмет дальнейших изменений в действиях и поступках.Кроме того, на супервизии специалист может проработать профессиональные риски и симптомы эмоционального выгорания.При этом супервизорство полезно не только молодому специалисту, но и самому супервизору, поскольку он также в процессе взаимодействия со специалистов может найти для себя новые возможности, новые знания и понимание каких-либо сложных ситуаций.На основании рассмотрения супервизорства как способаувеличения профессиональной компетентности специалиста по социальной работеследует заметить, что для этого важно не только получать все опытным путем, но и взаимодействовать с более опытными и квалифицированными коллегами и другими профессионалами.В процессе супервизорства происходит разбор наиболее сложных ситуаций в деятельности специалиста, а также получение новых эффективных методов и технологий работы.При этом супервизорство полезно не только молодому специалисту, но и самому супервизору, поскольку он также в процессе взаимодействия со специалистов может найти для себя новые возможности, новые знания и понимание каких-либо сложных ситуаций.ЗаключениеВ процессе исследования были раскрыты все поставленные во введении задачи.1. Определение сущности понятий «компетенция» и «компетентность».Компетентность представляет собой обладание специалистом соответствующей необходимой компетенцией. В свою очередь компетенция представляет собой комплекс взаимосвязанных характеристик личности человека, то есть его знаний, умений, навыков и способов совершения действий, которые необходимы для качественного осуществления определенного направления деятельности.2. Изучение формирования профессиональных компетенций.Решение этого вопроса возможно путем создания модели необходимых компетенций. После этого принято выделять профили компетенций, которые будут отражать комплекс компетенций, необходимых для отдельного сотрудника согласно занимаемой должности.Составление модели и профилей компетенций необходимо для дальнейшего формирования системы дополнительного обучения и повышения квалификации, а также для составления карт компетенций, которые применяются при поиске и подборе новых сотрудников.3. Изучение формирования ключевых компетенций.Чаще всего ключевые компетенции состоят в социальных, коммуникативных и межличностных навыках, которые очень сложно формировать. Исследователями выделяются несколько определенных этапов для формирования ключевых компетенций.4. Рассмотрение особенностей профессиональной компетентности в социальной работе.Специалист по социальной работе в своей деятельности сталкивается с системой «человек-человек», суть которой заключается в оказании необходимой социальной помощи гражданину, обладающего признаками нуждаемости. Отсюда его профессиональная компетентность должна быть обширной и включать в себя различные группы, а именно, специальную, коммуникативную, личную и индивидуальную компетентность.5. Изучение профессиональной подготовки и формирования компетентности специалиста по социальной работе.Целью профессиональной подготовки специалиста по социальной работе выступает необходимость создать личность, которая будет достаточно развитой и обладает теми важными знаниями и навыками, которые успешно и творчески реализует на практике.Обучение специалистов по социальной работе может проводиться в высших учебных заведениях либо в организациях среднего профессионального образования, а также способом организации курсов.В целом подготовка специалистов по социальной работе осуществляется на нескольких последовательных уровнях: подготовительно-ориентированный уровень, уровень реализации и контроля и уровень саморазвития.6. Рассмотрение профессиограммы специалиста по социальной работе.Целью профессиографии выступает определение особенностей взаимодействия любого специалиста в процессе осуществления им своей работы с окружающими предметами, средствами и продуктами труда, а также с окружающими его людьми и прочим.Несомненно, деятельность специалиста по социальной работе очень самоотверженная, с полной самоотдачей и жертвенностью, что влечет за собой положительные результаты для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также в целом для государства. Однако нельзя забывать и о самом специалисте и создавать для него все условия для психологической разгрузки и прочих действий, чтобы не довести до эмоционального выгорания.7. Определение оценки компетентности и повышения ее уровня, мотивации персонала.Высокая профессиональная компетентность специалиста по социальной работе также гарантирует ему сохранение рабочего места в случае кадровых перестановок либо даже его изменение в сторону повышения.В норме специалисты в своей профессиональной деятельности должны ощущать важность проблем, которыми занимается организация, где они работают, осознавать цели такой деятельности, а также возможные направления совершенствования организации, и иметь схожие цели. То есть осуществляя свою профессиональную деятельность, специалист по социальной работе должен понимать глобальную миссию всей социальной работы в стране и своей работы, в частности. И понимать, таким образом, свою ценность и важность в процессе движения к выполнению данной глобальной миссии8. Изучение системы непрерывного обучения.специалист по социальной работе для реализации своей профессиональной деятельности должен постоянно обучаться, поскольку технологии социальной работы постоянно меняются, а также меняется нормативно-правовое регулирование социальной сферы. По аналогии с обучением менеджеров крупных предприятий можно предложить для профессиональной подготовки специалистов по социальной работе использовать модульный подход.9. Рассмотрение супервизорства как средства повышения профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.Для увеличения профессиональной компетентности специалиста по социальной работе важно не только получать все опытным путем, но и взаимодействовать с более опытными и квалифицированными коллегами и другими профессионалами. В процессе супервизорства происходит разбор наиболее сложных ситуаций в деятельности специалиста, а также получение новых эффективных методов и технологий работы. При этом супервизорство полезно не только молодому специалисту, но и самому супервизору, поскольку он также в процессе взаимодействия со специалистов может найти для себя новые возможности, новые знания и понимание каких-либо сложных ситуацийСписок использованной литературыАвдеева И.О. Профессиография и ее роль в развитии профессионализма // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. - № 2. – С. 40-44.Алексеева Л.Д., Кандерова О.Н. Рейтинговая оценка профессиональных компетенций: особенности разработки и внедрения // Инновационное развитие профессионального образования. – 2012. - № 1(01). – 59-63.Арпентьева М.Р. Проблемы развития теории управления: самообучающаяся организация // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. – 2019. – С. 149-154.Базарова Т.С. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. - № 5. – С. 78-82.Багузова Л.В. Основы профессиональной компетентности: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 184 с.Борисенко Е.Н. Критериально-уровневое оценивание социальной компетентности студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. - № 3(51). – С. 121-127.Бурова С.Н. Социальная работа. Теория и организация: учеб. пособие. - Москва: Тетра-Системс, 2008. - 258 с.Григорьева И. А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 254 с.Даньшина Е.В. Подходы к классификации ключевых компетенций // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – С. 21-26.Калюжная Н. В. Разработка модели компетенций организации // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 447-455.Кононова Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учеб. пособие для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 356 с.Корж Н.В., Кулагин Д.В. Модель компетенции специалиста по социальной работе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. - № 2(30). – С. 138-145.Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3–12.Лифанова Т.Е. Профессиограмма специалиста по социальной работе: современный подход // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. - № 6(82). – С. 99-101.Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании // Современная конкуренция. – 2019. - № 6(18). – С. 96-105.Малыхина Е.В. Внутрифирменные технологии развития профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений: автореферат диссертации. – Омск: Омский государственный педагогический университет, 2016 – 23 с.Манько Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие. – М.: Петрополис, 2008. – 148 с.Марчук Е.Г. К вопросу о педагогических подходах к понятию «интеллектуальная компетентность» // Известия Саратовского университета. Новая серия. – 2012. – Вып. 3. – С. 98-102.Матвеева О.С. Формирование готовности специалистов социальной сферы к реализации технологий социальной работы с семьями различных типов // Перспективы науки и образования. – 2018. - № 6(36). – С. 74-84.Михайлова Т.А. Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе: сущность, компоненты и критерии оценки // Казанский педагогический журнал. – 2018. - № 1(126). – С. 67-72.Михайлова Т.А. О подготовке специалистов по социальной работе для деятельности в современном обществе // Социальные отношения. – 2018. - № 4(27). – С. 43-51.Нагорнова А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учеб. пособие для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 133 с.Наместникова И.В. Этические основы социальной работы: учебник и практикум для СПО. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2013. – 592 с.Пэйн М. Социальная работа. Современная теория: учеб. пособие. – М.: Academia, 2008. - 425 с.Приступа Е.Н. Социальная работа: теория и практика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. - Москва: Юрайт, 2015. – 305 с.Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для вузов. - Москва: Академия, 2013. – 493 с.Реутова Л.П., Болгова Ю.А. К вопросу о составе принципов в теории модельного обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018, - № 2(125). – С. 50-54.Солодянкина О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 206 с. Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / отв. за выпуск: Ю.А. Калинина, С.Г. Чудова. – Барнаул: АлтГУ, 2019.Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. – М., 2009. - 167 с.Тратинко Т.В. Практико-ориентированное обучение как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов специальности «социальная работа» // Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы. – 2018. – С. 120-125.Турчанинова Т. В. Сущность, структура и условия формирования профессиональной компетентности социального работника // Молодой ученый. - 2010. - № 4 (15). - С. 377-380.Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника: учеб. пособие. - Москва, 2008. - 192 с.Фирсов М.В., Шимановская Я.В., Черникова А.А.Теория и методика социальной работы: учебник. - Москва: КНОРУС, 2020. - 290 с.Фокин И.В. Использование супервизии в социальной работе в России // Вестник Мордовского университета. – 2010. - № 2. – С. 107-110.Хеннер Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. – 2018. - № 2. – С. 9-31.Холостова Е.И. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 288 с.Чуланова О.Л., Припасаева О.И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом // Интернет-журнал «Науковедение». – 2016. - № 2(33). – С. 86.Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа». - М.: Дашков и Ко, 2018. - 99 c.
2. Алексеева Л.Д., Кандерова О.Н. Рейтинговая оценка профессиональных компетенций: особенности разработки и внедрения // Инновационное развитие профессионального образования. – 2012. - № 1(01). – 59-63.
3. Арпентьева М.Р. Проблемы развития теории управления: самообучающаяся организация // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. – 2019. – С. 149-154.
4. Базарова Т.С. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. - № 5. – С. 78-82.
5. Багузова Л.В. Основы профессиональной компетентности: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 184 с.
6. Борисенко Е.Н. Критериально-уровневое оценивание социальной компетентности студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. - № 3(51). – С. 121-127.
7. Бурова С.Н. Социальная работа. Теория и организация: учеб. пособие. - Москва: Тетра-Системс, 2008. - 258 с.
8. Григорьева И. А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 254 с.
9. Даньшина Е.В. Подходы к классификации ключевых компетенций // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – С. 21-26.
10. Калюжная Н. В. Разработка модели компетенций организации // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 447-455.
11. Кононова Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учеб. пособие для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 356 с.
12. Корж Н.В., Кулагин Д.В. Модель компетенции специалиста по социальной работе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. - № 2(30). – С. 138-145.
13. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3–12.
14. Лифанова Т.Е. Профессиограмма специалиста по социальной работе: современный подход // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. - № 6(82). – С. 99-101.
15. Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании // Современная конкуренция. – 2019. - № 6(18). – С. 96-105.
16. Малыхина Е.В. Внутрифирменные технологии развития профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений: автореферат диссертации. – Омск: Омский государственный педагогический университет, 2016 – 23 с.
17. Манько Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие. – М.: Петрополис, 2008. – 148 с.
18. Марчук Е.Г. К вопросу о педагогических подходах к понятию «интеллектуальная компетентность» // Известия Саратовского университета. Новая серия. – 2012. – Вып. 3. – С. 98-102.
19. Матвеева О.С. Формирование готовности специалистов социальной сферы к реализации технологий социальной работы с семьями различных типов // Перспективы науки и образования. – 2018. - № 6(36). – С. 74-84.
20. Михайлова Т.А. Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе: сущность, компоненты и критерии оценки // Казанский педагогический журнал. – 2018. - № 1(126). – С. 67-72.
21. Михайлова Т.А. О подготовке специалистов по социальной работе для деятельности в современном обществе // Социальные отношения. – 2018. - № 4(27). – С. 43-51.
22. Нагорнова А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учеб. пособие для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 133 с.
23. Наместникова И.В. Этические основы социальной работы: учебник и практикум для СПО. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
24. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2013. – 592 с.
25. Пэйн М. Социальная работа. Современная теория: учеб. пособие. – М.: Academia, 2008. - 425 с.
26. Приступа Е.Н. Социальная работа: теория и практика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. - Москва: Юрайт, 2015. – 305 с.
27. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для вузов. - Москва: Академия, 2013. – 493 с.
28. Реутова Л.П., Болгова Ю.А. К вопросу о составе принципов в теории модельного обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018, - № 2(125). – С. 50-54.
29. Солодянкина О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 206 с.
30. Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / отв. за выпуск: Ю.А. Калинина, С.Г. Чудова. – Барнаул: АлтГУ, 2019.
31. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. – М., 2009. - 167 с.
32. Тратинко Т.В. Практико-ориентированное обучение как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов специальности «социальная работа» // Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы. – 2018. – С. 120-125.
33. Турчанинова Т. В. Сущность, структура и условия формирования профессиональной компетентности социального работника // Молодой ученый. - 2010. - № 4 (15). - С. 377-380.
34. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника: учеб. пособие. - Москва, 2008. - 192 с.
35. Фирсов М.В., Шимановская Я.В., Черникова А.А. Теория и методика социальной работы: учебник. - Москва: КНОРУС, 2020. - 290 с.
36. Фокин И.В. Использование супервизии в социальной работе в России // Вестник Мордовского университета. – 2010. - № 2. – С. 107-110.
37. Хеннер Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. – 2018. - № 2. – С. 9-31.
38. Холостова Е.И. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 288 с.
39. Чуланова О.Л., Припасаева О.И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом // Интернет-журнал «Науковедение». – 2016. - № 2(33). – С. 86.
40. Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа». - М.: Дашков и Ко, 2018. - 99 c.
Вопрос-ответ:
Какова сущность понятий компетенция и компетентность?
Компетенция - это набор знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения определенной работы или задачи. Компетентность - это способность применять свои компетенции в реальной профессиональной ситуации.
Как происходит формирование профессиональных компетенций?
Формирование профессиональных компетенций осуществляется через образовательный процесс, который включает теоретическое обучение, практическую подготовку и профессиональную практику. Также важным элементом является непрерывное обучение и саморазвитие специалиста.
Что такое ключевые компетенции и как они формируются?
Ключевые компетенции - это навыки, знания и способы деятельности, которые необходимы для успешной работы в любой сфере. Они формируются через обучение и практику, а также через социальное взаимодействие и саморазвитие специалиста.
Каково значение профессиональной компетентности в социальной работе?
Профессиональная компетентность в социальной работе имеет большое значение, так как она определяет способности специалиста помогать людям, разрешать социальные проблемы и создавать условия для их развития. Она также включает этические и моральные аспекты работы специалиста.
Как осуществляется формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе?
Формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе происходит через обучение в учебных заведениях и организациях, стажировки, практику и социальное взаимодействие. Оно также требует постоянного саморазвития и обновления знаний и навыков.
Чем отличаются понятия "компетенция" и "компетентность"?
Компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного выполнения определенной работы или задачи. Компетентность - это способность применять компетенции на практике и достигать желаемых результатов.
Как формируются профессиональные компетенции специалиста по социальной работе?
Формирование профессиональных компетенций специалиста по социальной работе происходит через сочетание теоретической подготовки и практического опыта. Это может включать учебу в специализированных учебных заведениях, стажировки и практику на рабочих местах, а также прохождение дополнительных курсов и тренингов.
Что такое ключевые компетенции и как они формируются?
Ключевые компетенции - это универсальные навыки, которые требуется владеть каждому специалисту независимо от его конкретной профессии. Они включают умение коммуникации, принятия решений, работы в команде и т.д. Формирование ключевых компетенций происходит через обучение и практику, а также через развитие личности.