Психологические причины и факторы формирования зависимости от интернета (школьники)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 32 32 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 16.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ 6
1. Признаки интернет-зависимости 6
1.2. Исследования интернет-зависимости 10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА У ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1. Интернет как меза- и мега-фактор социализации 14
2.2 Анализ психологических причин и факторов формирования зависимости от интернета у школьников 19
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ФАКТОРОВ ФОРМИРВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА У ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 25
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32


Фрагмент для ознакомления

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.Диагностическое обследование детей младшего школьного возраста проводилось при помощи следующих методик:1. Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость.Цель: выявление уровня интернет-зависимости.Описание: тест Кимберли Янг на интернет-зависимость — психологический тест, разработанный для определения наличия интернет-зависимости.Инструкция: испытуемым предлагается ответить на 20 вопросов. Кимберли Янг — американский психиатр, мировой эксперт по интернет-зависимости на сегодняшний день. В 1994 году впервые создала опросник для диагностики интернет-зависимости, который лежит в основе данного теста.2. Тест на интернет-аддикцию (Т.А.Никитина, А.Ю. Егоров).Цель: выявление зависимости от социальных применений Интернета, то есть от общения в социальных сетях, что может привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.Описание: опросник включает 16 вопросов.Инструкция: испытуемым предлагается ответить на вопросы опросника. 2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализДля диагностики интернет-зависимости использовался тест на интернет-аддикцию (Т.А.Никитина, А.Ю. Егоров). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.Таблица 1 – Результаты по тесту на интернет-аддикцию (Т.А.Никитина, А.Ю. Егоров).№Ф.И. ребенкаВозрастОценка результатовУровень интернет-зависимости 1.Ксения 17 лет7Норма2.Виктория 15 лет5Норма3.Кристина 12 лет6Норма4.Вероника 9 лет5Норма5.Даниил 15 лет12Группа риска6.Саша 14 лет13Группа риска7.Иван 10 лет9Норма8.Карина 15 лет12Группа риска9.Никита 17 лет16Аддикт10.Герман 11 лет13Группа рискаПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1 – Анализ показателей по тесту на интернет-аддикцию (Т.А.Никитина, А.Ю. Егоров).Таким образом, полученные результаты анализа интернет-зависимости позволяют сделать выводы, что в данной выборке большее количество (5 чел.) испытуемых можно отнести к норме. 4 чел. относиться к группе риска. Так, например, Даниил сидит за компьютером более 6 часов в день, за игрой испытывает радость и азарт, при проигрыше гнев и агрессию, компьютерные игры и Интернет являются причиной проблем с учебой. Саша испытывает беспокойный сон, компьютерные игры и Интернет являются причиной проблем с учебой, плохие отношения с родителями и друзьями в реальности. Карина пытается избежать реальности и проблем в ней. Гермен имеет проблемы с учебой, вовлеченность в виртуальный мир, злость и агрессия, как реакция на запрет мамы, нет желания заводить реальных друзей. Никита, у которого диагностировалась интернет-аддикция, пребывает 12 и более часов в игре, увлекается азартными играми и казино, имеет большие проблемы с учебой, бессонницу, проблемы со здоровьем, боли в спине и кистях, плохие отношения с родственниками.Для диагностики интернет-зависимости использовался тест на интернет-аддикцию (Т.А.Никитина, А.Ю. Егоров). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 –Результаты по тесту Кимберли Янг на интернет-зависимость.№Ф.И. ребенкаВозрастОценка результатовУровень интернет-зависимости 1.Ксения 17 лет30Норма2.Виктория 15 лет40Норма3.Кристина 12 лет20Норма4.Вероника 9 лет20Норма5.Даниил 15 лет56Группа риска6.Саша 14 лет62Группа риска7.Иван 10 лет20Норма8.Карина 15 лет75Группа риска9.Никита 17 лет84Аддикт10.Герман 11 лет66Группа риска11.Анна17 лет75Группа риска12.Александра14 лет83Аддикт13.Дмитрий15 лет81АддиктПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ показателей по тесту Кимберли Янг на интернет-зависимость.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня интернет-зависимости позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого (5 чел.) исреднего уровняинтернет-зависимости (5 чел.).Школьники, относящиеся к группе рискамного времени, проводят в социальных сетях, которые подменяют собой реальную жизнь. Вне интернета самочувствие детей ухудшается. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, определенные психологические черты индивида могут способствовать или препятствовать формированию Интернет зависимости. Тем не менее, достаточно трудно выделить те черты, которые повышают риск формирования зависимости и те черты, которые являются вторичными изменениями, следствием уже сформированной компьютерной зависимости. Подводя итог проведенному теоретическому анализу особенностей формирования Интернет зависимости у подростков, можно сказать, что особенности пубертатного периода являются фактором риска для возникновения зависимости у подростков. Социально-психологическими факторами, влияющими на формирование игровой компьютерной зависимости у подростков, являются непосредственно психофизиологические и психологические особенности данного возрастного периода, пол, трудные жизненные ситуации, особенности микросоциального окружения, индивидуально-типологические и личностные особенности. Как правило, Интернет зависимый подросток обладает ранимостью, повышенной обидчивостью, высокой тревожностью, низкой самооценкой, склонностью к депрессии, низкой стрессоустойчивостью и конфликтоустойчивостью, низким уровнем развития коммуникативных способностей, поведенческой пассивностью, зависимостью от мнения окружающих, ориентацией на избегание неудач, поведенческой ригидностью и др. Компьютерные и интернет технологии оказывают значительное воздействие на человеческую психику и его сознание. В психиатрии давно говорится о том, что чрезмерное использование компьютерных технологий ведет к деградации.По моему мнению, все-таки, говорить о тотальной интернет-зависимости еще пока рановато. Не каждый пользователь интернета поглощен виртуальной реальностью и приобрел патологическое расстройство.Как мне кажется, степень развития интернет-зависимости напрямую зависит от самой личности пользователя и от его индивидуальных особенностей, от характера, темперамента и т.д.Часто за счет погружения в виртуальную среду человек, тем самым, пытается компенсировать свои личностные проблемы и комплексы. Здесь можно говорить о положительном влиянии интернета на психику и сознание человека. Для того, чтобы не возникали патологические состояния на почве интернет-зависимости, необходимо, причем с раннего возраста, воспитание компьютерной культуры.В заключении, хотелось бы, отметить одну важную деталь, касающуюся психологических исследований проблем патологического воздействия интернет-технологий. Как можно было заметить, я упоминала лишь об исследованиях, проведенных только за рубежом. И я пришла к выводу, что, к сожалению, в нашей стране, столь значительной проблеме, как интернет-зависимость, уделяется недостаточное внимание. Надеюсь, в скором времени такое положение дел исправиться и в отечественной психологии будет проводиться больше исследований интернет-зависимости.Таким образом, цель достигнута, задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с. Богомолова М.А., Бузина Т.С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции. // Медицинская психология в России. - № 2 (49), 2018. – С. 1-13.Боровкова Н. Виртуальное зависание // Человек и наука, 2002. – С. 57-73 Войскунский, А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема / А. Е. Войскунский // Журнал неврологии и психиатрии. — 2002. — № 3. — С. 56–58. Григорьева О.В., Ванюхина Н.В. Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - № 4, 2014. – С. 32-36.Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с. Завалишина О.В., Загуменных Н.А., Постоева Е.С. Интернет-аддикция одна из актуальных проблем современности. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - №, 2015. – С. 1-10. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А.Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета. // Сибирский научный медицинский журнал. - № 3 (313), 2004. – С. 45-52. Крюкова Е.И. Интернет-зависимость как один из показателей нарушения межличностных отношений. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - №, 2012. – С. 1-4.Кузнецова, Л. Э. Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков / Л. Э. Кузнецова, Е. С. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 7-8. Лысак И.В. Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (65), 2017. – С. 206-209.Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения. // Медицинская психология в России. - № 1 (3), 2015. – С. 1-22.Мустафаева Г.М. Социальные аспекты интернет-зависимости. // Национальный психологический журнал. - № 2, 2012. – С. 96-99Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с. Титова В. В., Катков А. Л., Чугунов Д. Н. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике. // Педиатр. - № 4, 2014. – С. 132-139.Тихонова С.Г., Михалева А.Б. Интернет-компьютерная зависимость студентов. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1803/21250Чухрова М.Г., Ермолаева А.В.Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения. // Мир науки, культуры, образования. - №, 2 (33). – С. 231-234.Шелюк О.Н. Психологические факторы формирования интернет-зависимости. // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - №, 2018. – С. 41-42.Янг К. Пойманные в Сеть. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.netaddiction.comПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что на сегодняшний день темпы компьютеризации значительно превышают темпы различных сфер деятельности человека. Компьютеры стремительно внедряются в жизнь людей, занимая все больше места в человеческом сознании, а человек очень часто не осознает того, что начинает «во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла» [3].
В России процессы компьютеризации, начиная с 90-х годов двадцатого века, происходят довольно бурно, что спровоцировало развитие самых разных форм взаимодействия с компьютером, в том числе, увлечение пользователями компьютерными играми. У некоторых людей данное увлечение часто приобретает формы, по своему содержанию похожие на формы психологической зависимости.
Значительное количество людей, характеризующиеся различным уровнем компьютерно-игровой зависимости составляют дети школьного возраста. Согласно наблюдениям педагогов и родителей, такая зависимость вызывает большие проблемы, которые связаны с адекватной социализацией детей, физическим и в том числе психическим здоровьем.
Традиционное определение аддикции гласит, что аддиктивное поведения является стремлением изменить собственное психическое состояние при помощи приема наркотиков или алкоголя либо фиксацией внимания на конкретных предметах, либо видах деятельности. Зависимость же от компьютерных игр соответствует последней части этого определения.
В 2010 году интернетом в России пользовались 43,3 млн человек, в 2015 году – 78 млн человек, в 2017 году – 87 млн человек (73% населения), к середине 2018 года – более 90 млн человек (81% населения). Такой прирост неизбежно ведет к увеличению численности интернет-зависимых. ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью.
Самым опасным является подростковый период. На нестабильный гормональный фон накладывается нехватка внимания родителей, неуверенность в себе, недостаток общения с ровесниками и проблемы с учебой. Подростки начинают уходить в виртуальный мир.
Статистика игромании показывает, что подростки отождествляют себя с игровым персонажем, заводят дружбу от его имени и даже влюбляются. Они практически живут в виртуальной реальности.
Пребывание в Интернете у подростков не ограничивается играми. Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки, загрузке фотографий, общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и т.д.). Их количество увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты различны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки.
Статистика интернет-зависимости у российских подростков позволяет определить количество времени, проведенного в сети за день. С 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7% до 21,7%). К 2018 году уже 56% детей постоянно находятся в Сети.
Объект:формирование интернет-зависимости.
Предмет:психологические причины и факторы формирования зависимости от интернета.
Цель:определить психологические причины и факторы формирования зависимости от интернета.
Задачи:
1. Выявитьпризнаки интернет-зависимости.
2. Рассмотреть исследования интернет-зависимости.
3. Изучить особенностиинтернета как меза- и мега-фактор социализации.
4. Провести анализ психологических причин и факторов формирования зависимости от интернета у школьников.
5. Провести экспериментальное исследование психологических причин и факторов формирования зависимости от интернета у школьников.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение.
2. Эмпирические методы:
- тестирование.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по педагогике и психологии.
Структура исследования:введение, две главы, заключение, список литературы. Список литературы содержит перечень работ авторов из 20 наименований, размещенных в алфавитном порядке.

Вопрос-ответ:

Какие признаки указывают на интернет-зависимость у школьников?

Признаками интернет-зависимости у школьников могут быть: утрата интереса к другим активностям, увлечение интернетом до такой степени, что оно начинает влиять на учебу или социальные отношения, невозможность контролировать время, проводимое в интернете, привыкание и отказ от реальных взаимодействий, продолжительное время, проводимое за экраном и т.д.

Какие исследования проводились по интернет-зависимости у школьников?

Исследования по интернет-зависимости у школьников показывают, что проблема широко распространена и может влиять на различные аспекты жизни. Например, исследования показывают, что зависимость от интернета может негативно сказываться на образовании, здоровье и социальных взаимодействиях школьников. Также исследования помогают выявить психологические причины и факторы формирования зависимости от интернета у школьников.

Как интернет влияет на формирование зависимости у школьников?

Интернет играет роль меза и мега фактора социализации, что означает, что он сильно влияет на формирование личности и социальные отношения. У школьников интернет может стать привлекательным способом для общения, получения информации и развлечений. Однако, из-за легкой доступности и возможности проводить много времени в виртуальной среде, интернет может вызывать зависимость у школьников.

Какие психологические причины могут способствовать формированию зависимости от интернета у школьников?

Анализ психологических причин и факторов формирования зависимости от интернета у школьников указывает на такие факторы, как стремление к эмоциональной поддержке и отвлечению, желание уйти от реальных проблем и конфликтов, низкое самооценка и социальная некомпетентность, неудовлетворенность реальной общественной жизнью, тревожность, склонность к азартным играм и другим формам онлайн-развлечений, и многое другое.

Какие признаки интернет-зависимости могут проявляться у школьников?

У школьников, страдающих интернет-зависимостью, могут наблюдаться такие признаки, как чрезмерное время, проведенное в сети, невозможность контролировать это время, отсутствие интереса к другим видам деятельности, отчужденность от реального мира, нарушение сна и питания, а также снижение успеваемости в школе.

Какие исследования проводились по изучению интернет-зависимости у школьников?

Было проведено несколько исследований, направленных на изучение интернет-зависимости у школьников. Одно из таких исследований показало, что около 15% школьников испытывают признаки зависимости от интернета. Другие исследования выявили связь между интернет-зависимостью и психологическими проблемами, такими как депрессия, тревожность и социальная изоляция.

Что такое интернет как меза и мега фактор социализации?

Интернет как меза и мега фактор социализации означает, что с помощью интернета школьники могут учиться, общаться, развивать свои навыки и участвовать в жизни сообщества. Интернет предоставляет им возможность получить доступ к информации и общаться с людьми со всего мира, что расширяет их горизонты и помогает им развиваться как личности.

Какие психологические причины и факторы могут способствовать формированию зависимости от интернета у школьников?

Анализ психологических причин и факторов показал, что среди них могут быть: низкая самооценка, стремление к эмоциональному удовлетворению, искренние потребности в общении, снятие психологического дискомфорта, проблемы в семье и социальной среде, риск развития нарушений поведения и наличие психических расстройств.

Какие признаки интернет-зависимости у школьников?

Признаки интернет-зависимости у школьников могут включать: постоянное и непрерывное использование интернета, невозможность контролировать время, проведенное в сети, небрежность к учебе и другим обязанностям, снижение социальной активности, и изоляцию от реального мира.

Какие исследования проводились по интернет-зависимости у школьников?

Исследования показали, что интернет-зависимость у школьников может привести к проблемам в учебе, здоровье и социальной адаптации. Были проведены опросы, наблюдения и анализ статистических данных, чтобы определить причины и последствия этой зависимости.

Как интернет влияет на формирование зависимости у школьников?

Интернет играет роль меза и мега фактора социализации у школьников. Безграничные возможности общения и доступа к информации сделали интернет неотъемлемой частью их жизни. Также, некоторые психологические причины формирования зависимости от интернета у школьников включают обесценивание реальных контактов, недостаток ценности в реальном мире и проблемы социального взаимодействия.