Стратегия развития системы приграничного сотрудничества России и Казахстана
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 83 + 83 источника
- Добавлена 24.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Приграничное сотрудничество России и Казахстана в условиях развития Евразийского экономического союза 6
1.1. Модели современных интеграционных проектов государств 6
1.2. Факторы сотрудничества России и Казахстана в рамках приграничного сотрудничества 24
Глава 2. Практические аспекты приграничного сотрудничества России и Казахстана 51
2.1. Современная ситуация в приграничном сотрудничестве Российской Федерации и Республики Казахстан и основные направления приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан 51
2.2. Проблемные аспекты и перспективы приграничного сотрудничества России и Казахстана 66
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Процессы расширения трансграничной интеграции, делают возможным трансформирование модели по взаимодействию между приграничными районами, которая способствует обеспечению свободное передвижение населения, товаров, услуг и капитала, а также повысить социально-экономическое благополучие приграничных районов. Интеграция является характерной особенностью современного этапа развития, к концу 20 века интеграция превратилась в наиболее мощный инструмент ускоренного роста стран – участников интеграционных объединений. Понятие «пространственной интеграции» предлагается рассматривать как форму трансграничного взаимодействия, относящуюся к процессу управленческой деятельности, создающую согласованную деятельность административных районов граничащих государств, направленных на становление двусторонних и многосторонних связей с созданием единых институтов содействия и координации развитию межрегиональных контактов между государствами, что в дальнейшем приведет к становлению единого экономического пространства. Для российской науки актуальными вопросами остаются изучение закономерностей и особенностей проявления трансграничного регионализма России, что обусловливает применение новых форм внедрения пространственной интеграции российских регионов, определения факторов и механизмов сопряжения общероссийского экономического пространства. Так, Е.М. Бухвальд и О.Б. Иванов отмечают, что «в условиях современного социального рыночного хозяйства пространственная интеграция в равной мере выступает и закономерным результатом действия рыночных механизмов, и объектом целенаправленной политики со стороны государства, результатом его усилий по формированию необходимой правовой базы, системы институтов пространственного развития».Из 85 субъектов Федерации, 38 имеют сухопутную границу с 16 государствами (2 частично признанные) общей протяженностью 22 125 километров. Наиболее протяженной непрерывной границей на политической карте мира является граница Российской Федерации и Республики Казахстан длиной 7 512 километров. К расположенным вдоль границы относятся 12 регионов России: Астраханская, Волгоградская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская (нет прямой границы, находится вблизи), Саратовская, Тюменская, Челябинская области, Алтайский край и Республика Алтай, и 7 регионов Казахстана: Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области.Вышеназванные области определяют часть потенциала национальной экономики: суммарное население казахстанско-российских соприкасающихся районов составляет 29 миллионов человек, а общий объем валового продукта достигает 240 млрд. долларов. На долю валового регионального продукта (ВРП) казахстанских областей приходится более 35% общего валового внутреннего продукта страны (ВВП), а ВРП российских пограничных территорий – 17,5% ВВП Российской Федерации.Рекордная протяженность российско-казахстанской границы и близкое культурно-языковое пространство делают разделительную линию потенциальным полюсом экономического роста. Однако, для этого требуется особый подход к реализации совместных мер на качественно новом уровне взаимодействия, который сложился с 1 января 2015 года в условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это объединение открывает новые горизонты для взаимного партнерства с новыми возможностями для реализации высокого имеющегося интеграционного потенциала.Промышленная кооперация сохраняет потенциал одного из важнейших направлений сотрудничества. К настоящему времени сохраняются тесные связи, обеспечивающие полный производственный цикл в различных отраслях экономики. Базовая промышленная инфраструктура исторически создавалась как составные части единого народнохозяйственного комплекса СССР, с обозначенными специализациями и кооперированием производства, в привязке к природно-климатическим условиям, минерально-сырьевой базе, социально-экономическим показателям.Тесные связи прослеживаются между предприятиями Оренбургской и Челябинской области с северными регионами Казахстана, где осуществляется переработка казахстанского сырья на российских предприятиях черной и цветной металлургии. Частично переработанная продукция возвращается в Казахстан для дальнейшего использования в промышленности.В западной части совместной приграничной территории, хорошо развиты связи в области нефтедобычи, газодобычи, транспортировка нефти. На предприятиях Оренбургской, Омской и Самарской областей осуществляется переработка части казахстанской нефти. Правительствами двух стран при участии мировых нефтедобывающих компаний создан Каспийский трубопроводный консорциум, осуществляющий транспортировку нефти с месторождений Западного Казахстана на нефтеналивной терминал вблизи Новороссийска для отправки на мировой рынок. Через Казахстан осуществляется транзит российской нефти в Китай и Узбекистан. В северо-восточной части российско-казахстанского трансграничного региона, при добыче угля и производстве электроэнергии на территории Павлодарской области, осуществляются взаимные поставки данных видов товаров. Уголь, поставляемый в Россию, используется при производстве электроэнергии, которая направляется на энергетический рынок Казахстана.В рамках развития ЕАЭС ведется работа по созданию общих рынков нефти, газа и электроэнергетики, к настоящему времени энергосистемы государств работают в параллельном режиме.В восточной части приграничной территории в Восточно-Казахстанской области действуют крупные предприятия цветной металлургии, рудники редкоземельных металлов, продукция которых направляется на предприятия России для дальнейшей переработки. В транспортном отношении границы пересекают 6 автомагистралей, 16 железнодорожных магистралей, 36 дорог с твердым покрытием, 4 нефтепровода, 4 газопровода, 11 линий электропередач.Таким образом, приграничные территории имеют все необходимые условия и предпосылки для дальнейшего расширения взаимосвязей, в том числе:- деятельность ЕАЭС с перспективой дальнейшего усиления взаимодействия;- географическая близость с перспективой создания единой транспортной системы, включая транзитные перевозки в третьи страны;- наличие инфраструктуры, созданной в рамках единой административно-хозяйственной системы;- наличие промышленных предприятий в большинстве сфер промышленности, созданные и функционирующие в тесном взаимодействии при единых условиях и стандартах;- гуманитарная сфера имеет тесную связь, подготовка квалифицированных кадров в большинстве направлений осуществляется с помощью аналогичных норм и стандартов;- наличие единых задач в отношении отраслевой структуры, внедрению высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью.В правовом отношении межрегиональное сотрудничество осуществляется на основании Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительством РК и Правительством РФ на 2018-2023 годы и более 200 договоров и соглашений, заключенных между регионами.На ежегодной основе проводятся форумы межрегионального сотрудничества России и Казахстана при участии президентов, членов правительств, руководителей региональных администраций. Каждый год площадкой выступает один из приграничных регионов, по состоянию на 2020 год состоялось 16 форумов.Вышеназванные регулирующие соглашения, определяют будущую совместную работу в сфере кооперации производства, которая обусловлена потребностями объединения ресурсного, технологического и инфраструктурного потенциалов, обеспечивая беспрерывный производственный цикл.Одной из основных причин, сдерживающей прорывное развитие остается недостаточная проработка механизмов постоянного и оперативного взаимодействия на региональном уровне. Специфика сотрудничества в данном регионе, требует применения современных методик управления и построения пространственной интеграции для повышения потенциала социально-экономического потенциала российских и казахстанских регионов.Трансграничные вызовы проблематично решить односторонними усилиями государств, поэтому актуальной задачей стоит проработка пространственной интеграции трансграничных регионов на основе моделей европейских и американских регионов.В условиях глобальной мировой конкуренции, трансграничное сотрудничество становится важным условием для процветания канадских провинций и американских штатов, которые осуществляют производственно-хозяйственную деятельность друг с другом, осознавая необходимость сотрудничества и координации усилий. Международная активность провинций и штатов возрастает пропорционально росту их экономических потенциалов. Аналогична роль и «Еврорегионов», как европейской формы межгосударственной кооперации территориальных образований в приграничных регионах.Политический процесс на современном этапе развития вызывает большой интерес ученых. Политический процесс изучается как с точки зрения его медийной составляющей, поскольку политика – это сфера, разворачивающаяся в информационном пространстве, так и с точки зрения его идеологического содержания, а именно: исследователи рассматривают политическую составляющую развития общества с позиции мульти-культурных ценностей, что весьма важно в условиях глобализирующегося общества. С точки зрения глобализации важным становится аспект приграничного сотрудничества разных стран. Это важно не только с точки зрения взаимного сотрудничества с экономической и идеологической точки зрения, но и с позиции урегулирования политических взаимодействий.Политический процесс в современном мире ознаменовался глобализирующимися факторами. Это вызывает сопротивление: обостряются межкультурные противоречия. В основе культуры лежат религиозные и национальные идентичности населения, которые являются своеобразными «болевыми точками» при раздувании конфликтов. Поэтому приграничное сотрудничество разных по этим критериям регионов, стран находится в центре повышенного внимания исследователей.Интерес вызывает такое сотрудничество между Россией и Казахстаном. Для России туристическая составляющая далеко не однозначна на всей территории. Если ближайшие к столице города и регионы развивают туризм активно, то для периферии это новое направление. На современном этапе развития Казахстана развитию туризма уделяется большое внимание. Связано это с тем, что современная индустрия туризма играет важную роль в мировой экономике и по данным Всемирной Туристской Организации является высокодоходным, динамично развивающимся сегментом. Как отметил Н. Назарбаев, «социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. В развитых странах на долю туристического кластера приходится до 10-ти процентов ВВП. У нас – менее 1 процента. Надо изучить в целом по стране точки роста туризма, их немало».Рассмотренные приграничные территории за последние десятилетия сформировали почти половину товарооборота России и Казахстана, что подчеркивает их особенную роль в экономическом сотрудничестве стран. Степень развитости разного рода связей между странами во многом определяется уровнем их социально-экономического развития. Государства, находящиеся на одном уровне развития экономики, обладающие схожими хозяйственными укладами, гораздо быстрее и эффективнее выстраивают общую модель сотрудничества, формируют глубокие интеграционные процессы. Значительная часть показателей социально-экономического развития находится в соотношении 1:1 или близком к этому. Страны имеют максимально близкие показатели по плотности населения, ВВП номинального и по паритету покупательной способности на душу населения, а также по уровню безработицы.По многим рассматриваемым показателям Россия в разы опережает Казахстан. Несмотря на существенные различия в общегосударственных показателях развития социально-экономической сферы, ситуация в приграничных территориях соседствующих стран существенно различается и имеет определенную специфику. Доля пограничных областей во внешнеторговом обороте стран за последнее время возросла до 70 %, в том числе 40 % приходится на 11 субъектов Российской Федерации и 7 приграничных областей Казахстана. Основные акценты в экономическом сотрудничестве приграничных регионов делаются на развитии торговли, промышленной кооперации, транспорта и реализации совместных инвестиционных проектов. Приграничное сотрудничество двух стран базируется на Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве, заключенном 7 сентября 2010 г. в г. Усть-Каменогорске. Главный акцент в нем сделан на развитии экономического сотрудничества в различных отраслях (торгово-экономической, энергетической, агропромышленной, транспортной), а также в ряде других сфер: научно-технической, культурной, гуманитарной, социальной и образовательной.Факторы, способствующие дальнейшему развитию российско-казахстанского приграничного сотрудничества:1. Природный, подразумевающий в первую очередь единство минерально-сырьевого комплекса, состоящего из богатейших запасов железной руды, хрома, бокситов и угля. Схожесть климатических, водных, лесных, рекреационных и других видов ресурсов.2. Экономический, связанный с созданием здесь во времена СССР структуры промышленности, обусловливающей сохранение трансграничной кооперации для обеспечения производственного цикла в металлургии, машиностроении и др. Прохождение по приграничным территориям России и Казахстана линий электропередач Единой энергетической системы, создание совместных предприятий в различных отраслях экономики, планирование совместных проектов и производств.3. Социальный, проявляющийся в этнической идентичности территорий приграничья, взаимодействии и взаимовлиянии культур народов. Высокая степень миграционной активности в приграничных территориях, связанная с решением экономических (поиск мест работы, участие в различных совместных проектах), здравоохранительных, образовательных (совместные образовательные программы, форумы, научные конференции и т. д.), культурных и рекреационно-туристских задач населения.Создание новых импульсов развития в приграничных районах России и Казахстана возможно путем стимуляции совместных предприятий и партнерства. В качестве таковых могут выступать компании агропромышленного комплекса и легкой промышленности, способные простимулировать развитие прилегающих территорий. Концентрация таких фирм, а именно аграрных, пищевых и текстильных предприятий, на определенных территориях приведет к образованию новых полюсов роста.Российско-казахстанская граница и прилегающая к ней территория представляет собой феномен, интересный как в количественном (огромная протяженность, богатые ресурсы и т. д.), так и в качественном (открытость столь обширной зоны для интенсивного взаимодействия населения, отождествляющего себя с европейской и азиатской, христианской и мусульманской культурными традициями; наличие разнообразных, порою противоречивых и противоположных интерпретаций значения пограничья) отношении.Особенно интенсивно и масштабно развивалось сотрудничество России в нефтегазовой отрасли с Казахстаном, в том числе благодаря активизации деятельности компании «ЛУКОЙЛ», ставшей крупнейшим российским инвестором в республике с накопленным объемом инвестиций в казахстанскую экономику в размере около 7 млрд долл. США. Доля добываемого компанией углеводородного сырья достигает 10% от общего объема добычи в РК. Геологоразведочными работами в Казахстане занимается «Роснефть», которая совместно с казахстанской НК «КазМунайГаз» участвует в проекте по освоению структуры Курмангазы в казахстанском секторе Каспийского моря.Последовательно развивается взаимодействие России и Казахстана в газовой сфере. С 2002 г. действует СП «КазРосГаз», образованное на паритетной основе ОАО «Газпром» и АО «НК «КазМунайГаз», основными функциями которого выступает закупка, переработка, транспортировка и реализация казахстанского природного газа и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках. «КазРосГаз» также выступает оператором перспективного проекта по геологическому изучению и разведке трансграничного Имашевского газоконденсатного месторождения (на территории Астраханской области РФ и Атырауской области РК). Учрежденное в 2007 г. сбытовое дочернее предприятие российской нефтяной компании «Газпром нефти» – ООО «Газпром нефть – Казахстан» располагает в Казахстане значительной сетью АЗС.Таким образом, российско-казахстанские приграничные территории, имея общую историю развития, схожие социально-экономические показатели, богатые природные и другие ресурсы, обладают большими возможностями реализации торгово-экономического и социально-культурного потенциала. Устранение основных диспропорций в развитии приграничных территорий, расширение специализации в региональном разделении труда, усовершенствование систем управления приграничья Республики Казахстан и Российской Федерации позволят решить многие социально-экономические проблемы регионов и вывести российско-казахстанское сотрудничество на качественно новый уровень.В то же время у РФ, которая считает себя лидером в сфере сотрудничества со странами Центральной Азии в целом, есть конкуренты в лице Ирана, Китая и Турции.Отношения Ирана со странами Центральной Азии осуществляются как в двусторонних форматах, так и в формате многостороннего диалога, также стоит учитывать факт того, что Иран один из первых признал независимость бывших советских республик.Для ИРИ (Исламская Республика Иран), имело очень важное значение вхождение центральноазиатских республик в Организацию исламская конференция (ОИК), что позволило снизить влияние в этой организации арабских стран.Иран заинтересован во вхождении стран Центральной Азии в ОПЕК. В 1992 году центральноазитаские страны вошли в Организацию экономического сотрудничества (ОЭС). Основателями ОЭС страны Центральной Азии в первую очередь рассматривались как новые рынки сбыта товаров и услуг, источники сырья, а также как транзитные территории своих товаров по пути в ЕС. Однако сотрудничество в данном направлении затруднено, учитывая единообразие экспортно-импортной продукции стран ОЭС. Важнейшим направлением сотрудничества считается, развитие общих проектов в нефтегазовых отраслях и энергетике, стоит отметить, что в данных направлениях взаимное сотрудничество осуществляется посредством двусторонних проектов.Иран также планирует построить трубопровод, по которому каспийская нефть будет обеспечивать потребности Северных районов Ирана, в первую очередь из Туркменистана и Казахстана, но на сегодняшний момент этому проекту препятствую санкции в отношении Ирана.Основным торговым партнёром КНР, как и России, в Центральной Азии является Казахстан. Немаловажную роль в укреплении торговых отношений Китая и центрально-азиатских стран играет инициатива «Один пояс – один путь». Успешная реализация проекта выгодная как для КНР, так и для государств Центральной Азии, для которых инициатива – это возможность получить инфраструктурное развитие и новые торговые перспективы. Одним из приоритетных направлений сотрудничества КНР и стран ЦА в настоящее время является рост доли юаня во взаимных расчётах и снижение зависимости от доллара. В условии существующих кризиса перепроизводства и наличия избыточных производственных мощностей Китая стремится увеличить объём «индустриальных трансфертов» в Центральную Азию – переноса китайских предприятий на территории государств региона.В 1990-х годах первоочередной задачей Турции в вопросе Центральной Азии стало признание молодых тюркских стран международным сообществом. За этим последовала реализация Турции проектов для наших родственников, живущих во вновь основанных странах Центральной Азии, в различных областях, таких как социальные, экономические и культурные. Помощь, которая была оказана в начале, со временем превратилась в долгосрочные проекты и сотрудничество, основанное на развитии. Возникла необходимость в организации, которая могла бы практиковать и координировать операции, которые будут проводиться в этой области, и определять приоритеты внешней политики, что привело к созданию в 1992 году Турецкого агентства сотрудничества и координации (TİKA).В качестве альтернативы экспорту газа через Иран Вашингтон и Анкара предлагали Туркменистану сделать выбор в пользу строительства транскаспийского газопровода. В декабре 1997 г. Туркменистан и Турция подписали меморандум о реализации этого проекта. В мае 1999 г. Анкара и Ашхабад заключили рамочное соглашение о поставках в Турцию по транскаспийскому маршруту 16 млрд кубометров туркменского газа в год в течение 30 лет. Однако реализации проекта препятствовали его высокая стоимость, спор между Азербайджаном и Туркменистаном о принадлежности каспийского месторождения Сердар (Кяпаз) и неожиданное для Ашхабада требование Баку выделить в газопроводе пятидесятипроцентную квоту для транспортировки азербайджанского газа.Некоторые российские аналитики считают, что стремление Турции получать из Азербайджана и государств Центральной Азии дешевые нефть и газ — не главная цель этой страны. Приоритет Анкары состоит в обретении в данном макрорегионе, прежде всего на Кавказе, геополитического и стратегического преимущества над Россией и Ираном.Подводя итог, следует констатировать, что геополитическое противоборство Китая, Турции, России и Ирана в регионах Центральной Азии и Закавказье продолжает сохраняться, однако, в отличие от 1990-х годов, в настоящее время оно не имеет ярко выраженного характера. Латентность данного процесса обусловлена, с одной стороны, окончанием разделения сфер влияния между странами, с другой, — особенностями современных двусторонних и многосторонних связей между Пекином, Анкарой, Москвой и Тегераном.ЗаключениеСНГ в 21 веке представляет собой недостаточно развитую международную организацию, имеющую внутри себя эффективную инфраструктуру, совместный устойчивый рынок сбыта, прочные социальные и культурные связи. За годы существования присутствуют положительные моменты, заслуга которых в правильной политики глав государства, но так как последние принимают окончательное решение, то деятельность Содружества в большей степени зависит от декларируемой внешней политики каждого государства-члена. Государственные и национальные интересы не сводятся лишь к развитию связей СНГ, так как основные ресурсы уходят на политическую борьбу и конкуренцию, поддержание военного превосходства и т.п.Отношения на пространстве СНГ Россия выстраивает не только в многостороннем, но и в двухстороннем формате. Приграничное взаимодействие становится главным катализатором процесса интеграции.В современных реалиях для любого порубежного субъекта России важно учитывать особенности своего геополитического расположения, причем особое внимание стоит уделить возможности кластерной организации хозяйства, использовать возможности перехода кластера, созданного сначала на территории приграничного региона, в статус трансграничного путем слияния с кластером по другую сторону границы. Поэтому обязателен учет такого варианта развития регионального кластера еще на начальном этапе его планирования. Такого уровня кластер становится кратно эффективнее, чем кластер, сосредоточенный лишь в границах определенной территории. В дальнейшем трансграничный кластер не должен оставаться в фазе стагнации: имеется возможность по его усовершенствованию и появлению уже транснационального кластера.Порубежные субъекты в настоящее время занимают ключевое место в вопросах международных взаимосвязей, поскольку характер отношений в зоне приграничья оказывает влияние и на эффективность сотрудничества этих стран в целом. Для России важно улучшить экономическое положение своих порубежных субъектов, чему эффективно будет способствовать образование трансграничных кластеров.При сложности сохранения и развития исторически сложившихся тесных связей российско-казахстанское приграничье во многих отношениях можно рассматривать как положительный пример для других участков постсоветских границ. Евразийская интеграция и связанные с ней казахстанские инициативы сыграли большую роль в установлении добрососедских отношений на этом участке российских границ. Производственные связи между предприятиями, единое культурно-языковое пространство, а также сложившиеся общие системы расселения и транспорта сформировали значительный потенциал для экономической интеграции и приграничного сотрудничества.Россия и Казахстан эксплуатируют общее советское наследие – кооперационные связи между ограниченным числом промышленных предприятий преимущественно сырьевого профиля. Такого рода контакты не позволяют вовлечь в сотрудничество большое число жителей приграничья и не способствуют росту разнообразных экономических, социальных и культурных связей. При этом наблюдается отчетливое стремление к постепенной автономизации трансграничных производственных цепочек, что создает угрозу потери уже накопленного потенциала сотрудничества. Это противоречит задачам евразийской интеграции, фактором которой является создание единой системы кооперационных связей. Это должно обеспечить дополнительный синергетический эффект и послужить стимулом для развития наукоемких отраслей производства.Геополитические вызовы, связанные с событиями на Украине и последовавшим за ними присоединением Крыма, ухудшением отношений между Россией и Западом, стали серьезным испытанием для евразийской интеграции. Они подталкивают центральные власти обеих стран к принятию мер, направленных на решение часто надуманных и конъюнктурных проблем национальной и региональной безопасности, создают иллюзию неэффективности евразийского проекта. В условиях высоко централизованного управления региональные власти обеих стран, выбирая между интеграционной риторикой и дискурсом о национальной безопасности, зачастую предпочитают избегать излишне тесных приграничных связей с соседями. Особенно это характерно для казахстанской элиты, которая опасается развития событий на севере страны по крымскому сценарию.Приграничное сотрудничество, направленное на развитие приграничной инфраструктуры, кооперации в экономической и общественной сферах могло бы не только способствовать сохранению имеющихся связей, но также стать одной из движущих сил евразийской интеграции.Одной из проблем приграничного сотрудничества России и Казахстана на данном этапе является значительное отставание национальной политико-правовой базы от динамики подписания международных правовых документов с участием двух стран. Кроме того, очевидна необходимость синхронизации дальнейшего развития внутригосударственного и международного уровней политико-правовой основы по времени и по содержанию в соответствии с национальными интересами, актуальными политическими и экономическими задачами, стоящими перед Россией и Казахстаном. Идентичность политико-правового поля позволит повысить эффективность приграничного сотрудничества на межгосударственном и региональном уровнях.Совершенствование политико-правовой основы приграничного сотрудничества двух стран на современном этапе должно включать в себя не только развитие международной и национальной законодательной базы, создание новых платформ для двустороннего диалога, но и обеспечение дифференцированного подхода к каждому субрегиону в отдельности. Сложившаяся политико-правовая основа приграничного сотрудничества России и Казахстана не позволяет реализовывать местный экономический потенциал того или иного региона, поскольку значительно ограничивает прямые контакты на уровне местных властей и муниципальных образований как со стороны Российской Федерации, так и со стороны Республики Казахстан.Российско-казахстанские приграничные территории, имея общую историю развития, схожие социально-экономические показатели, богатые природные и другие ресурсы, обладают большими возможностями реализации торгово-экономического и социально-культурного потенциала. Устранение основных диспропорций в развитии приграничных территорий, расширение специализации в региональном разделении труда, усовершенствование систем управления приграничья Республики Казахстан и Российской Федерации позволят решить многие социально-экономические проблемы регионов и вывести российско-казахстанское сотрудничество на качественно новый уровень.Список использованной литературыРешение Совета глав государств СНГ О принятии Устава СНГ (Вместе с "Уставом Содружества Независимых Государств") (Принято в г. Минске 22.01.1993) (с изм. от 19.09.2003) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", N 1, 1993Конвенция по приграничному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902196976Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 г. // СПС КонсультантПлюсДоговор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI в. от 11 ноября 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1560Договор о российско-казахстанской государственной границе от 18 января 2005 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901923590Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в охране внешних границ от 30 января 2002 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901892746Договор от 24.09.1993 «О создании Экономического союза». // СПС КонсультантПлюсДоговор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 16 июля 1992 г. № 3319-1. URL: http://docs.cntd.ru/document/90Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве от 8 декабря 2011 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902240036Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан (с изм. на 7 июня 2012 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902014013Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Казахстаном // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901748489Соглашение о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 7 сентября 2010 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902240034Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. N 32 (часть I), ст. 5082.Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 31 (часть I) ст. 4728Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003, N 50, ст. 4850.Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г. N 2 ст. 231Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995, N 29, ст. 2757.Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.2016. № 49. Ст. 6886.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.Стратегия развития системы образования Казахстана на 2019–2021 гг. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programsСтратегия развития Казахстана до 2050 г., принятая в декабре 2012 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programsАбайдельдинов Е.М. Реализация, обеспечение и защита прав человека в условиях мультикультурализма. Магнитогорск, 2016.Алдосов Н. От сильной власти и менее сильной власти: на примере стран Центральной Азии. Алмата. 2015. С. 34.Алейников М.В. Ономастические и топонимические изменения в современном Казахстане как проявление политики казахизации // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2. С. 369–372.Алексеенко А. Миграции и борьба за городское пространство в независимом Казахстане // Местные сообщества, местная власть и мигранты в Сибири на рубежах XIX–XX и XX–XXI веков / науч. ред. В.И. Дятлов. Иркутск: Оттиск, 2015. С. 371–401.Арунова Л.В. Этапы интеграции АСЕНА в единое экономическое сообщество // Юго-восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. №15. С. 90–105.Архипов А. Ю., Павлов П. В., Татарова А. В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. Таганрог, 2015. С. 25.Бакшин С.В., Раевский, С.В. Организация приграничного сотрудничества на уровне региона // Сегодня и завтра российской экономики. 2016. № 59-60. С. 124-132.Балынская Н.Р. Политико-медийный процесс в российской федерации: современное состояние // Экономика и политика. 2015. №1 (4). С. 5-7.Божко Л. Л. Концептуальные подходы к определению приграничных территорий // Региональная экономика. Теория и практика. 2017. № 4. С. 47–54.Болгова Е.В., Курникова М.В. Опыт Франции в пространственной организации системы высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12. № 3 (47). С. 481-501.Боришполец К.П. Русский язык в Центрально-азиатском регионе // Вестник МГИМО Университета. 2017. № 2. С. 63–70.Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Актуальные проблемы пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. Москва: АНОО «Институт эффективных технологий», 2015. С. 5.Винокуров Е.Ю., Демиденко М.В., Пелипась И.В. и др. Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий. Доклад № 30. Спб.: ЕАБР, 2015. 96 с.Герасименко Т. И. Этнокультурная трансграничность: взгляд географа // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 1. С. 153.Гладченко Л.В. Проект «Сообщество АСЕАН»: проблемы региональной интеграции на современном этапе. // Проблемы национальной стратегии. 2016. №4(37). С.121–137.Голунов С. В. Российско-казахстанская граница: история формирования // Вестник ВолГУ. 2015. Сер. 4. Вып. 10. С. 84.Голунов С.В. Приграничное сотрудничество России и Казахстана: проблемы и пути развития // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 6. С. 84–91.Жундубаев М.К. Приграничное сотрудничество между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на современном этапе: характер развития, проблемы и перспективы: автореф. дис. … канд. полит. наук, М., 2014.Золотухин С.А. Особенности адаптации русских в Казахстане // Социс. Социологические исследования. 2015. № 2. С. 99–103.Ибрагимов Ж.И. Система обычного права казахов и его роль в модернизации общественного сознания // Вестник АлтГУ. 2018. № 1. С. 65–68.Кадыржанов Р. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2017. С. 68.Кесян Г. Этнополитические конфликты - следствие социальных трансформаций // Обозреватель-Observer. 2015. № 6. С. 85-91.Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебн. для вузов. М., 2015. С. 47.Колосов В.А., Зотова М.В., Себенцов А.Б. Барьерная функция российских границ // Изв. РАН. Сер. геогр. 2016. № 5. С. 8–20.Кротов А. В., Чернышова М. А. Внешнеэкономические отношения приграничных районов России и Казахстана // География и природопользование Сибири. Барнаул, 2015. Вып. 12. С. 92.Кузьмина Е.М. Евразийский экономический союз в новых экономических условиях//Управленческое консультирование. 2016. №10. С. 45–53.Лагутина М.Л. ЕС и ЕАЭС: проблемы и перспективы сотрудничества в современных геополитических реалиях//Управленческое консультирование. 2015. №11 (83). С.124–136.Лескова Л.Г. Развитие туризма в малом городе Лисаковске: миф или реальность // Сборник материалов внутрифакультетской научно-практической конференции «Оценка необходимости и возможности развития туризма в Лисаковске». Рудный: Рудненский индустриальный институт, 2015.Лимонов Л.Э., Ракишева Б.И., Анисимов А.М. и др. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. СПб.: ЕАБР, 2015. С. 56.Макенова А.Б. Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 7. С. 698–706.Мартышенко Н.С. Система образования как важнейший инструмент «мягкой силы» приграничного региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 156-160Мельков С.А. Какие ценности предстоит защищать России // Власть. 2015. №2. С.94–97.Никулина А.А., Торопыгин А.В. К вопросу о концептуальной основе развития Евразийской интеграции. //Управленческое консультирование. 2017. №3. С.60–67.Пахолкин Д.А. Нормативная сила в конкуренции евразийского и европейского интеграционных проектов на постсоветском пространстве // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Том 12. №6. С.171–186.Перфильева А.А., Хуан Юе. Проблемы и перспективы развития российско-китайского экономического сотрудничества // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 113-116.Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб.: «Алитейя», 2018. 308 сРамич М.С. Выбор Центрально- азиатских Республик: Россия или Китай // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 8. С. 806–817.Регионы Казахстана в 2018 году / Стат. ежегодник на казахском и русском языках. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики. 456 с.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 / Стат. сб. Росстат. М., 2019. 1326 с.Савичев Ю.Н. Россия и Казахстан: сотрудничество в сфере высшего образования // Современная наука. 2015. № 2. С. 26–29.Султангалиев А. Казахстан и его соседи: возможности и ограничения. Доклад. Астана-Алматы: Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан-Лидера нации, 2016. 35 с.Цветков В. А., Зоидов К. Х. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития. М.: Финансы и кредит, 2009.Алтынбекова О.Б. Миграция в Казахстане: новый статус русского языка // Демоскоп. URL. http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251/analit05.phpБарьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза. Доклад. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2016. URL. https://barriers.eaeunion.org/api/info/document/38/fileГаранин Г. Латиница в Казахстане: история и перспективы. ИА REGNUM, 2017. URL. https://regnum.ru/news/polit/2262196.htmlИнтервью Министра энергетики Республики Казахстан К. Бозумбаева для Интернет-ресурса “Tengrinews.kz”. URL. https://www.youtube.com/watch?v=y6OKB4NYzR0Как изменения в Законе “О телерадиовещании” повлияют на казахстанские телеканалы. 2015. URL. https://www.nur.kz/963441-kak-izmeneniya-v-zakoneo-teleradiove.htmlКалинин А.Е. Основные аспекты сотрудничества Оренбургской области с Казахстаном на современном этапе. Доклад на Международной науч.-практ. конф. “Межрегиональное сотрудничество приграничных регионов России и Казахстана” (Оренбург, 2016). URL. http://evrazia-ural.ru/node/osnovnye-aspekty-sotrudnichestva-orenburgskoyoblasti-s-kazahstanom-na-sovremennom-etapeКомитет по статистике Министерства национальной экономики Республика Казахстан // Информационно-аналитическая система Талдау. - https://taldau.stat.gov.kz/ru/Search/SearchByKeyWordМуратова С.Р. Географическое описание Иртышской линии // Вестн. Том. ун-та. URL. http://cyberleninka.ru/article/n/geograficheskoeopisanie-irtyshskoy-linii.Муратова С.Р. Географическое описание ТоболоИшимской линии // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. URL. http://cyberleninka.ru/article/n/geograficheskoe-opisanie-tobolo-ishimskoy-liniОфициальный сайт компании “Казросгаз”. URL. http://kazrosgas.org/rus/o-kompanii/istoriya/Попова М. Россия медленно перекрывает Казахстану уголь. 2016. Интернет-портал ABCTV.kz. URL. http://www.abctv.kz/ru/news/rossiya-medlennoperekryvaet-kazahstanu-ugolПосольство Республики Казахстан в Российской Федерации Казахстанско-Российские отношения в торгово-экономической сфере [В Интернете]. - https://www.kazembassy.ru/rus/dvustoronnee_sotrudnichestvo/ekonom_sotrudnichestvoФедеральная служба государственной статистики Российской Федерации // Витрина статистических данных. - https://showdata.gks.ru/report/278928/Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана // Сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59075Beloglazov A. Russia’s policy on providing security in Central Asia at the beginning of the XXI century // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. P. 219–226.Kulnazarov R. New geopolitical role of central asia within foreign policy interests of world powers // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 12. P. 125–130.Oktyabrskaya I.V. Patteren felts: problems of preserving cultural heritage of Nomadic Oecumene in Central Asia // Universum Humanitarium. 2015. № 1. P. 165–173.Paramonov V., Strokov A. Russia's projects and investments in Central Asia: the oil and gas industry // Central Asia and the Caucasus. 2018. № 6. P. 89–100.Wilhelmsen J., Flikke G. Chinese-Russian convergence and Central Asia // Geopolitics. 2011. Т. 16. № 4. P. 865–901.
2. Конвенция по приграничному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902196976
3. Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 г. // СПС КонсультантПлюс
4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI в. от 11 ноября 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1560
5. Договор о российско-казахстанской государственной границе от 18 января 2005 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901923590
6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в охране внешних границ от 30 января 2002 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901892746
7. Договор от 24.09.1993 «О создании Экономического союза». // СПС КонсультантПлюс
8. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 16 июля 1992 г. № 3319-1. URL: http://docs.cntd.ru/document/90
9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве от 8 декабря 2011 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902240036
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан (с изм. на 7 июня 2012 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902014013
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Казахстаном // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901748489
12. Соглашение о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 7 сентября 2010 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902240034
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
14. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. N 32 (часть I), ст. 5082.
15. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 31 (часть I) ст. 4728
16. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
17. Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г. N 2 ст. 231
18. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995, N 29, ст. 2757.
19. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.2016. № 49. Ст. 6886.
20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
21. Стратегия развития системы образования Казахстана на 2019–2021 гг. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs
22. Стратегия развития Казахстана до 2050 г., принятая в декабре 2012 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs
23. Абайдельдинов Е.М. Реализация, обеспечение и защита прав человека в условиях мультикультурализма. Магнитогорск, 2016.
24. Алдосов Н. От сильной власти и менее сильной власти: на примере стран Центральной Азии. Алмата. 2015. С. 34.
25. Алейников М.В. Ономастические и топонимические изменения в современном Казахстане как проявление политики казахизации // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2. С. 369–372.
26. Алексеенко А. Миграции и борьба за городское пространство в независимом Казахстане // Местные сообщества, местная власть и мигранты в Сибири на рубежах XIX–XX и XX–XXI веков / науч. ред. В.И. Дятлов. Иркутск: Оттиск, 2015. С. 371–401.
27. Арунова Л.В. Этапы интеграции АСЕНА в единое экономическое сообщество // Юго-восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. №15. С. 90–105.
28. Архипов А. Ю., Павлов П. В., Татарова А. В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. Таганрог, 2015. С. 25.
29. Бакшин С.В., Раевский, С.В. Организация приграничного сотрудничества на уровне региона // Сегодня и завтра российской экономики. 2016. № 59-60. С. 124-132.
30. Балынская Н.Р. Политико-медийный процесс в российской федерации: современное состояние // Экономика и политика. 2015. №1 (4). С. 5-7.
31. Божко Л. Л. Концептуальные подходы к определению приграничных территорий // Региональная экономика. Теория и практика. 2017. № 4. С. 47–54.
32. Болгова Е.В., Курникова М.В. Опыт Франции в пространственной организации системы высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12. № 3 (47). С. 481-501.
33. Боришполец К.П. Русский язык в Центрально-азиатском регионе // Вестник МГИМО Университета. 2017. № 2. С. 63–70.
34. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Актуальные проблемы пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. Москва: АНОО «Институт эффективных технологий», 2015. С. 5.
35. Винокуров Е.Ю., Демиденко М.В., Пелипась И.В. и др. Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий. Доклад № 30. Спб.: ЕАБР, 2015. 96 с.
36. Герасименко Т. И. Этнокультурная трансграничность: взгляд географа // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 1. С. 153.
37. Гладченко Л.В. Проект «Сообщество АСЕАН»: проблемы региональной интеграции на современном этапе. // Проблемы национальной стратегии. 2016. №4(37). С.121–137.
38. Голунов С. В. Российско-казахстанская граница: история формирования // Вестник ВолГУ. 2015. Сер. 4. Вып. 10. С. 84.
39. Голунов С.В. Приграничное сотрудничество России и Казахстана: проблемы и пути развития // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 6. С. 84–91.
40. Жундубаев М.К. Приграничное сотрудничество между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на современном этапе: характер развития, проблемы и перспективы: автореф. дис. … канд. полит. наук, М., 2014.
41. Золотухин С.А. Особенности адаптации русских в Казахстане // Социс. Социологические исследования. 2015. № 2. С. 99–103.
42. Ибрагимов Ж.И. Система обычного права казахов и его роль в модернизации общественного сознания // Вестник АлтГУ. 2018. № 1. С. 65–68.
43. Кадыржанов Р. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2017. С. 68.
44. Кесян Г. Этнополитические конфликты - следствие социальных трансформаций // Обозреватель-Observer. 2015. № 6. С. 85-91.
45. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебн. для вузов. М., 2015. С. 47.
46. Колосов В.А., Зотова М.В., Себенцов А.Б. Барьерная функция российских границ // Изв. РАН. Сер. геогр. 2016. № 5. С. 8–20.
47. Кротов А. В., Чернышова М. А. Внешнеэкономические отношения приграничных районов России и Казахстана // География и природопользование Сибири. Барнаул, 2015. Вып. 12. С. 92.
48. Кузьмина Е.М. Евразийский экономический союз в новых экономических условиях//Управленческое консультирование. 2016. №10. С. 45–53.
49. Лагутина М.Л. ЕС и ЕАЭС: проблемы и перспективы сотрудничества в современных геополитических реалиях//Управленческое консультирование. 2015. №11 (83). С.124–136.
50. Лескова Л.Г. Развитие туризма в малом городе Лисаковске: миф или реальность // Сборник материалов внутрифакультетской научно-практической конференции «Оценка необходимости и возможности развития туризма в Лисаковске». Рудный: Рудненский индустриальный институт, 2015.
51. Лимонов Л.Э., Ракишева Б.И., Анисимов А.М. и др. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. СПб.: ЕАБР, 2015. С. 56.
52. Макенова А.Б. Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 7. С. 698–706.
53. Мартышенко Н.С. Система образования как важнейший инструмент «мягкой силы» приграничного региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 156-160
54. Мельков С.А. Какие ценности предстоит защищать России // Власть. 2015. №2. С.94–97.
55. Никулина А.А., Торопыгин А.В. К вопросу о концептуальной основе развития Евразийской интеграции. //Управленческое консультирование. 2017. №3. С.60–67.
56. Пахолкин Д.А. Нормативная сила в конкуренции евразийского и европейского интеграционных проектов на постсоветском пространстве // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Том 12. №6. С.171–186.
57. Перфильева А.А., Хуан Юе. Проблемы и перспективы развития российско-китайского экономического сотрудничества // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 113-116.
58. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб.: «Алитейя», 2018. 308 с
59. Рамич М.С. Выбор Центрально- азиатских Республик: Россия или Китай // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 8. С. 806–817.
60. Регионы Казахстана в 2018 году / Стат. ежегодник на казахском и русском языках. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики. 456 с.
61. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 / Стат. сб. Росстат. М., 2019. 1326 с.
62. Савичев Ю.Н. Россия и Казахстан: сотрудничество в сфере высшего образования // Современная наука. 2015. № 2. С. 26–29.
63. Султангалиев А. Казахстан и его соседи: возможности и ограничения. Доклад. Астана-Алматы: Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан-Лидера нации, 2016. 35 с.
64. Цветков В. А., Зоидов К. Х. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития. М.: Финансы и кредит, 2009.
65. Алтынбекова О.Б. Миграция в Казахстане: новый статус русского языка // Демоскоп. URL. http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251/analit05.php
66. Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза. Доклад. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2016. URL. https://barriers.eaeunion.org/api/info/document/38/file
67. Гаранин Г. Латиница в Казахстане: история и перспективы. ИА REGNUM, 2017. URL. https://regnum.ru/news/polit/2262196.html
68. Интервью Министра энергетики Республики Казахстан К. Бозумбаева для Интернет-ресурса “Tengrinews.kz”. URL. https://www.youtube.com/watch?v=y6OKB4NYzR0
69. Как изменения в Законе “О телерадиовещании” повлияют на казахстанские телеканалы. 2015. URL. https://www.nur.kz/963441-kak-izmeneniya-v-zakoneo-teleradiove.html
70. Калинин А.Е. Основные аспекты сотрудничества Оренбургской области с Казахстаном на современном этапе. Доклад на Международной науч.-практ. конф. “Межрегиональное сотрудничество приграничных регионов России и Казахстана” (Оренбург, 2016). URL. http://evrazia-ural.ru/node/osnovnye-aspekty-sotrudnichestva-orenburgskoyoblasti-s-kazahstanom-na-sovremennom-etape
71. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республика Казахстан // Информационно-аналитическая система Талдау. - https://taldau.stat.gov.kz/ru/Search/SearchByKeyWord
72. Муратова С.Р. Географическое описание Иртышской линии // Вестн. Том. ун-та. URL. http://cyberleninka.ru/article/n/geograficheskoeopisanie-irtyshskoy-linii.
73. Муратова С.Р. Географическое описание ТоболоИшимской линии // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. URL. http://cyberleninka.ru/article/n/geograficheskoe-opisanie-tobolo-ishimskoy-lini
74. Официальный сайт компании “Казросгаз”. URL. http://kazrosgas.org/rus/o-kompanii/istoriya/
75. Попова М. Россия медленно перекрывает Казахстану уголь. 2016. Интернет-портал ABCTV.kz. URL. http://www.abctv.kz/ru/news/rossiya-medlennoperekryvaet-kazahstanu-ugol
76. Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации Казахстанско-Российские отношения в торгово-экономической сфере [В Интернете]. - https://www.kazembassy.ru/rus/dvustoronnee_sotrudnichestvo/ekonom_sotrudnichestvo
77. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации // Витрина статистических данных. - https://showdata.gks.ru/report/278928/
78. Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана // Сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59075
79. Beloglazov A. Russia’s policy on providing security in Central Asia at the beginning of the XXI century // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. P. 219–226.
80. Kulnazarov R. New geopolitical role of central asia within foreign policy interests of world powers // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 12. P. 125–130.
81. Oktyabrskaya I.V. Patteren felts: problems of preserving cultural heritage of Nomadic Oecumene in Central Asia // Universum Humanitarium. 2015. № 1. P. 165–173.
82. Paramonov V., Strokov A. Russia's projects and investments in Central Asia: the oil and gas industry // Central Asia and the Caucasus. 2018. № 6. P. 89–100.
83. Wilhelmsen J., Flikke G. Chinese-Russian convergence and Central Asia // Geopolitics. 2011. Т. 16. № 4. P. 865–901.
Вопрос-ответ:
Какие модели современных интеграционных проектов существуют между Россией и Казахстаном?
Существуют различные модели современных интеграционных проектов между Россией и Казахстаном. Например, они могут быть основаны на создании одного или нескольких совместных предприятий в приграничных регионах, объединении усилий в области транспортной инфраструктуры, сотрудничестве в сфере туризма и развлечений, а также в области образования и культуры. Эти проекты имеют целью улучшение экономического и социального развития пограничных территорий обеих стран.
Какие факторы способствуют сотрудничеству России и Казахстана в рамках приграничного сотрудничества?
Сотрудничество России и Казахстана в рамках приграничного сотрудничества обусловлено несколькими факторами. Во-первых, оба государства имеют общие интересы в развитии пограничных территорий и их экономики. Во-вторых, наличие согласованной стратегии развития приграничного сотрудничества способствует координации усилий и достижению взаимных выгод. В-третьих, наличие дружественных и стабильных отношений между двумя государствами способствует развитию сотрудничества.
Какая современная ситуация с приграничным сотрудничеством России и Казахстана?
В настоящее время сотрудничество между Россией и Казахстаном в сфере приграничного сотрудничества развивается активно. Две страны активно взаимодействуют в области экономики, транспортной инфраструктуры, туризма и других отраслях. Осуществляются совместные проекты, создаются совместные предприятия и развиваются контакты между людьми. Это позволяет улучшать жизнь людей на пограничных территориях и способствует более эффективному использованию ресурсов обоих государств.
Каковы модели современных интеграционных проектов государств?
Существуют различные модели интеграционных проектов государств. Одна из них - торговая интеграция, когда страны вступают в договоры о свободной торговле и устанавливают совместные таможенные правила. Другая модель - политическая интеграция, когда страны объединяются для совместного управления и принятия решений. Еще одна модель - экономическая интеграция, которая включает в себя совместное использование ресурсов и развитие совместных проектов. Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки и выбор модели зависит от целей и интересов участников интеграционного проекта.
Какие факторы способствуют сотрудничеству России и Казахстана в рамках приграничного сотрудничества?
Сотрудничество России и Казахстана в рамках приграничного сотрудничества способствуют различные факторы. Один из них - географическое положение. Россия и Казахстан имеют общую границу и природные ресурсы, что создает возможности для сотрудничества в торговле и экономике. Другой фактор - наличие общих интересов и целей. Обе страны заинтересованы в развитии региона и укреплении экономического потенциала. Также важным фактором является наличие соглашений и договоренностей между двумя странами, которые создают юридическую и организационную основу для сотрудничества.
Какова современная ситуация в приграничном сотрудничестве Российской Федерации?
Современная ситуация в приграничном сотрудничестве Российской Федерации зависит от конкретного региона и отношений с соседними странами. В целом, Россия активно развивает приграничное сотрудничество с различными странами, включая Казахстан. Это осуществляется через различные программы и проекты, направленные на развитие экономики, торговли, транспортной инфраструктуры и культурного обмена. Однако в некоторых регионах могут возникать проблемы, связанные с различиями в законодательстве, таможенными процедурами и другими факторами, которые затрудняют сотрудничество.
Какие модели существуют для развития приграничного сотрудничества между Россией и Казахстаном?
Существуют различные модели сотрудничества между Россией и Казахстаном в рамках приграничного сотрудничества. Одна из таких моделей - создание приграничных экономических зон, которые позволяют увеличить инвестиционную привлекательность регионов и стимулировать экономическое развитие. Другая модель - развитие транспортной инфраструктуры и логистических центров, что обеспечивает удобство и эффективность торговли и перевозок. Кроме того, важным аспектом модели приграничного сотрудничества является развитие культурных и образовательных программ, которые способствуют укреплению дружественных отношений между народами России и Казахстана.
Какие факторы способствуют сотрудничеству между Россией и Казахстаном в рамках приграничного сотрудничества?
В рамках приграничного сотрудничества между Россией и Казахстаном существует несколько факторов, способствующих развитию взаимовыгодного сотрудничества. Во-первых, наличие общей границы и схожих интересов в экономической, транспортной и социальной сферах создает благоприятную платформу для взаимодействия двух стран. Во-вторых, членство и сотрудничество России и Казахстана в Евразийском экономическом союзе обеспечивает дополнительные стимулы для развития приграничного сотрудничества в рамках общих экономических принципов и правил. Наконец, культурные и исторические связи между двумя странами также играют важную роль в укреплении взаимопонимания и сотрудничества.
Какую стратегию предлагают развития системы приграничного сотрудничества России и Казахстана?
Стратегия развития системы приграничного сотрудничества России и Казахстана заключается в укреплении экономического, социального и культурного взаимодействия между двумя странами. Главной целью стратегии является создание благоприятной инвестиционной среды, развитие транспортной инфраструктуры и совместных проектов, а также улучшение условий жизни на приграничных территориях.
Какие факторы способствуют сотрудничеству России и Казахстана в рамках приграничного сотрудничества?
Сотрудничество России и Казахстана в рамках приграничного сотрудничества способствуют ряд факторов. Во-первых, это схожие экономические интересы и цели двух стран. Россия и Казахстан являются важными торговыми партнерами, ведут совместные проекты в области энергетики, транспорта и инфраструктуры. Во-вторых, географическое положение и наличие общих границ способствуют углублению сотрудничества. Граница между Россией и Казахстаном является одной из самых длинных в мире и представляет огромный потенциал для развития торговли, туризма и других отраслей экономики. Кроме того, важную роль играет политическое согласие и взаимопонимание между руководством двух стран, которое способствует развитию партнерских отношений.